Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности" для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
рабочая программа на тему

Сидоркина Татьяна Геннадиевна

Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности" для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon en.02.ikt_v_pd.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Белинский филиал Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Пензенской области 

«Каменский техникум промышленных технологий и предпринимательства»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.02. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования  050146 «Преподавание в начальных классах»

Организация-разработчик:  

Белинский филиал Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Пензенской области «Каменский техникум промышленных технологий и предпринимательства»

Разработчик:

Сидоркина Т.Г., преподаватель информатики

Рекомендована на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол №____________  от «____»__________20__ г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и информационно-коммуникационные технологии

в профессиональной деятельности

1.1.        Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

1.2.        Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: математический и общий естественнонаучный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;
  • создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
  • осуществлять отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития обучающихся/воспитанников;
  • использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;

Вариатив:

  • использовать возможности СУБД для организации хранения и управления большими массивами данных;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;
  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;
  • возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
  • аппаратное и программное обеспечение ПК, применяемое в профессиональной деятельности;

Вариатив:

  • теоретические основы, виды и структуру баз данных.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 76 часов;

самостоятельной работы обучающегося 38 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

114

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

76

В том числе:

практические занятия

75

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

38

В том числе:

Реферирование по проблеме

18

Выполнение индивидуального задания

20

Итоговая аттестация в форме

дифференцированного зачёта


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение в предмет

2

Тема 1.1

Введение

Лабораторные работы 

1. ИКТ. Базовые понятия

2. Информатизация образования

2

Раздел 2.

Гигиена и охрана труда при использовании средств ИКТ в образовательном процессе

10

Тема 2.1.

Физиолого-гигиенические основы трудового процесса на рабочих местах

Лабораторные работы 

1. Компьютер и здоровье человека.

2. Федеральные санитарные правила, нормы.

3. Техника безопасности при использовании средств ИКТ в образовательном процессе

4. Здоровье сберегающие технологии

4

Практические занятия

  1. Соблюдение физиолого-гигиенических основ трудового процесса на рабочих местах.
  2. Использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе

2

Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Охрана здоровья как приоритетное направление деятельности учителя начальной школы»,  «Оздоровительные моменты на занятии»

4

Раздел 3.

Технические и программные средства информационных технологий

95

Тема 3.1.

Аппаратное обеспечение компьютера

Лабораторные работы 

1. Состав и структура ПК. Процессор и внутренние устройства.

2. Устройства ввода, вывода и хранения  информации

2

Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме  «Архитектура современного компьютера»

2

Тема 3.2.

Создание, набор и редактирование текста средствами текстового процессора.

Лабораторные работы 

1. Создание и сохранение текстового документа. Подготовка документа к печати. Печать документа.

2. Проверка правописания. Использование шаблонов при оформлении документов.

2

Практические занятия

  1. Создание, редактирование и форматирование текстового документа.
  2. Вставка объектов (WordArt, редактор формул, рисунки, диаграммы).
  3. Создание, редактирование, форматирование таблиц в текстовом процессоре.
  4. Комплексная практическая работа в текстовом редакторе

5

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Выполнение индивидуального задания по  теме «Создание визитной карточки средствами текстового редактора»
  2. Выполнение индивидуального задания по теме «Сортировка и проведение вычислений в таблицах».

4

Тема 3.3.

Настольная издательская система как инструмент создания публикаций.

Практические занятия

  1. Создание информационного бюллетеня.

2

Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Создание различных типов публикаций средствами настольной издательской системы».

2

Тема 3.4.

Создание, набор и редактирование электронной таблицы средствами табличного процессора.

Лабораторные работы 

1. Состав электронной таблицы. Работа с данными. Оформление таблицы.

2. Выполнение вычислений в электронной таблице: абсолютная и относительная адресация ячеек.

3. Подготовка документа к печати. Печать документа.

3

Практические занятия

  1. Создание и оформление электронной таблицы.
  2. Использование возможностей статистической обработки данных
  3. Построение графиков и диаграмм различного типа в табличном процессоре.
  4. Комплексная практическая работа в электронной таблице

6

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Выполнение индивидуального задания  по теме «Решение задач оптимизированного планирования средствами табличного процессора».
  2. Выполнение индивидуального задания по теме «Графический анализ данных»

8

Тема 3.5.

Создание и редактирование базы данных средствами СУБД.

Лабораторные работы 

1. Создание БД средствами СУБД. Ввод и редактирование данных.

2. Создание связей между таблицами.

3. Поиск данных в БД: запросы на выборку, на изменение, добавление, удаление данных, на создание таблицы.

4. Сортировка данных в БД. Создание и использование отчёта и формы.

4

Практические занятия

  1. Создание БД средствами СУБД.
  2. Создание различных типов запросов для осуществления поиска данных в БД.
  3. Создание и редактирование отчёта.
  4. Создание и редактирование формы.
  5. Комплексная практическая работа в СУБД

6

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Выполнение индивидуального задания  по теме «Осуществление различных видов запросов в тематической БД».

3

Тема 3.6.

Система создания и демонстрации презентаций

Лабораторные работы 

Алгоритм создания презентации. Создание слайда.

1

Практические занятия

  1. Создание и редактирование презентации.

2. Применение шаблона оформления слайда.

3. Вставка графических объектов. Вставка видео, звука.

4. Настройка параметров смены слайдов. Установка автоматического и непрерывного показа слайдов.

5. Настройка анимационных эффектов.

6. Добавление гиперссылок

7. Настройка параметров демонстрации  презентации

8

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуального задания по теме «Создание и настройка тематической презентации».

2

Тема 3.7.

Создание изображений средствами векторного графического редактора.

Лабораторные работы 

1. Интерфейс и принципы работы векторного графического редактора. Использование основных инструментов редактора.

1

Практические занятия

  1. Создание изображений средствами векторного графического редактора с использованием средств создания простых геометрических фигур, основных инструментов редактора.
  2. Создание изображений средствами векторного графического редактора с использованием текста и интерактивных инструментов.

2

Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Дополнительные возможности векторного редактора по созданию и редактированию изображений».

2

Тема 3.8.

Создание изображений средствами растрового графического редактора.

Лабораторные работы 

1. Основные параметры работы растрового графического редактора.

1

Практические занятия

  1. Создание изображений средствами растрового графического редактора с использованием основных инструментов редактора.
  2. Создание сложных изображений средствами растрового графического редактора.
  3. Комплексная практическая работа в графическом редакторе

3

Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Дополнительные возможности растрового редактора по созданию и редактированию изображений»

2

Тема 3.9.

Программные средства защиты информации

Лабораторные работы 

1. Вирусы. Виды вирусов. Способы защиты от вирусов. Программные средства защиты информации от вирусов.

1

Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Защита информации в ПК. Способы защиты информации в ПК».

2

Тема 3.10.

Архивация данных

Лабораторные работы 

1. Архивация данных. Программы архивации данных. Алгоритм архивации и разархивации данных средствами ПО.

1

Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Различные виды программ архивации данных».

2

Тема 3.11.

Электронные образовательные ресурсы

Лабораторные работы 

1. Игровые обучающие программы: назначение, классификация, возрастные особенности. Ресурсы сети Интернет.

2. Учебные программы: назначение, классификация, возрастные особенности. Ресурсы сети Интернет.

3. Электронные учебники и энциклопедии: назначение, классификация, возрастные особенности. Ресурсы сети Интернет.

3

Практические занятия

  1. Выбор и использование программного обеспечения для организации деятельности учителя начальной школы.
  2. Выбор и использование обучающих программ в деятельности учителя начальной школы.
  3. Использование электронных энциклопедий в деятельности учителя начальной школы.

10

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Выполнение индивидуального задания  по теме «Использование игровых программ на уроке».
  2. Выполнение индивидуального задания по теме «Обзор современных электронных энциклопедий»

4

Раздел 4.

Телекоммуникационные технологии

9

Тема 4.1.

Глобальная сеть Интернет. Информационные ресурсы и сервисы Интернет.

Лабораторные работы 

1. Основные понятия Internet: сервер, протоколы Internet.

2. Основные службы Internet. Всемирная паутина. Средства просмотра WorldWideWeb. Поиск информации в сети

2

Практические занятия

  1. Организация поиска информации по тематическим каталогам и ключевым словам.
  2. Использование сервисов сети Интернет в работе и для организации досуговой деятельности.

2

Тема 4.2.

Электронная почта. Работа с Web-почтой

Лабораторные работы 

1. Электронная почта. Принципы работы. Создание почтового ящика. Создание сообщения.

1

Практические занятия

  1. Создание почтового ящика. Работа с электронной почтой.

1

Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Использование информационных ресурсов и сервисов Интернет в деятельности воспитателя»

2

Контрольная работа  «Глобальная сеть Интернет»

1

Всего:

114

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории информатики и информационно-коммуникационных технологий.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: посадочные места по количеству обучающихся; компьютерные столы; аудиторная доска для письма маркером с магнитной поверхностью; рабочее место преподавателя; УДМК: программы, календарно-тематические планы, поурочные планы, лекционный материал, задания для самостоятельной работы обучающихся, задания для практических занятий, требования к написанию докладов, рефератов, сообщений, рекомендации к составлению и оформлению презентаций, раздаточный материал; устройства и средства, обеспечивающие технику безопасности при работе в лаборатории.

Технические средства обучения: компьютерный класс в локальной сети, обеспечивает функционирование телекоммуникационной сети, дающей выход в Интернет, периферийное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с ПК (принтер, сканер, модем, проектор, веб-камера, акустические колонки, наушники, микрофон); отраслевое оборудование.

Программное обеспечение: операционная система, антивирусная программа, программа-архиватор, система оптического распознавания текстов, офисный пакет программ, программы обработки растровой и векторной графики.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов

Основные источники:

Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика. Учебник для студ. сред. проф. образования - 2-е изд.,испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.. Гриф Минобр

Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. - М.: Академия, 2012. – 198 с. Гриф Минобр

Фуфаев Э.В., Фуфаева Л.И. Пакеты прикладных программ: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования. - М.: Академия, 2010- 352 с. Гриф Минобр

Гохберг Г.С., Зафиевский А.В., Короткин А.А. Информационные технологии: учебник для студентов среднего профессионального образования. – М.: Академия, 2010. – 208 с. Гриф Минобр

Могилев А. В. Практикум по информатике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К.Хеннера. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 608 с. Гриф Минобр

Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К. Информатика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К.Хеннера. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 848 с. Гриф Минобр

Дополнительные источники:

Безручко В.Т. Информатика (курс лекций): учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2011. – 432 с.

Колмыкова Е.А., Кумскова И.А. Информатика: учебное пособие для студ. сред. проф. образования. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр  «Академия», 2011. – 416 с.

Вонсовский С.В. Современная естественно-научная картина мира. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2010. - 680 с.

Безручко В.Т. Информатика (курс лекций): учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2011. – 432 с.

Тимошок Т.В., Microsoft Access 2009. Краткое руководство.: - М.: Издательский дом «Вильямс», 2009. – 272с.

Дмитриев В.В., Дмитриев Ю.В. Векторная и растровая графика: Методические указания. - Новокузнецк: СибГИУ, 2009. - 40 с.

Интернет-ресурсы:

Википедия – свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/.

Яндекс.Словари. http://slovari.yandex.ru/.

 Журнал  "Мир ПК".  http://www.pcworld.ru/

 Журнал  "Компьютерра".  http://www.computerra.ru/

 Журнал  "Домашний ПК". http://www.dpk.com.ua/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;

наблюдение за деятельностью студента на практических занятиях

создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;

практическая работа

осуществлять отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития обучающихся/воспитанников;

наблюдение за деятельностью студента на практических занятиях

использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;

практическая работа

использовать возможности СУБД для организации хранения и управления большими массивами данных;

практическая работа

Усвоенные знания:

правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;

контрольная работа

основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;

контрольная работа

возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;

контрольная работа

аппаратное и программное обеспечение ПК, применяемое в профессиональной деятельности;

контрольная работа

теоретические основы, виды и структуру баз данных.

тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия » для специальности 44.02.02 "Преподавание в начальных классах"

Аннотация рабочей программы дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия »по специальности 44.02.02         Преподавание в началь...

Рабочая программа дисциплины «Математика» для специальности 44.02.02 "Преподавание в начальных классах" 2 курс

Аннотация рабочей программы дисциплины «Математика»для специальности 44.02.02  Преподавание в начальных классах             Рабочая про...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 01 Преподавание по программам начального общего образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК 01.01 Теоретические основы организ...

Методическая разработка. Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03 Классное руководство для СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03 Классное руководство (МДК. 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя)  для СПО по специальности 44.02.02 Преп...

Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык» для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Программа дисциплины ОГСЭ.04 Иностранный язык (немецкий) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по сп...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09.А.01 Иностранный язык (немецкий) по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09.А.02 Методика преподавания иностранного языка по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (немецкий язык) вариативная часть

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Препода...