Пояснительная записка к методическому семинару «Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов для экономики Тюменской области»
методическая разработка на тему

Жвирко Сергей Владимирович

В педагогике понятие «инновационная деятельность» трактуется как деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики. Это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования.

Рассмотрим более подробно инновационную деятельность  в современном образовательном процессе системы СПО. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»

Методический семинар

 «Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов

для экономики Тюменской области»

В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 06.03.2006 № 46-п «Об организации мониторинга рынка труда Тюменской области» Департамент труда и занятости населения Тюменской области ежегодно организует работу по проведению социологических исследований по перспективному развитию регионального рынка труда. В рамках социологических исследований осуществляется сбор сведений о

составе и перспективной потребности в кадрах с организаций, расположенных на территории Тюменской области, в том числе предприятий, реализующих и планирующих к реализации на территории региона инвестиционные проекты.

На основе полученных данных, а также на основе анализа ситуации на рынке труда Тюменской области, Департамент труда и занятости населения Тюменской области формирует баланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда региона. В 2014 году был  проведен мониторинг регионального рынка труда методом обследования 4,0 тыс. организаций, расположенных на территории Тюменской области (без автономных округов), охват среднесписочной численности работников которых составляет более 30% от среднесписочной численности работников всех хозяйствующих субъектов на территории региона. Полученные данные сформированы в автоматизированной системе

«Мониторинг рынка труда». При анализе данных спрогнозирована потребность в кадрах на 2015 - 2019 гг. в разрезе муниципальных образований, основных видов экономической деятельности с учетом экстраполяции данных на все количество организаций, расположенных на территории Тюменской области (таблица 1).

Анализ прогнозных показателей потребности в работниках предприятий в разрезе муниципальных образований с учетом экстраполяции на 2015-2019 гг.

Таблица 1

п/п

Наименование

муниципального

образования

Прогнозируемая потребность, чел.

2015год

2016год

2017год

2018год

2019год

1

2

3

4

5

6

7

В целом по Тюменской области

23382

20403

18021

16277

14924

в  том числе:

1

Абатский район

153

148

139

127

92

2

Армизоновский район

58

49

45

39

33

3

Аромашевский район

64

50

41

38

24

4

Бердюжский район

76

40

33

21

18

5

Вагайский район

90

80

64

47

35

6

Викуловский район

86

78

67

42

24

7

Голышмановский район

128

78

52

47

39

8

Заводоуковский городской

округ

233

180

145

138

122

9

Исетский район

88

57

41

36

27

10

г.Ишим

607

531

407

347

125

11

Ишимский район

187

95

88

68

41

12

Казанский район

93

85

66

46

38

13

Нижнетавдинский район

93

51

39

32

24

14

Омутинский район

109

84

67

53

39

15

Сладковский район

76

58

46

30

27

16

Сорокинский район

81

67

45

39

26

17

г.Тобольск

1442

996

771

567

398

18

Тобольский район

77

46

44

30

25

19

г.Тюмень

17159

15383

13890

12730

12111

20

Тюменский район

1629

1598

1379

1357

1272

21

Уватский район

124

108

94

65

55

22

Упоровский район

116

72

67

51

45

23

Юргинский район

124

101

97

82

75

24

г.Ялуторовск

310

241

183

154

134

25

Ялуторовский район

92

67

60

54

49

26

Ярковский район

87

60

51

37

26

На рынке труда Тюменской области в 2015 году,  снижение уровня спроса на рабочую силу до 23 тыс. человек, что связанно последствиями сложной социально-экономической ситуации, обусловленной неблагоприятными внешнеэкономическими и внешнеполитическими факторами в РФ.

В последующие годы спрос также будет равномерно снижаться на 2-3 тыс. человек ежегодно с 20 тыс. человек в 2016 году до 15 тыс. человек в 2019 году.

На период 2015-2019 гг. наибольший удельный вес в прогнозной потребности работников в Тюменской области занимают такие отрасли, как строительство, образование, обрабатывающие производства, сельское хозяйство (таблица 2).

Анализ прогнозной потребности в работниках в разрезе основных

видов экономической деятельности на 2015-2019 гг.

Таблица 2

п/п

Наименование основных видов экономической деятельности

Прогнозируемая потребность, чел.

2015год

2016год

2017год

2018год

2019год

1

2

3

4

5

6

7

В целом по Тюменской области

23382

20403

18021

16277

14924

в  том числе:

1

Строительство

8031

7062

6544

6224

6055

2

Образование

3543

3501

2971

2813

2649

3

Обрабатывающее производство

2646

2227

1848

1548

1455

4

Сельское хозяйство,

охота и лесное хозяйство

1763

1541

1437

1353

1184

5

Здравоохранение и предоставление

социальных услуг

1742

1595

1451

1307 1

1244

6

Оптовая и розничная торговля;

ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и

предметов личного пользования

1231

1025

767

655

581

7

Транспорт и связь

1229

960

921

827

650

8

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

1181

863

689

432

394

9

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

668

504

436

384

208

10

Добыча полезных ископаемых

625

495

433

265

157

11

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

326

297

259

230

176

12

Гостиницы и рестораны

210

195

170

153

112

13

Финансовая деятельность

116

86

65

58

45

14

Государственное управление

и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

71

52

30

28

14

Информация в разрезе профессий (специальностей), по которым работодателями заявлена наибольшая потребность в прогнозируемых периодах представлена в таблице 3.

Анализ прогнозной потребности в работниках в разрезе основных

видов экономической деятельности на 2015-2019 гг.

Таблица 3

п/п

Наименование профессии,

специальности

Прогнозируемая потребность, чел.

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

1

2

3

4

5

6

7

В целом по Тюменской области

23382

20403

18021

16277

14924

в  том числе:

1

Штукатур

1380

832

701

593

489

2

Каменщик

1018

805

760

535

468

3

Водитель автомобиля

928

881

786

659

632

4

Бетонщик

881

866

779

554

367

5

Арматурщик

802

776

588

482

205

6

Отделочник железобетонных изделий

558

428

356

288

136

7

Учитель

551

453

346

262

212

8

Машинист крана тракторного

481

336

255

240

240

9

Швея

344

219

120

98

20

10

Медицинская сестра

341

278

166

147

141

11

Бухгалтер

283

159

87

70

67

12

Плотник

274

196

192

189

181

13

Продавец

231

177

169

160

90

14

Воспитатель

223

190

178

129

82

15

Инженер

223

182

123

72

44

16

Кондуктор

222

200

138

122

122

17

Повар

207

192

178

161

70

18

Слесарь

199

175

123

92

61

19

Мастер

152

126

92

67

47

20

Электрогазовщик

138

111

99

81

64

21

Слесарь по ремонту бытовой техники

132

95

69

51

30

22

Менеджер

132

107

90

80

70

23

Животновод

122

95

78

58

22

24

Электромонтер

121

95

71

63

50

25

Сварщик

116

99

80

70

62

26

Механизатор

113

98

69

21

8

27

Главный бухгалтер

108

58

48

45

28

28

Электросварщик

105

92

88

88

81

29

Слесарь-сантехник

99

75

44

39

22

30

Медицинская сестра

98

74

64

51

21

31

Изготовитель мясных полуфабрикатов

95

79

41

21

21

32

Врач

90

67

51

45

38

33

Охранник

88

68

57

42

56

34

Маляр

88

74

65

62

52

35

Монтажник

86

68

54

54

45

36

Кассир

79

57

48

46

32

37

Кладовщик

78

45

36

32

36

38

Электромонтажник

74

60

42

42

40

39

Оператор

73

51

42

30

22

40

Овощевод

70

69

69

60

60

41

Стропальщик

65

59

44

39

23

42

Младший воспитатель

65

56

40

38

33

43

Главный специалист

63

57

56

50

51

44

Слесарь по сборке металлоконструкций

60

48

48

48

48

45

Диспетчер

58

35

26

16

16

46

Библиотекарь

56

44

35

30

25

47

Акушерка

55

46

37

28

22

48

Фармацевт

55

38

35

35

30

49

Слесарь механосборочных работ

54

43

29

25

20

50

Лаборант химического анализа

50

41

32

32

24

51

Токарь

50

49

48

33

3 36

52

Инженер по строительству

50

45

45

30

30

53

Помощник воспитателя

43

38

31

30

30

54

Краснодеревщик

41

28

12

8

9

55

Машинист землесосного плавучего

несамоходного снаряда

41

34

34

28

4

56

Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением

41

35

34

27

18

57

Монтажник наружных трубопроводов

40

40

40

30

20

58

Преподаватель

40

37

40 3

34

30

59

Машинист буровой установки

39

27

25

20

20

60

Пекарь

39

35

25

20

18

61

Музыкальный руководитель

38

28

16

8

7

62

Специалист по кадрам

38

31

30

23

15

63

Моторист

37

30

22

19

17

64

Оператор машинного доения

37

38

32

32

17

65

Инженер-технолог

37

30

30

25

9

66

Оператор по добыче нефти и газа

36

27

20

17

8

67

Инженер по безопасности жизнедеятельности

36

35

33

26

2

68

Механик

36

20

16

14

8

69

Провизор

35

35

42

42

35

70

Программист

35

29

20

20

9

71

Менеджер

34

36

30

30

10

72

Главный инженер

33

30

21

20

10

73

Инженер-программист

33

27

22

22

2

74

Оператор котельной

32

24

31

21

26

75

Кровельщик

31

30

20

20

10

           По результатам отраженных в таблице 3 можно сделать вывод, что большинство профессий связано с сельским хозяйством, строительством, обрабатывающими производствами. А это именно те виды деятельности,    в которых готовит специалистов ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж».  Следовательно,  выпускники данного образовательного учреждения должны получить качественное образование для того чтобы создавать высокую конкуренцию на рынке труда.

Поэтому важнейшей составляющей современного образовательного процесса является инновационная деятельность педагога. Всем известно, что «инновация» означает новшество, новизну, изменение. Инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Следовательно, применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и обучающегося.

В педагогике понятие «инновационная деятельность» трактуется как деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики. Это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования.

Рассмотрим более подробно инновационную деятельность  в современном образовательном процессе системы СПО.

Первым направлением инновационной деятельности является внесение изменений в цели обучения. Инновации в целях обучения согласно ФГОС СПО– это формирование общих компетенций, включающих в себя различного рода способности, и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности. Поэтому необходимо сформулировать новые цели курсов преподаваемых дисциплин и междисциплинарных курсов.

Инновационная цель образования заключается в создании благоприятных условий для творчества, реализации социальных потребностей человека. С целью реализации творческого потенциала и формирования общих и профессиональных компетенций личности я включаю творческие задания на аудиторных занятиях, а также осуществлять внеурочную работу, проводя внеклассные мероприятия, кружки, предлагая и координируя участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях. Например мои студенты принимали   участие  во ΙΙ Всероссийской олимпиаде по устройству и ремонту автомобилей город Самара, международном соревнований WorldSkills.

Вторым направлением инновационной деятельности является внесение Инноваций в содержание. Инновации в целях обучения влекут за собой инновации в содержании. Поэтому я уделяю много времени разработке учебного материала с учетом новейших достижений науки, техники и производства, междисциплинарных связей. Стоит отметить, что обновление профессиональной информации и условий труда происходит непрерывно практических во всех областях: введение новых методик и технологий, изобретение и внедрение приборов, применение информационных технологий.

Третьем направлением инноваций является Инновации в методах и формах обучения. Согласно ФГОС СПО  при проведении занятий необходимо использовать активные и интерактивные методы и формы обучения, которые ориентированы на широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Наиболее часто на своих занятиях я использую такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творческие задания, метод проектов, «Каждый учит каждого», а также обучение на основе использования информационных технологий.

 Четвертым направлением инноваций является Инновации в совместной деятельности преподавателя и студента. С внедрением в учебно-воспитательный процесс стандартов нового поколения я должен выполнять  функции координатора, консультанта, советчика, воспитателя, а не основного источника информации для студентов. В связи с этим стараюсь уделять  должное внимание руководству проектной и исследовательской деятельности обучающихся, ставлю перед ними задачи, решение которых будет способствовать поиску, обработке, преобразованию информации, что в свою очередь повлечет проявление и формирование активной жизненной и профессиональной позиции.

            Пятый тип инновационной деятельности заключается в реализации инновационных методов оценивания образовательного результата. Оценивая компетентность, следует помнить, что учебные и контрольные задания должны содержать различные проблемные ситуации, при разрешении которых обучающиеся применяют полученные знания и умения, так как компетентность проявляется в тесной взаимосвязи знаний и действий. По моему  мнению, объективное сочетание традиционных и инновационных видов контроля знаний позволяет управлять процессом обучения, стимулирует к регулярной подготовке студентов и тем самым приводит к повышению качества образования будущих специалистов.

Шестой тип инновационной деятельности заключается в том, что Инновационная деятельность педагога не возможна без повышения его научно-методического мировоззрения, непрерывного развития творческого потенциала, а также обмена и распространения опыта. Для раскрытия творческого, профессионального потенциала, адекватной оценки уровня своей компетенции всё чаще принимаю участие в конференциях, педагогических чтениях,  конкурсах педагогического мастерства, мастер-классах, размещаю свои материалы в сети Интернет, регулярно занимаюсь повышением своей квалификации, имею опыт  стажировки в Германии, тем самым приобретая  практический опыт необходимый для качественной подготовки востребованных и конкурентоспособных специалистов на рынке труда.

Рассмотрев  шесть направлении инновационной деятельности, считаю что  непрерывная работа и творческое проявление обязательно благоприятно отразится на качестве обучения и конкурентоспособности выпускников Агротехнологического колледжа, что несомненно принесет пользу экономики Тюменской области.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к методическому семинару

Концептуальное изложение моего педагогического опыта....

Пояснительная записка к методическому семинару: ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СТУДЕНТОВ

Игровое моделирование способствует реализации компетентностного подхода к подготовке специалиста....

«Опыт деятельности ресурсного центра в режиме центра профессиональных (прикладных) квалификаций как инновационной образовательной среды для подготовки рабочих кадров судостроительной отрасли»

На основании распоряжения Комитета по образованию №1493-р от 24.06.2013г. ГБОУ НПО Судостроительный лицей №25 Санкт-Петербурга (сейчас это колледж судостроения и прикладных технологий) переведен в ре-...

Методический семинар «Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов для экономики Тюменской области»

В педагогике понятие «инновационная деятельность» трактуется как деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения новог...

Реализация модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров для судостроительной отрасли Санкт-Петербурга

Внедрение передовых подходов к подготовке рабочих и инженеров — один из ключевых вопросов для технологического и экономического прорыва страны, а также повышения качества жизни и реальных доходов граж...

Методические рекомендации Центр профессиональных (прикладных) квалификаций как инновационная образовательная среда для подготовки рабочих кадров судостроительной отрасли

Методические рекомендации Центр профессиональных (прикладных) квалификаций как инновационная образовательная среда для подготовки рабочих кадров судостроительной отрасли   Под науч...

Удостоверение о повышении квалификации ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет» «Проектирование и реализация программ подготовки специалистов среднего звена с учетом российских и международных стандартов подготовки рабочих кадров

Удостоверение о повышении квалификации ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет» «Проектирование и реализация программ подготовки специалистов среднего звена ...