Рабочая программа для школьного театра
рабочая программа
Программа рассчитана на детей 8-17 лет. В программе представлены практические и теоритические занятия, упражнения, тренинги. Разработана в соотвествии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа для театра | 175 КБ |
Аннотация к программе | 15.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Золотая нить»
Уровень программы: стартовый
Направленность: художественная
Адресат программы: 8 – 16 лет
Срок реализации программы: 9 месяцев
Составитель:
Шафикова Вероника Раильевна,
педагог
дополнительного образования
Холмск
2023
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа (далее ДО(О)П) «Золотая нить» разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ (ст. 1, 2);
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 20.05.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»);
- Приказ Министерства труда РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Закон «Об образовании в Сахалинской области» от 18 марта 2014 N 9-ЗО (в ред. от 01.06.2022);
- Постановление правительства Сахалинской области от 28 июня 2013 г. № 331 (в ред. от 01.03.2022) «Государственная программа Сахалинской области «Развитие образования в Сахалинской области»;
- Постановление Правительства Сахалинской области от 27.08.2021 N 347 «Об утверждении Концепции персонифицированного дополнительного образования детей Сахалинской области и внесении изменения в постановление Правительства Сахалинской области от 05.07.2019 N 291 "О мероприятиях по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей Сахалинской области в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование";
- Распоряжение Министерства образования Сахалинской области от 16.09.2021 № 3.12-1170-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»);
- Устав МАОУ СОШ №9 г. Холмска.
Направленность программы: художественная.
Уровень программы: базовый.
Актуальность: развитие творческой личности, ее самостоятельности, инициативности, креативности, коммуникабельности, работы в коллективе и критическое мышление - одни из актуальных задач современной образовательной деятельности.
Театральная деятельность по своей психологической природе близка детской творческой игре, являющейся ведущей в начальной школе и имеющей важное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка.
В условиях внедрения «Модели развития региональных систем дополнительного образования детей» одним из важных требований к разработчикам дополнительных образовательных программ является создание программ для детей, имеющих высокие образовательные потребности. Данная программа не только отвечает актуальному запросу, но и предполагает использование комплексного, междисциплинарного подхода к изучению предмета на стартовом уровне.
Театр – уникальный ресурс. Он помогает ученикам самореализовываться, пробовать себя в роли актеров, режиссеров, изучать литературные произведения уже не просто в классе на уроке, а погружаясь в его содержание во время постановки произведения на сцене и вживую переживать события произведения.
Современный театр – это синтез разных искусств: он объединяет в себе литературу, музыку, хореографию, изобразительное искусство, актерское мастерство и современные арт-направления.
Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность обусловлена возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно- эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Отличительные особенности программы: отличительной особенностью программы является доступность и адаптированность предлагаемых к изучению материалов для обучающихся возраста 8-16 лет, а также деятельный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где обучающийся выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора театральной постановки, принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Программой предусмотрена очно – заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий, в реализации разделов программы предполагается использование ознакомительных, обучающих и т.д. материалов, размещенных на сайте федеральной государственной информационной системы «Моя школа» (myschool.edy.ru), и с использованием информационно – коммуникационной платформы «Сферум».
Новизна ДО(О)П заключается в том, что художественная направленность обучения базируется на традиционных и современных методах изложения материала, с применением информационных технологий.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и умений, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности и адаптироваться в современном обществе.
Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся школы, в возрасте от 8 до 16 лет, не имеющих начальных умений и навыков театрального творчества.
Наполняемость группы: до 30 человек.
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий.
Программой предусмотрена очно – заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий («допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» ФЗ № 273, г.2, ст.17, п.4).
Программа может быть реализована также в сетевой и комбинированной формах при наличии необходимых условий.
Основной формой занятий являются индивидуальные и групповые занятия.
Основная форма обучения теоретической части - лекционные занятия, семинары, беседы в группах до 15 человек с применением демонстрационного, презентационного, мультимедийного материала.
Практические задания планируется выполнять индивидуально, в парах и в малых группах (2–5 человек).
Формы проведения занятий:
- лекционные занятия;
- практические занятия;
Формы организации деятельности:
- индивидуальная;
- работа в малых группах
- взаимодействие малых групп с представителями других направлений (при необходимости).
- Виды учебной деятельности:
- слушание объяснений педагога;
- слушание и анализ выступления своих одногруппников;
- самостоятельная работа с источниками информации;
- отбор и сравнение материала по нескольким источникам;
- систематизация учебного материала;
- театральные игры;
- конкурсы;
- викторины;
- беседы;
- экскурсии в театр и музеи;
- спектакли;
- диалог;
- различные виды тренингов;
- импровизация.
Форма подведения итогов:
- выступление на школьных праздниках;
- торжественных и тематических линейках;
- участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах;
- участие в мероприятиях младших классов;
- инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Проведение учебных занятий предусматривает выполнение заданий обучающимся, направленных на развитие мышления и творческих способностей.
Объяснение нового материала (первая половина занятия) закрепляется выполнением практических заданий.
Деятельность обучающихся на занятии оканчивается выполнением упражнений на релаксацию мышц глаз и пальцев рук, плечевого пояса.
Текущий контроль осуществляется регулярно во время проведения каждого занятия и заключается в ответе обучающихся на вопросы, либо в демонстрации постановок, сцен спектаклей и т.д.
По окончании обучения проводится итоговый контроль в форме публичного выступления.
Объем программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 144 часа.
Срок реализации программы: 9 месяцев.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия – 2 академических часа. После 40 минут занятий организовывается перерыв длительностью 10 минут для проветривания помещения и отдыха обучающихся.
Компьютерные, мультимедийные и иные средства отображения информации, используются в соответствии с санитарными правилами СП 2.4.3648-20.
Цель программы: развитие потенциальных способностей, обучающихся через их приобщение к театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить основным правилам театра;
- познакомить с терминологией театра;
- сформировать умение применения полученных в театрализованных играх навыков в повседневной жизни: координация движений, скорость реакций, ритмичность, грамотная красивая речь и т.д.
Развивающие:
- развивать внимание, наблюдательность и воображение детей;
- развивать двигательные способности детей (подвижность, ловкость, гибкость и т.д.), пластическую выразительность;
- заложить основы коллективных отношений через совместную деятельность.
Воспитательные:
- воспитать смелость и находчивость;
- сформировать коммуникативные навыки;
- воспитывать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности.
Планируемые результаты
Метапредметные:
- умение слушать собеседника;
- умение работать в группе;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, чтений по ролям и инсценировании;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой.
Личностные:
- обучающиеся научатся умело применять полученные знания в собственной творческой деятельности;
- у обучающихся будет сформировано образное мышление и творческое воображение, будут развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Предметные:
Обучающиеся будут знать:
- теорию театрального искусства, виды и жанры театрального искусства;
- этику поведения в театре и в обществе.
Обучающиеся будут уметь:
- владеть речевым дыханием и правильной артикуляцией;
- использовать полученные навыки в работе над образом в сценической постановке;
- свободно общаться на сцене с партнерами;
- выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, злоба, удивление, радость, восхищение, смущение, смятение и т.д.)
Учебный план программы
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Знакомство с программой. Техника безопасности | 2 | 1 | 1 | Беседа, игра |
2 | История театра | 4 | 2 | 2 | |
2.1. | История появления театра | 2 | 1 | 1 | Тест, викторина |
2.2. | Значимые имена театральной деятельности | 2 | 1 | 1 | Викторина |
3 | Актерское мастерство | 57 | 3 | 54 |
|
3.1 | Сценическое внимание | 7 | 1 | 6 | Беседа, тренинги |
3.2 | Воображение и фантазия | 10 | 10 | Игры, тренинги | |
3.3 | Предлагаемые обстоятельства | 6 | 6 | Беседа, тренинг | |
3.4 | Эмоциональная память | 4 | 4 | Игры | |
3.5 | Этюд | 11 | 1 | 10 | Тренинги, беседа, самостоятельная работа |
3.6 | Сценическое общение. Коммуникация на сцене | 11 | 1 | 10 | Беседа, тренинги |
3.7 | Взаимодействие с воображаемыми предметами | 4 | 4 | Игры | |
4 | Сценическая речь | 26 | 3 | 23 | |
4.1 | Значение речи для артиста, техника речи | 6 | 1 | 5 | Беседа, опрос, тренинг |
4.2 | Дикция | 4 | 1 | 3 | Беседа, тренинг |
4.3 | Совмещение движения и речи | 6 | 6 | Тренинги, самостоятельная работа | |
4.4 | Голосоведение | 6 | 1 | 5 | Беседа, тренинг |
5 | Сценическое движение | 20 | 0 | 20 | |
5.1 | Ориентирование в пространстве | 4 | 4 | Тренинги | |
5.2 | Развитие чувства ритма | 4 | 4 | Тренинги | |
5.3 | Развитие пластической выразительности | 4 | 4 | Тренинги | |
5.4 | Развитие навыков импровизации | 4 | 4 | Тренинги | |
5.5 | Развитие умения работать в паре | 4 | 4 | Тренинги | |
ИТОГО: | 136 | 13 | 123 |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Знакомство с программой. Техника безопасности.
Теоретическая часть. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения на занятиях, формой одежды и программой. Знакомство с творческой дисциплиной.
Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в транспорте. Знакомство с правилами противопожарной безопасности.
Практическая часть. Игра на знакомство. «Разрешите представиться» – умение представить себя публике. Заполнение анкеты участника театральной студии. Разработка Устава коллектива
Раздел 2. История театра.
Тема 1. История появления театра.
Теоретическая часть. Участникам театрального коллектива необходимо знать базу, а именно появление и развитие самого первого театра. История возникновения и создания театра. Театр как вид искусства. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства. Знакомство с мифологией. Знакомство со структурой театра и его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, декоратор, гример, оператор, звукорежиссёр, бутафор.
Практическая часть: Тест «Какой я зритель». «Театральная» викторина.
Тема 2. Значимые имена театральной деятельности.
Теоретическая часть. Станиславский, Товстоногов и Немирович-Данченко, Мейерхольд и т.д., знакомство с краткой биографией данных личностей и их вклад в театральную деятельность.
Практическая часть. Викторина «Угадай, кто?»
Раздел 3. Актерское мастерство.
Тема 1. Сценическое внимание.
Теоретическая часть. Выявление отличительных особенностей и различий между сценическим вниманием и вниманием в жизни. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. Основные понятия системы Станиславского.
Практическая часть. Тренинг на внимание.
Тема 2. Воображение и фантазия.
Теоретическая часть. Эти два понятия являются одними из основных и важнейших для жизни актера на сцене, для создания его образа. Для развития этих качеств, используется ряд упражнений, благодаря которым у ребенка вместо обычных предметов появляется то, что он придумает, что-то необычное и невероятное.
Практическая часть. Игры на развитие фантазии и воображения.
Тема 3. Предлагаемые обстоятельства.
Практическая часть. Ставя актера в предлагаемые обстоятельства, добиваемся органичных действий в ситуации, например, вы – человек ледышка, камень, вата или же как вы поведете себя находясь в пустыне, когда напротив вас стоит разъяренный верблюд, который так же, как и вы заплутал и т.д
Практическая часть. Тренинги на формирование устойчивых эмоциональных реакций на окружающие обстоятельства. Тренинги «Зеркало»; «Фотография».
Тема 4. Эмоциональная память.
Теоретическая часть. Благодаря развитой эмоциональной памяти, ребенок сможет справится с любой поставленной ему актерской задачей, некоторые упражнения помогут развить эту память и при работе над образом, ребенок сможет полностью передать настроение персонажа.
Практическая часть. Выполнение различных упражнений на наблюдение и повторений, проведение тренингов на закрепление пройденной темы.
Тема 5. Этюд.
Этюд - это действие актёра в предлагаемой (придуманной сочинённой или воспроизведённой по памяти) событийной ситуации.
Придумывая этюды и воплощая их в жизнь, ребенок развивает свое воображение и фантазию, учится грамотно строить сценическое произведение, в игровой форме попадает в предлагаемые обстоятельства.
Практическая часть. Выполнение этюдов на заданную тему - одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста и звуков.
Тема 6. Сценическое общение. Коммуникация на сцене.
Практическая часть. Сценическое общение и коммуникация необходимые актеру для взаимодействия со своими партнерами по площадке.
Практическая часть. Игры на коллективную согласованность действий.
Тема 7. Взаимодействие с воображаемыми предметами.
Практическая часть. Взаимодействие с воображаемыми предметами, развитие фантазии, развитие эмоциональной памяти.
Практическая часть. Игры на развитие умения взаимодействовать с воображаемыми предметами на сцене.
Раздел 4. Сценическая речь.
Тема 1. Значение речи для артиста, техника речи.
Теоретическая часть. Правильная сценическая речь как одно из главных умений актера, с помощью которого возможно полное овладение ролью. Дыхательная гимнастика. Развитие артикуляционного аппарата. Основы практической работы над голосом. Логика речи.
Практическая часть. Тренинг навыка правильного дыхания. Упражнения на рождение звука. Артикуляционная гимнастика. Работа с дикцией. Подготовка литературных произведений к индивидуальному или групповому исполнению.
Тема 2. Дикция.
Теоретическая часть. Четкое произношение звуков, слов и фраз, основы понятного донесения до текста зрителям.
Практическая часть. Тренинг - работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках.
Тема 3. Совмещение движения и речи.
Теоретическая часть. Техника безопасности. Развитие психофизического аппарата. Школы и методики движенческой подготовки актера.
Практическая часть. Игры, направленные на формирование умения легкости произношения текста во время выполнения различных физических действий (элементы акробатики, работы с предметом, с партнером, работы с элементами сценического боя).
Тема 4. Голосоведение.
Теоретическая часть. Совершенствование голосовых данных как работа, требующая постепенности, последовательности в создании выразительного звучания актерских голосов.
Практическая часть. Игры, позволяющие снять челюстные зажимы.
Раздел 5. Сценическое движение.
Тема 1. Ориентирование в пространстве.
Теоретическая часть. Основы акробатики. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Практическая часть. Игры, направленные на формирование умения актера двигаться по площадке с открытыми, закрытыми глазами, меняя скорость, ориентироваться в пространстве и передвигаться, не задевая партнера.
Тема 2. Развитие чувства ритма.
Теоретическая часть. Одно из важнейших качеств актера, чувствовать ритм, для того, чтобы выдерживать нужные паузы, при постановке небольших хореографических этюдов попадать в ритм, а также сдерживать и не нарушать темпо-ритм спектакля.
Практическая часть. Игры, направленные на обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Тема 3. Развитие пластической выразительности.
Теоретическая часть. Формирование умения владеть своим телом для выполнения конкретных задач, а также исполнения ролей.
Практическая часть. Выполнение упражнений на заданную педагогом тематику. «Я-Микроб»; «Я-Жвачка»; а также погружение в предлагаемые обстоятельства.
Тема 4. Развитие навыков импровизации.
Теоретическая часть. Навык импровизации является в спектаклях «спасателем», так как зачастую кто-то и что-то забывает, коллективу важно поддержать ситуацию и не подать виду, что что-то идет не так. Для этого, каждый актер должен владеть навыком импровизации.
Практическая часть. Выполнения упражнений, которые не представляют собой отдельную подготовку ребенка, упражнения могут быть как словесные, например, начать придумывать сказку, либо же физические упражнения, то есть изобразить кого-то, показать полностью выдуманную сценку с партнером или целой группой.
Тема 5. Развитие умения работать в паре.
Теоретическая часть. Упражнения направлены на умение работать в паре, чувствовать своего партнера, и полностью доверять ему.
Практическая часть. Упражнение «Зеркало»; «Скульптор и глина»; «Ведущий и ведомый».
Раздел 6. Подготовка итогового спектакля.
Разработка сценария, разбор ролей, читка сценария, постановка спектакля.
Система оценки достижения планируемых результатов
Формами подведения итогов по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе художественной направленности «Золотая нить» определены: спектакль, показ, участие в региональных, городских конкурсах.
Критерии и формы оценки качества знаний
Программой предусмотрены формы контроля:
- собеседование;
- анкетирование.
Одним из способов проверки качества реализации программы является итоговая творческая работа каждого обучающегося (проза, монолог, стихотворение, басня).
Результаты обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся на конкурсах.
При реализации программы проводится проверка знаний, умений и навыков.
Промежуточная - по итогам первого полугодия (усвоение программы, выполнение контрольных упражнений, этюдов, участие в творческих показах на мероприятиях общеобразовательного учреждения и т.д.).
Итоговая - в конце учебного года (активность участия в творческих показах, участие в учебном спектакле).
1 год обучения - викторина (уровень и объем знаний о театре), анкета на знание специальной терминологии, чтение наизусть стихотворения, показ этюда, участие в коллективной творческой работе (миниатюра, спектакль).
Так же в течение учебного процесса проводится текущий контроль по освоению конкретной темы, упражнения, задания.
Применяются следующие формы проверки усвоения знаний:
- выполнение контрольных упражнений, этюдов;
- показ самостоятельных работ;
- участие в играх, викторинах, конкурсах;
- работа над созданием спектакля.
Критерии усвоения программы:
- владение теоретическими знаниями и специальной терминологией;
- активность участия в творческих проектах и разработках владение основами актерского мастерства (творческое воображение, логика действий, органичность и выразительность, способность к импровизации, эмоциональная возбудимость, выразительность речи).
Календарный учебный график.
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество дней | Режим занятий |
1 | 05.09.2023 | 31.05.2024 | 34 | 102 | 2 раза в неделю по 2 2 часа |
Методическое обеспечение программы.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с обучающимися ищет пути ее решения).
Методы обучения в театральном объединении осуществляют четыре основные функции:
- функцию сообщения информации;
- функцию обучения воспитанников практическим умениям и навыкам;
- функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих воспитанников;
- функцию руководства познавательной деятельностью учащихся.
Основные формы проведения занятий на первом (подготовительном) этапе:
- театральные игры;
- диалог;
- различные виды тренингов;
- импровизация.
Далее занятия проходят в самых разнообразных формах:
- беседы;
- тренинги;
- - репетиции;
- - индивидуальные занятия (консультации).
Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для детей, с использованием игровых элементов.
В целях сохранения интереса к занятиям и сохранения контингента обучающихся, проводится активное вовлечение обучающихся в театральные постановки. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа приобретённых навыков перед зрителями.
Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы.
Занятия по данной программе проводятся в помещении, отвечающим всем установленным санитарно- гигиеническим требованиям.
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер;
- Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
- Музыкальная фонотека;
- Видеокамера для съемок и анализа выступлений;
- информационно – коммуникационная платформа «Сферум»;
- Учебно- методическое и информационное обеспечение:
для педагога и обучающихся:
- электронный верифицированный контент, размещенный на сайте федеральной государственной информационной системы «Моя школа» (myschool.edy.ru): видеозаписи спектаклей, фильмы и т.д.;
Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Амплуа» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим среднее профессиональное образование, соответствующее художественной направленности, и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональном стандарте по должности «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Список использованной литературы
Литература для педагога:
1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу в мир искусства». – М.: «Искусство», 1996.
2. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008.
3. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи. Часть 1. – М.: «Маска», 2007;
4. Брызгунова Е.А. Звуки и интонации русской речи. – М.: «Русский язык», 2012.
5. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: «Русский язык»,1990.
6. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939.
7. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар. отношения, 1993.
8. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. – М.: «Просвещение», 1966.
9. Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота подросткам. – М.: «Глагол», 1994.
10. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992.
11. Запорожец Т. И. Логика сценической речи, – М.: «Просвещение», 1974.
12. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава;
под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019.
13. Захава Б.Е. Современники. Вахтангов. Мейерхольд: учебное пособие /Б.Е. Захава; под редакцией Любимцева П. – 4-е __________изд., – СПб: «Планета музыки», 2019.
14. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. – М.: ВТО, 1977.
15. Клубков С.В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. –М.: Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» № 6(46) 2001.
16. Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства (Поэтика мизансцены). –М.: «Просвещение», 1981.
17. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. – М.: «Просвещение», 1986.
18. Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы». –
М.: «Просвещение», 1995.
19. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников. –
М.: «Просвещение», 1983.
20. Смоленский Я. Н. Читатель. Чтец. Актер. – М.: Советская Россия, 1983.
21. Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». –М.: «Просвещение», 1995.
22. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019.
23. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989.
24. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001.
25. Харитонов Н.П. Технология разработки и экспертизы образовательных программ в системе дополнительного образования детей. Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и методистов. – М.: «Просвещение», 2012.
26. Черная Е.И. Основы сценической речи. Фонационное дыхание и голос:
Учебное пособие. 2-е изд., стер. – СПб.: «Лань»; «Планета музыки», 2016.
27. Чехов М.А. О технике актера. – М.: АСТ, 2020.
28. Шихматов Л.М. От студии к театру. – М.: ВТО, 1970.
29. Шихматов Л.М., Львова В.К. Сценические этюды: Учебное пособие /Под ред. М.П. Семакова. – 6-е изд., стер. – СПб.: «Лань»; «Планета музыки», 2014.Название раздела/темы
Литература для обучающихся:
1. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. – М.: Молодая гвардия, 1986.
2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Л.: Детская литература, 1990.
3. Беседы К. С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922гг. /Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности; № 10: Труд актера; вып.37 /. М.: «Сов. Россия», 1990.
4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар. отношения, 1993.
5. Детская энциклопедия. Театр. – М.: Астрель, 2002.
6. Климовский В.Л. Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. – М.: Детская литература, 1982.
7. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера, – III-е издание. – М.: ВТО, 1970.
8. Куликова К.Ф. Российского театра Первые актеры. – Л.: Лениздат, 1991.
9. Крымова Н.А. Станиславский – режиссер. – М.: «Искусство», 1984.
10. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 1997.
11. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. – М.: «Просвещение», 1986.
12. Самые знаменитые артисты России. /Авт.-сост. С.В. Истомин. – М.: Вече, 2002.
13. Станиславский К.С. Собр. Соч. в 8т. – М., 1954-1956. т.1: Моя жизнь в искусстве. – М., 1954г.; т. 2-3: Работа актера над собой. – М., 1945 - 1955г.; т. 4.: Период воплощения. Оправдание текста. – М.: «Искусство», 1957.
Электронные образовательные ресурсы
- Артикуляционная гимнастика. Инфопедия для углубления знаний: [Электронный ресурс]. URL: http://infopedia.su/ (Дата обращения: 17.05.2023).
2. Основы дикции, сценическая речь. Творческая площадка «Твоя сцена»: [Электронный ресурс]. URL: http://stage4u.ru/o-shkole/stati-i-materialy/79 (Дата обращения: 17.05.2023).
3. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
(Дата обращения: 27.05.2023).
4. Подготовка публичных выступлений в разных жанрах: [Электронный ресурс]. URL: http://bibliofond.ru . (Дата обращения: 10.04.2023).
5. Социальная сеть работников образования nsportal.ru: [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru . (Дата обращения: 28.05.2023).
6.Устройство сцены в театре
http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.shtml (Дата обращения: 17.05.2023).
7.Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические движения»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii (Дата обращения: 29.05.2023).
8. Методическое пособие – практикум «Культура и техника речи»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii (Дата обращения: 27.05.2023).
9. Методическое пособие – практикум «Основы актёрского мастерства»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
10. Сайт «Драматешка» «Театральные шумы»
http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary (Дата обращения: 17.05.2023).
11. Сайт «Драматешка» «Музыка» (Дата обращения: 27.05.2023).
http://dramateshka.ru/index.php/music
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности театральной студии «Золотая нить»
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Театральная студия» для обучающихся 8-16 лет составлена на основе Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»); Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Театральная студия» реализуется педагогом с учётом рабочей программы воспитания
Цель: развитие потенциальных способностей, обучающихся через их приобщение к театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.
Задачи:
- сформировать умение применения полученных в театрализованных играх навыков в повседневной жизни: координация движений, скорость реакций, ритмичность, грамотная красивая речь и т.д;
- развивать двигательные способности детей (подвижность, ловкость, гибкость и т.д.), пластическую выразительность;
- у обучающихся будет сформировано образное мышление и творческое воображение, будут развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
На изучение программы отводится 136 часа в год (34 недели, 4 ч в неделю).
Предметные результаты
— понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения;
— описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
- выполнять элементы разных по стилю танцевальных форм;
- знать теорию театрального искусства, виды и жанры театрального искусства;
- использовать полученные навыки в работе над образом в сценической постановке, свободно общаться на сцене с партнерами
Система оценки достижений планируемых результатов:
Цель контроля – изучить процесс достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения программы для театральной студии «Золотая нить на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных качеств, которые они должны приобрести в результате ее освоения.
Проводятся следующие виды контроля: текущий контроль, промежуточная, итоговая аттестация.
Текущий контроль проводится на занятиях в соответствии с учебной
программой в форме педагогического наблюдения и результатам показа
этюдов и миниатюр, выполнения специальных игр и упражнений.
Промежуточная аттестация в объединении проводится с
целью повышения эффективности реализации и усвоения обучающимися
дополнительной образовательной программы и повышения качества
образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа театра миниатюр "Наш выбор"
Дополнительная образовательная программа театра миниатюр «Наш выбор» ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженн...
Рабочая программа кружка "Театр на английском языке"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр на английском языке" для 3-4 кл.Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа дополнительного образования по изобразительному искусству, для детей младшего школьного возраста.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование, для внеурочной деятельности по изобразительному искусству. Рассчитана на детей младшего школьного возраста....
ПРОГРАММА «Метод школьная медиация. Школьный медиатор»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯПОЧИНКОВСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ ШКОЛА...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО.02.УП.02 "Беседы об искусстве" Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа В области Театрального искусства «Искусство театра»
Программа по учебному предмету «Беседы об искусстве» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям...
Рабочая программа по предмету "Теория и методика физического воспитания и развития детей младшего школьного возраста с практикумом"
Рабочая программа по предмету...
Программа курса внеурочной деятельности «Школьный театр»
Программа курса внеурочной деятельности «Школьный театр»...