ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ военно – патриотической направленности поисковый отряд «Моршанец» имени Героя Советского Союза Стрельцова Виктора Сергеевича
рабочая программа на тему
Рабочая программа дополнительного образования военно-патриотической направленности поисковый отряд «Моршанец» имени Героя Советского Союза Стрельцова Виктора Сергеевича разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
- Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_poiskovogo_otryada.doc | 251.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МНОГООТРАСЛЕВОЙ КОЛЛЕДЖ»
«Утверждаю»
Зам. директора по УПР
___________/Парамзина Т.Г./
«_____»_________________2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
военно – патриотической направленности
поисковый отряд «Моршанец» имени Героя Советского Союза Стрельцова Виктора Сергеевича
Моршанск
2018г.
ОДОБРЕНО Предметной (цикловой) комиссией Общегуманитарных и социально – экономических дисциплин протокол №_____«____»_____________2018г. Председатель предметной (цикловой) комиссии ____________/Загородникова Т.И./ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР ___________/Бронникова Е.В./ «_____»_________________2018г. |
Рабочая программа дополнительного образования военно-патриотической направленности поисковый отряд «Моршанец» имени Героя Советского Союза Стрельцова Виктора Сергеевича разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
- Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.»
Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Многоотраслевой колледж»
Разработчик:
Кузьмин Сергей Владимирович, преподаватель ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж», руководитель поискового отряда «Моршанец» имени Героя Советского Союза Стрельцова Виктора Сергеевича
СОДЕРЖАНИЕ
стр | ||
| ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | 4 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | 6 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | 15 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 17 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Актуальность программы дополнительного образования
Военно-патриотическое воспитание молодежи является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. На сегодняшний день необходимо вовлечение подростков в проведение исследовательской деятельности на местах боевых сражений, архивах, встречах с ветеранами ВОВ, узниками концлагерей.
Данный вид деятельности не только способствует формированию представлений о реальных событиях, происходивших в годы Великой Отечественной войны на территории Союза Советских Социалистических Республик (СССР), но и способствует развитию личностных качеств подростка, который учится жить по законам и традициям отряда, приобретает опыт делового сотрудничества.
Деятельность участников программы поискового отряда строится в соответствии с принципами: добровольности, демократичности, свободы выбора.
1.2. Цель и задачи рабочей программы дополнительного образования
Цель:
- формирование гражданской и активной жизненной позиции студента через участие в поисково-краеведческой и туристической работе.
Задачи:
Образовательные
- обучить теории и практике поисковых работ;
- подготовить обучающихся психологически к выполнению специфической работы поисковика;
Развивающие
- формировать потребность в здоровом образе жизни, укреплении здоровья, физическом развитии;
- освоить туристические навыки;
- формировать потребность в изучении истории своего Отечества;
- развивать систему поисково-краеведческой и туристической работы.
Воспитательные
- воспитать осознанное отношение к поисковой деятельности;
- воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и любовь к малой Родине, ее героическому прошлому, традициям;
- воспитать готовность защищать свою Родину;
- предупреждение негативных для общества форм поведения подростков и молодежи;
- развитие познавательного досуга подростков.
1.3. Отличительная особенность программы дополнительного образования
Преемственность патриотических традиций, основанных на воспитании чувства долга перед своей Родиной, как будущих защитников Отечества. Данная программа способствует предупреждению негативных для общества форм поведения и социальную адаптацию “проблемных “ в поведении и учебе подростков.
С бойцами отряда проводятся теоретические занятия по историко – географическому краеведению, студенты приобретают навыки стрелковой подготовки, основам оказания первой медицинской помощи, при создании чрезвычайных ситуаций; совершенствую навыки физической подготовки, приобретают туристические навыки.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Объем программы
Вид учебной работы | Объем часов |
Обязательная учебная нагрузка (всего) | 205 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 120 |
практические занятия | 85 |
Итоговая аттестация поисковой деятельности в форме зачёта
|
2.2. Тематический план и содержание программы дополнительного образования
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Вводное занятие. | 2 | 2 | |
Раздел I.. История Великой Отечественной войны. | 83 | ||
Тема 1. Великая Отечественная война. Подготовка фашистской Германии к войне. | Теория | 4 | 2 |
Практика | 2 | 3 | |
Тема 2. Внешняя политика накануне войны. | Теория | 2 | 2 |
Тема 3. Политическое устройство СССР и Германии к 1941 году. | Теория | 4 | 2 |
Тема 4. Начало Великой Отечественной войны. | Теория | 3 | 2 |
Тема 5. Битва за Москву | Теория | 3 | 2 |
Тема 6. Курская битва 5 июля – 23 августа 1943 года. | Теория | 3 | 2 |
Тема 7. Сталинградская битва. Бои на дальних подступах. | Теория | 2 | 2 |
Тема 8. Сталинградская битва. Бои на ближних подступах. | Теория | 2 | 2 |
Тема 9. Уличные бои в Сталинграде | Теория | 2 | 2 |
Тема 10. Контрнаступление. Значение и последствия Сталинградской битвы. | Теория | 2 | 2 |
Тема 11. Отличительные знаки и виды вооружения. Личные вещи, обмундирование и снаряжение РККА. | Теория | 4 | 2 |
Практика | 6 | 3 | |
Тема 12. Виды вооружений, использовавшиеся в ходе войны. | Теория | 4 | 2 |
Практика | 6 | 3 | |
Тема 13. Униформа и знаки отличия германской армии. | Теория | 3 | 2 |
Практика | 5 | 3 | |
Тема 14. Изучение документальных видеоматериалов по Великой Отечественной войне. | Практика | 9 | 3 |
Тема 15. Блокада Ленинграда. | Теория | 9 | 2 |
Тема 16. «Дорога жизни», как это было. | Теория | 8 | 2 |
РАЗДЕЛ II. Основы архивного дела. | Теория | 16 | 2 |
Тема 17. Виды архивов. Содержание архивов | Теория | 2 | 2 |
Тема 18. Методика поиска. Работа в архивах. Поисковые архивные исследования. | Теория | 4 | 2 |
Практика | 2 | 3 | |
Тема 19. Установление судеб военнослужащих, их отражение в документах. Поиск родственников согласно имеющимся данным. | Теория | 4 | 2 |
Практика | 4 | 3 | |
РАЗДЕЛ III. Основы археологии. | 4 | ||
Тема 20. Классификация типов захоронения останков. | Теория | 2 | 2 |
Тема 21. Поисковые признаки наличия останков. | Теория | 2 | 2 |
РАЗДЕЛ IV. Основы топографии. | 12 | ||
Тема 22. Основные элементы топографии | Теория | 2 | 2 |
Тема 23. Ориентирование на местности. | Практика | 6 | 3 |
Тема 24. Простейшие способы геометрических измерений на местности. | Теория | 2 | 2 |
Практика | 2 | 3 | |
РАЗДЕЛ V. Анатомия скелета человека. | 5 | ||
Тема 25. Осевой скелет | Теория | 3 | 2 |
Тема 26. Скелет конечностей | Теория | 2 | 2 |
РАЗДЕЛ VI. Основные технические средства при проведении поисковых работ. | 20 | ||
Тема 27. Вводный инструктаж. Нормативно-правовые и законодательные акты. | Теория | 2 | 2 |
Тема 28. Щуп. Правила работы щупом. | Теория | 1 | 2 |
Практика | 4 | 3 | |
Тема 29. Металлодетектор. Виды металлодетекторов, правила эксплуатации. | Теория | 2 | 2 |
Практика | 11 | 3 | |
РАЗДЕЛ VII. Техника безопасности. | 5 | ||
Тема 30. Инструкция по технике безопасности. Меры безопасности. Меры безопасноти при передвижении на транспорте. | Теория | 2 | 2 |
Тема 31. Правила техники безопасности в поисковом лагере. Противопожарная безопасность. Личная гигиена. | Теория | 3 | 2 |
РАЗДЕЛ VIII. Оказание первой медицинской помощи. Аптечка. | 15 | ||
Тема 32. Сбор и использование лекарственных трав. | Теория | 3 | 2 |
Тема 33. Первая помощь при потере сознания. Шок и кровопотеря. | Теория | 1 | 2 |
Практика | 1 | 3 | |
Тема 34. Переломы. | Практика | 1 | 3 |
Практика | 3 | 3 | |
Тема 35. Ожоги. Обморожения. Тепловой и солнечный удар. Утопления. | Теория | 1 | 2 |
Практика | 3 | 3 | |
Тема 36. Поражения электрическим током. Укусы ядовитых животных и насекомых. | Теория | 2 | 2 |
РАЗДЕЛ IX. Устройство лагеря. | 10 | ||
Тема 37. Разведение костра. | Теория | 1 | 2 |
Практика | 2 | 3 | |
Тема 38. Что должен уметь юный турист. Подготовка к походу. | Теория | 1 | 2 |
Практика | 2 | 3 | |
Тема 39. Обустройство лагеря. | Практика | 2 | 3 |
Тема 40. Питание и питьевой режим в экспедиции. | Теория | 2 | 2 |
РАЗДЕЛ X. Обеспечение выживания в условиях вынужденной автономии в природной среде. | 10 | ||
Тема 41. Сооружение временного укрытия из подручных материалов. | Теория | 1 | 2 |
Практика | 3 | 3 | |
Тема 42. Виды и способы изготовления примитивной посуды. | Практика | 2 | 3 |
Тема 43. Питание и водообеспечение в условиях автономного выживания | Теория | 2 | 2 |
Практика | 2 | 3 | |
РАЗДЕЛ XI. Сбор и анализ информации. | 8 | ||
Тема 44. Этапы проведения разведки: сбор научных сведений, знакомство с музейными коллекциями, знакомство с отчетами предыдущих разведок, военной литературой, воспоминаниями участников боев, картами, архивными документами. | Теория | 4 | 2 |
Практика | 4 | 3 | |
Раздел XII. Поисковые работы. | 15 | ||
Тема 45. Организация работы. Поисковая разведка. Порядок ведения беседы с местными жителями. | Теория | 3 | 2 |
Тема 46. Поисковые работы. Работы по парам и по зеленке. | Теория | 2 | 2 |
Тема 47. Работа в балках. Ориентация на местности. Эксгумация останков из окопов, блиндажей, силосных ям. | Теория | 3 | 2 |
Подготовка к зачету. | Теория | 4 | 2 |
Практика | 3 | 3 | |
Всего: | 205 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы дополнительного образования военно-патриотической направленности требует наличия кабинета.
Оборудование кабинета:
- посадочные места по количеству студентов, рабочее место преподавателя;
- основная учебная литература, нормативный материал;
- компьютер, медиапроектор, экран, навигаторы, компасы, саперные и др. лопаты, топоры, пилы, щупы, металлоискатели и др. специальные приборы, туристское снаряжение, топографические карты;
- задания к занятиям.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Конституция РФ 12.12.93г.
2. Закон РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 14 января 1993 г. N 4292-1.
3. Руководство по поисковым и эксгумационным работам. Историко-архивный и военно-мемориальный центр Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Ассоциация международного военно-мемориального сотрудничества "Военные мемориалы". Москва ТОО "Люкс-арт" 1997 г.
4. Инструкция по технике безопасности при проведении работ в зоне бывших
военных действий. Москва ТОО "Люкс-арт" 1997 г.
5. Взрывоопасные предметы фронтовых полей России. Автор: В.К. Щербанов. Издательство: Ростов-на-Дону. Год выпуска: 1999
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
7. Гражданско-патриотическое воспитание: Методические рекомендации. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2004,- 92 с.
8. Подготовка учащейся молодежи к защите Отечества и военной службе в условиях оборонно-спортивного оздоровительного лагеря: организационно-методические и правовые основы.- М.: Новое дело, 2003,- 240 с.
Дополнительные источники:
1. Белый А.Т. Жизнь на войне и без войны (Исповедь неизвестного солдата). – СПб.: Издательство «АВОК Северо-Запад», 2005.- 476 с.
2. Бундин Ю.И. Русские триумфы.- Тихвин: «Алаборг», СПб.:Изд-во «Специальная литература, 2005.- 128 с.
3. Гранин Д., Адамович А. Блокадная книга.- СПб.: «Печатный двор», 1994.- 390 с.
4. Кашевский В.А. Пехотное оружие Аторой мировой войны.-Мн.: «Харвест», 2004,- 432 с.
5. Макарский А.М., Комиссарова Т.С. Тосненский край. Учебное пособие для старших классов средней школы.- СПб.: Издательство «Лики России»2002,- 127 с.
6. Кашевский В.А. Пехотное оружие Второй мировой войны. Мн.:ООО «Харвест», 2004-432 с.
7. Котилевский С.С. Теория и практика поисковых работ. Издание второе, дополненное – Санкт-Петербург, 2012., - 296 с.
8. Молочаев И.П. Боевой путь Сибирских дивизий в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.- Новосибирск: Изд-во СО РАН, филиал «Гео», 2005.- 323 9. Прокофьев И.Г., Тарасов К.И.. Методические справочные материалы по классификации номеров самолетов и двигателей ВВС Красной Армии и Военно - Морского Флота в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.- Ленинградская область, 2003,- 27 с.
10. Шунков В.Н. Оружие пехоты 1939-1945.- Мн.: Харвест, 1999,- 624 с.
11. Земля Ленинградская: поэтическая антология к 85-летию Ленинградской области. СПб.: ИПК «Вести», 2012.- 335 с.
12. От Невы до Онего. Воспоминания блокадников, защитников Ленинграда, живущих ныне в Карелии.- Петрозаводск, 1994,- 181 с.
13. Ленинград в осаде: Сборник документов о героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1944.-СПБ.: «Лики России», 1995,-640 с
14. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг.: Сборник документов \М-во иностр.дел СССР.-М.: Политиздат, 1984, -510 с.
15. Ленинградская область: Знаете ли вы? (Учебное пособие), \Сост. В.А.Уланов.- СПб.: Издательство «Паритет», 2007, - 320 с.
Интернет-ресурсы:
1. https://obd-memorial.ru/html/
2. http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome
3. http://рф-поиск.рф/
4. https://vk.com/tambov_poisk
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Контроль и оценка результатов освоения поисковой деятельности осуществляется руководителем поискового отряда в процессе проведения теоретических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В процессе занятий обучающиеся приобретают следующие умения и навыки: - применение лекарственных растений в жизненной практике; - оказание первой доврачебной помощи пострадавшим; - ведение раскопок, связанных с поисковой деятельностью; - работа с картами, чтение карт; - работа с туристическим снаряжением; - приобретения навыков коллективной работы; - работа со специальным поисковым оборудованием. | Формой итогового контроля является зачет по содержанию теоретического курса. Своеобразной формой итогового контроля можно считать выполнение студентами конкретных поручений (в экспедиции или при оформлении экспозиций), а также выступление учащихся с докладами по теме исследования, работу в роли экскурсоводов на передвижных выставках и в музее колледжа. |
В процессе занятий обучающиеся должены знать: - отличительные знаки и личные вещи, обмундирование и снаряжение РККА; - виды вооружений, использовавшиеся в ходе войны; - униформу и знаки отличия германской армии; - методику поиска в архивах; - классификацию типов захоронения останков; - поисковые признаки наличия останков; - основные элементы топографии; - ориентирование на местности; - эксгумацию останков из окопов, блиндажей, силосных ям. - меры безопасности при передвижении на транспорте и в поисковом лагере. | Формой итогового контроля является зачет по содержанию теоретического курса. Своеобразной формой итогового контроля можно считать выполнение студентами конкретных поручений (в экспедиции или при оформлении экспозиций), а также выступление учащихся с докладами по теме исследования, работу в роли экскурсоводов на передвижных выставках и в музее колледжа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа, посвященный Дню памяти Героя Советского Союза, летчика-испытателя Виктора Талалихина
Разработка классного часа, посвященная Дню памяти Виктора Талалихина...
Методическая разработка «Герои Советского Союза – наши земляки»
Мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника - Дня Победы. День Победы - это радостный и горький праздник, да он и не может быть иным. По всей стране пров...
«Эхо далеких гроз» (подвиги Героев Советского Союза - уроженцев Рязанской области). Патриотический классный час, посвященный 9 мая.
Классный час для студентов колледжа по воспитанию сознательной любви к Родине, уважению к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных героями в годы Великой Отечественн...
Их подвиг бессмертен! (Герои Советского Союза - шахунцы)
В статье рассказывается о героях Советского Союза Шахунского раойна Нижегородской области...
Музейное занятие на тему: «Герои Советского Союза из системы профессионального образования».
Анализ апробированного музейного занятия на тему "Герои Советского союза из системы профессионального образования". Занятмие было проведено студентом в Музее колледжа "Дорога жизн...
КЛАССНЫЙ ЧАС «ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИЗ БУРЯТИИ» 75 лет Победы в Великой Отечественной Войне
75 лет Победы в Великой Отечественной Войне КЛАССНЫЙ ЧАС «ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИЗ БУРЯТИИ» Классный час направлен на воспитание патриотических чувств, расширение представлений о подвиге ...
Система организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ГБПОУ «Сормовский механический техникум имени Героя Советского Союза П.А.Семенова»
В стате представлен опыт работы применения электронного и дистанционного обучения на платформе Moodle в ГБПОУ СМТ....