Выпускная квалификационная работа «Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов»
материал
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выпускная квалификационная работа
«Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов»
Содержание
Введение ………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов
- Воспитательный потенциал семьи и школы как основных институтов социализации и формирования личности ребенка младшего школьного возраста……………………………………………………………………
- Виды и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов…………………………………………………………
- Педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших школьников…..
Глава 2. Исследовательская работа по взаимодействию семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов
Цель и содержание констатирующего этапа исследования…………
Экспериментальная программа взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов………………………………………
Анализ результатов исследования………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………………
Приложения
Введение
Вопрос воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее ключевых задач, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Особую актуальность данная проблема приобретает в настоящее время, когда наблюдается кризис духовной жизни, отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, резкие, не всегда продуманные изменения в образовательной системе, нивелирующие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Воспитание детей - важнейший фактор развития общества. Функция его состоит в передаче от поколения к поколению многостороннего опыта людей, выраженного в общей культуре, науке, искусстве, языке, нравственности, поведении, общественных отношениях.
Основными институтами воспитания младшего школьника являются семья и школа. Однако ни семья, ни школа в отдельности не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на личность ребёнка. Поэтому процесс воспитания предполагает соединение усилий всех заинтересованных сторон, которое возможно только при организации взаимодействия семьи и школы в воспитании детей. При этом взаимодействие семьи и школы понимается как целостный процесс согласования, взаимного влияния и интеграции целей, ценностей и смыслов семейного и школьного воспитания.
В условиях модернизации современной начальной школы можно констатировать наличие проблемы организации взаимодействия школы и семьи в вопросах воспитания. Как отмечает в исследованиях М.Н. Недвецкая, в современных условиях, с одной стороны, выросла потребность во взаимодействии двух ведущих педагогических систем, возрос уровень требований родителей к школе, учителей к родителям, формируется практика привлечения родителей к управлению школой, а с другой стороны, отмечается тенденция коммерциализации образования и, как следствие, формализация взаимодействия учителя с семьей учащегося. Следовательно, необходим поиск новых форм организации взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов.
Вопросы воспитания учащихся начальных классов в школе рассмотрены в работах Е.В. Брянцевой, Е. Н. Степанова, Л.М. Лузиной, А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова.
Проблемы воспитания детей в семье нашли отражение в работах психологов А.Я. Варги, А.С. Спиваковской, В.В. Столина и педагогов М.И. Буянова, Ю.П. Азарова, Т.А. Куликовой.
Проблема взаимодействия семьи и школы рассматривалась такими отечественными учеными-психологами как А.А. Бодалёв, М.О. Ермихина, В.И. Гарбузов, А.В. Петровский, Т.А. Маркова, Г.Г. Филиппова, Р.В. Овчарова и учеными-педагогами В.М. Минияровым, Н.Е.Щурковой, А.Г. Харчевым, О.А. Щекиной.
Между тем, в настоящее время, несмотря на определенную разработанность исследуемого вопроса, в теории и практике российского образования возникает объективная необходимость в преодолении противоречий между имеющимся опытом взаимодействия семьи и школы в
условиях современного начального образования, часто характеризующимся
отчуждением родителей от школы, и необходимым, заданным потребностью общества в построении эффективной модели взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов.
Цель исследования - выявить и экспериментально подтвердить педагогические условия организации взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов.
Объект исследования: воспитание учащихся начальных классов.
Предмет исследования: педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших школьников.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов будет эффективным при создании следующих педагогических условий:
согласованность целей семьи и школы в воспитании учащихся; единство требований всех субъектов воспитания;
личностно-ориентированный подход к воспитанию со стороны всех участников взаимодействия (школы, родителей);
повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей;
организация совместной деятельности всех участников воспитательного процесса (школы, родителей, детей);
налаживание информационной связи между школой и семьей.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были определены следующие задачи исследования:
- Изучить воспитательный потенциал семьи и школы как основных институтов социализации и формирования личности ребенка младшего школьного возраста.
- Определить виды и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов.
- Выявить и научно обосновать педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших школьников.
- Разработать и экспериментально апробировать программу взаимодействия семья и школы в воспитании учащихся начальных классов.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирование; тестирование; беседа; экспериментирование; методы математической статистики, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами разработана и апробирована программа взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов, которая может быть использована педагогами младших классов.
База исследования: МОУ АСОШ №3. г. Андреаполь. В эксперименте приняли участие 28 человек. (2 класса)
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов
- Воспитательный потенциал семьи и школы как основных институтов социализации и формирования личности ребенка младшего школьного возраста
Согласно общепринятому определению, воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования личности с помощью педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом (Б.Б. Айсмонтас) [17].
Воспитание также может пониматься как специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу [28].
Воспитательные возможности семьи были предметом изучения классиков отечественной педагогики (Л. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др.). Позднее в педагогической науке этой проблемой занимались А. М. Низова, И. В. Гребенников, С. Э. Карклина, Е. В. Бондаревская, К. Л. Биктамирова, Г. В. Мухаметзянова, Н. Е. Щуркова и др.
Семья - первая педагогическая система, в которую попадает ребенок и в которой постоянно находится. Воспитательный процесс в семье внешне лишен той организованности и четкости, какой обладают другие социальные институты с их воспитательными функциями, однако он осуществляется в рамках ежедневного и систематического быта, реализуемого совместно детьми и родителями.
В основе семейной социализации лежит одна из важнейших задач воспитания - формирование ролевого поведения человека, которое определяется в значительной степени поведением матери, отца, бабушки, дедушки и т. д. Отношения ребенка и членов семьи могут характеризоваться различными типами межличностных взаимодействий, которые отразятся на отношениях ребенка с другими людьми.
Следовательно, можно говорить о том, что именно семья закладывает в сознание ребенка первоначальные представления о взаимоотношениях людей, нравственных нормах, об окружающем мире в целом.
Знaчимость семейного воспитaния объясняется следующими фaкторaми [40]:
1. Глубоко эмоционaльным, интимным хaрaктером семейного воспитaния, которое строится нa кровном родстве, a его проводникaми являются родительскaя любовь и ответные чувствa.
2. Постоянство и длительность воспитaтельного воздействия мaтери, отцa, других членов семьи в сaмых рaзнообрaзных жизненных ситуaциях, их повторяемостью.
3. Нaличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитaтельную деятельность семьи.
4. Семья является не однородной, дифференцировaнной социaльной группой (рaзные по возрaсту, полу, профессии).
Воспитательный потенциал семьи, определяя её педагогические возможности, реализуется посредством ряда педагогических и социально-психологических механизмов. К таким механизмам относятся[26]:
Инпринтинг - запечатление, фиксирование ребенком преимущественно в младенческом возрасте, на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей, воздействующих на него объектов, прежде всего, родителей.
Подражание - следование какому-либо предмету, образу, посредством чего происходит чаще всего непроизвольное усвоение ребёнком социального опыта.
Экзистенциальный нажим - овладение языком и усвоение поведенческих норм в процессе взаимодействия со значимым лицом.
Идентификация - процесс отождествления ребёнком себя с родителями или одним из них.
Рефлексия - внутренний диалог, в котором подросток оценивает, принимает или отвергает те или иные семейные ценности, нормы, традиции.
Данные механизмы имеют разные степени интенсивности в разные периоды жизни ребёнка в семье. Объединяет эти механизмы то, что реализуются они во время межличностных взаимодействий детей и родителей, их общении, взаимопомощи в различных видах деятельности, таких как: бытовая, игровая, познавательная и прочие её виды. Результатом проведения этих действий формируется определённый вид взаимодействий, определяющий семейный воспитательный эффект, который создаётся из взаимного влияния детей и родителей друг на друга.
Под воспитательным потенциалом семьи понимают различные условия и средства, определяющие педагогические возможности семьи: материальные и бытовые условия, численность и состав семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Воспитательный потенциал семьи зависит от ее идейно-нравственного, эмоционально-психологического и трудового настроя, жизненного опыта, образования и профессиональных качеств родителей [14].
Несмотря на огромное воздействие семьи на ребенка, необходимо отметить, что воспитательные возможности семьи ограничены, так как они обычно не выходят за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их собственного уровня развития, интеллектуальной и культурной подготовленности, условий жизни. Компенсировать данные недостатки помогают другие институты воспитания, к которым относится школа. Воспитание в рамках школы предстает как целенаправленное формирование и развитие сознания и самосознания ребенка.
В законе «Об образовании в РФ» определено, что образовательное учреждение (школа) осуществляет реализацию образовательных программ, обеспечивает воспитание обучающихся [22].
В социально-педагогической литературе школа определяется как общеобразовательное или учебно-воспитательное учреждение, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, природе, мире [10].
Проблема воспитания детей в школе во все времена являлась предметом изучения многих педагогов и психологов. Несмотря на различие подходов к ее рассмотрению, основной принцип воспитания остается неизменным - стремление вырастить гармоничного, старательного, уравновешенного, справедливого и доброго человека.
В школе воспитание реализуется в процессе учебных предметов. Например, естественнонаучные учебные дисциплины способствуют формированию целостной картины мира, общего мировоззрения так же, как и гуманитарные предметы. Литература, история, обществознание преподносят детям живые примеры человеческого поведения, взаимодействия, дают пищу для размышлений над мотивами и последствиями различных человеческих поступков. Кроме того, воспитание в школе реализуется через специальные мероприятия: классные часы, внеклассные формы работы, экскурсии и т. п.[57]
Официально воспитательные функции в школе возлагаются на классных руководителей, поэтому им необходимо знать индивидуальные особенности учащихся вверенного им класса, особенности класса как коллектива в развитии, особенности семейного воспитания каждого ученика. Воспитательная работа классного руководителя включает организацию внеурочной деятельности детей, работу с учителями-предметниками, индивидуальную работу с каждым учащимся и с коллективом в целом. В его задачи входят формирование позитивных взаимоотношений между детьми, учеников с учителями, просвещение учеников в области установления положительных взаимоотношений с людьми.
У школьного воспитания есть и слабые стороны. В первую очередь это обезличенность и невысокие возможности индивидуального подхода. Для педагогов в отличие от членов семьи все дети находятся в равном положении, всем им уделяется (или не уделяется) примерно равное внимание. Данный недостаток корректируется хорошо продуманным сочетанием и взаимодополнением семейного и школьного воспитания.
В.П. Сергеева отмечает, что воспитательный процесс в начальной школе характеризуется рядом обстоятельств, обусловленных особенностями детей данной возрастной группы [33]:
Во-первых, младший школьный возраст - чрезвычайно ответственный и важный период в жизни ребенка. Из привычной обстановки он попадает в новую среду, где ведущей становится учебная деятельность. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Адаптация к новым условиям, требованиям предполагает наличие достаточных психических и физических ресурсов. Поэтому одной из важнейших задач воспитательной деятельности педагога начальной школы является создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе как условия развития личности каждого ребенка.
Во-вторых, в начальных классах педагог сталкивается со сложными кризисами возрастного развития (кризис 7 лет и начало подросткового кризиса). Критические возрастные периоды отличаются тем, что на протяжении относительно короткого времени происходят выраженные психологические сдвиги, изменения в личности ребенка. Основные особенности таких периодов: неотчетливость начала и конца кризиса; появление трудностей в воспитании детей. Исходя из этого, перед педагогом стоит задача постоянного изучения детей, фиксации их психических новообразований. Это позволяет прогнозировать очередной этап в развитии личности младшего школьника и корректировать содержание и формы воспитательной деятельности.
В-третьих, успешность реализации педагогом начальной школы своих функций во многом зависит от организации эффективного взаимодействия с семьей ребенка в целях становления, коррекции и поддержки первого социального статуса ребенка - статуса ученика.
В-четвертых, педагог начальной школы не только сам обеспечивает интеграцию обучающей и воспитывающей функций, выступая одновременно и в роли учителя, и в роли классного руководителя, но и координирует деятельность других педагогов (учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, воспитателей группы продленного дня).
Эффективность воспитания в педагогическом процессе начальной школы зависит от осознания педагогами смысла своей деятельности, ее целей, адекватного оценивания ее хода, конечного и промежуточного результатов, своевременности конкретных действий.
В начальной школе ребенок осваивает такие содержательные сферы как:
Отечество (Родина) - гражданская позиция личности;
человек (другие люди, я сам) - нравственная позиция;
человеческая деятельность (учение, игра, труд) и ее продукты - деловая позиция;
прекрасное - эстетическая позиция.
В результате формируются такие качества, как гуманность, терпимость, добросердечность, отзывчивость, милосердие, самоуважение, честность, принципиальность, искренность, трудолюбие, уважение к труду другого, настойчивость, целеустремленность, предприимчивость, упорство, эстетический вкус, патриотизм.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Семья и школа являются основными институтами воспитания ребенка и обладают большими воспитательными возможностями. Семья - первичный институт воспитания ребенка, которому принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Воспитание детей в школе представляет собой продолжение воспитательного процесса в семье. Особенностями школьного воспитания является его разносторонность, педагогическая направленность, системность и связь с процессом обучения. Благодаря удачному сочетанию семейного и школьного воспитания, их взаимодополнения. Только в этом случаи процесс воспитательного воздействия на личность ребенка будет полным.
- Виды и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов
В широком смысле «взаимодействие» является философской категорией, отражающей процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния, а также порождение одним объектом другого [59].
Современным вопросам теории и практики развития взаимодействия семьи и школы посвящены работы В.М. Брюхова [9], Л.Н. Давыдова [53], В.А. Караковского [24], М.И. Маленковой [32], М.Н. Недвецкой [36], Х.Т. Загладиной [21], Н.Ф. Родионовой [44], И.А. Хоменко [18]. В них разрабатываются вопросы, связанные с системным подходом к организации взаимодействия семьи и школы, социально-педагогической поддержкой детей и их семей, с определением стратегии деятельности администрации, структурных подразделений и специалистов образовательного учреждения в осуществлении основных направлений взаимодействия с родителями. Основной идеей этих работ является то, что без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни, принимать решения, брать ответственность на себя и в итоге найти свое дело.
Взаимодействие семьи и школы является важнейшим условием в реализации воспитательных задач в контексте введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся» [58].
Цель взаимодействия педагогического коллектива с родителями - глубокая интеграция родителей в педагогический процесс образовательного учреждения путем создания социально-психологических и педагогических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения [9].
Данная цель обусловливает постановку и решение задач взаимодействия, в числе которых [9]:
активное включение всех участников образовательного процесса в обсуждение и выполнение действий при принятии решений на различных этапах организации взаимодействия;
формирование исследовательской позиции всех субъектов взаимодействия;
объективация поведения, что предполагает получение постоянной обратной связи;
партнерское общение, что означает признание и принятие ценности личности каждого субъекта взаимодействия, его мнения, интересов, особенностей.
Современная педагогическая практика взаимодействия предлагает следующие формы организации работы с родителями учащихся.
К коллективным формам относятся [61]: общешкольные и классные родительские собрания; научно-практические конференции, выставки и обзор педагогической литературы; концерт детской художественной самодеятельности; информация руководителей школы; университет педагогических знаний; урок для родителей (в присутствии родителей); семинары для родителей; обсуждение статей из периодической печати; день открытых дверей или родительский день и др.
Из коллективных форм взаимодействия между школой и семьей наиболее эффективными являются родительские собрания. Собрание организуется и проводится один раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
День открытых дверей - это комплекс ежегодно проводимых мероприятий, имеющий своей целью показать родителям, как организуется учебно-воспитательный процесс в школе, и дать им возможность приобщиться к жизнедеятельности образовательного учреждения. В организации мероприятий в рамках Дня открытых дверей принимают участие все школьные структуры: от администрации до органов детского самоуправления. В этот день родители получают уникальную возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной; сравнивать умения и поведение своего ребенка с умениями и поведением других детей; перенимать у педагога приемы воспитательных воздействий.
Дискуссионный родительский клуб представляет собой педагогическое мероприятие определенной тематики, где поиск ответов на вопросы зачастую носит дискуссионный характер и нередко переходит в заинтересованное обсуждение.
Встречи за круглым столом позволяют сделать общение родителей и педагогов более камерным, неформальным. Тематика встреч может быть различной. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие в процессе воспитания детей в различных типах семей.
К групповым относятся [61]: отчеты членов родительского комитета, конференция отцов, экскурсии, обмен опытом воспитания детей, деловые игры, психо-технические упражнения; педагогические дискуссии; семейные клубы и др.
Групповые формы работы с семьей зачастую носят практический характер и направлены на выработку и закрепление педагогических умений и навыков. Отсутствие связи между теоретическими представлениями родителей о методах и средствах воспитания и умениями применять их на практике является наиболее характерным недостатком родительской культуры. Для искоренения практических ошибок в воспитании используются различные тренинги, деловые игры.
К индивидуальным формам взаимодействия семьи и школы относятся [61]: посещение семьи ребенка, беседы, консультации на психолого-педагогические темы, участие родителей в воспитательных мероприятиях (беседы, утренники), индивидуальное педагогическое поручение, работа с неблагополучными семьями, переписка с родителями и др.
Некоторые формы взаимодействия могут носить вариативный характер. Так, например, семинар для родителей может быть как коллективным, так и групповым. В первом случае семинар предполагает обсуждение ряда общих для всех родителей вопросов воспитания и развития личности ребенка. Как групповая работа семинар предполагает обсуждение ряда проблем, существующих в нескольких семьях одновременно со схожими негативными проявлениями.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Основная задача школы в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Формы взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания младших школьников могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными. В настоящее время в процесс взаимодействия семьи и школы все больше внедряются информационные технологии (сайт школы, электронный журнал, сотовая связь, электронная почта и т.п.), что позволяет включить в воспитательный процесс даже самых занятых родителей, делая его удобным, быстрым, непрерывным и психологически комфортным.
- Педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших школьников
Организация взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших школьников предполагает выделение и обоснование ряда психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности.
Словарь С.И. Ожегова определяет «условие» как:
1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит;
2) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности;
3) обстановка, в которой что-нибудь происходит[39].
Проблема условий приобретает «педагогическую» окраску в исследованиях В.И. Андреева, А.Я. Найна, Н.М. Яковлевой, Н.В. Ипполитовой, М.В. Зверевой, Б.В. Куприянова, С.А. Дыниной.
В нашем исследовании мы будем придерживаться определения Н.С. Ипполитовой, согласно которому, педагогические условия понимаются как один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие [23].
Анализ педагогической литературы по проблеме взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания подрастающего поколения позволил нам выделить следующие психолого-педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших школьников.
Первым условием является согласованность целей семьи и школы в воспитании учащихся; единство требований всех субъектов воспитания.
Семья и школа - два социально значимых института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процессов воспитания и обучения ребенка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы родители и учителя действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.
Вторым условием эффективного взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников является формирование положительного отношения к взаимодействию участников на фоне благоприятного эмоционального самочувствия.
Данное условие предполагает установление доверительных отношений между педагогами и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах. Доверие - главная цель в педагогическом общении с родителями. Прежде всего, педагог должен «транслировать» родителям положительный образ ребенка. Педагог видит ребенка в разнообразных ситуациях учебной и другой деятельности, в среде сверстников и может предоставить родителям эту информацию [34].
Следующим условием организации взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников является личностно-ориентированный подход к воспитанию со стороны всех участников взаимодействия (школы, родителей)
Идея личностно ориентированного подхода заключается в организации такой индивидуально-творческой, ценностно-смысловой деятельности, которая предоставляет свободу выбора способов жизнедеятельности [6].
Личностное развитие, становление личностного образа предполагает проектирование образа жизни ребенка в определенной социокультурной среде. Поэтому основная задача педагогов - создание условий для развития ребенка и оказание ему помощи в самоопределении.
Следующим условием организации взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания младших школьников является повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей.
В настоящее время удельный вес и значимость педагогической культуры родителей в воспитательном потенциале семьи неуклонно возрастают. Это обусловлено, прежде всего, ростом и усложнением задач семейного воспитания и самого воспитательного процесса. Важными признаками сформированной педагогической культуры родителей являются осознание ими целей воспитания детей, понимание закономерностей и своеобразия личностного развития воспитанников, соответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей, гибкость и учет конкретной педагогической ситуации, умение применять разнообразные методы и приемы воспитания.
Следующим условием организации взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников является организация совместной деятельности всех участников воспитательного процесса (школы, родителей, детей).
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье. Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов. Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе [63].
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.
Эффективное взаимодействие между семьей и школой в вопросах воспитания младших школьников предполагает соблюдение такого условия, как налаживание информационной связи между школой и семьей. Если родители недостаточно информированы о воспитательной работе школы, то они могут неадекватно реагировать на требования, которые школа предъявляет. Сегодня в вопросе информирования родителей огромная роль принадлежит информационным технологиям. Для внедрения в практику взаимодействия с родителями могут быть предложены следующие формы работы [35]:
Информирование родителей через интернет. Может быть создана специальная рассылка, которая помогла бы родителям быть в курсе всех мероприятий, происходящих в общеобразовательном учреждении. Для этого учителя собирают электронные адреса родителей воспитанников и регулярно, заблаговременно сообщают членам семьи о каком-либо событии или достижении. Как показывает практика, если родители больше знают о том, каких успехов добились дети или педагоги, их интерес к образовательному учреждению существенно повышается.
Проведение семинаров для родителей на дистанционном уровне посредством электронной почты. Дистанционные методы позволяют проинформировать гораздо большее число «занятых» родителей, которые не всегда имеют возможность посещать собрания. Родители, работающие с использованием интернета, становятся более активными участниками школьной жизни, так как в любой момент педагог может связаться с ним по электронной почте - буквально, по несколько раз в день. Активность в диалогах, заинтересованность в получаемой информации у родителей значительно увеличится.
Проведение дистанционных родительских собраний. Внедрение новых технологий в практику проведения родительских собраний позволит достичь большей оперативности во взаимодействии с родителями, повысить удовлетворенность от собраний, а также сделать родителей более активными участниками жизни ребенка. Среди неоспоримых преимуществ можно говорить о возможности участия каждого родителя. При дистанционном варианте общения каждый может высказать свою точку зрения и будет услышан (прочитан) и прокомментирован аудиторией. При проведении традиционного собрания этот процесс затягивается во времени, нарушает организацию [62].
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Для организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших школьников необходимо выделение и обоснование ряда психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности.
Глава 2. Исследовательская работа по взаимодействию семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов
Цель и содержание констатирующего этапа исследования
Практическое исследование проводилось в МОУ АСОШ № 3 г. Андреаполя, во втором классе, где учится 28 человек.
В исследовании принимали участие 28 семей учащихся.
Исследовательская работа проводилась следующим образом:
Вначале была проведена первичная диагностика родителей по проблеме воспитания младших школьников с целью изучения их педагогических возможностей. Данная оценка позволила нам увидеть трудности, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания своих детей, определить уровень педагогической культуры родителей с целью построения наиболее оптимальных направлений программы по организации взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов.
Далее нами была апробирована программа по организации взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов.
В итоге была проведена повторная диагностика родителей по проблеме воспитания младших школьников с целью изучения их педагогических возможностей. Сравнение результатов работы позволило нам оценить результативность и сделать вывод об эффективности организации взаимодействии семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов.
Диагностика родителей по проблеме воспитания младших школьников с целью изучения их педагогических возможностей проводилась по следующим методикам:
Тест «Какой вы родитель». Цель: определить успешность выполнения родителем воспитательной функции, оценить степень принятия ребенка родителем, установить характер взаимоотношений в системе «родитель-ребенок» (см. Приложение 1)
Тест «Стратегия семейного воспитания». Цель: определение стратегии семейного воспитания. (см. Приложение 2)
Методика «Сотрудничество семьи и школы». Цель: выявить степень удовлетворенности родителей от сотрудничества со школой в вопросах воспитания детей. (см. Приложение 3)
Первичное проведение диагностики показало, что большинство семей характеризуются средним уровнем педагогических возможностей. Данные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты первичного проведения диагностики
Фамилии семей | Тест «Какой вы родитель» | Тест «Стратегия семейного воспитания» | Методика «Сотрудничество семьи и школы» | Итоговый уровень |
Абрамовы | Средний | Индифферентный | Средний | Средний |
Аксеновы | Средний | Либеральный | Средний | Средний |
Баевы | Высокий | Либеральный | Высокий | Высокий |
Бригида | Средний | Авторитарный | Средний | Средний |
Воронины | Средний | Индифферентный | Средний | Средний |
Гализдра | Средний | Авторитарный | Средний | Средний |
Дедешко | Низкий | Авторитарный | Низкий | Низкий |
Дудиновы | Средний | Авторитарный | Средний | Средний |
Дроздовы | Средний | Авторитетный | Средний | Средний |
Еськины | Средний | Авторитарный | Средний | Средний |
Емченко | Средний | Либеральный | Средний | Средний |
Игнатенко | Средний | Авторитетный | Средний | Средний |
Измайловы | Средний | Индифферентный | Низкий | Низкий |
Идятулины | Средний | Либеральный | Средний | Средний |
Капусняк | Средний | Авторитарный | Средний | Средний |
Кравченко | Средний | Либеральный | Средний | Средний |
Литовченко | Средний | Авторитарный | Средний | Средний |
Манько | Средний | Авторитетный | Средний | Средний |
Медведевы | Средний | Либеральный | Средний | Средний |
Науменко | Средний | Индифферентный | Низкий | Низкий |
Назаровы | Средний | Либеральный | Средний | Средний |
Орловы | Средний | Авторитетный | Средний | Средний |
Приходько | Низкий | Авторитарный | Низкий | Низкий |
Пшонкины | Средний | Авторитарный | Средний | Средний |
Страховы | Высокий | Авторитетный | Высокий | Высокий |
Тищенко | Средний | Авторитарный | Средний | Средний |
Ушаковы | Средний | Индифферентный | Средний | Средний |
Яцкины | Средний | Либеральный | Средний | Средний |
Проведение теста «Какой вы родитель?» показало, что к высокому уровню успешности выполнения родителем воспитательной функции, принятия ребенка, характера взаимоотношений в системе «родитель-ребенок» можно отнести лишь 2 семьи (7%). Родители живут с ребенком «душa в душу», дoверяют друг другу. Родители любят и увaжают ребенка, что благоприятно сказывается на cтановлении личноcти ребенка. К среднему уровню успешности выполнения родителем воспитательной функции, принятия ребенка, характера взаимоотношений в системе «родитель-ребенок» были отнесены 24 семей (86%), что свидетельствует о некоторых сложностях во взaимоотношениях с рeбенком, нeпонимании его прoблем. Родители пытаются перенеcти вину за недоcтатки в рaзвитии ребенка на него самого. К низкому уровню успешности выполнения родителем воспитательной функции, принятия ребенка, характера взаимоотношений в системе «родитель-ребенок» были отнесены тоже 2 семьи (7%), что свидетельствует о непоследовательности родителей данной семьи в общeнии с ребeнком, развитиe ребенка подвержeно влиянию cлучайных обстоятельcтв.
Полученные данные представлены на рис. 1.
Рис. 1. Результаты диагностики успешности выполнения родителем воспитательной функции, принятия ребенка, характера взаимоотношений в системе «родитель-ребенок» по тесту «Какой вы родитель?» при первичном обследовании
Проведение теста «Стратегия семейного воспитания» показало, что к авторитарному стилю воспитания были отнесены 10 семей (40%). Родители из этих семей хорошо представляют, каким должен вырасти ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. Однако слишком категоричны в своих требованиях, неуступчивы. У 5 (18%) семей выявлен авторитетный стиль воспитания, при котором родитель понимает свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признает право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готов пересматривать свои позиции. У 8 семей (24%) диагностирован либеральный стиль, при котором родитель высоко ценит своего ребенка, считает простительными его слабости. Легко общается с ним, доверяет ему, не склонен к запретам и ограничениям. У 5 (18%) семей диагностирован индифферентный стиль воспитания, при котором проблемы воспитания не являются для родителя первостепенными. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому.
Полученные данные представлены на рис.2
Рис. 2. Результаты диагностики стиля воспитательного воздействия родителей на ребенка по методике «Стратегия семейного воспитания» при первичном обследовании
Диагностика по методике «Сотрудничество семьи и школы» показала, что лишь 2 семьи (7%) полностью удовлетворены сотрудничеством семьи и школы по вопросам воспитания детей. У 22 семей (79%) констатирован средний уровень удовлетворенности взаимодействием со школой по вопросам воспитания детей. 4 семьи (14%) не удовлетворены сотрудничеством семьи и школы по вопросам воспитания детей.
Полученные данные представлены на рис. 3.
Рис. 3. Результаты диагностики удовлетворенности сотрудничеством семьи и школы по вопросам воспитания детей по методике «Сотрудничество семьи и школы» при первичном обследовании
По результатам всех проведенных методик, были выделены общие уровни педагогических возможностей родителей в вопросах воспитания младших школьников.
Данные представлены на рис.4
Рис.4. Результаты диагностики уровней педагогических возможностей родителей в вопросах воспитания младших школьников.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. У 22 семей (79%) преобладает средний уровень - родители имеют поверхностные представления о возрастных особенностях ребенка младшего школьного возраста, непоследовательны в воспитательных воздействиях на ребенка, требования к ребенку разумны, но не носят систематический характер. Между родителями и детьми существуют отношения взаимного уважения, но родители не стремятся сформировать отношения сотрудничества, периодически поддерживают связь с учебным заведением, участвуют в педагогическом процессе, однако редко советуются с педагогами по вопросам воспитания и не всегда выполняют их рекомендации. Эмоциональное благополучие детей в семье среднее. Лишь в 2 семьях (7%) диагностирован высокий уровень педагогической культуры. Родители понимают необходимость воспитания духовно-нравственной, социально-активной личности, верно выбирают направление и содержание воспитательной работы, четко представляют основные качества личности, которые они формируют у ребенка на данном этапе его индивидуального развития; методы воспитания в семье преимущественно либеральный, отношения с ребенком уважительные, учитываются его интересы. Родители поддерживают тесную связь с учебным заведением, участвуют в педагогическом просвещении, советуются с педагогами по вопросам воспитания, охотно выполняют их рекомендации, принимают участие в различных формах воспитательной работы. Эмоциональное благополучие детей в семье высокое. У 4 семей (14%) выявлен низкий уровень педагогической культуры - родители слабо представляют цели и задачи воспитания, предпочтение отдается авторитарным методам воздействия, инициатива ребенка, самостоятельность подавляются; с педагогами практически не контактируют, не посещают занятия по педагогическому просвещению, пренебрегают советами педагогов. Эмоциональное благополучие детей в семье на низком уровне, отмечаются определенные проблемы воспитания. Полученные данные свидетельствуют о необходимости организации взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов.
Программа по организации взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов
Нами была разработана и апробирована программа по организации взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов.
Целью реализации данной программы является организация взаимодействия семьи и школы по вопросам воспитания учащихся начальных классов.
В соответствии с поставленной целью нами были выделены следующие задачи программы:
активное включение всех участников образовательного процесса в обсуждение и выполнение действий при принятии решений на различных этапах организации взаимодействия;
формирование исследовательской позиции всех субъектов взаимодействия;
объективация поведения, что предполагает получение постоянной обратной связи;
партнерское общение, что означает признание и принятие ценности личности каждого субъекта взаимодействия, его мнения, интересов, особенностей.
Программа по организации взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов рассчитана на 8 занятий, каждое занятие проводилось 2 раза в неделю. Данная программа была реализована по следующим направлениям:
Организация семинаров для родителей с целью повышения педагогической культуры, оказания информационной поддержки в вопросах воспитания учащихся начальных классов.
Организация и проведение группового консультирования по вопросам воспитания учащихся начальных классов.
Дни открытых дверей.
Мини-тренинг детско-родительских отношений.
Таблица 2
Тематический план программы по организации взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов
№ | Тема | Содержание |
1 | Семинар для родителей по теме «Возможные проблемы воспитания ребенка младшего школьного возраста» | Выступление школьного психолога о психологических особенностях детей младшего школьного возраста Выступление школьного социального педагога о возможных проблемах в воспитании младших школьниках. Совместная разработка «Правил общения с ребенком-младшим школьником» |
2 | Семинар для родителей по теме «Секреты семейного воспитания» | Доклад психолога о стилях семейного воспитания. Ответы на вопросы родителей об эффективных методах семейного воспитания. |
3 | Групповая консультация по теме «Ложь, воровство в младшем школьном возрасте» | Консультирование родителей по вопросам воровства и лжи в младшем школьном возрасте. Разбор конкретных ситуаций из жизни и анализ способов эффективного реагирования. |
4 | День открытых дверей | Посещение родителями открытых уроков, участие в школьной жизни |
5 | Семинар для родителей по теме «Роль родителей в воспитании детей» | Выступление педагога-психолога по теме «Роль отца и матери в воспитании ребенка» Выступление классного руководителя по вопросу взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников. Рекомендация педагогической литературы к чтению родителями по вопросам воспитания детей младшего школьного возраста. |
6 | Тренинг детско-родительских отношений | Цель: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, ознакомить участников с основными принципами тренинга. Упражнение «Имя» Упражнение «Семейный герб» Упражнение «Любящие родители» Упражнение «Зеркало» Упражнение «Игра без правил» |
7 | Тренинг детско-родительских отношений | Цель: Укрепление уверенности родителей и детей в том, что они любимы. Упражнение «Неваляшка» Упражнение «Паровозик» Упражнение «Игра без правил» Упражнение «Ежик» |
8 | Тренинг детско-родительских отношений | Цель: анализ и осознание каждым участником качественных изменений, произошедших за время тренинга; Отработка навыков сотрудничества. Упражнение «Рисунок-подарок» Упражнение «Волшебный камень» Упражнение «Распускающийся бутон» Подведение итогов. |
Анализ результатов исследования
После проведения работы по организации взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов, нами была проведена повторная диагностика. Как показали результаты повторного исследования, наблюдается положительная динамика. Данные представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Результаты повторного проведения диагностики
Фамилии семей | Тест «Какой вы родитель» | Тест «Стратегия семейного воспитания» | Методика «Сотрудничество семьи и школы» | Итоговый уровень |
Абрамовы | Средний | Индифферентный | Средний | Средний |
Аксеновы | Средний | Либеральный | Средний | Средний |
Баевы | Высокий | Либеральный | Высокий | Высокий |
Бригида | Средний | Авторитарный | Средний | Средний |
Воронины | Средний | Индифферентный | Средний | Средний |
Гализдра | Средний | Авторитарный | Средний | Средний |
Дедешко | Низкий | Авторитарный | Низкий | Низкий |
Дудиновы | Средний | Авторитарный | Средний | Средний |
Дроздовы | Средний | Авторитетный | Средний | Средний |
Еськины | Средний | Авторитарный | Средний | Средний |
Емченко | Средний | Либеральный | Средний | Средний |
Игнатенко | Средний | Авторитетный | Средний | Средний |
Измайловы | Средний | Индифферентный | Низкий | Низкий |
Идятулины | Средний | Либеральный | Средний | Средний |
Капусняк | Средний | Авторитетный | Средний | Средний |
Кравченко | Средний | Либеральный | Средний | Средний |
Литовченко | Средний | Авторитарный | Средний | Средний |
Манько | Высокий | Либеральный | Высокий | Высокий |
Медведевы | Средний | Либеральный | Высокий | Высокий |
Науменко | Средний | Авторитетный | Средний | Средний |
Назаровы | Высокий | Либеральный | Средний | Высокий |
Орловы | Средний | Авторитетный | Средний | Средний |
Приходько | Средний | Авторитарный | Средний | Средний |
Пшонкины | Средний | Авторитетный | Средний | Средний |
Страховы | Высокий | Либеральный | Высокий | Высокий |
Тищенко | Средний | Авторитарный | Средний | Средний |
Ушаковы | Средний | Либеральный | Средний | Средний |
Яцкины | Средний | Либеральный | Высокий | Высокий |
По тесту «Какой вы родитель?» были получены следующие результаты: к высокому уровню успешности выполнения родителем воспитательной функции, принятия ребенка, характера взаимоотношений в системе «родитель-ребенок» были отнесены 4 семьи (14%). Это свидетельствует о том, что родители и дети доверяют друг другу, уровень конфликтов в семье низкий, царит атмосфера уважения и принятия ребенка. Родители учитывают особенности ребенка в процессе воспитания. К среднему уровню успешности выполнения родителем воспитательной функции, принятия ребенка, характера взаимоотношений в системе «родитель-ребенок» были отнесены 23 семьи (82%). Низкий уровень успешности выполнения родителем воспитательной функции, принятия ребенка, характера взаимоотношений в системе «родитель-ребенок» зафиксирован у 1 семьи (4%).
Полученные данные представлены на рис. 5.
Рис. 5. Результаты диагностики успешности выполнения родителем воспитательной функции, принятия ребенка, характера взаимоотношений в системе «родитель-ребенок» по тесту «Какой вы родитель?» при повторном обследовании
Анализ результатов теста «Стратегия семейного воспитания» показал, что авторитарный стиль воспитания сохранился в 8 семьях (28%). К авторитетному стилю воспитания были отнесены 6 семей (21%). Либеральный стиль воспитания был выявлен в 11 семьях (39%). Индифферентный стиль воспитания диагностирован в 3 семьях (12%), это говорит о том, что родители осознали необходимость своего активного участия в воспитании детей. Что свои проблемы ребенок не должен решать сам, ему еще необходима помощь и поддержка родителей.
Полученные данные представлены на рис. 6.
Рис.6. Результаты диагностики стиля воспитательного воздействия родителей на ребенка по методике «Стратегия семейного воспитания» при повторном обследовании
Диагностика по методике «Сотрудничество семьи и школы» показала следующее: к высокому уровню удовлетворенности сотрудничеством школы и семьи по вопросам воспитания детей отнесены 5 семей (18%), к среднему уровню - 21 семья (75%), низкий уровень диагностирован у 2 семей (7%).
Полученные данные представлены на рис.7.
Рис. 7. Результаты диагностики удовлетворенности сотрудничеством семьи и школы по вопросам воспитания детей по методике «Сотрудничество семьи и школы» при повторном исследовании
По результатам всех методик, были выделены общие уровни педагогических возможностей родителей в вопросах воспитания младших школьников. Данные представлены на рис. 8.
Рис. 8. Результаты диагностики уровней педагогических возможностей родителей в вопросах воспитания младших школьников при повторном обследовании
Динамика показателей экспериментальной группы представлена на рис. 9
Рис. 9. Динамика показателей уровней педагогических возможностей родителей в вопросах воспитания младших школьников
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Показатели педагогической культуры родителей изменились, наблюдается положительная динамика. В результате проведенной работы по организации взаимодействия семьи и школы по вопросам воспитания детей, уровень педагогической культуры родителей изменился следующим образом: количество семей с высоким уровнем увеличилось с 7% до 22%, со средним уровнем уменьшилось с 79% до 71%, с низким уровнем с 14% до 7%. Это позволяет нам сделать вывод об эффективности проведенной работы и разработанной программы по организации взаимодействия семьи и школы по вопросам воспитания детей младшего школьного возраста и доказывает гипотезу исследования, согласно которой процесс взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов будет эффективным, если: установить эффективные пути и методы взаимодействие семьи и школы в воспитании детей; определить комплекс оптимальных средств и форм взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов; установить целенаправленную и постоянную связь семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов.
Заключение
Проведенное нами исследование взаимодействия семья и школы в воспитании учащихся начальных классов позволило нам сделать следующие выводы.
Семья и школа, будучи основными институтами воспитания ребенка, обладают большими воспитательными возможностями, формируя нравственные ориентиры, жизненные принципы. Составляющими воспитательного потенциала семьи являются внутрисемейные отношения, нравственный пример родителей и их личностные качества, состав и структура семьи, ее жизнедеятельность, уровень образования и педагогической культуры родителей, степень их ответственности за воспитание детей. Воспитательный потенциал школы характеризуется разносторонностью, педагогической направленностью, системностью и связью с процессом обучения. Семейное и школьное воспитание дополняют другу друга в своем воздействии на личность ребенка. Чтобы этот процесс был наиболее эффективным, необходима организация взаимодействия между школой и родителями. Задачей школы в организации взаимодействия с родителями является активизация педагогической, воспитательной деятельности семьи, придание ей целенаправленного, общественно значимого характера.
Можно выделить следующие формы взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания детей:
индивидуальные (посещение семьи ребенка, беседы, консультации на психолого-педагогические темы, индивидуальное педагогическое поручение, работа с неблагополучными семьями, переписка с родителями);
групповые (конференции, экскурсии, деловые игры, психо-технические упражнения, педагогические дискуссии, семейные клубы);
коллективные (собрания, конференции, концерты, открытые уроки, семинары).
Нами было проведено практическое исследование взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов на базе МОУ АСОШ № 3 г. Андреаполя во 2-х классах. В исследовании принимали участие 28 семей учащихся.
Первоначальная диагностика показала, что в основном у родителей преобладает средний уровень педагогической культуры, который характеризуется такими недостатками, как поверхностные представления о возрастных особенностях ребенка младшего школьного возраста, непоследовательность в воспитательных воздействиях на ребенка, несистематический характер требований к ребенку. В результате уровень эмоционального благополучия детей в семьях также находится на среднем уровне.
Нами была разработана и апробирована программа по организации взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов, которая включала в себя следующие направления работы: семинары для родителей; групповое консультирование по вопросам воспитания; дни открытых дверей; мини-тренинги детско-родительских отношений.
Повторная диагностика показала, что после проведенной программы уровень педагогической культуры родителей повысился. Родители стали понимать необходимость воспитания духовно-нравственной, социально-активной личности, верно выбирать направление и содержание воспитательной работы, четко представлять основные качества личности, которые они формируют у ребенка на данном этапе его индивидуального развития. Стал преобладать либеральный стиль отношений в семье, что благоприятно сказалось на эмоциональном самочувствии детей в семье. Полученные данные позволили нам сделать вывод об эффективности разработанной программы по организации взаимодействия семьи и школы по вопросам воспитания детей младшего школьного возраста и доказали гипотезу исследования.
Список литературы
- Барышников Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие. — СПб.: СПб АППО, 2015.
- Брюхова В.М. Партнёрство семьи и школы/ В.М. Брюхова – М.: Чистые пруды, 2007.
- Бушмина З.П. Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства // Начальная школа. - 2000. - N5. - С. 88.
- Григорьев Д. В., Кулешова И. В. Воспитание в современной школе. — М. Изд-во Просвещение, 2009.
- Дубинин С.Н. Семейное воспитание как основной фактор развития личности ребенка // Среднее профессиональное образование. – 2009, № 5. – С. 29-32.
- Загладина Х.Т. Формирование гражданской идентичности в рамках социального партнерства семьи и школы // Воспитание школьников.#8470;#1057;.10-14.
- Крупина И.В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения: автореф. дис. …д-ра пед. наук / И. В. Крупина. - М, 2001.
- Кузьмина Е. О. Воспитательный процесс и роль педагога в его организации // Молодой ученый. — 2009. — №2. — С. 285-288.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. зав. – М.: Изд. центр «Академия», 1999.
- Маленкова Л. И. Педагоги, родители, дети/ Л. И. Маленкова. -М.: Педагогическое общество России, 2000
- Недвецкая М.Н. Классному руководителю об организации взаимодействия семьи и школы: методическое пособие. — М.: УЦ Перспектива, 2009.
- Продиблох Н.Е. Взаимодействие семьи и школы: теоретические и методологические проблемы // Вестник Майкопского государственного технологического университет. – 2009, № 1. – С. 126-132.
- Родионова В. А. Образование и семья: Взаимодействие социальных институтов в зеркале современных научных исследований // Семья XXI века: современные исследования. Вып. 1. - СПб., 2006. — С. 102 — 106.
- Семья и школа: информационное пространство взаимодействия семьи и школы: монография / под ред. О.А. Щекиной. — СПб.: СПб АППО, 2010.
- Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях реа- лизации новых стандартов: учебно-методическое пособие / под общ. ред. О.А. Щекиной. — СПб.: СПб АППО, 2013.
- Социализация ребёнка. Взаимодействие школы и семьи /авт.-сост.: В.Е. Шиковец, Е.Н. Пархоць, В.И. Давыдова. Минск: Красико-Принт, 2012.
- Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
- Шепелева Г.Г., Сотикова С.В. Классный руководитель и семья: как организовать эффективное взаимодействие. //Воспитание школьников. – 2012. № 5. – С.24–30.
- Щекина О.А. Взаимодействие семьи и школы в условиях современного информационного пространства.// Классный руководитель. – 2012. № 5. – С. 19-26.
Приложение 1
Тест «Какой вы родитель»
Цель: определить успешность выполнения родителем воспитательной функции, оценить степень принятия ребенка родителем, установить характер взаимоотношений в системе «родитель-ребенок».
Инструкция. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми:
- Скoлько раз тебе повтoрять? (2 балла)
- Посoветуй мне, пoжалуйста. (1 балл)
- Нe знаю, чтo бы я без тeбя делaл(а)? (1 балл)
- И в кoго ты такoй урoдился? (2 балла)
- Какие замечательные у тебя друзья. (1 балл)
- Ну, на кого только ты похож? (2 балла)
- Я в твoи гoды! (2 балла)
- Ты моя опора и надежда. (1 балл)
- Ну что у тебя за друзья такие? (2 балла)
- О чeм ты тoлько думаeшь? (2 балла)
- Кaкой ты у мeня мoлодец! (1 балл)
- Как ты считаешь? Мне важно твое мнение. (1 балл)
- Все дeти, как дeти, а ты! (2 балла)
- Кaкой ты у мeня соoбразительный! (1 балл)
Оценка результатов
Высокий уровень - 5- 7 баллов - в семье все в порядке. Родитель живет с ребенком душa в душу и они дoверяют друг другу. Родитель искреннe любит и увaжает ребенка, и их отношения cпособствуют cтановлению его личноcти.
Средний уровень – 8-10 баллов - свидетельствует о наличии сложностей в взaимоотношениях с рeбенком, нeпонимании его прoблем. Родитель пытается перенеcти вину за недоcтатки в его рaзвитии на самого рeбенка.
Низкий уровень - 11 баллов и выше – родитель непоследователен в общeнии со своим ребeнком, его развитиe подвержeно влиянию cлучайных обстоятельcтв.
Приложение 2
Тест «Стратегия семейного воспитания»
Цель: определение стратегии семейного воспитания.
Инструкция: Уважаемые родители, с помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.
1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.
Обработка результатов
Номера вопросов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Стиль поведения | ||||||||||
Авторитетный | Б | В | В | Г | В | Г | А | Б | Г | Б |
Авторитарный | А | А | Г | В | Б | Б | Б | А | А | А |
Либеральный | В | Б | Б | Б | А | А | Г | В | В | В |
Индифферентный | Г | Г | А | А | Г | В | В | Г | Б | Г |
В таблице отмечаются выбранные варианты ответов, и определяется их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в семье определенный стиль воспитания.
Если среди ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.
Авторитетный стиль. Родитель осознает свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признает право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готов пересматривать свои позиции.
Авторитарный стиль. Родитель хорошо представляет, каким должен вырасти ребенок, и прилагает к этому максимум усилий. В своих требованиях, вероятно, очень категоричен и неуступчив.
Либеральный стиль. Родитель высоко ценит своего ребенка, считает простительными его слабости. Легко общается с ним, доверяет ему, не склонен к запретам и ограничениям.
Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для родителя первостепенными. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому.
Приложение 3
Методика «Сотрудничество семьи и школы»
Цель: выявить степень удовлетворенности родителей от сотрудничества со школой в вопросах воспитания детей.
Родителям предлагается сказать свое «да» или «нет» по каждому из следующих пунктов анкеты:
1. Я доверяю классному руководителю в воспитании моего ребенка.
2. Мероприятия, проводимые в классе и школе, я одобряю.
3. Профессиональная компетентность учителей соответствует норме.
4. Я всегда могу обратиться к учителю по проблеме в воспитании моего ребенка.
5. Я регулярно посещаю родительские собрания.
6. Родительские собрания - это необходимость.
7. Родительские собрания - это встреча единомышленников.
8. Родительские собрания пропускаю только по уважительной причине.
9. Помощь классного руководителя (школы) в воспитании моего ребенка мне нужна.
При подсчете учитывается только количество положительных ответов.
Положительные ответы позволяют оценить, насколько удовлетворены родители взаимодействием со школой по вопросам воспитания детей.
Оценка результатов:
Высокий уровень - 9 баллов.
Средний уровень - 6-8 баллов.
Низкий уровень - 5 и менее баллов.
Были выделены следующие критерии оценки педагогических возможностей родителей в вопросах воспитания младших школьников:
Высокий. Родители осознают главную цель - воспитание духовно-нравственной, социально-активной личности, правильно выбирают направление и выстраивают содержание своей воспитательной работы, имеют четкое представление об основных качествах личности, которые они формируют у ребенка на данном этапе его индивидуального развития; в семье используются разнообразные методы воспитания, преимущественно позитивные, родители опираются на положительные качества ребенка, заботятся о предоставлении ему инициативы и самостоятельности, побуждают его к анализу своего поведения и самовоспитанию, приучают к преодолению трудностей, в семье имеет место разумная согласованность в применении методов воспитания между всеми членами семьи; предъявляемые требования носят разумный и систематический характер, соблюдается мера любви и строгости в отношении с ребенком, возникающие проблемы решаются сообща на основе конструктивного анализа, отношения «взрослый - ребенок» строятся на взаимном доверии и уважении; родители поддерживают тесную связь с учебным заведением, участвуют в педагогическом просвещении, советуются с педагогами по вопросам воспитания, охотно выполняют их рекомендации, принимают участие в различных формах воспитательной работы, организуемой учебным заведением, проявляя при этом инициативу и заинтересованность, помогают детям в их общественной работе.
Средний. Родители имеют поверхностные представления о направлениях воспитательной работы, не связывают их с главной целью воспитания, понимают, какие качества личности необходимо формировать у ребенка, но не всегда правильно определяют их на данном этапе возрастного индивидуального развития ребенка; в семье используются разнообразные методы воспитания, но без разумного их сочетания, родители опираются на положительные качества ребенка, немало заботятся о предоставлении ему инициативы и самостоятельности в выборе решений и действий, недостаточно приучают его к преодолению трудностей, в отдельных случаях имеет место несогласованность воспитательных воздействий на ребенка со стороны всех членов семьи; требования к ребенку носят разумный, но не систематический характер, в разрешении проблем родители часто берут инициативу в свои руки, между родителями и детьми существуют отношения взаимного уважения, но родители не стремятся сформировать отношения сотрудничества, родители периодически поддерживают связь с учебным заведением, участвуют в педагогическом процессе, однако редко советуются с педагогами по вопросам воспитания и не всегда выполняют их рекомендации, не проявляют инициативы в организации общественных дел учебного заведения, однако принимают участие в них по просьбе учителя, не интересуются общественной жизнью своего ребенка.
Низкий. Родители не имеют представления о целях и задачах воспитания, направлениях воспитательной работы; испытывают затруднения в конкретизации качеств, которые необходимо воспитать у ребенка; выбор методов весьма ограничен - предпочтение отдается авторитарным методам воздействия (приказ, указание, требование, наказание); подавляют инициативу ребенка, самостоятельность, не побуждают к анализу своих поступков; содержательный аспект требований ограничен семейно-бытовыми отношениями, между родителями и ребенком отсутствуют отношения доверия, уважения, взаимопонимания, поддержки; с педагогами практически не контактируют, не посещают занятия по педагогическому просвещению, пренебрегают советами педагогов. В общественной жизни школы участия не принимают.
Приложение 4
Мини-тренинги
Занятие 1. Знакомство
Цель: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, ознакомить участников с основными принципами тренинга.
Вступление. Здравствуйте, я сегодня очень рада вас всех видеть вместе. Сегодня наша встреча посвящена одной из важнейших тем. Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык, как сделать так, чтобы вы с ребенком понимали друг друга без слов.
2. Правила группы: общение по принципу «здесь и теперь»; персонификация высказываний; конфиденциальность всего происходящего в группе; правило «стоп» для участников группы; правило «вето» для руководителя группы.
Упражнение «Имя». Цель: знакомство с особенностями характера участников группы, подчеркивание индивидуальности каждого.
Каждому участнику предлагается назвать свое имя и охарактеризовать себя.
Упражнение «Семейный герб»
С давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах «родитель – ребёнок» предлагается нарисовать свой герб, это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др. Затем все рисунки выкладываются в цент круга на полу и ведущий предлагает каждому рассказать про свой герб, что он символизирует. Рядом с гербом предлагается написать свой жизненный девиз. Девиз должен быть кратким и отражать суть жизненных устремлений, позиций, идею или цель семьи.
Вопросы для обсуждения: что нового узнали участники группы о себе и других; какие чувства они испытывают сейчас; чем бы хотели поделиться друг с другом.
Упражнение «Любящие родители»
Участникам предложить сначала роль «родителя», а потом они меняются со своими детьми ролями – исполняют роль «ребенка», а их дети роль «родителя». Упражнение хорошо выполнять сидя на ковре. Звучит спокойная музыка. Родители укачивают своего любимого ребенка. Сначала мама или папа нежно прижимает его к себе, с доброй улыбкой смотрит на него. Мама или папа гладит ребенка по телу, начиная от головы, далее гладит руки, тело ребенка, постепенно перемещаясь вниз к ногам, смотрит на ребенка, ласково и с любовью, мерно покачиваясь по музыку вправо-влево.
Обсуждение: кому из участников какая роль больше понравилась и чем?
Упражнение «Зеркало»
Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, произвольный контроль, преодоление неуверенности.
Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, разбиваясь на пары. Один человек в паре – водящий, другой – «зеркало». Водящий смотрится в «зеркало», а оно отражает все его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями, затем напарниками.
Упражнение «Игра без правил»
Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.
Родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало предложенной фразы «Мне нравится, что ты...» и добавляя к ней свое утверждение. Тем самым возникает позитивный диалог, родитель дает ребенку, а ребенок – родителю «обратную связь».
Обсуждение: какие чувства они испытывали во время упражнения.
Занятие 2.
Цель: Укрепление уверенности родителей и детей в том, что они любимы.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Всем участникам встать в круг. Предлагается выбрать способ поздороваться как можно с большим количеством участников разными способами: словами, улыбкой, локтем, коленом, спиной, бедром, лбом.
Обсуждение домашнего задания. Удалось ли найти в поступках детей такие стороны поведения, которые вызывают радость, удовольствие, воодушевление? Какие индивидуальные особенности вашего ребенка выявляются этими поступками?
Упражнение «Неваляшка»
Необходимое количество участников трое, желательно, родители и ребёнок. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперёд. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему даётся команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!». Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперёд, там, где ребёнок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2 – 3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличится.
Упражнение «Паровозик» Цель: развитие произвольности, умения принимать на себя ответственность, заботу о других.
Звучит веселая музыка. Участники встают друг за другом. Первый человек – «паровозик», все остальные – «вагоны». У «вагонов» глаза при движении закрыты. «Паровоз» отвечает за движение состава, чтобы он ни во что не врезался и чтобы вагончикам было комфортно перемещаться. Каждому участнику важно побывать и в роли «паровоза», и в роли «вагона».
Обсуждение: Какая роль понравилась больше и почему? Какой «паровоз» был более заботливым и осторожным?
Упражнение «Игра без правил»
С помощью фразы «Я люблю, когда ты...» дети и родители высказывают свое мнение. Важно дать позитивный аспект, опереться на положительные характеристики, затронуть все сферы жизни (отношения, пристрастия в еде, увлечениях, черты характера и т. д.).
Упражнение «Ежик» Цель: эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений между родителями и детьми, принятие друг друга, тактильный контакт.
Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Один из пары «сворачивается» в клубок и сохраняет это положение. Задача второго – развернуть его, найти подход, создать условия, при которых «ежик» захочет сам раскрутиться, установить взаимопонимание. Запрещаются силовые приемы, щекотка, уговаривание словами. Затем участники меняются ролями.
Обсуждение: Как вы себя чувствуете? Какая роль понравилась больше и почему? Где можно использовать такие прикосновения?
Занятие 3.
Цель: анализ и осознание каждым участником качественных изменений, произошедших за время тренинга; Подведение итогов. Отработка навыков сотрудничества.
Упражнение «Рисунок-подарок»
Каждый участник рисует какой-нибудь «подарок». После этого «подарки» дарятся друг другу так, чтобы никто не остался с пустыми руками.
Упражнение «Волшебный камень»
Это волшебный камень, с помощью которого можно узнать очень много хорошего о себе… Родитель передает волшебный камень ребенку со словами «Я даю тебе волшебный камень, потому, что ты самый (самая)…». Затем ребенок передает волшебный камень родителю с теми же словами. Приятно было слышать о себе хорошие слова? Волшебный камень помог Вам сказать много доброго и хорошего друг другу. Давайте с еще большей любовью и вниманием относиться друг к другу.
Упражнение «Распускающийся бутон» Цель: активизация совместной деятельности, создание позитивного настроения, развитие умения синхронизировать свои действия с действиями других.
Участники садятся на пол и берутся за руки. Необходимо встать, плавно, одновременно, не опуская рук, после чего «цветок» начинает распускаться (все отклоняются назад, крепко держа друг друга за руки) и качаться на ветру.
Обсуждение: какие чувства испытывали во время упражнения.
Упражнение «Общий рисунок»
Все участники совместно на большом листе бумаги рисуют один рисунок на свободную тему
Обсуждение: какие чувства испытывали во время упражнения; что вызвало затруднения.
Подведение итогов. Заключительная рефлексия. Ритуал прощания.
На тренинге мы ближе узнали друг друга, наш зал наполнился улыбками и радостью. И я хочу, чтоб все мы запомнили об этом дне. Наша сегодняшняя встреча подходит к концу, и я хотела бы услышать от вас, что вам сегодня больше всего понравилось, с какими чувствами вы сегодня уйдете домой.
• Изменились ли ваши взаимоотношения?
• Что показалось вам самым важным и полезным в такой работе?
• Что вы сами приобрели в процессе тренинга?
• Что бы вы пожелали друг другу и себе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное развитие учащихся начальных классов средствами эстетического воспитания
Управление качеством образования в обучении и воспитании младших школьников. Материалы межрегионального научно-методического семинара....
"Взаимодействие семьи и школы в музыкальном воспитании детей"
доклад на родительское собрание...
Формирование навыков чтения и воспроизведение прочитаного текста среди учащихся начальных классов в коррекционной школе 8 вида
методы и формы работы школьного библиотекаря...
"Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"
В этой статье я поделилась своим опытом организации совместной работы семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к литературе, к книге....
взаимодействие семьи и школы в гражданско-патриотическом воспитания, как части духовно- нравственного воспитания учащихся
Мы уверены, что родители, работа с семьей поможет осуществить воспитание нравственности, духовности, гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духов...
Программа по информатике для начальной (основной школы) предназначена для учащихся 4 классов
Программа по информатике для начальной (основной школы) предназначена для учащихся 4 классов МАОУ «Обдорская гимназия», изучающих предмет информатика.Программа составлена в соответствии с ...
«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания детей начальных классов в специальной коррекционной школе (VIII вида)»
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, оч...