Открытый урок по информатике и ИКТ " Внешняя (долговременная) память"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Кожедуб Евгения Александровна
Открытый урок
тема урока: Внешняя (долговременная) память
Цели урока:
- организовать работу учащихся по изучению понятий: принцип записи информации, типы носителей информации и их характеристик
- закрепить навыки учащихся по сохранению файлов; созданию таблиц, схем в текстовом редакторе
- создать условия для развития ключевых компетентностей у учащегося
- в ходе урока содействовать воспитанию информационной культуры
Тип урока: Урок формирования новых знаний, умений и навыков.
Метод проведения: Частично-поисковый
Оборудование:
- компьютерный класс, оснащённый современной техникой и лицензированными программным обеспечением
- ОС Windows
- Программа Microsoft Word
- Раздаточный материал с КОЗ «Задание 1 (Схема)» 12 шт.
- Раздаточный материал с КОЗ «Задание 2 (Таблица)» 12 шт.
- Раздаточный материал с КОЗ «Задание 3 (Таблица для сравнения)» 12 шт.
- Файл «Устройства.doc»
- Видеопроектор
- Фото носителей информации для практической работы
План урока
- Организационная часть (1 мин.)
- Формирование новых ЗУН (25 мин.)
- Практическая работа за ПК (10 мин.)
- Выдача домашнего задания (1 мин.)
- Итог урока рефлексия (3 мин.)
Ход урока
- Организационная часть (1 мин.)
- Проверка списочного состава учащихся
- Настрой учащихся на работу
- Тема, цель, план проведения занятия
2. Формирование новых ЗУН (20 мин.)
- Для развития информационной компетентности учащимся предлагается выполнить следующее задание
Задание 1
Информационная компетентность
Аспект: Первичная обработка информации
Элемент: Систематизирует извлечённую информацию в рамках простой заданной структуры (1 уровень).
Стимул: Основной функцией внешней памяти компьютера является способность долговременно хранить большой объём информации (программы, документы, фотографии, аудио – и видеоклипы). Чтобы знать, как обеспечить сохранность информации, необходимо знать какие виды накопителей и носителей информации существуют.
Задачная формулировка: Используя учебник Н. Д. Угринович «Информатика и информационные технологии». 10-11 класс. 2007 г., с. 26-30 изучите текст. Используя Microsoft Word, создайте и заполните схему существующих принципов записи информации и накопителей информации. Сохраните работу в своей папке под именем Схема.doc
- Учащиеся выполняют задание за ПК под контролем учителя
- На всю работу учащимся отводится 5 минут
- Учитель при необходимости направляет действия учащихся в осуществлении поиска нужной информации для создания и заполнения схемы
- Созданную и заполненную схему, учащиеся сохраняют в своей папке под именем Схема.doc
- Модельный ответ в виде схемы проецируется на экран
- Учащиеся анализируют представленную им информацию
- При помощи шкалы оценок учащиеся могут сделать предварительный подсчёт количества баллов за выполненную работу
Модельный ответ:
Шкала оценок ответов учащихся
Инструмент проверки | баллы |
Определены принципы записи | 3 |
Перечислены все виды накопителя информации | 7 |
За отсутствие какого-либо накопителя информации | -1 |
Максимальная сумма баллов | 10 |
- Для развития информационной компетентности учащимся предлагается выполнить следующее задание
Задание 2
Информационная компетентность
Аспект: Первичная обработка информации
Элемент: Систематизирует извлечённую информацию в рамках сложной заданной структуры (2 уровень).
Стимул: В мире происходит «информационный бум». Большая часть вновь созданной информации существует в электронном виде. Для эффективного использования и сохранения этой информации, необходимо знать ёмкость и скорость передачи информации существующих носителей информации.
Задачная формулировка: Используя учебник Н. Д. Угринович «Информатика и информационные технологии». 10-11 класс. 2007г., с. 26-30 и ЦОР (адрес в Интернете: http://cor.edu.27.ru/catalog/res/00cc271a-5be1-4237-aaca-51c30476de60/view/) внимательно изучите содержимое. Заполните таблицу (в программе Microsoft Word) по классификации носителей информации. Сохраните работу в своей папке под именем Таблица.doc
Классификация носителей информации
Принцип записи информации | Носитель информации | Информационная ёмкость | Скорость записи и считывания информации | Скорость вращения диска |
Магнитный | ||||
Оптический | ||||
Энергонезависимый |
- Учащиеся выполняют задание за ПК под контролем учителя
- На всю работу учащимся отводится 10 минут
- Учитель при необходимости направляет действия учащихся в осуществлении поиска нужной информации для создания и заполнения таблицы
- Созданную и заполненную таблицу, учащиеся сохраняют в своей папке под именем Таблица.doc
- Модельный ответ в виде таблицы проецируется на экран
- Учащиеся анализируют представленную им информацию
- При помощи шкалы оценок учащиеся могут сделать предварительный подсчёт количества баллов за выполненную работу
Модельный ответ:
Классификация носителей информации
Принцип записи информации | Носитель информации | Информационная ёмкость | Скорость записи и считывания информации | Скорость вращения диска |
Магнитный | Гибкие магнитные диски | 1,44 Мб | 50 Кбайт/с. | 360 об./мин |
Жёсткие магнитные диски | 150 Гб и выше | 133 Мбайт/с. | до 7200 об./мин | |
Оптический | Компакт диск (СD) | 650 Мб | от 150- Кбайт/с. до 7,8 Мбайт/с. | 300 об./мин |
Записываемый компакт диск (СD-R) | ||||
Перезаписываемый компакт диск (СD-RW) | ||||
Цифровой видеодиск (DVD) | до 17 Гб | от 1,3 Мбайт/с. до 21 Мбайт/с | 300 об./мин | |
Записываемый цифровой видеодиск (DVD-R) | ||||
Перезаписываемый цифровой видеодиск (DVD- RW) | ||||
Энергонезависимый | Flash-память | от 128 Мб - 8 Гб | 2 - 12 Мбайт/с. | - |
Шкала оценок ответов учащихся
Инструмент проверки | баллы |
Перечислены все носители информации | 9 |
За отсутствие какого-либо носителя информации | -1 |
Согласно носителю информации указана информационная ёмкость | 5 |
За отсутствие записи | -1 |
Правильно указана скорость записи и считывания информации | 5 |
За отсутствие записи | -1 |
Указана скорость вращения диска | 4 |
За отсутствие записи | -1 |
Учащийся уложился в 10 минут (при правильном ответе) | 2 |
Максимальная сумма баллов | 25 |
- Учитель предлагает учащимся задание на развитие информационной компетентности:
Задание 3
Информационная компетентность
Аспект: Обработка информации
Элемент: Делает вывод на основе полученной информации (2 уровень).
Стимул: Вася захотел поделиться с другом Петей 3 новыми фильмами по 650 Мб, которые есть у него на домашнем ПК. Встал вопрос, какой носитель информации наилучшим образом подойдёт для решения этой задачи.
Наиболее эффективно и с наименьшими затратами осуществить поставленную задачу.
Задачная формулировка: Сравните данные представленные в таблице. На основе результата сравнения характеристик носителей информации, сделайте вывод о том, какой тип носителя лучше подойдёт для решения поставленной задачи.
Носитель информации | Преимущества | Недостатки | Количество носителей | вывод |
Гибкие магнитные диски | Низкая стоимость (10 р.) | 1. Низкая надёжность 2. Низкая информационная ёмкость 3. требуется много времени для сохранения 4. потребуется очень большое количество дискет 5. необходимость деления файлов по объёму превышающих ёмкость носителя на части | ≈1400 шт. | |
Жёсткие магнитные диски | 1. Большая информационная ёмкость носителя 2. Высокая скорость записи | 1. высокая стоимость (1500 р. на 80 Гб) 2. требуется специальные знания и навыки для подключения винчестера к компьютеру 3. Хрупкая механика требует бережного обращения | 1 шт. | |
СD-R, СD-RW | 1. Низкая стоимость (12 р.) 2. Приемлемая скорость записи | 1. информационная ёмкость достаточна только для записи одного фильма 2. требует аккуратного обращения (царапины приводят к ошибкам считывания) | 3 шт. | |
DVD-R,DVD- RW | 1. Низкая стоимость (14 р.) 2. Приемлемая скорость записи | Требует аккуратного обращения (царапины приводят к ошибкам считывания) | 1 шт. | |
Flash-память 4 Гб | 1. Приемлемая скорость записи 2. Многократное использование носителя | стоимость (500 р.) дешевле чем жесткий диск, но гораздо дороже СD, DVD | 1 шт. |
- Учащимся выдается раздаточный материал на основании, которого нужно сделать соответствующий вывод и заполнить пустой столбец в таблице
- На всю работу учащимся отводится 5 минут
- Учитель сообщает возможные формулировки ответов: не приемлемо, возможно, оптимально, наилучший вариант
- Заполненную таблицу учащиеся сдают преподавателю
- Модельный ответ в виде таблицы проецируется на экран
- Производится анализ представленной информации
- При помощи шкалы оценок учащиеся могут сделать предварительный подсчёт количества баллов за выполненную работу
Модельный ответ:
Носитель информации | Преимущества | Недостатки | Количество носителей | вывод |
Гибкие магнитные диски | Низкая стоимость (10 р.) | 1. Низкая надёжность 2. Низкая информационная ёмкость 3. требуется много времени для сохранения 4. потребуется очень большое количество дискет 5. необходимость деления файлов по объёму превышающих ёмкость носителя на части | ≈1400 шт. | Не приемлемо |
Жёсткие магнитные диски | 1. Большая информационная ёмкость носителя 2. Высокая скорость записи | 1. высокая стоимость (1500 р. на 80 Гб) 2. требуется специальные знания и навыки для подключения винчестера к компьютеру 3. Хрупкая механика требует бережного обращения | 1 шт. | Возможно |
СD-R, СD-RW | 1. Низкая стоимость (12 р.) 2. Приемлемая скорость записи | 1. информационная ёмкость достаточна только для записи одного фильма 2. требует аккуратного обращения (царапины приводят к ошибкам считывания) | 3 шт. | Оптимально |
DVD-R,DVD- RW | 1. Низкая стоимость (14 р.) 2. Приемлемая скорость записи | Требует аккуратного обращения (царапины приводят к ошибкам считывания) | 1 шт. | Наилучший вариант |
Flash-память 4 Гб | 1. Приемлемая скорость записи 2. Многократное использование носителя | стоимость (500 р.) дешевле чем жесткий диск, но гораздо дороже СD, DVD | 1 шт. | Возможно |
Шкала критериев оценки ответов учащихся
Инструмент проверки | баллы |
Правильно сделал выводы по всем носителям информации и смог обосновать своё решение | 3 |
Правильно сделал выводы, но не смог дать обоснования | 2 |
Выводы сделаны частично не правильно | 1 |
3. Практическая работа за ПК (10 мин.)
- Систематизируйте носители информации по принципу записи информации в данной таблице
- Сохраните результат своей работы в своей папке под именем Работа.doc
- порядок выполнения работы:
- Откройте файл «Устройства.doc» содержащий изображения носителей информации.
- Систематизируйте их по принципу записи информации
- Сохраните результат своей работы в своей папке под именем Работа.doc
- учащиеся выполняют работу
- Выдача домашнего задания (1 мин.)
- §1.2.2 (с.26-30)
- подготовить выступление
Коммуникативная компетентность
Аспект: Публичное выступление
Элемент: Готовит план выступления, на основе заданных цели, целевой аудитории и жанра выступления (1 уровень).
Стимул: При нарушении правил эксплуатации носителей информации, грозит потерей их содержимого. Чтобы избежать потери информации необходимо знать Основные правила хранения и эксплуатации различных типов носителей информации.
Задачная формулировка:
- Подготовить выступление на тему: «Основные правила хранения и эксплуатации различных типов носителей информации» перед одноклассниками.
- Для выступления отводится 10 минут.
- В ходе выступления можно более подробно остановиться на опасных воздействиях на информационные носители.
- Подготовьте план своего выступления.
- После выступления, будьте готовы ответить на 2-3 дополнительных вопроса.
Шкала оценок ответов учащихся
Инструмент проверки | баллы |
Перечислены основные правила хранения и эксплуатации | 1 |
Учащийся уложился в 10 минут | 1 |
Дал подробное описание опасных воздействий | 1 |
Соответствие выступления, заявленному плану | 1 |
Дал ответ на дополнительные вопросы (за каждый ответ) | 1*3 |
Выступление иллюстрировано примерами (дополнительно) | 1 |
Максимальная сумма баллов | 8 |
- Итог урока рефлексия (3 мин.)
- Почему информационная ёмкость жёстких магнитных дисков во много раз больше, чем гибких?
- В чём состоит различие между CD – и DVD-дисками?
- В чём состоит сходство CD – и DVD-дисками?
- Почему энергонезависимую память целесообразно использовать в мобильных устройствах?
- что осталось непонятным после изучения этой темы?
- вопросы учащихся
- анализ работы учащихся на уроке
- оценки за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по информатике "Графика в профессии"
Конспект урока для СПО профессии "Портной". На уроке студенты закрепляют знания и умения при работе в графическом редакторе Gimp."Сегодня у нас не совсем обычный урок. Давайте вы представите себ...
Открытый урок по информатике
Тема занятия : IT технологии на железнодорожноим транспортеЦель занятия: Показать приемы методической работы, направленные на активизацию познавательной деятельности студента и органи...
План- конспект открытого урока по информатике (10 класс) на тему: "Электронные таблицы Exsel"
Разработка открытого урока по информатике "Электронные таблицы Exsel"...
Открытый урок по информатике "Веб-квест "Дизайн-студия"
Данный открытый урок разрабатывался на конкурс "Преподаватель года" с учетом требований к инновациям, профессионанальной направленности, дифференцированного подхода, реалистичности и ди...
Открытый урок по информатике: «Форматирование ячеек, оформление таблиц».
Открытый урок по информатике: «Форматирование ячеек, оформление таблиц». Педагогическая тема: «Использование технологий проблемного обучения на уроках информатики». Адаптирован...
Разработка открытого урока по Информатике по теме "Реализация разветвляющихся алгоритмов в среде программирования" для специальности МЭОСГ.
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков, в котором прослеживается профессиональная направленность....
Методическая разработка открытого урока по информатике «Коллективные сетевые сервисы в Интернете»
Методическая разработка открытого урока по информатике «Коллективные сетевые сервисы в Интернете» содержит материал, который преподаватель может использовать при проведении урока информати...