Методическая разработка практического занятия для студента "Математическая статистика и ее роль в медицине и здравоохранении"
учебно-методический материал по теме

Наталья Викторовна Новолодская

Методическая разработка практического занятия для студента "Математическая статистика и ее роль в медицине и здравоохранении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mat_statistika.docx197.41 КБ

Предварительный просмотр:

  Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Минусинский медицинский техникум

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия по № 6

 для студента

Дисциплина: Математика

Специальность: 060101 Лечебное дело

Год обучения: 1 курс, 1 семестр

Тема: Математическая статистика и ее роль в медицине и здравоохранении.

Разработчик: преподаватель дисциплины «Математика» Н.В. Новолодская

Минусинск, 2013

Составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии «______________________»

протокол №____

от  «____»______________201___г.

Председатель ЦМК

_____________/ _________________

     УТВЕРЖДАЮ:

      Зам. директора по учебной работе

        __________/________________

       «__»_________________201___г.

     

     СОГЛАСОВАНО:

      Методист

      ___________ /____________

     «___» ________________ 201__ г.


 Тема: Математическая статистика и ее роль в медицине и здравоохранении.

Уважаемые студенты!

Медицинская статистика (санитарная статистика) — отрасль статистики, изучающая явления и процессы в области здоровья населения и здравоохранения.

Основными задачами медицинской статистики являются разработка специальных методов исследования массовых процессов и явлений в медицине и здравоохранении; выявление наиболее существенных закономерностей и тенденций в здоровье населения в целом и в различных его группах (возрастных, половых, профессиональных и др.) во взаимосвязи с конкретными условиями и образом жизни: изучение и оценка состояния и динамики развития сети, деятельности учреждений здравоохранения и медицинских кадров.

Цели занятия

Студент должен уметь:

  • рассчитать интенсивные показатели (коэффициент рождаемости, смертности, естественного прироста), экстенсивные показатели, структуру населения;
  • дать оценку демографическим показателям; определить тип структуры на-селения;
  • рассчитать показатели медицинской деятельности: нагрузка в день на приеме, посещаемость на дому в день, число обращений на 1 жителя в год и т.д.

Студент  должен знать:

  • задачи медицинской статистики;
  • основные формулы расчета экстенсивных и интенсивных показателей;
  • примеры показателей медицинской деятельности и формулы их расчета.

Оснащение: дидактический материал.

Материал для повторения: лекция  14,15,16,17,18


Этапы самостоятельной работы:

№ п/п

Содержание этапа

Задания

1

Медицинская статистика, этапы статистического исследования, статистическая  совокупность

задания 1-8

2

Относительные величины и их графическое изображение.

задание 9-15

3

Средние величины

 задание 16-19

4

Показатели работы поликлиники и стационара.

задание 20-21

5

Медико-демографические показатели

задание 22

Рекомендуемая литература:

Основные источники:

  1. Гилярова М.Г. Математика для медицинских колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  2. Омельченко В.П. Математика: компьютерные технологии в медицине: учебник / В.П. Омельченко, А.А. Демидова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Дополнительные источники:

  1. Филимонова Е.В. Математика: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. / Е.В. Филимонова. –  Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  2. Михеев В.С., Стяжкина О.В., Шведова О.М. Математика: Учебное пособие для среднего профессионального образования. /  В.С.Михеев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
  3. Богомолов Н. В. Практические занятия по математике: Учебное пособие для средних учебных заведений. /  Н.В. Богомолов. – 7-е изд. М.: Высшая школа, 2004.
  4. Кочетков Е.С., Смерчинская С.О., Соколов В.В. Теория вероятностей и математическая статистика. – Форум, 2011. – 240 с.

Интернет-ресурсы:

www.slovari.yandex.ru

www.wikiboks.org

revolution.allbest.ru


Блок информации

Статистическая совокупность – группа, состоящая из множества относительно однородных элементов (единиц наблюдения), например группа оперированных, население на врачебном участке, больные стационара, новорожденные в данном районе, пациенты поликлиники, больные на дому и др.

Единица наблюдения – каждое отдельное явление, подлежащее учету, наделенное признаками сходства (признаками единицы наблюдения).

Численность единиц наблюдения составляет объем статистической совокупности и обозначается  n .

В большинстве социально-гигиенических исследований учитываемыми признаками являются: пол, возраст, семейное положение, уровень образования (описательные учитываемые признаки), доход и размер жилплощади на 1 чел., масса тела, рост, длительность пребывания в стационаре и др. (количественные учитываемые признаки, выраженные числом).

Схема 1. Этапы статистического исследования


На 3 этапе статистического исследования  при сводке материала производится занесение данных в таблицы, которые подразделяются на:

  1. Простая таблица  составляется только по одному признаку (например, по возрасту).

Распределение больных детей по возрасту.

Возраст в годах

Число больных детей

0-4

5-6

7-9

10-14

Всего:

  1. Групповая таблица может иметь 2 признака: заболевание, возраст, пол срок госпитализации и т.д. При этом  сочетаться должны только 2 признака: заболевание и возраст, заболевание и пол и т.д.

Заболеваемость детей инфекционными болезнями

 в зависимости от возраста в г. Минусинске в 2002 году.

Название болезни

Возраст в годах

Всего

0-4

5-6

7-9

10-14

Корь

Скарлатина

Инфекционный гепатит

Итого:

  1. Комбинационная таблица содержит комбинации 3-х и более признаков.

Заболеваемость детей инфекционными болезнями

в зависимости от возраста и пола в г. Минусинске в 2002 году.

Название болезни

Возраст в годах

Всего

0-4

5-6

7-9

10-14

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Корь

Скарлатина

Итого:


Схема 2.  Виды относительных величин и их графическое изображение

При построении секторной диаграммы окружность 3600 принимается за 100 %, следовательно, сектор, соответствующий 1% площади круга, имеет дугу 3.60 . с помощью транспортира находят точки на окружности и соединяют их с центром круга (отсчет дуг окружности ведут от 00 , соответственно 12 ч, и по ходу часовой стрелки). Полученные секторы являются частью целого явления.

При построении внутристолбиковой диаграммы ширина и высота столбика берутся произвольные. Высота столбика (целое явление принимается за 100%, соответственно каждая единица измерения высоты столбика будет равна 1% показателя. Умножая  величину показателя каждого явления на единицу высоты столбика, находим, какую часть столбика занимает данное явление.

Столбиковая диаграмма применяется для изображения интенсивных показателей однородных, но не связанных между собой. Столбики строятся на одном основании, с одинаковыми интервалами и одинаковой шириной. Столбики различаются лишь по высоте. Высота столбика соответствует величине соответствующего интенсивного показателя (в масштабе).

Линейная диаграмма применяется для иллюстрации нескольких интенсивных показателей, связанных между собой, изменяющихся во времени. Она как бы символизирует непрерывность наблюдения.

Для построения линейной диаграммы следует построить оси координат, разделив каждую на равные отрезки.

Интенсивные показатели являются точками пересечения проекций от соответствующих точек на осях ординат и абсцисс. Соединение этих точек представляет собой линейную диаграмму.

Частным видом линейной диаграммы является радиальная диаграмма, которая применяется для  графического изображения динамики какого-либо явления за замкнутый цикл времени (сутки, неделя, год). При построении радиальной диаграммы в качестве оси абсцисс используется окружность разделенная на равные отрезки времени того или иного цикла. Осью ординат служат радиусы окружности или их продолжения. Например, при изучении изменений явления по месяцам используют 12 радиусов. При этом радиус для января соответствует 12 ч на циферблате часов, радиус для июля – 6 ч и т.д. Помесячные показатели откладывают в масштабе по длине радиуса. Все 12 полученных точек соединяются ломаной линией в радиальную диаграмму.

В графическом изображении относительных величин используются так же картограммы и картодиаграммы.

Картограмма – представляет собой географическую карту, на которой отдельные территории заштрихованы с различной интенсивностью соответственно уровню интенсивного показателя или показателя или показателя соотношения или наглядности (схема 2).

        Картодиаграмма – сочетание географической карты с диаграммой (чаще столбиковой). Столбики в одном масштабе расставляются на тех территориях, которые они иллюстрируют.


  1. Медицинская статистика, этапы статистического исследования, статистическая  совокупность.

Выполните задания:

  1. Приведите пример статистической совокупности и ее структурных элементов.
  2. Определите единицу наблюдения, учитываемые признаки и объем совокупности:  

В городе М в 2002 году  изучался рост новорожденных. Первенцев было 343, рост их колебался от 51 до 54 см. Детей  от вторых родов было 62, рост их колебался от 52 до 55 см.

  1. Определите единицу наблюдения, укажите учитываемые признаки и объем статистической совокупности:

Изучались рецидивы после комплексного метода лечения в стационаре 400 больных со стенокардией. Через год после курса лечения у 125 больных, которые курили, снова возникали боли за грудиной (рецидивы), а остальные – некурящие – жалоб не предъявляли.

  1. Ниже приведены цифры, полученные из разного типа таблиц:
  1. 120 мужчин до 20 лет с гипертонией I стадии;
  2. 300 мужчин  с гипертонией I стадии;
  3. 600 больных с гипертонией I стадии.

Указать из каких таблиц (простой, групповой, комбинационной) они получены.

  1. Составьте макет таблицы  с названием «Распределение больных туберкулезом в регионах России».
  2. Составьте макет таблицы с названием «Заболеваемость взрослого населения сердечно-сосудистыми заболеваниями в зависимости от возраста в г. Минусинске в 2002 году».
  3. Составьте макет таблицы «Заболеваемость взрослого населения туберкулезом в зависимости от возраста и пола в России по регионам».
  4. Составьте макеты своих таблиц: простой, групповой и комбинационной.

  1. Относительные величины и их графическое изображение.

С целью сравнительного анализа статистических данных на основании  абсолютных данных сводки определяют 4 типа относительных величин: экстенсивный и интенсивный показатели, показатели соотношения и наглядности (схема 2).

Для углубленного анализа относительные величины изображают в виде различных диаграмм: линейной, столбиковой, секторной, радиальной, картограммы, картодиаграммы. Причем каждая относительная величина изображается соответствующим ей видом диаграммы.

Следует научиться различать и вычислять каждую из относительных величин и уметь изображать их графически. Как это сделать, поясним на примере решения конкретной задачи.

Задача (записать).  Главный педиатр города М поставил перед медицинским работниками детских поликлиник данного города следующие вопросы:

  1. Какую долю занимает корь среди всех инфекционных заболеваний у детей в возрасте от 0 до 4 лет?
  2. Какой уровень заболеваемости корью детей 0-4 лет. Сравнить с показателями  2000 г. – 60%0  и 2001 г. – 50%0.
  3. Сколько медицинских сестер приходится на 1000 детей?
  4. В каком из 4 районов города выше заболеваемость корью детей 0-4 лет?

Для решения этих задач по городу М за 2002 г. Был собран следующий статистический материал.

Численность детей 0-4 лет составила 8000. Случаев инфекционных заболеваний – 1600, из них случаев кори – 320. Медицинских сестер в детских поликлиниках города – 150, а всех детей в возрасте 0-14 лет насчитывалось 25000.

Для ответа на запрос главного педиатра необходимо было определить 3 вида относительных  и изобразить их графически.

Экстенсивный показатель, или показатель распределения целого на части, указывает, какую долю занимает данное явление в общей совокупности. Экстенсивный показатель характеризует структуру. Он может быть выражен в процентах (%), в промиллях (%0), реже продецимиллях (%00) в зависимости от того за 100, 1000 или 10000 принимается целое явление.

Ответ на 1-й вопрос: в городе М в 2002 году корь среди всех инфекционных заболеваний у детей в возрасте 0-4 лет составила 20%, следовательно, другие инфекции – 80%.

Экстенсивные показатели изображаются только секторной или  внутристолбиковой диаграммой (схема 2).

 

Интенсивный показатель, или показатель частоты  указывает на уровень, распространенность явления во взаимосвязанной с ним среде. Интенсивный показатель может исчисляться  на 100 в процентах (5); на 1000 в промиллях  (%0); на 10000 в продецимиллях (%00).

0

Ответ на 2-й вопрос: в городе М в 2002 году уровень заболеваемости корью детей 0-4 лет составил 40%0.  Это значит, что на 1000 детей в возрасте 0-4 лет 40 случаев заболевания корью. Этот показатель характеризует распространенность кори среди детей.

Интенсивные показатели  могут быть представлены графически в виде столбиковых, линейных, радиальных диаграмм (схема 2).

Сравним с показателями  2000 г. – 60%0  и 2001 г. – 50%0.  Построим диаграмму (столбиковую и линейную)

Вывод: В период с 2000 по 2002 год уровень заболеваемости корью детей в возрасте 0-4 лет  снизился.

Показатель соотношения. Характеризует отношение двух самостоятельных совокупностей и выражается в процентах (%), в промиллях (%0), в продецимиллях (%00).

00.

Ответ на 3-й вопрос: на каждые 10 тыс. детей (в возрасте 0-14 лет) приходится 60 медицинских сестер.

        

Выполните задания:

  1. Доля сердечно-сосудистых заболеваний составляет 5.1% среди всех причин смерти; общая смертность населения города М – 12%0. Какой из показателей, приведенных выше, вы поставили бы в соответствующие скобки: экстенсивный показатель (   ), интенсивный показатель (      )?
  2. Какой вид  графического изображения вы используете для иллюстрации следующих данных? Уровень заболеваемости корью был в 1999 г. – 90%0; 2000 г. – 75%0; 2001 г.– 56%0; 2002 г.  - 35%0.
  3. Сделайте выводы о заболеваемости с временной утратой нетрудоспособности в цехах А и Б.

Цех А

Цех Б

Число случаев утраты нетрудоспособности по поводу пояснично-крестцового радикулита на 100 рабочих.

0.2

0.8

Доля случаев пояснично-крестцового радикулита среди всех случаев заболеваний.

15%

6%

  1. Сделайте выводы об уровне заболеваемости детей двух детских садов:

Детский сад №1

Детский сад №2

Доля ангины среди всех заболеваний.

28%

12%

Число случаев ангины на 1000 детей

17

20

  1. Какие данные необходимо иметь для определения интенсивного показателя заболеваемости (с временной утратой нетрудоспособн6ости) гриппом у рабочих завода А?
  2. Какие данные необходимо иметь  для определения экстенсивного показателя заболеваемости (с временной утратой нетрудоспособности) гриппом рабочих завода А?
  3. Главный кардиолог г. Минусинска и Минусинского района поставил вопрос перед работниками поликлиник:
  1. Какую долю занимает гипертоническая болезнь среди кардиологических заболеваний у мужчин в возрасте 40-50 лет?
  2. Какой уровень заболеваемости гипертонической болезнью мужчин 40-50 лет? Сравнить с 2001 г. – 76%0.
  3. Сколько врачей-кардиологов приходится на 1000 больных сердечно-сосудистыми заболеваниями?

Для решения этих задач был собран по районам за 2002 год следующий статистический материал. Численность мужчин (40-50 лет) – 65 тыс. Случаев сердечно-сосудистых заболеваний – 16 тыс., из них гипертоническая болезнь – 6 тыс. Врачей-кардиологов в больницах районов – 100.

Определить 3 вида относительных величин, экстенсивный и интенсивный показатели изобразить графически.

  1. Средние величины.

Каждая статистическая совокупность имеет особые групповые свойства, в частности  средний уровень (количественного) учитываемого признака. Средний уровень признака измеряется средними величинами при анализе физического развития группы (средний рост, средняя масса тела); при анализе деятельности медицинского учреждения (средняя длительность пребывания больного на койке, средняя продолжительность обследования больного); при анализе атмосферного воздуха на предприятии (средняя запыленность воздуха в цехе).

Средняя арифметическая величина (М) – наиболее часто используется в медицине для характеристики среднего уровня признака.

Для расчета средней М надо построить вариационный ряд – ряд чисел, в котором в возрастающем порядке будут расположены варианты (V) и соответствующая каждой варианте частота случаев (Р) (табл. 2).

Таблица 2

Длительность лечения больных после аппендэктомии

Длительность лечения, дни (V)

9

10

11

12

13

14

15

16

Частота случаев (р)

1

1

1

1

1

1

1

1

Различают среднюю арифметическую простую и среднюю арифметическую взвешенную. Если в вариационном ряду каждая варианта не повторяется, а встречается лишь один раз (), вычисляют среднюю арифметическую простую.

Например, медицинская сестра хирургического отделения зарегистрировала учитываемый признак – длительность лечения после аппендэктомии у 8 человек и получила вариационный ряд, из которого видно, что каждый больной имел определенный срок послеоперационного лечения.

Т.о., больным после аппендэктомии проводят лечение в среднем 12.5 дня, хотя в отдельных случаях были колебания от 9 до 16 дней. Средняя арифметическая взвешенная вычисляется в том случае, если в вариационном ряду каждая варианта встречается один и более раз -  (табл.3).

Таблица 3

Длительность пребывания в стационаре 46 детей, больных скарлатиной

Длительность пребывания, дни (V)

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Частота (р)

2

4

4

5

7

10

6

4

3

1

54

112

116

150

217

320

198

136

105

36

Средняя длительность пребывания в стационаре ребенка, больного скарлатиной, составила 31,4 дня.

При этом колебания составили от 27 до 36 дней. Для расчета средней арифметической взвешенной существует упрощенный метод – способ моментов (табл. 4).

Последовательность расчета

  1. Найти А – условную среднюю арифметическую. Она представляет собой варианту, которая встречается у большинства: .
  2. Определить отклонение а вариант от условной средней:  и т.д.

Таблица 4

Длительность пребывания в стационаре детей,  больных скарлатиной

Длительность пребывания, дни (V)

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Частота (р)

2

4

4

5

7

10

6

4

3

1

-5

-4

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

+4

-10

-16

-12

-10

-7

0

+6

+8

+9

+4

  1. Перемножить отклонение а на частоту р:  и т.д.
  2. Получить сумму:  .
  3. Определить М по формуле

Средняя арифметическая равна 31.4 дня – это среднее число дней, которое больные скарлатиной проводят в инфекционном отделении. Средняя величина дает обобщающую характеристику всей группы одним числом. Это абстрактная величина. Фактически же каждым больным проведено от 27 до 36 дней, но почти половина больных проводят в отделении от 31 до 33 дней, что подтверждается величиной средней арифметической.

Выполните задания:

  1. Определите среднее число консультаций, проведенных врачами-специалистами (на одного больного с инфарктом миокарда).

Число консультаций

0

5

10

15

20

Число больных

5

15

50

20

10

  1. Определите средний рост новорожденных детей (среднюю арифметическую).

Рост, см

50

51

52

53

54

55

Число детей

2

8

40

150

30

20

  1. Определите средний рост (среднюю арифметическую) девочек 11 лет.

Рост, см

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

Число девочек

1

3

5

7

12

22

30

16

10

8

6

4

  1. Рассчитайте средние затраты времени помощников эпидемиологов на оперативную  работу в эпидемическом очаге.

Время, мин

50

70

90

110

130

150

Число обследованных очагов

8

17

40

20

10

5

  1. Показатели работы поликлиники и стационара.

Показатели деятельности поликлиники

Рассмотрим  вычисление важнейших показателей деятельности поликлиники на примере.

Пример. Определите качественные показатели деятельности поликлиники №2 города М, обслуживающей 50 тыс. населения.

В отчете за 1999 год указано, что жителями за год к терапевтам сделано 130000 посещений, из них к своим участковым врачам – 90000. Оказана медицинская помощь 8000 жителям сельских пригородов (приписанных к больнице). Проведен целевой осмотр для выявления туберкулеза – 2500 человек. Из 300 зарегистрированных больных взято на диспансерное наблюдение 150 больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки.

  1. Соблюдение принципа участковости в работе участковых врачей в поликлинике:

Вывод. Участковость в поликлинике организована недостаточно (чем выше процент участковости, тем правильнее организована работа поликлиники. Хорошим показателем надо считать 80-85%  и более).

  1. Удельный вес посещений, сделанных  сельскими жителями:

Этот показатель  не должен быть больше 7%, он свидетельствует об объеме лечебной помощи, получаемой сельскими жителями в городских больницах.

  1. Охват населения целевыми осмотрами для выявления туберкулеза:

Полученный показатель довольно низкий. В соответствии с программой борьбы с туберкулезом надо проводить осмотры населения не реже одного раза в год с целью активного выявления скрытых форм болезни.

  1. Охват диспансерным наблюдением (язвенная болезнь):

Этот показатель свидетельствует о том, что диспансеризацией не охвачена половина больных, что также свидетельствует о недостатках профилактической работы в данной поликлинике.

Показатели деятельность стационара

Рассмотрим вычисление важнейших показателей деятельности стационара на примере.

Пример.  4088 больными (их них 143 умерших) проведено 65410 койко-дней, число среднегодовых развернутых коек было 190.

Замечание. Объем работы стационара определяется обычно в койко-днях. Например, 1 января в больнице было 150 больных, 2 января – 160, а 3 января – 128. За эти 3 дня проведено койко-дней:

  1. Среднегодовая занятость койки или показатель использования койки, или среднее число дней работы койки в году.

Работа койки в городских больницах менее 340 дней в году указывает на плохую, недостаточную оперативную работу больницы. Для сельских участковых больниц и родильных отделений принята более низкая норма: 310-320 дней.

Но бывает и так, что показатель использования койки превышает 365 дней, т.е. больше, чем число дней в году. Это может случиться, если все койки в больнице заняты и вновь поступающих больных помещают в палатах или в коридорах, раскладывая дополнительно запасные кровати. Это койки вне плана и сметы, и время, проведенное больными на  этих койках, входит в число проведенных койко-дней. Это свидетельствует о перегрузке больницы.

  1. Средняя длительность пребывания больного на койке:

Один больной в среднем провел в стационаре 16 дней.

  1. Оборот койки:

        На каждой койке в течение года лежал 21 больной. Этим показателем определяется эффективность использования койки.

        Хотя длительность пребывания в больнице определяется в основном характером и течением заболевания, однако уменьшение этого показателя, а следовательно, и увеличение оборота койки во многом зависят от применения новых, наиболее эффективных средств лечения и диагностики.

  1. Больничная летальность:

Вывод: Из всех выбывших больных (100%)  3.5% умерших. Показатель летальности исчисляют на основании отчета по отдельным важнейшим заболеваниям.

Количественные и качественные показатели работы поликлиники и стационара должны быть известны всем медицинским работникам, обсуждаться на производственных совещаниях.  Эти показатели берутся за основу при составлении производственного плана этих учреждений.

Выполните задания:

  1. Определите качественные показатели работы поликлиники №10 г. Д, обслуживающей 75 тыс. населения. В отчете за 2000 год указано, что жителями за год к терапевтам сделано 250 тыс. посещений, из них к своим участковым  врачам – 195 тыс.  оказана медицинская помощь 12 тыс. жителям сельских пригородов. Проведен целевой осмотр для выявления туберкулеза – 6000 человек. Из 500 зарегистрированных больных взято на диспансерное наблюдение 350 больных болезнями печени. Постройте диаграммы, сделайте соответствующие выводы.
  2. В ЦРБ г. К 7240 (из них 198 умерших) больными было проведено 98512 койко-дней. Число среднегодовых развернутых коек составляет 370. вычислите показатели работы этого стационара. Сделайте соответствующие выводы.

  1. Медико-демографические показатели.

Главной задачей каждого медработника является содействие всеобщему оздоровлению населения. Для этого необходимо глубокое понимание проблемы здоровья не только отдельного человека, но и общественного здоровья в целом.

Здоровье населения – сложное собирательное понятие, характеризующееся: демографическими показателями (рождаемость, смертность и др.), физическим развитием, заболеваемостью, травматизмом и инвалидностью.

Данные  о здоровье населения представляют основу для определения потребности людей в различных видах медицинской помощи, расчета нормативов необходимой численности кадров, сети ЛПУ, а также объема и эффективности деятельности медицинского персонала.

Демографическая статистика  (статистика населения) – совокупность статистических данных о численности, плотности, составе населения и его движении.

Демографическая статистика (Д.С.) в то же время является методом демографии (наука о народонаселении), поставляя для нее обобщенный фактический материал. Данные Д.С. о численности, возрастно-половом составе, размещении населения и др. имеют важное значение для организации медпомощи населению  и определения перспективных планов развития здравоохранения. Получаемые Д.С.  показатели смертности (общей, по возрастно-половым группам, по причинам смерти и ряд др.) используются для оценки работы органов здравоохранения.

Основным источником данных о населении служат переписи населения, текущая регистрация рождений, смертей, браков, разводов и миграций. Переписи населения дают сведения о численности, размещении и структуре населения.

Механическое движение населения – передвижение (миграция) отдельных групп людей из одной местности в другую или за пределы страны имеет большое экономическое, медико-социальное значение. Этот вид движения населения вызывается социально-экономическими условиями.

 Например, в дореволюционной России наблюдалось постоянное стихийное движение мужского рабочего населения из деревни в город (на заработки). В советское время миграционные процессы определялись плановым распределением рабочей  силы в создающиеся индустриальные и с/х центры – на Урал, в Сибирь, Казахстан, на целинные земли, на БАМ и др.

Механическое движение населения оказывает большое влияние на санитарное состояние страны, и органы здравоохранения призваны принимать необходимые меры для медико-санитарного обслуживания мигрирующего населения, чтобы предупредить распространение инфекционных, сердечно-сосудистых и др. заболеваний.

Естественное движение населения – рождаемость, смертность, естественный прирост.

Рождаемость и смертность исчисляются на основе регистрации каждого случая рождения и смерти в ЗАГСах, которые вносятся в специальные книги.

Эти записи производятся только на основе медицинской документации, подписанной врачом или, при его отсутствии (в сельской местности) – средним медицинским работником (на ФАПе).

Основные показатели естественного движения населения

Показатель  выше 25%0 оценивается  как высокий, ниже 15%0 как низкий уровень рождаемости.

9-15%0 – средний уровень смертности населения

<9%0 – низкий уровень

>15%0 – высокий уровень.

Выполните задания:

  1. Вычислите коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения в стране Д, если вы располагаете следующими статистическими данными: среднегодовая численность населения – 25000000 человек, число родившихся за год живыми – 654000, число умерших за год – 480500. Сделайте соответствующие выводы.

 


Контрольные вопросы.

  1. Назовите разделы вашей будущей работы, которые потребуют применения статистических методов.
  2. Укажите главную щель применения статистики.
  3. Назовите задачи медицинской статистики.
  4. Приведите пример статистической совокупности и ее структурных элементов.
  5. Перечислите этапы проведения статистического исследования.
  6. Назовите показатели естественного движения населения, как они рассчитываются.
  7. Какими показателями характеризуется работа поликлиники.
  8. Какими показателями характеризуется работа стационара.
  9. Назовите задачи математической статистики.
  10. Что представляет собой программа сбора материала статистического исследования.
  11. Охарактеризуйте 2 метода сбора материала по времени наблюдения.
  12. Охарактеризуйте 2 метода сбора материала по объему.
  13. Назовите виды таблиц и дайте им характеристику.
  14. Какие виды диаграмм используются для графического изображения экстенсивных показателей.
  15. Какие виды диаграмм используются для графического изображения интенсивных показателей.
  16. В каких единицах могут исчисляться экстенсивные и интенсивные показатели.
  17. Что такое вариационный ряд.
  18. Какие вы знаете средние величины.
  19. Какое место занимает математическая статистика в общей теории статистики.


Домашнее задание.

  1. Составьте макет таблицы  «Заболеваемость населения инфекционными заболеваниями в г. Минусинске в период 2000-2004 г.г».
  2. Главный эндокринолог г. П поставил вопрос перед работниками поликлиник:
  1. Какую долю занимает ожирение среди детей 10-16 лет?
  2. Какой уровень заболеваемости ожирением детей 10-16 лет? Сравнить с 2002 г. – 100%0.
  3. Сколько врачей-эндокринологов приходится на 1000 больных детей заболеваниями эндокринной системы?
  1. Для решения этих задач был собран за 2003 год следующий статистический материал. Численность детей 10-16 лет – 50 тыс. Случаев заболеваний эндокринной системы – 30 тыс., из них ожирение – 9 тыс. Врачей-эндокринологов  в поликлиниках города – 50.

Определить 3 вида относительных величин, экстенсивный и интенсивный показатели изобразить графически.

  1. Определить  среднее число дней, которое больные заболеваниями уха, горла, носа проводят в ЛОР  отделении:

Длительность пребывания, дни

11

15

10

13

12

Частота

12

6

11

9

10

  1. В 2003 году 3040 больными (из них 75 умерших) стационара в г. Р проведено 53467 койко-дней, число среднегодовых  развернутых  коек 150. Рассчитайте показатели работы стационара, сделайте соответствующие выводы.
  2. В отчете за 2003 год поликлиники №23  в г. Н, обслуживающей 80000 населения, указано, что жителями за год к терапевтам сделано 250000 посещений, из них к своим участковым врачам 100000. оказана медицинская помощь 15000 жителям сельских пригородов. Проведен целевой осмотр для выявления туберкулеза – 9000 чел. Из 1000 зарегистрированных взято на диспансерное наблюдение 600 больных гипертонической болезнью. Вычислите показатели работы поликлиники №23  в г. Н и сделайте соответствующие выводы.
  3. В стране Л за 2002 г. были получены следующие статистические данные:  среднегодовая численность населения – 45000000 человек, число родившихся живыми за год – 400000 человек, число умерших за год – 250000 чел. Определите естественный прирост населения и сделайте соответствующие выводы.

Ответы:

2) Единица наблюдения – ребенок, родившийся в г. М в 2002 году,  учитываемыми количественными признаками  будут порядковый номер родов и рост при рождении. n=343+62=405.

3) Единица наблюдения – больной страдающий стенокардией, наблюдавшийся в течение года после выписки из стационара, прошедший полный курс лечения. Учитываемые признаки: курение (описательный, факторный) рецидив (описательный, результативный). Объем совокупности n=400.

4) 1. цифра 120 получена из комбинационной таблицы (она является носителем 3х признаков) 2. цифра 300 – из групповой (2 признака), 3. цифра 600 – из простой (1 признак).

9) Экстенсивный признак (5.1%), интенсивный (12 %0)

10) Линейную диаграмму (динамика).

11) В цехе Б заболеваемость пояснично-крестцовым радикулитом и другими болезнями выше, о чем свидетельствует сочетание в цехе Б высокого интенсивного показателя (0.8%) с меньшей его долей (6%) среди других заболеваний.

12) В детском саду № 2 не только выше заболеваемость ангиной, но еще более высокий уровень других заболеваний.

13) Число случаев заболеваний гриппом (явление) надо разделить на число рабочих завода А (среда) и умножить на 100.

14) Число случаев заболеваний гриппом (часть явления) разделить на число случаев всех заболеваний (целое явление).

15) 1).37.5, 2) 92%0, 3) 6%0

16) n=100, М=11 консультаций

17) n=250? М=53,03 см

18) n=124, М=141 см

19) n=100, М=94.4 мин.

20) 78%, 4.6%, 70%

21) 266,2 дня, 13,6 дней, 19 больных, 2.7%.

22) 26%0, 19%0, 7%0.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Статистика» «Выборочный метод наблюдения»

В современном образовании, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, широко используется игровой метод. В связи с этим для наиболее успешного достижения поставленных целей я н...

Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"

Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»

Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...

Методическая разработка практического занятия "Повторительно-закрепляющее занятие по разделу пищеварительная система"

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы по дисциплине «Анатомия и физиология человек...