Методическая разработка практического занятия для студента "Интегральное исчисление"
учебно-методический материал по теме
Методическая разработка практического занятия для студента "Интегральное исчисление"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integral.docx | 563.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Минусинский медицинский техникум
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия по № 3
для студента
Дисциплина: Математика
Специальность: 060101 Лечебное дело
Год обучения: 1 курс, 1 семестр
Тема: Интегральное исчисление
Разработчик: преподаватель дисциплины «Математика» Н.В. Новолодская
Минусинск, 2013
Составлена в соответствии с требованиями ФГОС Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии «______________________» протокол №____ от «____»______________201___г. Председатель ЦМК _____________/ _________________ | УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по учебной работе __________/________________ «__»_________________201___г.
СОГЛАСОВАНО: Методист ___________ /____________ «___» ________________ 201__ г. |
Тема. Интегральное исчисление
Уважаемые студенты!
Неопределенный интеграл – одно из важнейших понятий математики, возник-шее в связи с потребностью отыскивать функции по их производным (например, находить функцию, выражающую путь, пройденный движущейся точкой, зная функцию скорости этой точки).
Определенный интеграл применяется для решения таких прикладных за-дач, как: вычисление площадей плоских фигур, объёмов тел вращения, длин дуг, работу сил за определённый промежуток времени, среднее значение функций и т. п.
Цели занятия
Студент должен уметь:
- находить первообразные функции, неопределенный интеграл;
- применять метод непосредственного интегрирования и замены переменной.
- Вычислять определенный интеграл.
- Решать прикладные задачи с применением определенного интеграла.
Студент должен знать:
- определение понятия первообразной, неопределенного интеграла;
- свойства неопределенного интеграла;
- таблицу интегралов;
- методы интегрирования;
- область применения неопределенного интеграла.
- Понятие определенного интеграла, формулу Ньютона-Лейбница.
- Свойства определенного интеграла.
- Геометрический смысл определенного интеграла.
- Области применения определенного интеграла.
Материал для повторения: лекция 6,7,8
Оснащение: таблица основных интегралов, дидактический материал.
Этапы самостоятельной работы:
№ п/п | Содержание этапа | Задания |
1 | Нахождение неопределенных интегралов методом непосредственного интегрирования | задание 1 |
2 | Нахождение неопределенного интеграла методом замены переменной | задание 2 |
3 | Нахождение неопределенного интеграла методом интегрирования по частям | задание 3 |
4 | Вычисление определенного интеграла | задание 4 |
5 | Приложение определенного интеграла к вычислению площадей плоских фигур | задание 5 |
6 | Приложение определенного интеграла к вычислению объемов тел | задание 6 |
7 | Приложение определенного интеграла к вычислению длины дуги кривой | задание 8 |
Рекомендуемая литература:
Основные источники:
- Гилярова М.Г. Математика для медицинских колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
- Омельченко В.П. Математика: компьютерные технологии в медицине: учебник / В.П. Омельченко, А.А. Демидова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Дополнительные источники:
- Филимонова Е.В. Математика: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. / Е.В. Филимонова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
- Михеев В.С., Стяжкина О.В., Шведова О.М. Математика: Учебное пособие для среднего профессионального образования. / В.С.Михеев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
- Богомолов Н. В. Практические занятия по математике: Учебное пособие для средних учебных заведений. / Н.В. Богомолов. – 7-е изд. М.: Высшая школа, 2004.
- Кочетков Е.С., Смерчинская С.О., Соколов В.В. Теория вероятностей и математическая статистика. – Форум, 2011. – 240 с.
Интернет-ресурсы:
www.wikiboks.org
revolution.allbest.ru
ИНФОРМАЦИЯ:
Таблица основных интегралов (записать)(5 мин).
Вычисление площади плоской фигуры (записать)(5 мин).
Площадь криволинейной трапеции, ограниченной кривой , прямыми , и отрезком [a;b] оси Ox, вычисляется по формуле:
Площадь фигуры, ограниченной кривыми и , прямыми и , находится по формуле:
Графики основных функций
график – прямая.
график - парабола
график – кубическая
- показательная функция
арифметический корень
гипербола
- формула Ньютона-Лейбница
Вычисление объемов тел (записать).
- объем тела вращения, образованного вращением графика функции f(x)
вокруг оси на отрезке [a; b].
Вычисление длины дуги кривой (записать).
- длина дуги линии f(x) – на отрезке [a; b].
Внимание: Задания, помеченные звездочкой (*), обязательны для выполнения!
- Непосредственное интегрирование.
Непосредственное интегрирование основано на прямом использовании таблицы интегралов. Здесь могут представиться следующие случаи:
- данный интеграл находится непосредственно по соответствующему табличному интегралу;
- данный интеграл после применения свойств 4 и 5 приводится к одному или нескольким табличным интегралам;
- данный интеграл после элементарных тождественных преобразований над подынтегральной функцией и применения свойств 4 и 5 приводится к одному или нескольким табличным интегралам.
- Найти интегралы, воспользовавшись основной таблицей интегралов и простейшими правилами интегрирования. (таблица основных интегралов см. информация )
Цель: Научиться находить интеграл методом непосредственного интегрирования.
Решение: основываясь на свойстве 4 и табличного интеграла 2. из таблицы имеем:
- *
- *
- *
- *
- *
- *
- *
- *
- *
- *
- *
- *
Решение: основываясь на свойстве 4 и интеграла 3. из таблицы интегралов имеем:
- *
- *
- *;
- *
- *
- *
- *
Решение: Основываясь на 7. табличный интеграл имеем:
- *
- *
- *
- *
- *
- *
- *
Решение: Основываясь на свойствах tg x и на интеграле3. из таблицы, имеем:
- *
- *
- *
- *
- *
- Замена переменной.
Это наиболее часто используемый метод. Он применяется, когда подынтегральная функция является сложной функцией.
где (- непрерывная функция, имеющая непрерывную производную)
- Вычислить интеграл методом замены переменной.
Цель: Научиться находить интеграл методом замены переменной.
Решение:
- * (подстановка ).
- (подстановка ).
- * (подстановка ).
- .
- Интегрирование по частям.
- формула интегрирования по частям.
Этот метод применяется, когда подынтегральная функция содержит:
- какую-либо обратную функцию: ln x, arcsin x, arccos x, и т.д.
- произведение степенной функции на экспоненту () или тригонометрическую функцию: и т.д.
- произведение экспоненты на тригонометрическую функцию.
- Вычислить интеграл методом интегрирования по частям.
Цель: Научиться находить интеграл методом интегрирования по частям.
Решение:
- *
- *
Решение:
- *
- *
- *
- *
- Определенный интеграл.
- Вычислите определенные интегралы по формуле Ньютона-Лейбница (формула Н-Л см. информация ).
Цель: Научиться вычислять определенный интеграл, используя методы нахождения неопределенного интеграла и формулу Ньютона – Лейбница.
Решение: Используя методы непосредственного интегрирования и формулу Ньютона-Лейбница, имеем:
- *
- *
- *
- *
- *
- *
- *;
- *
- *
- Найти площадь фигуры, ограниченной линиями (формулы см. информация )
Цель: Научиться высчитывать площадь криволинейной трапеции, используя определенный интеграл.
- .
Решение: Построим графики этих функций и вычислим площадь по формуле (1):
- *
- *
Решение: Построим графики этих функций и вычислим площадь по формуле (2):
- *
- *
- *
(Замечание: координаты вершины параболы найти по формулам: , ).
- Вычислить объем тела, образованного вращением вокруг оси абсцисс фигуры, ограниченной линиями (формула см. информация ).
Цель: Научиться высчитывать объемы тел вращения, используя определенный интеграл .
1) *
Решение: Построим графики данных функций и получим тело вращения.
- Найти длину дуги окружности радиуса R (формула см. информация ).
Цель: Научиться высчитывать длину дуги кривой, используя определенный интеграл .
– 10 мин.
Решение: Построим график функции и обозначим дугу, длину которой нужно найти:
8. Найти длину четверти окружности с радиусом R = 2.
Домашнее задание:
1 вариант
- Найти неопределенный интеграл:
- Вычислить определенный интеграл:
- Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями:
2 вариант
- Найти неопределенный интеграл:
- Найти определенный интеграл:
- ;
Проверочная работа.
Тема. Интегральное исчисление
1 вариант
- Найти неопределенный интеграл.
- Вычислить определенный интеграл:
- Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями:
3 вариант
- Найти неопределенный интеграл.
- Вычислить определенный интеграл:
5 вариант
1. Найти неопределенный интеграл.
- Вычислить определенный интеграл:
2 вариант
- Найти неопределенный интеграл.
- Вычислить определенный интеграл.
- Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями:
4 вариант
- Найти неопределенный интеграл.
- .
- Вычислить определенный интеграл.
6 вариант
1. Найти неопределенный интеграл.
- .
2. Вычислить определенный интеграл.
Тест
Тема. Интегральное исчисление
1 вариант
- Выражение - это есть:
- определенный интеграл;
- неопределенный интеграл;
- множество производных;
- подынтегральная функция.
- Интеграл равен:
- В интеграле - это:
- переменная интегрирования;
- подынтегральное выражение;
- первообразная функции;
- подынтегральная функция.
- Если , то производная функции равна:
- С;
- Найти неопределенный интеграл
- ;
- Вычислить определенный интеграл
- Производная равна:
- Вычислить определенный интеграл
- 2;
- 0;
- 1;
- Найти неопределенный интеграл
- Найти площадь фигуры, ограниченной линиями:
Тест
Тема. Интегральное исчисление
2 вариант.
- Выражение - это есть:
- подынтегральная функция;
- множество производных;
- множество первообразных;
- определенный интеграл.
- Интеграл равен:
- В интеграле - это:
- подынтегральное выражение;
- переменная интегрирования;
- первообразная функции;
- подынтегральная функция.
- Если , то ее первообразная равна:
- Найти неопределенный интеграл
- Вычислить определенный интеграл
- 1;
- –1;
- 0.
- Дифференциал равен:
- Найти неопределенный интеграл
- Вычислить определенный интеграл
- 2;
- 0;
- 5.
- Найти площадь фигуры, ограниченной линиями:
Задания для самостоятельного решения:
- Найти неопределенные интегралы:
- .
- Вычислить определенные интегралы:
- Найти длину дуги кривой от x = 0 до x = 1 ().
Найти объем тела, образованного вращением вокруг оси Ох фигуры, ограниченной кривой
- и прямой x = 2.
Контрольные вопросы:
- Дать определение первообразной функции.
- Что называется неопределенным интегралом?
- Перечислить основные свойства неопределенного интеграла.
- Назвать основные методы интегрирования.
- - назвать основные компоненты.
- Указать название и вид формулы для вычисления определенного интеграла.
- К вычислению каких величин применяется определенный интеграл?
- Перечислить основные свойства определенного интеграла.
- На чем основано нахождение неопределенного интеграла методом непосредственного интегрирования.
- В чем состоит суть метода замены переменной.
- Как осуществляется интегрирование по частям?
ОТВЕТЫ:
- 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) 11) 12) 13) 14) 15) 16) 17) 18) 19) 20) 21) 22) 23) 24) 25) 26) 27) 28) 29) 30) 31) 32) 33) 34) 35) 36) 37) 38) 39) 40) 41) 42) 43)
- 1) 2) 3) 4) 5)
- 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10)
- 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) 11) 12) 13) 14)
- 1) 9, 2) 6, 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9)
- 1) 2) .
- .
- .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия для студента "Дифференциальное исчисление"
Методическая разработка практического занятия для студента "Дифференциальное исчисление"...
Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"
Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»
Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по 01.01.4 Пропедевтика в акушерстве и гинекологии ПМ01 Тема занятия: Проведение диагностики ранних и поздних сроков беременности и обследования беременных, обследования внутриутробного состояния пло
Методическая разработка практического занятия. 2021г....
Методическая разработка практического занятия "Повторительно-закрепляющее занятие по разделу пищеварительная система"
Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы по дисциплине «Анатомия и физиология человек...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента
Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента
Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...