Методическая разработка урока: Информационное общество
методическая разработка на тему
Методическая разработка урока позволяет познакомится с понятиями "Информационное общество", "Информационная революция", "Информатизация", объяснить причины информационных революций, объяснить характерные черты информационного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnoe_obshchestvo.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки Тамбовской области
ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
на тему: Информационное общество
Составила:
преподаватель
ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж
сахарной промышленности»
Л.А. Таршинова
Жердевка
2014
Цель: ввести понятие «информационное общество», познакомится с его признаками.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- понятия «информационная революция», «информационное общество», «информатизация»;
- что такое информационная деятельность;
- задачи информатизации;
- признаки информационного общества;
Учащиеся должны уметь:
- объяснять причины информационных революций;
- объяснять характерные черты информационного общества;
- приводить примеры, отражающие наличие процесса национального движения к информационному обществу;
- выполнять классификацию информационных ресурсов;
- использовать Excel для отображения статистики роста серверов в Интернете.
Программно-дидактическое оснащение: И.Г. Семакин c .278, Н.Д. Угринович с.164; проектор; демонстрация «Информация и информационные процессы»; приложение «Опорный конспект «Информационное общество».
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II.Постановка целей урока
Человеческое общество по мере своего развития прошло этапы овладения веществом, затем энергией и, наконец, информацией. Многие социологи и политологи полагают, что мир стоит на пороге создания информационного общества.
III. Работа по теме урока
(Объяснение сопровождается демонстрацией «Информация и информационные процессы».)
Если рассматривать историю развития человеческого общества с точки зрения изменений, происходивших в информационной сфере, то можно выделить несколько радикальных изменений, предшествующих информационному обществу, которые принято назвать информационными революциями.
Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению.
Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.
Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объёме.
Четвёртая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:
- переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;
- миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
- создание программно-управляемых устройств и процессов.
Последняя информационная революция выдвигает на передний план новую отрасль – информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшая составляющая информационной индустрии – информационная технология.
Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих заняты обработкой, хранением и обменом информации. В нём:
- решена проблема информационного кризиса, т.е. противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
- обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
- информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
- формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
- с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей человеческой цивилизации.
Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией: США, Япония, Англия, Германия, страны Западной Европы.
Можно выделить несколько основных направлений, где информационная деятельность связана с компьютерами. (Отобразить в демонстрации).
- Научные исследования. Расчёты и вычисления – обязательный элемент тех научных исследований, где требуется на основании эксперимента построить гипотезу о закономерностях, проявляемых в нём.
- Создание новых изделий. Системы автоматизированного проектирования (САПР) используются во всех проектных и конструкторских организациях.
- Управление. Теория автоматического управления к моменту создания компьютеров была хорошо развитой точной инженерной наукой, поэтому оказалось возможным использовать компьютеры для целей управления. Системы автоматического управления (АСУ) могут управлять процессами, для которых разработаны математические модели и методы их решения. Станки с числовым программным управлением (ЧПУ) имеют специализированный компьютер с пультом оператора, дисплеем и клавиатурой, а также управляющую программу.
- Информационные системы (ИС), базы данных (БД). Основу ИС составляет банк данных, в котором хранится большая по объёму информация о какой -либо области человеческих знаний.
- Обучение. Существуют электронные журналы для школьников и их родителей.
- Компьютеры в издательском деле.
- Автоматизированное рабочее место (АРМ). В настоящее время это место работника, оснащённое компьютером и другими техническими средствами (принтер, сканер, колонки или наушники, микрофон, видеокамера, электронный микроскоп и т.п.).
Для перехода к информационному обществу требуется пройти путь компьютеризации, т.е. насыщения различных сторон деятельности человека и общества комплексом технических устройств, и информатизации. По закону РФ «Об информации, информатизации и защите информации» информатизация – это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации.
В настоящее время наряду с материальными ресурсами для государства большое значение приобретают информационные ресурсы. Информационными ресурсами считают накапливаемое содержимое специальных хранилищ и источники общественно-значимой информации.
Как и для материальных ресурсов, для информационных ресурсов остро стоит проблема обеспечения сохранности. Для решения проблемы охраны информационных ресурсов существует юридическое определение понятия «информационный ресурс»: «Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)».
Отличительная особенность информационных ресурсов в том, что после использования они не исчезают, ими можно воспользоваться многократно. Эта особенность способствует формированию и расширению рынка информационных услуг. К ним относятся поиск и подбор информации по заданным критериям, консалтинг, обучение и пр. Огромные информационные потоки нуждаются в систематизации для их хранения и использования. Поэтому информационные ресурсы классифицируют по какому-либо основанию. Это может быть отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы и пр.) или форма представления (виды носителей, степень формализации, наличие дополнительных возможностей) и пр.
Если рассматривать структуру национальных информационных ресурсов в целом, то она будет выглядеть следующим образом:
- библиотечные ресурсы;
- архивные ресурсы;
- научно-техническая информация;
- правовая информация;
- информация государственных структур;
- отраслевая информация;
- финансовая и экономическая информация;
- информация предприятий и учреждений.
По представленным основаниям можно составить различные классификации информационных ресурсов. К образовательным информационным ресурсам можно отнести любые информационные ресурсы, используемые в образовательных целях. Поскольку образование в современном обществе становится непрерывным, то для разных категорий обучаемых требуются различные виды образовательных ресурсов. К наиболее востребованным образовательным ресурсам можно отнести библиотечные образовательные ресурсы, архивные ресурсы и информацию по различным научным отраслям.
IV. Практическая работа
Задание 1. Создайте презентацию к заданию №3 из опорного конспекта, пользуясь информационными ресурсами Интернета.
Задание 2. Найдите в Интернете документ «Концепция формирования информационного общества в России» для выполнения задания №4.
Задание 3. Выполните задание №6 из опорного конспекта. Работа с сервером www.isc.org «Статистические данные по количеству серверов Интернета». В Excel постройте график «Рост количества серверов Интернета» и проанализируйте его.
V. Подведение итогов урока
- Какую роль играли вещество, энергия и информация на различных этапах развития общества?
- Назовите признаки развитости информационного общества.
Домашнее задание
Найдите в Интернете данные о росте количества пользователей
Приложение. Опорный конспект «Информационное общество»
1.Заполните таблицу «Информационные революции»
Информационная революция | Изображение основного информационного источника | Период времени | Изобретения | Изменения в истории человечества |
Первая | ||||
Вторая | ||||
Третья | ||||
Четвёртая |
2. Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих заняты обработкой, хранением и обменом информации.
Признаки информационного общества: ______________________________
_______________________________________________________________
3. Какой вклад в развитие концепции информационного общества внесли следующие учёные?
а) Глушков В.М. ________________________________________________
б) Масуда Е. ____________________________________________________
в) Ясперс К. ____________________________________________________
г) Тоффлер О. ___________________________________________________
4. Заполните таблицу «Особенности формирования информационного общества в России», основываясь на информации из документа «Концепция формирования информационного общества в России».
Положительные | Отрицательные |
5. Информационными ресурсами считают накапливаемое содержимое специальных хранилищ и источники общественно-значимой информации.
Из каких элементов состоит структура «Национальные информационные ресурсы»?
Национальные информационные ресурсы | |
6. Работа с сервером www.isc.org «Статистические данные по количеству серверов Интернета. В Excel постройте график «Рост количества серверов Интернета» и проанализируйте его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока «Система 1С: Предприятие (Учет расчетов с покупателями)» по дисциплине «Информационные технологии» на сайте
Тема Система 1С: Предприятие. Учет расчетов с покупателямиЦель Образовательная – формирование теоретических и практических навыков ра...
Методическая разработка урока по дисциплине: Основы социологии и политологии "Государство и гражданское общество"
Методическая разработка урока...
Методическая разработка урока по теме "Общество. Диалектика развития".
Методическая разработка урока-лекции по теме "Общество. Диалектика развития", в которой рассматривается история возникновения общества, а также диалектичные пути его развития....
Методическая разработка «Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся на уроках профцикла как условие социализации личности студента»
Современное общество диктует новые требования к подготовке выпускников. Студенту, оканчивающему учебное заведение, для полноценной жизни в обществе недостаточно одних лишь предметных знаний. Для социа...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ: «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГЕОЛОГИИ»
Методическая разработка может применяться преподавателями учебных заведений при подготовке и проведении уроков обобщения и систематизации знаний, умений, навыков различных специальностей (с учетом спе...
Методическая разработка урока (с технологической картой): "Решение задач на проценты с экономическим содержанием.Банковская деятельность и ее принципы" с использованием информационных технологий.
Технологическая карта урока с использованием информационных технологий...