РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.02 ХИМИЯ общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 240113 Химическая технология органических веществ
рабочая программа на тему

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОДП.02 ХИМИЯ

общеобразовательного цикла

основной профессиональной образовательной программы

по специальностям естественнонаучного профиля

 

 

 

 

 

240113 Химическая технология органических веществ

        Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» для специальности среднего профессионального образования естественнонаучного профиля:  240113 Химическая технология органических веществ.

 

        Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Химия» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и утверждённой Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года.

 

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального или среднего профессионального образования, одобренными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол №1 от «03» февраля 2011 г.).

Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khimiya_rabochaya_programma_gr.15.docx52.67 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Чапаевский химико-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ

Директор

 ГБОУ СПО «ЧХТТ»

____________ И.В. Музуров

____________ 2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП.02 ХИМИЯ

общеобразовательного цикла

основной профессиональной образовательной программы

по специальностям естественнонаучного профиля

240113 Химическая технология органических веществ

ОДОБРЕНО

предметной (цикловой) комиссией химических дисциплин

Председатель ПЦК

_____________ Л.Б. Никишева

28.08.2014 г.

Составитель: Болонова Е.В., преподаватель ГБОУ СПО «ЧХТТ»

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: Новикова Н.Ф., старший методист ГБОУ СПО «ЧХТТ»

Содержательная экспертиза: Никишева Л.Б. преподаватель  ГБОУ СПО «ЧХТТ»

        Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» для специальности среднего профессионального образования естественнонаучного профиля:  240113 Химическая технология органических веществ.

 

        Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Химия» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и утверждённой Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года.

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального или среднего профессионального образования, одобренными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол №1 от «03» февраля 2011 г.).

Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

СОДЕРЖАНИЕ

Название разделов

Стр.

1. Пояснительная записка

4

2. Тематический план

6

3. Содержание учебной дисциплины

8

4.Требования к результатам обучения

19

5. Условия реализации программы

20

6. Лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу

22

Пояснительная записка

Настоящая программа учебной дисциплины «Химия» ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего (полного) общего образования на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учётом профиля получаемого профессионального образования.

       Содержание программы направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  •  развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убеждённости позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

     В ГБОУ СПО «Чапаевский химико-технологический техникум» на дисциплину «Химия» по специальностям среднего профессионального образования технического профиля  отводится 234 часа, в том числе 156 часов аудиторной нагрузки, 60 часов на  лабораторные и практические занятия в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение)  в пределах ОПОП среднего профессионального образования.

     Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

     В профильную составляющую программы входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

    В программе по дисциплине «Химия», реализуемой при подготовке обучающихся специальностям технического профиля, профильной составляющей являются разделы: 1.Общая химия  2.Неорганическая химия: (металлы и неметаллы).  

     В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными и практическими работами.

     Программа содержит тематический план, отражающий количество часов, выделяемое на изучение дисциплины «Химия» при овладении обучающимися специальностями технического профиля. Резерв времени 5 часов - направлен на изучение тем: «Вода.  Растворы. Электролитическая диссоциация», «Химические реакции», «Металлы и неметаллы», «Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений», «Углеводороды и их природные источники».

    Программой предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая работу над материалом учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий, выполнение упражнений, творческие работы разных видов, составление и заполнение таблиц, подготовку сообщений, решение задач, подготовку рефератов и презентаций на темы:

- Вода

- Сера

- Кислород

- Азот

- Аммиак

- Фосфор 

- Углерод

- Коррозия металлов и способы борьбы с ней

- Кальций

- Алюминий

- Свинец

- Олово

- Хром

- Марганец

- Железо

Контроль качества освоения дисциплины «Химия»  проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.

   Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведённого на дисциплину, как традиционными,  так и инновационными методами, включая компьютерное тестирование. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине.

    Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена по итогам изучения дисциплины в конце учебного года.

           

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество часов

максимальная учебная нагрузка

самостоятельная учебная работа

обязательная аудиторная учебная нагрузка

всего занятий

лаб. и практ.

занятий

Раздел 1. Общая химия

Тема 1.1 Повторение, обобщение и систематизация знаний

Тема 1.2 Периодический закон и периодическая система химических элементов в свете учения о строении атома

Тема 1.3 Реакции окисления-

восстановления

Тема 1.4 Скорость химических реакций. Химическое равновесие

Тема 1.5 Вода. Растворы

Тема 1.6 Теория электролитической диссоциации

105

18

9

9

15

18

36

35

6

3

3

5

6

12

46

4

4

4

8

10

16

24

8

2

2

2

2

8

Раздел 2.  Неорганическая химия

Тема 2.1 Неметаллы VII группы главной подгруппы

Тема 2.2 Неметаллы VI группы главной подгруппы (на примере серы и её соединений)

Тема 2.3 Неметаллы V группы (на примере азота и его соединений)

Тема 2.4Неметаллы 1V группы (на примере углерода и его соединений).

Тема 2.5 Металлы

Тема 2.6 Металлы I группы главной подгруппы

Тема 2.7 Металлы II группы главной подгруппы

Тема 2.8 Металлы III группы главной подгруппы (на примере алюминия)

Тема 2.9 Металлы IV группы главной подгруппы

Тема 2.10 Металлы VI группы побочной подгруппы (на примере хрома и его соединений)  

Тема 2.11 Металлы VII группы  (на примере марганца)

Тема 2.12 Металлы VIII группы (на примере железа)

Итоговое занятие

129

9

15

21

9

3

6

9

9

12

9

9

15

3

43

3

5

7

3

1

2

3

3

4

3

3

5

1

50

4

6

8

4

2

2

6

4

4

2

2

4

2

36

2

4

6

2

0

2

0

2

4

4

4

6

0

Итого

234

78

96

60

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                       

РАЗДЕЛ 1. Общая химия

Тема 1.1 Повторение, обобщение и систематизация знаний.

Содержание предмета. Основные химические понятия. Атом, молекула, простое вещество, сложное вещество.  

Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами.

Демонстрации

- Модели атомов химических элементов.

- Модели молекул простых и сложных веществ.

- Коллекция простых и сложных веществ.

- Некоторые вещества количеством 1 моль.

- Модель молярного объема газов.

- Аллотропия фосфора, кислорода, олова.

Лабораторные работы

1. Сравнительная активность кислот.

2. Получение амфотерных гидроксидов и изучение их свойств.

Практические занятия

1. Составление электронных формул элементов. Определение валентности.

2. Составление  молекулярных формул кислот, оснований, солей. Определение типов  химических реакций.

Самостоятельная работа – 6 часов

- Привести примеры хорошо известных химических и физических явлений – 2 часа

- Охарактеризовать физические свойства заданных веществ – 2 часа

- Определить типы заданных химических реакций – 2 часа

 

Тема 1.2 Периодический закон и периодическая система химических элементов в свете учения о строении атома.

 Строение атома. Квантовые числа. Современная формулировка периодического закона.   Принцип Паули. Правило Гунда.

Ядро атома, его составные части. Виды химической связи.

Демонстрации

- Различные формы Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

- Динамические таблицы для моделирования Периодической системы.

- Электризация тел и их взаимодействие.

Лабораторные работы  - не предусмотрено

Практические занятия

3. Составление электронных и графических формул атомов химических элементов. Определение элемента по его электронной формуле.

Самостоятельная работа – 3 часа

- Приготовить сообщение (по выбору) о жизни и деятельности М.В.Ломоносова, А.М.Бутлерова, Д.И.Менделеева – 2 часа

- Изобразить схемы строения атомов заданных элементов – 1 час

Тема 1.3 Реакции окисления-восстановления

Степень окисления. Реакция окисления-восстановления с точки зрения электронного строения. Окислительно - восстановительные  процессы в природе и промышленности.

Типы  окислительно-восстановительных реакций. Важнейшие окислители и восстановители.

Демонстрации

- Модели молекул окислителей и восстановителей.

- Опыты по коррозии металлов и защите от нее.

- Модель электролизера.

- Модель электролизной ванны для получения алюминия.

- Модель колонны синтеза аммиака.

Лабораторные работы  - не предусмотрено

Практические занятия

4. Составление полных уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Самостоятельная работа – 3 часа

- Составить структурные формулы и показать образование октета в заданных соединениях – 2 часа

- Изобразить электронными уравнениями процессы образования из атомов заданных соединений – 1 час

Тема 1.4 Скорость химических реакций. Химическое равновесие.

Скорость химической реакции. Её выражение. Закон действия масс.  Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Константа химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.

Влияние концентрации на смещение химического равновесия.

Влияние температуры и давления на смещение химического равновесия.

Демонстрации

- Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды.

- Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ.

- Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры.

- Модель кипящего слоя.

- Зависимость скорости химической реакции от присутствия катализатора на примере разложения пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы.

Лабораторные работы  - не предусмотрено

Практические занятия

5. Расчет скорости химических реакций. Определение условий протекания обратимых реакций в нужном направлении.

Самостоятельная работа – 5 часов

- Составить таблицу по теме «Факторы, влияющие на скорость химической реакции» - 2 часа

- Составить информационное сообщение о деятельности А.Л.Ле-Шателье – 2 часа

- Привести примеры использования зависимости площади поверхности твердых веществ на скорость их взаимодействия в химической промышленности – 1 час

Тема 1.5 Вода. Растворы.

Вода, как растворитель. Способы очистки воды. Строение молекул воды. Механизм растворения в воде веществ с различным характером связи.

Растворимость. Коэффициент растворимости. Тепловой эффект растворения.

Молярные массы  эквиваленты кислот, оснований, солей.

Массовая доля вещества.

Молярная концентрация, молярная концентрация эквивалента.

Демонстрации

- Растворимость веществ в воде.

-  Собирание газов методом вытеснения воды.

- Растворение в воде серной кислоты и солей аммония.

- Образцы кристаллогидратов.

- Изготовление гипсовой повязки.

- Приготовление жесткой воды и устранение ее жесткости.

- Образцы минеральных вод различного назначения.

Лабораторные работы - не предусмотрено

Практические занятия

6. Способы выражения концентрации растворов.

Самостоятельная работа - 6 часов

- Подготовить презентацию на тему «Вода» - 2 часа

- Перечислить способы выражения состава раствора – 2 часа

- Решить задачи на определение массовой доли – 1 час

- Решить задачи на определение молярной концентрации – 1 час

Тема 1.6 Теория электролитической диссоциации.

Понятие о веществах электролитах и неэлектролитах. Основные положения теории электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, солей, оснований.

Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация.

Ионное произведение воды. Водородный показатель. Кислотно-основные индикаторы.

Реакция ионного обмена.

Гидролиз солей. Понятие о степени гидролиза.

Ступенчатая диссоциация кислот, оснований солей.

Электролиз расплавов солей  инертным и растворимым анодом.

Электролиз водных растворов  с инертным анодом.

Демонстрации

- Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации.

- Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора.

- Движение окрашенных ионов в электрическом поле.

- Иониты.

Лабораторные работы

3. Реакции ионного обмена.

4. Гидролиз солей.

Практические занятия

7. Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах.

8. Составление уравнений гидролиза солей.

Самостоятельная работа – 12 часов

- Составить таблицу «Степень диссоциации растворов кислот, солей, оснований» - 2 часа

- Составить уравнения полной диссоциации – 2 часа

- Составить уравнения постепенной (ступенчатой) диссоциации – 2 часа

- Составить конспект по теме «Гидролиз солей»- 2 часа

- Написать три ступени гидролиза для раствора хлорида хрома – 2 часа

- Заполнить таблицу «Электролиз водных растворов солей» - 2 часа

РАЗДЕЛ 2. Неорганическая химия.

Тема 2.1 Неметаллы VII группы главной подгруппы.

Положение галогенов в периодической системе. Важнейшие химические свойства галогенов.  

Водородные и кислородные соединения галогенов.

Демонстрации

- Ознакомление с образцами галогенов.

- Получение хлороводорода и соляной кислоты.

- Свойства соляной кислоты.

- Природные минералы галогенов.

- Взрыв гремучего газа.

- Синтез хлороводорода и растворение его в воде.

- Взаимное вытеснение галогенов из их соединений.

- Горение натрия в хлоре.

- Обесцвечивание в хлоре окрашенных тканей.

 

Лабораторные работы

5. Качественные реакции на ионы галогенов.

Практические занятия - не предусмотрено

Самостоятельная работа – 3 часа

- Заполнить таблицу «Кислородные соединения хлора» - 2 часа

- Составить уравнения реакций получения хлорида цинка всеми возможными способами – 1 час

Тема 2.2 Неметаллы VI группы главной подгруппы (на примере серы и её соединений).

Общая характеристика серы на основе положения в периодической системе. Аллотропические видоизменения серы, химические свойства.  

Сероводород. Сероводородная кислота.

Химические свойства серной кислоты и солей.

Демонстрации

- Природные соединения, содержащие в своем составе кислород и серу.

- Схема круговорота кислорода в природе.

- Газометр с кислородом

- Горение серы в кислороде

- Модель промышленной установки для производства серной кислоты.

- Получение аллотропных видоизменений кислорода и серы.

- Взаимодействие серы с водородом и кислородом.

- Действие концентрированной серной кислоты на металлы (цинк, медь) и органические вещества (целлюлозу, сахарозу).

- Химический элемент кислород.

- Получение кислорода в лаборатории.

- Химические свойства кислорода.

- Реакции окисления и горения.

- Растворение в воде концентрированной серной кислоты.

- Взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами.

Лабораторные работы

6. Химические свойства серной кислоты.

Практические занятия

9. Решение расчетных задач на избыток-недостаток.

Самостоятельная работа – 5 часов

- Подготовить презентацию на тему «Сера» - 2 часа

- Собрать информацию о кислороде - 1 час

- Подготовить презентацию на тему «Кислород» - 2 часа

Тема 2.3 Неметаллы V группы главной подгруппы (на примере азота и его соединений).

Общая характеристика азота на основе положения в периодической системе. Азот, получение, свойства.

Аммиак. Химические свойства, соли аммония.

Оксиды азота. Азотная кислота, свойства. Соли азотной кислоты.

Фосфор, соединения фосфора.

Демонстрации

- Ознакомление с образцами кристаллических нитратов.

- Коллекция азотных удобрений.

- Ознакомление с образцами природных соединений фосфора и фосфорных удобрений.

- Получение аллотропных модификаций фосфора.

- Горение фосфора в кислороде и растворение продукта горения в воде.

- Взаимодействие азотной кислоты с металлами.

- Растворение аммиака в воде.

- Получение азотной кислоты из нитратов и ознакомление с ее свойствами: взаимодействие с медью.

- Термическое разложение солей аммония.

- Сжигание фосфора под стеклянным колоколом над водой.

- Растворение в воде аммиачной селитры.

- Плакат, иллюстрирующий круговорот азота в природе.

Лабораторные работы

7. Химические свойства аммиака, соли аммония.

Практические занятия

10. Решение расчетных задач.

11. Составление реакций окисления-восстановления с участием азотной кислоты.

Самостоятельная работа – 7 часов

- Подготовить презентацию на тему «Азот» - 2 часа

- Написать реферат на тему «Аммиак» - 2 часа

- Описать опыт получения азотной кислоты – 1 час

- Подготовить презентацию на тему «Фосфор» - 2 часа

Тема 2.4 Неметаллы IV группы главной подгруппы (на примере углерода и его соединений).

Общая характеристика углерода на основе положения в периодической системе. Углерод. Соединения углерода.

Кремний, соединения кремния.

Демонстрации

- Модели кристаллических решеток алмаза и графита.

- Ознакомление с образцами природных соединений углерода (древесный уголь, активированный уголь, известковая вода, «сухой лед», мрамор и др.).

- Ознакомление с образцами природных соединений кремния (гранит, горный хрусталь, кварц и др.)

- Коллекции продукции силикатной промышленности (стекла, фаянса, фарфора, керамики, цемента различных марок и др.).

- Модель печи для обжига известняка.

- Адсорбция углем оксида азота.

- Активированный уголь в коробке противогаза.

- Схема круговорота углекислого газа.

- Получение оксида углерода (IV), взаимодействие его с водой и твердым гидроксидом натрия.

- Получение кремниевой кислоты.

Лабораторные работы

8. Получение углекислого газа. Свойства соединений углерода.

Практические занятия -  не предусмотрено

Самостоятельная работа - 3 часа

- Подготовить презентацию на тему «Углерод» - 2 часа

- Сделать подборку материала о кремнии – 1 час

Тема 2.5 Металлы.

Общая характеристика металлов, общие свойства металлов. Борьба с коррозией.

Демонстрации

- Коллекция из образцов различных металлов.

- Коллекция руд металлов.

- Природные соединения различных металлов.

- Коллекция сплавов.

- Взаимодействие металлов с неметаллами и водой.

- Опыты по коррозии и защите металлов от коррозии.

- Горение металлов.

Лабораторные работы – не предусмотрено

Практические занятия – не предусмотрено

Самостоятельная работа – 1 час

- Написать реферат на тему «Коррозия металлов и способы борьбы с ней» - 1 час

Тема 2.6 Металлы I группы главной подгруппы.

Положение металлов I группы главной подгруппы на основе положения в периодической системе. Физические и химические свойства щелочных металлов.

Демонстрации

- Образцы щелочных металлов.

- Взаимодействие натрия с хлором.

- Горения натрия в кислороде.

- Взаимодействие натрия с водой.

Лабораторные работы

9. Химические свойства щелочных металлов и их соединений.

Практические занятия – не предусмотрено

Самостоятельная работа – 2 часа

- Заполнить таблицу «Свойства атомов щелочных металлов» - 2 часа

Тема 2.7 Металлы II группы главной подгруппы.

Общая характеристика кальция и магния на основе положения в периодической системе. Свойства кальция и магния.

Жесткость воды. Способы устранения жёсткости воды.

Химические свойства цинка и его соединений.

Демонстрации

- Образы кальция, магния и их соединений.

- Образцы минералов кальция: кусочки мела, мрамора, известняка, гипса.

- Взаимодействие оксида кальция с водой.

- Устранение жесткости воды.

- Качественная реакция на ионы кальция и бария.

- Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой.

Лабораторные работы – не предусмотрено

Практические занятия – не предусмотрено

Самостоятельная работа - 3 часа

- Подготовить презентацию на тему «Кальций» - 2 часа

- составить развернутый план ответа на тему «Жесткость воды» - 1 час

Тема 2.8  Металлы III группы главной подгруппы (на примере алюминия).

Общая характеристика алюминия на основе положения в периодической системе. Физические и химические свойства алюминия.

Оксид и гидроксид алюминия, амфотерный характер соединений.

Демонстрации

- Алюминий металлический.

- Образцы природных соединений и сплавов алюминия.

- Взаимодействие алюминия с цинком, серой, йодом.

- Доказательство механической прочности оксидной пленки алюминия.

- Отношение алюминия к концентрированной азотной кислоте.

- Алюминотермия.

Лабораторные работы

10. Химические свойства алюминия. Получение гидроксида алюминия и определение его амфотерных свойств.

Практические занятия – не предусмотрено

Самостоятельная работа - 3 часа

- Подготовить презентацию на тему «Алюминий» - 2 часа

- Начертить схемы расположения электронов по орбиталям и ячейкам у атомов алюминия- 1 час.

Тема 2.9  Металлы IV группы главной подгруппы.

Общая характеристика олова и свинца на основе положения в периодической системе. Физические и химические свойства  соединений свинца и олова.

Химические свойства соединений олова.

Демонстрации

- Образцы соединений свинца.

- Образцы соединений олова.

Лабораторные работы

11. Химические свойства  соединений свинца.

Практические занятия

12. Решение  расчетных задач

Самостоятельная работа - 4 часа

- Подготовить презентацию на тему «Свинец» - 2 часа

- Написать реферат на тему «Олово» - 2 часа

Тема 2.10 Металлы VI группы побочной подгруппы (на примере хрома и его соединений).

Общая характеристика  хрома на основе положения в периодической системе. Физические и химические свойства хрома. Свойства соединения хрома.

Демонстрации

- Образцы соединений хрома.

- Получение и свойства гидроксида хрома (III).

- Окислительные свойства дихроматов.

Лабораторные работы

12. Химические свойства соединений хрома.

Практические занятия

13.Составление реакций окисления-восстановления с участием хрома.

Самостоятельная работа – 3 часа

- Подготовить презентацию на тему «Хром» - 2 часа

- Выбрать металл для вытеснения хрома из соединений – 1 час

Тема 2.11 Металлы VII группы (на примере марганца).

Общая характеристика  марганца на основе положения в периодической системе. Физические и химические свойства марганца. Свойства соединений марганца.

Демонстрации

- Образец металлического марганца.

- Образцы руд с содержанием марганца.

- Нагревание перманганата калия.

- Осветление масла перманганатом калия.

- Очистка лабораторной посуды от жиров и других органических веществ щелочным раствором перманганата калия.

Лабораторные работы

13. Свойства соединений марганца.

Практические занятия

14. Составление реакций окисления-восстановления с участием марганца.

Самостоятельная работа – 3 часа

- Подготовить презентацию на тему «Марганец»- 2 часа

- Сделать подборку материала о марганцевой кислоте – 1 час

Тема 2.12 Металлы VIII группы (на примере железа).

Общая характеристика железа на основе положения в периодической системе. Химические свойства железа.

Оксид и гидроксид железа. Комплексные соединения железа.

Демонстрации

- Образец металлического железа.

- Минералы железа: магнитный, бурый и красный железняки.

- Образцы чугуна и стали.

- Взаимодействие железа с серой.

- Получение турнбулевой сини.

- Получение берлинской лазури.

- Горение железа в кислороде и хлоре.

- Опыты, выясняющие отношение железа к концентрированным кислотам.

Лабораторные работы

14. Химические свойства железа.

15. Комплексные соединения железа.

Практические занятия

15. Решение задач. Составление уравнений реакций.

Самостоятельная работа – 5 часов

- Подготовить презентацию на тему «Железо» - 2 часа

- Описать процесс переработки чугуна в сталь – 2 часа

- Составить уравнения реакций образования темно-синих осадков «турнбулева синь» и «берлинская лазурь» - 1 час

Итоговое занятие. Повторение пройденного материала.

Демонстрации – не предусмотрено

Лабораторные работы – не предусмотрено

Практические занятия – не предусмотрено

Самостоятельная работа – 1 час

- Подготовиться к ответам на контрольные вопросы.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен:

      знать/понимать:

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и  восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие.
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, периодический закон Д.И. Менделеева;
  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строение органических и неорганических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидрооксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция.

уметь:

  • называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических   соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических   соединений;
  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
  • связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
  • решать: расчётные задачи по химическим формулам и уравнениям;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни:

 - для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

      - определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

      - экологически грамотного поведения  в окружающей среде;

      - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета "Химия", лаборатории «Неорганическая химия»

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по числу студентов,(30)

- рабочее место преподавателя,(1)

- рабочая доска,(2)

- комплект наглядных пособий по предмету «Химия» (учебники,  справочники инструкции) (16)

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор,

- ноутбук,

 - экран,

- интерактивная доска,

- аудиосистема,

- комплект слайдов по темам курса дисциплины.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- рабочее место по числу обучающихся, (16)

- рабочее место преподавателя, (1)

- рабочая доска, (1)

- лабораторная посуда

- химические реактивы.

Информационное обеспечение обучения  (перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы)

Основные источники

                                                      Для преподавателей

  1. Ю.М.Ерохин  Химия  Москва «Академия» 2004
  2. О.С.Габриелян  Химия 8 класс Москва «Дрофа» 2002
  3. О.С.Габриелян  Химия 9 класс Москва «Дрофа» 2002
  4. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова Химия для преподавателя Москва «Академия» 2006
  5. Химия – контрольные и проверочные работы – к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9 класс» Москва «Дрофа» 2012
  6. А.С.Корощенко Химия – типовые тестовые задания Москва «Экзамен» 2013
  7. Н.Н.Богданова Химия – лабораторные работы 8-11 классы Москва «Астрель» 2001
  8. Н.М.Городова Сборник тестовых заданий по химии для 11 классов Москва «Флинта», «Наука» 2001

                                                           Для обучающихся

  1. Ю.М.Ерохин  Химия  Москва «Академия» 2004
  2. О.С.Габриелян  Химия 8 класс Москва «Дрофа» 2002
  3. О.С.Габриелян  Химия 9 класс Москва «Дрофа» 2002
  4. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова Химия для преподавателя Москва «Академия» 2006
  5. Химия – контрольные и проверочные работы – к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9 класс» Москва «Дрофа» 2012
  6. А.С.Корощенко Химия – типовые тестовые задания Москва «Экзамен» 2013
  7. Н.Н.Богданова Химия – лабораторные работы 8-11 классы Москва «Астрель» 2001
  8. Н.М.Городова Сборник тестовых заданий по химии для 11 классов Москва «Флинта», «Наука» 2001

Дополнительные источники

Для преподавателей

  1. Р.А.Лидин Химия для школьников старших классов Москва «Дрофа» 2002
  2. И.Г.Хомченко Общая химия Москва «Оникс» 2001
  3. Р.Г.Иванова Химия 8-9 классы Москва «Просвещение» 2002
  4. Л.М.Брейгер Нестандартные уроки Химия 8-11 классы Волгоград
  5. Т.С.Назарова Карты-инструкции для практических занятий по химии 8-11 классы
  6. О.В.Ковальчукова 780 тестов по химии «Уникум-центр»

Для обучающихся

1. Р.А.Лидин Химия для школьников старших классов Москва «Дрофа» 2002

2. И.Г.Хомченко Общая химия Москва «Оникс» 2001

3. Р.Г.Иванова Химия 8-9 классы Москва «Просвещение» 2002

4. Л.М.Брейгер Нестандартные уроки Химия 8-11 классы Волгоград

5. Т.С.Назарова Карты-инструкции для практических занятий по химии 8-11 классы

6. О.В.Ковальчукова 780 тестов по химии «Уникум-центр»

Интернет-ресурсы

  1. Электронные уроки и тесты.
  2. Химия 8-11 класс. Интерактивные лекции
  3. http: //ru/Wikipedia
  4. http: //www.curator/ru

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ

В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица, внесшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.02 ХИМИЯ общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 240113 Химическая технология органических веществ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.02 ХИМИЯобщеобразовательного циклаосновной профессиональной образовательной программыпо специальностям естественнонаучного профиля ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11. ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 240113 Химическая технология органических веществ

   Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 240113 Химическая технологи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 240113 Химическая технология органических веществ

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 240113 Химическая технология органических веществ, утвержденной ...

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Методические рекомендации подготовлены в связи с требованиями СМК, предъявляемыми к процессу управления....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»

Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент основной образовательной программы  - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 "Водоснабжение и водоотведени...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 20.02.01. Рациональное использование природохозяйственных комплексов

Рабочая программа учебной дисциплины  ОП 12.  Менеджмент  основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 20.02.0...