Методическая разработка практического занятия для студента "Интегральное исчисление"
учебно-методический материал по теме

Наталья Викторовна Новолодская

Методическая разработка практического занятия для студента "Интегральное исчисление"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integral.docx563.9 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Минусинский медицинский техникум

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия по № 3

 для студента

Дисциплина: Математика

Специальность: 060101 Лечебное дело

Год обучения: 1 курс, 1 семестр

Тема: Интегральное  исчисление

Разработчик: преподаватель дисциплины «Математика» Н.В. Новолодская

Минусинск, 2013

Составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии «______________________»

протокол №____

от  «____»______________201___г.

Председатель ЦМК

_____________/ _________________

     УТВЕРЖДАЮ:

      Зам. директора по учебной работе

        __________/________________

       «__»_________________201___г.

     

     СОГЛАСОВАНО:

      Методист

      ___________ /____________

     «___» ________________ 201__ г.


Тема. Интегральное исчисление

Уважаемые студенты!

Неопределенный интеграл – одно из важнейших понятий математики, возник-шее в связи с потребностью отыскивать функции по их производным (например, находить функцию, выражающую путь, пройденный движущейся точкой, зная функцию скорости этой точки).

Определенный интеграл применяется для решения таких прикладных за-дач, как: вычисление площадей плоских фигур, объёмов тел вращения, длин дуг, работу сил за определённый промежуток времени, среднее значение функций и т. п.

Цели занятия

 

Студент должен уметь:

  • находить первообразные функции, неопределенный интеграл;
  • применять метод непосредственного интегрирования и замены переменной.
  • Вычислять определенный интеграл.
  • Решать прикладные задачи с применением определенного интеграла.

Студент должен знать:

  • определение понятия первообразной, неопределенного интеграла;
  • свойства неопределенного интеграла;
  • таблицу интегралов;
  • методы интегрирования;
  • область применения неопределенного интеграла.
  • Понятие определенного интеграла, формулу Ньютона-Лейбница.
  • Свойства определенного интеграла.
  • Геометрический смысл определенного интеграла.
  • Области применения определенного интеграла.

Материал для повторения: лекция 6,7,8

Оснащение: таблица основных интегралов, дидактический материал.


Этапы самостоятельной работы:

№ п/п

Содержание этапа

Задания

1

Нахождение неопределенных интегралов методом непосредственного интегрирования  

задание 1

2

Нахождение неопределенного интеграла методом замены переменной

задание 2

3

Нахождение неопределенного интеграла методом интегрирования по частям

 задание 3

4

Вычисление определенного интеграла

задание 4

5

Приложение определенного интеграла к вычислению площадей плоских фигур

задание 5

6

Приложение определенного интеграла к вычислению объемов тел

задание 6

7

Приложение определенного интеграла к вычислению длины дуги кривой

 задание 8

Рекомендуемая литература:

Основные источники:

  1. Гилярова М.Г. Математика для медицинских колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  2. Омельченко В.П. Математика: компьютерные технологии в медицине: учебник / В.П. Омельченко, А.А. Демидова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Дополнительные источники:

  1. Филимонова Е.В. Математика: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. / Е.В. Филимонова. –  Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  2. Михеев В.С., Стяжкина О.В., Шведова О.М. Математика: Учебное пособие для среднего профессионального образования. /  В.С.Михеев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
  3. Богомолов Н. В. Практические занятия по математике: Учебное пособие для средних учебных заведений. /  Н.В. Богомолов. – 7-е изд. М.: Высшая школа, 2004.
  4. Кочетков Е.С., Смерчинская С.О., Соколов В.В. Теория вероятностей и математическая статистика. – Форум, 2011. – 240 с.

Интернет-ресурсы:

www.slovari.yandex.ru

www.wikiboks.org

revolution.allbest.ru


ИНФОРМАЦИЯ:

Таблица основных интегралов (записать)(5 мин).

Вычисление площади плоской фигуры (записать)(5 мин).

        Площадь криволинейной трапеции, ограниченной кривой , прямыми ,  и отрезком  [a;b] оси Ox, вычисляется по формуле:

        Площадь фигуры,  ограниченной кривыми  и ,  прямыми и , находится по формуле:


Графики основных функций

          график – прямая.  

          график - парабола

       график – кубическая

  - показательная функция

        арифметический корень

             гипербола

             - формула Ньютона-Лейбница

Вычисление объемов тел (записать).

                                - объем тела вращения, образованного вращением графика функции f(x) 

                                     вокруг оси на отрезке [a; b].

Вычисление длины дуги кривой (записать).

                                         - длина дуги линии f(x) – на отрезке [a; b].


Внимание: Задания, помеченные звездочкой (*),  обязательны для выполнения!

  1. Непосредственное интегрирование.

Непосредственное интегрирование основано на прямом использовании таблицы интегралов. Здесь могут представиться следующие случаи:

  1. данный интеграл находится непосредственно по соответствующему табличному интегралу;
  2. данный интеграл после применения свойств 4 и 5 приводится к одному или нескольким табличным интегралам;
  3. данный интеграл после элементарных тождественных преобразований над подынтегральной функцией и применения свойств 4 и 5  приводится к одному или нескольким табличным интегралам.

  1. Найти интегралы, воспользовавшись основной таблицей интегралов и простейшими правилами интегрирования.  (таблица основных интегралов  см. информация )

Цель: Научиться находить интеграл методом непосредственного интегрирования.

        

Решение: основываясь на свойстве 4 и табличного интеграла 2. из таблицы имеем:

        

  1. *
  2. *
  3. *
  4. *
  5. *
  6. *
  7. *
  8. *
  9. *
  10. *
  11. *
  12. *

Решение: основываясь на свойстве 4 и интеграла 3. из таблицы интегралов имеем:

                                                                                  

  1. *
  2. *
  3. *;
  4. *
  5. *
  6. *
  7. *


Решение: Основываясь на 7. табличный интеграл имеем:

       

  1. *
  2. *
  3. *
  4. *
  5. *
  6. *
  7. *

Решение: Основываясь на свойствах tg x и на интеграле3.  из таблицы, имеем:

         

  1. *
  2. *
  3. *
  4. *
  5. *

  1. Замена переменной.

Это наиболее часто используемый метод. Он применяется, когда подынтегральная функция является сложной функцией.

                                

где  (-  непрерывная функция, имеющая непрерывную производную)

  1. Вычислить интеграл методом замены переменной.

Цель: Научиться находить интеграл методом замены переменной.

Решение:        

  1. * (подстановка ).
  2. (подстановка ).
  3. * (подстановка ).
  4. .

  1. Интегрирование по частям.

  • формула интегрирования по частям.

 Этот метод применяется, когда подынтегральная функция содержит:

  • какую-либо обратную функцию: ln x, arcsin x, arccos x, и т.д.
  • произведение степенной функции на экспоненту () или тригонометрическую функцию:  и т.д.
  • произведение экспоненты на тригонометрическую функцию.

  1. Вычислить интеграл методом интегрирования по частям.

Цель: Научиться находить интеграл методом интегрирования по частям.

Решение:

         

  1. *
  2. *

Решение:

       

  1. *
  2. *
  3. *
  4. *

  1. Определенный интеграл.

  1. Вычислите определенные интегралы по формуле Ньютона-Лейбница (формула Н-Л см. информация ).

Цель: Научиться вычислять определенный интеграл, используя методы нахождения неопределенного  интеграла и  формулу Ньютона – Лейбница.

Решение: Используя методы непосредственного интегрирования и формулу Ньютона-Лейбница, имеем:

  1. *
  2. *
  3. *
  4. *
  5. *
  6. *
  7. *;
  8. *
  9. *

  1. Найти  площадь фигуры, ограниченной линиями  (формулы см. информация )

Цель: Научиться высчитывать площадь криволинейной трапеции, используя определенный интеграл.

  1. .

Решение: Построим графики этих функций и вычислим площадь по формуле (1):

  1. *
  2. *

Решение: Построим графики этих функций и вычислим площадь по формуле (2):

  1. *
  2. *
  3. *

(Замечание: координаты вершины параболы найти по формулам: ,  ).

  1. Вычислить объем тела, образованного вращением вокруг оси абсцисс фигуры, ограниченной линиями (формула см. информация ).

Цель: Научиться высчитывать объемы тел вращения, используя определенный интеграл .

1)  *

Решение:  Построим графики данных функций и получим тело вращения.

  1. Найти длину дуги окружности радиуса R (формула см. информация ).

Цель: Научиться высчитывать длину дуги кривой, используя определенный интеграл .

 – 10 мин.

Решение: Построим график функции и обозначим дугу, длину которой нужно найти:

8.   Найти длину четверти окружности с радиусом R = 2.


Домашнее задание:

1 вариант

  1. Найти неопределенный интеграл:
  1. Вычислить определенный интеграл:
  1. Вычислить  площадь фигуры, ограниченной линиями:

2 вариант

  1. Найти неопределенный интеграл:
  1. Найти определенный интеграл:
  1. ;


Проверочная работа.

Тема. Интегральное исчисление

1 вариант

  1. Найти неопределенный  интеграл.
  1. Вычислить определенный интеграл:

  1. Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями:

3 вариант

  1. Найти неопределенный  интеграл.
  1. Вычислить определенный интеграл:

5 вариант

1.   Найти неопределенный  интеграл.

  1. Вычислить определенный интеграл:

2 вариант

  1. Найти неопределенный интеграл.
  1. Вычислить определенный интеграл.

  1. Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями:

4 вариант

  1. Найти неопределенный  интеграл.
  1. .
  1. Вычислить определенный интеграл.

6 вариант

1.   Найти неопределенный  интеграл.

  1. .

2.  Вычислить определенный интеграл.

Тест

Тема. Интегральное исчисление

 1 вариант

  1. Выражение  - это есть:
  1. определенный интеграл;
  2. неопределенный интеграл;
  3. множество производных;
  4. подынтегральная функция.
  1. Интеграл  равен:
  1. В интеграле   - это:
  1. переменная интегрирования;
  2. подынтегральное выражение;
  3. первообразная функции;
  4. подынтегральная функция.
  1.  Если , то производная функции  равна:
  1. С;
  1. Найти неопределенный интеграл
  1. ;
  1. Вычислить  определенный интеграл

  1. Производная   равна:
  1. Вычислить определенный интеграл
  1. 2;
  2. 0;
  3. 1;
  1. Найти неопределенный интеграл
  1. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями:

Тест

Тема. Интегральное исчисление

2 вариант.

  1. Выражение  - это есть:
  1. подынтегральная функция;
  2. множество производных;
  3. множество первообразных;
  4. определенный интеграл.
  1. Интеграл  равен:
  1. В интеграле   - это:
  1. подынтегральное выражение;
  2. переменная интегрирования;
  3. первообразная функции;
  4. подынтегральная функция.
  1. Если , то ее первообразная  равна:
  1. Найти неопределенный интеграл
  1. Вычислить определенный интеграл
  1. 1;
  2. –1;
  3. 0.
  1. Дифференциал  равен:
  1. Найти неопределенный интеграл
  1. Вычислить определенный интеграл
  1. 2;
  2. 0;
  3. 5.
  1. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями:


Задания для самостоятельного решения:

  1. Найти неопределенные интегралы:

  1. .
  1. Вычислить определенные интегралы:

  1. Найти  длину дуги кривой  от x = 0  до x = 1 ().

Найти объем тела, образованного вращением вокруг оси Ох фигуры, ограниченной кривой

  1.  и прямой x = 2.

Контрольные вопросы:

  1.  Дать определение первообразной функции.
  2. Что называется неопределенным интегралом?
  3. Перечислить основные свойства неопределенного интеграла.
  4. Назвать основные методы интегрирования.
  5. - назвать основные компоненты.
  6. Указать название и вид формулы для вычисления  определенного интеграла.
  7. К вычислению каких величин применяется определенный интеграл?
  8. Перечислить основные свойства определенного интеграла.
  9. На чем основано  нахождение  неопределенного интеграла методом непосредственного интегрирования.
  10. В чем состоит суть метода замены переменной.
  11. Как осуществляется интегрирование по частям?


 

ОТВЕТЫ:

  1. 1)  2)  3)  4)  5)                   6)  7) 8)  9)   10)          11)  12)  13)  14)  15) 16)  17)  18)  19) 20) 21)                    22)  23)  24)  25)  26)     27)   28)  29)  30)  31)  32)  33)  34) 35)  36)  37)  38)  39) 40)  41) 42)                 43)
  2. 1)  2)  3)  4)   5)
  3. 1)  2)  3)                                               4)    5)   6)   7)           8)   9)   10)
  4. 1)  2)  3)  4) 5)  6)  7)  8)  9)  10)  11)  12)  13) 14)
  5. 1)  9, 2) 6, 3)  4)  5)   6)  7)  8)  9)
  6. 1)  2) .
  7. .
  8. .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия для студента "Дифференциальное исчисление"

Методическая разработка практического занятия для студента "Дифференциальное исчисление"...

Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"

Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»

Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...

Методическая разработка практического занятия "Повторительно-закрепляющее занятие по разделу пищеварительная система"

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы по дисциплине «Анатомия и физиология человек...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента

Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента

Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...