статья "Инновационный подход к проектированию КОС в условиях реализации требований ФГОС нового поколения "
статья на тему
Компетентностный подход, внедряемый в образовательный процесс, влечет изменение целей и содержания КОС, методов и форм их реализации. Системно – деятельностный подход ориентирован на развитие способностей каждого обучающегося путем выстраивания индивидуальной образовательной траектории.
При подготовке как к занятию, так и к контролю знаний, преподаватель ставит перед собой одинаковые вопросы: как сформулировать цели и добиться их реализации, какой материал использовать и в какой дидактической интерпретации, какие методы и средства дадут возможность организовать не просто деятельность обучающихся, но взаимодействие всех участников учебного процесса по приобретению определенного практического опыта и для формирования определенных компетенций.
Проектируемый КОС всегда направлен на контроль формирования знаний и развития умений при формировании начальных ПК и ОК и должен отвечать ряду требований, некоторые из них:
- Компетентностная постановка цели разрабатываемого КОС.
- Обеспечение субъективной позиции обучения, что обеспечивает свободу выбора технического решения задания, выбора метода и методики анализа.
- Практическая направленность оценочного средства, отражение сочетания базовых знаний и практики.
- Ориентация на развитие самостоятельности и ответственности за результат деятельности.
-Обязательное обеспечение обратной связи преподаватель- студент на всех этапах совместной деятельности.
- Использование информационно-коммуникационных технологий и образовательных ресурсов сети Интернет и локальной сети колледжа связи и энергетики.
- Использование здоровье сберегающих технологий в обеспечении дозированности заданий и сменном характере деятельности при их решении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья на Республиканскую конференцию к 75-летию ЯКСЭ | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОС В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Ермолаева Вера Георгиевна
Якутского колледжа связи и энергетики ,Якутск
В системе СПО в условиях действующего ФГОС возникает необходимость в современных образовательных технологиях, что отражается не только на проектировании урока , но и на проектировании контрольно- оценочных средств.
Компетентностный подход, внедряемый в образовательный процесс, влечет изменение целей и содержания КОС, методов и форм их реализации. Системно – деятельностный подход ориентирован на развитие способностей каждого обучающегося путем выстраивания индивидуальной образовательной траектории. Применение деятельностного метода позволяет преобразовать «традиционную» систему взаимодействия преподавателя и студента для достижения новых образовательных целей.
При подготовке как к занятию, так и к контролю знаний, преподаватель ставит перед собой одинаковые вопросы: как сформулировать цели и добиться их реализации, какой материал использовать и в какой дидактической интерпретации, какие методы и средства дадут возможность организовать не просто деятельность обучающихся, но взаимодействие всех участников учебного процесса по приобретению определенного практического опыта и для формирования определенных компетенций.
Компетентностный подход является методологической основой ФГОС СПО и предполагает в качестве результатов обучения формирование в образовательном процессе общих и профессиональных компетенций.
Проектируемый КОС всегда направлен на контроль формирования знаний и развития умений при формировании начальных ПК и ОК и должен отвечать ряду требований:
1. Компетентностная постановка цели разрабатываемого КОС.
2. Формирование компетенций через деятельностный подход к контролю и оценке образовательной деятельности студента.
3. Обеспечение субъективной позиции обучения, что обеспечивает свободу выбора технического решения задания, выбора метода и методики анализа.
4. Практическая направленность оценочного средства, отражение сочетания базовых знаний и практики.
5. Ориентация на развитие самостоятельности и ответственности за результат деятельности.
6. Возможное сочетание индивидуальной, групповой формы организации деятельности при СРС.
7.Обязательное обеспечение обратной связи преподаватель- студент на всех этапах совместной деятельности.
8. Развитие технологии сотрудничества преподаватель- студент, где преподаватель выступает в роли «помощника» и «организатора» проектной деятельности.
9. Использование информационно-коммуникационных технологий и образовательных ресурсов сети Интернет и локальной сети колледжа связи и энергетики.
10. Использование здоровье сберегающих технологий в обеспечении дозированности заданий и сменном характере деятельности при их решении.
Алгоритм проектирования КОС в рамках компетентностного подхода включает следующие этапы: целеполагание, проектирование содержания и его компетентностная направленность, выбор вида КОС, определение методов и приемов совместной деятельности преподавателя и обучающегося, отбор учебно - методического обеспечения, определение методик для реализации рефлексии, оформление КОС и способ его защиты ( зачета).
Первый этап:1. Целеполагание- планируется заранее результат деятельности обучающегося, как формирование ОК и ПК компетенции в условиях преобразованной деятельности обучающегося.
2. Совместное целеполагание КОС преподаватель - студент с переходом функции целеполагание к обучающемуся.
3. Определение места КОС в содержании общепрофессиональной дисциплины с учетом межпредметных связей в процессе формирования ОК и ПК ( или отдельных их составляющих формирует или развивает данное КОС).
4. Задачи КОС обязательно отражают компетенции ( стандарт специальности по УД), которые будут формироваться.
5. Планирование цели КОС: формирование и развитие каких ОК и ПК будет обеспечиваться в данном оценочном средстве. Необходимо сделать разложение цели на задачи: образовательные, развивающие, воспитательные. При планировании образовательной цели КОС определить уровень усвоения учебного материала: ознакомительный, репродуктивный, продуктивный. [ 1 ]
Задачи проектируемого КОС формулируются от требований ФГОС специальности в рамках учебной дисциплины, например специальность 210414 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники» по дисциплине «Электронная техника».
Студент должен уметь:
У1- определять и анализировать основные параметры электронных схем;
У2- определять работоспособность устройств электронной техники;
У3- производить подбор элементов электронной аппаратуры по заданным параметрам;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З1- сущность физических процессов, протекающих в электронных приборах и устройствах;
З2 - принципы включения электронных приборов и построения электронных схем;
Например: Разработаем КОС формирования начальных профессиональных и общих компетенций в рамках формирования ПК 2.2 Анализировать электрические схемы изделий радиоэлектронной техники, ОК 2- ОК 9, как комплексное кейс - задание по дисциплине «Электронная техника» по ряду основополагающих тем в профессиональной подготовке по специальности: «Усилительный каскад. Искажения сигнала вЭУ».
Первый этап:
Примеры формулировок задач для данного вида КОС:
Задачи КОС «кейс-задание» | |
Образовательная У1,У2,З1,З2 | Уметь составить и прочитать схему электронного усилителя по заданию, указать назначение всех элементов и принцип их работы, показать пути токов каскада. Провести анализ схемы на работоспособность и на наличие искажений в форме сигнала. |
Развивающая | Развитие навыков составления схем, чтения схем вплоть до определения роли каждого элемента. Развитие умений работать с информационными ресурсами, осуществлять поиск, действовать по алгоритму при решении задач. Развитие учебно-организационных умений: планировать деятельность, осуществлять самоконтроль. |
Воспитательная | Воспитание умения ответственно и качественно решать профессиональные задачи, согласно требований, умения организовать самообразовательную деятельность и работать в команде, формирование личностных качеств. |
Второй этап: Проектирование содержания задания КОС и компетентностная его направленность, обеспечение ориентации задания на активное применение учебного материала, опора на знания и умения, полученные при изучении общепрофессиональных дисциплин на уровне межпредметных связей. Необходимо определить какие составные компоненты компетенций формируются или развиваются при работе с КОС.
Третий этап: Выбор вида КОС: кейс- задание, программируемый тест, эссе, реферат, сообщение… типа КОС: закрепление знаний, формирование умений, комбинированного назначения.. формы организации деятельности: индивидуальная, групповая…
Четвертый этап: Определение методов и приемов совместной деятельности по формированию, закреплению знаний, отработке и формированию умений: работа в расчетно- проектной деятельности, ЛПЗ, по тестированию.
Пятый этап: Отбор учебно- методического обеспечения, определение средств дидактических, материально- технических, информационных…
Шестой этап: Отбор методик для рефлексии: устно, письменно, подбор заданий для проверки уровня освоения начальных профессиональных компетенций.
Седьмой этап: Оформление КОС документально: в виде описаний блока заданий практических и лабораторных работ, теста, технического задания, кейс- задания, эссе…
Пример формулировки «кейс-задания» по блоку тем курса ЭТ: «Усилительный каскад. Искажения сигнала в электронном усилителе».
Привести схему электрическую принципиальную, (по соответствию задания), двухкаскадного электронного усилителя на биполярных транзисторах структуры N-P-N , включенных по схеме общий эмиттер.
1. Рабочий режим усилительного элемента задан фиксированным напряжением, с температурной стабилизацией режима и развязкой по питанию в каждом каскаде, тип межкаскадной связи- емкостная.
2. Указать назначение элементов и принцип работы их в схеме, пояснить.
3. Указать пути протекания токов каскада: постоянного и переменного выходного тока при отрицательной полуволне сигнала на входе.
3.Исследовать схему на возможность влияния элементов на линейные и нелинейные искажения сигнала, пояснить.
4. Дать рекомендации по улучшению качественных показателей усилителя.
Список использованной литературы:
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика №4, 2009., с.18.
- Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения, Методическое пособие./Авт.- Л. Н. Вавилова, М. А. Гуляева-Кемерово ГОУ «КРИПРО»,2012.
- ФГОС СПО для специальности «Техническое обслуживание и ремонт РЭТ»
- Методика преподавания специальных и общетехнических предметов, учебное пособие/ Скакун В.А., 5-е изд.-М.: издательский дом Академия, 2011.
- Современный урок: анализ, тенденции, возможности/М.Г. Ермолаева Санкт-Петербург, КАРО,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в условиях реализации требований ФГОС общего образования
В статье рассматриваются особенности подготовки и проведения урока начальной школы в рамках Федерального государственного образовательного стандарта ....
Виды и формы контроля учебных достижений обучающихся ОУ НПО/СПО, освоивших образовательные программы по дисциплинам гуманитарного цикла в пределах ОПОП НПО/СПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
Виды и формы контроля освоения программ среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП НПО/СПО согласно требованиям ФГОС нового поколения представлены в виде таблицы....
Использование интерактивных методов в преподавании истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС нового поколения
В условиях модернизации российского образования “Образовательная политика России на современном этапе” как одна из ведущих для современной школы выступает задача формирования у обучающихся ключевых ко...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС СПО 3+
ГлаОсновным результатом образовательной деятельности в СПО, в частности и нашего педагогического колледжа, является качественная подготовка специалистов, при осуществлении которой необходимо учитывать...
Преподавание курса «Физическая культура» в системе СПО в условиях реализации требований ФГОС/
Принципиально новая направленность профессиональных образовательных стандартов требует обновленного подхода к постановке целей в преподавании курса «Физическая культура» в системе ср...
Целеполагание педагога как условие реализации требований ФГОС нового поколения
Как и любая деятельность человека, профессиональная деятельность педагога предваряется осознанием цели. Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с учащимися как профессиональную д...
Проектная деятельность как средство достижения планируемых результатов младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской ...