Обобщение педагогического опыта по теме "Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения
презентация к уроку по теме
«Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения». Опыт моей работы представлен с целью теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения исследовательской деятельности в начальной школе.
Начиная свою деятельность учителя, я фактически обучала детей по принципу «слушай, смотри, запоминай и повторяй». Возможно, краски здесь несколько сгущены, но все же часто в процессе учения, процессы запоминания преобладали над процессами мышления. Результаты диагностики на конец 1 класса показаны в диаграммах на слайде. Учащиеся, принимая готовый материал, запоминали механически, но в нестандартных ситуациях применить их не могли. Низкая познавательная мотивация, слабая успеваемость заставили задуматься о том, что надо вводить новые способы организации обучения.
Таким образом, я определила для себя приоритетом задачу формирования мыслительных способностей, через проблемное обучение, которое реализую в исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время.
Этому способствует и то, что я как учитель начальных классов имею наибольшую возможность в отличие от основной и средней школы, реализовывать интегративное содержание, интегрируя все предметы учебного плана. Использование материалов интегрированного характера, позволяет сделать содержание актуальным, полезным и личностно-значимым.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
мотивация внимание память развитие речи логика и мышление сравнивать, обобщать... из 15 человек
Неожиданность Конфликт Предположение Опровержение Несоответствие Неопределённость
Исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. (С.Л.Белых) Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г.К. Селевко)
Исследовательская деятельность Мотивация (проблема, противоречие) тема поиск (сбор материала ) изучение обобщение и систематизация оформление защита Мыслительные процессы Информационные умения Мыслительные процессы Информационные умения Мыслительные процессы Мыслительные процессы гипотеза задачи Мыслительные процессы Мыслительные процессы Мыслительные процессы цель Этапы Направленность этапа
внеурочная деятельность урок - мыслительная деятельность: (анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, открывать) - умение работать с информацией - развитие коммуникативных компетенций учащихся самостоятельный поиск информации элементы исследований, мини-исследования Основные направления деятельности Проблемное обучение
«Посмотрите на мир чужими глазами» «Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, дороги …» Как ты отнесёшься к появлению первого снега? Расскажи об этом.
«Составьте рассказ от имени другого персонажа». ?
«Сколько значений у предмета?» ?
«Найди загаданное слово» ?
«Метод шести думательных шляп» ++ Факты, цифры и информация Преимущества, выгода Эмоции, чувства, интуиция Осторожность. Сработает ли это? Исследования, предложения, идеи Размышления. Подведение итогов
«Давайте вместе подумаем» Как птицы узнают дорогу домой? Почему дует ветер? Почему бывает день и ночь? «Давайте предположим…» может быть… предположим … допустим … возможно … что, если… «Прерванного рассказа»
Упражнения на обстоятельства» "Обратное действие» "Провокационные идеи" Письменный стол Игрушечный кораблик Апельсин Мобильный телефон "Коротко и понятно" "Описание" "Характеристика" "Сравнение"
1 класс (2008) 4 класс (2012) В С Н В С Н МОТИВАЦИЯ 1 7 7 4 10 1 ВНИМАНИЕ 2 2 11 7 5 3 ПАМЯТЬ 2 4 9 7 6 2 РАЗВИТИЕ РЕЧИ 0 5 10 7 5 3 ЛОГИКА, МЫШЛЕНИЕ 0 2 13 4 5 6 УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ, ОБОБЩАТЬ 0 2 13 5 8 2
www.dolganova.86sch-mortka.edusite.ru
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения.
Добрый день, меня зовут Долганова Людмила Алексеевна Морткинская общеобразовательная школа.
(1 слайд) Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию опыт моей работы по теме «Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения». Опыт моей работы представлен с целью теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения исследовательской деятельности в начальной школе.
Начиная свою деятельность учителя, я фактически обучала детей по принципу «слушай, смотри, запоминай и повторяй». Возможно, краски здесь несколько сгущены, но все же часто в процессе учения, процессы запоминания преобладали над процессами мышления. Результаты диагностики на конец 1 класса показаны в диаграммах на слайде (2 слайд). Учащиеся, принимая готовый материал, запоминали механически, но в нестандартных ситуациях применить их не могли. Низкая познавательная мотивация, слабая успеваемость заставили задуматься о том, что надо вводить новые способы организации обучения.
Таким образом, я определила для себя приоритетом задачу формирования мыслительных способностей, через проблемное обучение, которое реализую в исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время.
Этому способствует и то, что я как учитель начальных классов имею наибольшую возможность в отличие от основной и средней школы, реализовывать интегративное содержание, интегрируя все предметы учебного плана. Использование материалов интегрированного характера, позволяет сделать содержание актуальным, полезным и личностно-значимым.
Я определила 6 элементов, которые делают содержание проблемным, вы их видите на слайде (3 слайд):
- Неожиданность
- Конфликт
- Предположение
- Опровержение
- Несоответствие
- Неопределённость
Поэтому конструируя содержание материала, я включаю в него данные элементы.
С детства дети являются «Почемучками», «Всезнайками», проявляющими большой интерес к незнакомому. Именно такая детская любознательность и помогает мотивировать ребёнка на приобретение новых знаний. Найти решение такой проблемы помогает исследовательская деятельность, т.к. такая деятельность является одним из методов проблемного обучения. (4 слайд):
Исследовательская деятельность - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г.К. Селевко, 1998).
В настоящее время существует большое количество методик по исследовательской деятельности: С.Л.Белых, А. Н. Подьякова, А.И.Савенкова и др. В своей работе я использую методику А.И.Савенкова. Ребёнок, выбирая тему будущего исследования, должен обозначить проблему, то есть должен определить, что будет исследовать, а потом уже действовать. Я согласна с мнением автора: надо детей мотивировать на познание «нового», «неизвестного», для этого необходимо создать проблемную ситуацию, ситуацию противоречия, т.к. именно противоречие ставит его в положение исследователя.
Все этапы исследовательской деятельности, которые дети должны пройти под руководством учителя представлены в данной схеме. Исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении, поэтому оно начинается с познавательной потребности, мотивации поиска. (5 слайд): По данной схеме видно, что для успешного исследования нужны умения работать с источниками информации и развитие мыслительных процессов (умения анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, открывать «новое»), и в то же время исследовательская деятельность способствует их формированию.
Роль учителя на первых этапах внедрения данной технологии, конечно является ведущей, так как для ученика этот процесс достаточно сложен.
В то же время нужно отметить и трудоёмкость и время-затратность применения данной технологии для учителя, поэтому реализация исследовательской деятельности происходит в урочное и внеурочное время. (6 слайд): Более полноценно и продуктивно проведение исследований учащихся во внеурочной деятельности, где работу можно выполнить за больший промежуток времени, ученик получает больше возможности проявить самостоятельность.
На уроках применяются технологии проблемного обучения, и реализуются отдельные этапы исследовательской деятельности, вам представится возможность наблюдать это на открытом уроке по предмету «Окружающий мир».
В процессе исследовательской деятельности обучающийся должен учиться сам формулировать изучаемую проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения. Создание проблемных ситуаций на уроках помогают не только мотивировать ребёнка к знаниям, через мыслительные операции, но и зарождают идеи научного поиска, в совместных проектах формируются и коммуникативные компетенции учащихся.
Для такого поиска очень важна подготовительная работа, где учащиеся знакомятся на практике с понятиями « исследование», «гипотеза», «эксперимент».
Исходя из вышесказанного я определила для себя набор приёмов создания проблемной ситуации: НЕ ЧИТАТЬ!
- Подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;
- Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- Столкновение учащихся с неоднозначным способом решения
- Предложение рассмотреть задачу с различных позиций;
- Задания на сравнение, обобщение, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
- Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- Определение проблемных теоретических и практических заданий (например, исследовательских);
Например, для развития умения видеть проблемы, применяю (7 слайд):
Приём 1: «Посмотрите на мир чужими глазами», где ребёнок пытается изменить свою точку зрения и учится смотреть на один и тот же объект исследования с разных сторон.
Дано начало текста (на слайде) НЕ ЧИТАТЬ!
«Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, дороги …»
Как ты отнесёшься к появлению первого снега? Расскажи об этом. Посмотри на мир «чужими глазами», например: путешественника, который отправляется в путь, вороны, сидящей на дереве, зайчика в лесу и продолжи рассказ.
Приём 2: (8 слайд): «Составьте рассказ от имени другого персонажа»
Представьте, что вы на какое-то время стали дверью в школе, столом в классной комнате, камушком на дороге, кошкой, сидящей на крыльце, врачом. Опишите один день этой воображаемой жизни (на слайде).
Приём 3: «Составьте рассказ, используя данную концовку»
«…Нам так и не удалось выехать на озеро» ( на слайде)
Приём 4 : (9 слайд) «Сколько значений у предмета?»
Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет, со свойствами, также хорошо известными. Это могут быть: газета, кирпич, кусочек мела, карандаш, картонная коробка…. Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
Любое познание начинается с вопроса.
Поэтому очень важным умением для любого исследователя является
- Умение задавать вопросы
Для развития этого умения использую следующие приёмы и задания:
- «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о данном предмете?» (слайд)
Кладём на стол, например, игрушечный автомобиль, куклу или другие предметы.
- Вопросы, требующие выбора.
В основном это вопросы, в которых требуется подтвердить собственными примерами какие-то закономерности. «Исправление ошибок» (слайд) НЕ ЧИТАТЬ!
- «Вопросы и ответы» (слайд) Говорите все в ответ, только «да» и только «нет». У луны горячий свет? Повар шьёт себе обед?
- (10 слайд): «Найди загаданное слово»
Это задание можно выполнять в разных вариантах. В этом случае можно слово загадать и держать его в тайне, а можно положить предмет в шкатулку. Дети задают вопросы. Обязательное правило: в вопросах должна быть невидимая связь и они не должны быть направлены на прямое угадывание. Например: Это то, что находится в доме? Это животное? Предмет съедобный? и т.д. На вопросы ведущий отвечает только да или нет.
11 слайд: «Метод шести думательных шляп», где цвет каждой шляпы вызывает в сознании человека определённые чувства и ассоциации. Надев ту или иную шляпу, ребёнок начинает рассматривать проблему с разных точек зрения (показать слайд).
- Для развития умений выдвигать гипотезы применяю приёмы:
Приём 1: 12 слайд: «Давайте вместе подумаем»
Как птицы узнают дорогу домой?
Почему дует ветер?
Почему бывает день и ночь? и т.д. (слайд)
Приём 2: «Давайте предположим…» Данный приём позволяет тренировать умения вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. Делая предположения, мы обычно используем слова:
может быть… предположим … допустим … возможно …что, если…(слайд)
На уроках русского языка, знакомя детей с текстом диктанта, использую приём «Прерванного рассказа». Например:
Снежные узоры.
За ночь сильно похолодало. Настало ясное морозное утро. Ты проснулся и посмотрел в окно. Всё оно покрыто чудным узором. Вот длинная ветвь. Вот распустился на стекле цветок. Как появились эти узоры?
У: Давайте предположим, как они могли появиться?
у: Может быть, Дед Мороз нарисовал?
У: Так. Ещё какие предположения?
у: Предположим дома тепло, а на улице холодно.
У: Продолжай свою мысль.
у: Возможно окна запотевают, а потом капельки замерзают
У: Что же происходит на самом деле? Читаю продолжение текста.
у: А почему тогда на окнах разные узоры?
У: Хороший вопрос, он требует ответа и определённого исследования.
По данной теме ученик сейчас готовит исследовательскую работу.
Приём 3: 13 слайд: «Упражнения на обстоятельства»
При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? (слайд)
Приём 4: «Упражнения, предполагающее обратное действие»
Например: При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
Приём 5: «Провокационных идей» и т.д.
Понятие – одна из форм логического мышления. Определить понятие – значит, указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание.
Для развития
- Умений давать определения понятиям применяю приёмы:
Приём 1: «Коротко и понятно»
Например: К вам приехал иностранный гость. Он ничего не говорит по-русски. Расскажите ему как можно понятнее и короче, что такое: лодка, яблоко, карандаш, стол, книга,…(слайд) А также приёмы:
Приём 2: «Описание»
Приём 3: «Характеристика»
Приём 4: «Сравнение»
Для будущего исследователя важны и другие умения:
- Умение классифицировать
- Умение наблюдать
- Проводить эксперименты
- Делать умозаключения и выводы
- Умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Исследовательская практика призвана не только расширять кругозор, но и развивать познавательные способности. Включаясь в процесс самостоятельного поиска и обработки новой информации, ребёнок не только приобретает новые знания, но и осваивает механизмы их самостоятельного получения.
Результативность и эффективность применяемых мной методик можно подтвердить результатами диагностики учащихся в 4 классе. 14 слайд: По этой таблице виден рост развития учащихся по сравнению с результатом на конец 2 класса.
2 класс | 4 класс | |||||
В | С | Н | В | С | Н | |
МОТИВАЦИЯ | 1 | 7 | 7 | 4 | 10 | 1 |
ВНИМАНИЕ | 2 | 2 | 11 | 7 | 5 | 3 |
ПАМЯТЬ | 2 | 4 | 9 | 7 | 6 | 2 |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ | 0 | 5 | 10 | 7 | 5 | 3 |
ЛОГИКА, МЫШЛЕНИЕ | 0 | 2 | 13 | 4 | 5 | 6 |
УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ, ОБОБЩАТЬ | 0 | 2 | 13 | 5 | 8 | 2 |
(15 слайд): Накопленный опыт я обобщила и систематизировала в форме личного сайта.
Продемонстрирую некоторые его страницы:
Классное руководство вы можете увидеть фото моих последних выпусков, где также размещены звёзды с высказываниями детей. Если звёзды зажигают, значит это кому- нибудь нужно.
На странице в помошь родителям размещены советы, памятки для родителей и родительских собраний.
Представлена методическая копилка, она распределена на четыре направления, где можно ознакомиться с методическими разработками уроков, классных часов, компьютерные продукты учителя и детей.
На странице достижения учащихся размещены грамоты за призовые места, полученные за олимпиады, мероприятия, личные достижения. Также размещена таблица участия в экологических конференциях, где наблюдается количественный состав и результативный. Фото призёров за исследовательские работы.
Рост профессиональной компетентности педагога также освещён на странице достижений. В диаграммах показана
- Относительная успеваемость за последние три года, она стабильна, наблюдается рост качественной успеваемости.
- Ученики участвуют в предметных олимпиадах, занимают призовые места.
- Личными достижениями считаю районные грамоты за 1 место в экологической конференции «Спасти и сохранить», Благодарственное письмо Главы района, грамоту за воспитание экологической компетентности учащихся, сертификат по обмену опытом «Роль исследовательской деятельности для подрастающего поколения». Принимаю активное участие в работе на педсовете, участвую в интернет-вебинарах, имею свои сайты, где делюсь своим опытом работы, даю открытые уроки, классные часы..
Более подробно вы можете познакомиться, посетив мой сайт по данному адресу на слайде. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начального и среднего профессионального учебного заведения ».
В связи с переходом к ФГОС второго поколения особо актуальным и необходимыми становятся не только знания, но и знания о том, как и где их применить. Ещё ...
Обобщение педагогического опыта работы «Формирование ценностного отношения студентов к здоровью через применение технологии «Уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов"на уроках физической культуры.
Стандарты ФГОС предполагают, что выпускники должны быть самостоятельными, уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных ...
Обобщение педагогического опыта «Системно-деятельностный подход в обучении как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Оператор швейного оборудования»
Данный педагогический опыт адресован мастерам производственного обучения, преподавателям дисциплин профессионального цикла, работающих в учреждениях среднего профессионального образования. Предл...
Доклад на тему: Использование методов проблемного обучения на уроках истории (из опыта работы)
Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестно...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Изучение и обобщение педагогического опыта в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла и прохождения педагогической практики в ДОО»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Обобщение педагогического опыта работы при обучении детей с ОВЗ.
Данная работа посвящена обобщение педагогического опыта работы учителя математики.Обучение детей в ограниченными возможностями является актуальной проблемой в образовании.Многочисленные ограниче...
4.2.4.Обобщение и распространение педагогического опыта по направлению деятельности
4.2.4.Обобщение и распространение педагогического опыта по направлению деятельности...