Рабочая программа учебной дисциплины "Основы программирования"
рабочая программа по теме
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе регионального учебного плана и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 230115 Программирование в компьютерных системах,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ud_programmirovanie_rabochaya.doc | 298 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕРЕМХОВСКИЙ ГОРНОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. М.И. ЩАДОВА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор колледжа
_________ Б.В. Пашков
____________ 20 __ год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
профессионального цикла
230115 Программирование в компьютерных системах
2013г.
РАССМОТРЕНА Цикловой комиссией Информатики и ВТ Председатель _______________ Папанова О.В. «_____» _____________ 2013 г. | ОДОБРЕНА Методическим советом колледжа Протокол №____ От «____» __________ 2013 г. Председатель МС ________________ Т.М. Цыпан |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе регионального учебного плана и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 230115 Программирование в компьютерных системах, рекомендовано Экспертным советом по профессиональному образованию Протокол № _____ от «______» ____________ 20 ___ г.
Рабочая программа предназначена для специальности среднего профессионального образования технического профиля:
230115 Программирование в компьютерных системах
Разработчик:
Папанова Оксана Викторовна - преподаватель специальных дисциплин Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Черемховский горнотехнический колледж им. М.И. Щадова»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 12 |
| 12 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы программирования
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы профессий 230000 Информатика и вычислительная техника по направлению подготовки 230115 Программирование в компьютерных системах.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и в профессиональной подготовке работников в области программирования компьютерных систем: 230401 Информационные системы (по отрослям), 230113 Компьютерные системы и комплексы, 230111 Компьютерные сети.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- работать в среде программирования;
- реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- этапы решения задачи на компьютере;
- типы данных;
- базовые конструкции изучаемых языков программирования;
- принципы структурного и модульного программирования;
- принципы объектно-ориентированного программирования.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 272 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 181 обучающегося часов;
самостоятельной работы обучающегося 91 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 272 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 181 |
в том числе: | |
практические занятия | 72 |
контрольные работы | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 91 |
Типовой расчет Составление блок-схем Построение таблиц Творческая работа Создание программного продукта | 52 4 4 9 22 |
Итоговая аттестация в форме экзамена
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы программирования
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Основные принципы алгоритмизации и программи- рования | 38 | |||
Тема1.1 Основные понятия алгоритмизации | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Формы записей алгоритмов. Общие принципы построения алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции: линейные, разветвляющиеся, циклические. | 1 | ||
2. | Данные: понятие и типы. Основные базовые типы данных и их характеристика. | 2 | ||
3. | Структурированные типы данных и их характеристика. Методы сортировки данных | 2 | ||
Практические занятия Составление блок-схем линейных алгоритмов Составление блок-схем разветвляющихся алгоритмов Составление блок-схем циклических алгоритмов Составление блок-схем алгоритмов сортировки данных | 4 | |||
Контрольные работы по теме «Составление блок-схем алгоритмов» | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Составление блок-схем линейных алгоритмов Составление блок-схем разветвляющихся алгоритмов Составление блок-схем циклических алгоритмов Составление блок-схем алгоритмов сортировки данных | 4 | |||
Тема 1.2. Логические основы алгоритмизации | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Основы алгебры логики. Логические операции с высказываниями: конъюнкция, дизъюнкция, инверсия. Законы логических операций. Таблицы истинности. | 2 | ||
Практические занятия Составление таблиц истинности | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Типовой расчет «Логические основы программирования» | 2 | |||
Тема 1.3. Языки и системы программирования | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Эволюция языков программирования. Классификация языков программирования. Элементы языков программирования. Понятие системы программирования. | 2 | ||
2. | Исходный, объектный и загрузочный модули. Интегрированная среда программирования. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Построение таблицы классификации | 4 | |||
Тема 1.4 Методы программирования | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Методы программирования: структурный, модульный, объектно-ориентированный. Достоинства и недостатки методов программирования. | 1 | ||
2. | Общие принципы разработки программного обеспечения. Жизненный цикл программного обеспечения. Типы приложений. Консольные приложения. Оконные Windows приложения. Web-приложения. Библиотеки. Web-сервисы. | 2 | ||
Контрольные работы по теме «Основы программирования» | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Творческая работа «Жизненный цикл программного продукта» (на примере любого программного продукта) | 2 | |||
Раздел 2. Программирование на алгоритмическом языке | 154 | |||
Тема 2.1. Основные элементы языка | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | История развития языка программирования. Структурная схема программы на алгоритмическом языке. Лексика языка. Переменные и константы. | 1 | ||
2. | Типы данных. Выражения и операции | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Типовой расчет «Операции и выражения в алгоритмических языках» | 4 | |||
Тема 2.2. Операторы языка | Содержание учебного материала | 10 | ||
1. | Синтаксис операторов: присваивания, ввода-вывода. | 2 | ||
2. | Синтаксис операторов: безусловного и условного переходов. | 2 | ||
3. | Синтаксис операторов: циклов. Составной оператор. | 2 | ||
4. | Вложенные условные операторы. | 2 | ||
5. | Циклические конструкции. Циклы с предусловием и постусловием. | 3 | ||
Практические занятия Составление программ линейной структуры. Составление программ разветвляющейся структуры. Составление программ разветвляющейся усложненной структуры. Составление программ циклической структуры. Составление программ усложненной структуры. | 8 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Типовой расчет «Задачи линейной и ветвящейся конструкции» Типовой расчет «Задачи циклической конструкции» | 6 | |||
Тема 2.3. Массивы | Содержание учебного материала | 10 | ||
1. | Массивы, как структурированный тип данных. Объявление массива. | 2 | ||
2. | Ввод и вывод одномерных массивов. | 2 | ||
3. | Ввод и вывод двухмерных массивов. | 2 | ||
4. | Обработка массивов. | 3 | ||
5. | Стандартные функции для массива целых и вещественных чисел. | 3 | ||
Практические занятия Обработка одномерных массивов. Обработка двухмерных массивов. Использование стандартных функций для работы с массивами. | 6 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Типовой расчет «Одномерные массивы» Типовой расчет «Двумерные массивы» | 10 | |||
Тема 2.4. Строки и множества | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Структурированные типы данных: строки и множества. Объявление строковых типов данных. Поиск, удаление, замена и добавление символов в строке. Операции со строками. Стандартные функции и процедуры для работы со строками. Объявление множества. Операции над множествами. | 2 | ||
Практические занятия Работа со строковыми переменными. Использование стандартных функций и процедур для работы со строками. Работа с данными типа множество. Разработка программ со структурированными типами данных. Разработка усложненных программ со структурированными типами данных. | 6 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Типовой расчет «Строки и символы» Типовой расчет «Множества» Типовой расчет «Комбинированный тип» | 12 | |||
Тема 2.5. Процедуры и функции | Содержание учебного материала | 12 | ||
1. | Понятие подпрограммы. Процедуры и функции, их сущность, назначение, различие. | 2 | ||
2. | Организация процедур, стандартные процедуры. | 2 | ||
3. | Процедуры, определенные пользователем: синтаксис, передача аргументов. | 2 | ||
4. | Формальные и фактические параметры. Процедуры с параметрами, описание процедур. | 2 | ||
5. | Функции: способы организации и описание. | 2 | ||
6. | Вызов функций, рекурсия. | 2 | ||
7. | Программирование рекурсивных алгоритмов. | 3 | ||
8. | Стандартные функции. | 2 | ||
Практические занятия Организация процедур. Использование процедур. Организация функций. Использование функций. Применение рекурсивных функций. Использование процедур и функций | 6 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Типовой расчет «Подпрограммы» | 4 | |||
Тема 2.6. Организация ввода-вывода данных. Работа с файлами | Содержание учебного материала | 10 | ||
1. | Типы файлов. Организация доступа к файлам. | 2 | ||
2. | Файлы последовательного доступа. Открытие и закрытие файла последовательного доступа. Запись в файл и чтение из файла последовательного доступа. | 2 | ||
3. | Файлы произвольного доступа. Порядок работы с файлами произвольного доступа. Создание структуры записи. Открытие и закрытие файла произвольного доступа. | 2 | ||
4. | Запись и считывание из файла произвольного доступа. Использование файла произвольного доступа. | 2 | ||
5. | Стандартные процедуры и функции для файлов разного типа. | 2 | ||
Практические занятия Выполнение операций с файлом последовательного доступа. Выполнение операций с файлом произвольного доступа. Разработка программ с чтением и записью файлов разных типов. Использование стандартных процедур и функций для работы с файлами. | 6 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Типовой расчет «Типизированные файлы» Типовой расчет «Текстовые файлы» | 8 | |||
Тема 2.7. Библиотеки подпрограмм | Содержание учебного материала | 10 | ||
1. | Программирование модулей. Модуль: синтаксис, заголовок, разделы. | 2 | ||
2. | Библиотеки подпрограмм: понятие и виды. | 2 | ||
3. | Схемы вызова библиотек. | 2 | ||
4. | Статическое и динамическое связывание. | 2 | ||
5. | Использование библиотек подпрограмм. | 2 | ||
Практические занятия Программирование модуля. Создание библиотеки подпрограмм. Использование библиотеки подпрограммы. | 6 | |||
Контрольные работы по теме «Программирование на алгоритмическом языке» | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Типовой расчет «Создание модуля» | 6 | |||
Раздел 3. Программирование в объектно-ориентированной среде | 80 | |||
Тема 3.1. Основные принципы объектно-ориентированного программирования (ООП) | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. | История развития ООП. Базовые понятия ООП: объект, его свойства и методы, класс, интерфейс. Основные принципы ООП: инкапсуляция, наследование, полиморфизм. | 2 | ||
2. | Событийно-управляемая модель программирования. Компонентно-ориентированный подход. Классы объектов. Компоненты и их свойства. | 2 | ||
Тема 3.2. Интегрированная среда разработчика | Содержание учебного материала | 5 | ||
1. | Требования к аппаратным и программным средствам интегрированной среды разработчика. Интерфейс среды разработчика: характеристика, основные окна, инструменты, объекты. | 2 | ||
2. | Форма и размещение на ней управляющих элементов. Панель компонентов и их свойства. | 2 | ||
3. | Окно кода проекта. Состав и характеристика проекта. Выполнение проекта. Настройка среды и параметров проекта. | 2 | ||
Практические занятия Изучение интегрированной среды разработчика. Создание простого проекта. | 2 | |||
Тема 3.3. Этапы разработки приложения | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. | Проектирование объектно-ориентированного приложения. Создание интерфейса пользователя. Программирование приложения. | 2 | ||
2. | Тестирование, отладка приложения. Создание документации. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Творческая работа «Создание программного продукта» | 7 | |||
Тема 3.4. Иерархия классов | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. | Классы объектно-ориентированного языка программирования: виды, назначение, свойства, методы, события. | 2 | ||
2. | Объявление класса, свойств и методов экземпляра класса. Наследование. Перегрузка методов. | 2 | ||
Практические занятия Объявление класса, создание экземпляров класса. Создание наследованного класса. Перегрузка методов. | 6 | |||
Тема 3.5. Визуальное событийно-управляемое программирование | Содержание учебного материала | 6 | ||
1. | Основные компоненты (элементы управления) интегрированной среды разработки, их состав и назначение. Дополнительные элементы управления. Свойства компонентов (элементов управления). Виды свойств. Синтаксис определения свойств. Категория свойств. | 2 | ||
2. | Назначение свойств и их влияние на результат. Управление объектом через свойства. События компонентов (элементов управления), их сущность и назначение. | 2 | ||
3. | Создание процедур на основе событий. Процедуры, определенные пользователем: синтаксис, передача аргументов. Вызов событий. | 2 | ||
Практические занятия Создание проекта с использованием кнопочных компонентов. Создание проекта с использованием компонентов для работы с текстом. Создание проекта с использованием компонентов ввода и отображения чисел, дат и времени. Создание проекта с использованием компонентов стандартных диалогов и системы меню. | 8 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Создание программного продукта: калькулятор Создание программного продукта: текстовый редактор Создание программного продукта: графический редактор | 10 | |||
Тема 3.6. Разработка оконного приложения | Содержание учебного материала | 6 | ||
1. | Разработка функционального интерфейса приложения. Создание интерфейса приложения. Разработка функциональной схемы работы приложения. | 2 | ||
2. | Создание процедур обработки событий. | 2 | ||
3. | Компиляция и запуск приложения. | 2 | ||
Практические занятия Разработка оконного приложения. Разработка оконного приложения с несколькими формами. Разработка многооконного приложения. | 4 | |||
Контрольные работы по теме «Объектно-ориентированное программирование» | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Создание программного продукта: график функции. Создание программного продукта: обучающее - контролирующая программа. | 12 | |||
Всего: | 272 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета теоретического обучения; лаборатории системного и прикладного программирования.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения: ноутбук, экран, мультимедийный проектор, доска.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: персональные компьютеры (монитор, системный блок, клавиатура, мышь), комплект учебно-методической документации, программное обеспечение (оболочки языков программирования).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Семакин, И.Г., Шестаков, А.П. Основы программирования: Учебник. – М.: Мастерство, 2006.
- Колдаев, В.Д. Основы алгоритмизации и программирования: Учебное пособие/под ред. проф. Л.Г.Гагариной.-М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,2009.-416с.
Дополнительные источники:
- Голицына, О.Л., Попов, И.И. Основы алгоритмизации и программирования: Учебное пособие.– М.: Форум: Инфра-М, 2006.
- Дэн Кларк. Объектно-ориентированное программирование в Visual Basic .NET. – СПб.: Питер, 2007.
- Немнюгин С.А. Тurbo Pascal. – CПб.: Питер, 2008.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: | |
работать в среде программирования | Выполнение практического задания в соответствии с требованиями к нему; Наблюдение за деятельностью обучающихся на практических занятиях. |
реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования | Выполнение практического задания в соответствии с требованиями к нему; Наблюдение за деятельностью обучающихся на практических занятиях. |
знания: | |
этапы решения задачи на компьютере | Контрольная тестовая работа. |
типы данных | Контрольная тестовая работа; Выполнение практического задания в соответствии с требованиями к нему; Зачет по окончании дисциплины. |
базовые конструкции изучаемых языков программирования | Контрольная тестовая работа; Выполнение практического задания в соответствии с требованиями к нему; Зачет по окончании дисциплины. |
принципы структурного и модульного программирования | Контрольная тестовая работа; Выполнение практического задания в соответствии с требованиями к нему; Зачет по окончании дисциплины. |
принципы объектно-ориентированного программирования | Контрольная тестовая работа; Выполнение практического задания в соответствии с требованиями к нему; экзамен по окончании дисциплины. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.12 ФИЗИКА для специальности 230115 Программирование в компьютерных системах
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности/ профессии 230115...
Рабочая программа учебной практики, производственной практики по специальности 230115 "Программирование в компьютерных системах".
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (утв. Приказом Министерства образования и науки ...
Рабочая программа учебной дисциплины "Операционные системы" по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ по специальности: 230115 Программирование в компьютерных системах
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ...
Рабочая программа учебной практики по программированию микроконтроллеров
Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы и разработана в соответст...
для студентов специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 1С
для студентов специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫПрограммирование 1С...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.11 ФИЗИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Квалификации: СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ С
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу средн...