Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа Основы учебно-исследовательской деятельности для 43.02.11 | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 3 к УМК
по дисциплине «Основы учебно-
исследовательской деятельности»
для специальности
43.02.11 Гостиничный сервис
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЛЕДЖ МАЛОГО БИЗНЕСА №48»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной
дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности____________________
специальность 43.02.11 Гостиничный сервис
Москва
2016
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией а наименование комиссии | Разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис код, наименование специальности |
Протокол № а от « » 20 г. | |
Председатель предметной (цикловой) комиссии ___________/_______________ Подпись Ф.И.О. | Заместитель директора по учебной (учебно-методической) работе ___________/_______________ Подпись Ф.И.О. |
Составитель (автор): к.и.н., преподаватель ГБПОУ «Колледж малого бизнеса № 48» Можаев Антон Викторович
Рецензент: __________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБОУ СПО
Содержание
1. Паспорт программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание программы учебной дисциплины 6
3. Условия реализации программы учебной дисциплины 14
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…………..16
1. Паспорт программы учебной дисциплины
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности» является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис (базовая подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 43.00.00. Сервис и туризм.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как вариативная общепрофессиональная дисциплина. Учебная дисциплина «Основы учебно-исследовательской деятельности» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении учебной дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности», учебных дисциплин профессионального цикла и направлена на развитие творческих способностей и формирование общих и профессиональных компетенций у студентов через учебно-исследовательскую деятельность, что соответствует современным требованиям ФГОС СПО.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Целью освоения учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности» является приобретение обучающимися навыков, позволяющих им самостоятельное осуществление процедур формирования и реализации проектов в профессиональной деятельности, в т.ч. в области предпринимательства.
Задачи дисциплины:
- формирование у обучающихся системы теоретических знаний и навыков работы с информацией и обработке ее с использованием информационно-коммуникационных технологий, в т.ч. и применяемых в профессиональной деятельности.
- выработка умений:
- выделения проблемы;
- постановки целей и задач исследования;
- формулировки рабочей гипотезы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- выбрать и сформулировать тему исследования, определить актуальность, практическую полезность темы исследования;
- определить противоречие, проблему; проблемную ситуацию, проблемный вопрос для необходимости проведения исследования;
- формулировать цель и задачи предполагаемого исследования.
- планировать этапы выполнения исследовательской работы;
- искать дополнительную информацию и экспериментальные данные в сети Интернет для проведения учебного исследования.
- выбирать методы исследования на определенном этапе проектирования;
- представить результаты проведенного исследования с использованием информационных технологий.
Знать:
- особенности исследовательской и проектной деятельности;
- понятия: проблема, проблемная ситуация, проблемный вопрос, объект, предмет исследования, гипотеза;
- правила постановки цели и задач исследования;
- этапы проектирования исследовательской работы;
- способы поиска теоретического материала и экспериментальных данных в бумажном и электронном виде.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 58 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 39 часов в том числе:
- практические занятия – 12 часов
- самостоятельная работа обучающегося – 19 часов.
- Структура и содержание программы учебной дисциплины
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 58 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 39 |
в том числе: | |
практические занятия | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 19 |
Итоговая аттестация в форме зачета (защита учебного проекта) |
2.2. Результаты освоения учебной дисциплины
Результатом освоения учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности» является овладение студентами знаниями и умениями по указанной дисциплине, а также развитие у студентов профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ПК 4.1. | Выявлять спрос на гостиничные услуги. |
ПК 4.2. | Формировать спрос и стимулировать сбыт. |
ПК 4.3. | Оценивать конкурентоспособность оказываемых гостиничных услуг. |
ПК 4.4. | Принимать участие в разработке комплекса маркетинга. |
2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося, курсовая работа (проект) | Объём часов | Уровень освоения | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Введение | Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими специальными и общепрофессиональными дисциплинами. Значение дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности» в формировании менеджера (базовой подготовки) в области гостиничного сервиса. | 2 | 1 | ОК 2, 4, 5, 8, ПК 4.1. – 4.4. |
Раздел 1. Основные понятия учебно-исследовательской деятельности | 6 | |||
Тема 1.1 Исследовательская деятельность. Учебное и научное исследование. Задачи проектирования исследования. | 1 | ОК 2, 4, 5, 8, ПК 4.1. – 4.4. | ||
1. Исследовательская деятельность. Проектная и конструктивная деятельность. Учебное и научное исследование. Современное понимание исследовательской деятельности. Задачи проектирования исследования. Модель и методология исследования. Этапы научного исследования независимо от предметной области. Классификация задач по сложности: практикумы, исследовательские и научные. | 2 | |||
Тема 1.2. Представление исследований. Функции исследовательской деятельности. | 1 | ОК 2, 4, 5, 8, ПК 4.1. – 4.4. | ||
1. Представление исследований. Стандарты представления исследовательской деятельности: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. Классификация творческих работ студентов в области естественных и гуманитарных наук: реферативные, экспериментальные, проектные, натуралистические и описательные, исследовательские. Методы исследования: эмпирические (наблюдения); опросные (беседа, анкетирование, интервью), диагностики, эксперимента, рейтинга и самооценки, научная экспедиция и др. Самостоятельная работа обучающегося № 1 Анализ проблемных вопросов современности с целью выбора и формулировки темы учебного проекта. | 2 2 | |||
2. Практическая работа № 1: Анализ целесообразности использования определенных методов исследования в соответствии с темой научной работы. | 2 | |||
Раздел 2 Основные аспекты проектирования учебного исследования | 18 | |||
Тема 2.1 Определение объекта, предмета исследования. | 1 | ОК 2, 4, 5, 8, ПК 4.1. – 4.4. | ||
1. Актуальность исследования. Противоречие - выявление нарушений связей между элементами какого-либо явления, обеспечивающих его развитие. Рассмотрение понятий: проблема, проблемная ситуация, проблемный вопрос. Определение объекта, предмета исследования. Рассмотрение понятий: целевой объект, целевой предмет, целевое действие. Самостоятельная работа обучающегося № 2. Определение актуальности, практической полезности темы учебного проекта. | 2 2 | |||
2. Практическая работа № 2: Подготовка к исследованию в области гостиничного сервиса (определение проблемы, выявление проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса). | 2 | |||
Тема 2.2. Выбор и формулировка темы исследования | 2 | ОК 2, 4, 5, 8, ПК 4.1. – 4.4. | ||
1. Выбор и формулировка темы исследования после изучения теоретического материала, оценка значимости выбранной темы. Информационное обеспечение выбора темы. Рекомендации по определению темы исследования: актуальность; практический опыт студента-исследователя; доступность и выполнимость исследования в строго отведённые временные рамки; практическая полезность темы; способность темы влиять на будущую деятельность студента-исследователя. Самостоятельная работа обучающегося № 3. Формулирование цели и задач для проведения предполагаемого исследования в рамках учебного проекта. | 2 2 | |||
2. Практическая работа № 3 Составление рекомендаций по выбору темы исследования (тема по выбору обучающегося). | 2 | |||
Тема 2. 3. Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования. | 1 | ОК 2, 4, 5, 8, ПК 4.1. – 4.4. | ||
1. Рассмотрение структуры цели. Цель и задачи исследования. Выдвижение предположений и нетрадиционных идей, обеспечивающих исследовательский поиск. | 2 | |||
Тема 2.4. Формулирование рабочей гипотезы. | ОК 2, 4, 5, 8, ПК 4.1. – 4.4. | |||
1. Формулирование рабочей гипотезы. Оформление гипотезы в виде научного тезиса как суждения, утверждающего какую-то важную идею, истинность и достоверность которой ещё надо доказывать. Самостоятельная работа обучающегося № 4: Выявление противоречия, проблемы, проблемной ситуации, проблемного вопроса для проведения исследования в рамках учебного проекта. | 2 3 | |||
2. Практическая работа № 4: Составление требований к формулированию рабочей гипотезы исследования в сфере гостиничного бизнеса. | 2 | |||
Тема 2. 5. Этапы выполнения исследовательской работы | ОК 2, 4, 5, 8, ПК 4.1. – 4.4. | |||
1. Расшифровка отдельных этапов выполнения индивидуальной исследовательской работы: подготовительный, основной, заключительный. Самостоятельная работа обучающегося № 5. Составление плана этапов выполнения исследовательской работы. | 2 2 | 1 | ||
Практическая работа № 5: Составление плана учебного исследования по избранной теме (тема по выбору обучающегося). | 2 | |||
Раздел 3. Разработка учебно-исследовательского проекта | 11 | |||
Тема 3. 1. Выбор и формулировка темы исследования. Выделение проблемы. Определение объекта, предмета исследования. Разработка рабочей гипотезы. | ОК 2, 4, 5, 8, ПК 4.1. – 4.4. | |||
1.. Выбор и формулировка темы исследования. Определение актуальности темы исследования. Обоснование практической значимости темы. Описание проблемной ситуации как описание обстоятельств и условий, содержащих противоречия. Определение проблемного вопроса, отражающего сущность, основное противоречие рассматриваемой темы. Определение объекта, т.е. пространства, в рамках которого проводится учебно-исследовательская деятельность по выбранной теме. Определение предмета, т.е. части, которая подвергается непосредственному исследованию в рамках объекта. Разработка рабочей гипотезы для предсказаний путей и способов достижения цели. | 2 | 3 | ||
Тема 3.2. Постановка целей и задач исследования. Определение этапов выполнения исследовательской работы. | ОК 2, 4, 5, 8, ПК 4.1. – 4.4. | |||
1. Постановка целей и задач для конкретного учебно-исследовательского проекта по выбранной теме. Определение этапов выполнения исследовательской работы: - подготовительный – подбор области проектирования (поисковый); - основной – целеполагание, аналитический, практический; - заключительный – реализация проведённого исследования и рефлексия (подведение итогов, фиксация хода реализации, положительных и отрицательных аспектов). Составление календарного плана работы над проектом. Определение сроков выполнения исследовательской работы. Самостоятельная работа обучающегося № 6 Поиск дополнительной информации и экспериментальных данных в сети Интернет для проведения исследования в рамках учебного проекта. | 2 4 | 3 | ||
2. Практическая работа № 6: Составление алгоритма «Реализация этапов научного исследования». | 2 | |||
Тема 3.3. Технология поиска, хранения и сортировки информации | ОК 2, 4, 5, 8, ПК 4.1. – 4.4. | |||
1. Информационное обеспечение выбранной темы: поиск теоретического материала и сбор собственных экспериментальных данных. Обзор и корректировка материалов для проведения учебного исследования. Поиск дополнительных ресурсов в сети Интернет. Поисковые системы сети Интернет: Google, Yandex. Социальные сервисы хранения закладок Рунета: BobrDobr, 100закладок, Моёместо.ru и др. Самостоятельная работа обучающегося № 7. Выбор методов исследования на каждом этапе выполнения исследования в рамках учебного проекта. | 2 2 | 1 | ||
Тема 3.4. Оформление учебно-исследовательского проекта. | ОК 2, 4, 5, 8, ПК 4.1. – 4.4. | |||
1. Требования к оформлению учебно-исследовательской работы. Требования к оформлению слайдов мультимедийной презентации. Критерии оценивания мультимедийной презентации. Самостоятельная работа обучающегося № 8. Представление результатов проведенного исследования как учебного проекта с использованием информационных технологий. | 2 2 | 1 | ||
Тема 3.5. Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта. | ОК 2, 4, 5, 8, ПК 4.1. – 4.4. | |||
1. Подготовка отчета о проделанной работе в зависимости от классификации творческих работ учащихся. Оформление работ в программах Microsoft Office: - подготовка текста отчета в Microsoft Word, создание и обработка экспериментальных данных в Microsoft Excel, создание презентации в Microsoft Power Point. | 1 | |||
Зачет (защита учебного проекта) | 2 |
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информационно-коммуникационных технологий.
Оборудование учебного кабинета и лаборатории:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- магнитная доска;
- УМК «Основы учебно-исследовательской деятельности».
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
3.2.1. Основная литература.
1. Бурда А.Г. Основы научно-исследовательской деятельности. Учебное пособие (курс лекций). – Краснодар:. Кубанский государственный аграрный университет, 2015.
3.2.2. Дополнительная литература.
2. Пастухова И.П., Тарасова Н.В, Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. – М.: ИЦ «Академия», 2012.
3.2.3. Интернет-ресурсы.
3. Актуальные проблемы развития гостиничного бизнеса (http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-razvitiya-gostinichnogo-biznesa).
4. Виды представления результатов учебно-исследовательской работы (http://moluch.ru/th/2/archive/8/221/).
5. Выбор и формулировка темы исследования (http://referat.znate.ru/text/index-50854.html?page=4).
6. Информация, ее источники, аналитико-синтетическая переработка информации (http://www.library.mephi.ru/icb2/glav2.html).
7. Методологический аппарат исследования (его цель, задачи, гипотеза) (http://www.intuit.ru/studies/courses/11980/1160/lecture/18284?page=3).
8. Методы исследований (http://center-yf.ru/data/Marketologu/Metody-issledovaniya.php).
9. Обоснование актуальности проекта (http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met91/node5.html).
10. Обоснование теоретической и практической значимости исследования (http://phdru.com/aspirants/dissertation/intro/).
11. Организация и технология процесса научного исследования (http://diplomba.ru/work/100611).
12. Основы научно-исследовательской деятельности (А.Г. Бурда) (текст в электронном виде) (http://kubsau.ru/upload/iblock/40f/40f35535e069a955ca6fc10d13d484b7.pdf).
13. Расшифровка этапов выполнения работы (http://aclic.ru/docs/kaf_rir/rekomendats_po_issled_deyat/rabota_nad_kurs.pdf).
14. Социальные сервисы хранения закладок (БобрДобр, 100закладок, МоёМесто).
15. Требования к написанию и оформлению учебно-исследовательской работы (http://s21.ozersk.chel.fcior.edu.ru/nd/poisk/trebov_nir.htm).
16. Требования к оформлению презентаций (http://учебныепрезентации.рф/kak-sdelat-prezentaciju-k-vkr.html).
17. Формулировка гипотезы (http://www.e-reading.club/chapter.php/31223/5/Kuznecov_-Informaciya__sbor,_zashchita,_analiz._Uchebnik_po_informacionno-analiticheskoii_rabote.html).
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | ||
| ОК 2, 3, 8 ПК 4.4. | Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 1, практическая работа №. 4. |
| ОК 1, 3, 8 ПК 4.1. | Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 2, практическая работа № 4. |
| ОК 2, 4, 8 ПК 4.3. | Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 3, практическая работа № 2. |
| ОК 2, 3, 8 ПК 4.2. | Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 4, практическая работа № 3. |
| ОК 2 ПК 4.4. | Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 5, практическая работа № 6. |
| ОК 4, 5 ПК 4.1. | Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 6, практическая работа № 5. |
| ОК 9 ПК 2.6., 3.1., 3.2., 4.2. | Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 7, практическая работа № 1. |
| ОК 5 ПК 1.2., 2.2. | Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 8, практическая работа № 5. |
Знания: | ||
особенности исследовательской и проектной деятельности; | ОК 1, 9 ПК 4.1. | Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 1, практическая работа № 1, 4. |
понятия: проблема, проблемная ситуация, проблемный вопрос, объект, предмет исследования, гипотеза; | ОК 2 – 4 ПК 2.4., 3.4., 4.1. | Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 3, практическая работа № 2, 3. |
правила постановки цели и задач исследования; | ОК 2, 6, 8 ПК 2.6., 4.3. | Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 4, практическая работа № 3. |
этапы проектирования исследовательской работы; | ОК 2, 6, 8 ПК 2.3., 3.4., 4.2. | Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 5, практическая работа № 6. |
способы поиска теоретического материала и экспериментальных данных в бумажном и электронном виде. | ОК 4, 5 ПК 2.2., 3.4., 4.3., 4.4. | Устный опрос, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа № 6, практическая работа № 5. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины Основы научно-исследовательской деятельности специальность 43.02.03 Стилистика и искусство визажа
Рабочая программа учебной дисциплины Основы научно-исследовательской деятельности специальность 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...
Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм
Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ УЧЕБНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 44.02.02 Преподавание в начальных к...
Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа
Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...
Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис
Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...
Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.12 Технология эстетических услуг
Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.12 Технология эстетических услуг...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 Сервисная деятельность Специальность 43.02.14 Гостиничное дело
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 Сервисная деятельность Специальность 43.02.14 Гостиничное дело...