Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов на занятиях по математике, инженерной графике.
статья

Компьютер в образовательном учреждении перестал быть только предметом изучения, он стал средством изучения. Основная задача применения компьютерных технологий обучения – повышение эффективности учебного процесса. Эта задача решается  также через усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплины инженерная графика. Выпускники колледжа  должны уметь работать в качестве пользователей с графическими системами, позволяющими создавать как чертежно-конструкторскую документацию, так и решать задачи трехмерного графического моделирования.Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях позволяет реализовывать следующие цели процесса обучения: повысить качества знаний по теме, продолжить формирование информационной культуры, наиболее полно реализовать учебные возможности каждого обучающегося, формирует профессиональные компетенции будущих специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnye_tehnologii.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ, ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ 

Антропова О.С.,

преподаватель дисциплин

общепрофессионального цикла,

преподаватель высшей категории

Белгородский политехнический колледж,

Давиденко И.А.

преподаватель математики,

преподаватель высшей категории

Белгородский политехнический колледж,

г.Белгород (Россия)

В соответствии с современными запросами всех сфер общества происходит модернизация содержания среднего профессионального образования. Современное производство требует компетентных специалистов с хорошо выраженными профессиональными качествами, способных творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Поэтому на преподавателя колледжа возлагается обязанность формирования активного, грамотного, стремящегося к непрерывному самообразованию, конкурентоспособного, открытого для инноваций специалиста. Данная цель может быть успешно достигнута с помощью использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий обучения.

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций информационной среды стали началом преобразования традиционной системы образования и первым шагом к формированию информационного общества. Федеральные государственные образовательные стандарты  СПО требуют, что профессиональная образовательная организация «…должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) …. для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся».

Компьютер в образовательном учреждении перестал быть только предметом изучения, он стал средством изучения. Основная задача применения компьютерных технологий обучения – повышение эффективности учебного процесса. Эта задача решается  также через усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплины инженерная графика. Выпускники колледжа  должны уметь работать в качестве пользователей с графическими системами, позволяющими создавать как чертежно-конструкторскую документацию, так и решать задачи трехмерного графического моделирования.

В конечном итоге компьютер для студента должен стать таким же инструментом, что карандаш и линейка. При этом обучающиеся  в инженерной графике осваивают способы и правила построения изображений с помощью карандаша, а в компьютерной графике одновременно осваивают базовые приемы и интерфейс программы, а именно: настройка рабочей среды, определение формата чертежа, работа с примитивами, редактирование чертежа, объектные привязки, работа с блоками, слоями, текстом и др.  При этом на любом этапе создания чертежа студент может видеть наглядное изображение изделия, что весьма важно в процессе обучения.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они  обладают способностью «откликаться» на действия обучающегося  и преподавателя, «вступать» с ним в диалог, что составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения почти на любой дисциплине: при объяснении нового материала,  закреплении, повторении, контроле. Но наивысшим результатом любой педагогической технологии можно считать достижение учащимся творческого уровня развития самостоятельной работы на компьютере.

Синтез активных и интерактивных форм проведения занятий и информационно-компьютерных  технологий  способствовал  использованию в работе интерактивной доски.

Интерактивная доска – один из способов использования ИКТ и является эффективным инструментом для образовательных проектов, требуемых ФГОСами, подтверждая, что сегодня особенно актуальны активные и  интерактивные методы работы.

Эффективное использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ - компетенции как важнейшей составляющей обще интеллектуальной  информационно-коммуникационной компетенции всех участников образовательного процесса.

Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением:

1.информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.

2. компьютер и ИД позволяют существенно повысить мотивацию студентов к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных  решений задач.

3. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

4. использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.

5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

6. Компьютер  и ИД способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.

Все преподаватели, которые начали работать с ИД, отмечают заметное повышение интереса обучающихся к изучаемой дисциплине и, как следствие, повышение эффективности учебного процесса. Это выражается  в росте качества знаний по преподаваемым дисциплинам, в увеличении   качества практического использования  ИКТ при подготовке курсового и дипломного проектирования. Количество обучающихся, участвующих в интернет проектах, неуклонно повышается из года в год. Интерактивная доска в образовательном процессе используется мной достаточно часто, а это  предполагает тщательную подготовку к любому уроку или его фрагменту.

Инженерная и Компьютерная графики – одни из немногих учебных дисциплин, которые идеально укладываются, в компьютерные технологии, что позволяет активно использовать в преподавании данных предметов. При использовании информационных технологий в образовательном процессе традиционные задания инженерной и компьютерной  графики получают новое наполнение и реализацию. Реализация поставленной задачи потребовало создания соответствующих методических указаний с пошаговыми действиями и разъяснениями. 

Разработаны методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплинам - ОП.02 Компьютерная графика, ЕН.03 Компьютерная графика, ЕН.02 Компьютерное  моделирование, УД.17 Компьютерная графика

Несомненно, будущий техник должен одинаково хорошо владеть как компьютерной техникой выполнения чертежей, так и ручной. Тем более, что пространственное воображение, безусловно, необходимое в конструкторской и проектной деятельности, а также при чтении чертежей на производстве в большей мере развивается при работе с плоскими изображениями на листе бумаги. Человек, не умеющий грамотно читать и выполнять чертежи на бумаге, не сможет осмысленно сделать это и на компьютере. Базовые знания должны закладываться с использованием карандаша, натурных образцов, макетов и моделей. Введение компьютерных технологий должно быть в разумных пределах. Нельзя смещать приоритеты. Компьютерная графика должна быть направлена на изучения правил и приемов решения графических задач, а не на изучение свойств и возможностей компьютера.

Одновременно с этим внедрение на уроках инженерной графики компьютерных технологий - в частности интерактивной доски -  позволили нам  реализовать идею эффективного  обучения, повысить темп занятия, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.

Работа с компьютерными программами развивает конструкторское и творческое мышление, пространственное воображение, способствует формированию умений и навыков работы с графическими редакторами, осмысленного владения информацией и ее последующей обработкой. Практика показала что, использование компьютерной графики повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Вместе с тем, это эффективный стимул обучения студентов. Было интересно наблюдать за обучающимися, которые вначале учебного года не знали, как работать с мультимедийной презентацией, измеряли линейкой изображение чертежа детали на экране компьютера и в конце обучения эти же студенты могли свободно вычертить самостоятельно несложный сборочный чертеж.

Интерактивная доска предоставляет мне  и обучающемуся уникальное сочетание компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности: работа с любым программным обеспечением; одновременная реализация индивидуальной и коллективной, публичной («ответ у доски») работы обучающегося; показывать слайды, видео, делать пометки; вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования.

Каждая учебная дисциплина способна внести вклад в повышение качества среднего профессионального образования. Очень важная роль в этом принадлежит и математике как универсальному междисциплинарному языку для описания и изучения объектов и процессов и как фактору, формирующему стиль мышления выпускников. Особую актуальность вопрос повышения качества обучения математике приобретает в свете перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые разработаны с позиций компетентностного подхода в образовании. Этому предшествовали исследования сущности компетентности и компетенций в образовательных системах, проведенные В.И. Байденко, И.А. Зимней, А.В. Хуторским, Ю.Г. Татурой и др.

Цель обучения математике в учреждении среднего профессионального образования состоит в том, чтобы студент, во-первых, получил фундаментальную математическую подготовку в соответствии с программой, а во-вторых, овладел навыками математического моделирования в области будущей профессиональной деятельности. Навыки математического моделирования можно рассматривать как навыки применения математических знаний на практике, а значит, в формировании профессиональной компетентности выпускника.

Важную роль играют при изучении математики занятия-презентации. На них реализуются принципы доступности, наглядности, они эффективны своей эстетической привлекательностью, также между преподавателем и студентом существует посредник – компьютер, что способствует часто эффективному взаимодействию. Занятие-презентация также обеспечивает большой объем информации и заданий за короткий период и всегда можно вернуться к предыдущему слайду. Проведение занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий – это мощный стимул в обучении. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства занятий с использованием информационно-коммуникационых технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у обучающихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Для оптимизации образовательного процесса практикуется объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Можно отметить, что эмоциональный настрой на таких занятиях совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий, результативность изучения темы значительно повышается. В колледже стало традицией проводить декады по различным дисциплинам, в том числе и по математике. Во время нее проходят интегрированные уроки, деловые игры, олимпиады, викторины, вечера с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, эффективным является сочетание традиционных форм обучения и информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения дисциплин. Они прекрасно дополняют друг друга, позволяя максимально реализовывать способности студентов к обучению, формировать их профессиональные компетентности и значительно повышать эффективность работы преподавателей. Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях позволяет реализовывать следующие цели процесса обучения: повысить качества знаний по теме, продолжить формирование информационной культуры, наиболее полно реализовать учебные возможности каждого обучающегося, формирует профессиональные компетенции будущих специалистов.

Литература

  1. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании : интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д : Феникс , 2010. - 315 с. Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2311409-КХ
  2. Калитин С. В. Интерактивная доска. Практика эффективного применения в школах, колледжах и вузах; Солон-Пресс - Москва, 2013. - 192 c.
  3. Митенев Ю.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении математике // Среднее профессиональное образование. – 2011 - №6 – С. 17-19.
  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 2. – М.: Народное образование, 2005 Т. 2. – М.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студентов на примере изучения дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем»

Цель  работы - показать эффективность самообучения с применением информационных технологий в части развития профессиональных компетенций специалистов-техников.В работе рассматриваются следующие а...

Информационно-коммуникационная обучающая среда как средство организации самостоятельной работы студентов

Информационно-коммуникационная предметная среда (ИКОС) представляет собой совокупность условий, обеспечивающих информационное взаимодействие между пользователями и интерактивными средствами обучения н...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Концепция федерального государственного образовательного стандарта предполагает реализацию целей формирования целостной личности осуществлять в рамках компетентностного подхода. Главная задача пр...

Информационно-коммуникационные технологии в формировании профессиональных компетенций на практических занятиях в условиях ФГОС нового поколения

Внедрение информационно-коммуникационных технологий  в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования  в связи с введением но...

Модульное обучение как средство формирования профессиональной компетенции у студентов СПО

В статье  рассматривается процесс формирования профессиональных компетенций у будущих техников- механиков при условии применения технологии модульного обучения. Гипотеза проекта состоит в предлож...

"Современные информационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа".

Дпанный методический материал может быть полезен для выступлений на заседаниях цикловой методической комиссии, Школы педагогичесого мастерства или Методического совета....