Инновационные подходы в техническом творчестве.
методическая разработка
Методическая рекомендация для педагогов технической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая рекомендация. | 913.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные подходы в техническом творчестве.
Педагог: Прима И.К.
г. Юрга.2024
Инновационные подходы в техническом творчестве.
За последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески, познавали предмет на максимальном уровне успешности?
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к допобразованию.
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённых знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и педагога, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного допобразования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- соответствие концепции гуманизации образования;
- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
- использование личностно ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
- соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.
В настоящее время поменялась роль ПДО, он превратился в консультанта, организатора учебной деятельности учащихся, т. е. в менеджера образования.
1."Практическое применение здоровьесберегающих
технологий на занятиях техническим творчеством"
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить учащемуся возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
За последние десятилетия уровень здоровья детей, как показывают исследования ученых, неуклонно снижается, что обусловлено воздействием на растущий организм многочисленных факторов. Необходимо организовать такую учебную деятельность, которая бы помогла ученику сохранить здоровье. Это возможно, когда в урок включены здоровьесберегающие технологии.
Занятия техническим творчеством позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы занятий. Само их содержание, когда большая часть времени отводится практической работе, способствует снятию напряжения, предотвращению стрессов, создаёт условия для здорового развития учеников.
Занятия в объединениях технической направленности дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную. На занятиях учащиеся имеют возможность вставать с рабочих мест, общаться между собой, а на практической части слушать тихую музыку.
Годы учебы не только пополняют багаж знаний, умений и навыков, но и перечень таких заболеваний, как болезни костно-мышечной системы, органов зрения, дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистые и нервные заболевания. Причинами этих заболеваний являются многие факторы: наследственные, социальные, экономические, но, к большому сожалению, и школьный фактор нельзя исключить – это перегрузка на уроках, недостаточное освещение, не всегда удобная мебель. Но есть и еще важный фактор – не всегда благоприятный психологический климат на уроках.
Доброжелательная обстановка на занятиях, тихая музыка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция педагога на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, уместный юмор или небольшое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Всё это способствует нормальному психическому здоровью детей.
Особое значение придается физкультминуткам, особенно если на занятиях много теории, или практика (особенно моделирование или построение чертежей и выкроек). Дети более младшего возраста быстрее устают и им физкультминутки особенно необходимы.
Но, конечно, нельзя забывать о них и для более старших учеников. Очень сильно при работе моделирования напрягается зрение, поэтому для предотвращения зрительного утомления применяю упражнения для глаз.
На каждом занятии учу детей не только своему предмету, но и бережно, осознанно относиться к своему здоровью. Я рассказываю им о вредных факторах и привычках, которое губят их здоровье. Современные дети очень много время проводят с мобильным телефоном, даже в перерывах их с трудом можно от них отвлечь . Ученые считают, что излучение мобильников особенно сказывается на детском организме, что связано с недостаточным развитием у них иммунной системы Дети, используя мобильный телефон, не в состоянии осознавать, что подвергают свой мозг воздействию электромагнитного поля, а здоровье — риску. И этот риск ничуть не меньше, чем риск для здоровья ребенка от табака или алкоголя.
Поэтому педагогу необходимо так продумать свою работу, чтобы детям было интересно и на какое-то время они просто забыли об этом очень опасном для детского организма предмета!
У каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
2. Исследовательский метод обучения.
Если человек в детстве не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать.
Л.Н. Толстой
В этимологии слова «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.
При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.
Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. В рамках исследовательского подхода обучение ведётся с опорой на непосредственный опыт учащихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира.
Эффективным средством, позволяющим развитие познавательной и исследовательской компетентности, является творческая деятельность. Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На занятии необходимо создавать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы.
В результате применения исследовательского метода обучения учащиеся приобретают определённые качества личности:
• гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;
• учатся самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
• грамотно работают с информацией;
• коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, умеют работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации, и умеют выходить из них;
• могут самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
3.Игровые технологии.
Наибольший интерес, в образовательном процессе, представляют игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.
Функция игры – ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность.
Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально - контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.
Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результата, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.
Коммуникативная функция игры. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество – коллектив, выступающей применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.
Диагностическая функция игры. Диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что ребенок ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе – это особое «поле самовыражения».
Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении.
Функция коррекции в игре. Психологическая коррекции в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.
Развлекательная функция игры. Развлечение – это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность. Игра является моделью игры как таковой. Игра важнейшее средство воспитания школьников. Игра - деятельность спонтанная, непринужденная. Мир игр очень разнообразен. Существуют разные варианты классификации игр. Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в сборник №4: «Инновационные подходы к организации образовательного процесса» Ассоциации «Лидеры образования Подмосковья»
Статья в сборник №4: «Инновационные подходы к организации образовательного процесса» Ассоциации «Лидеры образования Подмосковья».Тема: «Взаимосвязь активности, самостоятельности и исследовательской де...
статья "Инновационный подход к проектированию КОС в условиях реализации требований ФГОС нового поколения "
Компетентностный подход, внедряемый в образовательный процесс, влечет изменение целей и содержания КОС, методов и форм их реализации. Системно – деятельностный подход ориентирован на раз...
Проектная работа для учителей татарского языка и литературы "Инновационные подходы в преподавании татарского языка в условиях ФГОС ОО"
Под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (меж...
Методический семинар «Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов для экономики Тюменской области»
В педагогике понятие «инновационная деятельность» трактуется как деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения новог...
Пояснительная записка к методическому семинару «Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов для экономики Тюменской области»
В педагогике понятие «инновационная деятельность» трактуется как деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения новог...
Автор: Речинская Лариса Михайловна, ГБПОУ ВО «РТСиСТ» 20.01.2017г. Формы патриотического воспитания студентов и инновационные подходы.
Проблема нравственного и патриотического воспитания молодежи остро встает в современных условиях, когда все чаще появляются факты искажения исторической правды. Некоторые полит...
Доклад "Инновационные подходы в практике работы с одарёнными студентами как одна из форм при подготовке участия их в олимпиадах"
Здесь я собрала материал по олимпиаде по технологии продукции общественного питания.В настоящее время с каждым днем все больше возрастают требования к универсальности знаний и высокому уро...