Методическая разработка практического занятия для студента "Дифференциальное исчисление"
учебно-методический материал на тему
Методическая разработка практического занятия для студента "Дифференциальное исчисление"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsial.docx | 247.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Минусинский медицинский техникум
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для студента
Дисциплина: Математика
Специальность: 060101 Лечебное дело
Год обучения: 1 курс, 1 семестр
Тема: Дифференциальное исчисление
Разработчик: преподаватель дисциплины «Математика» Н.В. Новолодская
Минусинск, 2013
Составлена в соответствии с требованиями ФГОС Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии «______________________» протокол №____ от «____»______________201___г. Председатель ЦМК _____________/ _________________ | УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по учебной работе __________/________________ «__»_________________201___г.
СОГЛАСОВАНО: Методист ___________ /____________ «___» ________________ 201__ г. |
Тема: Дифференциальное исчисление
Уважаемые студенты!
Понятие производной – одно из основных понятий математического анализа. В настоящее время понятия производной находит большое применение в различных областях науки и техники.
Изучение функции с помощью производной составляет предмет дифференциального исчисления. Быстрота протекания физических, химических, биологических и других процессов, например скорость охлаждения тела, скорость химической реакции и т.п., также выражается при помощи производной.
Таким же важным, как и понятие производной в математическом анализе, является и понятие дифференциала функции. В приложениях математики к решению конкретных задач приходится иметь дело с величинами, числовые значения которых получены путем измерений и, следовательно, точное их значение неизвестно. Если исходные данные содержат погрешности измерений, то применение точных методов вычислений нецелесообразно. Для упрощения и облегчения вычислений в таких случаях лучше использовать приближенные методы.
Теоретической основой одного из простейших приёмов приближенных вычислений является понятие дифференциала.
Цели занятия
Студент должен уметь:
− вычислять производные функций по определению и таблице производных;
− применять теоремы о производных;
− решать задачи с использованием производных.
находить дифференциал функции;
− применять формулу приближенных вычислений значения функции;
− находить частные и полный дифференциалы функции многих переменных
Студент должен знать:
− определение производной функции;
− таблицу производных;
− теоремы о дифференцировании суммы, произведения, частного, сложной функции;
− геометрический и физический смысл производной функции.
− области практического применения производной функции.
понятие дифференциала функции;
− понятие полного и частного дифференциала;
− формулу приближенных вычислений значений функции в точке с помо-щью дифференциала.
Материал для повторения: лекция 3,4,5
Оснащение: таблица основных производных, дидактический материал.
Этапы самостоятельной работы:
№ п/п | Содержание этапа | Задания |
1 | Определение производной функции, правила нахождения производных, формулы дифференцирования основных функций | задание 1 |
2 | Исследование функций при помощи производной, построение графиков функций | задание 2 |
3 | Определение дифференциала функции, аргумента, нахождение дифференциала функции | задание 3 |
4 | Применение дифференциала функции к приближенным вычислениям | задание 4 |
Рекомендуемая литература:
Основные источники:
- Гилярова М.Г. Математика для медицинских колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
- Омельченко В.П. Математика: компьютерные технологии в медицине: учебник / В.П. Омельченко, А.А. Демидова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Дополнительные источники:
- Филимонова Е.В. Математика: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. / Е.В. Филимонова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
- Михеев В.С., Стяжкина О.В., Шведова О.М. Математика: Учебное пособие для среднего профессионального образования. / В.С.Михеев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
- Богомолов Н. В. Практические занятия по математике: Учебное пособие для средних учебных заведений. / Н.В. Богомолов. – 7-е изд. М.: Высшая школа, 2004.
- Кочетков Е.С., Смерчинская С.О., Соколов В.В. Теория вероятностей и математическая статистика. – Форум, 2011. – 240 с.
Интернет-ресурсы:
www.wikiboks.org
revolution.allbest.ru
Производная и дифференциал функции.
- ИНФОРМАЦИЯ:
- Производной от функции по аргументу называется предел отношения приращения функции к приращению аргумента, когда приращение аргумента стремится к нулю:
или
Примечание: производная обозначается также
- Геометрически производная представляет собой угловой коэффициент касательной к графику функции в точке , т.е. .
- Производная есть скорость изменения функции в точке .
- Отыскание производной называется дифференцированием функции.
- Формулы дифференцирования основных функций:
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;
- .
- Правила вычисления производных:
- , где
- Дифференциалом (первого порядка) функции называется главная часть ее приращения, линейная, относительно приращения аргумента.
- Дифференциалом аргумента называется приращение аргумента .
- Дифференциал функции равен произведению ее производной на дифференциал аргумента: или .
- Найти дифференциалы функций (формулы дифференцирования основных функций и правила вычисления производных см. информация ).
Цель: В процессе выполнения задания закрепить основные навыки в отыскании дифференциалов различных функций.
- .
Решение: (по формуле 1)).
- *;
- ;
- *;
- *;
- ;
- *;
- *;
- ;
Решение: Используем основные правила нахождения производных: .
- *;
- ;
- *;
- *;
- ;
- *
- ;
- *;
- *
- *;
- *;
- ;
- *
- *
- .
Решение: По правилу нахождения производной сложной функции:
.
- *;
- *;
- *
- ;
- *;
- ;
- *;
- ;
- ;
- *
Исследование функций с помощью производной.
Схема исследования функции: (записать) (5 мин).
- Область определения функции.
- Нули функции - точки пересечения функции с осью абсцисс.
Следует решить уравнение: .
Четность, нечетность. Если функция четная, то ее график симметричен относительно оси ординат, если нечетная, то график симметричен относительно начала координат.
- Критические точки - точки, в которых производная равна нулю или не существует. Точки разрыва – точки, в которых функция не существует.
Следует найти производную функции и решить уравнение:.
- Промежутки монотонности.
- Если то;
- Если то.
- Точки экстремума.
- Если в критической точке производная меняет знак с «+» на «-», то - точка максимума (max).
- Если в критической точке производная меняет знак с «-» на «+», то - точка минимума (min).
- Если в критической точке производная не меняет знак, то - точка перегиба.
- Асимптоты.
- Вертикальная – проходит через точки разрыва. (н-р для функции x=0 – точка разрыва).
- Наклонная асимптота - , где и .
- Исследовать и построить график функции (схема исследования функции с помощью производной см. информация ).
Цель: В процессе выполнения задания рассмотреть и закрепить материал в области исследования функций с помощью производной и построения графиков функций.
Решение (используем вышеизложенную схему):
т.о. точек пересечения с осью абсцисс нет.
Исследуем функцию на четность:
функция ни четная, ни нечетная.
.
- критические точки, - точка разрыва.
- и 5.
x | -1 | 1 | 3 | ||||
+ | 0 | - | нет | - | 0 | + | |
-2 | нет | 6 | |||||
max | min |
- Вертикальная асимптота .
Наклонная асимптота
.
.
- наклонная асимптота.
- *;
- *;
- *;
- .
3.Найти дифференциал функции:
Цель: В процессе выполнения задания закрепить основные навыки в отыскании дифференциалов различных функций для применения этих знаний при рассмотрении вопросов интегрального исчисления.
– 10 мин.
- ;
Решение:
- *;
- ;
- *;
- ;
- *.
- Вычислить приближенное значение:
Цель: В процессе выполнения задания рассмотреть практическое приложение дифференциала к приближенным вычислениям.
– 20 мин.
Решение: Для рассмотрения берем функцию , .
- *;
- ;
- *;
- *;
- ;
- *;
- *;
- *;
- *;
- ;
Домашнее задание:
- Найти дифференциалы функций:
- ;
- ;
- .
- Вычислить приближенное значение:
- ;
- ;
Задания для самостоятельного решения:
- Найти дифференциалы функций:
Контрольные вопросы:
- Дать определение функции.
- Что такое область определения функции?
- Что такое область значений функции?
- Как исследовать функцию на четность?
- Что называется пределом функции в точке?
- Что называется пределом функции на бесконечности?
- Каковы основные свойства пределов.
- Что такое приращение функции и аргумента?
- Что называется производной функции?
- В чем состоит физический смысл производной?
- В чем состоит геометрический смысл производной?
- Чему равен дифференциал функции?
- Что называется дифференциалом аргумента?
- В чем состоит геометрический смысл дифференциала функции?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия для студента "Интегральное исчисление"
Методическая разработка практического занятия для студента "Интегральное исчисление"...
Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"
Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»
Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по 01.01.4 Пропедевтика в акушерстве и гинекологии ПМ01 Тема занятия: Проведение диагностики ранних и поздних сроков беременности и обследования беременных, обследования внутриутробного состояния пло
Методическая разработка практического занятия. 2021г....
Методическая разработка практического занятия "Повторительно-закрепляющее занятие по разделу пищеварительная система"
Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы по дисциплине «Анатомия и физиология человек...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента
Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента
Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...