Обобщение педагогического опыта на районном конкурсе "Учитель года-2022"
учебно-методический материал

Трофимова Татьяна Владимировна

Обобщение педагогического опыта на районном конкурсе "Учитель года-2022"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx20.69 КБ
Файл samoobobshchenie_ped_opyta.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

учителя русского языка и литературы

Трофимовой Татьяны Владимировны.

Я, Трофимова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы  1 квалификационной категории МБОУ «Антипинская средняя общеобразовательная школа». В должности «учитель русского языка и литературы» работаю 9 лет.

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить серьезные цели, достигать их, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках. С 2020 года я работаю над методической проблемой «Изучение и внедрение педагогических технологий, ориентированных на активную деятельность обучающихся». Эту проблему считаю актуальной и перспективной, так как в последнее время отмечается низкая речевая культура многих современных школьников, снижение уровня грамотности; учащиеся не способны воспринимать и перерабатывать объемы устной и письменной текстовой информации; отмечается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к овладению знаниями. Уроки с использованием современных образовательных технологий имеют практические, теоретические и познавательные результаты: развивают интеллектуальные, коммуникативные, лингвистические и творческие способности учащихся, формируют личностные качества, вырабатывают умения, влияющие на учебно-познавательную деятельность и продуктивное творчество, формируют ключевые компетентности. Мной были изучены различные технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, развитие критического мышления, технология «Метод проектов», дифференцированный подход к обучению, создание ситуации успеха на уроке, информационные технологии, сингапурская технология.

Использование данных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

Задачи, которые стоят перед учителем – словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей – предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. В своей деятельности часто совмещаю игровые методы и парное (групповое) обучение. Работая в парах и группах, ученики могут проверить друг друга, закрепить новый материал, повторить пройденное. Вид заданий саамы разнообразный: взаимопроверка правила или определения, «Словарный диктант для соседа», «Карточка-зачет для соседа», игры-соревнования «Кто быстрее?», «Эстафета», «Рассказ по цепочке», «Проверка домашнего задания в группах». Подобные задания снимают монотонность и однообразие устных ответов, привлекают внимание, заставляют включаться в работу. Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса, учит работать с учебной книгой, справочной литературой. Игры-соревнования развивают чувство ответственности, насыщают урок эмоционально, поддерживают высокий уровень интереса к предмету. К старшим классам игры-соревнования замещаю ролевыми, деловыми играми, уроками-диспутами, аукционами. «Любимыми» приемами в работе являются «Верю- не верю», Стихотворный бой», «Найди пару», «Кроссворд», «Корзина идей», «Кластер», «Синквейн», «Верные -неверные утверждения», «Инсерт», «Интеллект карта».

При организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала на уроках русского языка и литературы, для проведения зачетных и итоговых контрольных работ активно использую тестовые задания. На мой взгляд, это эффективный метод оценки деятельности, так как способствует развитию навыков работы с текстом, что актуально для качественной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

В настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов, технологии проблемного обучения. В своей работе использую проектный метод на уроках и во внеурочное время. Технологию проблемного обучения чаще всего использую при объяснении новой темы, она помогает включить мыслительный аппарат ребенка в процесс познания, обобщить, трансформировать знания, подойти к учебной задаче творчески, оригинально, провести эксперимент, опыт, исследование.

В своей работе использую технологию интеграции, осуществляя связь с уроками истории, обществознания, использую музыкальные произведения, записи мастеров слова на дисках, фрагменты экранизации, репродукции картин, провожу видео экскурсии. Данная технология расширяет кругозор детей, повышает интерес к предметам.               

Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет мне не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решает самые разные задачи: повышает наглядность, обеспечивает его дифференциацию и др.

На своих уроках организую и реализую деятельностный подход к изучению русского языка и литературы, большое внимание уделяю дифференцированному обучению с целью учета индивидуальных особенностей развития учащихся, их интересов, состояния здоровья. Здоровьесберегающие технологии применяю на уроках и во внеурочное время. Внимательно отношусь к состоянию здоровья детей на уроке, провожу физкультурные паузы, создаю благоприятный психологический климат на уроке.

Для развития интереса к предмету, познавательной активности большое внимание уделяю внеклассной работе по предмету. Мои ученики принимают активное участие в предметных неделях, фестивалях, тематических днях, посвященных  русому языку и литературе, олимпиадах, конкурсах сочинений и конкурсах чтецов на школьном и муниципальном уровнях, занимают призовые места.

2019 г. -  Дунаева Софья  победителем муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, участник регионального этапа.  

2019 г. – Чеботарева Валентина, Мищенко Кристина, Пельц Владислав победители в районном конкурсе сочинений «Моя мама лучшая на свете».

2021 – 2022 г.г. – Филимонова Анна, Трофимов Даниил, Дунаева Софья, Ситников Захар, Сысоева Юлия, Мищенко Кристина – победители районного фестиваля - конкурса чтецов «Давным давно была война».

Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от учителя постоянного повышения профессионального мастерства. Я постоянно повышаю свою квалификацию через самообразование, активную работу в методических объединениях, изучаю опыт своих коллег и представляю свой. В 2021-2022 учебном году мною были пройдены курсы повышения квалификации по темам: «Школа современного учителя литературы» и  «Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения».  Темами выступлений в период с 2019-2022 на заседаниях районных методических объединений были: «Обучающие структуры Сингапурской методики при обучении русскому языку и литературе» (2019г.), «Реализация региональных проектов национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ» (2020г.), «Анализ результатов ОГЭ, ЕГЭ» (2022г). Было проведено открытое районное мероприятие, посвященное творчеству сибирских писателей и поэтов о ВОВ «Пусть рифмуется война лишь со словом никогда» (2020г.), открытый урок по литературе в 11 кл. на муниципальном уровне «Неповторимый мир поэтических образов лирики К.Д. Бальмонта». Во время предметной недели провожу различные внеклассные мероприятия, викторины, турниры. Состою в комиссии по проверке сочинений, олимпиад школьного уровня, по проведению устного экзамена по русскому языку, являюсь организатором в аудитории при проведении ГИА-9.

Занимаюсь общественной деятельностью: возглавляю школьное методическое объединение учителей гуманитарного цикла, являюсь председателем школьной профсоюзной организации, принимаю активное участие в школьных и сельских мероприятиях, пишу статьи в районную газету «Сельские огни».

Моя система работы дает положительный результат. Анализ образовательных результатов по русскому языку и литературе,  проводимый по итогам годовых оценок обучающихся, свидетельствует о стабильности качества знаний (в среднем выше 60%) и высоком уровне усвоения образовательных программ (в среднем выше 70%). Высший показатель результативности процесса обучения русскому языку и литературе - 100% качество знаний и 100% успеваемость – сохранился в старших классах в 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022 учебных годах.  Объективное оценивание знаний учащихся доказывает достаточно высокий уровень знаний при сдаче Единого государственного экзамена по русскому языку  (85 б – 2020, 98 б. – 2021, 64б. – 2022г.) и 100% написание итогового сочинения по литературе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Люби и знай свой предмет так, чтобы его смогли полюбить и изучить твои ученики, а если они смогут сделать это лучше – гордись ими! Моё педагогическое кредо

Слайд 3

Общий педагогический стаж : 9 лет 2019 г. – окончила Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина». Специальность: учитель русского языка и литературы. 2003 и до настоящего момента - МБОУ « Антипинская средняя общеобразовательная школа».

Слайд 4

Тема опыта «Изучение и внедрение педагогических технологий, ориентированных на активную деятельность обучающихся». Главные задачи современной школы Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире. Г лавная задача российской образовательной политики Обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества.

Слайд 5

Актуальность педагогического опыта Низкая речевая культура многих современных школьников, снижение уровня грамотности учащихся Неспособность воспринимать и перерабатывать значительные объёмы устной и письменной текстовой информации Снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к овладению знаниями

Слайд 7

ТЕХНОЛОГИИ

Слайд 8

Позитивные результаты внеурочной и внеклассной деятельности обучающихся Год Уровень и наименование конкурса, олимпиады и т.д. по предметам Участник Результат 2019 1. М униципальный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. участник регионального этапа. Дунаева Софья Победитель 2019 2. Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Дунаева Софья Участник 2019 3. Районный конкурс сочинений «Моя мама лучшая на свете» Чеботарева Валентина, Мищенко Кристина, Пельц Владислав Победитель 2021 – 2022 4. Р айонный фестиваль - конкурс чтецов « Давным давно была война». Филимонова Анна, Трофимов Даниил, Дунаева Софья, Ситников Захар, Сысоева Юлия, Мищенко Кристина Победитель

Слайд 9

Курсы повышения квалификации

Слайд 10

Выступления на заседаниях районных методических объединений

Слайд 11

Открытые мероприятия

Слайд 12

Результаты по русскому языку Учебный год Класс( ы ) Образовательные результаты по итогам учебного года Успеваемость (%) Качество знаний (%) 2017-18 5 100 65 9 100 62 2018-19 7 100 56 8 100 63 9 100 50 10 100 70 2019-20 8 92 52 9 100 67 10 100 67 11 100 100 2020-21 5 100 74 9 95 68 10 100 100 11 100 60 2021-22 6 95 74 10 100 90 11 100 100

Слайд 13

Результаты по литературе Учебный год Класс( ы ) Образовательные результаты по итогам учебного года Успеваемость (%) Качество знаний (%) 2017-18 5 100 83 9 100 69 2018-19 6 100 74 7 100 72 8 100 75 9 100 55 2019-20 10 100 70 7 100 68 8 100 60 9 100 67 2020-21 10 100 67 11 100 100 5 100 86 8 100 62 9 100 71 10 100 100 11 100 80 2021-22 6 100 95 10 100 100 11 100 100

Слайд 14

ЕГЭ по русскому языку 2019-20 ЕГЭ русский язык 85 баллов 2020-21 ЕГЭ русский язык 98 баллов 2021-22 ЕГЭ русский язык 64 балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "Урок-диспут по философии как интерактивная педагогическая технология и площадка межпредметного взаимодествия" (обобщение педагогического опыта)

Презентация мастер-класса, проводившегося на базе ТГУ им. Г.Р. Державина преподавателем  ТОГБПОУ  "Жердевский колледж сахарной промышленности" С.Н. Костяевым. Представляет собой об...

Обобщение педагогического опыта на тему " Развитие творческих способностей детей на занятиях технологии"

Данная программа рассматривается как система мероприятий воспитательного, социально-психологического и обучающего характера....

обобщение педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начального и среднего профессионального учебного заведения ».

         В связи с переходом к ФГОС второго поколения особо актуальным и необходимыми становятся не только  знания, но и знания о том, как и где их применить. Ещё ...

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование ценностного отношения студентов к здоровью через применение технологии «Уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов"на уроках физической культуры.

Стандарты ФГОС предполагают, что выпускники должны быть самостоятельными, уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения

«Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения». Опыт моей работы представлен с целью теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения исследовательской деяте...

Обобщение педагогического опыта на тему: «Создание условий раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к занятиям ритмикой и хореографией, посредством применения основных педагогических технологий"

Очеретова Оксана АлександровнаОбобщение педагогического опыта на тему:«Создание условий  раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к заняти...