Рабочая программа учебного предмета "Элективный курс: Основы выбора профессии"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ТЕХНИКУМ СЕРВИСА И ТУРИЗМА № 29»
(ГБПОУ ТСиТ № 29)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Элективный курс: Основы выбора профессии
(наименование учебного предмета)
9 класс
Москва
2017
ОДОБРЕНА Цикловой комиссией Общеобразовательных дисциплин Протокол № ____ от «___» ____________ 2017 г. Председатель Цикловой комиссии __________ И.А.Шабанова подпись (Ф.И.О) | Разработана на основе: ФГОС ООО - основной образовательной программы Техникума; - учебно-методического комплекса (учебника) С.А. Чистякова Н.Ф. Родичев Профессиональное самоопределение. Выбор профиля обучения и профессии, 2015 (автор, наименование, год издания) Заместитель директора по учебно-производственной работе _________________________ И.Б. Селиванова подпись (Ф.И.О) |
Составитель (автор): Джанунц Гаяне Георгиевна – преподаватель ГБПОУ ТСиТ №29
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ
Рецензент __________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 6 |
| 8 |
- Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Элективные курсы: Основы
выбора профессии» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по предмету «Элективный курс (Основы выбора профессии)».
Профессиональное самоопределение обучающихся является одним из наиболее важных направлений психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении. Работа по профессиональному самоопределению осуществляется в форме поэтапного и непрерывного формирования общих и профессиональных компетенций на основе личных возможностей и потребностей. В этой связи все более актуальными становятся вопросы оказания помощи обучающимся в выборе профессии, в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательного профессионального формата, а также обучение способам использования этих ресурсов.
Программа определяет теоретическую базу и основные направления профориентационной работы с учащимися 9х классов. Она включает обоснование актуальности профориентации для системы образования, цели и задачи, основные направления и способы решения задач профориентационной работы, методологические подходы к организации и внедрению данного вида деятельности в практику.
Количество учебных часов -34
2. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Предполагаемым результатом реализации программ должно стать овладение учащимися навыками самопознания, состоятельного самостоятельного решения. Элективный курс «основы выбора профессии» разработан на основе анализа типичных трудностей, с которыми сталкиваются старшеклассники, их родители, классные руководители на этапе выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределении в 9 классах. В ходе работы учащиеся должны научиться критически анализировать сложившиеся ситуации и искать оптимальные пути решения проблем и трудностей разнопланового характера.
Активизирующий подход предполагает постепенное формирование у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), что далеко не всегда удается, но что может выступать как некоторая идеальная цель профконсультационной работы.
Методы преподавания определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций. Предусматриваются также следующие методы работы:
- Учебная дискуссия;
- Деловые игры;
- Использование проблемных методов обучения, проблемное изложение;
- Встречи со специалистами правовых и юридических организаций и институтов.
Изучение курса может быть организовано в следующих формах учебной деятельности:
- игровая;
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
3. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Выбор профессии - первые шаги. 7 часов
- Вводное занятие. «Знакомство». Анкета «Знакомство». Игра «Что мы знаем друг о друге».
- Как выбрать профессию. Что такое профессия?
- Профессия. Специальность. Квалификация.
- Анкета «Готов ли ты к выбору профессии?»
- Классификация профессий. Типы. Классы. Отделы. Формула выбора профессии. Хочу. Могу. Надо.
- Что влияет на выбор профессии? Мнения окружающих. Способности. Интересы.
Раздел 2. Оценка своих способностей и предрасположенностей. 7 часов.
- Тест «Я предпочту» Климова Е.А. (5 типов профессий), карта ДДО.
- Карта «Мои интересы».
- Анкетирование «Тест Холланда» (определение типа личности).
- Методика поиска профессии. 7 этапов принятия решения.
- Ошибки при выборе профессии. Аксиомы профессионального самоопределения.
- Основные отличия разных профессий. Технологические, экономические, педагогические, медицинские характеристики профессий.
- Деловая игра с учащимися «Кем быть?»
Раздел 3. Знакомство с профессиями. Успешное трудоустройство. 20 часов.
- Психологические типы профессий. Базовая классификация.
- Карта «Я могу». Карта «Мои интеллектуальные возможности».
- Новые профессии и исчезающие. Характеристика профессий.
- Мониторинг рынка труда. Востребованные профессии.
- Как подготовиться к собеседованию с работодателем. Рекомендации.
- Психологическая игра «В мире профессий».
- Как закрепиться на рабочем месте. Рекомендации.
- Темперамент и выбор профессии. Виды темпераментов. Самоанализ.
- Профигра «Человек - профессия».
- Интересы и выбор профессии. Интерес. Потребность.
- Карта «Мои интересы».
- Склонности и профессиональная направленность.
- Что влияет на мои возможности?
- Тест «Матрица выбора профессии».
- Профессиональный тип личности. Краткая характеристика профессий и требований к ним.
- Деловая игра «Кадровый вопрос».
- Как достичь успеха в профессии - секреты успеха. Поддержка окружающих. Запасные варианты.
- Информация о ВУЗах и других учебных учреждениях г. Иваново и области, условия поступления, сроки и т.д. Презентация «Ивановские ВУЗы».
- «Портфолио». Знакомство с портфолио. Цель составления, структура. Достоинства.
- Индивидуальное консультирование.
4. Календарно - тематическое планирование
№ занятия | Раздел, тема | Часы |
Раздел 1. Выбор профессии - первые шаги. | 7 | |
Вводное занятие. «Знакомство». Анкета «Знакомство». Игра «Что мы знаем друг о друге. | 1 | |
Как выбрать профессию. | 1 | |
Что такое профессия? Профессия. Специальность. Квалификация. | 1 | |
Анкета «Готов ли ты к выбору профессии?» | 1 | |
Классификация профессий. Типы. Классы. Отделы. | 1 | |
Формула выбора профессии. Хочу. Могу. Надо. | 1 | |
Что влияет на выбор профессии? Мнения окружающих. Способности. Интересы. | 1 | |
Раздел 2. Оценка своих способностей и предрасположенностей | 7 | |
Тест «Я предпочту» Климова Е.А.» (5 типов профессий), карта ДДО. | 1 | |
Карта «Мои интересы». | 1 | |
Анкетирование «Тест Холланда» (определение типа личности). | 1 | |
Методика поиска профессии. 7 этапов принятия решения. | 1 | |
Ошибки при выборе профессии. Аксиомы профессионального самоопределения. | 1 | |
Основные отличия разных профессий Технологические, экономические педагогические, медицински характеристики профессий. | 1 | |
Деловая игра с учащимися «Кем быть?» | 1 | |
Раздел 3. Знакомство с профессиями | 20 | |
Психологические типы профессий. Базовая классификация. | 1 | |
Карта «Я могу». Карта «Мои интеллектуальные возможности». | 1 | |
Новые профессии и исчезающие. Характеристика профессий. | 1 | |
Мониторинг рынка труда. Востребованные профессии. | 1 | |
Как подготовиться к собеседованию с работодателем. Рекомендации. | 1 | |
Психологическая игра «В мире профессий». | 1 | |
Как закрепиться на рабочем месте. Рекомендации. | 1 | |
Темперамент и выбор профессии. Виды темпераментов. Самоанализ. | 1 | |
Профигра «Человек - профессия». | 1 | |
Интересы и выбор профессии. Интерес. Потребность. | 1 | |
Карта «Мои интересы». | 1 | |
Склонности и профессиональная направленность. | 1 | |
Что влияет на мои возможности? | 1 | |
Тест «Матрица выбора профессии». | 1 | |
Профессиональный тип личности. Краткая характеристика профессий и требований к ним. | 1 | |
Деловая игра «Кадровый вопрос». | 1 | |
Как достичь успеха в профессии - секреты успеха. Поддержка окружающих. Запасные варианты. | 1 | |
Информация об других учебных учреждениях | 1 | |
«Портфолио». Знакомство с портфолио. Цель составления, структура. Достоинства. | 1 | |
Индивидуальное консультирование. | 1 | |
Всего | 34 |
Используемая литература
Основная
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | Профессиональное самоопределение. Выбор профиля обучения и профессии | С.А. Чистякова Н.Ф. Родичев | «Академия» - М., 2015 |
2 | Педагогическое сопровождение самоопределения школьников | С.Н. Чистякова | «Академия» - М., 2015 |
Дополнительная
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | Профориентация. Личностное развитие. Практическое руководство для школьных психологов. | Савченко М.Ю. | «Вако» Москва, 2006 |
Интернет-ресурсы:
- https://hh.ru/ - HeadHunter
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/25/picture-253569-1369455163.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Деловая культура» для профессии НПО 034700.02 «Архивариус»
Целью учебной дисциплины «Деловая культура» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и навыков вербального и невербального вз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ по профессии "автомеханик" ПМ.01 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТА
Рабочая программа учебной и производственной практики разработана на...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/01/picture-660401-1441099306.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ» по профессии 12680 «Каменщик»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ» по профессии 12680 «Каменщик»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/21/picture-713145-1448091581.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» по профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине по программа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/12/picture-946252-1505198531.jpg)
Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций
Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/05/picture-1007263-1517845875.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 «Основы материаловедения» Профессия: 08.01.08. Мастер отделочных строительных работ
Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии:08.01.08.Мастер отделочных строительных работ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/16/picture-975017-1665902088.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 «ОСНОВЫ ПРАВА» Профессия: 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
Профессия: 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин...