программа дополнительного образования кружка технической направленности " Освой программирование"
рабочая программа
Дополнительная образовательная программа является адаптированной программой, относится к научно-технической направленности.
Возраст обучающихся - в объединении по дополнительной образовательной программе «Освой программирование» принимаются дети от 15-18 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osvoy_programmirovanie_1.docx | 515.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность образовательной программы «Освой программирование» - научно-техническая. Она ориентирована на изучение основ программирования на языке Паскаль, СИ++, Си#
Новизна, актуальность данной программы, а также ее педагогическая целесообразность заключается в необходимости формирование логического стиля мышления знаний. В его формировании ведущая роль принадлежит программированию, а также умению действовать по заданному алгоритму. В ходе решения задач по программированию развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих в том, что она дает учащимся понимание основ программирования, учит анализировать и выбирать наиболее рациональные, способы разработки алгоритмов, умение точно и сжато выражать свою мысль; уметь развивать логику рассуждений, алгоритмическое мышление; умение применять теоретические знания к решению практических задач программирования;
Во-первых, содержание программы построено таким образом, чтобы максимально сформировать у обучающихся основные этапы разработки программного обеспечения; основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования; основные принципы отладки и тестирования программных приложений
Во-вторых, особенность программы является личностно - ориентированный подход в процессе обучения. Для этого у обучающихся определяется исходный уровень знаний и практических умений, а также их мотивация к занятиям. В дальнейшем, с учётом индивидуальных возможностей, выстраивается образовательная траектория обучения с целью максимального освоения программных заданий
Цели программы:
Заключается в освоении учащимися обязательного минимума по «основам программирования». Учащиеся должны овладеть навыками создания программ в процессе выполнения самостоятельной практической работы .
Задачи программы
- Развивающая:
- умение анализировать и выбирать наиболее рациональные, способы разработки алгоритмов,
- умение применять теоретические знания к решению практических задач программирования;
- развить логическое мышление обучающихся.
- прививать учащимся навыки самостоятельного изучения литературы по программированию и алгоритмизации.
- Обучающая:
- сформировать алгоритм работы с учетом особенностей изучения языков программирования.
- научить подростков основам алгоритмических языков программирования.
- сформировать умение составления алгоритмов.
– познакомить с принципами организации компьютерной техники, с популярными прикладными программами.
- Воспитательная:
-выделение и раскрытие роли информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества;
- привитие навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности.
- содействие развитию навыков самоорганизации обучающихся, их уверенности в себе.
Ожидаемые результаты
- обучающийся должен знать:
- основные этапы разработки программного обеспечения;
- основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;
- основные принципы отладки и тестирования программных приложений
- обучающийся должен уметь:
- осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования;
- создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль;
- выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Организационно- педагогические основы образовательного процесса
Дополнительная образовательная программа является адаптированной программой, относится к научно-технической направленности.
Возраст обучающихся - в объединении по дополнительной образовательной программе «Освой программирование» принимаются дети от 15-18 лет.
Пол обучающихся – смешанный.
Принцип набора в группу- свободный.
Количество обучающихся в группе – 15 - 25 человек.
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
45 мин | 2 | 2 | 60 |
Срок реализации – 1 год (по _2_ часа в неделю), всего 60 часов.
Формы проведения занятий: беседы, упражнения, практические занятия (тренировки), консультации.
Виды деятельности по программе: работа в группе; индивидуальная работа; практические занятия.
По целевой направленности программа, развивающая и корригирующая. Форма общения - рассказ, беседа.
Каждое занятия по темам программы, как правило, включает в себя теоретическую часть - это объяснение нового материала и практическое освоение программы по программированию.
Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают в себя, как выполнение отдельных элементов, так и грамотно построенная выверенная работа. Технология выполнения работ должна быть умеренно сложной, чтобы обучающиеся могли вскоре увидеть достойный результат своего труда. Это способствует развитию интереса, побуждает стремление к самостоятельности.
Материал программы разделен на три блока в соответствии с разделами учебно-тематического плана.
Программа обучения предполагает групповые занятия и рассчитана на 60 часов.
Теории 20 часов. Практики 40 часа.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МГКЭИТ
___________________ А.М.Балакин
«____» _____________ 2021г.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Освой программирование »
на 1 год 60 часов
Возрастная категория от 15-18 лет
Разработчик: Арцыбашева Ольга Александровна
Продолжительность занятий по 1 часа, 2 раза в неделю.
N п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Распределение часов | Форма контроля | |
В том числе | |||||
Теория | Практич. занятия | ||||
1. | Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | - | |
| |||||
Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Исполнение алгоритма. Способы описания алгоритмов. | 1 | 1 | - | беседа | |
Языки программирования и их классификация Базовые конструкции структурного программирования | 2 | 2 | беседа | ||
| |||||
4 | Арифметические операции, функции, выражения. Оператор присваивания | 2 | 1 | 1 | педагогическое наблюдение, |
5 | Ввод данных с клавиатуры и вывод на экран. Логические операции | 2 | 1 | 1 | педагогическое наблюдение |
6 | Программирование разветвляющихся алгоритмов | 2 | 1 | 1 | педагогическое наблюдение, беседа |
7 | Программирование циклических алгоритмов | 4 | 1 | 3 | педагогическое наблюдение |
8 | Массивы | 4 | 1 | 3 | педагогическое наблюдение, беседа |
9 | Строки | 2 | - | 2 | педагогическое наблюдение, беседа |
3.Введение в программирование на языке CИ ++20/14 | |||||
10 | Базовые понятия программирования. Особенности языка | 2 | 2 | - | педагогическое наблюдение |
11 | Типы данных. Выражения и операции | 2 | - | 2 | педагогическое наблюдение |
12 | Операторы. Оператор выражение | 2 | 1 | 1 | педагогическое наблюдение |
13 | Условный оператор | 4 | 1 | 3 | педагогическое наблюдение |
14 | Циклы | 4 | 1 | 3 | педагогическое наблюдение |
15 | Массивы | 4 | 1 | 3 | педагогическое наблюдение |
16 | Строки | 2 | - | 2 | педагогическое наблюдение, беседа |
3.Введение в программирование на языке СИ# 20/15 | |||||
17 | Особенности языка СИ# | 2 | 1 | 1 | педагогическое наблюдение |
18 | Линейные программы | 2 | - | 2 | педагогическое наблюдение |
19 | Разветвляющиеся вычислительные процессы | 4 | 1 | 3 | педагогическое наблюдение |
20 | Циклы | 4 | 1 | 3 | педагогическое наблюдение |
21 | Массивы | 4 | 1 | 3 | педагогическое наблюдение |
22 | Программирование графики | 2 | - | 2 | педагогическое наблюдение |
23 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
Всего за год: | 60 | 20 | 40 | ||
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание занятий на _____60______ часа
Содержательные линии курса.
В курсе «Освой программирование» рассматриваются:
- Основные вопросы по алгоритмизации;
- Особенности работы программирования на языке Паскаль
- Особенности работы программирования на языке Cи++;
- Особенности работы программирования на языке Си#
Для создания программ используется ABC Pascal, Visual Studio.
- Вводное занятие.
Теория: Знакомство с образовательной программой. Правила техники безопасности и поведения в кабинете информатики и вычислительной техники. Техника безопасности при работе с компьютером
Модуль 1. Работа на языке Pascal
Тема 1. Понятие алгоритма.
Теория. Алгоритмы в школе и жизни. Способы описания алгоритмов. Ошибки в алгоритмах. Аксиомы программирования. Исполнители алгоритмов. Алгоритмические структуры.
Тема 2.
Теория. Понятие о языке программирования высокого и низкого уровня. Технология разработки программного обеспечения. Общая характеристика системы программирования. Структура программы. Переменные и константы. Описание переменных и констант различного типа.
Практика. Пример простой программы. Вывод на экран. Ввод с клавиатуры. Программирование операций ввода-вывода. Компиляция и отладка программы. Создание и отладка элементарной программы. Печать исходного текста. Комментарии. Входная диагностика.
Тема 3.
Теория. Инструкции управления. Теория. Оператор присваивания. Арифметические и логические выражения.
Практика. Выполнение практической работы по операторам присваивания. Вычисление простых и условных математических выражений
Тема 4.
Теория. Ввод данных с клавиатуры и вывод на экран. Логические операции
Практика. Выполнение практической работы по операторам вводы- вывода. Программирование простых вычислительных алгоритмов
Тема 5.
Теория. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Логические условия. Оператор условия. Полная и неполная формы оператора. Оператор выбора.
Практика. Выполнение практической работы разветвляющихся алгоритмов
Тема 6-7.
Теория. Программирование циклических алгоритмов. Циклические алгоритмы, их виды. Циклы. Операторы цикла. Оператор цикла с известным числом повторений (с параметром). Оператор цикла с логическим условием
Практика. Выполнение практической работы циклических алгоритмов. Программирование циклических алгоритмов. Составление программ с использование операторов цикла с известным количеством повторения, с предусловием, постусловием
Тема 8-9.
Теория. Массивы
Практика. Программирование массивов. Практикум «Использование циклических конструкций при решении задач».
Тема 10.
Теория. Строки
Практика. Решение задач по строковым переменным
Подведение итогов модуля. Зачетная работа в форме викторины.
Модуль 2. Введение в программирование на языке CИ ++
Тема 11 .
Теория. Базовые понятия программирования. Особенности языка
Практика. Изучение среды программирования.
Тема 12.
Практика. Выполнение практической работы . Типы данных. Выражения и операции
Тема 13.
Теория. Операторы. Оператор выражение
Практика. Выполнение практической работы по линейным программам
Тема 14-15.
Теория. Условный оператор
Практика. Выполнение практической работы по разветвленным программам
Тема 16-17.
Теория. Циклы
Практика. Выполнение практической работы по циклам
Тема 18-19.
Теория. Массивы
Практика. Выполнение практической работы по массивам
Тема 20.
Теория. Строки
Практика. Выполнение практической работы со строковыми переменными
Подведение итогов модуля. Зачетная работа в форме викторины.
Модуль 3 . Введение в программирование на языке СИ#
Тема 21.
Теория. Особенности языка СИ#
Практика. Изучение среды Visual Studio
Тема 22.
Теория. Линейные программы
Практика. Выполнение практической работы по линейным алгоритмам.
Тема 23-24.
Теория. Разветвляющиеся вычислительные процессы
Практика. Выполнение практической работы по разветвляющимся алгоритмам
Тема 25-26.
Теория. Программирование циклических алгоритмов
Практика. Выполнение практической работы по циклам
Тема 27-28.
Теория. Программирование массивов
Практика. Выполнение практической работы по массивам
Тема 29.
Теория. Программирование графики
Практика. Выполнение практической работы по графике
Тема 30.
Итоговое занятие: Подведение итогов образовательной программы, творческий отчёт.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Процесс обучения построен на принципах: “от простого к сложному” (усложнение идёт “расширяющейся спиралью”), учёта возрастных особенностей обучающихся, доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения – это все виды объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, художественное слово, объяснение, демонстрация наглядных пособий). На этом этапе обучающиеся выполняют задания точно по образцу и объяснению. Затем, в течение дальнейшего курса обучения, постепенно при усложнении заданий, подключаются методы продуктивного обучения, такие как, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод.
Необходимо принимать во внимание и индивидуальный темп работы, и эмоциональный настрой, и психологические особенности каждого обучающегося группы. В ходе реализации программы осуществляется вариативный подход к работе. Творчески активным обучающимся предлагаются дополнительные или альтернативные задания, с более слабыми обучающимися порядок выполнения работы разрабатывается вместе с педагогом. Необходимая теоретическая информация предлагается в форме бесед, устных обзоров.
Техническое оснащение:
- Компьютерный класс при наличии 15 рабочих мест.
- Наличие установленной программы ABC Pascal, Visual Stusio
- Мультимедийный проектор
- Принтер лазерный 1 шт
Системные требования к компьютерам:
- Intel Pentium 4 or AMD Athlon 64 processor
- Windows XP SP3 or Windows 7 SP1. Adobe® Creative Suite® 5.5 and CS6 applications also support Windows 8. Refer to the CS6 FAQ for more information about Windows 8 support.
- 1GB of RAM
- 1GB of available hard-disk space for installation; additional free space required during installation
- 1024x768 display with 16-bit color and 512MB of VRAM
- OpenGL 2.0–capable system
- DVD-ROM drive
Формы работы, используемые педагогом на занятии:
Работа с обучающимися с целью их технического развития и становления их самобытности требует создания такой системы воспитания и обучения, которая бы учитывала их психологические особенности и способствовала благоприятной атмосфере для реализации и развития личности.
Учитывая психологические особенности обучающихся, занятия проводятся в разнообразных формах: коллективная, творческая работа. Для развития познавательной деятельности используются беседы, рассказы с применением наглядного материала.
Главные требования заключаются в следующем:
1. Признание и понимание личности обучающегося, его творческой деятельности.
2. Особые условия и методы обучения и воспитания (наличие проблемных методов работы, наличие творческих заданий, предоставление свободы выбора способов выполнения задания).
3. Использование обучающих приемов, направленных на развитие особой чувствительности в соответствии с видом деятельности.
Для того, чтобы творческий потенциал обучающегося не угас по ходу освоения учебного материала, используются методы работы, позволяющие сформировать активную творческую позицию.
Принципы:
- принцип творчества (развития образного мышления, уверенности в своих силах);
- принцип единства развития и воспитания;
- принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
- принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого обучающегося;
- принцип свободы выбора;
- принцип успешности;
- принцип учета возрастных психологических особенностей, обучающихся при отборе содержания и методов воспитания и развития;
- принцип системности.
Методы:
- наглядный;
- исследовательский;
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемно-поисковый.
Дидактические и методические материалы:
Наглядные пособия – готовые работы, позволяющие продемонстрировать обучаемым варианты выполнения;
Методические указания о последовательности выполнения отдельных элементов.
Формы подведения итогов
Участие в просмотрах. Необходимо следить за тем, чтобы показ и обсуждение результатов были неотъемлемым элементом каждого занятия, поскольку именно это определяет итоговый интерес воспитанника к предмету и является залогом формирования творческой активности. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания обучающегося, работы по формированию своей личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Семакин И. Г., Шестаков А. П. Основы программирования: Учебник. — М.: Мастерство, 2002. 2. Дрейер М. C# для школьников: Учебное пособие / М. Дрейер. Перевод с англ. под ред. В. Биллига - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
3. Троелсен, Эндрю. Язык программирования C# 2008 и платформа .NET 3.5, 4-е изд. : Пер. с англ. - М .: ООО "И.Д. Вильяме", 2010.
4. Гуриков С. Р. Введение в программирование на языке Visual С#; Форум, Инфра-М, 2013. - 448 с. 5. Мартин Р. С., Мартин М. Принципы, паттерны и методики гибкой разработки на языке С#; Символ-Плюс, 2011. - 768 с.
6. Пугачев С., Шериев А., Кичинский К. Разработка приложений для Windows 8 на языке С#; БХВ-Петербург, 2013. - 416 с. 7. Фленов Михаил Библия С#; БХВ-Петербург, 2011. - 560 с.
8. http://younglinux. info/blender.php
9. http://blender3d.org.ua/tutorial/
10. http://www.progimp.ru/articles/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования секции «ОФП» Направление деятельности: Физкультурно-спортивное
Программа дополнительного образованиясекции «ОФП»Направление деятельности: Физкультурно-спортивное...
Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению секции Страна Баскетболия
Учебная программа обобщает и систематизирует теоретические и практические сведения, позволяющие рационально строить учебно-тренировочный процесс (в рамках массового спорта), получать положительные сдв...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ военно – патриотической направленности поисковый отряд «Моршанец» имени Героя Советского Союза Стрельцова Виктора Сергеевича
Рабочая программа дополнительного образования военно-патриотической направленности поисковый отряд «Моршанец» имени Героя Советского Со...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ военно – патриотической направленности «Стрелковая секция»
Рабочая программа дополнительного образования военно-патриотической направленности «Стрелковая секция» разработана на основе:- Федеральных законов "Об образовании в ...
Модель регионального ресурсного центра дополнительного образования технической направленности Смоленской области
Презентация к представлению проекта "Модель регионального ресурсного центра дополнительного образования технической направленности Смоленской области" на "Всероссийском совещ...
программа дополнительного образования кружка технической направленности " Компьютерная графика и дизайн"
Дополнительная образовательная программа является адаптированной программой, относится к научно-технической направленности.Возраст обучающихся - в объединении по дополнительной образовательной п...
Дополнительное образование детей: история и современность. Описание опыта реализации дополнительного образования художественной направленности в Череповецком Доме пионеров в советский период
Курсовая работа для социально-педагогического колледжа включает глубокое исследование литературы по истории данного вопроса и анализ опыта педагогической деятельности моей наставницы Алексеевой Ангели...