ПУД Основы программирования
рабочая программа по теме
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных системах.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании для переподготовки и профподготовки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- работать в среде программирования;
- реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- этапы решения задачи на компьютере;
- типы данных;
- базовые конструкции изучаемых языков программирования;
- принципы структурного и модульного программирования;
- принципы объектно-ориентированного программирования
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 420 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 280 часов;
самостоятельной работы обучающегося 140 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_programmirovaniya.doc | 299 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
"Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум"
УТВЕРЖДАЮ
Директор
__________ Попова Н.М.
«__»_______2012 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы программирования
Специальность 230115 Программирование в компьютерных системах
г. Ленинск-Кузнецкий
2012
ОДОБРЕНА ЦМК технических и специальных дисциплин Протокол № ____ от «__» _________ 20___ г. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии специального профессионального образования 230115 Программирование в компьютерных системах |
Председатель ЦМК _____________/___________ Подпись Ф.И.О. | Заместитель директора по учебной работе ___________/____________ Подпись Ф.И.О. |
Разработчики:
Устьянцева О.Г. , преподаватель информатики;
Рецензент:
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы программирования
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных системах.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании для переподготовки и профподготовки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- работать в среде программирования;
- реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- этапы решения задачи на компьютере;
- типы данных;
- базовые конструкции изучаемых языков программирования;
- принципы структурного и модульного программирования;
- принципы объектно-ориентированного программирования
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 420 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 280 часов;
самостоятельной работы обучающегося 140 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 420 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 280 |
в том числе: | |
практические занятия | 135 |
контрольные работы | 5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 140 |
в том числе: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы; - оформление практических работ, подготовка к их защите; - подготовка доклада, реферата, компьютерной презентации по теме предложенной преподавателем или выбранной самостоятельно; |
50 50 40
|
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы программирования»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Основы Алгоритмизации и программирования | ||||
Тема 1.1. Основы алгоритмизации | Содержание учебного материала | 5 | ||
1. | Алгоритмы и величины. Этапы решения задачи на ЭВМ. Понятие «алгоритм». Свойства алгоритмов. Способы описания алгоритмов. Понятия «данные», «величины». Понятие исполнитель. ЭВМ – исполнитель алгоритмов | 2 | ||
2. | Виды алгоритмических структур. Линейные вычислительные алгоритмы. Ветвления и циклы в вычислительных алгоритмах. | 2 | ||
3. | Вспомогательные алгоритмы и процедуры. Понятие основного и вспомогательного алгоритма. Процедуры. Фактические параметры. | 2 | ||
Практические занятия | 6 | |||
1. | Сравнительный анализ алгоритмов записанных различными способами. | |||
2. | Решение задач с использованием различных видов алгоритмических структур. | |||
3. | Решение задач с использованием вспомогательных алгоритмов. | |||
Контрольная работа по теме «Основы алгоритмизации» | 1 | |||
Самостоятельная работа
| 7 | |||
Тема 1.2. Введение в языки программирования | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. | История и классификация языков программирования. «Ассемблеры». Транслятор. Компиляция. Интерпретация. Языки программирования высокого уровня. Бейсик. Паскаль. Си. Пролог. | 2 | ||
2. | Структура и способы описания языков программирования. Алфавит. Синтаксис. Семантика | 2 | ||
Практические занятия | 4 | |||
1. | Сравнительная характеристика языков программирования. | |||
2. | Поиск «ошибок» в структуре и способе описания языков программирования. | |||
Самостоятельная работа:
| 8 | |||
Тема 1.3. Основные управляющие конструкции | Содержание учебного материала | 34 | ||
1. | Первая программа на языке Турбо Паскаль. Загрузка Турбо Паскаля. Структура диалога. Запуск программы. Сохранение программы. Компиляция. Команды управления движением курсора. | 2 | ||
2. | Целый тип данных. Типы данных, диапазон значений, объем памяти. | 2 | ||
3. | Команды редактора для работы с блоками, работа с окнами. Знакомство с командами редактора для работы с блоками. Работа с окнами | 2 | ||
4. | Логический тип данных, операции сдвига. Значение операнда. Значение операции. Операции сдвига. Основные приемы решения задач. | 2 | ||
5. | Составной оператор If Оператор If, или условный оператор. Полный условный оператор. Неполный условный оператор. Основные приемы решения задач | 2 | ||
6. | Оператор For . Оператор For. Рекомендации по использованию. | 2 | ||
7. | Оператор While. Оператор While. Особенности оператора. | 2 | ||
8. | Оператор Repeat – Until. Оператор Repeat – Until. Принцип работы. | 2 | ||
9. | Вложенные циклы. Конструкция. Особенности работы. | 2 | ||
Практические занятия | 35 | |||
1. | Загрузка Турбо Паскаля. Исследование оконного интерфейса в программы. Сохранение программы. Выход из программы. | |||
2. | Решение простейших задач при помощи языка программирования Турбо Паскаль. | |||
3. | Решение задач с использованием целого типа данных. | |||
4. | Работа с блоками, окнами. | |||
5. | Решение задач с использованием логического типа данных. Операции сдвига. | |||
6. | Решение задач с использованием составного оператора If . | |||
7. | Решение задач с использованием оператора For. | |||
8. | Решение задач с использованием оператора While. | |||
9 | Решение задач с использованием оператора Repeat – Until . | |||
10. | Решение задач с использованием вложенных циклов. | |||
11. | Решение задач на выбор основной управляющей конструкции. (решение разнообразных задач) | |||
Контрольная работа по теме «Основные управляющие конструкции» | 1 | |||
Самостоятельная работа:
| 30 | |||
Тема 1.4 Процедуры и функции – элементы структуризации программ | Содержание учебного материала | 34 | ||
1. | Одномерные массивы. Описание типов данных. Одномерный массив. Индексы. Способы задания одномерного массива. Работа с элементами массива. | 2 | ||
2. | Процедуры. Структура программы. Синтаксис. Взаимодействие программы и процедуры. Стандартные операции. Датчик случайных чисел. Поиск элементов. Перестановки частей массива. | 2 | ||
3. | Функции. Описание функции. Стандартные функции. Числовые функции. Строковые функции. Арифметические функции. Функции преобразования типов. Функции для величин порядкового типа. | 2 | ||
4. | Рекурсия. Понятие рекурсии. Рекурсивный алгоритм. Рекурсия изнутри. | 2 | ||
5. | Объектно-ориентированное программирование. Инкапсуляция. Объект. Наследование. Полиморфизм. | |||
6. | Символьный и строковый типы данных. Символьный тип данных. Строковый тип данных. Процедуры и функции работы со строковым типом данных. Работа со строковыми и символьными типами данных. | 2 | ||
7. | Вещественный тип данных. Вещественный тип данных. Особенности работы с вещественным типом данных. Диапазон значений. | 2 | ||
8. | Текстовые файлы. Файловый тип данных. Операторы работы с файловым типом данных. Текстовые файлы. | 2 | ||
Практические занятия | 35 | |||
1. | Решение задач с использованием одномерных массивов | |||
2. | Решение задач с использованием процедур | |||
3. | Решение задач с использованием функций | |||
4. | Решение задач с использованием рекурсии | |||
5. | Решение задач с использованием символьных и строковых типов данных | |||
6. | Решение задач с использованием вещественного типа данных | |||
7. | Решение задач с использованием текстового типа данных. | |||
8. | Решение задач различного характера. | |||
Контрольная работа по теме «Процедуры и функции – элементы структуризации программ» | 1 | |||
Самостоятельная работа
| 35 | |||
Тема 1.5. Массив – фундаментальная структура данных | Содержание учебного материала | 42 | ||
1. | Методы работы с элементами одномерного массива. Короткие программы работы с элементами массива. Вставка и удаление элементов массива. | 2 | ||
2. | Множественный тип данных. Описание множественного типа данных, операции с величинами этого типа данных. «Решето Эратосфена» | 2 | ||
3. | Методы сортировки. Простые методы сортировки. Метод "пузырька", Сортировка вставками, Сортировка посредством выбора, Сортировка простым обменом. Сортировка простыми вставками. Сортировка подсчетом. | 2 | ||
4. | Методы быстрой сортировки. Методы сортировки с временной оценкой O (N*LogN). Сортировка слияниями. Быстрая сортировка. Пирамидальная сортировка. Сортировка 5 элементов, за 7 сравнений. | 2 | ||
5. | Поиск данных. Линейный поиск. Бинарный поиск. Случайный поиск. Хеширование | 2 | ||
6. | Двумерные массивы. Работа с элементами. Структура двумерного массива и его описание. Заполнение массива. | 2 | ||
7. | Двумерные массивы. Вставка и удаление. Различные методы вставки и удаления элементов двумерного массива. | 2 | ||
8. | Техника работы с двумерными массивами. Перемножение матриц. Системы линейных уравнений. Приведение матрицы к блочному виду. Сортировка элементов строк матрицы и поиск суммы минимальных элементов в строках и столбцах матрицы. | 2 | ||
9. | Комбинированный тип данных. Описание типа данных. Процедуры и функции работы с датами и простейшими геометрическими объектами. | 2 | ||
Практические занятия | 38 | |||
1. | Решение задач с использованием различных методов работы с элементами одномерного массива. | |||
2. | Решение задач с использованием множественного типа данных. | |||
3. | Решение задач и использованием различных методов сортировки. | |||
4. | Решение задач с использованием методов быстрой сортировки. | |||
5. | Решение задач с применением поиска данных. | |||
6. | Решение задач включающих двумерные массивы | |||
7. | Решение задач с применением вставки и удаления элементов двумерного массива. | |||
8. | Решение задач на технику работы с двумерными массивами. | |||
9. | Решение задач с комбинированными типами данных. | |||
Контрольная работа по теме «Массив – фундаментальная структура данных» | 1 | |||
Самостоятельная работа
| 40 | |||
Тема 1.6. Динамические структуры данных. | Содержание учебного материала | 21 | ||
1. | Динамические структуры данных. Основные понятия о ссылочном типе данных (указателях). Линейные списки. Основные операции. Преимущества и недостатки. | 2 | ||
2. | Стек. Структура данных стек, основные понятия. Извлечение элемента из стека. | 2 | ||
3. | Очередь. Понятие очередь. Особенности работы. | 2 | ||
4. | Поиск в графе. Понятие графа и его представление в памяти компьютера. Поиск в глубину и в ширину, топологическая сортировка. | 2 | ||
5. | Двоичные деревья. Основные понятия. Двоичные деревья. Основные операции. Пирамидальная сортировка с помощью двоичного дерева. | 2 | ||
6. | Сбалансированные деревья. Основные понятия. Операции по восстановлению балансировки при вставке и удалении элемента в АВЛ-дерево. Б-деревья, вставка элемента. | 2 | ||
Практические занятия | 17 | |||
1. | Решение задач с использованием динамических структур данных. | |||
2. | Решение задач с использованием стека. | |||
3. | Решение задач с применением очереди. | |||
4. | Решение задач с применением поиска в графе. | |||
5. | Решение задач содержащих двоичные деревья. | |||
6. | Решение задач содержащих сбалансированные деревья. | |||
Контрольная работа по теме: " Динамические структуры данных " | 1 | |||
Самостоятельная работа
| 20 | |||
Всего: | 420 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационных технологий.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- автоматизированные рабочие места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект плакатов;
- комплект дидактических материалов;
- комплекс электронных учебных пособий
Технические средства обучения:
- мультимедийное оборудование;
- сканер планшетный;
- струйный принтер;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Голицина О. Л., Попов И. И. Основы алгоритмизации и программирования: Учеб. Пособие. - М.: Форум: ИНФРА-М. 2009. - 432 с.
- Окулов С. М. Основы программирования. - М.: БИНОМ, 2009. - 424 с.
- Семакин И. Г., Шестаков А. П. Основы алгоритмизации и программирования: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 400 с.
Дополнительные источники:
- Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примераим применения: Пер. с англ. - М.: Конкорд, 2009 с.
- Гусева А. И. Учимся информатике: задачи и методы решения. - М.: "Диалог - МИФИ", 2009. -167 с.
- Симоновч С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Специальная информатика: Учебное пособие. – .: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2000. – 480 с.
- Угринович Н. Д. Информатика информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 511 с.: ил.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: - работать в среде программирования; - реализовывать построенные алго- ритмы в виде программ на конкретном языке программирования; | - оценка выполнения задания на практическом занятии; |
Знания: - этапы решения задачи на компьютере; - типы данных; - базовые конструкции изучаемых языков программирования; - принципы структурного и модульного программирования; принципы объектно-ориентированного программирования |
- оценка результатов текущего контроля (устного, письменного); - оценка защиты реферата, компьютерной презентации; - самооценка; - оценка выполнения домашней работы; - оценка результатов выполнения тестовых заданий; - оценка выполнения практических работ; - оценка результата выполнения контрольных работ; - оценка результатов экзамена по дисциплине. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение интегрированных уроков в колледже (математическая логика+ английский язык, математическая логика+ основы программирования).
Конспекты интегрированных уроков, проведенных в МКЭИТ по предметам:«Элементы математической логики» и «Основыпрограммирования» с использованием программного обеспечения Microso...
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы программирования"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе регионального учебного плана и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального обр...
Программа дисциплины ОП 04 Основы программирования
Вашему вниманию предлагается рабочая программа общепрофессинальной дисциплины "Основы программирования". Данная дисциплина изучается на специальности 230115 "Программирование в компьютерных системах"....
Комплект лабораторных работ по дисциплине "Основы программирования" (Lazarus)
Вашему вниманию предлагается лабораторная работа по дисциплине "Основы программирования". Цель работы - познакомиться с возможностями использования многостраничных панелей в среде программирован...
календарно-тематический план по основам программирования
календарно-тематический план по основам программирования для студентов специальности 230115 Программирование в компьютерных системах в соответствии с требованиями ФГОС СПО...
рабочая программа по дисциплине "Основы программирования"
содержит паспорт учебной дисциплины, структуру и содержание учебной дисциплины, условия реализации программы учебной дисциплины, контроль и оценку освоения учебной дисциплины...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ ОД.06 "Основы программирования"
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОД.06 «Основы программирования». Пособие содержит рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ ...