Конспект урока по Информатике и ИКТ "Вставка и оформление таблиц"
план-конспект урока на тему

Васин Виталий Сергеевич

Данный материал может быть использован в преподавании Информатики как в школе, так и учреждениях СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc403.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:

заместитель директора по УМР

_______________/Н.А.Плеханова/

Утверждаю:

заместитель директора по УР

_______________/А.В.Смольянинова/

Дата проведения: 21 апреля 2015

Группа: 8-14

Место проведения: кабинет №17

Преподаватель: Васин В.С.

Предмет: Информатика и ИКТ

Тема урока: Вставка и оформление таблиц

Цели урока:

Образовательная:

знания: учащиеся должны знать способы создания таблицы в текстовом процессоре Microsoft Word, операции по форматированию таблицы;

умения: научить создавать и форматировать таблицы в текстовом процессоре Microsoft Word, уметь применять свои знания для решения поставленной задачи

Развивающая: совершенствовать культуру оформления документа, формировать и развивать творческие способности, развивать эстетическое восприятие окружающего мира, активизировать познавательную деятельность учащихся

Воспитательная: воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету информатика и ИКТ через показ практического применения темы, воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе, формировать у учащихся наблюдательность

Вид урока: комбинированный

Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков

Формы обучения

  • фронтальная,
  • групповая,
  • индивидуальная.

Методы обучения

  • фронтальная беседа;
  • самостоятельная практическая работа;
  • работа с опорными конспектами.

Оборудование:

  • компьютеры;
  • программное обеспечение: текстовый редактор Word;
  • мультимедийный проектор;
  • опорный конспект
  • практические задания

Межпредметные связи: история, география, культура


План урока

I. Орг.момент

(1 мин)

II. Актуализация знаний (тест).

(7 мин)

III. Объяснение новой темы.

(15мин)

IV. Домашнее задание.

(3 мин)

V. Практическая работа.

(15мин)

VI. Подведение итогов.

(4мин)

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь!

Сегодня мы продолжим работу с текстовым процессором Microsoft Word. К концу занятия вы должны научиться строить таблицы, а также их форматировать, т.е. оформлять, делать их более привлекательными, красочными. Как это делать, я постараюсь вас сегодня научить.

II. Актуализация знаний:

1. Повторим материал, который мы изучили на предыдущих уроках.

2. Затем я расскажу вам, как построить таблицу и как ее отформатировать.

3. Для закрепления материала вам будет предложена практическая работа по новой теме, за которую каждый получит оценку.

4. В конце урока подведем итоги.

Проверка домашнего задания в форме теста.

У каждого на столе лежит карточка для заполнения. В нее вы занесете результаты ответов на тест. На каждый вопрос дано три варианта ответа, и только один из них правильный. Нужно определить, какой из предложенных ответов правильный, на ваш взгляд, и занести результат в табличку. Не забудьте написать свою фамилию и имя, а так же класс.

Результаты теста покажут, как каждый из вас усвоил пройденный материал.

Итак, приступаем к выполнению теста (Приложение), результаты надо сдать через 7 минут.

(Учащиеся выполняют тестовую работу по теме, пройденной на предыдущих уроках.)

Время вышло, сдаем карточки с ответами на тест. Оценки объявлю на следующем уроке.

  1. Объяснение новой темы

Теперь открываем рабочие тетради.

Записываем в тетрадях: дату и тему сегодняшнего урока «Вставка и оформление таблиц»

Мы с вами говорили, что до появления такой прикладной программы, как текстовый редактор, люди использовали механические, а затем и электронные пишущие машинки. Очень часто в нашей жизни возникает необходимость оформить текст или документ в виде таблицы. Это и таблицы в учебнике географии, календари. Что же такое таблица?

Таблица (из лат. Tabula — доска) — способ структурирования данных. Представляет собой распределение данных по однотипным строкам и столбцам.

А вы можете привести мне примеры таблиц в тексте? (Приводят примеры разнообразных таблиц.) 

Примеры таблиц:

Таблицы используются при создании текстовых документов, содержащих большое количество однотипных названий, числовых данных или изображений с текстовой подписью.

Из чего состоит таблица? Объекты таблицы: строка, столбец, ячейка.

Алгоритм построения таблицы 

  1. В строке меню выбрать вкладку Вставка. 
  2. Щелкнуть по кнопке Таблица.
  3. Щёлкнуть по пункту Таблица

Таблица наша будет называться: «Расписание уроков»

Таблица будет состоять из 6 столбцов и 8 строк. В первой строке вы запишите учебные дни недели, а на следующих 7-ти строчках – свое расписание на неделю.

- Я вам сейчас покажу несколько примеров, какие таблицы у вас могут получиться.

- Если вы внимательно смотрели, то, конечно же, заметили, что таблицы оформлены и имеют более привлекательный вид.

- Как оформить таблицу?

Редактирование таблиц: вставлять или удалять строки, столбцы и ячейки; изменять ширину и высоту ячеек; разделять и объединять ячейки.

Форматирование таблиц - изменение типа, ширины, цвета границы ячеек, изменение цвета фона ячеек.

Алгоритм оформления таблицы 

  1. Выделить таблицу.
  2. Переключиться на вкладку: Работа с таблицами. 
  3. Выбрать подходящий формат.

Учитель раздает памятки Алгоритм создания таблиц, Действия по изменению структуры таблицы и Действия по оформлению таблицы каждому учащемуся (Приложение 1).

Действия по изменению структуры таблицы: (раздаточный материал)

Действие

Содержание действия

Вставка столбцов

Установить курсор в место вставки и выполнить команду Таблица Добавить Столбцы слева или Столбцы справа

Вставка строк

Установить курсор в место вставки и выполнить команду Таблица Добавить Строки ниже или Строки выше

Выделение всей таблицы, столбца, строки или ячейки

Установите курсор в любую ячейку и выполните команду Таблица Выделить Таблица, Столбец, Строка или Ячейка

Объединение ячеек

Выделить смежные ячейки и выполнить команду Таблица Объединить ячейки

Разбиение ячеек

Выделить смежные ячейки и выполнить команду Таблица Разбить  ячейки

Удаление столбцов или строк

Установить курсор в любую ячейку и выполнить команду Таблица Удалить Столбцы или строки

Удаление таблицы

Установить курсор в любую ячейку и выполнить команду Таблица Удалить Таблица

Действия по форматированию таблицы:

Действие

Содержание действий

Перемещение таблицы

Перетащить таблицу за маркер в левом верхнем углу таблицы или выполнить команду Таблица Свойства таблицы Выравнивание

Изменение размера таблицы

Использовать маркер в правом нижнем углу таблицы методом протягивания или выполнить команду Таблица Свойства таблицы Таблица Размер

Изменение размеров столбцов или строк

Использовать маркеры изменения размера, появляющиеся при наведении указателя мыши на рамки таблицы, или выполнить команду Таблица Автоподбор Выровнять ширину столбцов или Выровнять высоту строк для предварительно выделенных столбцов или строк

Оформление рамок таблицы и ячеек

Выполнить команду Таблица Свойства таблицы Таблица Границы заливки

  1. Домашнее задание:

Прежде чем перейдем к работе на компьютере запишем домашнее задание.

  1. Учить конспект.
  2. В тетрадях построить таблицу: “Мои учебники” (Название, автор, год издания, количество страниц)
  3. Найти в газетах, журналах примеры таблиц в тексте. Вырезать, вклеить в тетрадь.

- Продолжаем работу.

Итак, мы разобрали с вами алгоритмы построения и оформления таблиц.

Для того чтобы закрепить новый материал, выполним практическую работу.

  1. Практическая работа

Создадим таблицу: Расписание уроков.

У каждого на столе есть план практической работы. У кого есть вопросы, поднимите руку,  я  подойду к вам.

Итак, садимся на свои места. Кто не помнит наизусть свое расписание, может взять с собой дневник и посмотреть.

Запускаем текстовый процессор Microsoft Word и работаем по плану.

План практической работы «Построение таблицы»

  1. Запустите текстовый процессор Microsoft Word.
  2. Установите расположение листа горизонтально, для этого выполним команды: Разметка страницы —  Ориентация бумаги  –  Альбомная. 
  3. По центру запишите название таблицы: Расписание уроков.
  4. Перейдите на новую строку, выбрав выравнивание текста по левому краю.
  5. Постройте таблицу по алгоритму, выбрав 6 столбцов и 8 строк.
  6. В первой строке наберите учебные дни недели, используя начертание полужирный и выравнивание по центру.
  7. Заполните следующие ячейки.
  8. Сохраните документ в свою папку.
  9. Покажите результат учителю.

Дополнительные задания. 

№1. Создайте таблицы по образцу.

Между таблицами оставляйте по одной пустой строке, чтобы таблицы не соединись в одну.

№2. Подготовьте таблицу по следующему образцу.

Обратите внимание:

  • на обрамлении - некоторые линии отсутствуют.
  • текст в ячейках отцентрирован по вертикали и раскрашен.

  1. Подведение итогов.

Итак, мы разобрали с вами алгоритмы построения и оформления таблиц.

Рефлексию работы с таблицами составляла вставка рисунка в ячейку не прописанного в алгоритме Практической работы

Оценить каждую работу.

На этом наше занятие закончено. Спасибо за урок.


Приложение

1. WORD – это…

а) текстовый процессор;

б) текстовый редактор;

в) программа, предназначенная для редактирования текстового документа.

2. Какого способа выравнивания нет в WORDе:

а) выравнивание по левому краю;

б) выравнивание по правому краю;

в) выравнивание по высоте.

3. Как удалить фрагмент текста?

а) установить курсор в нужное место текста и нажать клавишу ENTER;

б) выделить фрагмент текста и нажать клавишу DELETE;

в) выделить фрагмент текста и нажать клавишу INSERT.

4. Форматирование шрифта – это …

а) процесс оформления символа;

б) процесс оформления страницы;

в) изменение параметров введенных символов.

5. Какой из перечисленных ниже параметров не относится к параметрам абзаца:

а) ширина;

б) отступ в первой строке;

в) кегль.

6. Форматирование текста – это …

а) исправление текста при подготовке к печати;

б) изменение параметров введенных символов;

в) процесс оформления страницы, абзаца, строки, символа.

7. В текстовом процессоре при задании параметров страницы устанавливаются:

а) гарнитура, размер, начертание;

б) отступ, интервал;

в) поля, ориентация.

8. Минимальным объектом, используемым в текстовом редакторе, является:

а) слово;

б) абзац;

в) символ.

9. В процессе редактирования текста изменяется:

а) размер шрифта;

б) параметры абзаца;

в) последовательность символов, строк, абзацев.

10. Абзацем в текстовом процессоре является …

а) выделенный фрагмент документа;

б) строка символов;

в) фрагмент текста, заканчивающийся нажатием клавиши ENTER.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Электронные таблицы MS Excel"

На уроке повторяются и закрепляются знания по теме  "Электронные таблицы MS Excel". В ходе практической работы учащиеся создают тестовую программу в MS Excel....

Конспект урока Создание таблиц

Данный коспект урока пзвляет дать представление о структуре и назначении таблиц, рассмотреть различные способы создания таблиц, методы их редактирования и форматирования....

Открытый урок по информатике: «Форматирование ячеек, оформление таблиц».

Открытый урок по информатике: «Форматирование ячеек, оформление таблиц». Педагогическая тема: «Использование технологий проблемного обучения на уроках информатики». Адаптирован...

Презентация к уроку по теме "Использование возможностей электронных таблиц Excel для решения задач профессиональной направленности»

Подборка задач по физике и электротехники, используемые для расчетов в Excel  на уроках дисциплины ОП.06 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности ...

Методическая разработка урока "Решение задач с помощью электронных таблиц"

Методическая разработка урока по информатике «Решение задач с помощью электронных таблиц»...