Методическая разработка практического занятия для студента "Дифференциальные уравнения"
учебно-методический материал на тему
Методическая разработка практического занятия для студента "Дифференциальные уравнения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dif_uravneniya.docx | 171.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Минусинский медицинский техникум
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия по № 4
для студента
Дисциплина: Математика
Специальность: 060101 Лечебное дело
Год обучения: 1 курс, 1 семестр
Тема: Дифференциальные уравнения
Разработчик: преподаватель дисциплины «Математика» Н.В. Новолодская
Минусинск, 2013
Составлена в соответствии с требованиями ФГОС Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии «______________________» протокол №____ от «____»______________201___г. Председатель ЦМК _____________/ _________________ | УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по учебной работе __________/________________ «__»_________________201___г.
СОГЛАСОВАНО: Методист ___________ /____________ «___» ________________ 201__ г. |
Тема: Дифференциальные уравнения.
Уважаемые студенты!
Исследование многих физических и технических задач сводится к решению таких уравнений. С помощью дифференциальных уравнений описывают волновые процессы и колебания, поэтому практическое применение дифференциальных уравнений очень разнообразно.
В медицинских приложениях дифференциальные уравнения используются, например:
- для определения скорости кровотока, скорости движения клапанов и стенок сердца (эхокардиография), определения вязкости крови и других параметров гемодинамики;
- для описания медико-биологических приложений ультразвука: эхоэнцефалограмма, УЗИ, ультразвуковая физиотерапия, ультразвуковая локация и кардиография;
- для описания процессов физиологической акустики, которая изучает устройство и работу звуковоспринимающих и звуковоспроизводящих органов человека и животных
- для определения функции изменения численности популяции микроорганизмов в зависимости от времени.
Цели занятия
Студент должен уметь:
- находить общие и частные решения ДУ с разделяющимися переменными;
- находить общие и частные решения ДУ второго порядка с постоянными коэффициентами;
- составлять ДУ для решения задач прикладного характера.
Студент должен знать:
- понятие дифференциального уравнения (ДУ), порядок ДУ, общего и ча-стного решения;
- понятие ДУ с разделяющимися переменными, алгоритм их решения
- понятие ДУ второго порядка с постоянными коэффициентами, алгоритм их решения;
- практическое применение ДУ в медицине.
Оснащение: таблица неопределенных интегралов, дидактический материал.
Материал для повторения: лекция 6,7,8
Этапы самостоятельной работы:
№ п/п | Содержание этапа | Задания |
1 | Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными, методы их решения. Общее решение дифференциального уравнения | задание 1 |
2 | Частное решение дифференциального уравнения, удовлетворяющее начальным условиям, его интегральная кривая | задание 2 |
3 | Линейные дифференциальные уравнения I-го порядка, методы их решения | задание 3 |
4 | Определение вида дифференциальных уравнений, их частное и общее решения | задание 4 |
Рекомендуемая литература:
Основные источники:
- Гилярова М.Г. Математика для медицинских колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
- Омельченко В.П. Математика: компьютерные технологии в медицине: учебник / В.П. Омельченко, А.А. Демидова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Дополнительные источники:
- Филимонова Е.В. Математика: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. / Е.В. Филимонова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
- Михеев В.С., Стяжкина О.В., Шведова О.М. Математика: Учебное пособие для среднего профессионального образования. / В.С.Михеев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
- Богомолов Н. В. Практические занятия по математике: Учебное пособие для средних учебных заведений. / Н.В. Богомолов. – 7-е изд. М.: Высшая школа, 2004.
- Кочетков Е.С., Смерчинская С.О., Соколов В.В. Теория вероятностей и математическая статистика. – Форум, 2011. – 240 с.
Интернет-ресурсы:
www.wikiboks.org
revolution.allbest.ru
ИНФОРМАЦИЯ:
А сейчас немного теории: (записать) (5 мин)
Дифференциальным уравнением первого порядка называется уравнение, связывающее независимую переменную х, искомую функцию у(х) и ее производную , т.е. уравнение вида
(1) или ,
где f – функция двух переменных, а F – функционал от трех переменных.
Общим решением дифференциального уравнения называется такая функция, , которая обращает уравнение (1) в тождество, т.е.
или
Чтобы решить дифференциальное уравнение его необходимо проинтегрировать, но прежде его необходимо идентифицировать (определить его вид) и преобразовать.
Дифференциальные уравнения 1-го порядка, определенные выше, удобно записывать в следующей форме:
(2)
Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными.
Пусть , а , тогда уравнение (2) называется дифференциальным уравнением с разделяющимися переменными и примет вид:
Путем деления на произведение оно приводится к следующему виду:
.
Общий интеграл этого уравнения имеет вид:
Внимание: Задания, помеченные звездочкой (*), обязательны для выполнения!
- Решить дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными:
Цель: Научиться находить общее решение дифференциального уравнения с разделяющимися переменными, используя в своей работе методы дифференциального и интегрального исчисления.
Решение: приведем уравнение к виду (1) (учитывая, что ) :
В данном уравнении
Разделяя переменные, получим:
.
Интегрируя, найдем общий интеграл:
- *
- *
- *
- Найти частное решение дифференциального уравнения, удовлетворяющего начальным условиям, и его интегральную кривую.
Цель: Научиться находить частное решение дифференциального уравнения с разделяющимися переменными, используя в своей работе методы дифференциального и интегрального исчисления и строить интегральную кривую этого решения.
.
- ;
Решение: Приведем уравнение к виду (1) и разделим переменные:
Интегрируя, найдем общий интеграл:
Т.к. , то подставляя это начальное условие в общее решение диф. уравнения, найдем значение С:
Значит частное решение данного диф. уравнения имеет вид:
.
Чтобы найти интегральную кривую данного диф. уравнения нужно построить график его частного решения, в нашем случае это (график – парабола).
Найдем координаты вершины параболы:
График имеет следующий вид:
- *
- *
Линейные дифференциальные уравнения 1-го порядка.
Линейным дифференциальным уравнением 1-го порядка называется уравнение
, где p(x), f(x) – известные функции.
Линейное дифференциальное уравнение называется однородным, если , в противном случае оно неоднородное.
- Найти общее решение линейного дифференциального уравнения 1-го порядка:
Цель: Научиться находить общее решение линейных дифференциальных уравнений, используя в своей работе методы дифференциального и интегрального исчисления.
Решение: Общее решение неоднородного уравнения можно найти методом вариации постоянной.
- Рассмотрим однородное уравнение
, соответствующее данному неоднородному уравнению. Это уравнение с разделяющимися переменными:
- Общее решение неоднородного уравнения ищем в виде (*) , где С(х) – неизвестная функция от х. Производная Подставляя и в найдем С(х):
Т.к. , то подставляя его в (*) общее решение неоднородного уравнения будет , где С – постоянная интегрирования.
- *
- *
- Определить вид дифференциального уравнения, найти его общее решение, а где указано частное решение.
Цель: Научиться определять вид дифференциального уравнения, находить его общее и частное решение.
- *
- *
- *
- *, построить интегральную кривую;
- *
- *
- *
- *
Дифференциальные уравнения в медицине и биологии.
- Дифференциальные уравнения, выражают соотношения между изменениями основных переменных. Примером описания течения процессов в сердечно – сосудистой системе может служить независимая модель эластичного резервуара – линейное дифференциальное уравнение типа:
,
где переменная Р – мгновенное значение АД, коэффициент R – общее сопротивление кровеносного русла току крови, коэффициент k – коэффициент упругости аорты, W(t) – объемная мгновенная скорость выброса крови из сердца.
2) Дифференциальным уравнением описывается разложение бактерий, радиоактивный распад.
Домашнее задание:
Определить вид дифференциального уравнения, найти его общее решение, а где указано частное решение:
- *
- *
- *
- *, построить интегральную кривую.
- *
- *
Проверочная работа
Тема: Дифференциальные уравнения.
1 вариант.
Определить вид дифференциального уравнения, найти его общее решение, а где указано частное решение:
- , построить интегральную кривую.
2 вариант.
Определить вид дифференциального уравнения, найти его общее решение, а где указано частное решение:
Дополнительное задание
Определить вид дифференциального уравнения, найти его общее решение:
Задания для самостоятельного решения.
Найти общее решение дифференциальных уравнений, а где указано частное решение:
Контрольные вопросы:
- Что называется дифференциальным уравнением первого порядка?
- Что нужно сделать, чтобы решить дифференциальное уравнение.
- Какой вид имеет дифференциальное уравнение с разделяющимися переменными.
- Какое уравнение называется дифференциальным уравнением 1-го порядка?
- Что такое общее и частное решение дифференциального уравнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"
Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»
Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...
Методическая разработка практического занятия по дисциплине Математика,раздел Алгебра и начала математического анализа, тема "Решение уравнений и неравенств 1и 2 степени"
Данная методическая разработка предназначена для для преподавателей и студентов при проведении проактических занятий по теме "Решение уравнений и неравенств 1и 2 степени.В ходе занятия идет закре...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по 01.01.4 Пропедевтика в акушерстве и гинекологии ПМ01 Тема занятия: Проведение диагностики ранних и поздних сроков беременности и обследования беременных, обследования внутриутробного состояния пло
Методическая разработка практического занятия. 2021г....
Методическая разработка практического занятия "Повторительно-закрепляющее занятие по разделу пищеварительная система"
Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы по дисциплине «Анатомия и физиология человек...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента
Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента
Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...