Методическая разработка практического занятия № 1 для студентов
материал по теме
В данной работе содержатся указания к практической работе № 1. Тема: "Предельные углеводороды " (Алканы и циклоалканы). Материал содержит описание работы студента. Работа состоит из экспериментальной части и практической (самостоятельная работа). Также предлагаются тренажёры для составления структурных формул углеводородов и их изомеров, правила номенклатуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_no1.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 1.
Тема: Предельные углеводороды.
Качественный анализ органических соединений.
Цель:Обобщить и закрепить знания по разделу.
Задачи:
- доказать наличие углерода, водорода и хлора в органических веществах;
- закрепить знания и умения писать структурные изомеры и называть их по международной номенклатуре;
- обобщить знания по химическим свойствам и превращениям углеводородов;
- сдать устный отчет преподавателю по темам «Алканы» и «Циклоалканы».
В результате выполнения практической работы студент должен знать и уметь:
- особенности строения и свойства предельных углеводородов
- составлять молекулярные формулы алканов и циклоалканов по общей формуле класса;
-составлять структурные изомеры углеводородов и называть их по международной номенклатуре;
- писать уравнения хим. реакций, характеризующие свойства алканов и циклоалканов и способы их получения;
- иметь представление о природных источниках углеводородов и их применении.
Ход работы:
- Проверка теоретической готовности к выполнению практической работы. Инструктаж, в том числе и по ТБ.
- Химический эксперимент:
- Прочитайте по учебнику ход и пояснения к практической работе №1, стр. 297-299. (О.С. Габриелян Химия 10 класс)
- Выполните опыт №1 и №2, Ответьте на вопросы в конце работы и сделайте выводы по работе (стр.298).
- Выполните самостоятельную работу письменно. (см. приложение №1)
- Сдайте устный отчет по работе преподавателю, придерживаясь плана ответа (см. приложение №6).
Примечание. В приложениях № 2,3,4,5 содержаться рекомендации по составлению структурных формул веществ, составлению структурных изомеров, алгоритм называния углеводородов с разветвлённой цепью по систематической номенклатуре и правила написания структурных формул веществ по названию вещества.
Приложение №1.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Укажите, сколько веществ обозначено следующими формулами:
а). СНз - СН – CH3
|б).СНз - СН2 - СН2 – СН3 в).СНз
СН3СН-СНз
СНз
2. Составьте структурные формулы всех изомеров н-гексана. Назовите их.( см. Приложение №3,4,5. Правила составления структурных формул и изомеров. Правила подбора названий по международной номенклатуре)
3. Назовите по систематической номенклатуре вещества, формулы которых приведены ниже? (приложение №4)
а). СН3 – СН – СН3 б). СН3 – СН – СН – СН3
| | |
СН3
СН3 СН3
СН3
|
в). СН3 – С – СН2 – СН3 г). СН3 – СН – СН2 – СН2 – СН3
| |
СН3 СН2 – СН3
4. Изобразите структурные формулы:1) 2, 2, 4-триметилпентана; 2) 2,2-дихлор-4-этил-5-метилгексана (приложение №5).
5. Составьте структурные формулы веществ, в которых содержаться радикалы: а) дибром и пропил; б).этил и диметил; в).метил, этил, хлор. Назовите эти вещества. (Приложение №5)
6. Напишите уравнения реакций, назовите продукты реакций и условия их протекания:
а). пропан + хлор= ; б). гексан изомеризация = ; в). горение бутана = ; г).дегидрирование пропана = ; д). гидрирование циклобутана =.
7. Решите задачу: Установите молекулярную формулу вещества, если массовая доля углерода 31,9%, водорода 5,3% и хлора 62,8%. Относительная плотность по воздуху равна 3,9. (см . лекцию)
Приложение №2
Тренажёр по составлению структурных формул веществ.
Для того чтобы составить структурную формулу вещества, необходимо вспомнить термины: «молекулярная формула», «структурная формула».
Молекулярная формула – это формула, указывающая на качественный (какие элементы входят в состав вещества) и количественный (сколько атомов данного элемента входит в состав вещества) состав вещества.
Например: СН4- молекулярная формула метана показывает, что в состав молекулы метана входит один атом углерода и четыре атома водорода.
Структурная формула – это формула показывает не только какие и сколько элементов входят в состав вещества, но и как атомы располагаются в молекуле, т. е. последовательность соединения атомов, с учётом их валентности.
Н
Например: структурная молекула метана: |
Н─С─Н;
|
Н
Чтобы составить структурную формулу более сложного углеводорода, необходимо сначала составить углеродный скелет, а затем, исходя из четырёхвалентности углерода, добавить водородные атомы.
Например: С3Н6 пропан, С ─ С─ С –углеродный скелет,
Н НН
| | | или можно свернуть формулу СН3─ СН2─ СН3
Н─ С ─ С─ С─ Н
| | |
Н НН
Задание:Сравните развёрнутую формулу и свёрнутую. Проверьте валентность атомов углерода и водорода (одна валентность – одна чёрточка). Сосчитайте количество атомов углерода и водорода в структурной формуле.
Задание:Составьте структурные формулы (свёрнутые и развёрнутые) бутана, пентана, гексана.
Задание:Составьте свёрнутые формулы гептана, октана, нонана и декана. Предложите способ ещё более свёрнутую форму.
Приложение №3
Тренажёр
по составлению структурных формул изомеров.
Изомерия – это явление при котором…..(продолжите предложение).
Изомеры – это вещества……(продолжите)
Чтобы составить структурные изомеры, необходимо помнить, что молекулярная формула может быть одна, а веществ с такой формулой может быть несколько, каждый имеет свою структурную формулу и свои свойства.
С чего начать?
1. Запишите молекулярную формулу (например:С5Н12)
2.Поставьте цифру 1 и составьте изомер с прямой цепью
(СН3-СН2-СН2-СН2-СН3 если углеводород имеет прямую неразветвлённую цепь, то он называется «нормальный пентан» и записывается н-пентан).
3.Поставьте цифру 2 и запишите углеводород, прямая цепь которого будет содержать на 1 меньше атомов углерода. А один атом ставится как разветвление (радикал), внутри цепи, исключая концевые атомы углерода.
Вспомните формулы и названия радикалов (см. лекцию «Алканы»)
(СН3 – СН – СН2 – СН3)
|
СН3
2-метилбутан
4.Поставьте цифру 3 и напишите цепочку углеродных атомов, состоящих из ещё меньшего количества, а остальные атомы поставьте в середину цепи.
СН3
|
(Н3С – С – СН3)
|
СН3
2,2 диметилпропан
Вывод: для формулы С5Н12 можно составить только три структурных изомера.
Закрепление: Составьте возможные изомеры для С6Н14;
Приложение №4
Учись правильно называть органические вещества по международной номенклатуре.
Номенклатура – алгоритм, используя который можно называть органические вещества. Эти правила применяются во всем мире, поэтому номенклатура называется международной или номенклатура ИЮПАК (международный союз химиков).
Третье её название систематическая.
Чтобы назвать углеводород с разветвленной цепью, необходимо:
Знать:
1. гомологический ряд метана (метан СН4, этан С2Н6 и т.д.до С10Н22 ).
2. формулы и названия радикалов (радикал – частица с неспаренным электроном, образуется при отнятии от формулы алкана одного атома водорода. Меняется название углеводорода – суффикс –ан на –ил. Например: СН4 метан, -СН3 метил ).
С чего начать:
1.Выбираем самую длинную углеродную цепь (цепь может быть не прямая, а изогнутая)
СН3 СН3
| |
СН3 – СН – СН – СН – СН
| | |
СН3 С2Н5 СН3
Самая длинная цепь прямая и в конце завёрнута вверх (можно вниз). Цепь состоит из шести атомов углерода.
Задание: проверьте количество водорода у каждого атома, исходя из четырёхвалентности углерода.
2.Нумеруем углеродные атомы, начиная с того конца, где ближе радикал (ответвление).
СН3 СН3
| |
СН3 – СН – СН – СН – СН
| | |
СН3 С2Н5 СН3
В данной формуле нумерацию углерода можно производить как с левого конца, так и справа, потому что радикал находится у обоих концов у второго атома цепи. Поэтому нумеруем слева (более привычно).
3. Цифрами указываем местоположение радикалов, если одинаковых радикалов два и более, значит столько будет цифр. Если у одного атома два одинаковых радикала, значит эту цифру повторяем 2 раза.
4. Называем радикал, если одинаковых несколько, значит добавляем приставку: два-ди (диметил); три – три (триэтил); четыре – тетра (тетраметил); пять –пента (пентаметил) и т.д. СН3 СН3
| |
СН3 – СН – СН – СН – СН
| | |
СН3 С2Н5 СН3
2,3,5 – триметил -4-этил-
5. Когда все радикалы указаны цифрами и названы, называем углеводород, согласно гомологическому ряду (метан, этан, пропан, бутан и т.д.), в зависимости от количества атомов углерода в цепи.
СН3 СН3
| |
СН3 – СН – СН – СН – СН 2,3,5 – триметил – 4 - этилпентан
| | |
СН3 С2Н5 СН3
Приложение №5
План устного ответа по темам «Алканы и циклоалканы»
- Углеводороды – это соединения…
- Предельные углеводороды представлены классами …
- Определение класса алканов, общая формула.
- Гомологический ряд, гомологическая разность, радикал.
- Строение молекулы метана, вид гибридизации, характеристика связи в алканах.
- Физические свойства алканов, нахождение их в природе.
- Химические свойства алканов (замещение, термическое разложение, изомеризация, окисление (горение), дегидрирование).
(Ответ подтвердите уравнениями реакций).
- Способы получения алканов (уравнения).
- Применение алканов и их производных в различных областях человеческой деятельности. Применение в медицине.
- Циклоалканы, особенности их строения и свойства сходные и отличные от алканов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия для студента "Теория пределов"
Метолдическая разработка практического занятия по математике для студента "Теория пределов"...
Методическая разработка практического занятия для студента "Дифференциальное исчисление"
Методическая разработка практического занятия для студента "Дифференциальное исчисление"...
Методическая разработка практического занятия для студента "Интегральное исчисление"
Методическая разработка практического занятия для студента "Интегральное исчисление"...
Методическая разработка практического занятия для студента "Основные понятия дискретной математики. Элементы теории вероятности"
Методическая разработка практического занятия для студента "Основные понятия дискретной математики. Элементы теории вероятности"...
Методическая разработка практического занятия для студента "Дифференциальные уравнения"
Методическая разработка практического занятия для студента "Дифференциальные уравнения"...
Методическая разработка практического занятия для студента "Математическая статистика и ее роль в медицине и здравоохранении"
Методическая разработка практического занятия для студента "Математическая статистика и ее роль в медицине и здравоохранении"...
Методическая разработка практического занятия для студентов по теме: «Сестринский процесс при нарушении потребности в нормальном дыхании»
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия в рамках междисциплинарного курса «Теория и практика сестринского дела» и содержит необходимый методически...