Учебно-методическое пособие по Основам учебно-исследовательской деятельности
учебно-методический материал на тему

Михайленко Нина Витальевна

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по профессиям 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, 23.01.03 Автомеханик, 19.01.17 Повар, кондитер содержит рекомендации, указания для подготовки к любому виду самостоятельных работ, проводящихся по предмету «Основы учебно-исследовательской деятельности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг»

(ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)

        

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ВНЕАУДИТОРНЫХ  САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

ОУД.20 ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по профессии: 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин

        

Усть-Илимск, 2016

Рассмотрено и одобрено  на заседании Экспертного Совета

Протокол №

Председатель Т.А. Туранчиева

Рассмотрено и одобрено на заседании

МК «Общеобразовательные дисциплины»

Протокол № 12 от 15.06.2016 г.

Председатель МК:  Е.А. Рахманова

Михайленко Н.В., Рахманова Е.А. Методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебно-исследовательской деятельности: учебно-методическое пособие, 2016. –  с. 19.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по профессии 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин содержит рекомендации, указания для подготовки к любому виду самостоятельных работ, проводящихся по предмету «Основы учебно-исследовательской деятельности».

        

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………….

4

2. УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ………………………………………….

6

3. ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА РЕФЕРАТОВ …………………………..

10

        


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Основы учебно-исследовательской деятельности» входит в общеобразовательный  цикл основной профессиональной образовательной программы по профессиям СПО.

Цель: подготовить студентов к учебно-исследовательской работе в процессе обучения (выполнение рефератов, докладов, выступление с презентациями) и в будущей профессиональной деятельности.

        Задачи:

  • научить студентов самостоятельной теоретической и экспериментальной работе, познакомить с современными методами исследований;
  • сформировать понятие о сущности исследовательской деятельности;
  • создать оптимальные условия для развития познавательной активности и интереса студентов, развития их умений и навыков общения и взаимодействия;
  • способствовать овладению методологией научного познания;
  • научить работать с научной литературой, осуществлять поиск необходимой информации;
  • выработать умение работы над рефератами, докладами, прививать навыки публичного выступления;
  • создать условия для саморазвития, самореализации, самовыражения.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • особенности формулировок темы работы, постановки целей и задач исследования, выбора методов исследования;
  • об информационных ресурсах, поддерживающих исследовательскую

деятельность (включая литературные источники, интернет-ресурсы и др.);

  • основные виды научных работ (реферат, научная статья, тезисы и т.д.);
  • основы методологии исследовательской деятельности;
  • способы и формы представления данных, полученных в результате исследования.
  • структуру и правила оформления исследовательской работы;

студент должен уметь:

  • самостоятельно писать рефераты, доклады;
  • делать выписки, составлять тезисы, конспекты статей;
  • работать со справочной литературой, пользоваться каталогами, составлять библиографию;
  • формулировать тему работы, её цели, ставить задачи исследования;
  • оформлять исследовательскую работу;
  • выступать с докладами, презентациями, принимать участие в дискуссии.

- формирование и развитие общих компетенций, определенных в ФГОС СПО.

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть следующими общими компетенциями:

  • ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
  • ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

В соответствии с учебным планом на самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов по ОУД.20 «Основы учебно-исследовательской деятельности», обучающихся по профессии:  15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин отводится 18 часов.        


2. УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Самостоятельная работа №1

Тема 1. Методология научной работы

Поиск информации в интернете для рефератов по темам:  

  1. Дефекты древесины, возникающие при трелевке.
  2. Лесопромышленные породы.
  3. Сущность стандартизации и ее роль в развитии производства.
  4. Экспорт лесоматериалов.
  5. Цветные металлы и сплавы.
  6. Порошковая металлургия.
  7. Металлокерамика.
  8. Материалы для нанесения покрытий.
  9. Восстановление качества топлив и смазочных материалов.
  10. Горючесмазочные материалы, применяемые при эксплуатации лесозаготовительной техники фирмы JohnDeere.
  11. Лесозаготовительная техника фирмы JohnDeere, Caterpillar и других зарубежных фирм.
  12. Техническое оснащение современных лесосек
  13. Принципы формирования машин в системы для лесосечных работ
  14. Присадки к маслам.
  15. Нормы расхода дизельного топлива при выполнении различных лесозаготовительных работ.
  16. Технология разработки лесосек в горных условиях.
  17. Выполнение работ по очистке лесосек от порубочных остатков, сучьев и вершин деревьев.
  18. Технология расчистки трасс под трелевочные волока при машинной валке.
  19. Технология расчистки площадок под лесопогрузочные пункты при машинной валке.
  20. Технология транспортировки лесных грузов.
  21. Выполнение работ по прокладке трелевочных волоков.
  22. Выполнение работ по  устройству лесопогрузочных пунктов на верхнем складе.
  23. Система технического обслуживания и ремонта тракторов.
  24. Характеристика дизтоплива, основные марки.
  25. Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и  качеству.
  26. Методы борьбы с коррозией.
  27. Определение свойств масел по марке.
  28. Назначение и основные требования, предъявляемые к пластичным смазкам.
  29. Характеристика охлаждающих жидкостей.
  30. Пути снижения эксплуатационного

расхода топлива и масел.

Самостоятельная работа №2

Тема 2. Этапы работы в процессе исследования

Оформление библиографического списка по выбранной теме реферата.

План работы:

1. Прочитайте рекомендации по составлению, оформлению списка литературы.

2. Поиск информации, и составление списка литературы через сеть Интерет;

3. Работа с картотекой библиотеки «УИ ТЛТУ», выписать название статей, учебников, монографий по теме раннее выбранного реферата.

Самостоятельная работа №3

Тема 3. Оформление исследовательской работы

Выполнение презентаций на темы:

  1. Дефекты древесины, возникающие при трелевке.
  2. Лесопромышленные породы.
  3. Сущность стандартизации и ее роль в развитии производства.
  4. Экспорт лесоматериалов.
  5. Цветные металлы и сплавы.
  6. Порошковая металлургия.
  7. Металлокерамика.
  8. Материалы для нанесения покрытий.
  9. Восстановление качества топлив и смазочных материалов.
  10. Горючесмазочные материалы, применяемые при эксплуатации лесозаготовительной техники фирмы JohnDeere.
  11. Лесозаготовительная техника фирмы JohnDeere, Caterpillar и других зарубежных фирм.
  12. Техническое оснащение современных лесосек
  13. Принципы формирования машин в системы для лесосечных работ
  14. Присадки к маслам.
  15. Нормы расхода дизельного топлива при выполнении различных лесозаготовительных работ.
  16. Технология разработки лесосек в горных условиях.
  17. Выполнение работ по очистке лесосек от порубочных остатков, сучьев и вершин деревьев.
  18. Технология расчистки трасс под трелевочные волока при машинной валке.
  19. Технология расчистки площадок под лесопогрузочные пункты при машинной валке.
  20. Технология транспортировки лесных грузов.
  21. Выполнение работ по прокладке трелевочных волоков.
  22. Выполнение работ по  устройству лесопогрузочных пунктов на верхнем складе.
  23. Система технического обслуживания и ремонта тракторов.
  24. Характеристика дизтоплива, основные марки.
  25. Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и  качеству.
  26. Методы борьбы с коррозией.
  27. Определение свойств масел по марке.
  28. Назначение и основные требования, предъявляемые к пластичным смазкам.
  29. Характеристика охлаждающих жидкостей.
  30. Пути снижения эксплуатационного

расхода топлива и масел.

Самостоятельная работа №4

Тема 4. Представление результатов научно-исследовательской работы

Оформление и подготовка к защите рефератов по выбранным ранее темам.

Список литературы:

а) Учебные пособия:

  1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. - М.,2005
  2. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. - М. 2002
  3. Гасилин В.Н., Демидова М.В. Основы научных исследований. Учебно-методическое пособие. Саратов: Изд-во ПАГС, 2010
  4. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
  5. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.

б) Интернет-ресурсы:

  • http://festival.1september.ru/articles/549412/
  • www.twirpx.com/files/common/research  
  • www.twirpx.com/file/592354
  • www.bsu.ru/content/hec/golavskaya/module1/1_2.html

в) Дополнительная литература (электронные ресурсы: сетевая папка Преподаватель/Литература)

  1. Брусочкина Ж. В., Горелова И. Б., Ершова Г. Л. Исследовательские работы студентов. Методические рекомендации по подготовке и написанию. Иваново, 2012.
  2. Организация научно-исследовательской работы студентов: методические рекомендации / Ганчар А.И., Дегтяревич И.И., Захорошко С.С.. – Гродно: ГГАУ, 2011.


3. ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА РЕФЕРАТОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Реферат - это самостоятельная исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным.

В качестве реферата может выступать изложение книги, статьи, а также обобщение нескольких взглядов на проблему. Целью реферата является сообщение научной информации по определенной теме, обязательно раскрыть суть проблемы с различных позиций и точек зрения, и на основе этих выводов сделать свои выводы.

Рефераты используются на семинарских занятиях, могут учитываться в качестве зачетных работ, в работе научных студенческих конференций. В результате проделанной работы над рефератом совершенствуются навыки поиска, отбора и систематизации полученной информации, а также навыки грамотного, лаконичного изложения мыслей и речи.

Тематика рефератов определяется преподавателем, а право выбора темы реферата предоставляется студенту.

По типу реферат может быть:

  • классификационным, позволяющим его автору обобщить материал, изучаемый в различных разделах какой-либо дисциплины и в различное время;
  • познавательным, позволяющим его автору изучить внепрограммный теоретический материал и показать его применение к решению задач основного курса;
  • исследовательским, где основным содержанием реферата является цепочка задач, решаемых автором самостоятельно (это уже не вполне реферат, это более широкая работа).

 Этапы работы над рефератом

  • Формулирование темы. Тема должна быть актуальной по своему значению и интересной по содержанию.

Стоит заметить, что новизна и актуальность - разные вещи.

Новизна характеризует насколько ново содержание выступления по сравнению с существующими аналогами.

Актуальность - насколько оно сейчас нужно. Бесспорно, самый выигрышный вариант - и ново, и актуально.
Но если и не ново, и не актуально - нужно ли кому-то такое выступление?

  • Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 5).
  • Составление библиографии.
  • Обработка и систематизация информации.
  • Разработка плана реферата.
  • Формулирование цели и задач
  • Написание реферата и его оформление.

Цель исследования - это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы.

Обычно цель формулируют со слов:

  • доказать
  • обосновать
  • разработать
  • объяснить
  • определить
  • установить

Из поставленной цели вытекают задачи исследования.

Задача исследования - выбор путей и средств для достижения цели. Задачи формулируют со слов:

  • провести анализ (мониторинг, социологический опрос, интервью и т.д.)
  • выявить
  • определить
  • установить
  • изучить.

Структура реферата

1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Оформляется по определённым правилам; содержит информацию об учебном заведении, в котором учится автор, о теме реферата, о предмете, преподавателе, который консультирует исполняющего реферат, о месте и времени его написания.

2. СОДЕРЖАНИЕ (или ОГЛАВЛЕНИЕ)

Содержит перечень заголовков всех разделов, глав и параграфов реферата с указанием соответствующих им страниц (напротив заголовка раздела ставится только цифра, обозначающая номер страницы, ни "стр.", ни "с." писать не надо).

3. ВВЕДЕНИЕ

Здесь обычно показывают:

  • актуальность выбранной темы либо с научной точки зрения (невыясненность вопроса, многочисленные теории и споры), либо с позиций современности;
  • причины её избрания;
  • для кого она представляет интерес;
  • перечень задач, которые учащийся ставит перед собой, чтобы решить их в процессе написания реферата;
  • позиция автора реферата по отношению к проблемам, которые затрагивает тема;
  • краткий анализ изученной литературы, её сильные и слабые стороны.

Текст введения может занимать 1-2 страницы (10% от общего объёма работы.)

4. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РЕФЕРАТА

4.1. Содержание основной части.

В ней содержится материал, который был отобран студентом для рассмотрения темы, раскрывается поставленная во введении проблема и решается заявленный перечень задач на основе изученной литературы, других источников, собственного опыта.

4.2.Порядок оформления.

Основная часть должна быть разделена на главы и параграфы, которые озаглавливаются автором реферата.

4.3.Правила раскрытия темы.

Тема раскрывается последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами, в которых студент самостоятельно делает выводы, опираясь на определённые факты.

Владеть материалом нужно настолько, чтобы возможно было делать сравнения сведений по теме из разных источников: уметь находить сходство и различие, оценивать степень доказательности утверждений и т.д.

Объём текста может быть от 10 до 20 страниц.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этом разделе обычно:

  • подытоживаются и обобщаются выводы по главам (параграфам);
  • обращается внимание на выполнение выдвинутых во введении целей и задач;
  • определяется круг решённых и нерешённых проблем;
  • указывается место данной темы в соответствующей области знаний и применения;
  • предполагаются возможные межпредметные связи;
  • намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.

Объём – 10% от общего объема реферата (1-2 страницы).

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы завершает реферат и должен быть свежим, источники 5—7 летней давности, редко можно использовать ранние труды, при условии их уникальности.

Список составляется строго по алфавиту, все источники нумеруются. Источники указываются в следующем порядке:

  • законодательная литература, если есть;
  • основная и периодическая;
  • интернет-источники, если есть.

7. Далее может следовать ПРИЛОЖЕНИЕ, содержащее схемы, диаграммы, таблицы, графики, фото, картинки, рисунки, которые неудобно было располагать непосредственно в тексте основной части реферата. Кроме того, эти элементы вводятся только в том случае, если они позволяют заменить собою длинные пояснения.

Оформление реферата

  • Размер шрифта 12—14 пунктов, гарнитура Times New Roman, обычный;
  • интервал между строк: 1,5;
  • размер полей: левого — 30 мм, правого — 10 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм.
  • Точку в конце заголовка не ставят. Заглавия всегда выделены жирным шрифтом. Обычно: 1 заголовок — шрифт размером 16 пунктов, 2 заголовок – шрифт размером 14 пунктов, 3 заголовок – шрифт размером 14 пунктов, курсив.
  • Расстояние между заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Чтобы после оформления работы получить автоматическое оглавление, необходимо проставить названия глав как «Заголовок 1», «Заголовок 2 (Главная/Стили).

Важно:

  • печать текста нужно производить только на одной стороне листа!
  • Сноски и примечания отображать нужно в самом тексте (например, [10, c. 49-79]), либо можно вынести вниз листа, но тогда обозначать нужно следующим образом:

1Иванов И.И. Название источника — М.: Издательство, год производства. — с. страницы.

  • Не забыть нумеровать страницы. Нижний колонтитул посередине. Нумерация страниц начинается с титульного листа, но на самом титульном листе номер не отображается;
  • каждый раздел или глава должны быть оформлены с нового листа.

Критерии оценки реферата

Эрудированность в рассматриваемой области:

– актуальность заявленной проблемы;

– степень изученности состояния проблемы;

– использование современных результатов и научных фактов в работе;

– полнота цитируемой литературы.

Собственные достижения автора:

– использование знаний вне программы;

– степень новизны;

– научная значимость проблемы;

– владение научным и специальным аппаратом.

Общая характеристика работы

– грамотность и логичность изложения материала;

– структура работы (введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения);

– оформление реферата в соответствии со стандартом.

Реферат должен быть глубоким по содержанию, актуальным по заложенным в нем идеям, логичным по структуре и аккуратным по оформлению. Соблюдение этих установок является свидетельством высокого уровня интеллектуальной культуры студента.

В чем отличие доклада и реферата? В то время как доклад является конкретным изложением, реферат представляет собой обобщение информации. Реферат может быть основан на одном или нескольких источниках, которые освещаются в реферате в виде обобщения материала источников. При этом реферат подразумевает обязательное наличие нескольких точек зрения на поставленный в реферате вопрос. На основании этих точек зрения должен быть сделан собственный вывод.

Доклад предполагает конкретный развернутый ответ на заданную тему, обычно основан на одной точке зрения. При этом доклад делается как выступление, а реферат обычно предоставляют в письменной форме. Исключение составляет выступление с рефератом на семинарах.

Как подготовить сообщение

Главное в сообщениях— суметь передать свои знания, донести до слушателей определённую информацию так, чтобы они её усвоили. При подготовке сообщения можно воспользоваться одним источником (книга, журнал). Объем 1-2 страницы.

Продумайте тему сообщения и составьте план (о чем хотите рассказать, полностью оформлять сообщение не обязательно.

Как выступить с сообщением?

  1. Сообщение нужно рассказывать, а не читать.
  2. Перед началом назвать тему сообщения.

а) Тема моего сообщения …

б) Я хочу вам рассказать …

  1. Чтобы сообщение получилось удачным, дома надо потренироваться.
  2. После выступления слушатели могут задать вопросы.

Как оформить выступление в презентации?

Во время лекции, доклада или на иных выступлениях, как правило, используют презентацию, которая сочетает все необходимые моменты по организации качественного сопровождения выступления докладчика, включая звук, видео и анимацию. С ее помощью пользователь может быстро оформить доклад в едином стиле, таким образом, значительно повысив степень восприятия предоставляемой информации аудиторией.

Презентация, подготовленная в программе Power Point, представляет собой последовательность слайдов, которые могут содержать план и основные положения выступления, все необходимые таблицы, диаграммы, схемы, рисунки, видеоэффекты и звук, входящие в демонстрационный материал.

Требования к оформлению презентаций

Оформление слайдов

Стиль

  • Соблюдайте единый стиль оформления.
  • Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
  • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должна преобладать над основной информацией (текст, рисунки).

Фон

  • Для фона выбирайте более спокойные тона.

Использование цвета

  • На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
  • Для фона и текста используйте контрастные цвета.
  • Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Анимационные эффекты

  • Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
  • Не стоит злоупотреблять анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление информации

Содержание информации

  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
  • Используйте короткие слова и предложения.
  • Используйте минимальное количество предлогов, наречий, прилагательных

Расположение информации на странице

  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
  • Если на слайде присутствует картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

  • Для заголовков – не менее 24.
  • Для информации – не менее 18.
  • Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
  • Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
  • Для выделения информации следует использовать полужирный шрифт, курсив или подчеркивание.
  • Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

Следует использовать:

  • рамки, границы, заливку;
  • разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки;
  • рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

  • Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
  • Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

  • с текстом;
  • с таблицами;
  • с диаграммами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

        Государственное профессиональное бюджетное образовательное учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг»

(«УИ ТЛТУ»)

РЕФЕРАТ

Дисциплина: ___________________

На тему: ________________________

        Выполнил: Ф.И.О. студента, группа, профессия

Проверил: Ф.И.О.

Преподавателя, должность

город, год



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг»

(ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)

        

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ВНЕАУДИТОРНЫХ  САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

ОУД.20 ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по профессии: 19.01.17  Повар, кондитер

        

Усть-Илимск, 2016

Рассмотрено и одобрено  на заседании Экспертного Совета

Протокол №  от г.

Председатель Т.А. Туранчиева

Рассмотрено и одобрено на заседании

МК «Общеобразовательные дисциплины»

Протокол №  от

Председатель МК Е.А. Рахманова

Михайленко Н.В., Рахманова Е.А. Методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебно-исследовательской деятельности: учебно-методическое пособие, 2016. –  с. 19.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по профессии 19.01.17  Повар, кондитер, содержит рекомендации, указания для подготовки к любому виду самостоятельных работ, проводящихся по предмету «Основы учебно-исследовательской деятельности».

        

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………….

4

2. УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ………………………………………….

6

3. ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА РЕФЕРАТОВ …………………………..

10

        


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Основы учебно-исследовательской деятельности» входит в общеобразовательный  цикл основной профессиональной образовательной программы по профессиям СПО.

Цель: подготовить студентов к учебно-исследовательской работе в процессе обучения (выполнение рефератов, докладов, выступление с презентациями) и в будущей профессиональной деятельности.

        Задачи:

  • научить студентов самостоятельной теоретической и экспериментальной работе, познакомить с современными методами исследований;
  • сформировать понятие о сущности исследовательской деятельности;
  • создать оптимальные условия для развития познавательной активности и интереса студентов, развития их умений и навыков общения и взаимодействия;
  • способствовать овладению методологией научного познания;
  • научить работать с научной литературой, осуществлять поиск необходимой информации;
  • выработать умение работы над рефератами, докладами, прививать навыки публичного выступления;
  • создать условия для саморазвития, самореализации, самовыражения.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • особенности формулировок темы работы, постановки целей и задач исследования, выбора методов исследования;
  • об информационных ресурсах, поддерживающих исследовательскую

деятельность (включая литературные источники, интернет-ресурсы и др.);

  • основные виды научных работ (реферат, научная статья, тезисы и т.д.);
  • основы методологии исследовательской деятельности;
  • способы и формы представления данных, полученных в результате исследования.
  • структуру и правила оформления исследовательской работы;

студент должен уметь:

  • самостоятельно писать рефераты, доклады;
  • делать выписки, составлять тезисы, конспекты статей;
  • работать со справочной литературой, пользоваться каталогами, составлять библиографию;
  • формулировать тему работы, её цели, ставить задачи исследования;
  • оформлять исследовательскую работу;
  • выступать с докладами, презентациями, принимать участие в дискуссии.

- формирование и развитие общих компетенций, определенных в ФГОС СПО.

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть следующими общими компетенциями:

  • ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
  • ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

В соответствии с учебным планом на самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов по ОУД.20 «Основы учебно-исследовательской деятельности», обучающихся по профессии 19.01.17  Повар, кондитер отводится 16. часов.


2. УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Самостоятельная работа №1

Тема 1. Методология научной работы

Поиск информации в интернете для рефератов по темам:  

  1. Современные блюда и гарниры из круп, бобовых, макаронных изделий
  2. Технологический процесс приготовления и отпуск блюд из яиц и творога»,
  3. Современные блюда из сыра
  4. Приготовление фаршей
  5. Требования  к качеству готовых блюд из теста с фаршем»
  6. Технологический процесс приготовления и оформления  простых мучных блюд из  теста с фаршем
  7. Итальянская кухня
  8.  Блюда Сибири
  9. Русская национальная кухня
  10. Лечебные свойства овощей и грибов
  11. Обработка солено-квашенных, сушеных и замороженных овощей
  12. Современные блюда из овощей и грибов
  13. Технологический процесс приготовления и отпуска блюд и гарниров  Русской национальной кухни.
  14. Способы сервировки, оформления и подачи блюд из традиционных видов овощей и грибов
  15. Бутерброды
  16.  Салаты и винегреты- особенности приготовления
  17. Оформление салатов в детском питании
  18. Лечебные свойства овощей
  19. Русские национальные закуски
  20. Блюда холодного стола Сибири
  21. Горячие закуски
  22. Холодные блюда и закуски мировой кухни
  23. Закуски из рыбы. Японская кухня
  24. Холодные блюда и закуски русской национальной кухни
  25. Заливные блюда из мяса и рыбы
  26. Технология приготовления жюльенов
  27. Закуски из морепродуктов
  28. Блюда из рыбы и морепродуктов
  29. Рыбные блюда национальной русской  кухни
  30. Значение рыбных блюд в детском питании
  31. Мировая кухня рыбных блюд

Самостоятельная работа №2

Тема 2. Этапы работы в процессе исследования

Оформление библиографического списка по выбранной теме реферата.

План работы:

1. Прочитайте рекомендации по составлению, оформлению списка литературы.

2. Поиск информации, и составление списка литературы через сеть Интерет;

3. Работа с картотекой библиотеки «УИ ТЛТУ», выписать название статей, учебников, монографий по теме раннее выбранного реферата.

Самостоятельная работа №3

Тема 3. Оформление исследовательской работы

Выполнение презентаций на темы:

  1. Современные блюда и гарниры из круп, бобовых, макаронных изделий
  2. Технологический процесс приготовления и отпуск блюд из яиц и творога»,
  3. Современные блюда из сыра
  4. Приготовление фаршей
  5. Требования  к качеству готовых блюд из теста с фаршем»
  6. Технологический процесс приготовления и оформления  простых мучных блюд из  теста с фаршем
  7. Итальянская кухня
  8.  Блюда Сибири
  9. Русская национальная кухня
  10. Лечебные свойства овощей и грибов
  11. Обработка солено-квашенных, сушеных и замороженных овощей
  12. Современные блюда из овощей и грибов
  13. Технологический процесс приготовления и отпуска блюд и гарниров  Русской национальной кухни.
  14. Способы сервировки, оформления и подачи блюд из традиционных видов овощей и грибов
  15. Бутерброды
  16.  Салаты и винегреты- особенности приготовления
  17. Оформление салатов в детском питании
  18. Лечебные свойства овощей
  19. Русские национальные закуски
  20. Блюда холодного стола Сибири
  21. Горячие закуски
  22. Холодные блюда и закуски мировой кухни
  23. Закуски из рыбы. Японская кухня
  24. Холодные блюда и закуски русской национальной кухни
  25. Заливные блюда из мяса и рыбы
  26. Технология приготовления жюльенов
  27. Закуски из морепродуктов
  28. Блюда из рыбы и морепродуктов
  29. Рыбные блюда национальной русской  кухни
  30. Значение рыбных блюд в детском питании
  31. Мировая кухня рыбных блюд

Самостоятельная работа №4

Тема 4. Представление результатов научно-исследовательской работы

Оформление и подготовка к защите рефератов по выбранным ранее темам.

Список литературы:

а) Учебные пособия:

  1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. - М.,2005
  2. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. - М. 2002
  3. Гасилин В.Н., Демидова М.В. Основы научных исследований. Учебно-методическое пособие. Саратов: Изд-во ПАГС, 2010
  4. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
  5. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.

б) Интернет-ресурсы:

  • http://festival.1september.ru/articles/549412/
  • www.twirpx.com/files/common/research  
  • www.twirpx.com/file/592354
  • www.bsu.ru/content/hec/golavskaya/module1/1_2.html

в) Дополнительная литература (электронные ресурсы: сетевая папка Преподаватель/Литература)

  1. Брусочкина Ж. В., Горелова И. Б., Ершова Г. Л. Исследовательские работы студентов. Методические рекомендации по подготовке и написанию. Иваново, 2012.
  2. Организация научно-исследовательской работы студентов: методические рекомендации / Ганчар А.И., Дегтяревич И.И., Захорошко С.С.. – Гродно: ГГАУ, 2011.


3. ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА РЕФЕРАТОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Реферат - это самостоятельная исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным.

В качестве реферата может выступать изложение книги, статьи, а также обобщение нескольких взглядов на проблему. Целью реферата является сообщение научной информации по определенной теме, обязательно раскрыть суть проблемы с различных позиций и точек зрения, и на основе этих выводов сделать свои выводы.

Рефераты используются на семинарских занятиях, могут учитываться в качестве зачетных работ, в работе научных студенческих конференций. В результате проделанной работы над рефератом совершенствуются навыки поиска, отбора и систематизации полученной информации, а также навыки грамотного, лаконичного изложения мыслей и речи.

Тематика рефератов определяется преподавателем, а право выбора темы реферата предоставляется студенту.

По типу реферат может быть:

  • классификационным, позволяющим его автору обобщить материал, изучаемый в различных разделах какой-либо дисциплины и в различное время;
  • познавательным, позволяющим его автору изучить внепрограммный теоретический материал и показать его применение к решению задач основного курса;
  • исследовательским, где основным содержанием реферата является цепочка задач, решаемых автором самостоятельно (это уже не вполне реферат, это более широкая работа).

 Этапы работы над рефератом

  • Формулирование темы. Тема должна быть актуальной по своему значению и интересной по содержанию.

Стоит заметить, что новизна и актуальность - разные вещи.

Новизна характеризует насколько ново содержание выступления по сравнению с существующими аналогами.

Актуальность - насколько оно сейчас нужно. Бесспорно, самый выигрышный вариант - и ново, и актуально.
Но если и не ново, и не актуально - нужно ли кому-то такое выступление?

  • Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 5).
  • Составление библиографии.
  • Обработка и систематизация информации.
  • Разработка плана реферата.
  • Формулирование цели и задач
  • Написание реферата и его оформление.

Цель исследования - это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы.

Обычно цель формулируют со слов:

  • доказать
  • обосновать
  • разработать
  • объяснить
  • определить
  • установить

Из поставленной цели вытекают задачи исследования.

Задача исследования - выбор путей и средств для достижения цели. Задачи формулируют со слов:

  • провести анализ (мониторинг, социологический опрос, интервью и т.д.)
  • выявить
  • определить
  • установить
  • изучить.

Структура реферата

1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Оформляется по определённым правилам; содержит информацию об учебном заведении, в котором учится автор, о теме реферата, о предмете, преподавателе, который консультирует исполняющего реферат, о месте и времени его написания.

2. СОДЕРЖАНИЕ (или ОГЛАВЛЕНИЕ)

Содержит перечень заголовков всех разделов, глав и параграфов реферата с указанием соответствующих им страниц (напротив заголовка раздела ставится только цифра, обозначающая номер страницы, ни "стр.", ни "с." писать не надо).

3. ВВЕДЕНИЕ

Здесь обычно показывают:

  • актуальность выбранной темы либо с научной точки зрения (невыясненность вопроса, многочисленные теории и споры), либо с позиций современности;
  • причины её избрания;
  • для кого она представляет интерес;
  • перечень задач, которые учащийся ставит перед собой, чтобы решить их в процессе написания реферата;
  • позиция автора реферата по отношению к проблемам, которые затрагивает тема;
  • краткий анализ изученной литературы, её сильные и слабые стороны.

Текст введения может занимать 1-2 страницы (10% от общего объёма работы.)

4. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РЕФЕРАТА

4.1. Содержание основной части.

В ней содержится материал, который был отобран студентом для рассмотрения темы, раскрывается поставленная во введении проблема и решается заявленный перечень задач на основе изученной литературы, других источников, собственного опыта.

4.2.Порядок оформления.

Основная часть должна быть разделена на главы и параграфы, которые озаглавливаются автором реферата.

4.3.Правила раскрытия темы.

Тема раскрывается последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами, в которых студент самостоятельно делает выводы, опираясь на определённые факты.

Владеть материалом нужно настолько, чтобы возможно было делать сравнения сведений по теме из разных источников: уметь находить сходство и различие, оценивать степень доказательности утверждений и т.д.

Объём текста может быть от 10 до 20 страниц.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этом разделе обычно:

  • подытоживаются и обобщаются выводы по главам (параграфам);
  • обращается внимание на выполнение выдвинутых во введении целей и задач;
  • определяется круг решённых и нерешённых проблем;
  • указывается место данной темы в соответствующей области знаний и применения;
  • предполагаются возможные межпредметные связи;
  • намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.

Объём – 10% от общего объема реферата (1-2 страницы).

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы завершает реферат и должен быть свежим, источники 5—7 летней давности, редко можно использовать ранние труды, при условии их уникальности.

Список составляется строго по алфавиту, все источники нумеруются. Источники указываются в следующем порядке:

  • законодательная литература, если есть;
  • основная и периодическая;
  • интернет-источники, если есть.

7. Далее может следовать ПРИЛОЖЕНИЕ, содержащее схемы, диаграммы, таблицы, графики, фото, картинки, рисунки, которые неудобно было располагать непосредственно в тексте основной части реферата. Кроме того, эти элементы вводятся только в том случае, если они позволяют заменить собою длинные пояснения.

Оформление реферата

  • Размер шрифта 12—14 пунктов, гарнитура Times New Roman, обычный;
  • интервал между строк: 1,5;
  • размер полей: левого — 30 мм, правого — 10 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм.
  • Точку в конце заголовка не ставят. Заглавия всегда выделены жирным шрифтом. Обычно: 1 заголовок — шрифт размером 16 пунктов, 2 заголовок – шрифт размером 14 пунктов, 3 заголовок – шрифт размером 14 пунктов, курсив.
  • Расстояние между заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Чтобы после оформления работы получить автоматическое оглавление, необходимо проставить названия глав как «Заголовок 1», «Заголовок 2 (Главная/Стили).

Важно:

  • печать текста нужно производить только на одной стороне листа!
  • Сноски и примечания отображать нужно в самом тексте (например, [10, c. 49-79]), либо можно вынести вниз листа, но тогда обозначать нужно следующим образом:

1Иванов И.И. Название источника — М.: Издательство, год производства. — с. страницы.

  • Не забыть нумеровать страницы. Нижний колонтитул посередине. Нумерация страниц начинается с титульного листа, но на самом титульном листе номер не отображается;
  • каждый раздел или глава должны быть оформлены с нового листа.

Критерии оценки реферата

Эрудированность в рассматриваемой области:

– актуальность заявленной проблемы;

– степень изученности состояния проблемы;

– использование современных результатов и научных фактов в работе;

– полнота цитируемой литературы.

Собственные достижения автора:

– использование знаний вне программы;

– степень новизны;

– научная значимость проблемы;

– владение научным и специальным аппаратом.

Общая характеристика работы

– грамотность и логичность изложения материала;

– структура работы (введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения);

– оформление реферата в соответствии со стандартом.

Реферат должен быть глубоким по содержанию, актуальным по заложенным в нем идеям, логичным по структуре и аккуратным по оформлению. Соблюдение этих установок является свидетельством высокого уровня интеллектуальной культуры студента.

В чем отличие доклада и реферата? В то время как доклад является конкретным изложением, реферат представляет собой обобщение информации. Реферат может быть основан на одном или нескольких источниках, которые освещаются в реферате в виде обобщения материала источников. При этом реферат подразумевает обязательное наличие нескольких точек зрения на поставленный в реферате вопрос. На основании этих точек зрения должен быть сделан собственный вывод.

Доклад предполагает конкретный развернутый ответ на заданную тему, обычно основан на одной точке зрения. При этом доклад делается как выступление, а реферат обычно предоставляют в письменной форме. Исключение составляет выступление с рефератом на семинарах.

Как подготовить сообщение

Главное в сообщениях— суметь передать свои знания, донести до слушателей определённую информацию так, чтобы они её усвоили. При подготовке сообщения можно воспользоваться одним источником (книга, журнал). Объем 1-2 страницы.

Продумайте тему сообщения и составьте план (о чем хотите рассказать, полностью оформлять сообщение не обязательно.

Как выступить с сообщением?

  1. Сообщение нужно рассказывать, а не читать.
  2. Перед началом назвать тему сообщения.

а) Тема моего сообщения …

б) Я хочу вам рассказать …

  1. Чтобы сообщение получилось удачным, дома надо потренироваться.
  2. После выступления слушатели могут задать вопросы.

Как оформить выступление в презентации?

Во время лекции, доклада или на иных выступлениях, как правило, используют презентацию, которая сочетает все необходимые моменты по организации качественного сопровождения выступления докладчика, включая звук, видео и анимацию. С ее помощью пользователь может быстро оформить доклад в едином стиле, таким образом, значительно повысив степень восприятия предоставляемой информации аудиторией.

Презентация, подготовленная в программе Power Point, представляет собой последовательность слайдов, которые могут содержать план и основные положения выступления, все необходимые таблицы, диаграммы, схемы, рисунки, видеоэффекты и звук, входящие в демонстрационный материал.

Требования к оформлению презентаций

Оформление слайдов

Стиль

  • Соблюдайте единый стиль оформления.
  • Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
  • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должна преобладать над основной информацией (текст, рисунки).

Фон

  • Для фона выбирайте более спокойные тона.

Использование цвета

  • На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
  • Для фона и текста используйте контрастные цвета.
  • Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Анимационные эффекты

  • Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
  • Не стоит злоупотреблять анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление информации

Содержание информации

  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
  • Используйте короткие слова и предложения.
  • Используйте минимальное количество предлогов, наречий, прилагательных

Расположение информации на странице

  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
  • Если на слайде присутствует картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

  • Для заголовков – не менее 24.
  • Для информации – не менее 18.
  • Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
  • Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
  • Для выделения информации следует использовать полужирный шрифт, курсив или подчеркивание.
  • Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

Следует использовать:

  • рамки, границы, заливку;
  • разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки;
  • рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

  • Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
  • Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

  • с текстом;
  • с таблицами;
  • с диаграммами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

        Государственное профессиональное бюджетное образовательное учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг»

(«УИ ТЛТУ»)

РЕФЕРАТ

Дисциплина: ___________________

На тему: ________________________

        Выполнил: Ф.И.О. студента, группа, профессия

Проверил: Ф.И.О.

Преподавателя, должность

город, год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Основы учебно-исследовательской деятельности студентов

Программа курса "Основы учебно-исследовательской деятельности студентов" по новым ФГОС, третьего поколения, СПО....

Учебная программа дисциплины: "Основы учебно-исследовательской деятельности"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования  (далее – ФГОС) по специальности: 44. 02...

Рабочая программа ОУД.20 Основы учебно-исследовательской деятельности

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельностиразработана в соответствии с вариативной частью ФГО согласно Базисному учебному плану. Организация-разработчик: ГБПОУ "...

Календарно-тематический план по дисциплине "Основы учебно-исследовательской деятельности" для специальности 43.02.10 Туризм

Календарно-тематический план по дисциплине "Основы учебно-исследовательской деятельности" для специальности Туризм...

Методические указания по подготовке учебных проектов по дисциплине "Основы учебно-исследовательской деятельности" для специальности 43.02.10 Туризм

Методические указания по подготовке учебных проектов по дисциплине "Основы учебно-исследовательской деятельности" для специальности 43.02.10 Туризм....

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис...

Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"

Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"...