Мастер-класс на тему "Урок-диспут по философии как интерактивная педагогическая технология и площадка межпредметного взаимодествия" (обобщение педагогического опыта)
презентация к уроку

Костяев Сергей  Николаевич

Презентация мастер-класса, проводившегося на базе ТГУ им. Г.Р. Державина преподавателем  ТОГБПОУ  "Жердевский колледж сахарной промышленности" С.Н. Костяевым. Представляет собой обобщение педагогического опыта автора в преподавании основ философии в связи с историей, методологией и логикой науки.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ «УРОК-ДИСПУТ КАК ПЛОЩАДКА МЕЖПРЕДМЕТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» Костяев С.Н., преподаватель общественных дисциплин ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»

Слайд 2

Урок-диспут как школа мысли и площадка межпредметного взаимодействия Рафаэль Санти. Диспут (фреска Ватиканского дворца, ок.1511 г.)

Слайд 3

Понятие диспута Ди́спут (от лат. disputatio) — в схоластической системе образования средневековой Европы формальный способ ведения спора, проводимого с целью установления богословской или научной истины. Диспут подчинялся формальным правилам, главными из которых были ссылки на авторитетные письменные источники и тщательный анализ аргументов каждой из сторон. Рафаэль Санти. Диспут (фреска Ватиканского дворца, ок.1511 г.)

Слайд 4

Хорошо проведенный урок-диспут способствует: - развитию культуры мышления умению отстаивать свою точку зрения - формированию логических, коммуникативных, риторических способностей

Слайд 5

Методика проведения Чтобы организовать диспут, надо Правильно выбрать тему Продумать вопросы, которые будут обсуждаться в ходе диспута (их должно быть не меньше 5-ти и они должны способствовать максимально полному раскрытию темы диспута). Вопросы нужно формулировать так, чтобы чувствовалась возможность их освещения с разных, в том числе диаметрально противоположных позиций (диспут по формуле «Да и нет», изобретенной в начале XII в.) Проинструктировать участников диспута относительно правил его проведения (эти правила, предназначенные, скорее, для учеников, чем для вас, уважаемые коллеги, изложены в памятке, лежащей на ваших столах).

Слайд 6

Методика проведения Диспут можно начать с напоминания основных его правил и определения цели, с краткой лекции, излагающей основные положения обсуждаемой проблемы, с вопроса к аудитории по поставленной проблеме.

Слайд 7

Классическая структура диспута Вступительное слово ведущего Выступления участников Заключительное слово ведущего с подведением итогов (рефлексия)

Слайд 8

Тема сегодняшнего диспута Инквизиция и научная революция Нового времени

Слайд 9

Цель: установление исторической истины в вопросе о реальной роли Католической церкви и инквизиции в научной революции Нового времени.

Слайд 10

Главный тезис, который я собираюсь отстаивать НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ ПРОИЗОШЛА БЛАГОДАРЯ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ И ИНКВИЗИЦИИ. КАТОЛИЦИЗМ, ИНКВИЗИЦИЯ И НАУКА НОВОГО ВРЕМЕНИ В ПОРУ СВОЕГО ЗАРОЖДЕНИЯ БЫЛИ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ СОЮЗНИКАМИ, А НЕ ВРАГАМИ.

Слайд 11

Задачи: Продемонстрировать достоинства урока-диспута как эффективной образовательной стратегии, развивающей эвристические и креативные (творческие) компетенции обучающихся. Дать раскрыться эрудиции, логическим и коммуникативным дарованиям моих коллег. Испытать форму урока-диспута как площадки межпредметного взаимодействия преподавателей математических, естественнонаучных и гуманитарно-социальных дисциплин.

Слайд 12

План диспута (он же – структура урока) 1. Вступительное слово 2. Организация коллег в команды. 3. Выступления участников диспута. 4. Подведение итогов (рефлексия)

Слайд 13

1. Краткое вступительное слово

Слайд 14

2 . Организация команд Предлагаю объединиться в команды либо по убеждениям – на разделяющих тезис и отрицающих его, либо по предметным областям - на филологов, историков (обществоведов), преподавателей точных и естественных наук (думается, к ним относятся и преподаватели спецдисциплин). Не затягиваем процесс организации, у нас мало времени 

Слайд 15

Выступления участников Поскольку тема диспута была названа только что, и никто заранее не готовил выступлений, предлагаю организовать беседу в вопросно-ответной форме. Ваши выступления будут ответами на мои вопросы. Если ответов не последует, отвечать буду я сам, а вы будете выражать свое согласие или несогласие, но аргументированно. Хорошо?

Слайд 16

Вопрос 1. Почему научная революция произошла именно в Европе, то есть в христианском регионе (а не в Персии, Индии, Китае, исламском мире и т.д.) и почему именно в XVI-XVII веках?

Слайд 17

Вопрос 2 Назовите, пожалуйста, базовые принципы (аксиомы), на которых базировалась новая научная картина мира. Ведь произошла именно революция, то есть замена старых принципов на новые. В чем же они заключались? Я буду утверждать, что только христианство могло породить эти новые мировоззренческие принципы.

Слайд 18

Вопрос 3. Чем новая научная картина мира отличалась от старой, антично-средневековой?

Слайд 19

Вопрос 4 Какие модели вселенной представлены на рисунках? Какая из них к моменту научной революции обладала большей доказательной базой, а какая отрицалась большинством математиков до начала XVIII века и экспериментально была подтверждена только в 1851 году?

Слайд 20

Вопрос 5. Кто по убеждениям были создатели новой научной картины мира? Находились ли они в конфликте с самым авторитетным и сильным социальным институтом Западной Европы того времени – Католической Церковью?

Слайд 21

Никола́й Копе́рник (польск. Mikołaj Kopernik, нем. Niklas Koppernigk, лат. Nicolaus Copernicus; 19 февраля 1473, Торунь — 24 мая 1543, Фромборк) — польский астроном, математик, механик, экономист эпохи Ренессанса. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции. Каноник, т.е священник в сане епископа, член епархиального совета. Одно время исполнял обязанности епископа. Книгу «О вращении небесных сфер посвятил папе римскому.

Слайд 22

Ио́ганн Ке́плер (нем. Johannes Kepler; 27 декабря 1571 года, Вайль-дер-Штадт — 15 ноября 1630 года, Регенсбург) — немецкий математик, астроном, механик, оптик, первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы. Не стал преподавателем богословия из-за материальных трудностей - в университете Граца, где он работал, вакансия теолога была занята. Всю жизнь жалел, что не преподает богословие.

Слайд 23

Рене́ Дека́рт (фр. René Descartes [ʁəˈne deˈkaʁt], лат. Renatus Cartesius — Картезий; 31 марта 1596, Лаэ (провинция Турень), ныне Декарт (департамент Эндр и Луара) — 11 февраля 1650, Стокгольм) — французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике. Ревностный католик.

Слайд 24

Галиле́о Галиле́й (итал. Galileo Galilei; 15 февраля 1564, Пиза — 8 января 1642, Арчетри) — итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Галилей — основатель экспериментальной физики. Личный друг папы Римского Урбана VIII .

Слайд 25

Вопрос 7. Что мы знаем об инквизиции? Кого она преследовала? Кто из ученых позднего Средневековья, Ренессанса или Нового времени пострадал от нее? Что мы знаем о форме инквизиционного процесса? Эти вопросы я задал, чтобы подвести к выводу: инквизиция и наука были стратегическими союзниками. Ни один ученый от инквизиции не пострадал.

Слайд 26

Пропагандистские штампы рисуют нам инквизицию как самый жестокий и мрачный репрессивный институт эпохи Средневековья. А так ли было на самом деле?

Слайд 27

А мы говорим – инквизиция…

Слайд 28

Напомним, что собой представляла собой инквизиция Инквизиция - институт Римско-католической церкви для розыска и наказания еретиков и других врагов Католической Церкви. Свое название инквизиция получила от лат. inquisitio - термина, обозначавшего именно такую форму судебного расследования с участием присяжных заседателей. Хотя эта организация была создана в начале 13 в. для борьбы с альбигойской ересью во Франции, однако ее истоки следует усматривать в более ранних акциях средневековой церкви, направленных против еретиков, и в системе судебного расследования, использовавшейся светскими судами в Англии и Франции для изобличения преступников. Церковь могла провозгласить кого-то еретиком лишь в том случае, если она, со своей стороны, обеспечивала выполнение ряда условий. Во-первых, церковь должна была располагать ясно сформулированным учением, касающимся спорного вопроса. Во-вторых, она должна была, при посредстве своих служителей, довести это положительное учение до сведения подозреваемого в ереси, чтобы указать ему на его заблуждения и исправить его взгляды.

Слайд 29

А вот с этим человеком случай особый. Что мы о нем знаем?

Слайд 30

А теперь подведем итоги. Что нам удалось выяснить в ходе диспута? Чья позиция была более доказательной и убедительной?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) – путь к успеху в педагогической деятельности

«Три пути ведут к знанию: путь размышлений – самый благородный, путь подражаний – самый легкий, путь опыта – самый горький», - говорил один из мудрецов Конфуций.Сказано красиво, тонко, а неверно...

Мастер-класс Традиционная народная кукла "Символ года- коза" проведенный в рамках Региональной инновационной площадки. Материал для учителей технологии и преподавателей дополнительного образования.

Открытый мастер -класс  проведенный для учащихся 8-х классов,в рамках Региональной инновационной площадки .Мастер класс знакомит с традиционным народным занятием по созданию куклы-Коза....

Мастер класс на тему: «Усовершенствование учебной деятельности и внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс, как способ повышения качества обучения».

Информационно-коммуникационные технологии в образовании  - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и ...

Аналитическая справка 4.3. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта (мастер-классы, открытые уроки, публикации и т.п.)

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта (мастер-классы, открытые уроки, публикации и т.п.)...

3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы

3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы...

3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы,)

3.9.Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы,)[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30167133","attri...

3.9.Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы

3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования9.Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые ...