Программа дисциплины ОП 04 Основы программирования
рабочая программа по теме
Вашему вниманию предлагается рабочая программа общепрофессинальной дисциплины "Основы программирования". Данная дисциплина изучается на специальности 230115 "Программирование в компьютерных системах". Рабочая программа рассчитана на 270 часов (из них 180 часов – аудиторные занятия, из которых практические занятия составляют 66 часов, 90 часов отводится на самостоятельную подготовку студентов) для базового уровня профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дисциплины ОП Основы программирования | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
БУ СПО Ханты-мансийского автономного округа – югры
«Белоярский профессиональный колледж»
Рассмотрено на заседании ПЦК ______________________________________ Протокол № 2 от «06» марта 2012 г. | Утверждаю: Директор колледжа ________________________/ В.В. Абышева
|
Руководитель ПЦК _______ / И.В.Шевченко | Приказ № 94 от «25» апреля 2012 г. |
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Основы программирования
название учебной дисциплины
СПЕЦИАЛЬНОСТИ
230115 Программирование в компьютерных системах
Белоярский 2013г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Основы программирования разработана на основе ФГОС специальности 230115 Программирование в компьютерных системах, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 06.04.2010 № 282
Организация-разработчик: БУ СПО Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Белоярский профессиональный колледж»
Разработчик:
Джабасова Н.В., преподаватель специальных дисциплин
Внутренние эксперты:
Макарова Т.Н., заместитель директора по НМР
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Джабасова Н.В., председатель предметной цикловой комиссии
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Программа рекомендована к внедрению
Методическим Советом БУ СПО Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Белоярского профессионального колледжа» Протокол № 4 от «10» сентября 2013 г.
Программа прошла внешнюю экспертизу «____» ____ 2013 г.
_____________________________________________________________________________
орган, учреждение проводившее экспертизу
_____________________________________________________________________________
заключение
Эксперты:
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
СОДЕРЖАНИЕ
| 3 |
| 7 |
| 13 |
| 15 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Основы программирования
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы 230115 Программирование в компьютерных системах при реализации базисного учебного плана образовательной программы, при подготовке специалистов среднего звена.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы программирования» предназначена для реализации Базисного учебного плана и является единой для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната.
Программа является репродуктивной.
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профильный цикл.
Учебная дисциплина «Основы программирования» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении учебной дисциплин «Информатика» в старшем звене школы (первом курсе колледжа) и является фундаментом для успешного применения технологий программирования в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности.
Программа учебной дисциплины «Основы программирования» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах .
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– использовать языки программирования высокого уровня;
– строить логически правильные и эффективные программы;
– использовать язык SQL для программного извлечения сведений из баз данных.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– общие принципы построения алгоритмов;
– основные алгоритмические конструкции;
– системы программирования;
– технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;
– основы теории баз данных;
– модели данных;
– основы реляционной алгебры;
– принципы проектирования баз данных;
– средства проектирования структур баз данных;
– язык запросов SQL.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен приобрести компетенции:
ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.
ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.
ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.
ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей.
ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.
ПК 1.6. Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа рассчитана на 270 часов (из них 180 часов – аудиторные занятия, из которых практические занятия составляют 66 часов, 90 часов отводится на самостоятельную подготовку студентов) для базового уровня профессионального образования.
1.5 Требования к организации образовательного процесса
Для изучения дисциплины необходимо наличие учебного класса, оборудованного мультимедийным комплексом с выходом в Интернет, а также установленное программное обеспечение, указанное в п.3. настоящей Программы.
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров достаточны для качественного проведения занятий: высшее профессиональное, специализация преподаватель профессиональной школы.
При освоении основной профессиональной образовательной программы по специальности в том числе и при изучении дисциплины Основы программирования, колледжем реализуется модульно-компетентностный подход. Модульно-компетентностный подход предусматривает широкое использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям при обучении информационным технологиям, с нашей точки зрения являются:
- метод проектов;
- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
- контекстного обучения.
Предлагаемые педагогические технологии позволяют сформировать компетенции: ПК1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5.
Учебно-методический комплекс дисциплины включает в себя:
№ | Наименование | Количество | Вид носителя |
1 | ФГОС специальности 230115 Программрование в компьютерных системах утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 06.04.2010 № 282 | 1 | электронный |
2 | Примерная программа учебной дисциплины «Основы программирования и баз данных» | 1 | электронный |
3 | Рабочая программа дисциплины | 1 | бумажный, электронный |
4 | Календарно тематическое планирование | 1 | бумажный, электронный |
5 | Фонды оценочных средств для контроля и оценки освоения основных видов профессиональной деятельности, профессиональных и общих компетенций по учебной дисциплине | 1 | электронный |
6 | Перечни материально-технических ресурсов, необходимых для реализации учебной дисциплины | 1 | бумажный, электронный |
7 | Комплект проблемных заданий | 1 | бумажный, электронный |
Указанный перечень учебно-методического комплекса соответствует заявленной технологии.
1.6. Система оценивания
Система оценивания включает основные показатели оценки результатов обучения, сформулированные как характеристики деятельности обучающихся, и соответствуют заявленным компетенциям. Основные показатели оценки результатов обучения в полной мере раскрывают специфику соответствующих профессиональных компетенций: соответствуют знаниям, умениям и практическому опыту по ФГОС, охватывают весь цикл действий (работ) обучаемого, предусматривают возможность контроля и оценки в процессе обучения на базе образовательного учреждения.
В программе содержится перечень контрольных точек, обеспечивающий текущий контроль и промежуточную аттестацию в форме тестов.
Оценка результатов освоения программы происходит с использованием тестовой и деятельностной технологии оценки, на единой критериальной основе.
Предъявить обучающему результат обучения позволяют следующие методы контроля: устный опрос и письменный опрос, самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, тест, зачет, с использованием следующих видов контроля: вводного, текущего, промежуточного и итогового контроля.
Комплекс форм и методов контроля и оценки предусматривает оценку результатов обучения при выполнении практических занятиях и самостоятельной работы, в соответствии с тематическим планом.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся в начале обучения. Для текущего контроля по программе созданы контрольно - оценочные средства (КОС).
КОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Организация, средства и проведение аттестации в форме дифференцируемого зачета.
Контроль и оценка результатов содержит 1 контрольную точку(экзамен), обеспечивающих текущий контроль усвоения материала.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 270 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 180 |
1 семестр | 80 |
2 семестр | 100 |
в том числе: | |
практические занятия | 66 |
Экзамен | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 90 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП04 «Основы программирования»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема 1.1 Основы алгоритмизации и программирования | Содержание учебного материала | 66 | ||
1 2 3 4 5 6 7 | Обязательные принципы построения алгоритмов Понятие алгоритма и его свойства, Основные алгоритмические структуры. Типы данных, операции, выражения. Основные операторы языка. Структурированные типы данных: массивы, строки; Структурированные типы данных: записи. | 28 | 3 | |
Лабораторные работы: – составление разветвляющихся и циклических алгоритмов и программ; – составление алгоритмов и программ с использованием массивов; – составление алгоритмов и программ по обработке строк. | 6 | |||
Практические занятия: Составление алгоритмов и программ с использованием массивов и строк | 8 | |||
Контрольная работа №1: Составление алгоритмов и программ с использованием массивов и строк | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Виды работ 1.Алгебра логики 1.конспект 2. Организация ввода-вывода. 2.разработка индивид. задания 3. Процедуры обработки строк. 3.конспект 4. Функции обработки строк 4.конспект 5. Текстовые файлы 5.реферат | 22 | |||
Тема 2 Структурное программирование | Содержание учебного материала | 76 | ||
1 2 3 4 5 6 | Подпрограммы: формальные и фактические параметры, локальные и глобальные переменные Процедуры: описание и вызов; Функции: описание и вызов; Внешние процедуры; Понятие модуля, создание и подключение. Вызов. Динамическое распределение памяти, указатели, списки | 22 | 3 | |
Лабораторные работы: – составление алгоритмов и программ с использованием внутренних процедур и функций; – создание и использование собственного модуля; – составление программ с применением указателей. | 12 | |||
Контрольная работа №2: Составление программ с использованием процедур и функций | 2 | |||
Практические занятия: составление программ с использованием процедур и функций | 14 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Виды работ 1. Внешние процедуры 1. Конспект, решение задач 2.Внешние функции. 2. Конспект, решение задач 3.Типизированные файлы, 3. Разработка индивид. задания 4. Последовательная обработка файла 4. Конспект, решение задач 5. Прямая обработка файла 5. Конспект, решение задач 6.графика 6. реферат | 26 | |||
Тема 3 Объектно-ориентированное программирование | Содержание учебного материала | 128 | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 | Основные концепции ООП Классы и объекты; поля. Свойства, методы Инкапсуляция, наследование, полиморфизм; Динамические объекты; Визуальные компоненты; свойства. события. Использование форм. Работа с меню. Организация приложений. | 58 | 3 | |
Лабораторные работы: –составление алгоритмов и программ с использованием визуальных компонентов EDIT, LABEL, BUTTON, MEMO, STRINGGRID$; – составление программ с использованием нескольких форм; – составление программ с использованием MAINMENU, POPURMENU. | 12 | |||
Практические занятия: Составление процедур по обработке событий с использованием переключателей и списков | 14 | |||
Контрольная работа №3: Составление процедур с использованием визуальных компонентов | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Виды работ 1. Обработка исключительных ситуаций, 1. Доклад, решение задач 2 Работа со списками,(LISTBOX) 2.конспект, решение задач 3 Кнопки (RADIOBUTTON) 3 конспект, решение задач. 4. Переключатели,(CHECKBOX) 4. Конспект , решение задач 5. Использование мультимедиа 5. Разработка индивид. Задания(4ч) | 42 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы программирования и баз данных».
3.1.1. Оборудование кабинета:
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
.
- Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор в комплекте с электронной доской;
- персональные компьютеры;
- локальная сеть;
- источник бесперебойного питания;
- Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
- инструкции по эксплуатации компьютерной техники.
- Программное обеспечение:
- операционная система с графическим интерфейсом;
- программное обеспечение для защиты от вирусов и всех других типов вредоносных программ, а также от хакерских атак и спама;
- программное обеспечение для создания и редактирования текстов;
- программное обеспечение для исключения доступа учащихся к интернет-ресурсам, не совместимых с задачами их воспитания;
- программы для просмотра документов формата pdf, DjVu и т.д.;
- системы программирования
- система тестирования.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Гейн А.Г., А.Б. Ливчак А.., Сенокосов А.И., Юнерман Информатика и ИКТ: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый и профил. Уровни – М.: Просвещение, 2008
- Гейн А.Г., Сенокосов А.И Информатика и ИКТ: учеб. Для 11 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый и профил. Уровни – М.: Просвещение, 2009
- Макарова Н.В., Информатика и ИКТ: учеб. Для 11 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень – СПб.: Питер, 2007
- Фиошин М.Е. Информатика и ИКТ: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: профил. уровень в 2 ч. – М.: Дрофа, 2008
Дополнительные источники:
- Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М., 2004.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.
- Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2005.
- Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2002.
Указанный перечень учебно-методического комплекса соответствует заявленной технологии.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен приобрести заявленные в п. 1.3 настоящей программы компетенции, знания, умения и опыт применения полученных знаний в практической профессиональной и повседневной жизни.
Основные показатели оценки результатов обучения в полной мере раскрывают специфику формируемых компетенций: соответствуют знаниям, умениям и практическому опыту по ФГОС.
Специфика основных показателей оценки результатов обучения
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
– использовать языки программирования высокого уровня; | Защита лабораторной работы. Защита реферата. Защита индивидуального задания. |
– строить логически правильные и эффективные программы; | Защита лабораторной работы, защита индивидуального задания. |
Знания: | |
– общие принципы построения алгоритмов; – основные алгоритмические конструкции; | Защита лабораторной работы , тестирование. Контрольная работа №.1 |
– системы программирования; – технологии структурного и объектно-ориентированного программирования; | Защита лабораторной работы, тестирование. Контрольная работа №.2,3 |
Для контроля приобретенных знаний и умений предполагается использование рейтинговой системы.
Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний.
- Весь курс обучения по дисциплине разбивается на темы, контроль по которым обязателен.
- По окончании обучения проводится достаточно полный контроль знаний обучающихся с оценкой в баллах.
Основными целями введения рейтинговой системы являются:
- стимулирование повседневной систематической работы студентов;
- снижение роли случайных факторов при сдаче экзаменов и/или зачетов;
- определение реального места, которое занимает студент среди сокурсников в соответствии со своими успехами;
- повышение мотивации студентов к освоению профессиональных программ на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы;
- создание объективных критериев при определении кандидатов на продолжение обучения в рамках многоуровневой системы.
Рейтинговая система оценки успеваемости студентов основана на использовании совокупности контрольных точек, оптимально расположенных на всем временном интервале изучения дисциплины. При этом предполагается разделение всего курса на ряд более или менее самостоятельных, логически завершенных блоков и модулей и проведение по ним контрольных акций. Важным принципом рейтинговой системы является требование своевременного выполнения студентом всех учебных заданий.
Всего обучаемый должен пройти обязательных 4 контрольные точеки, обеспечивающих текущий контроль приобретённых знаний и умений.
Организация, средства и проведение текущей и промежуточной аттестации определяются Положением о текущем контроле успеваемости, утвержденного приказом от 31.12.2010 № 333.
Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для текущего контроля по программе создан контрольно - оценочные средства который включает в себя педагогические контрольно-измерительные материалы(КОС), предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
Промежуточная аттестация осуществляется в форме дифференцированного зачета в конце каждого семестра обучения на первом курсе в основе которой используются пятибалльные шкалы отметки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по учебной дисциплине Операционные системы ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
Методическое пособие разработано для студентов специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах», 230113«Компьютерные системы и комплексы» и 230111 «Компьютерные сети» с целью оказания м...
Рабочая программа дисциплины "Математика: алгебра и начала анализа, геометрия" для специальности 09.02.03 "Программирование в компьютерных системах"
Аннотация рабочей программы дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия »по специальности 09.02.03 Программирование в ко...
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Объектно-ориентированное программирование основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 230401 Информационные системы (по отраслям)
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 230401 Инфор...
Рабочая программа дисциплины "Программирование для автоматизированного оборудования"
Программа дисциплины "Программирование для автоматизированного оборудования" учитывающая современные требования к знаниям обучающихся...
Конспект по дисциплине «Основы языка программирования PHP»
PHP, в настоящее время, – один из наиболее популярных языков для реализации веб-приложений. Данный курс уроков посвящен изучению его основ. Цель курса знакомство с языком PHP, развитие навыков п...
ПРОГРАММА Дисциплина: «ЕН.02 ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ» Специальность: 09.02.07 «Информационные системы и программирование»
Программа учебной дисциплины является частью подготовки математического и общего естественнонаучного цикла в соответствии с ФГОС по специальностям 09.02.07 «Информационные системы и программиров...
Рабочая программы дисциплины "Бухгалтерский учет" для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
Рабочая программа учебной дисциплины "Бухгалтерский учет" предназначена для студентов, обучающихся на очной форме по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование...