Статья "Приемы работы с детьми ОВЗ на уроках информатики"
статья
В статье представлены приемы, которые могут применяться на уроках информатики с детьми ОВЗ.
Приемы, описываемые с статье могут быть использованы и на других учебных предметах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_raboty_s_detmi_ovz_na_urokah_informatiki.doc | 603 КБ |
Предварительный просмотр:
Комарова Наталья Васильевна,
учитель математики и информатики, высшая квалификационная категория
Приемы работы с детьми ОВЗ на уроках информатики
В статье представлены некоторые методы и приемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) на уроках информатики. Из опыта работы предложены задания, которые можно использовать на разных этапах урока.
Количество детей с нарушениями развития очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению. Эти дети воспитываются в специальных детских садах, обучаются в специальных школах и школах-интернатах разного типа, в специальных дошкольных группах при детских садах общего типа, в специальных классах в общеобразовательных школах.
Обучение детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) в школе осуществляется по общеобразовательным программам на двух уровнях общего образования:
- начальное общее образование;
- основное общее образование.
Дети с задержкой психического развития занимаются по учебникам массовых общеобразовательных школ по адаптированным общеобразовательным программам. Определены и основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР:
- подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающих у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности (приведение примеров из повседневной жизни);
- приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с задержкой психического развития;
- индивидуальный подход;
- сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями (физкультминутки), переключение видов деятельности в целях выполнения охранительного режима;
- объяснение учебного материала с неоднократным повторением и подбор дополнительных заданий;
- проявление большого такта со стороны учителя;
- наличие специальных упражнений, направленных на развитие высших психологических функций: памяти, внимания, мышления;
- соблюдение требований к продолжительности непрерывного применения технических средств на уроках[1].
На уроках информатики целесообразным является использование наглядных материалов к уроку. Возможно использование графических, видеоматериалов, аудиоматериалов. На доске (или в раздаточном материале) обязательно должен быть написан план урока. Каждый вид деятельности на уроке необходимо чередовать с физкультминутками, включая физкультминутки для глаз.
Для выполнения работы на компьютере учащимся нужно раздавать подробную инструкционную карту с описанием каждого шага выполнения задания.
Задания следует подбирать индивидуально, обеспечивая тем самым самооценку ребенка, так как нет возможности у детей сравнивать темп выполнения собственного задания с результатом выполнения задания другими учащимися.
Для повышения эффективности обучения используются такие приемы, как: применение алгоритмов, использование схем и таблиц, действия по аналогии и образцу.
Учащимся можно раздать заранее подготовленный дидактический материал (например, таблицы для заполнения недостающей информации, определения с пропущенными словами, которые нужно вставить).
Одним из требований коррекционной направленности урока является включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего интеллектуального развития детей. Например, сведения из истории развития информатики.
Для коррекции задержки психического развития на этапе актуализации знаний можно использовать следующие задания:
- Продолжи ряд:
6, 13, 20, 27, 34, … Ответ: 41 (+ 7)
2, 6, 3, 7, 4, … Ответ: 8 (+4, -3)
41, 37, 39, 35, 37, … Ответ: 33 (-4, +2)
2, 5, 15, 18, 54, … Ответ: 57 (+3, * 3)
3, 10, 5, 12, 6, … Ответ: 13 (+7, :2)
2. Задания, выполняемые в графическом редакторе:
- символико-графические тесты (что отсутствует);
- решить анаграммы, исключить лишнее: нимотро, ансерк, чеврнисрете;
- комбинированные тесты «Вставьте пропущенное слово»:
И _ _ _ _ _ _ _ _ _ А (информатика);
3 ≤ х ≤ 8 (формат – тип файла)
При повторении теоретического материала можно применять кроссворды, при решении которых у детей развиваются память, мышление, внимание.
На уроках при объяснении нового материала можно использовать прием «Верно – неверно». Принцип использования приема: учащимся объявляется тема урока, зачитываются высказывания (имеются в раздаточном материале у детей или слайде), учащиеся фиксируют «+» или «-», затем проводится работа на уроке, в конце урока еще раз осуществляется проверка верности высказываний, учащиеся вносят (при необходимости) коррективы.
Можно использовать прием «Ассоциация», задавая наводящие вопросы: «С чем ассоциируется данная тема?», «О чем пойдет речь на уроке?».
Прием «Перепутанные логические цепочки»: даются определения, которые выводятся на экран. Учащимся предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.
Например, изучая раздел «Человек и информация», можно предложить такой материал:
- «Сообщение информативно для человека, если оно является известным и письменным», для учащихся классов коррекции предлагается несколько слов на выбор для восстановления правильного определения: новым, старым, закодированным, декларативным, понятным.
- «Язык – это письменный способ представления информации», предлагаемые слова на выбор: устный, символьный, цифровой, знаковый.
На этапе объяснения нового материала можно включить задания, которые будут не только познавательными, но и интересными для детей.
Изучая тему «Устройство компьютера» можно предложить заполнить таблицу (таблица в раздаточном материале):
Человек | Компьютер | ||
Прием информации | Ввод информации | ||
Запоминание информации | Устройства запоминания | ||
Обработка информации | Устройство обработки | ||
Передача информации | Вывод информации |
Схему обработки информации в компьютере можно представить в упрощенном виде:
Тема «Элементы алгебры логики» является наиболее сложной для изучения учащимися, особенно учащимися с задержкой психического развития. С целью развития логического мышления на уроках на этапе актуализации знаний можно решать следующие задачи:
- Таня, Кристина и Валя играли в мяч. Две девочки играли с большим мячом. Одна девочка играла с маленьким мячом. У Кристины и Вали был мяч одинакового размера. Какого размера был мяч у Кристины?
- Миша, Петя и Коля рисовали. Два мальчика рисовали деревья, один мальчик рисовал дом. Петя и Коля рисовали одинаковые картинки. Что рисовал каждый из них?
- Алла, Вера и Галя вязали. Две девочки вязали шапки, а одна — варежки. Алла и Вера вязали разные вещи. Вера и Галя - тоже. Что вязала каждая девочка?
- Вася и Саша имеют фамилии Чернов и Белов. Какая фамилия у каждого мальчика, если Вася на два года старше Белова?
- Было три брата – Леша, Ваня и Сережа. Леша был не старше Сережи, а Ваня не старше Леши. Назовите имена старшего, среднего и младшего братьев.
На этапе закрепления знаний можно использовать прием «Ложная альтернатива»: внимание учащегося уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или". Варианты подобраны так, что ни один из предлагаемых ответов не является верным. Детям можно предложить такие вопросы из раздела «Графическая информация и компьютер»:
- Специальные устройства для графического вывода на бумагу принтер или монитор.
- Компьютерная анимация – это получение красочных изображений или звуковых эффектов.
- Код пикселя – это информация о количестве цветов или месте на экране.
- Графический редактор – прикладная программа для обработки текста или звука.
Прием «Логические поисковые задания»: найди «лишнее» слово из списка, дай объяснение своему выбору (устно):
- зрение, слух, вкус, запах, осязание;
- рисунок, схема, чертеж, формула, диаграмма;
- монитор, дисковод, клавиатура, шина, принтер.
На заключительном этапе урока можно проводить «Конкурс шпаргалок»: учащиеся на листе записывают основную информацию, которую запомнили на уроке, обмениваются с соседом, который пытается воспроизвести полученную информацию.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ЗПР. Таким образом, применение этих методов и приёмов обучения позволит повысить познавательную активность учащихся, развить их способности, активно вовлечь обучающихся в образовательный процесс, повысить словарный запас, речь, память и внимание, стимулировать самостоятельную деятельность учащихся.
Список литературы:
- Дети с задержкой психического развития/ Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М.,1984. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 1995.
- И. Агафонова. Учимся думать. Санкт-Петербург, «МиМ-Экспресс», 1996.
- Лубовской В.И. Задержка психического развития // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.
- Лубовской В.И. Обучение детей с задержкой психического развития. Смоленск, 1994.
- Шевченко С.Г., Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей, М.Ж АРКТИ, 2001.
[1] САНПИН 2.4.2.2821-10. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Работа с детьми с нарушениями развития . ДЦП "
Ранее эстетическое развитие- эта работа посвещенна работе с детьми младше школьного возраста . Раннее обучение в школах искусств очень востребованно. Сейчас можно встретить смешенные группы...
Система работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в ГБОУ СПО Зарайском педагогическом коледже имени В.В. Виноградова Московской области
В данной работе представлен опыт работы по социально-педагогической поддержке детей-сирот и детей ОБПР в учреждении СПО...
Рекомендации по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в" БПТТ им.Н.В.Грибанова"
Изучение психолого-педагогических особенностей детей сирот и ОБПР в техникуме....
Индивидуальная профилактическая работа с детьми-сиротами, детьми девиантного поведения в общежитии
В данной статье представлена работа с детьми-сиротами, детьми девиатного поведения в общежитии...
Применение фонопедической методики постановки голоса В.В. Емельянова на уроках вокала при работе с детьми, имеющими нарушения дыхательных путей (астма)
В разработке описаны приёмы постановки голоса в процессе распевки на уроке вокала у ребенка, имеющего нарушения дыхательных путей (аллергическая астма). Используется лечебная методика В. Емельянова....
Методическая разработка бинарного урока по ПМ.06 Организация профилактически-развивающих мероприятий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Бинарный урок по ПМ.06 Организация профилактически-развивающих мероприятий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями разработан для студентов педагогического колледжа, обучающихся по ...
Приемы работы педагога-психолога с детьми с особыми потребностями. Арт-терапия в работе с детьми с нарушением зрения.
Демонстрация эффективного собственного опыта работы с детьми с особыми потребностямии их продителями .Арт-терапия в работе с детьми с нарушением...