Рабочая программа театра миниатюр "Наш выбор"
рабочая программа на тему
Дополнительная образовательная программа театра миниатюр «Наш выбор» ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
В программе при обучении основам сценического мастерства, активно используются психологические игровые тренинги. Она направлена не на создание из студента «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям, умеющего ориентироваться в социальном пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В современном мире не столько фундаментальные знания, сколько творческое мышление, способность к фильтрации информации, быстрота реакции, устойчивость к эмоциональным нагрузкам являются гарантией профессиональной карьеры.
Дополнительная образовательная программа театра миниатюр «Наш выбор» ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
В программе при обучении основам сценического мастерства, активно используются психологические игровые тренинги. Она направлена не на создание из студента «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям, умеющего ориентироваться в социальном пространстве.
Цель программы: активизация личностного и социального развития подростка средствами театрального искусства в условиях разновозрастного детского коллектива.
Основные задачи:
- создать условия для проявления лучших личностных качеств каждого студента , для формирования положительной «Я» - концепции;
- стимулировать интерес к развитию своих собственных возможностей и их употреблению на благо себя и окружающих;
- наладить систему реального социального взаимодействия подростков с окружающими людьми на гуманистических основах;
- приобщить студентов к миру искусства.
Цель первого года обучения:
создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности в регулярных занятиях театральной деятельностью.
Задачи:
1.дать первоначальные знания по актерскому мастерству, культуре речи;
2.познакомить с историей, жанрами театра, основами сценографии;
3.сформировать навыки сценической речи, сценического движения, работы с текстом;
Цель первого года обучения:
вовлечение в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
1) Научить партнерскому взаимодействию на сцене;
2) Способствовать развитию пластики, речевой выразительности, внимания, воображения, образного мышления;
3) Сформировать навыки публичного поведения;
4) Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие;
Цель второго и третьего года обучения:
1)Закреплять и развивать на практике знания, умения, навыки, полученные на первом году обучения;
2)Сформировать навыки организаторской работы в процессе работы над сценической постановкой;
3) Отношение к себе - реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе, реставрация и коррекция чувства достоинства, объективная самооценка, укрепление адаптивности;
4)Отношение к другим – способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения, навыков культуры эмоциональной экспрессии;
5)Отношение к реальности – приобретение навыков выбора и принятия решений, мобилизация и самоорганизация, обретение оптимизма в отношения к реальности).
С первого года обучения необходимо проведения индивидуальной работы с воспитанниками различной направленности: для одних - это снятие мышечных зажимов, устранение дефектов речи и т.п.;
для других – дальнейшее развитие природных задатков.
Программа предусматривает изучение следующих курсов:
Основы актерского мастерства
Культура речи и движений
Итог обучения - самостоятельные постановки театральных миниатюр, отрывков из пьес, внутренних концертов, проводимых в учебном заведении.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:
- концерты;
- фестивали;
- конкурсы.
По окончании обучения студенты должны:
1) Освоить основы актерского мастерства на уровне своих индивидуальных возможностей;
2) Освоить культуру речи и движений на сцене и в жизни;
3)Уметь снимать эмоциональное и мышечное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;
4) уметь свободно проявлять свои лучшие творческие качества;
5) владеть навыками совместной деятельности, установления эмоциональных контактов, свободного общения,
6) иметь такие творческие умения и навыки как память, внимание, образное мышление
По окончании первого года обучения воспитанник
должен:
1) иметь навыки работы с текстом, партнерского взаимодействия, сценической речи и движения;
2) выполнять упражнения, этюды;
3) иметь такие качества как взаимопомощь, поддержка, доброе отношение дуг к другу.
По окончании второго и третьего года обучения студент
должен:
1) уметь находить свои мышечные зажимы и освобождаться от них;
2) уметь пользоваться своим и чужим жизненным опытом в процессе работы;
3) выполнять более сложные упражнения, этюды;
Учебно-тематическое планирование и содержание
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
I курс | II курс | III курс | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | 2 |
2 | Тренинг на знакомство. | 4 | 4 | 4 |
3 | Музыкальные пластические игры и упражнения. | 4 | ||
4 | Голос и речь
| |||
5 | Гигиена голоса | |||
6 | Постановка голоса | 8 | ||
7 | Сцена (законы сцены, культура поведения на сцене) | 6 | ||
8 | Основы актёрского мастерства | 12 | ||
9 | Жест, мимика, движение. | 12 | ||
10 | Практическое занятие на развитие памяти | 12 | ||
11 | Практическое занятие на развитие внимания. | 10 | ||
12 | Творческое действие в условиях сценического вымысла | 12 | ||
13 | Творческое взаимодействие с партнёром | 12 | ||
14 | Этюды на движение | 12 | ||
15 | Этюд «Звуковые потешки с речью». Чтение стихотворения. | 12 | ||
15 | Диалог. Творческое взаимодействие с партнёром. Упражнение «Отношение». | 10 | ||
16 | Образ героя. Характер и отбор действий. | 12 | ||
17 | Практическое занятие. Имитация поведения животного. | 12 | ||
18 | Пластическая импровизация на ходу в заданном образе. Обыгрывание элементов костюмов. | 12 | ||
19 | Тренинг "Импровизация и раскрепощение". | 12 | ||
20 | Тренинг « Действие с определенной окраской». | 6 | 6 | 6 |
21 | Подготовка к внутренним мероприятиям фестивалям и конкурсам, спектаклю. | 6 | 6 | 6 |
22 | Просмотр видео спектаклей. Обсуждение. | |||
23 | Концертная деятельность | 11 | 10 | 10 |
24 | Итоговое занятие | 11 | 10 | 10 |
Итого: | 120 | 120 | 120 |
Помесячное планирование и содержание занятий для 1 курса
Месяц | Тема занятия | Количество часов | Теория | Практика |
Сентябрь | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | 1 | 1 | ||
3 | 1 | 2 | ||
4 | 1 | 3 | ||
2 | 2 | |||
Октябрь | 2 | 1 | 1 | |
2 | 2 | |||
1 | 1 | |||
2 | 1 | 1 | ||
1 | 1 | |||
1 | 1 | |||
1 | 1 | |||
1 | 1 | |||
1 | 1 | |||
Ноябрь | 1 | 1 | ||
2 | 1 | 1 | ||
2 | 2 | |||
2 | 2 | |||
| 1 | |||
2 | 2 | |||
1 | 1 | |||
1 | 1 | |||
Декабрь | 1 | 1 | ||
4 | 2 | 2 | ||
2 | 2 | |||
2 | 2 | |||
1 | 1 | |||
Январь | 2 | 2 | ||
4 | 4 | |||
3 | 2 | |||
3 | 3 | |||
Февраль | 2 | 2 | ||
6 | 6 | |||
2 | 2 | |||
2 | 2 | |||
Март | 2 | 2 | ||
2 | ||||
4 | 2 | |||
2 | 1 | 1 | ||
2 | 2 | |||
Апрель | 2 | 2 | ||
2 | ||||
2 | 2 | |||
3 | 1 | 3 | ||
3 | 1 | 3 | ||
Май | 3 | 3 | ||
2 | 2 | |||
2 | 2 | |||
2 | 2 | |||
2 | 1 | |||
1 | 1 | |||
Июнь | 2 | 1 | 1 | |
3 | 2 | |||
3 | 1 | |||
2 | 1 | |||
2 | 1 | |||
Итоговое занятие | 1 | 2 | ||
Итого: | 120 | 15 | 115 |
Содержание образовательной программы
В первый год обучения по данной программе студенты осваивают азы актерского мастерства: знакомство с особенностями голоса, работа над дикцией и речью, выразительное чтение, освоение умения владеть собственным телом, приобретают первый сценический опыт, осваивают сцену, учатся не бояться ее. Раскрепощаются.
Второй и третий год обучения. Студенты знакомятся с актерскими тренингами, способствующими раскрытию их внутреннего мира, учащими наблюдать за собой и окружающими, развивающими фантазию и сочувствие, а также другие качества, необходимые актеру. Проводятся занятия, начатые на предыдущем этапе, по постановке голоса, работе над дикцией и речью, так как голос является основным орудием артиста. Проводятся разминки для связок и речевого аппарата. Помимо подготовки голоса, проводятся физические разминки. Также на втором этапе осуществляется работа на сцене, как групповая, так и индивидуальная.
В течение всех лет обучения обязательным является просмотр видеоспектаклей и дальнейшее обсуждение увиденного. Таким образом формируется зрительский вкус, зрительская активность, расширяется кругозор учащихся, появляется привычка ходить в театр. Так же ребята, наблюдая работу мастеров, перенимают их опыт.
Список литературы.
1. Алпатов М. Искусство. Книга для чтения. М., 1989.
2. Бернс Р. Развитие «Я» - концепции и воспитание. М.. 1986.
3. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М.: Аст-пресс. 1999.
4. Гиппус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой техники. М.: «Искусство», 1967.
5. Дополнительное образование детей Российской Федерации: сборник нормативно-правовых документов (1995-1996),
под ред. А.К. Бруднова. М., 1995.
6. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений. Под ред. О.Е. Лебедева. М.: «Владос». 2000.
7.Зись А. Виды искусства. М.: «Искусство», 1983.
8. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.. 1989.
9. Игры - обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В.В.. М., 1994.
10. Козлянникова И.П. Артикуляционная гимнастика. М. 1999.
11. Кипнис М. Драмотерапия. М. 2001.
12. Манн Т. Речь о театре. Воспитание чувства слова. М. 1989.
13.Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. М: Просвещение,
1995.
14. Никитин Б.П. Ступеньки творчества (или развивающие игры)М.: «Знание». 1976.
15. Пиз А. Язык телодвижений Н. Новгород: ай Кью, 1992.
16. Селевко Г.к. Современные образовательные технологии. М.: «народное образование», 1998 .
17. Станиславский К.С. Собрание сочинений.
18. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. М.: «Академия». 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Театр на английском языке"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр на английском языке" для 3-4 кл.Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа учебного предмета "Элективный курс: Основы выбора профессии"
РП "Элективный курс: Основы выбора профессии"...

Рабочая программа занятия по выбору «Музейное дело»
Рабочая программа школьного кружка «Музейное дело» составлена на основе авторской программы дополнительного образования «Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной....

Рабочая программа курса по выбору «Учусь творчески общаться»
Рабочая программа курса по выбору « Учусь творчески общаться» для 6 класса разработана на основе:Авторской программы: Алексеев Н.Д., Исаенко А.С., Кузей Т.И. «Учусь творчески м...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО.02.УП.02 "Беседы об искусстве" Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа В области Театрального искусства «Искусство театра»
Программа по учебному предмету «Беседы об искусстве» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям...

Рабочая программа для школьного театра
Программа рассчитана на детей 8-17 лет. В программе представлены практические и теоритические занятия, упражнения, тренинги. Разработана в соотвествии с ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО ВЫБОРУ УПВ.03 ЭКОНОМИКА для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ по программе дополнительных учебных курсов
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет.Реа...