Рабочая программа Основы учебно-исследовательской деятельности студентов
рабочая программа по теме
Программа курса "Основы учебно-исследовательской деятельности студентов" по новым ФГОС, третьего поколения, СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 191.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Усманский профессиональный колледж
УТВЕРЖДАЮ
Директор
Г(О)БОУ СПО Усманского профессионального колледжа
_______________ В.И. Шишкин
________________ 20__г.
примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
основы учебно-исследовательской деятельности студентов
2012 г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 050146 Преподавание в начальных классах
Организация-разработчик: Государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Усманский профессиональный колледж
Разработчики:
Клинкова С.П., преподаватель психологии высшей квалификационной категории
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 12 |
| 13 |
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«основы учебно-исследовательской деятельности студентов»
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 050146 Преподавание в начальных классах
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования в рамках реализации программ повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» относится к общему гуманитарному и социально- экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель: подготовить студентов к научно-исследовательской работе в процессе обучения в колледже (выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ) и в будущей профессиональной деятельности (диагностика уровня обученности и воспитанности учащихся, обобщение передового и собственного опыта работы, разработка методических рекомендаций по тем или иным вопросам).
Задачи:
- вовлекать студентов в учебно-исследовательскую деятельность, способствующую формированию и развитию профессиональных компетенции и творческих способностей, необходимых для последующей работы в системе образования, науки, культуры и других областях социальной сферы;
- вооружить студентов знаниями о методах организации и проведения опытно - поисковой работы;
- сформировать умения необходимые для проведения исследовательской работы; повышения качества подготовки специалистов, развитие способностей и творческому отношению к своей профессии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- методы психолого-педагогического исследования;
- содержание основных понятий и категорий научного поиска;
- требования к опытно-экспериментальной работе, к оформлению результатов исследования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выбирать тему исследования, составлять его план;
- подбирать из литературы и самостоятельно разрабатывать методы для осуществления исследования;
- обобщать передовой педагогический опыт и организовывать собственную опытно-экспериментальную работу, делать необходимые выводы и обобщения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 34 |
контрольные работы | 2 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
в том числе: | |
подготовка к практическим занятиям | 16 |
внеаудиторная самостоятельная работа: - подготовка докладов и выступлений по темам: «Педагогика наука или искусство» «Что является объектом педагогической науки – воспитание или образование?» Составить краткую характеристику единства и различий научной и практической деятельности в области педагогики. Определить основные структурные элементы связи педагогической науки и практики. Определить какие дополнительные знания и умения нужно усвоить учителю, если он хочет заняться научной работой? Охарактеризуйте наиболее существенные различия между педагогическими закономерностями и принципами. При каких условиях становится возможной творческая деятельность учителя в системе связи педагогической науки и практики? «Методология педагогической науки» Определить типичную ошибку в постановке педагогической гипотезы и формулировании защищаемых положений. Сформулировать признаки, позволяющие отнести к сфере науки процесс и результат познавательной деятельности в области педагогики. Обосновать особенности применения методов исследования в педагогике по сравнению с использованием методов в естественнонаучной сфере познания. Охарактеризовать функции теоретических и нормативных моделей изучаемых объектов в педагогических исследованиях. Назовите и раскройте конкретные методики применяемые в пределах статистического метода. Составьте правила конспектирования. Составить план информационного текста. Сформулировать правила оформления цитат. | 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОСНОВЫ УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Введение в учебную дисциплину | 9 | ||
Содержание учебного материала | 2 1 | ||
1.Наука и научное познание. | 2 | ||
2.Задачи педагогической науки. | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия: | - | ||
Контрольная работа: | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся: - опишите различия между социализацией и адаптацией к социуму, - написание рефератов: «Педагогика наука или искусство», «Что является объектом педагогической науки – воспитание или образование?» | 6 | ||
Раздел 2.Взаимосвязь педагогической науки и практики | 16 | ||
Тема 2.1 Педагогическая наука и практика | Содержание учебного материала | 2 2 | |
1.Единство и различия педагогической науки и практики | 3 | ||
2. Педагогическая наука и практика как единая система | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практическое занятие: «Субъект-объектные отношения в обучении и в науке»: Верно ли утверждение, что в наше время ученик, воспитанник больше не является объектом воздействия со стороны учителя и субъект-объектное отношение в педагогическом процессе сменяется субъект-субъектным? Обоснуйте. Составление схемы. | 2 | ||
Контрольная работа: | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить краткую характеристику единства и различий научной и практической деятельности в области педагогики. Определите основные структурные элементы связи педагогической науки и практики. | 3 | ||
Тема 2.2 Учитель и педагогическая наука | Содержание учебного материала | 1 1 | |
1.Связь науки и практики в движении | 2 | ||
2.Учитель между наукой и практикой | |||
Лабораторные работы | |||
Практическое занятие: «Учитель между наукой и практикой»: В чем состоит различие позиций педагога-исследователя и педагога-практика по отношению к педагогической науке? Составление таблицы. | 2 | ||
Контрольная работа: | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Определить какие дополнительные знания и умения нужно усвоить учителю, если он хочет заняться научной работой? Охарактеризуйте наиболее существенные различия между педагогическими закономерностями и принципами. При каких условиях становится возможной творческая деятельность учителя в системе связи педагогической науки и практики? | 3 | ||
Раздел 3.Методология педагогического исследования | 26 | ||
Тема 3.1 Методологические основы психолого-педагогического исследования | Содержание учебного материала | 2 1 | |
1.Научное исследование в педагогике, его методологические характеристики | 2 | ||
2.Логика педагогического исследования | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практическое занятие: «Методологическая культура»: Определите различие между методологической культурой ученого и педагога - практика. Составление таблицы. | 3 | ||
Контрольная работа: | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов и выступлений по теме: «Методология педагогической науки» Определить типичную ошибку в постановке педагогической гипотезы и формулировании защищаемых положений. Сформулировать признаки, позволяющие отнести к сфере науки процесс и результат познавательной деятельности в области педагогики. | 3 | ||
Тема 3.2 Методы исследования психолого-педагогических проблем | Содержание учебного материала | 3 | |
1 Методы исследования. | 3 | ||
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия: 1. Наблюдение, как метод исследования личности учащихся. 2. Измерение мотивации достижения(ТМД). Выявление индивидуально - характералогических особенностей личности. 3. Диагностика: Тесты «Авторитет», «Рисунок человека», тест Ф Гуддинафа, Д. Харриса. «Дом - дерево - человек». Д Бука, «Рисунок семьи» В. Вульфа. | 3 3 3 | ||
Контрольная работа по темам «Наука и научное познание», «Методологические основы психолого-педагогического исследования», «Методы исследования психолого-педагогических проблем». | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Обосновать особенности применения методов исследования в педагогике по сравнению с использованием методов в естественнонаучной сфере познания. Охарактеризовать функции теоретических и нормативных моделей изучаемых объектов в педагогических исследованиях. Назовите и раскройте конкретные методики применяемые в пределах статистического метода. | 3 | ||
Раздел 4. Учебно-исследовательские умения студентов | 24 | ||
Тема 4.1 Учебно-исследовательская работа студентов как часть их профессиональной подготовки | Содержание учебного материала | 1 1 | |
1.Самообразование.Самостоятельная работа. | 2 | ||
2. Технология работы с информационными источниками. | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия: 1.Тестирование «Самооценка учебных умений». Составление правил чтения книг. | 3 3 3 3 | ||
2.Подготовка и написание аннотации на статью по выбору. | |||
3.Составление тезисов. Выберите статью из периодической педагогической печати. | |||
4.Написание рецензии на заданную статью. | |||
Контрольная работа: | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составьте правила конспектирования. Составить план информационного текста. Сформулировать правила оформления цитат. | 3 | ||
Тема 4.2 Этапы работы над учебным рефератом | Содержание учебного материала | 1 1 | |
1.Структура учебного реферата | 3 | ||
2.Критерии оценки учебного реферата | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия: | - | ||
Контрольная работа по теме «Технология работы с информационными источниками» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов:
| 3 | ||
Раздел 5. Организация исследовательской опытно-экспериментальной работы студентов | 15 | ||
Тема 5.1 Курсовые работы | Содержание учебного материала | 1 1 | |
1.Структура курсовой работы | 2 | ||
2.Требования к оформлению и защите курсовой работы | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практическое занятие: Составление карты-схемы «Технические требования к оформлению курсовой работы» | 2 | ||
Контрольная работа: | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовьте доклады и сообщения: 1.Зачем нужны курсовые работы. 2.Выбор темы исследования. 3.С чего начинать. | 3 | ||
Тема 5.2 Выпускная квалификационная работа. | Содержание учебного материала | 1 2 | |
1.Структура выпускной квалификационной работы. | 2 | ||
2. Требования к оформлению и защите выпускной квалификационной работы. | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практическое занятие: Тестирование по темам «Организация исследовательской опытно-экспериментальной работы студентов», «Требования к оформлению и защите курсовой и выпускной квалификационной работы (ВКР)» | 2 | ||
Контрольная работа: | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Охарактеризовать сходство и различия курсовых и ВКР. Составить памятки «Требования и рекомендации к записи и оформлению текста» | 3 | ||
Всего | 90 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебно-методические рекомендации).
Технические средства обучения: интерактивная доска и мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М., 2001
- Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. - М.,2005
- Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. - М. 2002
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -Санкт-Петербург 2002
Дополнительные источники:
- Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике. - М., 1999
- Введение в психодиагностику/ под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М., 2000
- Елисеев В.К., Косолапоа Ю.А. и др. Введение в научное исследование по педагогике. - Липецк 1997
- Журавлев В.И. Методы педагогических исследовании. - М., 1996
- Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований.2-е издание -М., 1998
- Пискунов А.И., Воробьев Г.В. Методы педагогических исследований. -М., 1998
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является зачет.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
| Формы контроля обучения: - устный опрос, - тестирование, - контрольные работы, - практические задания, - домашнее задание творческого характера. Методы оценки результатов обучения: - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ОУД.20 Основы учебно-исследовательской деятельности
Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельностиразработана в соответствии с вариативной частью ФГО согласно Базисному учебному плану. Организация-разработчик: ГБПОУ "...
Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис
Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис...
Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм
Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ УЧЕБНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 44.02.02 Преподавание в начальных к...
Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа
Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...
Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.07 Основы учебно-исследовательской деятельности
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС СПО по специальности 44.02.01. Дошкольное образование базовой подготовки.Программа учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской дея...
Рабочая программа Основы учебно-исследовательской деятельности
Основы учебно-исследовательской деятельности...