Конспект урока "Возможности динамических (электронных) таблиц"
план-конспект урока

Татьяна Александровна Пестрякова

Конспект урока

Дисциплина: «Информатика»

 

Тема урока: Возможности динамических (электронных) таблиц.

Цели урока:

образовательные:

  • практическое применение изученного материала;
  • закрепление знаний общих принципов работы табличного процессора и умения составлять таблицу для решения конкретной задачи;
  • приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих профессиональную направленность;
  • развитие умения выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать таблицу, оформить ее и распечатать на принтере;
  • формирование представления о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике.

развивающие:

  • развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
  • развитие навыков индивидуальной и групповой практической деятельности;
  • развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
  • развитие способности логически рассуждать, делать эвристические выводы;
  • развитие умения применять знания для решения задач различного рода;
  • формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;

воспитательные:

  • воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;
  • воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;
  • профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения урока: лекция, практическая работа

Место проведения урока: кабинет информатики.

Материально-техническое оснащение урока: презентация, учебники, раздаточный материал

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор

План урока

1.   Орг. момент. (2 мин) 

2.  Актуализация и проверка знаний. (3 мин) 

3.  Теоретическая часть. (7мин) 

4.  Онлайн-тест для закрепления (4 мин) 

5.  Самостоятельная работа (20 мин)

5. Рефлексия-. (5 мин) 

6. Итог урока. (3 мин) 

7. Домашнее задание (1 мин) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_dinamicheskih_elektronnyh_tablits.docx41.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Дисциплина: «Информатика»

Тема урока: Возможности динамических (электронных) таблиц.

Цели урока:

образовательные:

  • практическое применение изученного материала;
  • закрепление знаний общих принципов работы табличного процессора и умения составлять таблицу для решения конкретной задачи;
  • приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих профессиональную направленность;
  • развитие умения выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать таблицу, оформить ее и распечатать на принтере;
  • формирование представления о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике.

развивающие:

  • развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
  • развитие навыков индивидуальной и групповой практической деятельности;
  • развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
  • развитие способности логически рассуждать, делать эвристические выводы;
  • развитие умения применять знания для решения задач различного рода;
  • формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;

воспитательные:

  • воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;
  • воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;
  • профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения урока: лекция, практическая работа

Место проведения урока: кабинет информатики.

Материально-техническое оснащение урока: презентация, учебники, раздаточный материал

Оборудование:  компьютер, мультимедиапроектор

План урока

1.   Орг. момент. (2 мин) 

2.  Актуализация и проверка знаний. (3 мин) 

3.  Теоретическая часть. (7мин) 

4.  Онлайн-тест для закрепления (4 мин) 

5.  Самостоятельная работа (20 мин)

5. Рефлексия-. (5 мин) 

6. Итог урока. (3 мин) 

7. Домашнее задание (1 мин) 

Ход урока:

1.Организационный  момент.

(Приветствие, проверка присутствующих.

Здравствуйте, садитесь. Кто отсутствует?  

Сообщение новой темы, объяснение хода урока)

Цель урока: познакомимся с  Цель урока: изучение  основных возможностей и назначение электронных таблиц; области применения электронных таблиц; использование электронных таблиц для решения профессиональных задач.

Вводное слово 

Сегодня мы приступим к изучению  раздела «Технологии создания и преобразования информационных объектов».

Многие из вас слышали известное высказывание Уинстона Черчилля «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

Не менее важно уметь ее анализировать, обобщать, систематизировать, структурировать, прогнозировать, использовать и передавать.

На этом занятии мы должны определить, что не только созданные грамотно по форме тексты  являются информационным объектом, но и Электронные таблицы.

Итак, тема нашего урока «Возможности динамических (электронных) таблиц» 

Вопрос студентам-

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Еще раз взгляните на тему урока и предположите чему мы должны сегодня научиться, какие вопросы разобрать и на какие получить ответы?

(студенты проговаривают цель урока)

1 слайд

- Хорошо. Итак, мы определили  то, к чему мы будем стремиться на уроке, (т. е определили цель урока).

Давайте уточним, правильно ли мы обозначили цель (открыть слайд). Все верно.

-чтобы достичь поставленной цели,  что нам необходимо выполнить?

(ответы студентов)

Как вы думаете, где мы можем использовать электронные таблицы в профессиональной деятельности  специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"? Затрудняетесь? В конце урока вы обязательно найдете ответ на этот вопрос.

Постарайтесь активно работать на уроке, от этого будет зависеть ваша оценка. У каждого из вас есть оценочный лист, вам следует в течение урока заполнять, а в конце урока  вы получите оценку за урок по количеству баллов.

2.    Актуализация и проверка пройденного материала

Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, вспомним изученный ранее материал школьной программы и ответим на вопросы

1. Ввод формулы начинается со знака   =.

2.Адрес ячейки вводят с клавиатуры, только  латинскими буквами.

3.Завершается ввод формулы нажатием ENTER

4.Какая разница между относительными и абсолютными ссылками?

5.Как вставить диаграмму?

Относительная ссылка:

  • Относительная ссылка – автоматически изменяющаяся при копировании формулы ссылка.
  • Относительная ссылка используется в формуле в том случае, когда она должна измениться после копирования.

Абсолютная ссылка:

  • Абсолютная ссылка – не изменяющаяся при копировании формулы ссылка.
  •          Это указывается с  помощью символа $, который ставится и перед буквой столбца и перед номером строки.

- Молодцы, ставим количество полученных баллов в оценочный лист.

-А , сейчас внимание на экран.

III. Теоретическая часть

Презентация, изложение нового материала.

 Слайд 2

Электронные таблицы – это программа для создания и использования документов с автоматическим расчетом вносимых данных.

На сегодняшний день Excel является самой мощной программой, предназначенной для работы с электронными таблицами. Она обладает множеством функций, которые окажут вам существенную помощь в повседневной работе. Следует сказать, что в мире существуют и другие табличные редакторы – например, российский Лексикон-XL.

 

Одним из важнейших особенностей электронных таблиц является способность связывать ячейки друг с другом с помощью формул, причем, программа позволяет работать с разными форматами отображения чисел – денежными, целыми, датой, временем, процентами и многими другими. 

 

Слайд 3

Ячейка — место пересечения столбца и строки. Каждая ячейка таблицы имеет свой собственный адрес.

    Адрес ячейки электронной таблицы составляется из заголовка столбца и заголовка строки, например: Al, B5, E7. Ячейка, с которой производятся какие-то действия, выделяется рамкой и называется активной.

Слайды 4

Обратите внимание на элементы электронной таблицы:

Это строка, активная ячейка, столбец, ячейка Е6. С2 и Е6 – имеют адрес ячеек.

Слайды 5

Элементами Excel являются КНИГИ И РАБОЧИЕ ЛИСТЫ, которые можно переименовывать.

Слайды 5

При работе будем активно использовать СТРОКУ ОСНОВНОГО МЕНЮ, ПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ, СТРОКУ ФОРМУЛ и другие.

Слайд 7

Важно уметь использовать ДИАПАЗОН ЯЧЕЕК, в столбце, строке, прямоугольный

Слайд 8

Устная работа: 

Назвате диапазоны, изображенные на рисунке слайда.

Слайд 9

Основными типами данных электронной таблицы являются-

Числа: целые, дробные, процентные, экспоненциальные.

Которые принимают  специальный вид: дата, время, денежный.

Слайд  10

Также можно использовать Буквы, цифры, пробелы, различные символы

Слайд 11

        Формулы: состоят из адреса ячеек, чисел и математических действий между ними.

Вопросы студентам

Что означает формула =А2+В2, размещенная в ячейке С2?

Содержимое ячеек А2 и В2 сложить, а результат разместить в ячейке С2.

 Посмотреть формулу можно в Строке формул.

Слайд 12

В формулу можно внести значение, например В2* на 4 и получим результат в ячейке С3 после нажатия ЕНТЕР.

Слайд 13

Отличие ЭТ от таблиц на бумаге в том, что результат мы получаем автоматически, при малейшем изменении данных в ячейке. Напимер мы изменили ячейку…

Слайд 14

Перед вами виды ссылок  на адреса ячеек.

Ссылка Excel - это адреса ячеек в формуле, которые нужно посчитать. Бывает относительная ссылка Excelабсолютная или смешанная. Указывая адрес ячейки в формуле, мы даем компьютеру ссылку на ячейку, которую нужно сложить, умножить, т.д. Автоматически при написании формулы ставятся относительные ссылки.

Слайд 15

Относительная ссылка Excel - когда при копировании и переносе формул в другое место, в формулах меняется адрес ячеек относительно нового места.

Относительные ссылки в формулах удобны тем, что, где необходимо ввести много однотипных формул при составлении таблицы, это ускоряет работу, скопировав эту формулу.

   

 Слайд 16

Но, иногда нужно, чтобы ссылки в скопированных ячейках оставались неизменными, адрес ячейки не менялся. Тогда приходит на помощь абсолютная ссылка Excel. Для этого перед названием столбца и названием строки в формуле ставим знак «$». Например: относительная ссылка «A1» , а абсолютная ссылка «$A$1». Теперь при копировании этой ячейки с абсолютной ссылкой в другое место таблицы, адрес ячейки не изменится. Это нужно когда, например, добавили строки, столбцы в таблицу.

Слайд 17

Смешанная ссылка в Excel – это когда что-то одно (или адрес столбца, или адрес строки) не меняются при переносе формулы. Например: $A1 (абсолютная ссылка на столбец "А" и относительная ссылка на строку "1") или A$1 (относительная ссылка на столбец и абсолютная ссылка на строку).

Слайд 18

В электронных таблицах есть группы встроенных функций:

математические, статистические, финансовые, дата и время.

Среди математических: суммирование, степенная функция, квадратный корень.

Слайд 20

Можно использовать функцию суммирования: используя кнопку Автосумма.        Формулу можно корректировать мышью или введением адресов ячеек с клавиатуры

Слайд 21

Excel предоставляет возможность представить информацию не только в виде рабочего листа, но и в виде диаграммы, которая отображает данные нагляднее, облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении данных.

Диаграмма - это графическое представление данных рабочего листа.

Диаграммы Microsoft Excel группируются по нескольким основным типам: с областями, линейчатая, гистограмма, график, круговая, объемная с областями, объемная линейчатая, объемная гистограмма, объемный график, объемная круговая, объемная поверхностная и т.д. Каждый тип диаграммы имеет, по крайней мере, один подтип, являющийся вариацией какого-то исходного

Слайд 22

Документом Microsoft Excel является файл с произвольным именем и расширением ...

xls

Слайд 23

Пользователи отмечают огромный набор возможностей и широкие области применения  табличного процессора Microsoft Excel, особенного когда требуется выявление статистических данных, результатов лабораторных работ в обработка больших объемов данных. 

 

Слайд 24

Итак, давайте обобщим пройденный материал?

Что это

1 –строка основного меню

2-3 –панель инструментов

4-стока формул

5-столбец

6-строка

7-строка состояния

8- диапазон

Слайд 25

Рефлексия

 Закрепление пройденного материала

Молодцы, заполните «Оценочный лист» количеством полученных баллов. За каждый ответ вы получили 1 балл.

Ну, а сейчас вам предстоит решить Онлайн – тест на компьютере.

Переходим за компьютеры. Прежде, чем мы приступим к решению, распишитесь в журнале по ТБ. Все готовы? Итак приступаем к решению теста, на выполнение этого задания вам дано – 3 минуты.

Укажите количество правильных ответов в «Оценочном листе»

4.Практическая работа (Инструктаж по выполнению практической работы)

(Инструктаж по выполнению практической работы). Обучающимся раздаются рабочие листы с заданиями.

Вы справились с тестом, ответили на все вопросы, приступаем к выполнению практической работы.

-Перед вами работе листы, внимательно прочитайте задания, у вас их 4.

Задание 1. Рассчитать протяжённость тормозного пути транспортного средства при 60 км/ч при всех состояниях покрытия дороги.

Дано: скорость 60 км/ч, тормозной коэффициент – 1, коэффициент сцепления – 0.4.  

  1. Запустите программу Excel.
  2. Оформите таблицу как представлено на (Рис1.)
  3. Рассчитать тормозной путь транспортного средства, используя формулу расчета тормозного пути транспортного средства
  4. Используйте автозаполнение ячейки D2:D5

Задание 2.По полученным данным таблицы строим график путей торможения.

Задание 3. Определите тормозного путь транспортного средства

Для определения скорости машины воспользуйтесь специальным онлайн-калькуляторами. Найдите онлайн-калькулятор в поисковой системе.

Выполните задание по предлагаемой ссылке 

http://old.bezdtp.ru/campaigns/pritormozi/calculator.php

Задание 4. По полученным таблицы данным строим линейчатую диаграмму тормозного пути при всех состояниях покрытия дороги.

На выполнение  практической работы вам отведено 25 минут.

После завершения ПР заполните «Оценочный лист»

ОБХОД ПО РАБОЧИМ МЕСТАМ

Спросить студента. Как будешь вводить формулу? С чего начнешь? Как построишь диаграмму?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПОС?

Молодцы, все справились. Давайте все же ответим на вопрос, который стоял перед нами вначале урока. На какой вопрос нам нужно ответить? Кто помнит?

Как мы можем использовать электронные таблицы в профессиональной деятельности  специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"?

(ответы студентов)

-Прошу вас сложить все полученные баллы на «Оценочных ЛИСТАХ» , оценить работу на уроке и сдать мне.

Анализ и оценка работы каждого студента 

За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки). По результатам ваших оценок, можно сказать, что тема «Возможности динамических (электронных) таблиц» успешно пройдена и усвоена.

РЕФЛЕКСИЯ

А сейчас продолжите высказывания одним предложением, выбирая начало фразы на слайде:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

_______________________________________________________________________

  

Задание на дом (Составить кроссворд с основными понятиями на  тему «Возможности динамических (электронных) таблиц – не менее 16). Работа выполняется в программе ексель и предоставляется в электронном виде.

Для этого необходимо взять ширину столбца =3, предварительно выделить диапазон. ФОРМАТ-ШИРИНА СТОЛБЦА-=3

Спасибо всем за хорошую работу, урок окончен.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

14-15 балов и более оценка «отлично»

12-13 баллов - оценка «хорошо»

11-9 оценка «удовлетворительно

8 и менее оценка «неудовлетворительно»

Количество ответов на вопросы

Количество полученных ответов в тесте

Количество заданий, выполненных в практической работе

Оценка за урок

2

8

4

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

14-15 балов и более оценка «отлично»

12-13 баллов - оценка «хорошо»

11-9 оценка «удовлетворительно

8 и менее оценка «неудовлетворительно»

Количество ответов на вопросы

Количество полученных ответов в тесте

Количество заданий, выполненных в практической работе

Оценка за урок

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

14-15 балов и более оценка «отлично»

12-13 баллов - оценка «хорошо»

11-9 оценка «удовлетворительно

8 и менее оценка «неудовлетворительно»

Количество ответов на вопросы

Количество полученных ответов в тесте

Количество заданий, выполненных в практической работе

Оценка за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Электронные таблицы MS Excel"

На уроке повторяются и закрепляются знания по теме  "Электронные таблицы MS Excel". В ходе практической работы учащиеся создают тестовую программу в MS Excel....

«Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных»

Дисциплина: «Информатика» Тема урока: «Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных» Цели: 1....

Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий

Дисциплина «Информатика»  Тема: «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий» Цели урока:Образовательные: - практическое п...

Электронное учебное пособие по теме: «Электронные таблицы Microsoft Excel»

Электронное учебное пособие по теме: «Электронные таблицы Microsoft Excel»...

План- конспект открытого урока по информатике (10 класс) на тему: "Электронные таблицы Exsel"

Разработка открытого урока по информатике "Электронные таблицы Exsel"...

Возможности динамических (электронных) таблиц

Методическая разработкаПреподаватель: Авдиенко Виктория ВалерьевнаСпециальность: Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспортаТема урока: Возможности динамических (электронных) таблиц.Це...

Динамические (электронные) таблицы

Предназначение, структура и возможности электронных таблиц. Практическое использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий. Создание, редактиро...