Методическая разработка практического занятия для студента "Дифференциальные уравнения"
учебно-методический материал на тему

Наталья Викторовна Новолодская

Методическая разработка практического занятия для студента "Дифференциальные уравнения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dif_uravneniya.docx171.76 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Минусинский медицинский техникум

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия по № 4

 для студента

Дисциплина: Математика

Специальность: 060101 Лечебное дело

Год обучения: 1 курс, 1 семестр

Тема: Дифференциальные уравнения

Разработчик: преподаватель дисциплины «Математика» Н.В. Новолодская

Минусинск, 2013

Составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии «______________________»

протокол №____

от  «____»______________201___г.

Председатель ЦМК

_____________/ _________________

     УТВЕРЖДАЮ:

      Зам. директора по учебной работе

        __________/________________

       «__»_________________201___г.

     

     СОГЛАСОВАНО:

      Методист

      ___________ /____________

     «___» ________________ 201__ г.


Тема:  Дифференциальные уравнения.

Уважаемые студенты!

Исследование многих физических и технических задач сводится к решению таких уравнений. С помощью дифференциальных уравнений описывают волновые процессы и колебания, поэтому практическое применение дифференциальных уравнений очень разнообразно.

В медицинских приложениях дифференциальные уравнения используются, например:

  • для определения скорости кровотока, скорости движения клапанов и стенок сердца (эхокардиография), определения вязкости крови и других параметров гемодинамики;
  • для описания медико-биологических приложений ультразвука: эхоэнцефалограмма, УЗИ, ультразвуковая физиотерапия, ультразвуковая локация и кардиография;
  • для описания процессов физиологической акустики, которая изучает устройство и работу звуковоспринимающих и звуковоспроизводящих органов человека и животных
  • для определения функции изменения численности популяции микроорганизмов в зависимости от времени.

Цели занятия

Студент должен уметь:

  • находить общие и частные решения ДУ с разделяющимися переменными;
  • находить общие и частные решения ДУ второго порядка с постоянными коэффициентами;
  • составлять ДУ для решения задач прикладного характера.

Студент  должен знать:

  • понятие дифференциального уравнения (ДУ), порядок ДУ, общего и ча-стного решения;
  • понятие ДУ с разделяющимися переменными, алгоритм их решения
  • понятие ДУ второго порядка с постоянными коэффициентами, алгоритм их решения;
  • практическое применение ДУ в медицине.

Оснащение: таблица неопределенных интегралов, дидактический материал.

Материал для повторения: лекция 6,7,8


Этапы самостоятельной работы:

№ п/п

Содержание этапа

Задания

1

Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными, методы их решения. Общее решение дифференциального уравнения

задание 1

2

Частное решение дифференциального уравнения, удовлетворяющее начальным условиям, его интегральная кривая

задание 2

3

Линейные дифференциальные уравнения I-го порядка, методы их решения

 задание 3

4

Определение вида дифференциальных уравнений, их частное и общее решения

задание 4

Рекомендуемая литература:

Основные источники:

  1. Гилярова М.Г. Математика для медицинских колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  2. Омельченко В.П. Математика: компьютерные технологии в медицине: учебник / В.П. Омельченко, А.А. Демидова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Дополнительные источники:

  1. Филимонова Е.В. Математика: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. / Е.В. Филимонова. –  Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  2. Михеев В.С., Стяжкина О.В., Шведова О.М. Математика: Учебное пособие для среднего профессионального образования. /  В.С.Михеев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
  3. Богомолов Н. В. Практические занятия по математике: Учебное пособие для средних учебных заведений. /  Н.В. Богомолов. – 7-е изд. М.: Высшая школа, 2004.
  4. Кочетков Е.С., Смерчинская С.О., Соколов В.В. Теория вероятностей и математическая статистика. – Форум, 2011. – 240 с.

Интернет-ресурсы:

www.slovari.yandex.ru

www.wikiboks.org

revolution.allbest.ru


ИНФОРМАЦИЯ:

А сейчас немного теории: (записать) (5 мин)

Дифференциальным уравнением первого порядка называется уравнение, связывающее независимую переменную  х, искомую функцию у(х) и ее производную , т.е. уравнение вида

(1)         или  ,

где f – функция двух переменных, а F – функционал от трех переменных.

Общим решением дифференциального уравнения называется такая функция, , которая обращает уравнение (1) в тождество, т.е.

 или

Чтобы решить дифференциальное уравнение его необходимо проинтегрировать, но прежде его необходимо идентифицировать  (определить его вид) и преобразовать.

Дифференциальные уравнения 1-го порядка, определенные выше, удобно записывать в следующей форме:

                                         (2)

Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными.

Пусть , а , тогда  уравнение (2) называется дифференциальным уравнением с разделяющимися переменными и примет вид:

Путем деления  на произведение  оно приводится к следующему виду:

.

Общий интеграл этого уравнения имеет вид:

Внимание: Задания, помеченные звездочкой (*),  обязательны для выполнения!

  1. Решить дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными:

Цель: Научиться находить общее решение дифференциального уравнения с разделяющимися переменными, используя в своей работе методы дифференциального и интегрального исчисления.

Решение: приведем уравнение к виду (1) (учитывая, что ) :

В данном уравнении

Разделяя переменные, получим:

.

Интегрируя, найдем общий интеграл:

  1. *
  2. *
  3. *

  1. Найти  частное решение дифференциального уравнения, удовлетворяющего начальным условиям, и его интегральную кривую.

Цель: Научиться находить частное решение  дифференциального уравнения с разделяющимися переменными, используя в своей работе методы дифференциального и интегрального исчисления и строить интегральную кривую этого решения.

.

  1. ;

Решение: Приведем уравнение к виду (1) и разделим переменные:

Интегрируя, найдем общий интеграл:

Т.к. , то  подставляя это начальное условие в общее решение диф. уравнения, найдем значение С:

Значит частное решение данного  диф. уравнения  имеет вид:

.

Чтобы найти интегральную кривую данного диф. уравнения нужно построить график его частного решения, в нашем случае это  (график – парабола).

Найдем координаты вершины параболы:

   

График  имеет следующий вид:

  1. *
  2. *

Линейные дифференциальные уравнения 1-го порядка.

Линейным дифференциальным уравнением 1-го порядка называется уравнение

                                                          , где p(x), f(x) – известные функции.

Линейное дифференциальное уравнение называется однородным, если , в противном случае оно неоднородное.

  1. Найти общее решение линейного дифференциального уравнения 1-го порядка:

Цель: Научиться находить общее решение линейных дифференциальных уравнений, используя в своей работе методы дифференциального и интегрального исчисления.

Решение:   Общее решение неоднородного уравнения можно найти методом вариации постоянной.

  • Рассмотрим однородное уравнение

, соответствующее данному неоднородному уравнению. Это уравнение с разделяющимися переменными:

  • Общее решение неоднородного уравнения ищем в виде   (*)   , где С(х) – неизвестная функция от х. Производная  Подставляя  и в  найдем С(х):

Т.к.  , то подставляя его в (*) общее решение неоднородного уравнения будет   , где С – постоянная интегрирования.

  1. *
  2. *
  1. Определить вид дифференциального уравнения, найти его общее решение, а где указано частное решение.

Цель: Научиться определять вид дифференциального  уравнения, находить его общее и частное решение.

  1. *
  2. *
  3. *
  4. *, построить интегральную кривую;
  5. *
  6. *
  7. *
  8. *

Дифференциальные уравнения  в медицине и биологии.

  1. Дифференциальные уравнения, выражают соотношения между изменениями основных переменных. Примером описания течения процессов в сердечно – сосудистой системе может служить  независимая модель эластичного резервуара – линейное  дифференциальное уравнение типа:

                    ,

где переменная Р – мгновенное значение АД, коэффициент R – общее сопротивление кровеносного русла току крови,  коэффициент k – коэффициент упругости аорты, W(t) – объемная мгновенная скорость выброса крови из сердца.

2) Дифференциальным уравнением описывается разложение бактерий, радиоактивный распад.


Домашнее  задание:

Определить вид дифференциального уравнения, найти его общее решение, а где указано частное решение:

  1. *
  2. *
  3. *
  4. *, построить интегральную кривую.
  5. *
  6. *


Проверочная работа

Тема:  Дифференциальные уравнения.

1 вариант.

Определить вид дифференциального уравнения, найти его общее решение, а где указано частное решение:

  1. , построить интегральную кривую.

2 вариант.

Определить вид дифференциального уравнения, найти его общее решение, а где указано частное решение:

  1. , построить интегральную кривую.

Дополнительное задание

Определить вид дифференциального уравнения, найти его общее решение:


Задания для самостоятельного решения.

Найти  общее решение дифференциальных уравнений, а где указано частное решение:

Контрольные вопросы:

  1. Что называется дифференциальным уравнением первого порядка?
  2. Что нужно сделать, чтобы решить дифференциальное уравнение.
  3. Какой вид имеет дифференциальное уравнение с разделяющимися переменными.
  4. Какое уравнение называется дифференциальным уравнением 1-го порядка?
  5. Что такое общее и частное решение дифференциального уравнения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"

Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»

Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине Математика,раздел Алгебра и начала математического анализа, тема "Решение уравнений и неравенств 1и 2 степени"

Данная методическая разработка предназначена для для преподавателей и студентов при проведении проактических занятий по теме "Решение уравнений и неравенств 1и 2 степени.В ходе занятия идет закре...

Методическая разработка практического занятия "Повторительно-закрепляющее занятие по разделу пищеварительная система"

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы по дисциплине «Анатомия и физиология человек...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента

Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента

Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...