Разработка актуализированных рабочей программы по дисциплине «Экологические основы природопользования».Специальность 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»
рабочая программа

Яблокова

   Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.03 Экологические основы природопользования, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 44 от11 января 2018 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ЕН. 03. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности

08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

г. Курск.

        

РАССМОТРЕНО

на заседании  ЦК РИПК                                   

Протокол №___ от «___»________20__ г.      

 Председатель ЦК ________

  СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

_______________

 «_____» ____________20___ г.

   Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.03 Экологические основы природопользования, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 44 от11 января 2018 г.

 

 

Разработчик:   Л.Н.  Яблокова, преподаватель ОБПОУ «КМТ»      


СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.03 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:         

Учебная дисциплина ЕН.03 Экологические основы природопользования является вариативной частью математического и общего естественнонаучного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.

Учебная дисциплина ЕН.03 Экологические основы природопользования обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии компетенций ОК 01 – ОК 05, ОК 06, ОК 07,ОК 08,ОК 09, ОК 11, ПК 1.1 – ПК 1.3, ПК 2.1 – ПК 2.4, ПК 3.1 – ПК 3.3, ПК 4.1 – ПК 4.4. ЛР 1-15

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:  

В результате освоения программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания, а также формируются общие и профессиональные компетенции и личностные результаты.

Умения и знания

Код ОК, ПК

Умения

Знания

ОК 01 – ОК 04, ОК 05ОК 06, ОК 07, ОК 08, ОК 09, ОК 11,

ПК 1.1 – ПК 1.3,

ПК 2.1 – ПК 2.4,

ПК 3.1 – ПК 3.3,

ПК 4.1 – ПК 4.4.

ЛР 1-15

- осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;

- определять условия устойчивого состояния экосистем и причины

возникновения экологического кризиса;

-соблюдать нормы экологической безопасности;

-определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности;

-использовать нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды

-правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;

 -основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;

 -пути обеспечения ресурсосбережения;

-принципы мониторинга окружающей среды;

-задачи и цели природоохранных органов управления и надзора;

- принципы рационального природопользования

Общие  компетенции        

Код

Наименование общих компетенций

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 08

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 11

Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Профессиональные компетенции

Код ПК

Наименование ПК

ПК 1.1

Организовывать и осуществлять эксплуатацию электроустановок промышленных и гражданских зданий

ПК 1.2

Организовывать и производить работы по выявлению неисправностей электроустановок промышленных и гражданских зданий

ПК 1.3

Организовывать и производить ремонт электроустановок промышленных и гражданских зданий

ПК 2.1

Организовывать и производить монтаж силового электрооборудования промышленных и гражданских зданий с соблюдением технологической последовательности

ПК 2.2

Организовывать и производить монтаж осветительного электрооборудования промышленных и гражданских зданий с соблюдением технологической последовательности

ПК 2.3

Организовывать и производить наладку и испытания устройств электрооборудования промышленных и гражданских зданий

ПК 2.4

Участвовать в проектировании силового и осветительного электрооборудования

ПК 3.1

Организовывать и производить монтаж воздушных и кабельных линий с соблюдением технологической последовательности

ПК 3.2

Организовывать и производить наладку и испытания устройств воздушных и кабельных линий

ПК 3.3

Организовывать и производить эксплуатацию электрических сетей

ПК 4.1

Организовывать работу производственного подразделения

ПК 4.2

Контролировать качество выполнения электромонтажных работ

ПК 4.3

Участвовать в расчетах основных технико-экономических показателей

ПК 4.4

Обеспечивать соблюдение правил техники безопасности при выполнении электромонтажных и наладочных работ

Личностные результаты

Код личностных результатов

Личностные результаты

Портрет выпускника СПО

ЛР.1

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

Портрет выпускника СПО

ЛР. 2

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР. 3

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

ЛР. 4

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР. 5

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей   многонационального народа России.

ЛР. 6

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.  

ЛР. 7

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР. 8

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.

ЛР. 9

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

ЛР.10

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР.11

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.

ЛР.12

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

Личностные результаты

реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности

ЛР.13

Соблюдающий требования производственной санитарии и гигиены труда при выполнении производственных задач

ЛР.14

Оказывающий первую помощь пострадавшему при несчастном случае на производстве

ЛР.15

Соблюдающий требования охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности при нахождении на строительной площадке; и выполнении производственных задач


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Объем программы учебной дисциплины  во взаимодействии с преподавателем и самостоятельная работа

Объем часов по учебному плану

32

Объем программы учебной дисциплины

 по видам учебных занятий во взаимодействии с преподавателем, в том числе:

30

теоретическое обучение

25

практические занятия 

4

в форме практической подготовки

4

контрольная работа

1

самостоятельная работа, в том числе

- оформление и подготовка к защите практических работ 

2

Промежуточная аттестация - текущая успеваемость 

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.03 Экологические основы природопользования

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности

обучающихся

Объем в часах

В том числе в форме практической подготовки

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

5

Раздел 1.  Экология и природопользование

18

Тема 1.1. Особенности взаимодействия общества и природы

Содержание учебного материала

8

ПК 1.1- ПК 4.4

ОК 01 -ОК 9,ОК 11

        ЛР1 -ЛР15

1. Современное состояние окружающей среды в России.

2

Содержание учебного материала

ПК 1.1- ПК 4.4

ОК 01 -ОК 9, ОК 11,

ЛР1 -ЛР15

2. Виды природных экосистем земли. Ноосфера.  Особенности антропогенных экосистем.

2

3. Динамика народонаселения Земли. Причины зелёной революции.

2

В том числе, практических занятий

2

 Практическая работа№1.«Оценка влияния ЛЭП на окружающую среду при эксплуатации»

2

2

Тема 1.2. Глобальные проблемы загрязнения окружающей среды.

Содержание учебного материала

4

ПК 1.1- ПК 4.4

ОК 01 -ОК 9, ОК 11

ЛР1 -ЛР15

1. Типы и характеристики загрязняющих веществ. Понятие ПДК.

2

2. Аварии как источники загрязнения, глобальные проблемы загрязнения окружающей среды.

2

Тема 1.3. Природные ресурсы и рациональное природопользование.

Содержание учебного материала

6

ПК 1.1- ПК 4.4

ОК 01 -ОК9, ОК 11,

ЛР1 -ЛР15

1. Классификация природных ресурсов и их общая характеристика. Принципы рационального природопользования.

2

2. Энергетические ресурсы. Угроза энергетического голода.

1

В том числе, практических занятий

2

Практическая работа№1. «Составление схем по теме «Природные и сырьевые ресурсы и их использование».

2

2

Контрольная работа

1

Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования.

12

Тема 2.1.

Экологическое регулирование и экологическое право.

Содержание учебного материала

6

ПК 1.1- ПК 4.4

ОК 01 -ОК 9,

ОК 11

ЛР1 -ЛР15

1. Понятие экологического регулирования и экологического права.  

2

2. История Российского и международного природоохранных законодательств.

2

3. Закон «Об охране окружающей природной среды», Конституция РФ. Ответственность предприятий в области охраны окружающей природной среды.

2

Содержание учебного материала

4

ПК 1.1- ПК 4.4

ОК 01 -ОК 09,

ОК 11

ЛР1 -ЛР15

4. Взаимоотношение общественных и государственных организаций в области экологического мониторинга и экологического регулирования.

2

5.Особо охраняемые природные территории Российской Федерации и Курской область

2

Содержание учебного материала

2

ПК 1.1- ПК 4.4

ОК 01 -ОК 09,

ОК 11

ЛР1 -ЛР15

6. Участие России в деятельности международных природоохранных. Организаций.

2

Самостоятельная работа обучающихся: в том числе

- оформление и подготовка к защите практических работ.

2

Промежуточная аттестация -текущая успеваемость

Всего:

32

В том числе в форме практической подготовки

4

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Учебная аудитория «Экологические основы природопользования», оснащенная оборудованием:

 рабочее место преподавателя и рабочие места по количеству обучающихся; комплект учебно-наглядных пособий;

техническими средствами обучения: компьютер с программным обеспечением, проектор, экран, аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к занятиям в виде слайдов и электронных презентаций.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе

3.2.1. Печатные издания

1. Константинов В. М., Челидзе Ю. Б. Экологические основы природопользования. — 19-е изд., стер., - М., ОИЦ «Академия», 2018.

2. Манько, О.М. Экологические основы природопользования [Текст]: учебник.

Рекомендовано ФГАУ «ФИРО»/ О.М. Манько, А.В. Мешалкин, С.И. Кривов. – М.: Академия, 2017. – 192 с. – (Профессиональное образование).

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1. Манько, О.М. Экологические основы природопользования [Электронный ресурс]: учебник. Рекомендовано ФГАУ «ФИРО»/ О.М. Манько, А.В. Мешалкин, С.И. Кривов. – Электрон. текстовые дан. - М.: Академия, 2017. – 192 с. – (Профессиональное образование).

2. Сухачёв, А.А. Экологические основы природопользования [Электронный ресурс]: PDF-копия книги для СПО/А.А. Сухачёв. – М.: КНОРУС, 2017. – 1 электрон. опт. диск (CD-R). – (Электронные издания).

3.2.3. Дополнительные источники

1. Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. 11-е изд., — М., ОИЦ «Академия», 2015.

2. Марфенин Н. Н. Экология и концепция устойчивого развития. – 2-е изд., — М., ОИЦ «Академия», 2017.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;

 

Логически рассуждает и дает оценку по вопросам экологической безопасности, проявляет готовность принятия ответственности за свои действия в работе

Устный фронтальный и индивидуальный опрос.

-основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;

Знает основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности

Анализ результатов письменных работ

-пути обеспечения ресурсосбережения;

Знает пути обеспечения ресурсосбережения

Устный фронтальный и индивидуальный опрос.

-принципы мониторинга окружающей среды

Оперирует принципами мониторинга окружающей среды

Анализ результатов письменных работ

-задачи и цели природоохранных органов управления и надзора;

Знает задачи и цели природоохранных органов управления и надзора

Анализ результатов письменного тестирования.

- принципы рационального природопользования

Владеет принципами рационального природопользования

Устный фронтальный и индивидуальный опрос.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-определять условия устойчивого состояния экосистем и причины

возникновения экологического кризиса;

Определяет условия устойчивого состояния экосистем и причины

возникновения экологического кризиса

Выполнение и защита практической работы.

-соблюдать нормы экологической безопасности;

Демонстрирует ответственность в решении производственных задач в вопросах экологии и природопользования

Выполнение и защита практической работы.

-определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности;

Определяет направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности

Выполнение и защита практической работы.

-использовать нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды

Демонстрирует умение анализировать нормативную документацию по природопользованию и охране окружающей среды.

Выполнение и защита практической работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.08 Основы автоматики и элементы систем автоматического управления»по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 08.02....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП.07. Основы электропривода специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электропривода» разработана  для специальности  среднего профессионального образования (СПО)    08.02.09  «...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических работ ОП.10 Основы менеджмента в электроэнергетике специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Практические работы направлены на закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений и выполняется  в виде составления сравнительных таблиц и решения...

Рабочая программа учебной дисциплины БД.05 Физическая культура по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.01.2018 г. № 44) среднего професс...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.01.2018 г. № 44) среднего професс...

КОМПЛЕКС ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по учебной дисциплине ЕН.02 Информатика программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности СПО 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Методические указания к выполнению лабораторных занятий по дисциплине ЕН.02 Информатика разработаны для программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и экс...

УМК учебной дисциплины ЕН 02. Информатика специальность: 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

УМК учебной дисциплины ЕН 02. Информатика разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и Примерной программы учебной дисциплины ЕН.02 Информатика ...