Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис
рабочая программа на тему

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение № 3 к УМК

по дисциплине «Основы учебно-

исследовательской деятельности»

для специальности

43.02.11 Гостиничный сервис

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛЛЕДЖ МАЛОГО БИЗНЕСА №48»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной

дисциплины    Основы учебно-исследовательской деятельности____________________

специальность 43.02.11 Гостиничный сервис 

Москва

2016

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

комиссией                                  а

                   наименование комиссии 

Разработана на основе Федерального

Государственного образовательного  стандарта по специальности среднего профессионального образования по специальности

43.02.11 Гостиничный сервис

код, наименование специальности

Протокол №          а   

от  «     »                         20    г.     

Председатель предметной

(цикловой) комиссии

___________/_______________

                  Подпись        Ф.И.О.

Заместитель директора по учебной (учебно-методической) работе

___________/_______________

                      Подпись        Ф.И.О.

Составитель (автор): к.и.н., преподаватель ГБПОУ «Колледж малого бизнеса № 48» Можаев Антон Викторович

        

 

Рецензент: __________________________________________________

                   Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБОУ СПО                

Содержание

1. Паспорт программы учебной дисциплины        4

2. Структура и содержание программы учебной дисциплины        6

3. Условия реализации программы учебной дисциплины        14

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…………..16

1. Паспорт программы учебной дисциплины

  1. Область применения программы

 Рабочая программа учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности» является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис (базовая подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 43.00.00. Сервис и туризм.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

        Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как вариативная общепрофессиональная дисциплина. Учебная дисциплина «Основы учебно-исследовательской деятельности» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении учебной дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности», учебных дисциплин профессионального цикла и направлена на развитие творческих способностей и формирование общих и профессиональных компетенций у студентов через учебно-исследовательскую деятельность, что соответствует современным требованиям ФГОС СПО.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности» является приобретение обучающимися навыков, позволяющих им самостоятельное осуществление процедур формирования и реализации проектов в профессиональной деятельности, в т.ч. в области предпринимательства.

Задачи дисциплины:

 - формирование у обучающихся системы теоретических знаний и навыков работы с информацией и обработке ее с использованием информационно-коммуникационных технологий, в т.ч. и применяемых в профессиональной деятельности.

- выработка умений:

  • выделения проблемы;
  • постановки целей и задач исследования;
  • формулировки рабочей гипотезы.

        В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • выбрать и сформулировать тему исследования, определить актуальность, практическую полезность темы исследования;
  • определить противоречие, проблему; проблемную ситуацию, проблемный вопрос для необходимости проведения исследования;
  • формулировать цель и задачи предполагаемого исследования.
  • планировать этапы выполнения исследовательской работы;
  • искать дополнительную информацию и экспериментальные данные в сети Интернет для проведения учебного исследования.
  • выбирать методы исследования на определенном этапе проектирования;
  • представить результаты проведенного исследования с использованием информационных технологий.

Знать:

  • особенности исследовательской и проектной деятельности;
  • понятия: проблема, проблемная ситуация, проблемный вопрос, объект, предмет исследования, гипотеза;
  • правила постановки цели и задач исследования;
  • этапы проектирования исследовательской работы;
  • способы поиска теоретического материала и экспериментальных данных в бумажном и электронном виде.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины

Максимальная учебная нагрузка обучающегося -  58 часов, в том числе:

  • обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 39 часов в том числе:
  • практические занятия – 12 часов
  • самостоятельная работа обучающегося – 19 часов.

  1. Структура и содержание программы учебной дисциплины

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

в том числе:

     практические занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

19

Итоговая аттестация в форме                            зачета (защита учебного проекта)

2.2. Результаты освоения учебной дисциплины

Результатом освоения учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности» является овладение студентами знаниями и умениями по указанной дисциплине, а также развитие у студентов профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 4.1.

Выявлять спрос на гостиничные услуги.

ПК 4.2.

Формировать спрос и стимулировать сбыт.

ПК 4.3.

Оценивать конкурентоспособность оказываемых гостиничных услуг.

ПК 4.4.

Принимать участие в разработке комплекса маркетинга.


2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося, курсовая работа (проект)

Объём часов

Уровень освоения

Осваиваемые элементы компетенций

1

2

3

4

5

Введение

Содержание  дисциплины  и  ее  задачи.  Связь  с  другими  специальными  и общепрофессиональными  дисциплинами.  Значение  дисциплины  «Основы учебно-исследовательской  деятельности»  в  формировании менеджера (базовой подготовки) в области гостиничного сервиса.

2

1

ОК 2, 4, 5, 8, ПК 4.1. – 4.4.

Раздел 1.

Основные понятия учебно-исследовательской деятельности

6

Тема 1.1

Исследовательская

деятельность. Учебное и

научное исследование. Задачи проектирования исследования.

1

ОК 2, 4, 5, 8, ПК 4.1. – 4.4.

1. Исследовательская деятельность. Проектная и конструктивная деятельность. Учебное и научное исследование. Современное понимание исследовательской деятельности. Задачи проектирования исследования. Модель и методология исследования. Этапы   научного   исследования   независимо   от   предметной   области. Классификация  задач  по  сложности:  практикумы,  исследовательские  и научные.

2

Тема 1.2. Представление

исследований. Функции

исследовательской

деятельности.

1

ОК 2, 4, 5, 8, ПК 4.1. – 4.4.

1. Представление  исследований.  Стандарты  представления  исследовательской деятельности:   тезисы,   научная   статья,   устный   доклад,   диссертация, монография, популярная статья.

Классификация  творческих  работ  студентов  в  области  естественных  и гуманитарных    наук:    реферативные,    экспериментальные,    проектные, натуралистические и описательные, исследовательские. Методы   исследования:   эмпирические   (наблюдения);   опросные  (беседа, анкетирование,   интервью),   диагностики,   эксперимента,   рейтинга   и самооценки, научная экспедиция и др.

Самостоятельная работа обучающегося № 1

Анализ проблемных вопросов современности с целью выбора и формулировки темы учебного проекта.

2

2

2. Практическая работа № 1:

Анализ целесообразности использования определенных методов исследования в соответствии с темой научной работы.

2

Раздел 2

Основные аспекты проектирования учебного исследования

18

Тема 2.1

Определение объекта, предмета исследования.

1

ОК 2, 4, 5, 8, ПК 4.1. – 4.4.

1. Актуальность  исследования. Противоречие - выявление нарушений связей между элементами какого-либо явления, обеспечивающих его развитие.

Рассмотрение понятий: проблема, проблемная ситуация, проблемный вопрос.

Определение объекта, предмета исследования. Рассмотрение понятий:

целевой объект, целевой предмет, целевое действие.

Самостоятельная работа обучающегося № 2.

Определение актуальности, практической полезности темы учебного проекта.

2

2

2. Практическая работа № 2:

Подготовка к исследованию в области гостиничного сервиса (определение проблемы, выявление проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса).

2

Тема 2.2. Выбор и формулировка темы

исследования

2

ОК 2, 4, 5, 8, ПК 4.1. – 4.4.

1. Выбор и формулировка темы исследования после изучения теоретического материала, оценка значимости выбранной темы. Информационное обеспечение выбора темы. Рекомендации по определению темы исследования: актуальность; практический опыт студента-исследователя; доступность и выполнимость исследования в строго отведённые временные рамки; практическая полезность  темы; способность темы влиять на будущую деятельность студента-исследователя.

Самостоятельная работа обучающегося № 3.

Формулирование цели и задач для проведения предполагаемого исследования в рамках учебного проекта.

2

2

2. Практическая работа № 3

Составление рекомендаций по выбору темы исследования (тема по выбору обучающегося).

2

Тема 2. 3. Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования.

1

ОК 2, 4, 5, 8, ПК 4.1. – 4.4.

1. Рассмотрение структуры цели. Цель и задачи исследования. Выдвижение предположений и нетрадиционных идей, обеспечивающих исследовательский поиск.

2

Тема 2.4. Формулирование рабочей гипотезы.

ОК 2, 4, 5, 8, ПК 4.1. – 4.4.

1. Формулирование рабочей гипотезы. Оформление гипотезы в виде научного тезиса как суждения, утверждающего какую-то  важную  идею,  истинность  и  достоверность  которой  ещё  надо доказывать.

Самостоятельная работа обучающегося № 4:

Выявление противоречия, проблемы, проблемной ситуации, проблемного вопроса для проведения исследования в рамках учебного проекта.

2

3

2. Практическая работа № 4:

Составление требований к формулированию рабочей гипотезы исследования в сфере гостиничного бизнеса.

2

Тема 2. 5. Этапы

выполнения

исследовательской работы

ОК 2, 4, 5, 8, ПК 4.1. – 4.4.

1. Расшифровка отдельных этапов выполнения индивидуальной исследовательской работы: подготовительный, основной, заключительный.

Самостоятельная работа обучающегося № 5.

Составление плана этапов выполнения исследовательской работы.

2

2

1

Практическая работа № 5:

Составление плана учебного исследования по избранной теме (тема по выбору обучающегося).

2

Раздел 3. Разработка

учебно-исследовательского

проекта

11

Тема 3. 1. Выбор и

формулировка темы

исследования. Выделение

проблемы. Определение объекта, предмета

исследования. Разработка

рабочей гипотезы.

ОК 2, 4, 5, 8, ПК 4.1. – 4.4.

1.. Выбор и формулировка темы исследования. Определение актуальности темы исследования. Обоснование практической значимости темы. Описание проблемной ситуации как описание обстоятельств и условий, содержащих противоречия. Определение проблемного вопроса, отражающего сущность, основное противоречие рассматриваемой темы. Определение объекта, т.е. пространства, в рамках которого проводится учебно-исследовательская деятельность по выбранной теме. Определение предмета, т.е. части, которая подвергается непосредственному исследованию в рамках объекта. Разработка рабочей гипотезы для предсказаний путей и способов достижения цели.

2

3

Тема 3.2. Постановка целей

и задач исследования. Определение этапов выполнения исследовательской работы.

ОК 2, 4, 5, 8, ПК 4.1. – 4.4.

1. Постановка целей и задач для конкретного учебно-исследовательского проекта по выбранной теме. Определение этапов выполнения исследовательской работы:

- подготовительный – подбор области проектирования (поисковый);

- основной – целеполагание, аналитический, практический;

- заключительный – реализация проведённого исследования и рефлексия (подведение итогов, фиксация хода реализации, положительных и отрицательных аспектов).

Составление календарного плана работы над проектом. Определение сроков

выполнения исследовательской работы.

Самостоятельная работа обучающегося № 6

Поиск дополнительной информации и экспериментальных данных в сети Интернет для проведения исследования в рамках учебного проекта.

2

4

3

2. Практическая работа № 6:

Составление алгоритма «Реализация этапов научного исследования».

2

Тема 3.3.

Технология

поиска, хранения и

сортировки информации

ОК 2, 4, 5, 8, ПК 4.1. – 4.4.

1. Информационное   обеспечение   выбранной   темы:   поиск   теоретического материала  и  сбор  собственных  экспериментальных  данных.  Обзор  и корректировка материалов для проведения учебного исследования. Поиск дополнительных ресурсов в сети Интернет. Поисковые системы сети Интернет: Google, Yandex. Социальные  сервисы  хранения  закладок  Рунета:  BobrDobr,  100закладок, Моёместо.ru и др.

Самостоятельная работа обучающегося № 7.

Выбор методов исследования на каждом этапе выполнения исследования в рамках учебного проекта.

2

2

1

Тема 3.4.

Оформление

учебно-исследовательского

проекта.

ОК 2, 4, 5, 8, ПК 4.1. – 4.4.

1. Требования к оформлению учебно-исследовательской работы. Требования к оформлению слайдов мультимедийной презентации. Критерии оценивания мультимедийной презентации.

Самостоятельная работа обучающегося № 8.

Представление результатов проведенного исследования как учебного проекта с использованием информационных технологий.

2

2

1

Тема 3.5.

Подготовка

отчета по разработке

учебно-исследовательского

проекта.

ОК 2, 4, 5, 8, ПК 4.1. – 4.4.

1. Подготовка отчета о проделанной работе в зависимости от классификации творческих работ учащихся. Оформление работ в программах Microsoft Office:

- подготовка текста отчета в Microsoft Word, создание и обработка экспериментальных данных в Microsoft Excel, создание презентации в Microsoft Power Point.

1

Зачет (защита учебного проекта)

2


3. Условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информационно-коммуникационных технологий.

Оборудование учебного кабинета и лаборатории:

  • рабочее место преподавателя;
  • рабочие места по количеству обучающихся;
  • магнитная доска;
  • УМК «Основы учебно-исследовательской деятельности».

Технические средства обучения:

- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

3.2.1. Основная литература.

1. Бурда А.Г. Основы научно-исследовательской деятельности. Учебное пособие (курс лекций). – Краснодар:. Кубанский государственный аграрный университет, 2015.

3.2.2. Дополнительная литература.

2. Пастухова И.П., Тарасова Н.В, Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. – М.: ИЦ «Академия», 2012.

3.2.3. Интернет-ресурсы.

3. Актуальные проблемы развития гостиничного бизнеса (http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-razvitiya-gostinichnogo-biznesa).

4. Виды представления результатов учебно-исследовательской работы (http://moluch.ru/th/2/archive/8/221/).

5. Выбор и формулировка темы исследования (http://referat.znate.ru/text/index-50854.html?page=4).

6. Информация, ее источники, аналитико-синтетическая переработка информации (http://www.library.mephi.ru/icb2/glav2.html).

7. Методологический аппарат исследования (его цель, задачи, гипотеза) (http://www.intuit.ru/studies/courses/11980/1160/lecture/18284?page=3).

8. Методы исследований (http://center-yf.ru/data/Marketologu/Metody-issledovaniya.php).

9. Обоснование актуальности проекта (http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met91/node5.html).

10. Обоснование теоретической и практической значимости исследования (http://phdru.com/aspirants/dissertation/intro/).

11. Организация и технология процесса научного исследования (http://diplomba.ru/work/100611).

12. Основы научно-исследовательской деятельности (А.Г. Бурда) (текст в электронном виде) (http://kubsau.ru/upload/iblock/40f/40f35535e069a955ca6fc10d13d484b7.pdf).

13. Расшифровка этапов выполнения работы (http://aclic.ru/docs/kaf_rir/rekomendats_po_issled_deyat/rabota_nad_kurs.pdf).

14. Социальные сервисы хранения закладок (БобрДобр, 100закладок, МоёМесто).

15. Требования к написанию и оформлению учебно-исследовательской работы (http://s21.ozersk.chel.fcior.edu.ru/nd/poisk/trebov_nir.htm).

16. Требования к оформлению презентаций (http://учебныепрезентации.рф/kak-sdelat-prezentaciju-k-vkr.html).

17. Формулировка гипотезы (http://www.e-reading.club/chapter.php/31223/5/Kuznecov_-Informaciya__sbor,_zashchita,_analiz._Uchebnik_po_informacionno-analiticheskoii_rabote.html).

 

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  • выбрать и сформулировать тему исследования,

ОК 2, 3, 8

ПК 4.4.

Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 1,  практическая работа №. 4.

  • определить актуальность, практическую полезность темы исследования;

ОК 1, 3, 8

ПК 4.1.

Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 2,  практическая работа № 4.

  • определить противоречие, проблему; проблемную ситуацию, проблемный вопрос для необходимости проведения исследования;

ОК 2, 4, 8

ПК 4.3.

Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 3,  практическая работа № 2.

  • формулировать цель и задачи предполагаемого исследования.

ОК 2, 3, 8

ПК 4.2.

Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 4,  практическая работа № 3.

  • планировать этапы выполнения исследовательской работы;

ОК 2

ПК 4.4.

Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 5,  практическая работа № 6.

  • искать дополнительную информацию и экспериментальные данные в сети Интернет для проведения учебного исследования.

ОК 4, 5

ПК 4.1.

Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 6,  практическая работа № 5.

  • выбирать методы исследования на определенном этапе проектирования;

ОК 9

ПК 2.6., 3.1., 3.2., 4.2.

Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 7,  практическая работа № 1.

  • представить результаты проведенного исследования с использованием информационных технологий.

ОК 5

ПК 1.2., 2.2.

Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 8,  практическая работа № 5.

Знания:

особенности исследовательской и проектной деятельности;

ОК 1, 9

ПК 4.1.

Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 1,  практическая работа № 1, 4.

понятия: проблема, проблемная ситуация, проблемный вопрос, объект, предмет исследования, гипотеза;

ОК 2 – 4

ПК 2.4., 3.4., 4.1.

Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 3,  практическая работа № 2, 3.

правила постановки цели и задач исследования;

ОК 2, 6, 8

ПК 2.6., 4.3.

Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 4,  практическая работа № 3.

этапы проектирования исследовательской работы;

ОК 2, 6, 8

ПК 2.3., 3.4., 4.2.

Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 5,  практическая работа № 6.

способы поиска теоретического материала и экспериментальных данных в бумажном и электронном виде.

ОК 4, 5

ПК 2.2., 3.4., 4.3., 4.4.

Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 6,  практическая работа № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Основы научно-исследовательской деятельности специальность 43.02.03 Стилистика и искусство визажа

Рабочая программа учебной дисциплины Основы научно-исследовательской деятельности  специальность 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм

Рабочая программа учебной  дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ УЧЕБНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 44.02.02 Преподавание в начальных к...

Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа

Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...

Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...

Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.12 Технология эстетических услуг

Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.12 Технология эстетических услуг...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 Сервисная деятельность Специальность 43.02.14 Гостиничное дело

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 Сервисная деятельность Специальность 43.02.14 Гостиничное дело...