Методическая разработка урока по теме "Каталог как архивный справочник" ПМ02 Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации МДК02.03 Методика и практика архивоведения
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока преподавателя специальных дисциплин Сологубовой С.А.,
Гуманитарно-педагогический колледж
по дисциплине «Методика и практика архивоведения»
профессионального модуля ПМ02 «Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации»
по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Тема урока: «Ведение каталога»
Цель урока: формирование представления о каталогах, справочниках, определении вида каталога.
Задачи урока:
- сформировать представление о некомпьютерных источниках информации, о каталогах, картотеке, каталожной карточке;
- сформировать представление о компьютерных энциклопедиях и справочниках, познакомить с самыми известными справочными ресурсами Интернета;
- развивать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
- развивать готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки в области компьютерных и некомпьютерных источников информации;
- формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
- осуществление контроля и самоконтроля;
- развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
Виды деятельности учащихся:
Аналитическая деятельность:
- приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
- описывать возможные пути поиска информации с использованием и без использования компьютера, с использованием и без использования Интернета;
Вид урока: комбинированный.
Тип урока: усвоение новых знаний и умений.
Оборудование/ресурсное обеспечение урока: компьютеры, мультимедийный проектор, доска, экран, презентация
Общие и профессиональные компетенции ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7 ПК2.2, ПК 2.3, ПК2.4
Этапы урока
(время)
Задачи этапа
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
- Мотивационно-целевой этап
(1 мин)
Создание благоприятного климата на уроке
Преподаватель приветствует студентов, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание обучающихся.
Студенты приветствуют преподавателя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место
- Актуализация знаний предыдущего урока и формулировка темы и целей урока (7 мин)
Актуализация опорных знаний и способов действий
Преподаватель предлагает тест прошлого урока по теме: «Составление справочного аппарата к описи»
1.Какие функции выполняет справочный аппарат
А.Ускоряет поиск сведений по собственно описи;
Б. Предоставляет дополнительную информацию о фонде;
В. Раскрывает даты начала и окончания дела.
2.Из перечня выберите элементы, которые входят в состав
Преподаватель задает вопросы:
- Приходилось ли Вам самостоятельно искать нужную информацию, чтобы найти ответ на вопрос?
- Что может Вам помочь?
- Как искать информацию в библиотеке?
- Какая современные ресурсы вы знаете?
- Какое название можно дать таким ресурсам? (слайд 1)
- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?
Что мы можем отнести к справочным ресурсам Интернета?
Что такое энциклопедия?
Что такое справочник?
Что такое словарь?
А если нет Интернета, то можно отправиться в библиотеку, там вы так же можете воспользоваться книгами, энциклопедиями и справочниками в библиотеке.
Предлагает совершить виртуальное путешествие в библиотеку. (Слайд 7)
Каким умением должен обладать любой человек, пришедший в библиотеку или обращающийся к электронным ресурсам?
Студенты выполняют тест, выполняют взаимопроверку
Усвоение нового материала по теме урока
- Объяснение понятий «каталог», «каталожная карточка», «картотека» Каким каталогом необходимо воспользоваться, если Вы знаете автора книги?
- А если вы получили задание подготовить реферат или сообщение к уроку, например по биологии, где вы будете искать нужные книги?
- Почему алфавитный каталог не поможет?
Поясняет:
«СК раскрывает фонд по содержанию и отвечает на вопрос, есть ли в библиотеке книга по той или иной теме. Он называется систематическим, потому что в этом каталоге карточки расставлены по определенной системе – отраслям знаний: художественная литература, научно-популярная, естественные науки, техника, история, искусство и т.д. каждый отдел имеет своё условное обозначение».
Знакомит с самыми известными компьютерными словарями и справочниками (Слайды 11-21). Предлагает обучающимся составить таблицу с названиями электронных ресурсов Интернета и их URL адресами.
Отвечают:
Алфавитным
В систематическом каталоге
Возможный ответ:
«Алфавитный каталог не ответит на вопрос, какие книги рассказывают о том или ином событии, предмете, явлении. Для этого надо обратиться к систематическому каталогу»
Первичное закрепление материала (4 мин)
Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
Предлагает выполнить небольшой тест. Карточка
Выполняют задание, осуществляют самопроверку
Познавательные:
выбор наиболее эффективных способов выполнения задания
Личностные:
навыки самоанализа и самооценки;
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков
- Подведение итогов урока, рефлексия (2 мин)
- Информация о домашнем задании (1 мин)
Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока производственного обучения по УП. 01. Выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ. Тема: «Разметка металла».
Краткая аннотация урока: Урок производственного обучения по теме «Разметка металла» состоит из четырёх этапов:1. Организационной части,2....
Методическая разработка урока производственного обучения по УП. 01. Выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ. Тема: «Рубка металла».
Краткая аннотация урока: Урок производственного обучения по теме «Разметка металла» состоит из четырёх этапов:1. Организационной части,2....
Методическая разработка урока по учебному предмету «Специальность (флейта)». Тема: «Развитие исполнительской техники в работе над музыкальными произведениями»
Обобщение и распространение педагогического опыта...
Методическая разработка: "Урок производственного обучения по профессии «Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ»"
Материал для проведения урока производственного обучения...
Методическая разработка урока. Тема: «Основные требования по прокладке надземных газопроводов. Оборудование для трубоукладочных работ, монтажные и захватные приспособления для монтажа надземных газопроводов».
Активизация познавательной деятельности студентов в процессе коллективного взаимодействия;- изучение основных нормативных требований по прокладке надземных газопроводов;- изучение оборудования для тру...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по МДК 02.03 Методика и практика архивоведения
Методические рекомендации по выполнению практических работ для специальности 46.02.01 Докумекнтационное обеспечение управления и архитвоведение...
Материал для выполнения самостоятельных работ по МДК 02.03 Методика и практика архивоведения
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ для студентов специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение...