ПОО.01 Родная (чувашская) литература
методическая разработка
В материалах представлены тесты, эссе, диктанты для контроля знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Чувашской Республики
«Новочебоксарский химико-механический техникум»
Министерства образования Чувашской Республики
РАССМОТРЕНО предметно - цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин Председатель ПЦК ______/Е.Г. Данилкина/ | УТВЕРЖДАЮ
приказом №165-ОД от 31.08.2023г.
|
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Родная (чувашская) литература
специальность 09.02.06 Сетевое и системное администрирование
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине Родная (чувашская) литература программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), федеральной образовательной программы среднего общего образования (ФОП СОО), рабочей программой учебного предмета Родная (чувашская) литература 09.02.06 Сетевое и системное администрирование.
Разработчики:
преподаватель Новочебоксарского химико-механического техникума Минобразования Чувашии, В.В. Марченко, С.Н.Инкина, К.А. Иванова.
СОДЕРЖАНИЕ
- Область применения ФОС по учебной дисциплине Родная (чувашская) литература
- Программа текущего контроля успеваемости студентов
- ФОС для проведения текущего контроля (комплект оценочных материалов для оценки уровня освоения умений, усвоения знаний, сформированность общих и профессиональных компетенций при проведении текущего контроля)
- Программа промежуточной аттестации студентов
- ФОС для промежуточной аттестации (комплект оценочных материалов для оценки освоения умений и усвоения знаний, сформированность общих и профессиональных компетенций при проведении промежуточной аттестации)
1. Область применения ФОС по учебной дисциплине
ФОС предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины ПОО.01 Родная (чувашская) литература основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование.
I. I. Планируемые результаты
- I.1.1. Планируемые личностные результаты
В результате изучения родной (чувашской) литературы на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
- гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
- патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно- оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
- 1.1.2. Планируемые метапредметные результаты
В результате изучения родной (чувашской) литературы на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт; разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность информации, её соответствие правовым и морально- этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению.
- 1.1.3. Планируемые предметные результаты
Предметные результаты освоения программы по родной (чувашской) литературе должны обеспечивать:
сформированность представлений о роли и значении чувашской литературы в культуре и истории чувашского народа;
осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным становлением личности;
сформированность устойчивой мотивации к систематическому чтению на чувашском языке как средству познания культуры чувашского народа и других культур на основе многоаспектного диалога, уважительного отношения к ним как форме приобщения к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры;
понимание чувашской литературы как особого способа познания жизни, культурной самоидентификации;
владение основными фактами жизненного и творческого пути чувашских писателей, знаниями и пониманием основных этапов развития чувашской литературы;
умение выявлять идейно-тематическое содержание произведений чувашской литературы разных жанров с использованием различных приемов анализа и понятийного аппарата теории литературы;
владение умением использовать словари и справочную литературу, опираясь на ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях языка чувашской литературы и умений самостоятельного смыслового и эстетического анализа художественных текстов;
владение умением создавать самостоятельные письменные работы разных жанров (развернутые ответы на вопросы, сочинения, эссе, доклады и другие работы);
включение в культурно-языковое поле чувашской литературы, воспитание ценностного отношения к чувашскому языку и литературе как носителям культуры чувашского народа;
понимание чувашской литературы как художественного отражения традиционных духовно-нравственных российских и национально-культурных ценностей;
сформированность чувства причастности к истории, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений;
умение соотносить содержание произведения со временем его написания, выявлять нравственно-духовные ценности;
владение знаниями и пониманием ключевых проблем произведений чувашской литературы, сопоставление их с текстами литератур региона, русской и зарубежной литературы, затрагивающими общие темы или проблемы;
понимание контекстуального значения слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), умение оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
владение умениями познавательной, учебной проектно-исследовательской деятельности;
сформированность умения интерпретировать изученные и самостоятельно прочитанные произведения чувашской литературы на историко-культурной основе, сопоставлять их с произведениями других видов искусств, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
умение использовать для раскрытия тезисов своего высказывания фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
владение умением создавать самостоятельные письменные работы разных жанров (рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, эссе, доклады, рефераты и другие работы).
- Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
- I.1.3. Планируемые предметные результаты
- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
- использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
- правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
- создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
- извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
- соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Перечень рекомендуемых учебных изданий
ОИ – Основные источники учебной литературы:
1. Пушкин В.Н. Чувашская литература:учебник-хрестоматия для 10-11 кл.-Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 2001
2. Программа текущего контроля успеваемости студентов по учебной дисциплинеПД. 04 Родная (чувашская) литература
Текущий контроль освоения студентами материала учебной дисциплины ПОО.01 Родная (чувашская) литература состоит из следующих видов: оперативный и рубежный контроль.
При проведении текущего контроля используются следующие формы: (приведены примеры текущего контроля)
- самостоятельная работа;
- реферативное задание – выполнение и защита реферата;
В основе выполнения самостоятельной работы заданий лежит имитационное моделирование, другими словами, применению этого метода в обучении предшествует разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием ситуации реальной профессиональной деятельности. Практические проблемы, которые призваны решать специалисты очень многих сфер деятельности, позволяют повышать мотивацию учения у студентов, так как им становится понятным, зачем, в какой ситуации может пригодиться тот или иной учебный материал, как применить его в конкретной практической деятельности. Студенты получают задание и работают с ним непосредственно на занятии (задания для микрогрупп). После анализа реальной ситуации преподаватель со студентами организует обсуждение ситуации в микрогруппах и подведение итогов по результатам проделанной работы.
Реферат выполняется в соответствии с методическими рекомендациями по его выполнению, оформляется в бумажном варианте в соответствии со стандартом колледжа и по желанию студента может сопровождаться электронной презентацией. Защита реферата проводится в устной форме в рамках теоретических занятий.
2.1 Критерии оценки уровня освоения
При проведении текущего контроля успеваемости студентов по учебной дисциплине ПД.04. Родная (чувашская) литература используются следующие критерии оценок:
1) Критерии оценки выполнения самостоятельной работы:
Процент результативности (правильные ответы, %) | Оценка уровня подготовки | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
Все запланированные самостоятельные работы по дисциплине обязательны для выполнения. Если самостоятельная работа в установленный срок не выполнена, то она оценивается меньшим количеством баллов. Студент, не представивший выполненную самостоятельную работу или представивший работу, которая была оценена на «неудовлетворительно», не допускается к сдаче экзамена по дисциплине.
2) Критерии оценки реферата:
оценка «отлично» выставляется за реферат, которые носят исследовательский характер, содержат грамотно изложенный материал, с полностью раскрытой темой и соответствующими обоснованными выводами, при написании сочинения приветствуется оригинальность подачи материала;
оценка «хорошо» выставляется за грамотно выполненные во всех отношениях реферат (сочинение) при наличии небольших недочетов в их содержании или оформлении;
оценка «удовлетворительно» выставляется за реферат (сочинение), которые удовлетворяют всем предъявляемым требованиям, но отличаются поверхностностью, в них просматривается непоследовательность, несвязанность и нелогичность изложения материала, представлены необоснованные выводы;
оценка «неудовлетворительно» выставляется за реферат, которые не соответствуют принципу научности, не носят исследовательского характера, не содержат анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Студент, не представивший готовый реферат или представивший работу, которая была оценена на «неудовлетворительно», не допускается к сдаче экзамена по дисциплине.
- Результаты освоения: компетенции, знания и умения, подлежащие текущему контролю
Результаты освоения | Раздел, тема | Форма контроля | Порядковый номер оценочного средства |
Планируемые личностные результаты освоения ООП
| Раздел 1-12 | самостоятельная работа, реферативное задание | 1 2 3 |
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП | Раздел 1-12 | самостоятельная работа, реферативное задание | 1 2 3 |
Планируемые предметные результаты освоения ООП | Раздел 1-12 | самостоятельная работа, реферативное задание | 1 2 3 |
3. ФОС для проведения текущего контроля (комплект оценочных материалов для оценки уровня освоения умений, усвоения знаний, сформированность общих и профессиональных компетенций при проведении текущего контроля)
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО № 1
КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Описание жизненного и творческого пути чувашских писателей, определение основных тем и мотивов их произведений.
2. Сообщение сведений из биографии чувашских писателей.
3. Характеристика творчества чувашских писателей. Определение этапов творчества.
4. Представление подготовленных презентаций творчества чувашских писателей.
5. Воспроизведение знаний об историко-культурном процессе и представление периодизации чувашской литературы.
6. Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в чувашской литературе.
7. Представление о неповторимости развития чувашской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография.
8. Описание традиций чувашской литературы XIX века и представление об их развития в литературе XX века
9. Формулирование общечеловеческих проблем начала XX века в прозе и поэзии чувашских писателей.
10. Определение новаторства чувашской литературы начала XX века.
11. Систематизация чувашской литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет
12. Определение роли искусства в жизни общества. Воспроизведение полемики по вопросам чувашской литературы.
13. Обзор чувашской поэзии Чувашии конца XIX – начала XX в.
14. Духовная культура чувашского народа в трудах исследователей и путешественников (Д.Ознобишин, А.Фукс, В.Сбоев).
15. Своеобразие чувашской художественной классики на фоне русской и мировой литературы.
16. Национальное своеобразие чувашского фольклора.
17. Песня как выражение основ народного бытия, духовно-нравственных ценностей
18. Жизненный и творческий путь Бичурина
19. Роль пейзажа в произведении Спиридон Михайлович Михайлов (Яндуш)
20. Поэма-баллада М.Ф. Федорова «Леший» (1879)
21. Иван Яковлевич Яковлев и симбирская литературная школа
22. Ф.П. Павлова. Фольклорист, композитор, драматург, взаимосвязь творчества и его эпохи.
23. Константин Васильевич Иванов. Жизненный и творческий путь поэта
24. Михаил Кузьмич Кузьмин (Сеспель). Жизненный и творческий путь поэта
25. Петр Петрович Хузангай Творческий и жизненный путь народного поэта, публициста, общественного деятеля.
26.Яков Гаврилович Ухсай. Жизненный и творческий путь народного поэта Чувашии Якова Ухсая.
27.Федор Ермилович Афанасьев (Хведер Уяр) Жизненный и творческий путь писателя.
28.Ева Николаевна Лисина. Творчество писательницы и переводчицы. Рассказ «Кусок хлеба» (1990),
КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание 1.
Поэма «Нарспи» (К. Иванолва). Философские проблемы: человеческая личность и общество, добро и зло, гуманизм, соотношение материальных и духовных ценностей.
Задание 2.
Жанр героической поэмы «Таня» (П. Хузангай).
Задание 3.
Тема вековых устоев и нового в прозе о крестьянской жизни «Черный хлеб») (Хветер Уяр)
Задание 4.
Метроритмическое пространство чувашского стиха в творчестве Сеспеля (Силлабика).
Задание 5.
Человек на войне и, правда о нем. Романтика, реализм и детективное начало в прозе о войне).
Задание 6.
Поэма «Дед Кельбук» Я. Ухсая.
Задание 7.
Особенности творческой манеры Хветер Уяра: психологизм, изобретательность в остроении сюжета, полемическая направленность произведений.
Задание 8.
Поиск путей выражения национальной идеи и своеобразия в словесном творчестве трагикомедии Н.Терентьева.
Задание 9.
Тема вековых устоев и нового в прозе о крестьянской жизни. Романы «Тенета» Хветер Уяра.
Задание 10.
Создание чувашского букваря, издание книг для чтения, учебников, открытие десятков школ И.Я.Яковлевым.
Комплект заданий для домашней самостоятельной работы
1. Чтение легенд «Мост Азамата», «Лунная девушка», «Чемень».
2 Знание народных заговоров, заклинаний.
3. Чтение отдельных фрагментов текстов М.Федорова, А.Фукса, Д.Ознобишина.
4. Выучить стихотворений наизусть: Хведер Чуваш «Куковала кукушечка на ёлке…», М.Федорова «Мы чувашами родились».
5. Чтение произведений И.Яковлева: «Духовное завещание чувашскому народу».
6. Выучить отрывок из поэмы М.Федорова «Леший».
7. Чтение произведений из истории (П. Хузангай «Макар Черный»).
8. Чтение произведений из темы индустриализации (П.Хузангай «Магнит – гора»);
9. Чтение произведений из темы коллективизации К.Иванова «Нарспи».
10. Чтение стихотворений: М. Сеспеля («К морю», «Чуваш! Чуваш!..»)
11. Чтение произведений: цикл стихов П. Хузангая «Песни Тили», Я.Ухсай «Солдатская мать».
12.Чтение произведений из цикла роман - «Дед Кельбук»)
УБРАТЬ!
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО № 2
РЕФЕРАТИВНОЕ ЗАДАНИЕ
Форма выполнения задания: внеаудиторная самостоятельная работа студентов.
В период написания рефератов преподаватель проводит индивидуальные консультации для студентов
Время на выполнение: 8 часов
Инструкция для студентов
Уважаемые студенты!
Реферат выполняется в соответствии с методическими рекомендациями по его выполнению, оформляется в бумажном варианте в соответствии со стандартом техникума и сдается преподавателю в указанные им сроки.
В процессе работы над рефератом студентам необходимо спланировать информационный поиск. Рекомендуется воспользоваться Федеральным государственным образовательным стандартом по данной специальности, изучить статьи по соответствующим разделам, техническую литературу и современные научные разработки по специальности, а также самостоятельно подобрать литературу и другие источники, в том числе Интернет-ресурсы.
Защита реферата проводится в устной форме в рамках теоретических занятий. По желанию студента защита может сопровождаться электронной презентацией. При оценке реферата принимаются во внимание его исследовательский характер, грамотность изложенного материала, полнота раскрытия темы, наличие обоснованных выводов и его оформление.
Темы рефератов
1. Фольклор. Основные жанры фольклора.
2.Мифы и легенды. Чувашская мифология.
3.Духовная культура чувашского народа в трудах исследователей и путешественников (Д.Ознобишин, А.Фукс, В.Сбоев).
4.Формирование творческих методов (Е . Рожанский, Хведи Чуваш).
5.Никита Яковлевич (Иакинф). Спиридонов Михайлович Михайлов (Яндуш)
6. Основная проблематика и стиль автобиографических, этнографических очерков и рассказов.
7.Михаил Федорович Федоров. Образ лешего в организации сюжета.
8.Иван Яковлевич Яковлев и симбирская литературная школа .
9. Социально-психологическая драма «В деревне».
10. Разносторонний талант Иванова. Участие в создание «Чувашского букваря».
ДОБАВИТЬ!
4. Программа промежуточной аттестации студентов
по учебной дисциплине ПД.04 Родная (чувашская) литература
Промежуточная аттестация по дисциплине ПД. 04 Родная (чувашская) литература проводится в форме комплексного экзамена. Комплексный экзамен - это форма промежуточного контроля, целью которой является оценка теоретических знаний и практических навыков, способности студента к мышлению, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их при решении практических задач. При проведении промежуточной аттестации в форме комплексного экзамена уровень освоения оценивается оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
При проведении промежуточной аттестации используются следующие оценочные средства:
- перечень тем рефератов к комплексному экзамену.
Перечень тем рефератов выдается студентам не позднее, чем за месяц до начала сессии.
Критерии оценки уровня освоения
При проведении промежуточной аттестации студентов по учебной дисциплине ПД.04 Родная (чувашская) литература используются следующие критерии оценок:
Оценка «отлично» ставится студенту, проявившему всесторонние и глубокие знания учебного материала, освоившему основную и дополнительную литературу, обнаружившему творческие способности в понимании, изложении и практическом использовании усвоенных знаний. Оценка «отлично» соответствует высокому уровню освоения дисциплины.
Оценка «хорошо» ставится студенту, проявившему полное знание учебного материала, освоившему основную рекомендованную литературу, обнаружившему стабильный характер знаний и умений и способному к их самостоятельному применению и обновлению в ходе последующего обучения и практической деятельности. Оценка «хорошо» соответствует достаточному уровню освоения дисциплины.
Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, проявившему знания основного учебного материала в объеме, необходимом для последующего обучения и предстоящей практической деятельности, знакомому с основной рекомендованной литературой, допустившему неточности при ответе, но в основном обладающему необходимыми знаниями и умениями для их устранения при корректировке со стороны преподавателя. Оценка «удовлетворительно» соответствует достаточному уровню освоения дисциплины.
Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, обнаружившему существенные пробелы в знании основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки при применении теоретических знаний, которые не позволяют ему продолжить обучение или приступить к практической деятельности без дополнительной подготовки по данной дисциплине. Оценка «неудовлетворительно» соответствует низкому уровню освоения дисциплины.
5. ФОС для промежуточной аттестации (комплект оценочных материалов для оценки освоения умений и усвоения знаний, сформированность общих и профессиональных компетенций при проведении промежуточной аттестации)
Комплексный экзамен, завершающий изучение учебной дисциплины, – это форма промежуточного контроля, целью которой является оценка теоретических знаний и практических навыков, способности студента к мышлению, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их при решении практических. При проведении промежуточной аттестации в форме экзамена уровень освоения оценивается оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Промежуточная аттестация в форме комплексного экзамена проводится в, не освобожденные от других форм учебной нагрузки, дни за счет времени, отведенного учебным планом на промежуточную аттестацию.
Условия проведения экзамена
Комплексный экзамен по дисциплине ПОО.01 Родная (чувашская) литература проводится в учебной аудитории по билетам в устной форме. На подготовку студентам дается 45 минут, в течение которых они письменно готовятся на местах (отвечают на теоретический вопрос и выполняют практическое задание), а затем устно отвечают преподавателю на поставленный теоретический вопрос и демонстрируют выполнение практического задания. Преподаватель может задать студенту дополнительные вопросы, как по билету, так и по всему курсу учебной дисциплины. Во время зачета студенты могут пользоваться справочной документацией и контрольно-измерительным оборудованием.
Источники
ОИ – Основные источники учебной литературы:
- Пушкин В.Н. Чувашская литература:учебник-хрестоматия для 10-11 кл.-Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 2001
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ К КОМПЛЕКСНОМУ ЭКЗАМЕНУ
по учебной дисциплине
ПОО.01 Родная (чувашская) литература
1.Фольклор. Понятие о фольклоре.
2. Создания и бытования фольклорных произведений.
3. Основные жанры фольклора. Национальное своеобразие чувашского фольклора.
4. .Мифы и легенды. Легенды «Земля Улыпа», «Мост Азамата».
5. Отражения в легендах народных представлений о Вселенной и возникновении человечества.
6. Чувашская мифология.
7.Духовная культура чувашского народа в трудах исследователя и путешественника Д.Ознобишина.
8.Духовная культура чувашского народа в трудах исследователя и путешественника А.Фукса.
9.Духовная культура чувашского народа в трудах исследователя и путешественника В.Сбоев.
10.Формирование творческих методов (Е . Рожанский, Хведи Чуваш).
11 Жизненный и творческий путь Бичурина. (Иакинф).
12. Жизненный и творческий путь Спиридонов Михайлович Михайлов (Яндуш).
13. Жанровые особенности очерка-путешествия «Байкал» (1830) как пример эпического жанра.
14. Одухотворения и эстетическое восприятие природы. Роль пейзажа в произведении Бичурина.
15 .Спиридонов Михайлович Михайлов - жанровые особенности произведения «Хитрая кошка» (1858), «Детство» (1852).
16. Спиридонов Михайлович Михайлов - основная проблематика и стиль автобиографических, этнографических очерков и рассказов.
17. Михаил Федорович Федоров - взаимосвязь творчества писателя и эпохи.
18. Использование фольклорных и образов и мотивов как средство характеристики народной жизни (М.Ф.Федоров)
19. Реалистический образ Хведера. Образ лешего в организации сюжета.
20. Сопоставления баллады «Леший» с балладой «Утопленник» и стихотворением «Бесы» А.С.Пушкина.
21. .Иван Яковлевич Яковлев и Симбирска литературная школа.
22. Новый этап просветительства. Создание чувашского букваря, издание книг для чтения, учебников, открытие десятков школ, переводческая деятельность.
23. Первые оригинальные образцы художественной литературы (К.Иванов, Ф.Павлов, Н. Шубоссинни ).
24. Творческий путь Ф.Павлова. Фольклорист, композитор, драматург.
25.Взаимосвязь творчества и его эпохи. Социально-психологическая драма «В деревне».
26. Сюжетно композиционные особенности и своеобразие конфликта в драме. «Деревня» как образ-символ, модель мира.
27. . Жизненный и творческий путь К.Иванова.
28. Разносторонний талант Иванова. Участие в создание «Чувашского букваря».
29. Философские проблемы: человеческая личность и общество, добро и зло, гуманизм, соотношение материальных и духовных ценностей.
30. Поэтичность женского образа. Национально-художественное видение мира, слияние духов эстетических систем – народной и авторско-личностной.
31. Эстетические идеалы чувашского национального характера. Сопоставление оригиналов и переводов поэмы.
ДОБАВИТЬ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/06/picture-1054517-1536223640.jpg)
Презентация к уроку по дисциплине "Родная (чувашская) литература по теме "Военная лирика чувашских поэтов"
У каждой войны свои герои. В истории Великой Отечественной войны остались имена миллионов защитников Отечества, которые ценой собственной жизни, сражаясь на полях, приближали день Победы. Многие...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/23/picture-1221885-1582467615.jpg)
Методическая разработка открытого урока по родной (осетинской) литературе на тему: «Лирикон геройы уды рæсугъддзинад Хетæгкаты Къостайы æмдзæвгæ «Хæрзбон»-ы»
Конспект открытого урока по теме "Лирикон геройы уды рæсугъддзинад Хетæгкаты Къостайы æмдзæвгæ "Хæрзбон"-ы"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/23/picture-1221885-1582467615.jpg)
Методическая разработка открытого урока по родной (осетинской) литературе на тему: "«Цӕй зынаргъ дӕ, фыдӕлты уӕзӕг!» (Мамсыраты Темырболаты ӕмдзӕвгӕ «Сагъӕстӕ»)
quot;Цæй зынаргъ дæ, фыдæлты уæзæг!" (Мамсыраты Темырболаты æмдзæвгæ "Сагъæстæ")...
Проблемы изучения родных языков, литературы и культуры в школе.
Проблемы изучения родных языков, литературы и культуры в школе....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/01/picture-1386355-1646114918.jpg)
Возрождение родного языка и применение современных инновационных подходов в преподавании родного языка и литературы
В статье затрагиваются проблемы возрождения родного языка и создание языковой среды путем применения инновационных подходов....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/06/picture-863086-1481047152.jpg)
Рабочая программа учебного предмета "Родной (чувашский ) язык" для 1 класса НОО
Рабочая программа по родному (чувашскому) языку для 1класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поко...