Методическая разработка практического занятия для студента "Дифференциальное исчисление"
учебно-методический материал на тему

Наталья Викторовна Новолодская

Методическая разработка практического занятия для студента "Дифференциальное исчисление"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsial.docx247.27 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Минусинский медицинский техникум

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия по № 2

 для студента

Дисциплина: Математика

Специальность: 060101 Лечебное дело

Год обучения: 1 курс, 1 семестр

Тема: Дифференциальное исчисление

Разработчик: преподаватель дисциплины «Математика» Н.В. Новолодская

Минусинск, 2013

Составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии «______________________»

протокол №____

от  «____»______________201___г.

Председатель ЦМК

_____________/ _________________

     УТВЕРЖДАЮ:

      Зам. директора по учебной работе

        __________/________________

       «__»_________________201___г.

     

     СОГЛАСОВАНО:

      Методист

      ___________ /____________

     «___» ________________ 201__ г.


Тема: Дифференциальное исчисление

Уважаемые студенты!

Понятие производной – одно из основных понятий математического анализа. В настоящее время понятия производной находит большое применение в различных областях науки и техники.

Изучение функции с помощью производной составляет предмет дифференциального исчисления. Быстрота протекания физических, химических, биологических и других процессов, например скорость охлаждения тела, скорость химической реакции и т.п., также выражается при помощи производной.

Таким же важным, как и понятие производной в математическом анализе, является и понятие дифференциала функции. В приложениях математики к решению конкретных задач приходится иметь дело с величинами, числовые значения которых получены путем измерений и, следовательно, точное их значение неизвестно. Если исходные данные содержат погрешности измерений, то применение точных методов вычислений нецелесообразно. Для упрощения и облегчения вычислений в таких случаях лучше использовать приближенные методы.

Теоретической основой одного из простейших приёмов приближенных вычислений является понятие дифференциала.

Цели занятия

Студент должен уметь:

− вычислять производные функций по определению и таблице производных;

− применять теоремы о производных;

− решать задачи с использованием производных.

находить дифференциал функции;

применять формулу приближенных вычислений значения функции;

находить частные и полный дифференциалы функции многих переменных

Студент должен знать:

− определение производной функции;

− таблицу производных;

− теоремы о дифференцировании суммы, произведения, частного, сложной функции;

− геометрический и физический смысл производной функции.

− области практического применения производной функции.

понятие дифференциала функции;

понятие полного и частного дифференциала;

формулу приближенных вычислений значений функции в точке с помо-щью дифференциала.

Материал для повторения: лекция 3,4,5

Оснащение: таблица основных производных, дидактический материал.

Этапы   самостоятельной работы:

№ п/п

Содержание этапа

Задания

1

Определение производной функции, правила нахождения производных, формулы дифференцирования основных функций

задание 1

2

Исследование функций при помощи производной, построение графиков функций

задание 2

3

Определение дифференциала функции, аргумента, нахождение дифференциала функции

задание 3

4

Применение дифференциала функции к приближенным вычислениям

задание 4

Рекомендуемая литература:

Основные источники:

  1. Гилярова М.Г. Математика для медицинских колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  2. Омельченко В.П. Математика: компьютерные технологии в медицине: учебник / В.П. Омельченко, А.А. Демидова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Дополнительные источники:

  1. Филимонова Е.В. Математика: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. / Е.В. Филимонова. –  Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  2. Михеев В.С., Стяжкина О.В., Шведова О.М. Математика: Учебное пособие для среднего профессионального образования. /  В.С.Михеев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
  3. Богомолов Н. В. Практические занятия по математике: Учебное пособие для средних учебных заведений. /  Н.В. Богомолов. – 7-е изд. М.: Высшая школа, 2004.
  4. Кочетков Е.С., Смерчинская С.О., Соколов В.В. Теория вероятностей и математическая статистика. – Форум, 2011. – 240 с.

Интернет-ресурсы:

www.slovari.yandex.ru

www.wikiboks.org

revolution.allbest.ru


Производная и дифференциал функции.

  • ИНФОРМАЦИЯ:

  • Производной от функции  по аргументу называется предел отношения приращения функции к приращению аргумента, когда приращение аргумента стремится к нулю:

 или

Примечание: производная обозначается также 

  • Геометрически производная представляет собой угловой коэффициент касательной к графику функции  в точке , т.е. .
  • Производная есть скорость изменения функции в точке .
  • Отыскание производной называется дифференцированием функции.
  • Формулы дифференцирования основных функций:

  1. ;
  2. ;
  3. ;
  4. ;
  5. ;
  6. ;
  7. ;
  8. ;
  9. ;
  10. ;
  11. ;
  12. .

  • Правила  вычисления производных:
  1. , где
  • Дифференциалом  (первого порядка) функции   называется главная часть ее приращения, линейная, относительно приращения аргумента.
  • Дифференциалом аргумента называется приращение аргумента .
  • Дифференциал функции равен произведению ее производной на дифференциал аргумента:  или .

  1. Найти дифференциалы функций (формулы дифференцирования основных функций и правила вычисления производных см. информация ).

Цель: В процессе выполнения задания закрепить основные навыки в отыскании дифференциалов различных функций.

  1. .

Решение: (по формуле 1)).

  1. *;
  2. ;
  3. *;
  4. *;
  5. ;
  6. *;
  7. *;
  8. ;

Решение: Используем основные правила нахождения производных: .

  1. *;
  2. ;
  3. *;
  4. *;
  5. ;
  6. *
  7. ;
  8. *;
  9. *
  10. *;
  11. *;
  12. ;
  13. *
  14. *

  1. .

Решение: По правилу нахождения производной сложной функции:

.

  1. *;
  2. *;
  3. *
  4. ;
  5. *;
  6. ;
  7. *;
  8. ;
  9. ;
  10. *

Исследование функций с помощью производной.

Схема исследования функции: (записать) (5 мин).

  1. Область определения функции.
  2. Нули функции - точки пересечения функции с осью абсцисс.

Следует решить уравнение: .

Четность, нечетность. Если функция четная, то ее график симметричен относительно оси ординат, если нечетная, то график симметричен относительно начала координат.

  1. Критические точки - точки, в которых производная равна нулю или не существует. Точки разрыва – точки, в которых функция не существует.

Следует найти производную функции и решить уравнение:.

  1. Промежутки монотонности.
  1. Если  то;
  2. Если  то.
  1. Точки экстремума.
  1. Если в критической точке  производная меняет знак с «+» на «-»,  то - точка максимума (max).
  2. Если в критической точке  производная меняет знак с «-» на «+»,  то - точка минимума (min).
  3. Если в критической точке  производная не  меняет знак,  то - точка перегиба.
  1. Асимптоты.
  1. Вертикальная – проходит через точки разрыва. (н-р для функции  x=0 – точка разрыва).
  2. Наклонная асимптота - , где  и .

  1. Исследовать и построить график функции (схема исследования функции с помощью производной см. информация ).

Цель: В процессе выполнения задания рассмотреть и закрепить материал в области исследования функций с помощью производной и построения  графиков функций.

Решение (используем вышеизложенную схему):

  1.  

 т.о. точек пересечения с осью абсцисс нет.

Исследуем функцию на четность:

функция ни четная, ни нечетная.

.

 - критические точки,   - точка разрыва.

  1. и   5.

x

-1

1

3

+

0

-

нет

-

0

+

-2

нет

6

max

min

  1. Вертикальная асимптота  .

Наклонная асимптота  

.

.

 - наклонная асимптота.

  1. *;
  2. *;

  1. *;
  2. .

3.Найти дифференциал функции:

Цель: В процессе выполнения задания закрепить основные навыки в отыскании дифференциалов различных функций для применения этих знаний при рассмотрении вопросов интегрального исчисления.

 – 10 мин.

  1. ;

Решение:  

  1. *;
  2. ;
  3. *;
  4. ;
  5. *.

  1. Вычислить приближенное значение:

Цель: В процессе выполнения задания рассмотреть практическое приложение  дифференциала к приближенным вычислениям.

 – 20 мин.

Решение: Для рассмотрения берем функцию , .

            

  1. *;
  2. ;
  3. *;
  4. *;
  5. ;
  6. *;
  7. *;
  8. *;
  9. *;
  10. ;

Домашнее задание:

  1. Найти дифференциалы  функций:
  1. ;
  2. ;
  3. .
  1. Вычислить приближенное значение:
  1. ;
  2. ;

Задания для самостоятельного решения:

 

  1. Найти дифференциалы функций:

Контрольные вопросы:

  1. Дать определение функции.
  2. Что такое область определения функции?
  3. Что такое область значений функции?
  4. Как исследовать функцию на четность?
  5. Что называется пределом функции в точке?
  6. Что называется пределом функции на бесконечности?
  7. Каковы основные свойства пределов.
  8. Что такое приращение функции и аргумента?
  9. Что называется производной функции?
  10. В чем состоит физический смысл производной?
  11. В чем состоит геометрический смысл производной?
  12. Чему равен дифференциал функции?
  13. Что называется дифференциалом аргумента?
  14. В чем состоит геометрический смысл дифференциала функции?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия для студента "Интегральное исчисление"

Методическая разработка практического занятия для студента "Интегральное исчисление"...

Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"

Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»

Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...

Методическая разработка практического занятия "Повторительно-закрепляющее занятие по разделу пищеварительная система"

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы по дисциплине «Анатомия и физиология человек...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента

Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента

Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...