Рабочая программа ОУД.20 Основы учебно-исследовательской деятельности
рабочая программа на тему

Михайленко Нина Витальевна

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельностиразработана в соответствии с вариативной частью ФГО согласно Базисному учебному плану. Организация-разработчик: ГБПОУ "УИ ТЛТУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум

лесопромышленных технологий и сферы услуг»

(ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)

       

        

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

от  «26» мая 2016  №131

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.20 ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по профессии:  15.01.09  Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин

Усть-Илимск, 2016

Рассмотрена и одобрена

на заседании методической

комиссии «Общеобразовательные

дисциплины»

 «20» мая 2016 г.

Протокол № 10

Председатель       комиссии

C:\Documents and Settings\Высочина\Рабочий стол\Мои документы\DOCUME~1\4636~1\LOCALS~1\Temp\FineReader11\media\image1.jpegРахманова Е.А.

Авторы: Михайленко Нина Витальевна, преподаватель первой квалификационной категории,

Рахманова Евдокия Александровна, преподаватель

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности разработана в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин согласно Базисному учебному плану.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа (далее - Программа) общеобразовательной учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности» предназначена для изучения методов организации и проведения учебно-исследовательской  работы в ГБПОУ «Усть-Илимском техникуме лесопромышленных технологий и сферы услуг» (далее – Учреждение), реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы СПО (далее – ОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:учебная дисциплина входит в общеобразовательный  цикл образовательной программы по профессиям СПО.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

        Цель: подготовить обучающихся к учебно-исследовательской работе в процессе обучения (выполнение рефератов, докладов, выступление с презентациями) и в будущей профессиональной деятельности.

        Задачи:

  • научить обучающихся самостоятельной теоретической и экспериментальной работе, познакомить с современными методами исследований;
  • сформировать понятие о сущности исследовательской деятельности;
  • создать оптимальные условия для развития познавательной активности и интереса обучающихся, развития их умений и навыков общения и взаимодействия;
  • научить работать с научной литературой, осуществлять поиск необходимой информации;
  • выработать умение работы над рефератами, докладами, прививать навыки публичного выступления;
  • создать условия для саморазвития, самореализации, самовыражения.

В результате освоения дисциплины

1. Обучающийся должен знать:

  • особенности формулировок темы работы, постановки целей и задач исследования, выбора методов исследования;
  • об информационных ресурсах, поддерживающих исследовательскую деятельность (включая литературные источники, интернет-ресурсы и др.);
  • основные виды научных работ (реферат, научная статья, тезисы и т.д.);
  • основы методологии исследовательской деятельности;
  • способы и формы представления данных, полученных в результате исследования.
  • структуру и правила оформления исследовательской работы;

2. Обучающийся должен уметь:

  • самостоятельно писать рефераты, доклады;
  • делать выписки, составлять тезисы, конспекты статей;
  • работать со справочной литературой, пользоваться каталогами, составлять библиографию;
  • формулировать тему работы, её цели, ставить задачи исследования;
  • оформлять исследовательскую работу;
  • выступать с докладами, презентациями, принимать участие в дискуссии.

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть следующими общими компетенциями:

  • ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
  • ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки 54 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки 36 часов;

самостоятельной работы 18 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы                

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

     практические занятия

29

     контрольные работы

1

Самостоятельная работа

18

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

№ урока

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Время на изучение темы

Уровень освоения

Технология, формы и методы

1

2

 3

4

 5

6

Введение

Содержание учебного материала

 

 

 

 

1

Цели и задачи исследовательской деятельности. Виды исследовательских работ (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия).

1

1

1

- фронтальная беседа;

- наглядный метод (презентация);

- составление конспекта

Тема 1. Методология учебно-исследовательской деятельности

Содержание учебного материала

 

11

 

- фронтальная беседа

- наглядный метод (презентация);

- составление конспекта;

- индивидуальная работа;

- контрольная работа (тест)

 

2

Роль ИКТ в учебно – исследовательской деятельности, алгоритм поиска информации в Интернете. Основные понятия исследовательской деятельности. Выбор темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость). Основы библиотечно-библиографической грамотности.

1

2

Практические работы:

 

 

3

Обоснование выбора темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость)

1

2

4

Обоснование выбора темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость)

1

2

5

Сканирование и распознавание текста, экспортирование в текстовый редактор Word. Редактирование текста.

1

2

6

Сканирование и распознавание текста, экспортирование в текстовый редактор Word. Редактирование текста.

1

2

7

Сканирование фотографий, рисунков. Сохранение в памяти компьютера. Вставка в текстовый документ.

1

2

8

Сканирование фотографий, рисунков. Сохранение в памяти компьютера. Вставка в текстовый документ.

1

2

9

Поиск информации по заданной теме в Интернете

1

2

10

Поиск информации по заданной теме в Интернете

1

2

11

Поиск информации по заданной теме в Интернете

1

2

12

Поиск информации по заданной теме в Интернете

0,5

2

Контрольная работа №1: Методология учебно-исследовательской деятельности

0,5

Самостоятельная работа №1

6

 

 

Поиск информации в интернете для рефератов по темам:  

  1. Дефекты древесины, возникающие при трелевке.
  2. Лесопромышленные породы.
  3. Сущность стандартизации и ее роль в развитии производства.
  4. Экспорт лесоматериалов.
  5. Цветные металлы и сплавы.
  6. Порошковая металлургия.
  7. Металлокерамика.
  8. Материалы для нанесения покрытий.
  9. Восстановление качества топлив и смазочных материалов.
  10. Горючесмазочные материалы, применяемые при эксплуатации лесозаготовительной техники фирмы JohnDeere.
  11. Лесозаготовительная техника фирмы JohnDeere, Caterpillar и других зарубежных фирм.
  12. Техническое оснащение современных лесосек
  13. Принципы формирования машин в системы для лесосечных работ
  14. Присадки к маслам.
  15. Нормы расхода дизельного топлива при выполнении различных лесозаготовительных работ.
  16. Технология разработки лесосек в горных условиях.
  17. Выполнение работ по очистке лесосек от порубочных остатков, сучьев и вершин деревьев.
  18. Технология расчистки трасс под трелевочные волока при машинной валке.
  19. Технология расчистки площадок под лесопогрузочные пункты при машинной валке.
  20. Технология транспортировки лесных грузов.
  21. Выполнение работ по прокладке трелевочных волоков.
  22. Выполнение работ по  устройству лесопогрузочных пунктов на верхнем складе.
  23. Система технического обслуживания и ремонта тракторов.
  24. Характеристика дизтоплива, основные марки.
  25. Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и  качеству.
  26. Методы борьбы с коррозией.
  27. Определение свойств масел по марке.
  28. Назначение и основные требования, предъявляемые к пластичным смазкам.
  29. Характеристика охлаждающих жидкостей.
  30. Пути снижения эксплуатационного расхода топлива и масел.

 

Тема 2. Этапы работы в процессе исследования

Содержание учебного материала

 

4

 

- фронтальная беседа

- наглядный метод

(презентация);

- составление конспекта;

- работа с инструкционными картами;

- индивидуальная работа;

- работа в парах;

- контрольная работа (тест)

 

 

13

Обоснование темы и составление плана. Работа с научной литературой и источниками. Работа над содержанием. Обработка результатов проведенного исследования.

1

2

Практические работы:

 

 

14

Составление плана реферата или доклада.

1

2

15

Составление библиографического списка.

1

2

16

Составление библиографического списка.

0,5

2

Контрольная работа №2:

«Этапы работы в процессе исследования»

0,5

 

Самостоятельная работа №2

2

Оформление библиографического списка по выбранной теме реферата.

Тема 3.

Оформление исследовательской работы

Содержание учебного материала

 

11

 

17

Структура содержания реферата, доклада. Требования к оформлению выпускной квалификационной работы.

1

2

- фронтальная беседа

- наглядный метод

(презентация);

- составление конспекта;

- работа с инструкционными картами;

- индивидуальная работа;

- работа в парах;

- контрольная работа (тест)

18

Правила оформления текста учебно-исследовательской работы в текстовом редакторе Word. Правила оформления учебно-исследовательской работы в презентации PowerPoint.

1

2

Практические работы:

 

19

Оформление титульного листа, содержания.

1

2

20

Редактирование текста исследовательской работы в текстовом редакторе Word.

1

2

21

Редактирование текста исследовательской работы в текстовом редакторе Word.

1

2

22

Оформление текста исследовательской работы в текстовом редакторе Word.

1

2

23

Оформление текста исследовательской работы в текстовом редакторе Word.

1

2

24

Оформление исследовательской работы в презентации PowerPoint (использование фона, типов шрифтов заголовков и текста)

1

2

25

Оформление исследовательской работы в презентации PowerPoint (вставка фотографий, рисунков, таблиц, диаграмм)

1

2

26

Редактирование исследовательской работы в презентации PowerPoint.

1

2

27

Оформление исследовательской работы в презентации PowerPoint.

1

2

Самостоятельная работа №3

 5

 

 

Выполнение презентаций на темы:

  1. Дефекты древесины, возникающие при трелевке.
  2. Лесопромышленные породы.
  3. Сущность стандартизации и ее роль в развитии производства.
  4. Экспорт лесоматериалов.
  5. Цветные металлы и сплавы.
  6. Порошковая металлургия.
  7. Металлокерамика.
  8. Материалы для нанесения покрытий.
  9. Восстановление качества топлив и смазочных материалов.
  10. Горючесмазочные материалы, применяемые при эксплуатации лесозаготовительной техники фирмы JohnDeere.
  11. Лесозаготовительная техника фирмы JohnDeere, Caterpillar и других зарубежных фирм.
  12. Техническое оснащение современных лесосек
  13. Принципы формирования машин в системы для лесосечных работ
  14. Присадки к маслам.
  15. Нормы расхода дизельного топлива при выполнении различных лесозаготовительных работ.
  16. Технология разработки лесосек в горных условиях.
  17. Выполнение работ по очистке лесосек от порубочных остатков, сучьев и вершин деревьев.
  18. Технология расчистки трасс под трелевочные волока при машинной валке.
  19. Технология расчистки площадок под лесопогрузочные пункты при машинной валке.
  20. Технология транспортировки лесных грузов.
  21. Выполнение работ по прокладке трелевочных волоков.
  22. Выполнение работ по  устройству лесопогрузочных пунктов на верхнем складе.
  23. Система технического обслуживания и ремонта тракторов.
  24. Характеристика дизтоплива, основные марки.
  25. Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и  качеству.
  26. Методы борьбы с коррозией.
  27. Определение свойств масел по марке.
  28. Назначение и основные требования, предъявляемые к пластичным смазкам.
  29. Характеристика охлаждающих жидкостей.
  1. Пути снижения эксплуатационного расхода топлива и масел.

 

 

Тема 4. Представление результатов научно-исследовательской работы

Содержание учебного материала

 

9

 

- фронтальная беседа;

- наглядный метод

(видеоролик, презентация);

- составление конспекта;

- работа с инструкционными

картами;

- индивидуальная работа;

- работа в парах;

- контрольная работа (тест) 

28

Использование различных технических средств для представления результатов работы. Культура выступления и ведения дискуссии.

1

2

Практические работы:

29

Подготовка исследовательской работы по выбранной теме на бумажном носителе.

1

2

30

Подготовка исследовательской работы по выбранной теме на бумажном носителе.

1

2

31

Подготовка исследовательской работы по выбранной теме в виде презентации

1

2

32

Подготовка исследовательской работы по выбранной теме в виде презентации

1

2

33

Выступление с исследовательской работой перед аудиторией

1

2

34

Выступление с исследовательской работой перед аудиторией

1

2

35

Выступление с исследовательской работой перед аудиторией

1

2

36

Выступление с исследовательской работой перед аудиторией

1

2

Самостоятельная работа №4

5

 

 

Оформление и подготовка к защите рефератов по выбранным ранее темам.

 

 

 

ВСЕГО:

36



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины осуществляется в компьютерном кабинете.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- рабочие места по количеству студентов;

- комплект учебно-наглядных пособий: периодическая литература, мультимедиа-презентации;

- компьютерное рабочее место студентов – 10 шт.;

- компьютерное рабочее место преподавателя;

- проектор;

- экран;

- сканер;

- принтер;

- локальная сеть.

3.2  Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

а) Учебные пособия:

  1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. - М.,2005
  2. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. - М. 2002
  3. Гасилин В.Н., Демидова М.В. Основы научных исследований. Учебно-методическое пособие. Саратов: Изд-во ПАГС, 2010
  4. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
  5. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.

б) Интернет-ресурсы:

в) Дополнительная литература (электронные ресурсы: сетевая папка Преподаватель/Литература)

  1. Брусочкина Ж. В., Горелова И. Б., Ершова Г. Л. Исследовательские работы студентов. Методические рекомендации по подготовке и написанию. Иваново, 2012.
  2. Организация научно-исследовательской работы студентов: методические рекомендации / Ганчар А.И., Дегтяревич И.И., Захорошко С.С.. – Гродно: ГГАУ, 2011.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения опроса, практических и контрольных работ (тестов), а также выполнения итоговой работы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

  • самостоятельно писать рефераты, доклады;
  • делать выписки, составлять тезисы, конспекты научных статей;
  • работать со справочной литературой, пользоваться каталогами, составлять библиографию;
  • формулировать тему работы, её цели, ставить задачи исследования;
  • оформлять исследовательскую работу; выступать с докладами, презентациями, принимать участие в дискуссии

Знать:

  • особенности формулировок темы работы, постановки целей и задач исследования, выбора методов исследования;
  • об информационных ресурсах, поддерживающих исследовательскую деятельность (включая литературные источники, интернет-ресурсы и др.);
  • основные виды научных работ (реферат, научная статья, тезисы и т.д.);
  • основы методологии исследовательской деятельности;
  • способы и формы представления данных, полученных в результате
  • исследования.
  • структуру и правила оформления исследовательской работы.

Формы контроля обучения:

–устный опрос;

– домашние задания;

– практические задания;

фронтальная беседа;

 наглядный метод

(видеоролик, презентация);

 составление конспекта;

 работа с инструкционными

картами;

 индивидуальная работа;

 работа в парах;

 контрольная работа (тест) 

Формы оценки результативности обучения:

– накопительная система баллов, на основе которой  выставляется итоговая отметка.

– традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:

– отбирать и оценивать факты, процессы, явления;

– выполнять условия задания;

– делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

– осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

– работать в парах и представлять как свою, так  и общую позицию.

Методы оценки результатов обучения:

– формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе результатов текущего контроля и выполнения итоговой работы.

Результаты обучения

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

- оперативность и результативность поиска необходимой информации;

- обоснованность выбора источников, включая электронные и Интернет-ресурсы, использования и преобразования информации из различных источников для решения поставленных задач профессионального и личностного характера;

Накопительная система баллов, на основе которой  выставляется итоговая отметка.

– традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

Анализ результатов устных опросов, практических заданий. Работа с инструкционными

картами.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

- степень развития и успешность применения коммуникационных способностей на практике (в общении с сокурсниками в ходе обучения);

- полнота, понимание и четкость представлений того, что успешность и результативность выполненной работы зависит от согласованности действий всех участников команды работающих;

- владение способами бесконфликтного общения и саморегуляции в коллективе;

Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы и во время участия в ситуационных и имитационных играх; накопительная оценка.

Текущий контроль знаний:

- фронтальные опросы,

- устные и письменные работы,

--разноуровневые задания

- проверочные работы по темам.

Выступление студентов перед группой с зачетной работой (защита реферата, презентация).


Темы рефератов

  1. Дефекты древесины, возникающие при трелевке.
  2. Лесопромышленные породы.
  3. Сущность стандартизации и ее роль в развитии производства.
  4. Экспорт лесоматериалов.
  5. Цветные металлы и сплавы.
  6. Порошковая металлургия.
  7. Металлокерамика.
  8. Материалы для нанесения покрытий.
  9. Восстановление качества топлив и смазочных материалов.
  10. Горючесмазочные материалы, применяемые при эксплуатации

лесозаготовительной техники фирмы JohnDeere.

  1. Лесозаготовительная техника фирмы JohnDeere, Caterpillar и других

зарубежных фирм.

  1. Техническое оснащение современных лесосек
  2. Принципы формирования машин в системы для лесосечных работ
  3. Присадки к маслам.
  4. Нормы расхода дизельного топлива при выполнении различных

лесозаготовительных работ.

  1. Технология разработки лесосек в горных условиях.
  2. Выполнение работ по очистке лесосек от порубочных остатков, сучьев и

вершин деревьев.

  1. Технология расчистки трасс под трелевочные волока при машинной

валке.

  1. Технология расчистки площадок под лесопогрузочные пункты при

машинной валке.

  1. Технология транспортировки лесных грузов.
  2. Выполнение работ по прокладке трелевочных волоков.
  3. Выполнение работ по  устройству лесопогрузочных пунктов на верхнем складе.
  4. Система технического обслуживания и ремонта тракторов.
  5. Характеристика дизтоплива, основные марки.
  6. Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и

качеству.

  1. Методы борьбы с коррозией.
  2. Определение свойств масел по марке.
  3. Назначение и основные требования, предъявляемые к пластичным

смазкам.

  1. Характеристика охлаждающих жидкостей.
  2. Пути снижения эксплуатационного расхода топлива и масел.

Темы презентаций

  1. Дефекты древесины, возникающие при трелевке.
  2. Лесопромышленные породы.
  3. Сущность стандартизации и ее роль в развитии производства.
  4. Экспорт лесоматериалов.
  5. Цветные металлы и сплавы.
  6. Порошковая металлургия.
  7. Металлокерамика.
  8. Материалы для нанесения покрытий.
  9. Восстановление качества топлив и смазочных материалов.
  10. Горючесмазочные материалы, применяемые при эксплуатации лесозаготовительной техники фирмы JohnDeere.
  11. Лесозаготовительная техника фирмы JohnDeere, Caterpillar и других зарубежных фирм.
  12. Техническое оснащение современных лесосек
  13. Принципы формирования машин в системы для лесосечных работ
  14. Присадки к маслам.
  15. Нормы расхода дизельного топлива при выполнении различных лесозаготовительных работ.
  16. Технология разработки лесосек в горных условиях.
  17. Выполнение работ по очистке лесосек от порубочных остатков, сучьев и вершин деревьев.
  18. Технология расчистки трасс под трелевочные волока при машинной валке.
  19. Технология расчистки площадок под лесопогрузочные пункты при машинной валке.
  20. Технология транспортировки лесных грузов.
  21. Выполнение работ по прокладке трелевочных волоков.
  22. Выполнение работ по  устройству лесопогрузочных пунктов на верхнем складе.
  23. Система технического обслуживания и ремонта тракторов.
  24. Характеристика дизтоплива, основные марки.
  25. Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и  качеству.
  26. Методы борьбы с коррозией.
  27. Определение свойств масел по марке.
  28. Назначение и основные требования, предъявляемые к пластичным смазкам.
  29. Характеристика охлаждающих жидкостей.
  30. Пути снижения эксплуатационного расхода топлива и масел.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум

лесопромышленных технологий и сферы услуг»

(ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)

        

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

от  «26» мая 2016  № 131

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.20 ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по профессии: 23.01.03 Автомеханик

Усть-Илимск, 2016

Рассмотрена и одобрена

на заседании методическойкомиссии «Общеобразовательные дисциплины»

«20» мая 2016 г.

Протокол № 10

Председатель комиссии

_________________Рахманова Е.А.

Авторы: Михайленко Нина Витальевна, преподаватель первой квалификационной категории, Рахманова Евдокия Александровна, преподаватель

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности разработана в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик согласно Базисному учебному плану.

Организация-разработчик: ГБПОУ «УИ ТЛТУ»


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………….

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………..

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………..

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………………….

19


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа (далее – Программа)   учебной дисциплины является частью основнойпрофессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО23.01.03  Автомеханик.Программа учебной дисциплины  «Основы учебно-исследовательской деятельности» среднего профессионального образования  по профессии  23.01.03  Автомеханикпредназначена для изучения методов организации и проведения учебно-исследовательской  работы в ГБПОУ «УИ ТЛТУ»,реализующем образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих среднего звена с учетом  технического  профиля.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

учебная дисциплина входит в общеобразовательный  цикл основной профессиональной образовательной программы по профессиям СПО.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель: подготовить студентов к учебно-исследовательской работе в процессе обучения (выполнение рефератов, докладов, выступление с презентациями) и в будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

  • научить обучающихся самостоятельной теоретической и экспериментальной работе, познакомить с современными методами исследований;
  • сформировать понятие о сущности исследовательской деятельности;
  • создать оптимальные условия для развития познавательной активностии интереса обучающихся, развития их умений и навыков общения и взаимодействия;
  • способствовать овладению методологией научного познания;
  • научить работать с научной литературой, осуществлять поискнеобходимой информации;
  • выработать умение работы над рефератами, докладами, прививатьнавыки публичного выступления;
  • создать условия для саморазвития, самореализации, самовыражения.

В результате освоения дисциплины

1. Студент должен знать:

  • особенности формулировок темы работы, постановки целей изадач исследования, выбора методов исследования;
  • об информационных ресурсах, поддерживающих исследовательскуюдеятельность (включая литературные источники, интернет-ресурсы и др.);
  • основные виды научных работ (реферат, научная статья, тезисы и т.д.);
  • основы методологии исследовательской деятельности;
  • способы и формы представления данных, полученных в результатеисследования.
  • структуру и правила оформления исследовательской работы;
  • Обучающиеся должны уметь:
  • самостоятельно писать рефераты, доклады;
  • делать выписки, составлять тезисы, конспекты статей;
  • работать со справочной литературой, пользоваться каталогами,составлять библиографию;
  • формулировать тему работы, её цели, ставить задачи исследования;
  • оформлять исследовательскую работу;
  • выступать с докладами, презентациями, принимать участие в дискуссии.

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть следующими общими компетенциями:

  • ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговыйконтроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
  • ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

  • ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки 78 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки 52 часа;

самостоятельной работы 26 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы                

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:

     практические занятия

40

     контрольные работы

3

Самостоятельная работа

26

в том числе:

Подготовка рефератов

18

Итоговая аттестация в форме зачета

1

2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

№ урока

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Время наизучение темы

Уровень освоения

Технология, формы и методы

1

2

 3

4

 5

6

Введение

Содержание учебного материала

 

 

 

 

1

Цели и задачи исследовательской деятельности. Виды исследовательских работ (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия).

1

1

1

- фронтальная беседа;

- наглядный метод (презентация);

- составление конспекта

Тема 1. Методологияисследовательской работы

Содержание учебного материала

 

12

 

- фронтальная беседа

- наглядный метод (презентация);

- составление конспекта;

- индивидуальная работа;

- контрольная работа (тест)

 

2

Роль ИКТ в научно – исследовательской деятельности, алгоритм поиска информации в Интернете. Основные понятия исследовательской деятельности. Выбор темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость). Основы библиотечно-библиографической грамотности.

1

2

Практические работы:

 

 

3

Обоснование выбора темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость)

1

2

4

Обоснование выбора темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость)

1

2

5

Сканирование и распознавание текста, экспортирование в текстовый редактор Word. Редактирование текста.

1

2

6

Сканирование и распознавание текста, экспортирование в текстовый редактор Word. Редактирование текста.

1

2

7

Сканирование фотографий, рисунков. Сохранение в памяти компьютера. Вставка в текстовый документ.

1

2

8

Сканирование фотографий, рисунков. Сохранение в памяти компьютера. Вставка в текстовый документ.

1

2

9

Поиск информации по заданной теме в Интернете

1

2

10

Поиск информации по заданной теме в Интернете

1

2

11

Поиск информации по заданной теме в Интернете

1

2

12

Поиск информации по заданной теме в Интернете

1

2

13

Контрольная работа:

«Методология исследовательской работы»

1

Самостоятельная работа обучающихся

6

 

 

Поиск информации в интернете для рефератов по темам:  

  1. Маркировка шин.
  2. Галогеновая система освещения.
  3. Обслуживание и ремонт рулевого управления.
  4. Обслуживание и ремонт гидравлических систем и амортизаторов.
  5. Система технического обслуживания и ремонта автомобилей.
  6. Применение основных свойств металлов и сплавов в автомобильной технике.
  7. Почему сплавы получили большее распространение, чем  чистые металлы?
  8. Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и  качеству.
  9. Методы борьбы с коррозией.
  10. Расшифровка маркировки лакокрасочных изделий.  
  11. Особенности эксплуатации резиновых изделий.
  12. Абразивный инструмент.
  13. Характеристика бензинов, основные марки.
  14. Характеристика дизтоплива, основные марки.
  15. Требования, предъявляемые к сжатым топливным газам.
  16. Определение свойств масел по марке.
  17. Назначение и основные требования, предъявляемые к пластичным смазкам.
  18. Характеристика охлаждающих жидкостей.
  19. Пути снижения эксплуатационного расхода топлива и масел.
  20. Система охлаждения двигателя.
  21. Тормозная система с гидравлическим приводом.
  22. Тормозная система с пневматическим приводом.
  23. Система питания карбюраторного двигателя.
  24. Система питания дизельного двигателя.
  25. Ведущий мост автомобиля.
  26. Электрооборудование автомобиля.

 

Тема 2. Этапы работы впроцессе исследования

Содержание учебного материала

 

5

 

- фронтальная беседа

- наглядный метод

(презентация);

- составление конспекта;

- работа с инструкционными картами;

- индивидуальная работа;

- работа в парах;

- контрольная работа (тест)

14

Обоснование темы и составление плана.Работа с научной литературой и источниками. Работа над содержанием. Обработка результатов проведенного исследования.

1

2

Практические работы:

 

 

15

Составление плана реферата или доклада.

1

2

16

Составление библиографического списка.

1

2

17

Составление библиографического списка.

1

2

18

Контрольная работа:

«Этапы работы в процессе исследования»

1

 

Самостоятельная работа обучающихся

2

 

Оформление библиографического списка по выбранной теме реферата.

 

Тема 3.

Оформление исследовательской работы

Содержание учебного материала

 

13

 

19

Структура содержания реферата, доклада.

1

2

- фронтальная беседа

- наглядный метод

(презентация);

- составление конспекта;

- работа с инструкционными картами;

- индивидуальная работа;

- работа в парах;

- контрольная работа (тест)

20

Правила оформления текста учебно-исследовательской работы в текстовом редакторе Word.

1

2

21

Правила оформления учебно-исследовательской работы в презентации PowerPoint.

1

2

Практические работы:

 

22

Оформление титульного листа, содержания.

1

2

23

Редактирование текста исследовательской работы в текстовом редакторе Word.

1

2

24

Редактирование текста исследовательской работы в текстовом редакторе Word.

1

2

25

Оформление текста исследовательской работы в текстовом редакторе Word.

1

2

26

Оформление текста исследовательской работы в текстовом редакторе Word.

1

2

27

Оформление исследовательской работы в презентации PowerPoint (использование фона, типов шрифтов заголовков и текста)

1

2

28

Оформление исследовательской работы в презентации PowerPoint (вставка фотографий, рисунков, таблиц, диаграмм)

1

2

29

Редактирование исследовательской работы в презентации PowerPoint.

1

2

30

Оформление исследовательской работы в презентации PowerPoint.

1

2

31

Контрольная работа «Основные правила оформления исследовательской работы»

1

Самостоятельная работа обучающихся

 5

 

 

Выполнение презентаций на темы:

  1. Маркировка шин.
  2. Галогеновая система освещения.
  3. Обслуживание и ремонт рулевого управления.
  4. Обслуживание и ремонт гидравлических систем и амортизаторов.
  5. Система технического обслуживания и ремонта автомобилей.
  6. Применение основных свойств металлов и сплавов в автомобильной технике.
  7. Почему сплавы получили большее распространение, чем  чистые металлы?
  8. Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и  качеству.
  9. Методы борьбы с коррозией.
  10. Расшифровка маркировки лакокрасочных изделий.  
  11. Особенности эксплуатации резиновых изделий.
  12. Абразивный инструмент.
  13. Характеристика бензинов, основные марки.
  14. Характеристика дизтоплива, основные марки.
  15. Требования, предъявляемые к сжатым топливным газам.
  16. Определение свойств масел по марке.
  17. Назначение и основные требования, предъявляемые к пластичным смазкам.
  18. Характеристика охлаждающих жидкостей.
  19. Пути снижения эксплуатационного расхода топлива и масел.
  20. Система охлаждения двигателя.
  21. Тормозная система с гидравлическим приводом.
  22. Тормозная система с пневматическим приводом.
  23. Система питания карбюраторного двигателя.
  24. Система питания дизельного двигателя.
  25. Ведущий мост автомобиля.
  26. Электрооборудование автомобиля.

 

 

Тема 4. Представлениерезультатов научно-исследовательской работы

Содержание учебного материала

 

9

 

- фронтальная беседа;

- наглядный метод

(видеоролик, презентация);

- составление конспекта;

- работа с инструкционными

картами;

- индивидуальная работа;

- работа в парах;

- контрольная работа (тест) 

32

Использование различных технических средств для представления результатов работы. Культура выступления и ведения дискуссии.

1

2

Практические работы:

33

Подготовка исследовательской работы по выбранной теме на бумажном носителе.

1

2

34

Подготовка исследовательской работы по выбранной теме на бумажном носителе.

1

2

35

Подготовка исследовательской работы по выбранной теме в виде презентации

1

2

36

Подготовка исследовательской работы по выбранной теме в виде презентации

1

2

37

Выступление с исследовательской работой перед аудиторией

1

2

38

Выступление с исследовательской работой перед аудиторией

1

2

39

Выступление с исследовательской работой перед аудиторией

1

2

40

Выступление с исследовательской работой перед аудиторией

1

2

Самостоятельная работа обучающихся 

5

 

 

Оформление и подготовка к защите рефератов по выбранным ранее темам.

 

 

 

Тема № 5

Письменная экзаменационная работа

Содержание учебного материала

12

41

Структура ПЭР

1

2

Практические работы:

2

42

Поиск необходимой информации

1

2

43

Поиск необходимой информации

1

2

44

Поиск необходимой информации

1

2

45

Поиск необходимой информации

1

2

46

Оформление рисунков, схем

1

2

47

Оформление текста в виде реферата

1

2

48

Вставка текста в рамки

1

2

49

Вставка текста в рамки

1

2

50

Редактирование и форматирование текстов

1

2

51

Составление защитной речи

1

2

52

Зачет

1

2

Самостоятельная работа обучающихся 

13

Оформление и подготовка к защите ПЭР по выбранным ранее темам.

Всего часов


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины осуществляется в компьютерном кабинете.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- рабочие места по количеству обучающихся;

- комплект учебно-наглядных пособий: периодическая литература, мультимедиа-презентации;

- компьютерное рабочее место обучающегося – 10 шт.;

- компьютерное рабочее место преподавателя;

- проектор;

- экран;

- сканер;

- принтер;

- локальная сеть.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

а) Учебные пособия:

  1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. - М.,2005
  2. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. - М. 2002
  3. Гасилин В.Н., Демидова М.В. Основы научных исследований. Учебно-методическое пособие. Саратов: Изд-во ПАГС, 2010
  4. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
  5. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.

б) Интернет-ресурсы:

в) Дополнительная литература (электронные ресурсы: сетевая папка Преподаватель/Литература)

  1. Брусочкина Ж. В., Горелова И. Б., Ершова Г. Л. Исследовательские работы студентов. Методические рекомендации по подготовке и написанию. Иваново, 2012.
  2. Организация научно-исследовательской работы студентов: методические рекомендации / Ганчар А.И., Дегтяревич И.И., ЗахорошкоС.С.. – Гродно: ГГАУ, 2011.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения опроса, практических и контрольных работ (тестов), а также выполнения итоговой работы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

  • самостоятельно писать рефераты, доклады;
  • делать выписки, составлять тезисы, конспекты научных статей;
  • работать со справочной литературой, пользоваться каталогами, составлять библиографию;
  • формулировать тему работы, её цели, ставить задачи исследования;
  • оформлять исследовательскую работу; выступать с докладами, презентациями, принимать участие в дискуссии

Знать:

  • особенности формулировок темы работы, постановки целей и задач исследования, выбора методов исследования;
  • об информационных ресурсах, поддерживающих исследовательскую деятельность (включая литературные источники, интернет-ресурсы и др.);
  • основные виды научных работ (реферат, научная статья, тезисы и т.д.);
  • основы методологии исследовательской деятельности;
  • способы и формы представления данных, полученных в результате исследования.
  • структуру и правила оформления исследовательской работы.

Формы контроля обучения:

–устный опрос;

– домашние задания;

– практические задания;

фронтальная беседа;

 наглядный метод

(видеоролик, презентация);

 составление конспекта;

 работа с инструкционными

картами;

 индивидуальная работа;

 работа в парах;

 контрольная работа (тест) 

Формы оценки результативности обучения:

– накопительная система баллов, на основе которой  выставляется итоговая отметка.

– традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:

– отбирать и оценивать факты, процессы, явления;

– выполнять условия задания;

– делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

– осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

– работать в парах и представлять как свою, так  и общую позицию.

Методы оценки результатов обучения:

– формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе результатов текущего контроля и выполнения итоговой работы.

  • ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Текущий контроль, оценка за выполнение практических работ, самостоятельной внеаудиторной работы.

  • ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

 Накопительная система баллов, на основе которой  выставляется итоговая отметка.

– традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

Анализ результатов устных опросов, практических заданий. Работа с инструкционнымикартами.

  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Анализ результатов устных опросов, защиты самостоятельной работы студента и творческих работ и выполнения практических заданий; накопительная оценка.

  • ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Наблюдение задеятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы и во время участия в ситуационных и имитационных играх; работа в группах, накопительная оценка.

Текущий контроль знаний:

- фронтальные опросы,

- устные и письменные работы,

--разноуровневые задания

- проверочные работы по темам.

Выступление студентов перед группой с зачетной работой (защита реферата, презентация).

Темы рефератов

  1. Маркировка шин.
  2. Галогеновая система освещения.
  3. Обслуживание и ремонт рулевого управления.
  4. Обслуживание и ремонт гидравлических систем и амортизаторов.
  5. Система технического обслуживания и ремонта автомобилей.
  6. Применение основных свойств металлов и сплавов в автомобильной технике.
  7. Почему сплавы получили большее распространение, чем  чистые металлы?
  8. Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и  качеству.
  9. Методы борьбы с коррозией.
  10. Расшифровка маркировки лакокрасочных изделий.  
  11. Особенности эксплуатации резиновых изделий.
  12. Абразивный инструмент.
  13. Характеристика бензинов, основные марки.
  14. Характеристика дизтоплива, основные марки.
  15. Требования, предъявляемые к сжатым топливным газам.
  16. Определение свойств масел по марке.
  17. Назначение и основные требования, предъявляемые к пластичным смазкам.
  18. Характеристика охлаждающих жидкостей.
  19. Пути снижения эксплуатационного расхода топлива и масел.
  20. Система охлаждения двигателя.
  21. Тормозная система с гидравлическим приводом.
  22. Тормозная система с пневматическим приводом.
  23. Система питания карбюраторного двигателя.
  24. Система питания дизельного двигателя.
  25. Ведущий мост автомобиля.
  26. Электрооборудование автомобиля



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум

лесопромышленных технологий и сферы услуг»

(ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)

       

        

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

от  «26» мая 2016 №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.20 ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по профессии:  19.01.17 Повар, кондитер

Усть-Илимск, 2016

          Рассмотрена и одобрена

на заседании методической

комиссии «Общеобразовательные дисциплины»

 «20»   мая  2016 г.

Протокол № 10

          Председатель       комиссии

          __________Рахманова Е.А.

 

Авторы:  Михайленко Нина Витальевна,  преподаватель первой квалификационной категории,  

Рахманова Евдокия Александровна, преподаватель

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности разработана в соответствии с ФГОС по профессии СПО 19.01.17 Повар, кондитер согласно Базисному учебному плану.

Организация-разработчик: ГБПОУ «УИ ТЛТУ»


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………..

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………..

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………..

14

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………………

16


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа (далее - Программа) общеобразовательной учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности» предназначена для изучения методов организации и проведения учебно-исследовательской  работы в ГБПОУ «Усть-Илимском техникуме лесопромышленных технологий и сферы услуг» (далее – Учреждение), реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы СПО (далее – ОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 19.01.17 Повар, кондитер.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в общеобразовательный  цикл образовательной программы по профессиям СПО.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

        Цель: подготовить обучающихся к учебно-исследовательской работе в процессе обучения (выполнение рефератов, докладов, выступление с презентациями) и в будущей профессиональной деятельности.

        Задачи:

  • научить обучающихся самостоятельной теоретической и экспериментальной работе, познакомить с современными методами исследований;
  • сформировать понятие о сущности исследовательской деятельности;
  • создать оптимальные условия для развития познавательной активности и интереса обучающегося, развития их умений и навыков общения и взаимодействия;
  • научить работать с научной литературой, осуществлять поиск необходимой информации;
  • выработать умение работы над рефератами, докладами, прививать навыки публичного выступления;
  • создать условия для саморазвития, самореализации, самовыражения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • особенности формулировок темы работы, постановки целей и задач исследования, выбора методов исследования;
  • об информационных ресурсах, поддерживающих исследовательскую

деятельность (включая литературные источники, интернет-ресурсы и др.);

  • основные виды научных работ (реферат, научная статья, тезисы и т.д.);
  • основы методологии исследовательской деятельности;
  • способы и формы представления данных, полученных в результате исследования.
  • структуру и правила оформления исследовательской работы.

Обучающийся должен уметь:

  • самостоятельно писать рефераты, доклады;
  • делать выписки, составлять тезисы, конспекты статей;
  • работать со справочной литературой, пользоваться каталогами, составлять библиографию;
  • формулировать тему работы, её цели, ставить задачи исследования;
  • оформлять исследовательскую работу;
  • выступать с докладами, презентациями, принимать участие в дискуссии.

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть следующими общими компетенциями:

  • ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
  • ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

  • ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки 32 часа;

самостоятельной работы 16 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

     практические занятия

25

     контрольные работы

1

Самостоятельная работа

16

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

№ урока

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Время на изучение темы

Уровень освоения

1

2

 3

4

 5

6

Введение

Содержание учебного материала

 

 

 

1

Цели и задачи исследовательской деятельности. Виды исследовательских работ (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия).

1

1

1

Тема 1. Методология

Учебно-исследовательской работы

Содержание учебного материала

 

10

 

2

Роль ИКТ в учебно–исследовательской деятельности, алгоритм поиска информации в Интернете. Основные понятия исследовательской деятельности. Выбор темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость). Основы библиотечно-библиографической грамотности.

1

2

Практические работы:

 

 

3

Обоснование выбора темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость)

1

2

4

Обоснование выбора темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость)

1

2

5

Сканирование и распознавание текста, экспортирование в текстовый редактор Word. Редактирование текста.

1

2

6

Сканирование и распознавание текста, экспортирование в текстовый редактор Word. Редактирование текста.

1

2

7

Сканирование фотографий, рисунков. Сохранение в памяти компьютера. Вставка в текстовый документ.

1

2

8

Сканирование фотографий, рисунков. Сохранение в памяти компьютера. Вставка в текстовый документ.

1

2

9

Поиск информации по заданной теме в Интернете

1

2

10

Поиск информации по заданной теме в Интернете

1

2

11

Поиск информации по заданной теме в Интернете

0,5

2

Контрольная работа №1: Методология учебно-исследовательской деятельности

0,5

Самостоятельная работа №1

6

 

Поиск информации в интернете для рефератов по темам:  

  1. Современные блюда и гарниры из круп, бобовых, макаронных изделий
  2. Технологический процесс приготовления и отпуск блюд из яиц и творога»,
  3. Современные блюда из сыра
  4. Приготовление фаршей
  5. Требования  к качеству готовых блюд из теста с фаршем»
  6. Технологический процесс приготовления и оформления  простых мучных блюд из  теста с фаршем
  7. Итальянская кухня
  8.  Блюда Сибири
  9. Русская национальная кухня
  10. Лечебные свойства овощей и грибов
  11. Обработка солено-квашенных, сушеных и замороженных овощей
  12. Современные блюда из овощей и грибов
  13. Технологический процесс приготовления и отпуска блюд и гарниров  Русской национальной кухни.
  14. Способы сервировки, оформления и подачи блюд из традиционных видов овощей и грибов
  15. Бутерброды
  16.  Салаты и винегреты- особенности приготовления
  17. Оформление салатов в детском питании
  18. Лечебные свойства овощей
  19. Русские национальные закуски
  20. Блюда холодного стола Сибири
  21. Горячие закуски
  22. Холодные блюда и закуски мировой кухни
  23. Закуски из рыбы. Японская кухня
  24. Холодные блюда и закуски русской национальной кухни
  25. Заливные блюда из мяса и рыбы
  26. Технология приготовления жюльенов
  27. Закуски из морепродуктов
  28. Блюда из рыбы и морепродуктов
  29. Рыбные блюда национальной русской  кухни
  30. Значение рыбных блюд в детском питании
  31. Мировая кухня рыбных блюд

Тема 2. Этапы работы в процессе исследования

Содержание учебного материала

 

4

 

12

Обоснование темы и составление плана. Работа с научной литературой и источниками. Работа над содержанием. Обработка результатов проведенного исследования.

1

2

Практические работы:

 

 

13

Составление плана реферата или доклада.

1

2

14

Составление библиографического списка.

1

2

15

Составление библиографического списка.

0,5

2

Контрольная работа №2:

«Этапы работы в процессе исследования»

0,5

 

Самостоятельная работа №2

2

Оформление библиографического списка по выбранной теме реферата.

Тема 3.

Оформление исследовательской работы

Содержание учебного материала

 

10

 

16

Структура содержания реферата, доклада. Требования к оформлению выпускной квалификационной работы.

1

2

17

Правила оформления текста учебно-исследовательской работы в текстовом редакторе Word. Правила оформления учебно-исследовательской работы в презентации PowerPoint.

1

2

Практические работы:

 

18

Оформление титульного листа, содержания.

1

2

19

Редактирование текста исследовательской работы в текстовом редакторе Word.

1

2

20

Оформление текста исследовательской работы в текстовом редакторе Word.

1

2

21

Оформление текста исследовательской работы в текстовом редакторе Word.

1

2

22

Оформление исследовательской работы в презентации PowerPoint (использование фона, типов шрифтов заголовков и текста)

1

2

23

Оформление исследовательской работы в презентации PowerPoint (вставка фотографий, рисунков, таблиц, диаграмм)

1

2

24

Редактирование исследовательской работы в презентации PowerPoint.

1

2

25

Оформление исследовательской работы в презентации PowerPoint.

1

2

Самостоятельная работа №3

 5

 3

Выполнение презентаций на темы:

  1. Современные блюда и гарниры из круп, бобовых, макаронных изделий
  2. Технологический процесс приготовления и отпуск блюд из яиц и творога»,
  3. Современные блюда из сыра
  4. Приготовление фаршей
  5. Требования  к качеству готовых блюд из теста с фаршем»
  6. Технологический процесс приготовления и оформления  простых мучных блюд из  теста с фаршем
  7. Итальянская кухня
  8.  Блюда Сибири
  9. Русская национальная кухня
  10. Лечебные свойства овощей и грибов
  11. Обработка солено-квашенных, сушеных и замороженных овощей
  12. Современные блюда из овощей и грибов
  13. Технологический процесс приготовления и отпуска блюд и гарниров  Русской национальной кухни.
  14. Способы сервировки, оформления и подачи блюд из традиционных видов овощей и грибов
  15. Бутерброды
  16.  Салаты и винегреты- особенности приготовления
  17. Оформление салатов в детском питании
  18. Лечебные свойства овощей
  19. Русские национальные закуски
  20. Блюда холодного стола Сибири
  21. Горячие закуски
  22. Холодные блюда и закуски мировой кухни
  23. Закуски из рыбы. Японская кухня
  24. Холодные блюда и закуски русской национальной кухни
  25. Заливные блюда из мяса и рыбы
  26. Технология приготовления жюльенов
  27. Закуски из морепродуктов
  28. Блюда из рыбы и морепродуктов
  29. Рыбные блюда национальной русской  кухни
  30. Значение рыбных блюд в детском питании
  31. Мировая кухня рыбных блюд

 

Тема 4. Представление результатов научно-исследовательской работы

Содержание учебного материала

 

7

 

26

Использование различных технических средств для представления результатов работы. Культура выступления и ведения дискуссии.

1

2

Практические работы:

27

Подготовка исследовательской работы по выбранной теме на бумажном носителе.

1

2

28

Подготовка исследовательской работы по выбранной теме в виде презентации

1

2

29

Подготовка исследовательской работы по выбранной теме в виде презентации

1

2

30

Выступление с исследовательской работой перед аудиторией

1

2

31

Выступление с исследовательской работой перед аудиторией

1

2

32

Выступление с исследовательской работой перед аудиторией

1

2

Самостоятельная работа №4

3

 

3

Оформление и подготовка к защите рефератов по выбранным ранее темам.

 

 

 

ВСЕГО:

32



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины осуществляется в компьютерном кабинете.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- рабочие места по количеству студентов;

- комплект учебно-наглядных пособий: периодическая литература, мультимедиа-презентации;

- компьютерное рабочее место студентов – 10 шт.;

- компьютерное рабочее место преподавателя;

- проектор;

- экран;

- сканер;

- принтер;

- локальная сеть.

3.2  Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

а) Учебные пособия:

  1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. - М.,2005
  2. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. - М. 2002
  3. Гасилин В.Н., Демидова М.В. Основы научных исследований. Учебно-методическое пособие. Саратов: Изд-во ПАГС, 2010
  4. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
  5. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.

б) Интернет-ресурсы:

в) Дополнительная литература (электронные ресурсы: сетевая папка Преподаватель/Литература)

  1. Брусочкина Ж. В., Горелова И. Б., Ершова Г. Л. Исследовательские работы студентов. Методические рекомендации по подготовке и написанию. Иваново, 2012.
  2. Организация научно-исследовательской работы студентов: методические рекомендации / Ганчар А.И., Дегтяревич И.И., Захорошко С.С.. – Гродно: ГГАУ, 2011.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения опроса, практических и контрольных работ (тестов), а также выполнения итоговой работы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

  • самостоятельно писать рефераты, доклады;
  • делать выписки, составлять тезисы, конспекты научных статей;
  • работать со справочной литературой, пользоваться каталогами, составлять библиографию;
  • формулировать тему работы, её цели, ставить задачи исследования;
  • оформлять исследовательскую работу; выступать с докладами, презентациями, принимать участие в дискуссии

Знать:

  • особенности формулировок темы работы, постановки целей и задач исследования, выбора методов исследования;
  • об информационных ресурсах, поддерживающих исследовательскую деятельность (включая литературные источники, интернет-ресурсы и др.);
  • основные виды научных работ (реферат, научная статья, тезисы и т.д.);
  • основы методологии исследовательской деятельности;
  • способы и формы представления данных, полученных в результате
  • исследования.
  • структуру и правила оформления исследовательской работы.

Формы контроля обучения:

–устный опрос;

– домашние задания;

– практические задания;

фронтальная беседа;

 наглядный метод

(видеоролик, презентация);

 составление конспекта;

 работа с инструкционными

картами;

 индивидуальная работа;

 работа в парах;

 контрольная работа (тест) 

Формы оценки результативности обучения:

– накопительная система баллов, на основе которой  выставляется итоговая отметка.

– традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:

– отбирать и оценивать факты, процессы, явления;

– выполнять условия задания;

– делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

– осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

– работать в парах и представлять как свою, так  и общую позицию.

Методы оценки результатов обучения:

– формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе результатов текущего контроля и выполнения итоговой работы.

  • ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Текущий контроль, оценка за выполнение практических работ, самостоятельной внеаудиторной работы.

  • ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

 Накопительная система баллов, на основе которой  выставляется итоговая отметка.

– традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

Анализ результатов устных опросов, практических заданий. Работа с инструкционными картами.

  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

 Анализ результатов устных опросов, защиты самостоятельной работы студента и творческих работ и выполнения практических заданий; накопительная оценка.

  • ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы и во время участия в ситуационных и имитационных играх; работа в группах, накопительная оценка.

Текущий контроль знаний:

- фронтальные опросы,

- устные и письменные работы,

--разноуровневые задания

- проверочные работы по темам.

Выступление студентов перед группой с зачетной работой (защита реферата, презентация).

Темы рефератов, презентаций

  1. Современные блюда и гарниры из круп, бобовых, макаронных изделий
  2. Технологический процесс приготовления и отпуск блюд из яиц и творога»,
  3. Современные блюда из сыра
  4. Приготовление фаршей
  5. Требования  к качеству готовых блюд из теста с фаршем»
  6. Технологический процесс приготовления и оформления  простых мучных блюд из  теста с  фаршем
  7. Итальянская кухня
  8. Блюда Сибири
  9. Русская национальная кухня
  10. Лечебные свойства овощей и грибов
  11. Обработка солено-квашенных, сушеных и замороженных овощей
  12. Современные блюда из овощей и грибов
  13. Технологический процесс приготовления и отпуска блюд и гарниров  Русской национальной кухни.
  14. Способы сервировки, оформления и подачи блюд из традиционных видов овощей и грибов
  15. Бутерброды
  16. Салаты и винегреты- особенности приготовления
  17. Оформление салатов в детском питании
  18. Лечебные свойства овощей
  19. Русские национальные закуски
  20. Блюда холодного стола Сибири
  21. Горячие закуски
  22. Холодные блюда и закуски мировой кухни
  23. Закуски из рыбы. Японская кухня
  24. Холодные блюда и закуски русской национальной кухни
  25. Заливные блюда из мяса и рыбы
  26. Технология приготовления жюльенов
  27. Закуски из морепродуктов
  28. Блюда из рыбы и морепродуктов
  29. Рыбные блюда национальной русской  кухни
  30. Значение рыбных блюд в детском питании
  31. Мировая кухня рыбных блюд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис...

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм

Рабочая программа учебной  дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ УЧЕБНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 44.02.02 Преподавание в начальных к...

Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа

Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...

Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...

Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.12 Технология эстетических услуг

Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.12 Технология эстетических услуг...

Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.10 Туризм

Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.10 Туризм...