Рабочая программа Основы учебно-исследовательской деятельности студентов
рабочая программа по теме

Программа курса "Основы учебно-исследовательской деятельности студентов" по новым ФГОС, третьего поколения, СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Усманский профессиональный колледж

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Г(О)БОУ СПО Усманского профессионального колледжа

_______________ В.И. Шишкин

________________ 20__г.

примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

основы учебно-исследовательской деятельности студентов

2012 г.


Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО)  050146 Преподавание в начальных классах

Организация-разработчик: Государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Усманский профессиональный колледж

Разработчики:

Клинкова С.П., преподаватель психологии высшей квалификационной категории

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                  номер

©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации примерной программы учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13


1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«основы учебно-исследовательской деятельности студентов»

1.1. Область применения программы

          Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 050146 Преподавание в начальных классах

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования в рамках реализации программ повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

          Учебная дисциплина «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» относится к общему гуманитарному и социально- экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

        Цель: подготовить студентов к научно-исследовательской работе в процессе обучения в колледже (выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ) и в будущей профессиональной деятельности (диагностика уровня обученности и воспитанности учащихся, обобщение передового и собственного опыта работы, разработка методических рекомендаций по тем или иным вопросам).

         Задачи:

  1. вовлекать студентов в учебно-исследовательскую деятельность, способствующую формированию и развитию профессиональных компетенции и творческих способностей, необходимых для последующей работы в системе образования, науки, культуры и других областях социальной сферы;
  2. вооружить студентов знаниями о методах организации и проведения опытно - поисковой работы;
  3. сформировать умения необходимые для проведения исследовательской работы; повышения качества подготовки специалистов, развитие способностей и творческому отношению к своей профессии.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  1. методы психолого-педагогического исследования;
  2. содержание основных понятий и категорий научного поиска;
  3. требования к опытно-экспериментальной работе, к оформлению результатов исследования.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  1. выбирать тему исследования, составлять его план;
  2. подбирать из литературы и самостоятельно разрабатывать методы для осуществления исследования;
  3. обобщать передовой педагогический опыт и организовывать собственную опытно-экспериментальную работу, делать необходимые выводы и обобщения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  60 часов;

самостоятельной работы обучающегося  30 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

34

     контрольные работы

2

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:

подготовка к практическим занятиям

16

внеаудиторная самостоятельная работа:

- подготовка докладов и выступлений по темам:

«Педагогика наука или искусство»

«Что является объектом педагогической науки – воспитание или образование?»

Составить краткую характеристику единства и различий научной и практической деятельности в области педагогики.

Определить основные структурные элементы связи педагогической науки и практики.

Определить какие дополнительные знания и умения нужно усвоить учителю, если он хочет заняться научной работой?

Охарактеризуйте наиболее существенные различия между педагогическими закономерностями и принципами.

При каких условиях становится возможной творческая деятельность учителя в системе связи педагогической науки и практики?

 «Методология педагогической науки»

Определить типичную ошибку в постановке педагогической гипотезы и формулировании защищаемых положений.

Сформулировать признаки, позволяющие отнести к сфере науки процесс и результат познавательной деятельности в области педагогики.

Обосновать  особенности применения методов исследования в педагогике по сравнению с использованием методов в естественнонаучной сфере познания.

Охарактеризовать  функции теоретических и нормативных моделей изучаемых объектов в педагогических исследованиях.

Назовите и раскройте конкретные методики применяемые в пределах статистического метода.

Составьте правила конспектирования.

Составить план информационного текста.

Сформулировать правила оформления цитат.

14


1


1


1


1


1


1



1

1


1



1



1


1


1

1

Итоговая аттестация в форме зачета 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОСНОВЫ УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в учебную дисциплину

9

Содержание учебного материала


2

1

1.Наука и научное познание.

          2

2.Задачи педагогической науки.

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

-

Контрольная работа:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

- опишите различия между социализацией и адаптацией к социуму,

- написание рефератов: «Педагогика наука или искусство», «Что является объектом педагогической науки – воспитание или образование?»

6

Раздел 2.Взаимосвязь педагогической науки и практики

16

Тема 2.1 Педагогическая наука и практика 

Содержание учебного материала


2

2

1.Единство и различия педагогической науки и практики

3

2. Педагогическая наука и практика как единая система

Лабораторные работы

-

Практическое занятие:

«Субъект-объектные отношения в обучении и в науке»:

Верно ли утверждение, что в наше время ученик, воспитанник больше не является объектом воздействия со стороны учителя и субъект-объектное отношение в педагогическом процессе сменяется субъект-субъектным? Обоснуйте. Составление схемы.





2

Контрольная работа:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить краткую характеристику единства и различий научной и практической деятельности в области педагогики.

Определите основные структурные элементы связи педагогической науки и практики.

3

Тема 2.2 Учитель и педагогическая наука

Содержание учебного материала


1

1

1.Связь науки и практики в движении

2

2.Учитель между наукой и практикой

Лабораторные работы

Практическое занятие:

«Учитель между наукой и практикой»:

В чем состоит различие позиций педагога-исследователя и педагога-практика по отношению к педагогической науке? Составление таблицы.

2

Контрольная работа:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Определить какие дополнительные знания и умения нужно усвоить учителю, если он хочет заняться научной работой?

Охарактеризуйте наиболее существенные различия между педагогическими закономерностями и принципами.

При каких условиях становится возможной творческая деятельность учителя в системе связи педагогической науки и практики?

3

Раздел 3.Методология педагогического исследования

26



Тема 3.1 Методологические основы психолого-педагогического исследования

Содержание учебного материала


        2

1

1.Научное исследование в педагогике, его методологические характеристики

2

2.Логика педагогического исследования

Лабораторные работы

-

Практическое занятие:

«Методологическая культура»: Определите различие между методологической культурой ученого и педагога - практика. Составление таблицы.

3

Контрольная работа:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка докладов и выступлений по теме: «Методология педагогической науки»

Определить типичную ошибку в постановке педагогической гипотезы и формулировании защищаемых положений.

Сформулировать признаки, позволяющие отнести к сфере науки процесс и результат познавательной деятельности в области педагогики.

3

Тема 3.2 Методы исследования психолого-педагогических проблем

Содержание учебного материала


3

1 Методы исследования.

3

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

1. Наблюдение, как метод исследования личности учащихся.

2. Измерение мотивации достижения(ТМД). Выявление индивидуально - характералогических особенностей личности.

3. Диагностика:

Тесты «Авторитет», «Рисунок человека», тест Ф Гуддинафа, Д. Харриса.

«Дом - дерево - человек». Д Бука, «Рисунок семьи» В. Вульфа.


3

3


3

Контрольная работа по темам «Наука и научное познание», «Методологические основы психолого-педагогического исследования», «Методы исследования психолого-педагогических проблем».

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Обосновать  особенности применения методов исследования в педагогике по сравнению с использованием методов в естественнонаучной сфере познания.

Охарактеризовать  функции теоретических и нормативных моделей изучаемых объектов в педагогических исследованиях.

Назовите и раскройте конкретные методики применяемые в пределах статистического метода.

3

Раздел 4. Учебно-исследовательские умения студентов

24

Тема 4.1 Учебно-исследовательская работа студентов как часть их профессиональной подготовки


Содержание учебного материала



        1

1

1.Самообразование.Самостоятельная работа.

2

2. Технология работы с информационными источниками.

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

1.Тестирование «Самооценка учебных умений». Составление правил чтения книг.


3

3

3

3

2.Подготовка и написание аннотации на статью по выбору.

3.Составление тезисов. Выберите статью из периодической педагогической печати.

4.Написание рецензии на заданную статью.

Контрольная работа:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составьте правила конспектирования.

Составить план информационного текста.

Сформулировать правила оформления цитат.

3

Тема 4.2 Этапы работы над учебным рефератом

Содержание учебного материала


        1

1

1.Структура учебного реферата

3

2.Критерии оценки учебного реферата

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

-

Контрольная работа по теме «Технология работы с информационными источниками»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание рефератов:

  1. Становление и развитие методов познания.
  2. Физический натурный эксперимент.
  3. Компьютерный эксперимент и виртуальная реальность.
  4. Математические методы и средства обработки результатов.
  5. Обзор литературы и поиск научной информации.
  6. Научная этика и добросовестность.
  7. Лженаука и оккультные науки.
  8. Философия и наука.
  9. Будущее науки.

3

Раздел 5. Организация исследовательской опытно-экспериментальной работы студентов

15

Тема 5.1 Курсовые работы

Содержание учебного материала


1

1

1.Структура курсовой работы

2

2.Требования к оформлению и защите курсовой работы

Лабораторные работы

-

Практическое занятие:

Составление карты-схемы «Технические требования к оформлению курсовой работы»

2

Контрольная работа:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовьте доклады и сообщения:

1.Зачем нужны курсовые работы.

2.Выбор темы исследования.

3.С чего начинать.

3

Тема 5.2 Выпускная квалификационная работа.


Содержание учебного материала



1

2

1.Структура выпускной квалификационной работы.

2

2. Требования к оформлению и защите выпускной квалификационной работы.

Лабораторные работы

-

Практическое занятие:

Тестирование по темам «Организация исследовательской опытно-экспериментальной работы студентов», «Требования к оформлению и защите курсовой и выпускной квалификационной работы (ВКР)»


2

Контрольная работа:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Охарактеризовать сходство и различия курсовых и ВКР.

Составить памятки «Требования и рекомендации к записи и оформлению текста»

3

Всего

90

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.        - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.        - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.        - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

            Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебно-методические рекомендации).

Технические средства обучения: интерактивная доска и мультимедиа проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М., 2001
  2. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. - М.,2005
  3. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. - М. 2002
  4. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -Санкт-Петербург 2002

Дополнительные источники:

  1. Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике. - М., 1999
  2. Введение в психодиагностику/ под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М., 2000
  3. Елисеев В.К., Косолапоа Ю.А. и др. Введение в научное исследование по педагогике. - Липецк 1997
  1. Журавлев В.И. Методы педагогических исследовании. - М., 1996
  1. Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований.2-е издание -М., 1998
  2. Пискунов А.И., Воробьев Г.В. Методы педагогических исследований. -М., 1998


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является зачет.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  1. методы психолого-педагогического исследования;
  2. содержание основных понятий и категорий научного поиска;
  3. требования к опытно-экспериментальной работе, к оформлению результатов исследования.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  1. выбирать тему исследования, составлять его план;
  2. подбирать из литературы и самостоятельно разрабатывать методы для осуществления исследования;
  3. обобщать передовой педагогический опыт и организовывать собственную опытно-экспериментальную работу, делать необходимые выводы и обобщения.


Формы контроля обучения:


- устный опрос,

- тестирование,

- контрольные работы,

- практические задания,

- домашнее задание творческого характера.


Методы оценки результатов обучения:


- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу,

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ОУД.20 Основы учебно-исследовательской деятельности

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельностиразработана в соответствии с вариативной частью ФГО согласно Базисному учебному плану. Организация-разработчик: ГБПОУ "...

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис...

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм

Рабочая программа учебной  дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ УЧЕБНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 44.02.02 Преподавание в начальных к...

Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа

Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...

Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.07 Основы учебно-исследовательской деятельности

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС СПО по специальности 44.02.01. Дошкольное образование базовой подготовки.Программа учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской дея...

Рабочая программа Основы учебно-исследовательской деятельности

Основы учебно-исследовательской деятельности...