Пояснительная записка к методическому семинару «Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов для экономики Тюменской области»
методическая разработка на тему
В педагогике понятие «инновационная деятельность» трактуется как деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики. Это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования.
Рассмотрим более подробно инновационную деятельность в современном образовательном процессе системы СПО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»
Методический семинар
«Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов
для экономики Тюменской области»
В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 06.03.2006 № 46-п «Об организации мониторинга рынка труда Тюменской области» Департамент труда и занятости населения Тюменской области ежегодно организует работу по проведению социологических исследований по перспективному развитию регионального рынка труда. В рамках социологических исследований осуществляется сбор сведений о
составе и перспективной потребности в кадрах с организаций, расположенных на территории Тюменской области, в том числе предприятий, реализующих и планирующих к реализации на территории региона инвестиционные проекты.
На основе полученных данных, а также на основе анализа ситуации на рынке труда Тюменской области, Департамент труда и занятости населения Тюменской области формирует баланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда региона. В 2014 году был проведен мониторинг регионального рынка труда методом обследования 4,0 тыс. организаций, расположенных на территории Тюменской области (без автономных округов), охват среднесписочной численности работников которых составляет более 30% от среднесписочной численности работников всех хозяйствующих субъектов на территории региона. Полученные данные сформированы в автоматизированной системе
«Мониторинг рынка труда». При анализе данных спрогнозирована потребность в кадрах на 2015 - 2019 гг. в разрезе муниципальных образований, основных видов экономической деятельности с учетом экстраполяции данных на все количество организаций, расположенных на территории Тюменской области (таблица 1).
Анализ прогнозных показателей потребности в работниках предприятий в разрезе муниципальных образований с учетом экстраполяции на 2015-2019 гг.
Таблица 1
№ п/п | Наименование муниципального образования | Прогнозируемая потребность, чел. | ||||
2015год | 2016год | 2017год | 2018год | 2019год | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
В целом по Тюменской области | 23382 | 20403 | 18021 | 16277 | 14924 | |
в том числе: | ||||||
1 | Абатский район | 153 | 148 | 139 | 127 | 92 |
2 | Армизоновский район | 58 | 49 | 45 | 39 | 33 |
3 | Аромашевский район | 64 | 50 | 41 | 38 | 24 |
4 | Бердюжский район | 76 | 40 | 33 | 21 | 18 |
5 | Вагайский район | 90 | 80 | 64 | 47 | 35 |
6 | Викуловский район | 86 | 78 | 67 | 42 | 24 |
7 | Голышмановский район | 128 | 78 | 52 | 47 | 39 |
8 | Заводоуковский городской округ | 233 | 180 | 145 | 138 | 122 |
9 | Исетский район | 88 | 57 | 41 | 36 | 27 |
10 | г.Ишим | 607 | 531 | 407 | 347 | 125 |
11 | Ишимский район | 187 | 95 | 88 | 68 | 41 |
12 | Казанский район | 93 | 85 | 66 | 46 | 38 |
13 | Нижнетавдинский район | 93 | 51 | 39 | 32 | 24 |
14 | Омутинский район | 109 | 84 | 67 | 53 | 39 |
15 | Сладковский район | 76 | 58 | 46 | 30 | 27 |
16 | Сорокинский район | 81 | 67 | 45 | 39 | 26 |
17 | г.Тобольск | 1442 | 996 | 771 | 567 | 398 |
18 | Тобольский район | 77 | 46 | 44 | 30 | 25 |
19 | г.Тюмень | 17159 | 15383 | 13890 | 12730 | 12111 |
20 | Тюменский район | 1629 | 1598 | 1379 | 1357 | 1272 |
21 | Уватский район | 124 | 108 | 94 | 65 | 55 |
22 | Упоровский район | 116 | 72 | 67 | 51 | 45 |
23 | Юргинский район | 124 | 101 | 97 | 82 | 75 |
24 | г.Ялуторовск | 310 | 241 | 183 | 154 | 134 |
25 | Ялуторовский район | 92 | 67 | 60 | 54 | 49 |
26 | Ярковский район | 87 | 60 | 51 | 37 | 26 |
На рынке труда Тюменской области в 2015 году, снижение уровня спроса на рабочую силу до 23 тыс. человек, что связанно последствиями сложной социально-экономической ситуации, обусловленной неблагоприятными внешнеэкономическими и внешнеполитическими факторами в РФ.
В последующие годы спрос также будет равномерно снижаться на 2-3 тыс. человек ежегодно с 20 тыс. человек в 2016 году до 15 тыс. человек в 2019 году.
На период 2015-2019 гг. наибольший удельный вес в прогнозной потребности работников в Тюменской области занимают такие отрасли, как строительство, образование, обрабатывающие производства, сельское хозяйство (таблица 2).
Анализ прогнозной потребности в работниках в разрезе основных
видов экономической деятельности на 2015-2019 гг.
Таблица 2
№ п/п | Наименование основных видов экономической деятельности | Прогнозируемая потребность, чел. | ||||
2015год | 2016год | 2017год | 2018год | 2019год | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
В целом по Тюменской области | 23382 | 20403 | 18021 | 16277 | 14924 | |
в том числе: | ||||||
1 | Строительство | 8031 | 7062 | 6544 | 6224 | 6055 |
2 | Образование | 3543 | 3501 | 2971 | 2813 | 2649 |
3 | Обрабатывающее производство | 2646 | 2227 | 1848 | 1548 | 1455 |
4 | Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 1763 | 1541 | 1437 | 1353 | 1184 |
5 | Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 1742 | 1595 | 1451 | 1307 1 | 1244 |
6 | Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 1231 | 1025 | 767 | 655 | 581 |
7 | Транспорт и связь | 1229 | 960 | 921 | 827 | 650 |
8 | Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 1181 | 863 | 689 | 432 | 394 |
9 | Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 668 | 504 | 436 | 384 | 208 |
10 | Добыча полезных ископаемых | 625 | 495 | 433 | 265 | 157 |
11 | Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 326 | 297 | 259 | 230 | 176 |
12 | Гостиницы и рестораны | 210 | 195 | 170 | 153 | 112 |
13 | Финансовая деятельность | 116 | 86 | 65 | 58 | 45 |
14 | Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 71 | 52 | 30 | 28 | 14 |
Информация в разрезе профессий (специальностей), по которым работодателями заявлена наибольшая потребность в прогнозируемых периодах представлена в таблице 3.
Анализ прогнозной потребности в работниках в разрезе основных
видов экономической деятельности на 2015-2019 гг.
Таблица 3
№ п/п | Наименование профессии, специальности | Прогнозируемая потребность, чел. | ||||||||
2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
В целом по Тюменской области | 23382 | 20403 | 18021 | 16277 | 14924 | |||||
в том числе: | ||||||||||
1 | Штукатур | 1380 | 832 | 701 | 593 | 489 | ||||
2 | Каменщик | 1018 | 805 | 760 | 535 | 468 | ||||
3 | Водитель автомобиля | 928 | 881 | 786 | 659 | 632 | ||||
4 | Бетонщик | 881 | 866 | 779 | 554 | 367 | ||||
5 | Арматурщик | 802 | 776 | 588 | 482 | 205 | ||||
6 | Отделочник железобетонных изделий | 558 | 428 | 356 | 288 | 136 | ||||
7 | Учитель | 551 | 453 | 346 | 262 | 212 | ||||
8 | Машинист крана тракторного | 481 | 336 | 255 | 240 | 240 | ||||
9 | Швея | 344 | 219 | 120 | 98 | 20 | ||||
10 | Медицинская сестра | 341 | 278 | 166 | 147 | 141 | ||||
11 | Бухгалтер | 283 | 159 | 87 | 70 | 67 | ||||
12 | Плотник | 274 | 196 | 192 | 189 | 181 | ||||
13 | Продавец | 231 | 177 | 169 | 160 | 90 | ||||
14 | Воспитатель | 223 | 190 | 178 | 129 | 82 | ||||
15 | Инженер | 223 | 182 | 123 | 72 | 44 | ||||
16 | Кондуктор | 222 | 200 | 138 | 122 | 122 | ||||
17 | Повар | 207 | 192 | 178 | 161 | 70 | ||||
18 | Слесарь | 199 | 175 | 123 | 92 | 61 | ||||
19 | Мастер | 152 | 126 | 92 | 67 | 47 | ||||
20 | Электрогазовщик | 138 | 111 | 99 | 81 | 64 | ||||
21 | Слесарь по ремонту бытовой техники | 132 | 95 | 69 | 51 | 30 | ||||
22 | Менеджер | 132 | 107 | 90 | 80 | 70 | ||||
23 | Животновод | 122 | 95 | 78 | 58 | 22 | ||||
24 | Электромонтер | 121 | 95 | 71 | 63 | 50 | ||||
25 | Сварщик | 116 | 99 | 80 | 70 | 62 | ||||
26 | Механизатор | 113 | 98 | 69 | 21 | 8 | ||||
27 | Главный бухгалтер | 108 | 58 | 48 | 45 | 28 | ||||
28 | Электросварщик | 105 | 92 | 88 | 88 | 81 | ||||
29 | Слесарь-сантехник | 99 | 75 | 44 | 39 | 22 | ||||
30 | Медицинская сестра | 98 | 74 | 64 | 51 | 21 | ||||
31 | Изготовитель мясных полуфабрикатов | 95 | 79 | 41 | 21 | 21 | ||||
32 | Врач | 90 | 67 | 51 | 45 | 38 | ||||
33 | Охранник | 88 | 68 | 57 | 42 | 56 | ||||
34 | Маляр | 88 | 74 | 65 | 62 | 52 | ||||
35 | Монтажник | 86 | 68 | 54 | 54 | 45 | ||||
36 | Кассир | 79 | 57 | 48 | 46 | 32 | ||||
37 | Кладовщик | 78 | 45 | 36 | 32 | 36 | ||||
38 | Электромонтажник | 74 | 60 | 42 | 42 | 40 | ||||
39 | Оператор | 73 | 51 | 42 | 30 | 22 | ||||
40 | Овощевод | 70 | 69 | 69 | 60 | 60 | ||||
41 | Стропальщик | 65 | 59 | 44 | 39 | 23 | ||||
42 | Младший воспитатель | 65 | 56 | 40 | 38 | 33 | ||||
43 | Главный специалист | 63 | 57 | 56 | 50 | 51 | ||||
44 | Слесарь по сборке металлоконструкций | 60 | 48 | 48 | 48 | 48 | ||||
45 | Диспетчер | 58 | 35 | 26 | 16 | 16 | ||||
46 | Библиотекарь | 56 | 44 | 35 | 30 | 25 | ||||
47 | Акушерка | 55 | 46 | 37 | 28 | 22 | ||||
48 | Фармацевт | 55 | 38 | 35 | 35 | 30 | ||||
49 | Слесарь механосборочных работ | 54 | 43 | 29 | 25 | 20 | ||||
50 | Лаборант химического анализа | 50 | 41 | 32 | 32 | 24 | ||||
51 | Токарь | 50 | 49 | 48 | 33 | 3 36 | ||||
52 | Инженер по строительству | 50 | 45 | 45 | 30 | 30 | ||||
53 | Помощник воспитателя | 43 | 38 | 31 | 30 | 30 | ||||
54 | Краснодеревщик | 41 | 28 | 12 | 8 | 9 | ||||
55 | Машинист землесосного плавучего несамоходного снаряда | 41 | 34 | 34 | 28 | 4 | ||||
56 | Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением | 41 | 35 | 34 | 27 | 18 | ||||
57 | Монтажник наружных трубопроводов | 40 | 40 | 40 | 30 | 20 | ||||
58 | Преподаватель | 40 | 37 | 40 3 | 34 | 30 | ||||
59 | Машинист буровой установки | 39 | 27 | 25 | 20 | 20 | ||||
60 | Пекарь | 39 | 35 | 25 | 20 | 18 | ||||
61 | Музыкальный руководитель | 38 | 28 | 16 | 8 | 7 | ||||
62 | Специалист по кадрам | 38 | 31 | 30 | 23 | 15 | ||||
63 | Моторист | 37 | 30 | 22 | 19 | 17 | ||||
64 | Оператор машинного доения | 37 | 38 | 32 | 32 | 17 | ||||
65 | Инженер-технолог | 37 | 30 | 30 | 25 | 9 | ||||
66 | Оператор по добыче нефти и газа | 36 | 27 | 20 | 17 | 8 | ||||
67 | Инженер по безопасности жизнедеятельности | 36 | 35 | 33 | 26 | 2 | ||||
68 | Механик | 36 | 20 | 16 | 14 | 8 | ||||
69 | Провизор | 35 | 35 | 42 | 42 | 35 | ||||
70 | Программист | 35 | 29 | 20 | 20 | 9 | ||||
71 | Менеджер | 34 | 36 | 30 | 30 | 10 | ||||
72 | Главный инженер | 33 | 30 | 21 | 20 | 10 | ||||
73 | Инженер-программист | 33 | 27 | 22 | 22 | 2 | ||||
74 | Оператор котельной | 32 | 24 | 31 | 21 | 26 | ||||
75 | Кровельщик | 31 | 30 | 20 | 20 | 10 |
По результатам отраженных в таблице 3 можно сделать вывод, что большинство профессий связано с сельским хозяйством, строительством, обрабатывающими производствами. А это именно те виды деятельности, в которых готовит специалистов ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж». Следовательно, выпускники данного образовательного учреждения должны получить качественное образование для того чтобы создавать высокую конкуренцию на рынке труда.
Поэтому важнейшей составляющей современного образовательного процесса является инновационная деятельность педагога. Всем известно, что «инновация» означает новшество, новизну, изменение. Инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Следовательно, применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и обучающегося.
В педагогике понятие «инновационная деятельность» трактуется как деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики. Это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования.
Рассмотрим более подробно инновационную деятельность в современном образовательном процессе системы СПО.
Первым направлением инновационной деятельности является внесение изменений в цели обучения. Инновации в целях обучения согласно ФГОС СПО– это формирование общих компетенций, включающих в себя различного рода способности, и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности. Поэтому необходимо сформулировать новые цели курсов преподаваемых дисциплин и междисциплинарных курсов.
Инновационная цель образования заключается в создании благоприятных условий для творчества, реализации социальных потребностей человека. С целью реализации творческого потенциала и формирования общих и профессиональных компетенций личности я включаю творческие задания на аудиторных занятиях, а также осуществлять внеурочную работу, проводя внеклассные мероприятия, кружки, предлагая и координируя участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях. Например мои студенты принимали участие во ΙΙ Всероссийской олимпиаде по устройству и ремонту автомобилей город Самара, международном соревнований WorldSkills.
Вторым направлением инновационной деятельности является внесение Инноваций в содержание. Инновации в целях обучения влекут за собой инновации в содержании. Поэтому я уделяю много времени разработке учебного материала с учетом новейших достижений науки, техники и производства, междисциплинарных связей. Стоит отметить, что обновление профессиональной информации и условий труда происходит непрерывно практических во всех областях: введение новых методик и технологий, изобретение и внедрение приборов, применение информационных технологий.
Третьем направлением инноваций является Инновации в методах и формах обучения. Согласно ФГОС СПО при проведении занятий необходимо использовать активные и интерактивные методы и формы обучения, которые ориентированы на широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Наиболее часто на своих занятиях я использую такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творческие задания, метод проектов, «Каждый учит каждого», а также обучение на основе использования информационных технологий.
Четвертым направлением инноваций является Инновации в совместной деятельности преподавателя и студента. С внедрением в учебно-воспитательный процесс стандартов нового поколения я должен выполнять функции координатора, консультанта, советчика, воспитателя, а не основного источника информации для студентов. В связи с этим стараюсь уделять должное внимание руководству проектной и исследовательской деятельности обучающихся, ставлю перед ними задачи, решение которых будет способствовать поиску, обработке, преобразованию информации, что в свою очередь повлечет проявление и формирование активной жизненной и профессиональной позиции.
Пятый тип инновационной деятельности заключается в реализации инновационных методов оценивания образовательного результата. Оценивая компетентность, следует помнить, что учебные и контрольные задания должны содержать различные проблемные ситуации, при разрешении которых обучающиеся применяют полученные знания и умения, так как компетентность проявляется в тесной взаимосвязи знаний и действий. По моему мнению, объективное сочетание традиционных и инновационных видов контроля знаний позволяет управлять процессом обучения, стимулирует к регулярной подготовке студентов и тем самым приводит к повышению качества образования будущих специалистов.
Шестой тип инновационной деятельности заключается в том, что Инновационная деятельность педагога не возможна без повышения его научно-методического мировоззрения, непрерывного развития творческого потенциала, а также обмена и распространения опыта. Для раскрытия творческого, профессионального потенциала, адекватной оценки уровня своей компетенции всё чаще принимаю участие в конференциях, педагогических чтениях, конкурсах педагогического мастерства, мастер-классах, размещаю свои материалы в сети Интернет, регулярно занимаюсь повышением своей квалификации, имею опыт стажировки в Германии, тем самым приобретая практический опыт необходимый для качественной подготовки востребованных и конкурентоспособных специалистов на рынке труда.
Рассмотрев шесть направлении инновационной деятельности, считаю что непрерывная работа и творческое проявление обязательно благоприятно отразится на качестве обучения и конкурентоспособности выпускников Агротехнологического колледжа, что несомненно принесет пользу экономики Тюменской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к методическому семинару
Концептуальное изложение моего педагогического опыта....
Пояснительная записка к методическому семинару: ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СТУДЕНТОВ
Игровое моделирование способствует реализации компетентностного подхода к подготовке специалиста....
«Опыт деятельности ресурсного центра в режиме центра профессиональных (прикладных) квалификаций как инновационной образовательной среды для подготовки рабочих кадров судостроительной отрасли»
На основании распоряжения Комитета по образованию №1493-р от 24.06.2013г. ГБОУ НПО Судостроительный лицей №25 Санкт-Петербурга (сейчас это колледж судостроения и прикладных технологий) переведен в ре-...
Методический семинар «Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов для экономики Тюменской области»
В педагогике понятие «инновационная деятельность» трактуется как деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения новог...
Реализация модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров для судостроительной отрасли Санкт-Петербурга
Внедрение передовых подходов к подготовке рабочих и инженеров — один из ключевых вопросов для технологического и экономического прорыва страны, а также повышения качества жизни и реальных доходов граж...
Методические рекомендации Центр профессиональных (прикладных) квалификаций как инновационная образовательная среда для подготовки рабочих кадров судостроительной отрасли
Методические рекомендации Центр профессиональных (прикладных) квалификаций как инновационная образовательная среда для подготовки рабочих кадров судостроительной отрасли Под науч...
Удостоверение о повышении квалификации ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет» «Проектирование и реализация программ подготовки специалистов среднего звена с учетом российских и международных стандартов подготовки рабочих кадров
Удостоверение о повышении квалификации ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет» «Проектирование и реализация программ подготовки специалистов среднего звена ...
- Мне нравится (1)