Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования
рабочая программа
Рабочая программа рассчитана на 36 часов. Дисциплина изучается в 3 семестре, специальность Механизация сельского хозяйства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_en_02_ekologich_osnovy_prirodopolzovaniya_36_chasovraspechatano_1.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Россошанский техникум
сельскохозяйственного и строительного транспорта»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
ЗАМ ДИРЕКТОРА ПО ТМР ДИРЕКТОР ГБПОУ ВО «РТСИСТ»
__________И.В. ПОЛОВИНКИНА __________А.Н.ЗЫБИНСКИЙ
«_____»_________________2020 «_____»_________________2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. 02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
для специальностей среднего профессионального образования
по программе подготовки специалистов среднего звена
по специальности:
35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Базовая подготовка
Рабочая программа рассмотрена
на заседании предметно – цикловой комиссии
и рекомендована к утверждению.
от « ______» ________________2020г., протокол № _______
Председатель ПЦК____________В.Н.Липницкая
пос. Молодежный, 2020г.
Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Россошанский техникум сельскохозяйственного и строительного транспорта»
Разработчики:
Курко Наталья Николаевна, преподаватель
Ф.И.О., должность
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 5 |
| 8 |
| 14 |
| 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
название дисциплины
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО для специальностей среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности
35.02.07 Механизация сельского хозяйства
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
указать принадлежность учебной дисциплины к учебному циклу
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся должен
уметь:
У.1- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
У.2- соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;
знать:
З.1- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
З.2- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
З.3 - принципы и методы рационального природопользования;
З.4- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
З.5- принципы размещения производств различного типа;
З.6- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
З.7- основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;
З.8- методы экологического регулирования;
З.9- понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
З.10- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
З.11- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
З.12- природоресурсный потенциал Российской Федерации;
З.13- охраняемые природные территории;
З.14- принципы производственного экологического контроля;
З.15- условия устойчивого состояния экосистем.
Дисциплина направлена на формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В части профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования.
ПК 1.2. Подготавливать почвообрабатывающие машины.
ПК 1.3. Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами.
ПК 1.4. Подготавливать уборочные машины.
ПК 1.5. Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик.
ПК 1.6. Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей.
ПК 2.1. Определять рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели.
ПК 2.2. Комплектовать машинно-тракторный агрегат.
ПК 2.3. Проводить работы на машинно-тракторном агрегате.
ПК 2.4. Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы.
ПК 3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК 3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК 3.3. Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей и узлов машин и механизмов.
ПК 3.4. Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники.
ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей машинно-тракторного парка сельскохозяйственного предприятия.
ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические работы | 6 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
Подготовка сообщений Создание презентаций Проработка тем и составление конспекта Подготовка домашнего задания, подготовка к практическим работам. | 2 2 5 9 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экологические основы природопользования
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | |
1 | 2 | 3 | |
Введение | Содержание учебного материала. Понятие природопользования, Экологии, виды природопользования, стадии процесса природопользования. | ||
1 | Введение в предмет Экологические основы природопользования. | 1 | |
Раздел 1. Основы экологии | |||
Тема 1.1 Экологическая система. | Содержание учебного материала. Понятие среды обитания, типы биоценоза, цепи питания, экологические факторы влияющие на организм, устойчивость экосистем. Агроэкосистемы и их значение. | ||
2 | Экологическая система. | 1 | |
3 | Закономерности воздействия факторов среды на живые организмы. | 1 | |
4 | Развитие и эволюция экосистем. | 1 | |
5 | Агроэкосистемы. | 1 | |
самостоятельная работа СР№1 1)Создание презентаций «Особо охраняемые территории России».-2 часа 2)Подготовка домашнего задания.-1 час | 3 | ||
Раздел 2. Взаимодействие природы и общества. | |||
Тема 2.1 Концепция устойчивого развития общества. | Содержание учебного материала. Факторы взаимодействия общества и природы. Классификация природных ресурсов, Полезные ископаемые, их распределение и рациональное использование. Загрязнение атмосферы, гидросферы, Биологические ресурсы. | ||
6 | Концепция устойчивого развития общества. | 1 | |
Тема 2.2 Природные ресурсы и их рациональное использование. | 7 | Классификация природных ресурсов | 1 |
8 | Недра. | 1 | |
9 | Атмосфера | 1 | |
10 | Практическое занятие №1 «Механизм образования кислотных дождей» | 1 | |
11 | Практическое занятие №2 «Охрана атмосферного воздуха» | 1 | |
12 | Гидросфера | 1 | |
13 | Практическое занятие №3 «Определение качества воды.» | 1 | |
14 | Биологические ресурсы. | 1 | |
самостоятельная работа СР№2 1)Подготовка сообщений на темы: « Альтернативные источники энергии», «Растительные ресурсы. Факторы воздействия человека на растительность.»-1 час 2) Подготовка домашнего задания, подготовка к практическим работам.-2 часа | 3 | ||
Тема 2.3 Деградация почв и мелиоративные мероприятия | Содержание учебного материала. Борьба с деградацией почв. Эрозия почв, её виды и противоэрозионные мероприятия. Засоление, заболачивание, уплотнение и загрязнение почв. | ||
15 | Деградационные процессы. Борьба с деградацией почв. | 1 | |
16 | Засоление почв. Заболачивание почв. | 1 | |
17 | Уплотнение почв. Загрязнение почв. | 1 | |
18 | Практическое занятие №4 «Расчет полигона твёрдых бытовых отходов (ТБХ)» | 1 | |
19 | Гидропоника. | 1 | |
20 | Земледелие по Миттлайдеру. | 1 | |
21 | Современное состояние плодородия почв России. | 1 | |
самостоятельная работа СР№3 1)Подготовить сообщения на тему: «Классификация отходов по формам и видам».-1 час 2) Подготовка домашнего задания, подготовка к практическим работам.-2 часа | 3 | ||
Тема 2.4 Экологический мониторинг | Содержание учебного материала. Экологический мониторинг. Методы мониторинга. Мониторинг атмосферного воздуха, мониторинг почв. | ||
22 | Виды и методы экологического мониторинга. Мониторинг атмосферного воздуха. | 1 | |
23 | Мониторинг поверхностных вод суши. Мониторинг почв. | 1 | |
самостоятельная работа СР№4 1)Составить конспект по теме: « Виды загрязнений».-1 час 2) Подготовка домашнего задания, подготовка к практическим работам.-2 часа | 3 | ||
Раздел 3 Правовые и социальные вопросы природопользования. | |||
Тема 3.1 Функции и методы государственного экологического управления | Содержание учебного материала. Функции государственного экологического управления. Экологическое законодательство России. Органы государственного управления. Агропромышленный комплекс. | ||
24 | Функции и методы государственного экологического управления. | 1 | |
25 | Экологическое законодательство России. | 1 | |
26 | Органы государственного управления природопользования. | 1 | |
27 | Государственное управление сельскохозяйственным природопользованием | 1 | |
Тема 3.2 Экологический контроль. | 28 | Экологический контроль. Практическое занятие №5 «Нормирование качества окружающей среды». | 1 |
29 | Государственный экологический контроль загрязнения атмосферы хозяйствующими субъектами. | 1 | |
30 | Государственный экологический контроль использования водных ресурсов. Государственный экологический контроль в области обращения с отходами. | 1 | |
31 | Плата за пользование природными ресурсами. Плата за негативное воздействие хозяйствующего субъекта на окружающую среду. | 1 | |
самостоятельная работа СР№5 1)Составить конспекты по темам: «Нормирование химического загрязнения почвы», « Мусоросжигание», « Биотермическое компостирование»-2 часа. 2) Подготовка домашнего задания, подготовка к практической работе.-1 час | 3 | ||
Раздел 4. Состояние природных ресурсов и окружающей среды в России. | |||
Тема 4.1 Современные проблемы состояния природных ресурсов и окружающей среды. | Содержание учебного материала. Экологическая деградация хозяйственной структуры. Использование минеральных ресурсов. Сельскохозяйственное природопользование. | ||
32 | Современные проблемы состояния природных ресурсов и окружающей среды | 1 | |
33 | Атмосферный воздух. Водные ресурсы. | 1 | |
34 | Биоразнообразие. | 1 | |
35 | Загрязнение окружающей среды. Практическое занятие №6 «Международное сотрудничество в решении проблем природопользования». | 1 | |
36 | Дифференцированный зачет | 1 | |
самостоятельная работа СР№6 1) Составить конспекты по темам: «Охота», «Водная фауна»-2 часа 2) Подготовка домашнего задания, подготовка к практической работе.-1 час | 3 | ||
Всего | 36 | 54 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническоме обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экологические основы природопользования»;
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий и плакатов;
Технические средства обучения: Демонстрационный (мультимедийный) комплекс;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. О. М. Манько, А. В. Мешалкин, С. И. Кривов учебник Экологические основы природопользования. Москва, Издательский центр «Академия», 2019г.
2. Е. И. Тупикин. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. Москва, Издательский центр «Академия»,2012г
Дополнительные источники:
1. А. Н. Голицын Основы промышленной экологии. Москва, Издательский центр «Академия», 2006г.
2. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова И.В. Экологические основы природопользования. М.: Изд-во Дашков и К, 2008.
3. Винокурова Н.Ф. Глобальная экология. М.: Дрофа, 2009.
Интернет-ресурсы:
1. «Экология производства» – журнал. Форма доступа: www.ecoindustry
СанПиН 3183-84 Порядок накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсических промышленных отходов
- СанПиН 3209-85 Предельные количества накопления токсичных промышленных отходов на территории предприятия (организации)
- СанПиН 3897-85 Предельное количество токсичных промышленных отходов, допускаемое для складирования в накопителях (на полигонах) твердых бытовых отходов (нормативный документ)
- СанПиН 1746-77 Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации полигонов захоронения неутилизируемых промышленных отходов
https://www.litres.ru/olga-saenko/ekologicheskie-osnovy-prirodopolzovaniya-22857040/?
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
У.1- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; | опрос, 1)защита сообщений на темы: « Альтернативные источники энергии», «Растительные ресурсы. Факторы воздействия человека на растительность.» 2)защита презентаций «Особо охраняемые территории России». |
У.2- соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности; | опрос, отчет по практическим занятиям №1 «Механизм образования кислотных дождей», №2 «Охрана атмосферного воздуха» №3 «Определение качества воды.» контрольное тестирование |
Знать: | |
З.1- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; | Опрос, отчет по практическим занятиям №4 «Расчет полигона твёрдых бытовых отходов (ТБХ)» №5 «Нормирование качества окружающей среды». контрольное тестирование. |
З.2- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; | Опрос, защита конспекта по темам: «Нормирование химического загрязнения почвы», |
З.3 - принципы и методы рационального природопользования; | Опрос, контрольное тестирование. Защита сообщений. |
З.4- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; | Опрос, отчет по практическим занятиям №1 «Механизм образования кислотных дождей», №2 «Охрана атмосферного воздуха» №3 «Определение качества воды.» контрольное тестирование |
З.5- принципы размещения производств различного типа; | Опрос. Отчет по практическому занятию №6 «Международное сотрудничество в решении проблем природопользования». |
З.6- основные группы отходов, их источники и масштабы образования; | Опрос, отчет по практическим занятиям №4 «Расчет полигона твёрдых бытовых отходов (ТБХ)» №5 «Нормирование качества окружающей среды». контрольное тестирование. |
З.7- основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов; | Опрос, отчет по практическим занятиям №4 «Расчет полигона твёрдых бытовых отходов (ТБХ)» №5 «Нормирование качества окружающей среды». контрольное тестирование. |
З.8- методы экологического регулирования; | Опрос, защита конспектов, контрольное тестирование. |
З.9- понятие и принципы мониторинга окружающей среды; | Опрос, контрольное тестирование. Защита сообщений. |
З.10- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; | Опрос, отчет по практическим занятиям №4 «Расчет полигона твёрдых бытовых отходов (ТБХ)» №5 «Нормирование качества окружающей среды». контрольное тестирование. |
З.11- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; | Опрос, контрольное тестирование. Защита сообщений. |
З.12- природоресурсный потенциал Российской Федерации; | Защита конспектов по темам: «Охота», «Водная фауна», опрос. |
З.13- охраняемые природные территории; | Защита сообщений на темы: « Альтернативные источники энергии», «Растительные ресурсы. Факторы воздействия человека на растительность.» Защита презентаций «Особо охраняемые территории России». |
З.14- принципы производственного экологического контроля; | Опрос, отчет по практическим занятиям №4 «Расчет полигона твёрдых бытовых отходов (ТБХ)» №5 «Нормирование качества окружающей среды». контрольное тестирование. |
З.15- условия устойчивого состояния экосистем. | Опрос, контрольное тестирование. Защита сообщений. |
Промежуточная аттестация. | Дифференцированный зачет |
Разработчики:
ГБПОУ ВО «РТСиСТ» преподаватель Н.Н. Курко
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего проф...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образо...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» по профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине по программа...
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности 43.02.10 Туризм
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в вариативной части в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 Туризм базов...
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»...
Разработка актуализированных рабочей программы по дисциплине «Экологические основы природопользования».Специальность 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.03 Экологические основы природопользования, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта...