Учебная программа дисциплины: "Основы учебно-исследовательской деятельности"
рабочая программа на тему

Чайкина Светлана Николаевна

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования  (далее – ФГОС) по специальности: 44. 02. 02. Преподавание в начальных классах

Организация-разработчик: ГБОУ СПО РО «ВПК»

Разработчик: С.Н. Чайкина – преподаватель дисциплин психолого-педагогического цикла ГБОУ СПО РО «ВПК»

Рекомендована Экспертной группой государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» (ГБОУ СПО РО «ВПК»).

Заключение Экспертной группы № 2  от «11»09.2016 г.

                                                                  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

«ВОЛГОДОНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБОУ СПО РО «ВПК»)

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ   ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.07 ОСНОВЫ  УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Волгодонск

2016

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования  (далее – ФГОС) по специальности: 44. 02. 02. Преподавание в начальных классах

Организация-разработчик: ГБОУ СПО РО «ВПК»

Разработчик: С.Н. Чайкина – преподаватель дисциплин психолого-педагогического цикла ГБОУ СПО РО «ВПК»

Рекомендована Экспертной группой государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» (ГБОУ СПО РО «ВПК»).

Заключение Экспертной группы № 2  от «11»09.2016 г.

                                                 


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ  УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности» является  вариативной  частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 44.02.02. Преподавание в начальных классах.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности» относится к вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Основные цели преподавания основ учебно-исследовательской деятельности:

  • приобщение студентов к теоретическим основам исследовательской работы, сформировать основные исследовательские умения и навыки;
  • совершенствовать культуру учебного труда обучаемых, освоить технологию подготовки, оформления и защиты основных положений исследования.

Основные задачи преподавания основ учебно-исследовательской деятельности:

  • переход к непрерывной системе многоуровневой подготовки кадров;
  • приток в разные типы дошкольных учреждений и школ воспитателей – исследователей, учителей-исследователей, владеющих основами теории и практики изучения ребенка;
  • осуществление личностно-ориентированного образования студентов, имеющих различные способности (в данном случае на основе склонности к исследовательской работе).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выбирать тему исследования, составлять ее план;
  • подбирать из литературы и самостоятельно разрабатывать методы для осуществления исследования;
  • обобщать передовой педагогический опыт и организовать собственную опытно-экспериментальную работу, делать необходимые выводы и обобщения;
  • определять научный аппарат исследования, составить библиографию по теме, выбрать методы, осуществлять сбор фактического материала, теоретический и практический анализ, оформить исследование в соответствии с требованиями.

 В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • методы психолого-педагогического исследования;
  • содержание основных понятий и категорий научного поиска;
  • требования к опытно-экспериментальной работе, к оформлению результатов исследования.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38часов;

самостоятельной работы обучающегося 19 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

57

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

38

в том числе:

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

8

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

19

Промежуточная аттестация в форме дифференцированных зачетов

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

 «Основы учебно-исследовательской деятельности»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение.  Предмет научного исследования в педагогике

4

2

Тема 1.1.

Функции педагогической науки. Развитие  теоретической системы педагогики. Педагогическая теория и методология. Значение педагогической теории и педагогических исследований.

Характер воспитательных явлений, сложность, динамичность, историческая обусловленность. Формы проявления педагогических явлений. Вероятный характер детерминации педагогических явлений.

Знать:

Определение науки, области научных знаний, методы получения этих знаний;

Сущность учебно-исследовательской работы и методы ее осуществления;

Содержание основных понятий и категорий научного поиска;

Требования к опытно-экспериментальной работе, к оформлению результатов исследования.

Уметь:

Понимать значения научных знаний для своей профессиональной деятельности.

Раздел 2.

Научная проблема и гипотеза

4

2

Тема 2.1.

Научная проблема. Практика –источник проблем. Определение темы. Выбор проблемы. Составление библиографии. Определение основной идеи, объекта, предмета, исследования.

Педагогический факт как категория научного познания. Природа научного факта в педагогике. Обработка фактов как процесс формирования теории. Функции гипотезы в развитии научного познания в педагогике. Формулировка гипотезы. Первичная реальная гипотеза. Условия научности гипотезы. Система гипотез. Обоснование и проверка правильности гипотезы. Переход гипотезы в научную теорию.

  Знать:

Сущность и компоненты методологических знаний.

  Уметь:

Различать понятия «методология», «методы».

Видеть методологические основы собственного научного поиска.

Самостоятельная  работа:

 наблюдение и отбор педагогических факторов на практике.

3

Практическое занятие:

1. Определение темы и формулировка научного аппарата.

2. Отбор  литературы по теме и ее оформление.

2

Раздел 3.

Методы педагогического исследования

4

2

Тема 3.1

Классификация методов педагогического исследования. Эмпирические методы педагогического исследования.

Наблюдение, его характеристика как научного метода. Виды наблюдений. Средства наблюдения. Выбор предмета наблюдения. Протоколирование наблюдений. Системы категорий и оценочные шкалы -как важное средство уточнения и облегчения наблюдения. Требования к наблюдению и подготовка наблюдателей. Возможности и границы наблюдения. Обобщение педагогического опыта.

Метод эксперимента. Характер и задачи педагогического эксперимента. Планирование эксперимента. Некоторые трудности экспериментирования в педагогике. Уравнивание экспериментальной и контрольной групп. Естественный и лабораторный эксперименты в педагогических исследованиях. Интерпретация эксперимента, достоверность его результатов. Значение эксперимента в педагогике и его отношение к другим методам.

Метод анкетирования, его характеристика как метода исследования. Формулировка вопросов анкеты и типы ответов. Отношения спрашивающего и опрашиваемых. Виды анкет и их составление.

Метод беседы (интервьюирование), его характеристика как метода
исследования. Ход беседы и её запись.        
ч

Анализ содержания педагогических документов, их качественно-количественный анализ. Проективные методы.

Некоторые способы измерения в педагогических исследованиях: устные, письменные и практические экзамены, тесты, шкалирование. Измерения при изучении социальных отношений.

Параметры, критерии и показатели.

Теоретические методы педагогического исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция; метод моделирования, мысленный эксперимент; методы формализации.

Сравнительно-исторические методы педагогического исследования. Генетический метод. Сравнительный и сравнительно-исторические методы. Исторический метод. Единство логического и исторического в педагогических исследованиях.

  Знать:

Сущность понятия «методы психолого-педагогического исследования»;

Многообразие видов методов исследования.

  Уметь:

Определять методы исследования для организации собственного научного поиска;

Разрабатывать методы исследования в соответствии с темой научной работы.

Самостоятельная работа: поиск диагностических методик по проблеме исследования.

3

Практическое занятие:

3. Обработка фактических данных, полученных при помощи различных методов.

1

Раздел 4.

Этапы и виды педагогического исследования

4

2

Тема 4.1.

Планирование научно-педагогических исследований и система методов. Этапы научного исследования, их особенности. Структурные особенности исследовательского процесса. Виды педагогических исследований и система методов. Краткосрочные и долгосрочные педагогические исследования. Диагностические, экспликативные и эвристические исследования. Частные и комплексные исследования. Фундаментальные и прикладные исследования. Системный подход к изучению педагогических явлений. Оформление исследования и его защита.

   Знать:

Особенности работы с научной литературой; Правила использования прочитанной литературы в собственном исследовании; требования к составлению плана своей собственной работы.

   Уметь:

Правильно подбирать необходимую литературу по теме исследования;

Составлять план работы; Вводить авторов в текст своей работы с последующей ссылкой.

Самостоятельная  работа:

Анализ выполненных выпускниками колледжа выпускных квалификационных работ; наблюдение и анализ защиты курсовых работ студентами выпускного курса:

3

Практическое занятие:

4. Составление плана исследования выбранной проблемы.

1

Раздел  5.

Уровни научного познания в педагогике

4

2

Тема  5.1.

Внутренняя связь эмпирии и теории. Повышение теоретического уровня познания в педагогике: опора на категориальную систему теории, углубление анализа, ориентация на исследование фундаментальных научных проблем, решение концептуальных проблем.

   Знать:

Состав компонентов методологического аппарата исследования; Особенности каждого из структурных компонентов, место каждого из компонентов в структуре исследования.

  Уметь:

Составить план своей исследовательской работы, формировать объект, предмет, цель и задачи научного поиска.

Самостоятельная  работа обучающихся (внеаудиторная):

Тема: Подготовка первых вариантов введения к собственному исследованию.

3

Раздел 6.

Некоторые проблемы педагогических исследований на современном этапе

3

3

Тема 6.1.

Встреча с исследователями проблем дошкольного, начального и основного общего образования. Опыт педагогов-новаторов.

  Знать:

Проблемы педагогических исследований на современном этапе, опыт педагогов-новаторов.

  Уметь:

Определять собственное направление исследовательской деятельности по интересующей проблеме.

Практическое занятии:

5. Обсуждение первых вариантов введения к собственному исследованию.

6. Анализ соответствия научного аппарата, плана, библиографии и введения по своей проблеме.

2

Раздел 7.

Виды научно-исследовательской деятельности студентов

4

2

Тема 7.1.

Реферативная работа. Общие  требования к реферативной работе. Структура критерии оценки реферативной работы. Знакомство с «Положением о реферативной работе студентов Донского педагогического колледжа». Курсовая работа. Общие требования к курсовой работе. Структура курсовой работы и её связь с выпускной квалификационной работой. Процедура подготовки студентов к защите и защита курсовых работ. Выпускная квалификационная работа. Общие требования к выполнению выпускной квалификационной работы. Календарное планирование этапов работы. Модели подготовки к защите и процедура защиты.

  Знать:

Особенности различных видов исследовательской работы;

Специфику опытно-экспериментальной работы как наиболее сложного и эффективного вида исследования.

  Уметь:

Выбирать и определять характер собственного исследования;

Использовать элементы педагогического эксперимента в собственном исследовании.

Самостоятельная  работа обучающихся (внеаудиторная):

Сбор материала к реферативной работе.

3

Практическое занятие.

7. Наблюдение и анализ защиты курсовых работ студентами выпускного курса.

2

Раздел  8.

Оформление исследования

3

2

Тема 8.1.

Общие требования к оформлению студенческого исследования. Титульный лист. Оглавление. Тестовая часть. Сокращения. Оформление списка литературы. Приложения. Наглядные материалы: иллюстрации, схемы, диаграммы, графики.

  Знать:

Требования к оформлению результатов исследования.

  Уметь:

Оформлять свою работу в соответствии с требованиями.

Самостоятельная  работа обучающихся (внеаудиторная):

Оформление реферативной работы. Подготовка к зачету.

4

ВСЕГО:

57

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ    ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета  должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПин 2.4.2 178-02).

Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью:

  • учебные столы (по количеству обучающихся);
  • рабочее место преподавателя;
  • шкафы для хранения литературы и демонстрационного оборудования.

Технические средства обучения:

  • видеоплейер;
  • телевизор;
  • компьютер.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.        Безрукова B.C. Как написать реферат, курсовую, диплом. СПБ., 2004

2.        Бережнова   Е.В.,   Краевский   В.В.   Основы   учебно-исследовательской деятельности студентов. М., 2008.

3.        Кожекина Т.В. , Клименко И.Ф.  Подготовка и защита дипломных работ в педагогических образовательных учреждениях. М., 2002.

  1. Кузнецов  И.Н.  Научные  работы.  Методика  подготовки  и  оформления. Минск., 1998.
  2. Кузнецов   И.Н.   Рефераты,   курсовые   и   дипломные   работы:   Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие. М., 2002.
  3. Сальникова   Т.П.   Исследовательская   деятельность   студентов.   Учебное пособие. М., 2005.

Дополнительная литература:

  1. Боровик    С.С.    Курсовые    и    выпускные    квалификационные    работы.  Методологические рекомендации. М., 2001.
  2. Галагузова ЮН., Штинова Г.Н. Азбука студента. М., 2000.
  3. Занина Л.В. Основы научно-исследовательской деятельности студентов в системе уровневого профессионального образования. Ростов - на - Дону, 1999.
  4. Методические    рекомендации    к    выполнению    курсовых,    дипломных выпускных квалификационных работ студентами Донского педагогического колледжа. Ростов - на - Дону, 1999.
  5. Подготовка студента-исследователя в системе вузовского образования. М.. 1996.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, тематических и итоговых разноуровневых контрольных работ, тренировочных самостоятельных работ.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выбирать тему исследования, составлять ее план;
  • подбирать из литературы и самостоятельно разрабатывать методы для осуществления исследования;
  • обобщать передовой педагогический опыт и организовать собственную опытно-экспериментальную работу, делать необходимые выводы и обобщения;
  • определять научный аппарат исследования, составить библиографию по теме, выбрать методы, осуществлять сбор фактического материала, теоретический и практический анализ, оформить исследование в соответствии с требованиями.

 В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • методы психолого-педагогического исследования;
  • содержание основных понятий и категорий научного поиска;
  • требования к опытно-экспериментальной работе, к оформлению результатов исследования.

В процессе освоения учебной дисциплины осуществляются следующие виды контроля:

  • предварительный;
  • текущий;
  • тематический;
  • рубежный (поэтапный);
  • итоговый;
  • заключительный.

Формы контроля знаний и умений обучающихся:

  • письменная контрольная работа;
  • классический устный опрос;
  • практический зачет по теме;
  • устный зачет по теме.

Методы проверки включают в себя две основные части:

  1. составление проверочных вопросов и работ и их задавание;
  2. ответы обучающихся на поставленные вопросы.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины Основы исследовательской деятельности

Программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 034702  Документа...

Рабочая программа дисциплины "Основы материаловедения"

Рабочая программа дисциплины "ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ" разработана в соотвествии с ФГОС по профессии НПО 08.01.08 (270802.10)Мастер отделочных строительных работ.по профессиям ОК-01694ОКПР №19727...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Основы декоративно-прикладного искусства» для дошкольных образовательных учреждений города Глазова.

рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений по декоративно-прикладному искусству....

Рабочая программа дисциплины: "Основы материаловедения"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта укрупнённой группы 080000 «Техника и технология строительства» по профессии среднего...

Рабочая программа дисциплины Основы предпринимательской деятельности для специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) базовой подготовки

В рамках вариативной дисциплины Основы предпринимательской деятельности студенты получают необходимые навыки предпринимательской активности, как во взаимоотношениях с партнерами по бизнесу, культуре п...

Рабочаяя программа дисциплины Основы предпринимательской деятельности

Рабочаяя программа дисциплины Основы предпринимательской деятельности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ И УЧЕТА по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 43.01.09 Повар, кондитер

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 9 дека...