Формирование речевой культуры студентов ( по посредством обучения работе со словарями разных типов: методические рекомендации
статья по теме

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ( ПО

ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ СО СЛОВАРЯМИ РАЗНЫХ ТИПОВ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Соловьева Е.Л.

преподаватель русского языка и литературы

ГБПОУ СК «Пятигорский медицинский колледж»

г. Пятигорск, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ( ПО

ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ СО СЛОВАРЯМИ РАЗНЫХ ТИПОВ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация

В статье предпринята попытка обосновать значимость профессиональной коммуникативно - речевой подготовки студентов среднего профессионального образования посредством их обучения работе со словарями разных типов. Автором предлагается ряд методических рекомендации по повышению общей речевой культуры студентов в ходе преподавания дисциплины «Русский язык» и других дисциплин речеведческого цикла

Ключевые слова

Речевая культура, профессиональная коммуникативно - речевая подготовка, культурно - речевое воспитание, лексический запас, культура пользования словарем, словари разных типов, организация работы со словарем, этапы и механизмы работы со словарем.

Современная практика показывает, что в любой социальной сфере, межличностном общении, профессиональной среде лидером, конкурентоспособным специалистом становится тот, кто владеет словом, кто умеет эффективно резюмировать свой профессиональный потенциал работодателю и целевой аудитории [1, с.72]. При этом современного специалиста оценивают не только с позиции его коммуникативного таланта, но и уровня его речевой культуры, проявление которой видится в технологии моделирования ситуации общения, в умении выстраивать эффективные коммуникативные связи, основанные на эмпатии, толерантности, принятии мнения собеседника, понимании его эмоционально - чувственных переживаний, готовности идти на компромисс [2, с. 20].

Таким образом, в условиях современных реалий умение говорить грамотно, ясно и четко выражать свои мысли, воздействовать на слушателя, правильно понимать собеседника, способность вести диалог в разных ситуациях речевого общения - все это не только показатели уровня развитая культуры личности, но и маркеры профессиональной пригодности специалистов различных профессий [3, с. 219]. Следовательно, на сегодняшний день речевая культура личности выступает в качестве организующего начала межличностных, социальных, профессиональных, межкультурных коммуникаций, проявляющихся в многогранных отношениях к самому себе, к людям, обеспечивающих регуляцию коммуникативного поведения на основе нравственных норм и аксиологических ориентиров.

Исходя из сказанного, в современных условиях кардинальных преобразований российской системы образования приоритетной задачей учебных заведений среднего профессионального образования является повышение общей речевой культуры студентов и создание благоприятной речевой среды через развитие общего кругозора, расширение

словарного запаса Данные навыки и способности будущих специалистов развиннкт и и совершенствуются на занягаях по русскому языку и культуре речи.

Всё богатство и разнообразие лексического запаса языка собрано в словарях. Именно в них отражены все сферы жизни общества, аккумулированные в нормах русского литературного языка, владение и оперирование которыми в повседневной практике речевого общения и является показателем уровня речевой культуры личности будущего специалиста Однако для их постижения человеку необходимо научиться работать со словарями своего родного языка, при этом делать это как можно более эффективно, вдумчиво, умело. Следовательно, одной из основных задач формирования речевой культуры обучающихся в рамках дисциплины «Русский язык», а также других дисциплин речеведческого цикла является воспитание культуры грамотного пользования сокровищницами языка, умения обращаться к словарям различного типа, извлекая из них полезную информацию. Сказанное актуализирует задачу научного поиска наиболее результативных механизмов привития студентам СПО навыков работы с различными типами словарей в процессе их культурно - речевой подготовки и воспитания.

В последнее десятилетие издано много разных словарей нового типа, а также переизданы старые словари и справочные пособия. С некоторыми из них можно познакомиться в сети Интернет, поэтому молодёжь, как справедливо отмечает Л.И. Головина, «часто не понимает ценности общения со словарями «живьём» [4, с. 218]. В условиях современных реалий в этом и заключается основная задача учебных заведений - довести до сознания учащихся преимущества человека духовно богатого, обладающего хорошей речью; добиться у вчерашних выпускников школ понимания того, «по на рынке труда предпочтение отдаётся людям грамотным в широком смысле слова, умеющим не только хорошо говорить, но и мыслить. Для того чтобы сделать эту задачу осуществимой, а процесс обучения студентов навыкам работы со словарем - системным и востребованным преподавателю необходимо приложить много усилий. Рассмотрим основные обучающие механизмы и этапы подготовки студентов к работе с различными типами словарей.

Исследователи, изучающие языковую личность, пришли к выводу, что освоение нового в языке идет по определенному пути, состоящему из трех этапов: распознавание графических образов; 2) поверхностно - языковое распознавание текстовых значений; 3) понимание глубинного смысла [5, с. 5]. Следовательно, работу со словарями на занятиях по русскому необходимо вести по принципу постепенного усложнения. На начальном этапе следует познакомить учащихся с самими словарями, принципами их составления, с понятием «словарная статья», с ее структурой. Задания подобного вида помогут студентам узнать, какая информация и в какой последовательности дается в словаре.

Затем нужно переходить к заданиям, направленным на приобретение определенной компетенции работы со словарем, например, посредством работы со словами из изучаемого в данный момент художественного произведения. Это позволит целенаправленно обогатил, словарь студентов параллельно с изучением материала по русскому языку и культуре речи.

На следующем этапе работы следует вводить задания, которые требуют умения самостоятельно объяснить значение слова и сравнить свое объяснение с толкованием словаря, а также умения пользоваться несколькими словарями одновременно и сопоставлять представленную в них информацию. Например, исследователь Ю.М. Ивкина

на данном этапе работы предлагает использовать следующие виды заданий: 1) дать определения отдельным словам и сравнить его с толкованиями, представленными в словарях; 2) на материалах СМИ найти и объяснить значения новых слов (неологизмов), появляющихся в русском языке; 3) в произведениях художественной литературы наши и объяснить имеющиеся фразеологизмы и устойчивые выражения и т.д. [5, с. 7].

Следующий этап - творческий - предполагает составление своего «словаря» трудных , слов. Данный этап требует сгг студентов серьезной исследовательской работы с различными источниками. Использование нескольких словарей при выполнении заданий позволит студентам узнать, какая информация содержится в том или ином словаре, что в дальнейшем поможет им самостоятельно осуществлять выбор словаря, который необходим в каждом конкретном случае.

В целом следует отметить, что подбор лексики для работы со словарями, виды заданий могут бьгть различными. Это зависит от темы занятия, от изучаемого программного материала, от речевой подготовки студентов. Необходимо помнить, что работа со словарями должна вестись систематически, в тесной связи с другими дисциплинами речеведческош цикла. Только в таком случае она будет способствовать обогащению словарного запаса студентов и повышению уровня их речевой культуры.

В завершении следует отметить следующее. Наблюдаемое сегодня пренебрежение к русскому языку и в целом к речевой культуре, вульгаризация речевого общения, перенасыщение речи заимствованиями, по меткому замечанию ОХ Асриян, «стали характерными признаками деформации языкового вкуса общества» [6, с. 3]. Негативное отношение к русскому языку как официальному языку страны неизбежно ведет к изменению мировосприятия, нравственных ориентиров, что особенно сильно отражается на молодом поколении - детях, подростках, студентах [7, с. 92].

Вместе с тем, новые социально - политические реалии, нашедшие отражение во ФГОСах СПО нового поколения, декларировали буквально следующее: в современных глобализационных условиях недостаточно научить обучающихся правилам и законам речевой культуры - важно сформировать у них основы нравственной оценки речевых поступков и уважительное отношение к русскому языку как социокультурному достоянию народа [8]. Осуществление подобной задачи не представляется возможным без воспитания у учащихся осознанной любви к русскому языку в гармоничном единстве с культурой нравственных чувств, без формирования способности воспринимать язык как национальную и общечеловеческую ценность. Очевидно, что эти задачи в педагогическом процессе должна решать целенаправленная деятельность по формированию речевой культуры студентов, ведущую роль в которой должен играть процесс обучения студентов работе с различными типами словарей.

Работа со словарем - это процесс, который способствует не только совершенствованию речевой культуры студентов, но и развивает у них умения самостоятельно получать знания (как из словарей, так и из других источников), что соответствует требованиям современной профессиональной подготовки учащихся СПО.

Список использованной литературы

  1. Соловьева Е.А Функциональные возможности РК - текста как инструмента политической коммуникации // Общественно - политический и информационный дискурс: современные сюжеты, проблемы и тенденции. Пятигорск: ПТУ, 2017. С. 67 - 73.
  2. Чекменев Д.С. Организационно - управленческий механизм урегулированию споров между участниками образовательных отношений в системе государственной молодежной политики // Право и проблемы функционирования современного государства Махачкала: Апробация, 2015. С.20 - 23.
  3. Кичева И.В., Шабанова Е.А Педагогическая модель формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста средствами педагогической риторики // Весгаик ПГЛУ. 2015. № 3. С. 219 - 224.
  4. Головина Л.И. Роль словарей в работе по повышению культуры речи студентов первого курса нефилологических специальностей // Фило1о§о5. 2009. № 1 - 2 (5). С.218 - 224.
  5. Ивкина Ю.М. Повышение речевой культуры учащихся в процессе работы со словарями // Научные дискуссии. 2014. Т.2. С. 5 - 7.
  6. Асриян О.К. Речевое воспитание старших школьников: автореф. дисс. ... канд. пед. наук Пятигорск, 2011.24 с.
  7. Асгвацатурова М.А., Чекменев Д.С. Политико - управленческий и организационно - управленческий сегмешы образовательного дискурса (мотивационно - ценностные установки в локальном контексте) // Гуманитарий Юга России. 2013. X» 1. С. 92 - 102.
  8. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения: Приказ Минообрнауки от 05.06.2014 N 632.URL: http:// www.edu.ru

 Соловьева ЕА. 2018

Стуколова ЕЛ.

социальный педагог МАОУ «СОШ № 11» т. Стерлитамак, РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа

     Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...

Формирование экологической культуры студента на занятиях физики.

Современная естественно научная картина мира немыслима без отражения экологических проблем. В наши дни взаимодействие общества и природы благодаря появлению новых отраслей науки, техники, произв...

Самостоятельная работа как средство формирования информационной культуры студентов

В статье рассматривается понятие самостоятельной работы студентов, приводятся виды самостоятельной работы студентов СПО при изучении дисциплин "Информатика"  и "Информационные технологии в профес...

Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования

"Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования"В основных государственных документах (Федеральный закон «О внесении изменени...

Рекомендации по работе с дошкольниками разных типов высшей нервной деятельности

Рекомендации помогут педагогу в работе с детьми разных типов ВНД...

Развитие речевой культуры студентов педагогического колледжа. Сборник текстов

Методика применения разбора текстов по речевым тактам, ударным словам и направлению интонации...