ПУД Основы программирования
рабочая программа по теме
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных системах.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании для переподготовки и профподготовки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- работать в среде программирования;
- реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- этапы решения задачи на компьютере;
- типы данных;
- базовые конструкции изучаемых языков программирования;
- принципы структурного и модульного программирования;
- принципы объектно-ориентированного программирования
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 420 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 280 часов;
самостоятельной работы обучающегося 140 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 299 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
"Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум"
УТВЕРЖДАЮ
Директор
__________ Попова Н.М.
«__»_______2012 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы программирования
Специальность 230115 Программирование в компьютерных системах
г. Ленинск-Кузнецкий
2012
ОДОБРЕНА ЦМК технических и специальных дисциплин Протокол № ____ от «__» _________ 20___ г. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии специального профессионального образования 230115 Программирование в компьютерных системах |
Председатель ЦМК _____________/___________ Подпись Ф.И.О. | Заместитель директора по учебной работе ___________/____________ Подпись Ф.И.О. |
Разработчики:
Устьянцева О.Г. , преподаватель информатики;
Рецензент:
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы программирования
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных системах.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании для переподготовки и профподготовки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- работать в среде программирования;
- реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- этапы решения задачи на компьютере;
- типы данных;
- базовые конструкции изучаемых языков программирования;
- принципы структурного и модульного программирования;
- принципы объектно-ориентированного программирования
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 420 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 280 часов;
самостоятельной работы обучающегося 140 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 420 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 280 |
в том числе: | |
практические занятия | 135 |
контрольные работы | 5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 140 |
в том числе: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы; - оформление практических работ, подготовка к их защите; - подготовка доклада, реферата, компьютерной презентации по теме предложенной преподавателем или выбранной самостоятельно; |
50 50 40
|
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы программирования»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Основы Алгоритмизации и программирования | ||||
Тема 1.1. Основы алгоритмизации | Содержание учебного материала | 5 | ||
1. | Алгоритмы и величины. Этапы решения задачи на ЭВМ. Понятие «алгоритм». Свойства алгоритмов. Способы описания алгоритмов. Понятия «данные», «величины». Понятие исполнитель. ЭВМ – исполнитель алгоритмов | 2 | ||
2. | Виды алгоритмических структур. Линейные вычислительные алгоритмы. Ветвления и циклы в вычислительных алгоритмах. | 2 | ||
3. | Вспомогательные алгоритмы и процедуры. Понятие основного и вспомогательного алгоритма. Процедуры. Фактические параметры. | 2 | ||
Практические занятия | 6 | |||
1. | Сравнительный анализ алгоритмов записанных различными способами. | |||
2. | Решение задач с использованием различных видов алгоритмических структур. | |||
3. | Решение задач с использованием вспомогательных алгоритмов. | |||
Контрольная работа по теме «Основы алгоритмизации» | 1 | |||
Самостоятельная работа
| 7 | |||
Тема 1.2. Введение в языки программирования | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. | История и классификация языков программирования. «Ассемблеры». Транслятор. Компиляция. Интерпретация. Языки программирования высокого уровня. Бейсик. Паскаль. Си. Пролог. | 2 | ||
2. | Структура и способы описания языков программирования. Алфавит. Синтаксис. Семантика | 2 | ||
Практические занятия | 4 | |||
1. | Сравнительная характеристика языков программирования. | |||
2. | Поиск «ошибок» в структуре и способе описания языков программирования. | |||
Самостоятельная работа:
| 8 | |||
Тема 1.3. Основные управляющие конструкции | Содержание учебного материала | 34 | ||
1. | Первая программа на языке Турбо Паскаль. Загрузка Турбо Паскаля. Структура диалога. Запуск программы. Сохранение программы. Компиляция. Команды управления движением курсора. | 2 | ||
2. | Целый тип данных. Типы данных, диапазон значений, объем памяти. | 2 | ||
3. | Команды редактора для работы с блоками, работа с окнами. Знакомство с командами редактора для работы с блоками. Работа с окнами | 2 | ||
4. | Логический тип данных, операции сдвига. Значение операнда. Значение операции. Операции сдвига. Основные приемы решения задач. | 2 | ||
5. | Составной оператор If Оператор If, или условный оператор. Полный условный оператор. Неполный условный оператор. Основные приемы решения задач | 2 | ||
6. | Оператор For . Оператор For. Рекомендации по использованию. | 2 | ||
7. | Оператор While. Оператор While. Особенности оператора. | 2 | ||
8. | Оператор Repeat – Until. Оператор Repeat – Until. Принцип работы. | 2 | ||
9. | Вложенные циклы. Конструкция. Особенности работы. | 2 | ||
Практические занятия | 35 | |||
1. | Загрузка Турбо Паскаля. Исследование оконного интерфейса в программы. Сохранение программы. Выход из программы. | |||
2. | Решение простейших задач при помощи языка программирования Турбо Паскаль. | |||
3. | Решение задач с использованием целого типа данных. | |||
4. | Работа с блоками, окнами. | |||
5. | Решение задач с использованием логического типа данных. Операции сдвига. | |||
6. | Решение задач с использованием составного оператора If . | |||
7. | Решение задач с использованием оператора For. | |||
8. | Решение задач с использованием оператора While. | |||
9 | Решение задач с использованием оператора Repeat – Until . | |||
10. | Решение задач с использованием вложенных циклов. | |||
11. | Решение задач на выбор основной управляющей конструкции. (решение разнообразных задач) | |||
Контрольная работа по теме «Основные управляющие конструкции» | 1 | |||
Самостоятельная работа:
| 30 | |||
Тема 1.4 Процедуры и функции – элементы структуризации программ | Содержание учебного материала | 34 | ||
1. | Одномерные массивы. Описание типов данных. Одномерный массив. Индексы. Способы задания одномерного массива. Работа с элементами массива. | 2 | ||
2. | Процедуры. Структура программы. Синтаксис. Взаимодействие программы и процедуры. Стандартные операции. Датчик случайных чисел. Поиск элементов. Перестановки частей массива. | 2 | ||
3. | Функции. Описание функции. Стандартные функции. Числовые функции. Строковые функции. Арифметические функции. Функции преобразования типов. Функции для величин порядкового типа. | 2 | ||
4. | Рекурсия. Понятие рекурсии. Рекурсивный алгоритм. Рекурсия изнутри. | 2 | ||
5. | Объектно-ориентированное программирование. Инкапсуляция. Объект. Наследование. Полиморфизм. | |||
6. | Символьный и строковый типы данных. Символьный тип данных. Строковый тип данных. Процедуры и функции работы со строковым типом данных. Работа со строковыми и символьными типами данных. | 2 | ||
7. | Вещественный тип данных. Вещественный тип данных. Особенности работы с вещественным типом данных. Диапазон значений. | 2 | ||
8. | Текстовые файлы. Файловый тип данных. Операторы работы с файловым типом данных. Текстовые файлы. | 2 | ||
Практические занятия | 35 | |||
1. | Решение задач с использованием одномерных массивов | |||
2. | Решение задач с использованием процедур | |||
3. | Решение задач с использованием функций | |||
4. | Решение задач с использованием рекурсии | |||
5. | Решение задач с использованием символьных и строковых типов данных | |||
6. | Решение задач с использованием вещественного типа данных | |||
7. | Решение задач с использованием текстового типа данных. | |||
8. | Решение задач различного характера. | |||
Контрольная работа по теме «Процедуры и функции – элементы структуризации программ» | 1 | |||
Самостоятельная работа
| 35 | |||
Тема 1.5. Массив – фундаментальная структура данных | Содержание учебного материала | 42 | ||
1. | Методы работы с элементами одномерного массива. Короткие программы работы с элементами массива. Вставка и удаление элементов массива. | 2 | ||
2. | Множественный тип данных. Описание множественного типа данных, операции с величинами этого типа данных. «Решето Эратосфена» | 2 | ||
3. | Методы сортировки. Простые методы сортировки. Метод "пузырька", Сортировка вставками, Сортировка посредством выбора, Сортировка простым обменом. Сортировка простыми вставками. Сортировка подсчетом. | 2 | ||
4. | Методы быстрой сортировки. Методы сортировки с временной оценкой O (N*LogN). Сортировка слияниями. Быстрая сортировка. Пирамидальная сортировка. Сортировка 5 элементов, за 7 сравнений. | 2 | ||
5. | Поиск данных. Линейный поиск. Бинарный поиск. Случайный поиск. Хеширование | 2 | ||
6. | Двумерные массивы. Работа с элементами. Структура двумерного массива и его описание. Заполнение массива. | 2 | ||
7. | Двумерные массивы. Вставка и удаление. Различные методы вставки и удаления элементов двумерного массива. | 2 | ||
8. | Техника работы с двумерными массивами. Перемножение матриц. Системы линейных уравнений. Приведение матрицы к блочному виду. Сортировка элементов строк матрицы и поиск суммы минимальных элементов в строках и столбцах матрицы. | 2 | ||
9. | Комбинированный тип данных. Описание типа данных. Процедуры и функции работы с датами и простейшими геометрическими объектами. | 2 | ||
Практические занятия | 38 | |||
1. | Решение задач с использованием различных методов работы с элементами одномерного массива. | |||
2. | Решение задач с использованием множественного типа данных. | |||
3. | Решение задач и использованием различных методов сортировки. | |||
4. | Решение задач с использованием методов быстрой сортировки. | |||
5. | Решение задач с применением поиска данных. | |||
6. | Решение задач включающих двумерные массивы | |||
7. | Решение задач с применением вставки и удаления элементов двумерного массива. | |||
8. | Решение задач на технику работы с двумерными массивами. | |||
9. | Решение задач с комбинированными типами данных. | |||
Контрольная работа по теме «Массив – фундаментальная структура данных» | 1 | |||
Самостоятельная работа
| 40 | |||
Тема 1.6. Динамические структуры данных. | Содержание учебного материала | 21 | ||
1. | Динамические структуры данных. Основные понятия о ссылочном типе данных (указателях). Линейные списки. Основные операции. Преимущества и недостатки. | 2 | ||
2. | Стек. Структура данных стек, основные понятия. Извлечение элемента из стека. | 2 | ||
3. | Очередь. Понятие очередь. Особенности работы. | 2 | ||
4. | Поиск в графе. Понятие графа и его представление в памяти компьютера. Поиск в глубину и в ширину, топологическая сортировка. | 2 | ||
5. | Двоичные деревья. Основные понятия. Двоичные деревья. Основные операции. Пирамидальная сортировка с помощью двоичного дерева. | 2 | ||
6. | Сбалансированные деревья. Основные понятия. Операции по восстановлению балансировки при вставке и удалении элемента в АВЛ-дерево. Б-деревья, вставка элемента. | 2 | ||
Практические занятия | 17 | |||
1. | Решение задач с использованием динамических структур данных. | |||
2. | Решение задач с использованием стека. | |||
3. | Решение задач с применением очереди. | |||
4. | Решение задач с применением поиска в графе. | |||
5. | Решение задач содержащих двоичные деревья. | |||
6. | Решение задач содержащих сбалансированные деревья. | |||
Контрольная работа по теме: " Динамические структуры данных " | 1 | |||
Самостоятельная работа
| 20 | |||
Всего: | 420 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационных технологий.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- автоматизированные рабочие места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект плакатов;
- комплект дидактических материалов;
- комплекс электронных учебных пособий
Технические средства обучения:
- мультимедийное оборудование;
- сканер планшетный;
- струйный принтер;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Голицина О. Л., Попов И. И. Основы алгоритмизации и программирования: Учеб. Пособие. - М.: Форум: ИНФРА-М. 2009. - 432 с.
- Окулов С. М. Основы программирования. - М.: БИНОМ, 2009. - 424 с.
- Семакин И. Г., Шестаков А. П. Основы алгоритмизации и программирования: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 400 с.
Дополнительные источники:
- Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примераим применения: Пер. с англ. - М.: Конкорд, 2009 с.
- Гусева А. И. Учимся информатике: задачи и методы решения. - М.: "Диалог - МИФИ", 2009. -167 с.
- Симоновч С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Специальная информатика: Учебное пособие. – .: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2000. – 480 с.
- Угринович Н. Д. Информатика информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 511 с.: ил.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: - работать в среде программирования; - реализовывать построенные алго- ритмы в виде программ на конкретном языке программирования; | - оценка выполнения задания на практическом занятии; |
Знания: - этапы решения задачи на компьютере; - типы данных; - базовые конструкции изучаемых языков программирования; - принципы структурного и модульного программирования; принципы объектно-ориентированного программирования |
- оценка результатов текущего контроля (устного, письменного); - оценка защиты реферата, компьютерной презентации; - самооценка; - оценка выполнения домашней работы; - оценка результатов выполнения тестовых заданий; - оценка выполнения практических работ; - оценка результата выполнения контрольных работ; - оценка результатов экзамена по дисциплине. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/22/picture-111584-1461338675.png)
Проведение интегрированных уроков в колледже (математическая логика+ английский язык, математическая логика+ основы программирования).
Конспекты интегрированных уроков, проведенных в МКЭИТ по предметам:«Элементы математической логики» и «Основыпрограммирования» с использованием программного обеспечения Microso...
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы программирования"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе регионального учебного плана и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального обр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/08/picture-446024-1399567443.jpg)
Программа дисциплины ОП 04 Основы программирования
Вашему вниманию предлагается рабочая программа общепрофессинальной дисциплины "Основы программирования". Данная дисциплина изучается на специальности 230115 "Программирование в компьютерных системах"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/08/picture-446024-1399567443.jpg)
Комплект лабораторных работ по дисциплине "Основы программирования" (Lazarus)
Вашему вниманию предлагается лабораторная работа по дисциплине "Основы программирования". Цель работы - познакомиться с возможностями использования многостраничных панелей в среде программирован...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/03/picture-449007-1404380605.jpg)
календарно-тематический план по основам программирования
календарно-тематический план по основам программирования для студентов специальности 230115 Программирование в компьютерных системах в соответствии с требованиями ФГОС СПО...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/10/picture-599726-1425974616.jpg)
рабочая программа по дисциплине "Основы программирования"
содержит паспорт учебной дисциплины, структуру и содержание учебной дисциплины, условия реализации программы учебной дисциплины, контроль и оценку освоения учебной дисциплины...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ ОД.06 "Основы программирования"
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОД.06 «Основы программирования». Пособие содержит рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ ...