Рабочая программа учебного предмета "Родной (чувашский ) язык" для 1 класса НОО
рабочая программа

Атютина Альбина Николаевна

Рабочая программа по родному (чувашскому) языку для 1класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и примерной авторской программы Игнатьевой В.И., Черновой Н.Н., Николаевой Л.В. по родному (чувашскому)языку учебных пособий для1 класса.Цель изучения учебного предмета «Родной (чувашский) язык» – развитие элементарной коммуникативной компетенции обучающихся на доступном уровне в основных видах речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо; воспитание и развитие личности, уважающей языковое наследие многонационального народа Российской Федерации. Содержание программы представлено следующими разделами:1.пояснительная записка2.содержание учебного предмета 3.планируемые результаты освоения учебного предмета 4.тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, в том числе с учётом рабочей программы воспитания и возможностью использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                          Методическая разработка:

 «Рабочая программа учебного предмета родной (чувашский )язык

для 1 класса для НОО 2022-2023 уч.год»

Учитель начальных классов МБОУ «Протопоповская СОШ Буинского МР РТ  Атютина Альбина Николаевна.

                                                                         2022-2023 гг

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ЧУВАШСКИЙ) ЯЗЫК»

Изучение учебного предмета «Родной (чувашский) язык» начинается на уровне начального общего образования, его изучение в начальной школе представляет собой первый этап языкового образования и речевого развития обучающихся.

        В процессе знакомства со структурными единицами чувашского языка, обучающиеся осознают их роль и функции, а также связи и отношения, существующие в системе чувашского языка и в речи.

Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами.

Формирование у младших школьников представления о лексике татарского языка способствует, в свою очередь, развитию понимания материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения).

Важная роль отводится ознакомлению с понятиями из области словообразования, морфологии и синтаксиса. Освоение грамматических понятий на начальном уровне способствует общему умственному и речевому развитию обучающихся. Так, они знакомятся с необходимыми
интеллектуальными операциями анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации и обобщения, что в дальнейшем послужит основой для формирования общих учебных и
познавательных универсальных действий.

Изучение учебного предмета «Родной (чувашский) язык» предусматривает межпредметные связи с другими учебными предметами гуманитарного цикла, в первую очередь с учебным предметом «Литературное чтение на родном (чувашском) языке».

        ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ЧУВАШСКИЙ) ЯЗЫК»        

Цель изучения учебного предмета «Родной (чувашский) язык» – развитие элементарной
коммуникативной компетенции обучающихся на доступном уровне в основных видах речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо; воспитание и развитие личности, уважающей языковое наследие многонационального народа Российской Федерации.

Задачи изучения учебного предмета «Родной (чувашский) язык»:

—  развитие у обучающихся патриотических чувств по отношению к чувашскому языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к родному языку;

—  развитие у обучающихся диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способности к творческой деятельности на чувашском языке;

  формирование первоначальных знаний о системе и структуре родного (чувашского) языка: фонетике, орфоэпии, графике, орфографии, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе;

—  формирование навыков культуры речи в зависимости от ситуации общения; умений составлять несложные письменные тексты-описания, тексты-повествования и рассуждения.

        В результате изучения учебного предмета обучающиеся научатся осознавать и использовать чувашский язык как средство общения, познания мира и усвоения культуры чувашского народа.         У обучающихся последовательно сформируются эмоционально-ценностное отношение к родному языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться в разных ситуациях общения, правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические

высказывания и письменные тексты. Через воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку у обучающихся закладываются основы гражданской культуры личности.

        МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ЧУВАШСКИЙ) ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ         

В соответствии с ФГОС НОО учебный предмет «Родной язык» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.         В 1 классе количество учебных часов, выделяемых на изучение предмета «Родной (чувашский) язык», – 1 час в неделю, что составляет 33 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды речевой деятельности

Беседа на тему «Пḗлẏ кунḗ» («День знаний»). Правила гигиены чтения и письма. Рассказ на тему «Манǎн теттесем» («Мои любимые игрушки»). Чтение по слогам слов и предложений.

Обучение грамоте

Буквы и звуки чувашского алфавита. Чтение слов по слогам. Выработка связного и ритмичного написания букв. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Основные элементы соединения букв в слове. Слог. Запись слов по слогам. Запись слов и предложений по памяти. Запись предложений после предварительного слого-звукового разбора каждого слова. Чувашский алфавит. Контрольное
списывание.

Систематический курс

Речь. Устная речь и письменная речь. Слово и предложение. Текст. Перенос слов из строки в строку.

Ударение. Ударный слог. Правописание слов с гласными ǎ и ḗ. Правописание специфичных согласных звуков чувашского языка. Гласные звуки чувашского языка языка. Согласные звуки чувашского языка. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Слова, отвечающие на вопросы «кем?» («кто?») и «мḗн?»(«что?»). Особенности присоединения аффиксов в чувашском языке.

Развитие речи

        Диалог на тему «Эпḗ шкулта та килте» («Я в школе и дома»). Урок-игра. Работа с прослушанным текстом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        В результате изучения предмета «Родной (чувашский) язык» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
        
гражданско-патриотического воспитания:
        
- становление ценностного отношения к своей Родине – России;
        
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
        
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
        
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений;
        
духовно-нравственного воспитания:
        
- признание индивидуальности каждого человека;
        
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
        
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
        
эстетического воспитания:
        
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
        
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
        
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:        - соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
        
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью;
        
трудового воспитания:
        
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
        
экологического воспитания:
        
- бережное отношение к природе;
        
- неприятие действий, приносящих ей вред;
        
ценности научного познания:
        
- первоначальные представления о научной картине мира;
        
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        В результате изучения учебного предмета «Родной (чувашский) язык» обучающийся овладеет универсальными учебными познавательными действиями:
        
базовые логические действия:
        
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;        - объединять объекты (языковые единицы) по определенному признаку;
        
- определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать языковые единицы;
        
- находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного

учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
        
- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
        
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;
        
базовые исследовательские действия:
        
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
        
- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
        
- проводить по предложенному плану несложное лингвистическое исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
        
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
        
работа с информацией:
        
- выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
        
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию;
        
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки;
        
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;        - анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
        
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

        В результате изучения учебного предмета «Родной (чувашский) язык» обучающийся овладеет универсальными учебными коммуникативными действиями:
        
общение:
        
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
        
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
        
- признавать возможность существования разных точек зрения;
        
- корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
        
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
        
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
        
- готовить небольшие публичные выступления;
        
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
        
совместная деятельность:
        
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
        
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
        
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

        В результате изучения учебного предмета «Родной (чувашский) язык» обучающийся овладеет универсальными учебными регулятивными действиями:
        
самоорганизация:
        
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
        
- выстраивать последовательность выбранных действий;
        
самоконтроль:
        
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
        
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Обучающийся научится:
        
- воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;
        
- рассказывать о себе, друзьях и т. д.;
        
- соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чувашского языка в устной и письменной речи;        - читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося;        - владеть начертанием письменных прописных и строчных букв;
        
- правильно списывать слова и предложения;
        
- писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;        - вырабатывать связное и ритмичное написание букв;
        
- писать под диктовку слова, тексты объемом не более 8 слов;
        
- распознавать устную и письменную речь;
        
- различать слово, предложение и текст;
        
- применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении;        - писать без искажений прописные буквы в начале предложения и в именах собственных;
        
- правильно оформлять предложение на письме, выбирать знак конца предложения;
        
- выделять в слове ударение;
        
- произносить и различать на слух гласные звуки чувашского языка;
        
- различать гласные и согласные звуки; гласные – ударные и безударные, твердые и мягкие; согласные – звонкие и глухие;
        
- распознавать парные и непарные гласные и согласные звуки;
        
- определять количество и последовательность звуков в слове;
        
- различать звуки и буквы: буква как знак звука;
        
- определять количество слогов;
        
- переносить слова на другую строку;
        
- переносить слова с буквами ъ и ь по слогам;
        
- правильно писать и читать слова с буквами ъ и ь;
        
- правильно читать специфичные гласные звуки чувашского языка [ḗ], [ǎ], [ẏ];
        
- правильно читать специфичные согласные звуки чувашского языка [ḉ];        

- правильно употреблять при письме буквы, обозначающие специфичные звуки чувашского языка;        - определять функции букв е, ё, ю, я;
        
- проводить слого-звуковой разбор слова;
        
- правильно называть буквы чувашского алфавита, их последовательность;
        
- использовать алфавит для упорядочения списка слов;

- правильно присоединять к слову твердый или мягкий вариант аффиксов;
- различать слова, отвечающие на вопросы «кем?» («кто?») и «мḗн?» («что?»);- находить в предложении слова, отвечающие на вопрос «мḗн тǎвать?» («что делает?»);- вести диалог, расспрашивая собеседника, отвечая на его вопросы;
- воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;- владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного текста.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

«Эп» («Я»)

Раздел 1. Виды речевой деятельности

1.1.

Беседа на тему «Пḗлẏ кунḗ» («День знаний»)

1

0

0

07.09.2022

учебный диалог, в ходе которого обучающиеся расспрашивают собеседника, отвечают на его вопросы;
совместная работа по составлению небольших рассказов повествовательного характера (например, рассказ о случаях из летнего отдыха и т. д.);
овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.);

Устный опрос;

htpp://www.chrio. cap.ru

1.2.

Вулавпа ḉыру гигиени\Правила гигиены чтения и письма

1

0

0

14.09.2022

коллективное формулирование вывода о правилах гигиены чтения и письма; соблюдение гигиенических требований при чтении и письме;

Устный опрос;

htpp://www.chrio. cap.ru

Итого по разделу

2

Раздел 2. Обучение грамоте (фонетика, графика, чтение, письмо)

2.1.

Чǎваш алфавичḗ\Буквы и звуки чувашского алфавита

1

0

0

 

21.09.2022

игровое упражнение «Скажи так, как я» (отрабатывается умение воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове);
игровое упражнение «Есть ли в слове заданный звук?» (ловить мяч нужно только тогда, когда ведущий называет слово с заданным звуком, отрабатывается умение определять наличие заданного звука в слове);
правильное произношение звуков и умение различать на слух гласные и согласные звуки татарского языка;

Устный опрос;

htpp://www.chrio. cap.ru

2.2.

Сыпǎкпа вуласси/Чтение слов по слогам

1

0

0

28.09.2022

игра «Живые звуки»: моделирование звукового состава слова в игровых ситуациях;
моделирование звукового состава слов с использованием фишек разного цвета для фиксации качественных характеристик звуков;
совместное выполнение задания: проанализировать предложенную модель звукового состава слова;
работа в парах: подбор слов с заданным количеством слогов;
определение количества и последовательности звуков в слове;
правильное чтение букв и слов по слогам;
различение гласных и согласных звуков: гласные – ударные и безударные, твердые и мягкие; согласные – звонкие и глухие;
различение звуков и букв;

Устный опрос;

htpp://www.chrio. cap.ru

2.3.

Саспаллисене ḉырасси/

Выработка связного и
ритмичного написания букв

1

0

0

05.10.2022

совместная работа: анализ поэлементного состава букв. Игровое упражнение «Конструктор букв», в ходе которого обучающиеся составляют буквы из элементов;
написание букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм;
практическая работа: контролировать правильность написания букв, сравнивать свои буквы с предложенным образцом;

Устный опрос;

htpp://www.chrio. cap.ru

2.4.

Пысǎк саспаллипе ḉыракан сǎмахсем/

Слова, которые пишутся с заглавной буквы

1

0

0

12.10.2022

моделирование (из пластилина, из проволоки) заглавных и строчных букв;
написание прописных и строчных букв;
оформление предложения на письме, правильная постановка знака препинания в конце предложения;

Устный опрос;

htpp://www.chrio. cap.ru

2.5.

Аса илесси\Повторение

1

0

0

19.10.2022

упражнение: запись под диктовку слов и предложений, состоящих из трех-пяти слов; работа в парах: соотнесение одних и тех же слов, написанных печатным и письменным шрифтом;
упражнение: запись письменными буквами слова/предложения/короткого текста, написанного печатными буквами;
моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма списывания;

Устный опрос;

htpp://www.chrio. cap.ru

Итого по разделу

5

Раздел 3. Развитие речи

3.1.

Диалог на тему «Эпḗ шкулта та килте» («Я в школе и дома»)

1

0

0

26.10.2022

учебный диалог на основе анализа иллюстраций и текста учебника;
составление короткого рассказа о себе, друзьях и т.д.;
составление устного и письменного высказывания с соблюдением орфоэпических и интонационных норм татарского языка;

Устный опрос;

htpp://www,culture21 .ru

3.2.

Вǎйḗ урокḗ\Урок-игра

1

0

0

09.11.2022

игра «Кто больше»: подбор и запись имен собственных на заданную букву;
практическая работа: списывание и запись под диктовку текста с применением изученных правил;
повторение гласных и согласных звуков татарского языка;
правильное произношение скороговорки;

Устный опрос;

htpp://www. 1 september.ru

Итого по разделу

2

«Манǎн тавракурǎм» («Мир вокруг меня»)

Раздел 4. Виды речевой деятельности

4.1.

Рассказ на тему «Манǎн теттесем» («Мои любимые игрушки»)

1

0

0

16.11.2022

учебный диалог, в ходе которого обучающиеся расспрашивают собеседника, отвечают на его вопросы;
составление короткого рассказа о своих любимых играх, игрушках;
соблюдение правил речевого этикета;
формулирование вопросов и ответы на вопросы;

Устный опрос;

htpp://www. 1 september.ru

4.2.

Сǎмахсемпе предложенисем вулатпǎр\Чтение по слогам слов и предложений

1

0

0

23.11.2022

отработка умения читать слоги, слова и предложения по слогам;
упражнение: соотнесение прочитанного слога с картинкой, в названии которой есть этот слог; воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи;

Устный опрос;

htpp://www. 1 september.ru

Итого по разделу

2

Раздел 5. Обучение грамоте (фонетика, графика, чтение, письмо)

5.1.

Саспалли элеменчḗсем\Основные элементы соединения букв в слове

1

0

0

30.11.2022

практическая работа: списывание слов/предложений в соответствии с заданным алгоритмом, контролирование этапов своей работы;
обсуждение проблемной ситуации «Что делать, если строка заканчивается, а слово не входит?», введение знака переноса, сообщение правила переноса слов (первичное знакомство);
учебный диалог «Почему слова пишутся отдельно друг от друга? Удобно ли читать
предложение, записанное без пробелов между словами?»;
совместная работа: анализ поэлементного состава букв;
запись слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм;

Устный опрос;

htpp://www. 1 september.ru

5.2.

Сыпǎк.Сǎмахсем ḉыратпǎр\Слог. Запись слов по слогам

1

0

0

07.12.2022

игровое упражнение «Назови букву», в ходе которого обучающиеся делят слова на слоги, находят различия в написании слов;
практическая работа: контролировать правильность написания буквы, слога, слова, сравнивать свою запись с предложенным образцом;
работа в группах: нахождение и исправление ошибок, допущенных при делении слов на слоги, в определении ударного звука;

Устный опрос;

htpp://www. 1 september.ru

5.3.

Сыпǎк.Сǎмахсем ḉыратпǎр \Запись слов и предложений по памяти

1

0

0

14.12.2022

самостоятельная работа: определение количества слов в предложении; написание без искажений прописных букв в начале предложения и в именах собственных;

Устный опрос;

htpp://www. 1 september.ru

5.4.

Предложенисем ḉыратпǎр\Запись предложений после предварительного слого-звукового разбора каждого слова

1

0

0

21.12.2022

вырабатывание связного иритмичного написания букв; различение звуков и букв;
проведение слого-звукового разбора слова;

Устный опрос;

htpp://www.chrio. cap.ru

5.5.

Чǎваш алфавичḗ\Чувашский алфавит

1

0

0

11.01.2022

рассказ учителя об истории татарского алфавита, о значении алфавита для систематизации информации, о важности знания последовательности букв в татарском алфавите;
игровое упражнение «Повтори фрагмент алфавита»;
игра​соревнование «Повтори алфавит».;
совместное выполнение упражнения «Запиши слова по алфавиту»;
знание алфавита: правильное называние букв, их последовательности;
использование алфавита для упорядочения списка слов;

Устный опрос;

htpp://www.chrio.

cap.ru
htpp:// www. lib.

cap.ru

5.6.

Ḉырса илни\Контрольное списывание

1

1

0

21.12.2022

коллективное обсуждение алгоритма списывания; правильное списывание слов и предложений;

Письменный контроль;

htpp://www.chrio. cap.ru

Итого по разделу

6

Раздел 6. Развитие речи

6.1.

Итленḗ текстпа ḗḉлесси\Работа с прослушанным текстом

1

0

0

18.01.2023

восприятие на слух аудиотекста, построенного на знакомом языковом материале; ответы на вопросы по тексту;
участие в беседе по содержанию текста;
пересказ прослушанного текста;

Устный опрос;

htpp:// www. lib. cap.ru

Итого по разделу

1

«Тǎван ḉḗршыв» («Моя Родина»)

Раздел 7. Систематический курс (фонетика и орфоэпия, графика, орфография)

7.1.

Пуплев.Калаḉу тата ḉыру пуплевḗ/Речь. Устная речь и письменная речь

1

0

0

25.01.2023

различение устной и письменной речи;
восприятие на слух аудиотекста, построенного на знакомом языковом материале; ответы на вопросы по тексту;

Устный опрос;

htpp:// www. lib. cap.ru

7.2.

Сǎмахпа предложени/Слово и предложение

1

0

0

01.02.2023

различение слова, предложения и текста;

Устный опрос;

htpp:// www. lib. cap.ru

7.3.

Текст/Текст

1

0

0

08.02.2023

работа с текстом: послушать аудиотекст, извлечь информацию о значении заданных слов, отвечая на вопросы учителя; прочитать текст, подчеркнуть слова, которые описывают главного героя рассказа; определить место в предложении слова, отвечающего на вопрос «мḗн тǎвать?» («что делает?»);
творческое задание: используя подчеркнутые в тексте слова, написать развернутое толкование значения незнакомого слова;
работа в группе: соотнести краткие и развернутые толкования значений одних и тех же слов и ситуации, в которых эти толкования уместны; восстановить тексты, подобрав соответствующие им толкования значения слова;
творческая работа: прочитать текст, сопоставить информацию из текста и иллюстрации к нему, на основе предложенного плана написать небольшой текст-повествование по заданной теме; работа в группе: обсудить черновики текстов, отредактировать их;
использование прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);
владение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного;

Устный опрос;

http://school-
collektion.edu/ru

7.4.

Сǎмахсене пḗр йḗркерен тепḗр йḗркене куḉарни\Перенос слов из строки в строку

1

0

0

 15.02.2023

учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ?», объяснение в ходе диалога функций букв ъ и ь;
применение изученных правил правописания: раздельное написание слов в предложении, перенос слов на следующую строку;
правильное письмо и чтение слов с буквами ъ и ь;
перенос слов с буквами ъ и ь по слогам;

Устный опрос;

htpp:// www. lib.

cap.ru
http://school-
collektion.edu/ru

7.5.

Пусǎм.Пусǎмлǎ сыпǎк\Ударение. Ударный слог

1

0

0

 01.03.2023

учебный диалог «Помогает ли ударение различать слова?»;
наблюдение за местом ударения и произношением слов-омографов;
работа с рисунками: выбрать место ударения в словах-омографах, опираясь на изображения соответствующих предметов;
упражнение: потренироваться в произношении слов-омографов в соответствии с поставленным ударением; определить место ударения в словах-омографах;
работа с толковым словарем: объяснить значение слов а́лма – алма́, ба́сма – басма́;

Устный опрос;

http://school-
collektion.edu/ru

7.6.

Повторение. Работа с текстом« Ḉутḉанталǎк курǎмḗсем»
(«Явления природы»)

1

0

0

08.03.2023

работа в паре: составить предложения со словосочетаниями, в которых; актуализируется смыслоразличительная роль ударения в словах;
выделение в словах ударения;
подготовка презентации о явлениях природы;

Устный опрос;

http://school-
collektion.edu/ru

7.7.

Ǎ тата ḗ саспалиллḗ сǎмахсем\

Правописание слов с гласными ǎ и ḗ

1

0

0

15.03.2023

практическая работа: списывание слов/предложений в соответствии с заданным алгоритмом, контролирование этапов своей работы;
правильное написание слов с гласными о и ө;
http://school-collektion.edu/ru;

Устный опрос;

http://school-
collektion.edu/ru

7.8.

Ḉсаспаллиллḗ сǎмахсене ḉырасси\Правописание специфичных согласных звуков чувашского языка

1

0

0

22.03.2023

упражнение: выписывание из текста слов с согласными звуками  [ḉ]; упражнение: запись предложения, составленного из набора слов, правильное оформление знака препинания в конце предложения, соблюдение постановки пробелов между словами;
правильное чтение специфичных согласных звуков чувашского языка [ḉ]; правильное употребление при письме букв, обозначающих специфичные звуки чувашского языка;

Устный опрос;

http://school-
collektion.edu/ru

Итого по разделу

8

«Чǎваш халǎх тḗнчи» («Мир чувашского народа»)

Раздел 8. Систематический курс (фонетика и орфоэпия, морфология, орфография, морфемика)

8.1.

Гласные звуки чувашского языка\Чǎваш чḗлхин уḉǎ сассисем

1

0

0

05.04.2023

беседа «Что мы знаем о звуках чувашского языка», в ходе которой актуализируются знания, приобретенные в период обучения грамоте; игровое упражнение «Назови звук»: ведущий кидает мяч и просит привести пример с определенным гласным звуком;
распознавать твердые и мягкие гласные звуки, правильно читать специфичные гласные звуки чувашского языка [ǎ], [], [ẏ];

Устный опрос;

http://school-
collektion.edu/ru

8.2.

Согласные звуки чувашского языка\ Чǎваш чḗлхин хупǎ сассисем

1

0

0

12.04.2023

распознавание звонких и глухих согласных звуков;
игровое упражнение «Придумай слово с заданным звуком»;
дифференцированное задание: установление основания для сравнения согласных звуков [к] и [қ], [г] и [ғ];
игра «Отгадай звук» (определение согласного звука по его характеристике);
упражнение: соотнесение звука (выбрать из ряда предложенных) и его качественной характеристики;
работа в парах: группировка звуков по заданному основанию;

Устный опрос;

http://school-
collektion.edu/ru

8.3.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я\е, ё, ю, я саспаллисем чǎваш сǎмахḗсенче

1

0

0

19.04.2023

упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным признакам; учебный диалог «Объясняем особенности гласных и согласных звуков»; определение функций букв е, ё, ю, я;

Устный опрос;

http://school-
collektion.edu/ru

8.4.

Каласа пани/Устный опрос

1

0

0

26.04.2023

упражнение: подбор 1-2 слов к предложенной звуко​буквенной модели;
учебный диалог «Сравниваем звуковой и буквенный состав слов», в ходе диалога
формулируются выводы о возможных соотношениях звукового и буквенного состава слов;

Устный опрос;

http://school-
collektion.edu/ru

8.5.

Слова, отвечающие на вопросы«кам?» («кто?») и «мḗн?»(«что?»)

1

0

0

03.05.2023

упражнение: подбор 1-2 слов, отвечающих на вопросы «кам?» («кто?») и «мн?» («что?»); коллективное формулирование вывода о том, что в чувашском языке только слова, которые применяются по отношению к людям, отвечают на вопрос «кам?» («кто?»);
устные ответы на вопросы;

Устный опрос;

http://school-
collektion.edu/ru

8.6.

Чǎваш аффикǎсḗсем\

Особенности присоединения аффиксов в чувашском языке

1

0

0

10.05.2023

упражнение: выбор необходимого варианта аффикса;
работа в группах: восстановление предложения в процессе выбора нужного аффикса, данного в скобках;
правильное присоединение к словам твердых или мягких вариантов аффиксов;

Устный опрос;

http://school-
collektion.edu/ru

8.7.

Контрольный диктант\тḗрḗслев диктанчḗ

1

1

0

17.05.2023

написание под диктовку слов, текстов объемом не более 8 слов;

Диктант;

htpp://www.chrio. cap.ru

Итого по разделу

7

Раздел 9. Развитие речи

9.1.

Текстпа ḗḉлесси /Работа с текстом

1

0

0

22.05.2023

работа с текстом: читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу;
выполнение тестовых заданий и ответы на вопросы по тексту;
работа с рисунками по содержанию текста;

Устный опрос;

htpp://www.chrio. cap.ru

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

2

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

 «Пḗлẏ кунḗ»\ «День знаний»

1

0

0

07.09.2022

Устный опрос;

2.

Вулавпа ḉыру гигиени\Правила гигиены чтения и письма

1

0

0

14.09.2022

Устный опрос;

3.

Чǎваш алфавичḗ\Буквы и звуки чувашского алфавита

1

0

0

21.09.2022

Устный опрос;

4.

Сыпǎкпа вуласси/Чтение слов по слогам

1

0

0

28.09.2022

Устный опрос;

5.

Саспаллисене ḉырасси/

Выработка связного и
ритмичного написания букв

1

0

0

05.10.2022

Устный опрос;

6.

Саспаллисене ḉырасси/

Выработка связного и
ритмичного написания букв

1

0

0

12.10.2022

Устный опрос;

7.

Пысǎк саспаллипе ḉыракан сǎмахсем/

Слова, которые пишутся с заглавной буквы

1

0

0

19.10.2022

Устный опрос;

8.

Диалог «Эпḗ шкулта та килте» \«Я в школе и дома»

1

0

0

26.10.2022

Устный опрос;

9.

Вǎйḗ урокḗ\Урок-игра

1

0

0

09.11.2022

Устный опрос;

10.

Рассказ на тему «Манǎн теттесем» («Мои любимые игрушки»)

1

0

0

16.11.2022

Устный опрос;

11.

Сǎмахсемпе предложенисем вулатпǎр\Чтение по слогам слов и предложений

1

0

0

23.11.2022

Устный опрос;

12.

Сыпǎк.Сǎмахсем ḉыратпǎр\Слог. Запись слов по слогам

1

0

0

30.11.2022

Устный опрос;

13.

Сыпǎк.Сǎмахсем ḉыратпǎр \Запись слов и предложений по памяти

1

0

0

01.12.2022

Устный опрос;

14.

Предложенисем ḉыратпǎр\Запись предложений после предварительного слого-звукового разбора каждого

1

0

0

07.12.2022

Устный опрос;

15.

Чǎваш алфавичḗ\Чувашский алфавит

1

0

0

14.12.2022

Устный опрос;

 16.

Ḉырса илни\Контрольное списывание

1

1

0

21.12.2022

Контрольная работа;

17

Итленḗ текстпа ḗḉлесси\Работа с прослушанным текстом

1

0

0

11.01.2022

Устный опрос;

18.

Пуплев.Калаḉу тата ḉыру пуплевḗ/Речь. Устная речь и письменная речь

1

0

0

18.01.2023

Устный опрос;

19.

Сǎмахпа предложени/Слово и предложение

1

0

0

25.01.2023

Устный опрос;

20.

Текст/Текст

1

0

0

01.02.2023

Устный опрос;

21.

Сǎмахсене пḗр йḗркерен тепḗр йḗркене куḉарни\Перенос слов из строки в строку

1

0

0

08.02.2023

Устный опрос;

22.

Пусǎм.Пусǎмлǎ сыпǎк\Ударение. Ударный слог

1

0

0

15.02.2023

Устный опрос;

23

Повторение. Работа с текстом« Ḉутḉанталǎк курǎмḗсем»

1

0

0

01.03.2023

Устный

опрос;

24.

Ǎ тата ḗ саспалиллḗ сǎмахсем\

Правописание слов с гласными ǎ и ḗ

1

0

0

08.03.2023

Устный опрос;

25.

Ḉсаспаллиллḗ сǎмахсене ḉырасси\Правописание специфичных согласных звуков чувашского языка

1

0

0

15.03.2023

Устный опрос;

26.

Гласные звуки чувашского языка\Чǎваш чḗлхин уḉǎ сассисем

1

0

0

22.03.2023

Устный опрос;

27.

Согласные звуки чувашского языка\ Чǎваш чḗлхин хупǎ сассисем

1

0

0

05.04.2023

Устный опрос;

28.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я\е, ё, ю, я саспаллисем чǎваш сǎмахḗсенче

1

0

0

12.04.2023

Устный опрос;

29.

Каласа пани/Устный опрос

1

0

0

19.04.2023

Устный опрос;

30.

Слова, отвечающие на вопросы«кам?» («кто?») и «мḗн?»(«что?»)

1

0

0

26.04.2023

Устный опрос;

31.

Чǎваш аффикǎсḗсем\

Особенности присоединения аффиксов в чувашском языке

1

0

0

03.05.2023

Устный опрос;

32.

Контрольный диктант\тḗрḗслев диктанчḗ

1

1

0

10.05.2023

Устный опрос;

33.

Текстпа ḗḉлесси /Работа с текстом

1

0

0

17.05.2023

Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

2

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Введите свой вариант:Чăваш самахё (Чувашское слово)Игнатьева В.Н, Николаева ,Чернова Н.Н. 2004

г.

Укеретпĕр те сăрлатпăр (И рисуем, и красим) Антонова З.С., Чернова Н.Н., Игнатьева В.И.2006 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Введите свой вариант:Антонова З.С., Чернова Н.Н., Александрова Н.Г., Игнатьева В.И., Медведева

А.В. Тĕрлĕ чĕлхеллĕ шкулсенче чăваш чĕлхи вĕрентес меслет кăтартăвĕсем: 1 класс. -Ш., 1994.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Введите свой вариант:htpp://www.chrio. cap.ru

htpp://www.gov.cap.ru

htpp:// www. cap .ru

htpp:// www. lib. cap.ru

htpp://www.archives21 .ru

htpp://www.smi21 .ru

htpp://www,culture21 .ru

htpp: //www. chuvashia-tv. ru

htpp://www. 1 september.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Виноградов Ю.М., Виноградова Г.М. Орфографи словарĕ. Тĕрĕс çырмалли правилăсем. - Ш., 2002.

Краткая чувашская энциклопедия./ Чувашский государственный институт гуманитарных наук. - Ч., 2001.

Скворцов М.И. Русско-чувашский словарь (для учащихся). - Ч., 1992.

Скворцов М.И., Скворцова А.В. Чувашско-русский и русско-чувашский словарь. -Ч., 1999

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Предметные картины по темам: «Овощи». «Фрукты и ягоды». «Деревья» .«Дикие животные». «Домашние животные». «Мебель». «Семья». «Одежда». «Рыбы».

Сюжетные картины и таблицы по темам1. «Вăрманта»2. «Ĕç-хĕл».3. «Хула».4. «Пахча».5. «Пахча-çимĕç».6. «Çырласем».7. «Пулăсем».8. «Йывăçсем».9. «Апат-çимĕç».10. «Шкул».11. «Тумтир».12.

«Килти выльăх-чĕрлĕх».13. «Вăхăт».14. «Хваттер».15. «Кун йĕрки».16. «Вăрманти чĕр чунсем». 17. « Çулталăк вăхăчĕсем».18. «Ирхине».19. «Кăнтарла».20. «Каçхине».21. «Хĕлле».22. «Садри кĕрхи ĕçсем».

23. «Ачасен хĕллехи савăнăĕем».24. «Ачасен çурхи савăнăçĕсем».25. «Çемье»26. «Класс».27. «Тискер кайăксем»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 050146 ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1.1. Область применения программыРабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС НПО по специальности 050146...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа Рабочая программа учебного предмета право 10-11 класс, углубленный уровень под редакцией Е.А.Певцовой

Рабочая программа учебного предмета право 10-11 класс, углубленный уровень под редакцией Е.А.Певцовой...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 1 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год....

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 2 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год.

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 2 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год....

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 3 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год.

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 3 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год....

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 4 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год.

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 4 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год....