Учебная программа дисциплины: "Основы учебно-исследовательской деятельности"
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности: 44. 02. 02. Преподавание в начальных классах
Организация-разработчик: ГБОУ СПО РО «ВПК»
Разработчик: С.Н. Чайкина – преподаватель дисциплин психолого-педагогического цикла ГБОУ СПО РО «ВПК»
Рекомендована Экспертной группой государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» (ГБОУ СПО РО «ВПК»).
Заключение Экспертной группы № 2 от «11»09.2016 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебная программа дисциплины: "Основы учебно-исследовательской деятельности" | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ВОЛГОДОНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБОУ СПО РО «ВПК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Волгодонск
2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности: 44. 02. 02. Преподавание в начальных классах
Организация-разработчик: ГБОУ СПО РО «ВПК»
Разработчик: С.Н. Чайкина – преподаватель дисциплин психолого-педагогического цикла ГБОУ СПО РО «ВПК»
Рекомендована Экспертной группой государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» (ГБОУ СПО РО «ВПК»).
Заключение Экспертной группы № 2 от «11»09.2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 10 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности» является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 44.02.02. Преподавание в начальных классах.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности» относится к вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Основные цели преподавания основ учебно-исследовательской деятельности:
- приобщение студентов к теоретическим основам исследовательской работы, сформировать основные исследовательские умения и навыки;
- совершенствовать культуру учебного труда обучаемых, освоить технологию подготовки, оформления и защиты основных положений исследования.
Основные задачи преподавания основ учебно-исследовательской деятельности:
- переход к непрерывной системе многоуровневой подготовки кадров;
- приток в разные типы дошкольных учреждений и школ воспитателей – исследователей, учителей-исследователей, владеющих основами теории и практики изучения ребенка;
- осуществление личностно-ориентированного образования студентов, имеющих различные способности (в данном случае на основе склонности к исследовательской работе).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выбирать тему исследования, составлять ее план;
- подбирать из литературы и самостоятельно разрабатывать методы для осуществления исследования;
- обобщать передовой педагогический опыт и организовать собственную опытно-экспериментальную работу, делать необходимые выводы и обобщения;
- определять научный аппарат исследования, составить библиографию по теме, выбрать методы, осуществлять сбор фактического материала, теоретический и практический анализ, оформить исследование в соответствии с требованиями.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- методы психолого-педагогического исследования;
- содержание основных понятий и категорий научного поиска;
- требования к опытно-экспериментальной работе, к оформлению результатов исследования.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38часов;
самостоятельной работы обучающегося 19 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 57 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 38 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 19 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированных зачетов
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Основы учебно-исследовательской деятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Введение. Предмет научного исследования в педагогике | 4 | 2 |
Тема 1.1. | Функции педагогической науки. Развитие теоретической системы педагогики. Педагогическая теория и методология. Значение педагогической теории и педагогических исследований. Характер воспитательных явлений, сложность, динамичность, историческая обусловленность. Формы проявления педагогических явлений. Вероятный характер детерминации педагогических явлений. Знать: Определение науки, области научных знаний, методы получения этих знаний; Сущность учебно-исследовательской работы и методы ее осуществления; Содержание основных понятий и категорий научного поиска; Требования к опытно-экспериментальной работе, к оформлению результатов исследования. Уметь: Понимать значения научных знаний для своей профессиональной деятельности. | ||
Раздел 2. | Научная проблема и гипотеза | 4 | 2 |
Тема 2.1. | Научная проблема. Практика –источник проблем. Определение темы. Выбор проблемы. Составление библиографии. Определение основной идеи, объекта, предмета, исследования. Педагогический факт как категория научного познания. Природа научного факта в педагогике. Обработка фактов как процесс формирования теории. Функции гипотезы в развитии научного познания в педагогике. Формулировка гипотезы. Первичная реальная гипотеза. Условия научности гипотезы. Система гипотез. Обоснование и проверка правильности гипотезы. Переход гипотезы в научную теорию. Знать: Сущность и компоненты методологических знаний. Уметь: Различать понятия «методология», «методы». Видеть методологические основы собственного научного поиска. | ||
Самостоятельная работа: наблюдение и отбор педагогических факторов на практике. | 3 | ||
Практическое занятие: 1. Определение темы и формулировка научного аппарата. 2. Отбор литературы по теме и ее оформление. | 2 | ||
Раздел 3. | Методы педагогического исследования | 4 | 2 |
Тема 3.1 | Классификация методов педагогического исследования. Эмпирические методы педагогического исследования. Наблюдение, его характеристика как научного метода. Виды наблюдений. Средства наблюдения. Выбор предмета наблюдения. Протоколирование наблюдений. Системы категорий и оценочные шкалы -как важное средство уточнения и облегчения наблюдения. Требования к наблюдению и подготовка наблюдателей. Возможности и границы наблюдения. Обобщение педагогического опыта. Метод эксперимента. Характер и задачи педагогического эксперимента. Планирование эксперимента. Некоторые трудности экспериментирования в педагогике. Уравнивание экспериментальной и контрольной групп. Естественный и лабораторный эксперименты в педагогических исследованиях. Интерпретация эксперимента, достоверность его результатов. Значение эксперимента в педагогике и его отношение к другим методам. Метод анкетирования, его характеристика как метода исследования. Формулировка вопросов анкеты и типы ответов. Отношения спрашивающего и опрашиваемых. Виды анкет и их составление. Метод беседы (интервьюирование), его характеристика как метода Анализ содержания педагогических документов, их качественно-количественный анализ. Проективные методы. Некоторые способы измерения в педагогических исследованиях: устные, письменные и практические экзамены, тесты, шкалирование. Измерения при изучении социальных отношений. Параметры, критерии и показатели. Теоретические методы педагогического исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция; метод моделирования, мысленный эксперимент; методы формализации. Сравнительно-исторические методы педагогического исследования. Генетический метод. Сравнительный и сравнительно-исторические методы. Исторический метод. Единство логического и исторического в педагогических исследованиях. Знать: Сущность понятия «методы психолого-педагогического исследования»; Многообразие видов методов исследования. Уметь: Определять методы исследования для организации собственного научного поиска; Разрабатывать методы исследования в соответствии с темой научной работы. | ||
Самостоятельная работа: поиск диагностических методик по проблеме исследования. | 3 | ||
Практическое занятие: 3. Обработка фактических данных, полученных при помощи различных методов. | 1 | ||
Раздел 4. | Этапы и виды педагогического исследования | 4 | 2 |
Тема 4.1. | Планирование научно-педагогических исследований и система методов. Этапы научного исследования, их особенности. Структурные особенности исследовательского процесса. Виды педагогических исследований и система методов. Краткосрочные и долгосрочные педагогические исследования. Диагностические, экспликативные и эвристические исследования. Частные и комплексные исследования. Фундаментальные и прикладные исследования. Системный подход к изучению педагогических явлений. Оформление исследования и его защита. Знать: Особенности работы с научной литературой; Правила использования прочитанной литературы в собственном исследовании; требования к составлению плана своей собственной работы. Уметь: Правильно подбирать необходимую литературу по теме исследования; Составлять план работы; Вводить авторов в текст своей работы с последующей ссылкой. | ||
Самостоятельная работа: Анализ выполненных выпускниками колледжа выпускных квалификационных работ; наблюдение и анализ защиты курсовых работ студентами выпускного курса: | 3 | ||
Практическое занятие: 4. Составление плана исследования выбранной проблемы. | 1 | ||
Раздел 5. | Уровни научного познания в педагогике | 4 | 2 |
Тема 5.1. | Внутренняя связь эмпирии и теории. Повышение теоретического уровня познания в педагогике: опора на категориальную систему теории, углубление анализа, ориентация на исследование фундаментальных научных проблем, решение концептуальных проблем. Знать: Состав компонентов методологического аппарата исследования; Особенности каждого из структурных компонентов, место каждого из компонентов в структуре исследования. Уметь: Составить план своей исследовательской работы, формировать объект, предмет, цель и задачи научного поиска. | ||
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная): Тема: Подготовка первых вариантов введения к собственному исследованию. | 3 | ||
Раздел 6. | Некоторые проблемы педагогических исследований на современном этапе | 3 | 3 |
Тема 6.1. | Встреча с исследователями проблем дошкольного, начального и основного общего образования. Опыт педагогов-новаторов. Знать: Проблемы педагогических исследований на современном этапе, опыт педагогов-новаторов. Уметь: Определять собственное направление исследовательской деятельности по интересующей проблеме. | ||
Практическое занятии: 5. Обсуждение первых вариантов введения к собственному исследованию. 6. Анализ соответствия научного аппарата, плана, библиографии и введения по своей проблеме. | 2 | ||
Раздел 7. | Виды научно-исследовательской деятельности студентов | 4 | 2 |
Тема 7.1. | Реферативная работа. Общие требования к реферативной работе. Структура критерии оценки реферативной работы. Знакомство с «Положением о реферативной работе студентов Донского педагогического колледжа». Курсовая работа. Общие требования к курсовой работе. Структура курсовой работы и её связь с выпускной квалификационной работой. Процедура подготовки студентов к защите и защита курсовых работ. Выпускная квалификационная работа. Общие требования к выполнению выпускной квалификационной работы. Календарное планирование этапов работы. Модели подготовки к защите и процедура защиты. Знать: Особенности различных видов исследовательской работы; Специфику опытно-экспериментальной работы как наиболее сложного и эффективного вида исследования. Уметь: Выбирать и определять характер собственного исследования; Использовать элементы педагогического эксперимента в собственном исследовании. | ||
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная): Сбор материала к реферативной работе. | 3 | ||
Практическое занятие. 7. Наблюдение и анализ защиты курсовых работ студентами выпускного курса. | 2 | ||
Раздел 8. | Оформление исследования | 3 | 2 |
Тема 8.1. | Общие требования к оформлению студенческого исследования. Титульный лист. Оглавление. Тестовая часть. Сокращения. Оформление списка литературы. Приложения. Наглядные материалы: иллюстрации, схемы, диаграммы, графики. Знать: Требования к оформлению результатов исследования. Уметь: Оформлять свою работу в соответствии с требованиями. | ||
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная): Оформление реферативной работы. Подготовка к зачету. | 4 | ||
ВСЕГО: | 57 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПин 2.4.2 178-02).
Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью:
- учебные столы (по количеству обучающихся);
- рабочее место преподавателя;
- шкафы для хранения литературы и демонстрационного оборудования.
Технические средства обучения:
- видеоплейер;
- телевизор;
- компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Безрукова B.C. Как написать реферат, курсовую, диплом. СПБ., 2004
2. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. М., 2008.
3. Кожекина Т.В. , Клименко И.Ф. Подготовка и защита дипломных работ в педагогических образовательных учреждениях. М., 2002.
- Кузнецов И.Н. Научные работы. Методика подготовки и оформления. Минск., 1998.
- Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие. М., 2002.
- Сальникова Т.П. Исследовательская деятельность студентов. Учебное пособие. М., 2005.
Дополнительная литература:
- Боровик С.С. Курсовые и выпускные квалификационные работы. Методологические рекомендации. М., 2001.
- Галагузова ЮН., Штинова Г.Н. Азбука студента. М., 2000.
- Занина Л.В. Основы научно-исследовательской деятельности студентов в системе уровневого профессионального образования. Ростов - на - Дону, 1999.
- Методические рекомендации к выполнению курсовых, дипломных выпускных квалификационных работ студентами Донского педагогического колледжа. Ростов - на - Дону, 1999.
- Подготовка студента-исследователя в системе вузовского образования. М.. 1996.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, тематических и итоговых разноуровневых контрольных работ, тренировочных самостоятельных работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
| В процессе освоения учебной дисциплины осуществляются следующие виды контроля:
Формы контроля знаний и умений обучающихся:
Методы проверки включают в себя две основные части:
. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины Основы исследовательской деятельности
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 034702 Документа...
Рабочая программа дисциплины "Основы материаловедения"
Рабочая программа дисциплины "ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ" разработана в соотвествии с ФГОС по профессии НПО 08.01.08 (270802.10)Мастер отделочных строительных работ.по профессиям ОК-01694ОКПР №19727...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Основы декоративно-прикладного искусства» для дошкольных образовательных учреждений города Глазова.
рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений по декоративно-прикладному искусству....
Рабочая программа дисциплины: "Основы материаловедения"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта укрупнённой группы 080000 «Техника и технология строительства» по профессии среднего...
Рабочая программа дисциплины Основы предпринимательской деятельности для специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) базовой подготовки
В рамках вариативной дисциплины Основы предпринимательской деятельности студенты получают необходимые навыки предпринимательской активности, как во взаимоотношениях с партнерами по бизнесу, культуре п...
Рабочаяя программа дисциплины Основы предпринимательской деятельности
Рабочаяя программа дисциплины Основы предпринимательской деятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ И УЧЕТА по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 43.01.09 Повар, кондитер
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 9 дека...