Программа русский язык (6 класс)
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №6
г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №1 от 30.08.2022 | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР | УТВЕРЖДЕНО приказом директора от 31.08.2022 №262/01-10 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования
Предметная область: «Русский язык и литература»
Учебный предмет: русский язык
Класс: 6
Учитель:
Кузнецова О.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы», М., «Просвещение» (Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6 издание), авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский; Приказа МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России от 28.12.2018 г. № 345 «О Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», учебного плана.
Основные цели и задачи изучения русского языка в основной школе
- Воспитание духовно-богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей.формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика программы
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной под руководством учителя и самостоятельной. Сочетание коллективной работы с индивидуальной снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля полученных знаний, качества выполнения заданий. Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь
Освоение учебного предмета возможно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 6класс содержит значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.)
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи-речеведческие понятия и виды работы над текстом пропорционально распределяются межу грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации. В системе школьного образования учебный предмета «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения, Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования реализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывен со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.
Основными формами и видами контроля знаний и навыков являются: входной контроль; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов предупредительных, объяснительных, выборочных графических, творческих, свободных («Проверь себя»), диктантов с грамматическими заданиями, проверочных работ, комплексного анализа, итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются:
коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке, как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Планируемые результаты.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
- Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
- По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.
- По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
- По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения, пейзажа и действий. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, действия, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
- Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
- Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Шестиклассник научится:
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
– по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться разными видами словарей;
– по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор изученных частей речи; составлять словообразовательную цепочку; образовывать новые слова при помощи характерных для изученных частей речи средств;
– по морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей речи;
– по синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным, местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова; составлять предложения с причастными оборотами; составлять предложения с разными видами сказуемого;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;
– по связной речи, чтению и работе с информацией: использовать в речи изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи; правильно использовать варианты форм имен прилагательных; использовать в речи синонимические формы имен прилагательных; различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный план текста, подбирать эпиграф; определять научный, официально-деловой стиль речи; видеть в художественном тексте описание пейзажа, интерьера; подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно) повествовательные тексты с описанием пейзажа, интерьера; собирать и систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы) материал к сочинению; писать сочинения-описания пейзажа, интерьера, рассказ о себе; рассуждение, отзыв о книге, находить и устранять повторы, недочёты; читать учебно-научные тексты изучающим чтением.
Шестиклассник получит возможность:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект,; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
Составлять тексты в устной и письменной форме, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка.
Содержание программы
Речь. Общение (3 ч)
Русский язык - один из развитых языков мира. Язык, речь. Общение. Ситуация общения
Повторение изученного в 5 классе (9 ч)
Фонетика. Орфоэпия. Графика Фонетический разбор слова. Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Морфологический разбор слова. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение.запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Диалог. Типы речи. Стиль речи. Основная мысль текста, Составление диалога.
К.Р. №1. Входная контрольная работа.
Текст (7ч)
Текст, его особенности. Тема и основная мысль Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста и стили речи. Официально-деловой стиль. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.
Лексика Культура речи (13 ч)
Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.
P.P. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
К.Р. №2. Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи»
Фразеология. Культура речи (4 ч)
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.
P.P. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.
Словообразование. Орфография. Культура речи (28 ч)
Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в корне–кас - кос-. Буквы а я о в корне –гар - гор-.Буквыа и о в корне -зар зор-. Буквы ы, и после приставок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.
Р. Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Сочинение по картине.
К.Р. №3. Контрольное сочинение - описание помещения.
К.Р. №4. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование и орфография. Культура речи»
Морфология. Орфография. Культура речи (126 ч)
Имя существительное(25 ч)
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе-ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных-чик (-щик). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.
P.P. Написание письма. Составление текста-описания. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.
К.Р. №5. .Контрольная работа по теме «Имя существительное»
Имя прилагательное (30 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.
Буквы о, е после шипящих и в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных-к, ск-. Дефисное и слитное написаниесложных прилагательных. Повторение.
P.P. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Описание игрушки.Публичное выступление на тему «Народные промыслы»
К.Р. № 6. Р/Р. Контрольное сочинение-описание природы.
К.Р. №7. Р.Р. Контрольное выборочное изложение по повести А.С. Пушкина «Дубровский».
К.Р. №8. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»
Имя числительное(17 ч)
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Обобщение темы «Имя числительное».
P.P. Стиль текста. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу!»
К.Р. №9. Контрольный тест по теме «Имя числительное»
Местоимение (25 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.
P.P. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.
К.Р. №10.Контрольная работа по теме «Местоимение»
Глагол (27 ч)
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.
P.P. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.
К.Р. №11. Р/Р. Контрольное сжатое изложение.
К.Р. №12. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»
Повторение и систематизация из в 5 и 6 классах. Культура речи (16ч)
Разделы науки о языке. Орфография. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
К.Р. №13. Промежуточная аттестация (контрольная работа).
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 6 часов; итого 204 часа за учебный год.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов (из них уроков Р/Р, К.Р.) |
1 | Язык. Речь. Общение. | 3 (1 Р/Р) |
2 | Повторение изученного в 5 классе. | 9 (1К.Р.) |
3 | Текст. | 7 (7Р/Р) |
4 | Лексика. Культура речи. | 13 (4Р/Р, 1К.Р) |
5 | Фразеология. Культура речи. | 4 (1 Р.Р) |
6 | Словообразование. Орфография. Культура речи. | 28(7 Р/Р, 2 К.Р.) |
7 | Морфология. Орфография. Культура речи. | 124 |
Имя существительное | 25 (4 Р/Р, 1 К.Р.) | |
Имя прилагательное | 30 (7 Р/Р, 3 К.Р.) | |
Имя числительное | 17 (2Р/Р, 1 К.Р.) | |
Местоимение | 25(6 Р/Р, 1 К.Р.) | |
Глагол | 27 (5 Р/Р, 2 К.Р.) | |
8 | Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи. | 16 (1 К.Р.) |
ИТОГО | 204 часа |
Перечень контрольных работ
К.Р. №1.Входная контрольная работа.
К.Р. №2. Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи»
К.Р. №3. Контрольное сочинение. Описание помещения.
К.Р. №4 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование и орфография. Культура речи»
К.Р. №5.Контрольная работа по теме «Имя существительное».
К.Р. №6. Р/Р. Контрольное сочинение-описание природы.
К.Р. №7. Р.Р. Контрольное выборочное изложение по повести А.С. Пушкина «Дубровский».
К.Р. №8. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»
К.Р. №9. Контрольный тест по теме «Имя числительное»
К.Р. №10.Контрольная работа по теме «Местоимение»
К.Р. №11. Р/Р. Контрольное сжатое изложение.
К.Р. №12. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»
К.Р. №13. Промежуточная аттестация(контрольная работа).
Используемый учебно-методический комплекс
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон.носителе. В 2 ч. / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 4-е изд. – М.: Просвещение,2020.
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
1. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 2020.
2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/ М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2015.
3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2016.
4. Ефремова Е.А. Рабочая тетрадь по русскому языку для 6 класса, изд-во «Просвещение», 2021.
5. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-е изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2019.
6. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред. Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 2017.
7. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2016.
8. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/Под ред. В.В.Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2016.
9. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка/М.: Русский язык, 2015.
10. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 2019.
Для учителя:
1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: 3-е изд.- М.: Просвещение, 2020.
2. Обучение русскому языку в 6 классе: Метод.рекомендации к учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2212.
3. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы: Учебное издание/Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2019.
4. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 6 кл./Под ред. Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: изд. «Легион», 2019.
5.Рабочая программа по русскому языку. 6 класс. К УМК Ладыженской Т.А. и др. Москва, «ВАКО», 2020.
Оборудование и приборы
Ноутбук, проектор, экран
Интернет - ресурсы
1.Основные правила грамматики русского языка (http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).
2.Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (http://urok.hut.ru/).
3.Культура письменной речи (http://www.gramma.ru/). «Словесник» (http://slovesnik-oka.narod.ru). «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/). «Тесты по русскому языку» (http://likbez.spb.ru/tests/). Тесты по пунктуации (http://repetitor.lc.ru/onliiie/disp.asp?2). 4. «Словарь устаревших и диалектных слов» (http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm). Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/) «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).«Первое сентября» (http://www.1september.ru/index.htm) 5.Сайт «Толковый словарь» В. И. Даля (http://www.slova.ru/).
6.Обучающие программы по русскому языку. Перечень ресурсов интернета по обучающим программам.
http://www.history.ru/progrus.htm
7.Русский язык: справочно-информационный портал
Официальные документы, мониторинг культуры речи, информация о существующих словарях и энциклопедиях русского языка, работы по русистике, учебники, календарь памятных дат, дискуссионный клуб по проблемам языка, занимательные конкурсы и т.д. Словари он-лайн.
http://www.gramota.ru
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела программы, тема урока | Кол-во часов | Программное содержание | Дата | |
По плану нед | Факт. | ||||
I триместр | |||||
Язык, речь, общение | (3ч) | ||||
1 | Русский язык – один из развитых языков мира. Язык и человек. | 1 | Русский язык – один из развитых языков мира. | 1 | |
2 | Язык, речь, общение. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. | 1 | Язык, речь, общение. | 1 | |
3 | Р.Р.Ситуация общения. | 1 | Р.Р. Ситуация общения. | 1 | |
Повторение изученного в 5 классе | (9 ч) | ||||
4 | Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. | 1 | Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. | 1 | |
5 | Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и корнях слов. | 1 | Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и корнях слов. | 1 | |
6 | Части речи. Морфологический разбор слова. | 1 | Части речи. Морфологический разбор слова. | 1 | |
7 | Орфограммы в окончаниях слов. | 1 | Орфограммы в окончаниях слов. | 2 | |
8 | Словосочетание. | 1 | Словосочетание. | 2 | |
9 | Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения. | 1 | Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения. | 2 | |
10 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. | 1 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. | 2 | |
11 | Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Диалог. | 1 | Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Диалог. | 2 | |
12 | К.Р. №1. Входная контрольная работа. | 1 | К.Р. №1. Входная контрольная работа. | 2 | |
Текст | (7ч) | ||||
13 | Р.Р. Текст, его особенности. | 1 | Р.Р. Текст, его особенности. | 3 | |
14 | Р.Р. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. | 1 | Р.Р. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. | 3 | |
15 | Р.Р. Начальные и конечные предложения текста. Составление диалога. Этикетные диалоги. | 1 | Р.Р. Начальные и конечные предложения текста. Составление диалога. | 3 | |
16- 17 | Р.Р. Ключевые слова. Основные признаки текста. | 2 | Р.Р. Ключевые слова. Основные признаки текста. | 3 | |
18 – 19 | Р.Р. Текст и стили речи (научный, художественный, разговорный). Официально-деловой стиль. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. | 2 | Р.Р. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. | 3,4 | |
Лексика. Культура речи | (13 ч) | ||||
20 | Слово и его лексическое значение. | 1 | Слово и его лексическое значение. | 4 | |
21 | Р.Р. Собирание материалов к сочинению по картине А.М.Герасимова «После дождя». | 1 | Р.Р. Собирание материалов к сочинению. | 4 | |
22 | Общеупотребительные слова, профессионализмы. | 1 | Общеупотребительные слова,. Профессионализмы. | 4 | |
23 | Диалектизмы. | 1 | Диалектизмы. | 4 | |
24 – 25 | Р.Р Сжатое изложение (упр.119). | 2 | P.P. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. | 4,5 | |
26 | Исконно русские и заимствованные слова. | 1 | Исконно русские и заимствованные слова. | 5 | |
27 | Новые слова (неологизмы). | 1 | Неологизмы. | 5 | |
28 | Устаревшие слова. | 1 | Устаревшие слова. | 5 | |
29 | Р.Р. Словари. Составление словарной статьи по образцу. | 1 | Р.Р. Словари. Составление словарной статьи по образцу. | 5 | |
30 | Повторение и обобщение темы «Лексика. Культура речи». | 1 | 5 | ||
31 | К.Р. №2. Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи». | 1 | К.Р. №2. Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи». | 6 | |
32 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 6 | ||
Фразеология. Культура речи | (4ч) | ||||
33-34 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. | 2 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. | 6 | |
35 | P.P. Конструирование текста с использованием фразеологизмов. | 1 | P.P. Конструирование текста с использованием фразеологизмов. | 6 | |
36 | Повторение и обобщение темы «Фразеология. Культура речи». | 1 | Повторение и обобщение темы «Фразеология. Культура речи». | 6 | |
Словообразование и орфография. Культура речи | (28 ч) | ||||
37 – 38 | Морфемика и словообразование. | 2 | Морфемика и словообразование. | 7 | |
39 | Р.Р. Описание помещения. | 1 | Р.Р. Описание помещения. | 7 | |
40-41 | Основные способы образования слов в русском языке. | 2 | Основные способы образования слов в русском языке. | 7 | |
42-43 | Этимология слов. | 2 | Этимология слов. | 7,8 | |
44 | Р.Р. Систематизация материалов к сочинению (описание помещения). Сложный план. | 1 | Р.Р. Систематизация материалов к сочинению (описание помещения).Сложный план. | 8 | |
44-45 | К.Р. №3 Р.Р. Контрольное сочинение - описание помещения. | 2 | К.Р. №3 Р.Р. Контрольное сочинение. Описание помещения. | 8 | |
47 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Отзыв о сочинении товарища. | 1 | 8 | ||
48 | Буквы о и а в корне -кос- - -кас-. | 1 | Буквы о и а в корне -кос- - -кас-. | 8 | |
49 | Буквы о и а в корне -гор - - -гар –. | 1 | Буквы о и а в корне -гор - - -гар –. | 9 | |
50 | Буквы а и о в корне –зар-, -зор-. | 1 | Буквы а и о в корне –зар-, -зор-. | 9 | |
II триместр | |||||
51 | Р.Р. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе. | 1 | Р.Р. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе. | 9 | |
52 | Буквы ы и и после приставок. Буквы ы и и после ц. | 1 | Буквы ы и и после приставок. | 9 | |
53-55 | Гласные в приставках пре – и при-. | 3 | Гласные в приставках пре – и при-. | 9,1 | |
56 | Соединительные о и е в сложных словах. | 1 | Соединительные о и е в сложных словах. | 10 | |
57 | Сложносокращенные слова. | 1 | Сложносокращенные слова. | 10 | |
58 | Р.Р. Подготовка к сочинению по картине Т.Н.Яблонской «Утро». | 1 | Р.Р. Подготовка к сочинению по картине Т.Н.Яблонской «Утро». | 10 | |
59 | Р.Р. Сочинение-описание картины Т. Яблонской «Утро». | 1 | Р.Р. Сочинение-описание картины Т. Яблонской «Утро». | 10 | |
60 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 1 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 10 | |
61 – 62 | Повторение и обобщение темы «Словообразование. Орфография. Культура речи». | 2 | Повторение и обобщение темы «Словообразование. Орфография. Культура речи». | 11 | |
63 | К.Р. №4. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи». | 1 | К.Р. №4. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» | 11 | |
64 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 11 | |
Морфология и орфография. Культура речи. | 126 | ||||
Имя существительное | (25 ч) | ||||
65 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное». | 1 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное». | 11 | |
66 | Имя существительное как часть речи. | 1 | Имя существительное как часть речи. | 11 | |
67 | Р.Р. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста. | 1 | Р.Р. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста. | 12 | |
68-69 | Разносклоняемые имена существительные. | 2 | Разносклоняемые имена существительные. | 12 | |
70 | Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя | 1 | Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя. | 12 | |
71 | Проект «Происхождение имен и фамилий». | 1 | Проект «Происхождение имен и фамилий». | 12 | |
72 | Несклоняемые имена существительные. | 1 | Несклоняемые имена существительные. | 12 | |
73 | Род несклоняемых имен существительных. | 1 | Род несклоняемых имен существительных . | 13 | |
74 | Имена существительные общего рода. | 1 | Имена существительные общего рода. | 13 | |
75 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | Морфологический разбор имени существительного. | 13 | |
76 | Р.Р. Письмо как одна из разновидностей текста. Написание письма. Составление текста-описания. | 1 | Р.Р. Написание письма. Составление текста-описания. | 13 | |
77-78 | Не с существительными. | 2 | Не с существительными. | 13 | |
79 | Буквы ч и щ в суффиксе существительных –чик (-щик). | 1 | Буквы ч и щ в суффиксе существительных –чик (-щик). | 14 | |
80 | Гласные в суффиксах существительных –ек и -ик. | 1 | Гласные в суффиксах существительных –ек и -ик. | 14 | |
81 | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. | 1 | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. | 14 | |
82 | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. | 1 | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. | 14 | |
83 | Обобщение изученного по теме «Имя существительное». | 1 | Обобщение изученного по теме «Имя существительное». | 14 | |
84 | Обобщение изученного по теме «Имя существительное». | 1 | Обобщение изученного по теме «Имя существительное». | 14 | |
85 | К.Р. №5. Контрольная работа по теме «Имя существительное». | 1 | К.Р. №5. Контрольная работа по теме «Имя существительное». | 15 | |
86 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 15 | |
87-88 | Р.Р. Комплексный анализ художественного текста. Подготовка к написанию изложения. | 2 | Р.Р. Комплексный анализ художественного текста. Подготовка к написанию изложения. | 15 | |
89 | Анализ изложения. Работа над ошибками. | 1 | Анализ изложения. Работа над ошибками. | 15 | |
Имя прилагательное | (30ч) | ||||
90 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное». | 1 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное». | 15 | |
91 | Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. | 1 | Имя прилагательное как часть речи. | 16 | |
92 | Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. | 1 | Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. | 16 | |
93 | К.Р. № 6. Р.Р. Контрольное сочинение-описание природы. | 1 | К.Р. № 6. Р.Р. Контрольное сочинение-описание природы. | 16 | |
94 | Полные и краткие прилагательные. Изменение полных прилагательных по родам, а кратких — по родам и числам. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. | 1 | Полные и краткие прилагательные. Изменение полных прилагательных по родам, а кратких — по родам и числам. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. | 16 | |
95 | Степени сравнения имен прилагательных. | 1 | Степени сравнения имен прилагательных. | 16 | |
96 | Степени сравнения имен прилагательных. | 1 | Степени сравнения имен прилагательных. | 16 | |
97 | Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | 1 | Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | 17 | |
98-99 | Относительные прилагательные. | 2 | Относительные прилагательные. | 17 | |
100- 101 | К.Р. №7. Р.Р. Контрольное выборочное изложение по повести А.С. Пушкина «Дубровский». | 2 | К.Р. №7 Р.Р. Контрольное выборочное изложение по произведению художественной литературы. | 17 | |
102 | Притяжательные прилагательные. | 1 | Притяжательные прилагательные. | 17 | |
103 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 18 | |
104-105 | Не с прилагательными. | 2 | Не с прилагательными. | 18 | |
106 | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. | 1 | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. | 18 | |
107 | Р.Р. Устное сочинение по картине. Зимний пейзаж. | 1 | Р.Р.Устное сочинение по картине. Зимний пейзаж. | 18 | |
108-110 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. | 3 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. | 18, 19 | |
111 | Р.Р. Сочинение-описание игрушки. | 1 | Р.Р. Описание игрушки. | 19 | |
112-113 | Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-. | 2 | Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-. | 19 | |
114-115 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | 2 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | 19, 20 | |
116 | Повторение и обобщение темы «Имя прилагательное». | 1 | Повторение и обобщение темы «Имя прилагательное». | 20 | |
117 | К.Р. №8. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». | 1 | К.Р. №8. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». | 20 | |
118 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 20 | |
119 | Р.Р. Публичное выступление на тему «Народные промыслы». | 1 | Р.Р. Публичное выступление на тему «Народные промыслы». | 20 | |
Имя числительное | (17ч) | ||||
120 | Имя числительное как часть речи. | 1 | Имя числительное как часть речи. | 20 | |
121 | Простые и составные числительные. | 1 | Простые и составные числительные. | 21 | |
122-123 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 2 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 21 | |
124 | Порядковые числительные. | 1 | Порядковые числительные. | 21 | |
125 | Разряды количественных числительных. | 1 | Разряды количественных числительных. | 21 | |
126 - 127 | Числительные, обозначающие целые числа. | 2 | Числительные, обозначающие целые числа. | 21, 22 | |
128 | Дробные числительные. | 1 | Дробные числительные. | 22 | |
129 | Собирательные числительные. | 1 | Собирательные числительные. | 22 | |
130 | Морфологический разбор имени числительного. | 1 | Морфологический разбор имени числительного. | 22 | |
III триместр | |||||
131 | Обобщение темы «Имя числительное». | 1 | Обобщение темы «Имя числительное». | 22 | |
132 | К.Р. №9. Контрольный тест по теме «Имя числительное». | 1 | К.Р. №9. Контрольный тест по теме «Имя числительное». | 22 | |
133 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании. | 1 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании | 23 | |
134 | Р.Р. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу!» | 1 | Р.Р. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу!» | 23 | |
135 | Р.Р. Свободный диктант. Репортаж. | 1 | Р.Р. Свободный диктант. | 23 | |
Местоимение | (25 ч) | ||||
136 | Местоимение как часть речи. | 1 | Местоимение как часть речи. | 23 | |
137-138 | Личные местоимения. | 2 | Личные местоимения. | 23 | |
139 | Возвратное местоимение себя. | 1 | Возвратное местоимение себя. | 24 | |
140 | Р.Р. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Составление устного рассказа от первого лица ( по рисункам). | 1 | Р.Р. Составление рассказа от первого лица ( по рисункам). | 24 | |
141-142 | Вопросительные и относительные местоимения. | 2 | Вопросительные и относительные местоимения. | 24 | |
143-144 | Неопределенные местоимения. | 2 | Неопределенные местоимения. | 24 | |
145-147 | Отрицательные местоимения. | 3 | Отрицательные местоимения. | 25 | |
148 | Притяжательные местоимения. | 1 | Притяжательные местоимения. | 25 | |
149 | Р.Р. Рассуждение. Подготовка к сочинению-рассуждению. | 1 | Р.Р. Сочинение-рассуждение. | 25 | |
150 | Р.Р. Написание сочинения-рассуждения. | 1 | Р.Р. Сочинение-рассуждение. | 25 | |
151 | Указательные местоимения. | 1 | Указательные местоимения. | 26 | |
152 | Р.Р.Анализ текста. | 1 | Р.Р.Анализ текста. | 26 | |
153 | Определительные местоимения. | 1 | Определительные местоимения. | 26 | |
154 | Р.Р. Сочинение рассказа (сказки) (упр.494). | 1 | Р.Р. Сочинение рассказа (сказки) | 26 | |
155 | Местоимения и другие части речи. | 1 | Местоимения и другие части речи. | 26 | |
156 | Морфологический разбор местоимения. | 1 | Морфологический разбор местоимения. | 26 | |
157-158 | Р.Р. Сочинение по картине Е.В.Сыромятнниковой «Первые зрители». | 2 | Р.Р. Сочинение по картине Е.В.Сыромятнниковой «Первые зрители». | 27 | |
159 | Повторение и обобщение темы «Местоимение». | 1 | Повторение и обобщение темы «Местоимение». | 27 | |
160 | К.Р. №10. Контрольная работа по теме «Местоимение». | 1 | К.Р. №10. Контрольная работа по теме «Местоимение». | 27 | |
161 | Анализ контрольной работы. | 1 | 27 | ||
Глагол | (27ч) | ||||
162-163 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол». | 2 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол». | 27, 28 | |
164 | Глагол как часть речи. | 1 | Глагол как часть речи. | 28 | |
165 | Р.Р. Сочинение – рассказ по рисункам и данному началу. | 1 | Р.Р. Сочинение – рассказ. Рассказ по рисункам. | 28 | |
166 | Разноспрягаемые глаголы. | 1 | Разноспрягаемые глаголы. | 28 | |
167-168 | Глаголы переходные и непереходные. | 2 | Глаголы переходные и непереходные. | 28 | |
169 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | 1 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | 29 | |
170 - 171 | К.Р. №11. Р.Р. Контрольное сжатое изложение. | 2 | К.Р. №11. Р.Р. Контрольное сжатое изложение. | 29 | |
172-173 | Условное наклонение. | 2 | Условное наклонение. | 29 | |
174-176 | Повелительное наклонение. | 3 | Повелительное наклонение. | 29, 30 | |
177 | Р.Р Составление текста с глаголами условного наклонения. Устный пересказ текста от III лица. | 1 | Р.Р. Составление текста с глаголами условного наклонения. | 30 | |
178 | Употребление наклонений. | 1 | Употребление наклонений. | 30 | |
179 | Употребление наклонений. Р.Р. Составление текста-рецепта. | 1 | Употребление наклонений. Р.Р. Составление текста-рецепта. | 30 | |
180-181 | Безличные глаголы. | 2 | Безличные глаголы. | 30, 31 | |
182 | Морфологический разбор глагола. | 1 | Морфологический разбор глагола. | 31 | |
183 | Р.Р. Рассказ на основе услышанного. | 1 | Р.Р. Рассказ на основе услышанного. | 31 | |
184 | Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глагола. | 1 | Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глагола. | 31 | |
185 | Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глаголов. | 1 | Правописание гласных в окончаниях суффиксах глаголов. | 31 | |
186 | Повторение и систематизация изученного по теме «Глагол». | 1 | 31 | ||
187 | К.Р. №12. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол». | 1 | К.Р. №12. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол». | 32 | |
188 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | 1 | 32 | ||
Повторение и систематизация изученного за курс 5-6 классов | 16ч | ||||
189 | Разделы науки о языке. | 1 | Разделы науки о языке. | 32 | |
190-191 | Орфография. | 2 | Орфография. | 32 | |
192-193 | К.Р. №13. Промежуточная аттестация (контрольная работа). | 2 | К.Р. №13. Промежуточная аттестация (контрольная работа). | 32 | |
194-195 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 2 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 33 | |
196 | Лексика и фразеология. | 1 | Лексика и фразеология. | 33 | |
197-198 | Словообразование. | 2 | Словообразование. | 33 | |
198-200 | Морфология. | 2 | Морфология. | 34 | |
201-201 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 2 | Синтаксис. | 34 | |
203 | Комплексное повторение и обобщение. | 1 | 34 | ||
204 | Подведение итогов года. | 1 | 34 |
Приложение 2
Контрольно-измерительные материалы
Входная контрольная работа
Спецификация
- Назначение входной контрольной работы по русскому языку в 6 классе - оценка уровня усвоения знаний материала 5 класса, установление соответствия подготовки обучающихся 6-х классов по русскому языку Федеральным государственным стандартам общего образования по русскому языку, выявление тем, вопросов содержания образования, вызывающих наибольшие трудности у обучающихся, мотивирование обучающихся к организации деятельности по восполнению пробелов в уровне подготовки в 6 классе.
Форма контроля – контрольная работа.
- Документы, определяющие содержание и параметры работы.
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).
-авторской «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы», М., «Просвещение» (Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации 8 издание), авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский;
- Русский язык. 6 класс. Учебник в 2-х ч. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Н.В. Ладыженская, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба. Научный редактор - Н.М. Шанский. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2020 г.
- Структура работы
Входная контрольная работа состоит из 2 частей:
1 часть состоит из 14 заданий и проводится в тестовой форме и проверяет знания учащихся по основным разделам русского языка (орфоэпии, фонетике, морфемике и т. д.)
2 часть – работа с текстом. (6 заданий)
- Время проведения работы - 45 минут.
- Шкала оценивания работы.
За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл.
Шкала оценивания:
19 – 20 баллов – «5»
14 – 18 баллов – «4»
8-13 баллов – «3»
Менее 8 баллов – «2»
Ответы к контрольной работе
№ задания | Ответ |
Часть 1 | |
1 | 2 |
2 | 1 |
3 | 3 |
4 | 3 |
5 | 2 |
6 | 1 |
7 | 4 |
8 | 3 |
9 | 2 |
10 | 3 |
11 | 3 |
12 | 4 |
13 | 1 |
14 | 1 |
Часть 2 | |
1 | 2 |
2 | 3 |
3 | 3 |
4 | 1 |
5 | 2 |
6 | 2 |
Входная контрольная работа
1.В каком слове не совпадает количество букв и звуков?
1) щётка 2) яркий 3) бумага 4) шалаш
2.В каком слове ударение падает на второй слог?
1) звонишь 2) алфавит 3) километр 4) документ
3.Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов, окончания?
1) спутник 2) удивить 3) надумал 4) расстилается
4.Укажите суффикс глагола прошедшего времени
1) –ат- 2) –и- 3) –л- 4) –ал-
5.Найдите верный ответ в определении грамматических признаков.
1) прочитать – глагол несовершенного вида
2) море – нарицательное существительное
3) глубока (река) – прилагательное в полной форме
4) дышать – глагол первого спряжения
6.Укажите слово, в котором после шипящего пишется Ь
1) сжеч.. 2) мяч… 3) груш… 4) пляж…
7.В каком ряду буквы пропущены только в словах с чередующимися гласными в корне?
1) р..сли, заст..лать, б..рюзовый
2) зам..реть, прол..жили, проб..ваю
3) заб..рать, р..сток, зам..рзать
4) бл..стеть, зап..реть, р..стение
8 Укажите слово, в корне которого после шипящей пишется буква О
1) уч..ба 2) щ..точка 3) ш..рохи 4) пш..нка
9 В каком слове на конце приставки пишется буква З?
1) Ра..шумелся 2) в..бесился 3) бе..страшный 4) и..пуганный
10.В каком случае дано неправильное объяснение выбора орфограммы?
1) ш..пот –в корне пишется Ё, т.к. можно проверить шепчет
2) ..бежать – пишется приставка З, т.к. она находится перед звонкой Б.
3) водор..сли – в корне с чередование перед С пишется буква О
11.Найдите ошибку в характеристике предложения
«Лес зазеленеет, когда пригреет весеннее солнышко».
1) повествовательное
2) сложное
3) бессоюзное
12 В каком предложении союз И связывает однородные сказуемые? (Знаки препинания не расставлены)
1) Вода журчит под толщей снега и набирает она силу для победы весны.
2) Снег усилился и снежинки лупили по шлему.
3) Подул сильный ветер и с деревьев посыпались листья.
4) Апрельский дождь прошёл и освежил всё вокруг
13.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) В нашем лесу обитают разные звери, зайцы, лисы и даже волки.
2) Уважаемые родители, собрание состоится в субботу в три часа.
3) Она проснулась окончательно, когда её лица коснулся луч солнца.
4) Дорожка выбежала на берег и пошла вдоль него.
14. Укажите сложное предложение (Знаки препинания не расставлены)
1) Исчезают последние клочки снега и появляется трава.
2) Ещё зелёный стоит старый развесистый дуб и роняет жёлуди.
3) Медленно кружатся падают с берёз лёгкие жёлтые листья.
4) В лесу водилось множество разных птиц иволги кукушки дятлы поползни.
Работа с текстом.
Прочитайте текст и выполните данные ниже задания.
(1)… (2) Их так много, что трудно решить даже, с каких слов начать.
(3) Летние грозы проходят над землёй и заваливаются за горизонт. (4) В народе говорят, что туча не прошла, а свалилась. (5) Молнии то бьют в землю прямым ударом, то полыхают в чёрных тучах, как вырванные с корнем ветвистые деревья. (6) Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю…
(7) Рядом с зарницей стоит слово «заря» – одно из прекраснейших слов русского языка. (8)Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. (9) Она разливает по небу множество красок и медленно переходит в сумерки и ночь…
(10) Я уверен, что для полного овладения русским языком нужно не только общение с народом, но и с природой.
( По К.Паустовскому)
1) Какое предложение должно быть первым в этом тексте?
1. Русский язык богат синонимами.
2. Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!
3. Меня всегда интересовала история происхождения слов.
2) Определи тип речи данного текста
1. повествование 2. описание 3. рассуждение
3) Определи стиль речи данного текста
1. научный 2. разговорный 3. художественный
4) Какое высказывание полнее раскрывает главную мысль текста?
1. В русском языке множество слов для обозначения небесных явлений.
2. Грозы, молнии, зарницы – небесные явления.
3. Для полного овладения русским языком достаточно общения с природой.
5) В каком варианте указана грамматическая основа третьего предложения?
1. летние грозы проходят и заваливаются
2. грозы проходят и заваливаются
3. грозы проходят
6) В каком предложении автор использует сравнение?
1. 4 2. 5 3. 8
Промежуточная аттестация (контрольная работа)
СПЕЦИФИКАЦИЯ
- Назначение промежуточной аттестационной работы
Цель работы: определить уровень освоения обучающимися 6 класса предметного содержания курса русского языка по общеобразовательной программе.
Форма контроля – контрольная работа.
- Документы, определяющие содержание и параметры работы
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).
-авторской «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы», М., «Просвещение» (Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации 8 издание), авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский;
- Русский язык. 6 класс. Учебник в 2-х ч. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Н.В. Ладыженская, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба. Научный редактор - Н.М. Шанский. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2020 г.
- Структура работы:
Контрольная работа для учащихся 6 классов состоит из 14 заданий, в которых проверяются знания по разделам: «Лексика и фразеология», «Фонетика», «Морфология», «Морфемика», «Синтаксис», «Орфография», «Пунктуация», «Речь», «Текст». Задания диагностической работы по русскому языку для учащихся специфичны по способу предъявления языкового материала. Учащиеся работают с языковым и речевым материалом, представленным в тексте. Бо́льшая часть заданий работы (1-12, 14) проверяет усвоение шестиклассниками учебного материала на базовом уровне сложности. Задание 13 является заданием повышенного уровня сложности.
- Время проведения работы 45 минут.
- Шкала оценивания работы.
За правильное выполнение каждого заданий 1–8, 10–14 диагностической работы учащийся получает 1 балл, за неправильный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. За выполнение задания 9 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся за выполнение работы, – 15.
Оценка | Кол-во баллов | % выполнения работы |
5 | 13-15 | 90-100% |
4 | 10-12 | 70-89% |
3 | 7-9 | 45-69% |
2 | 0-6 | 0-44% |
Итоговая контрольная работа по русскому языку 6 класс
Вариант 1
1. Прочитайте текст. Определите и запишите главную мысль текста.
(1)Зашумел в лесу золотой дождь. (2)Капля по листку щёлкнет – сорвётся лист. (3)Синицы на ветках завозятся – брызнут листья по сторонам.
(4)Ветер вдруг налетит, закружится пёстрый смерч. (5)А если неуклюжий лось с лёту вломится в ветви, хлынет сверкающий водопад.
(6)По колено в листьях деревья стоят. (7)Ёлочки листьями украсились, грибы под листьями спрятались. (8)Листья шуршат, скребутся, лопочут.
(9)Листья летят, качаются и бегут. (10)Листья вверху, внизу и вокруг.
(11)Шумит золотой дождь.
(По Н.И. Сладкову)
2. Опираясь на главную мысль текста, продолжите предложение. Запишите слово, которое должно стоять на месте пропуска.
Вспоминая свои впечатления от посещения осеннего леса, автор при помощи слов «золотой дождь» описывает такое природное явление, как ….
3.Из предложений 4–10 выпишите слова, которые описывают звуки, производимые листьями.
4.Укажите стиль речи, в котором написан текст.
5.Из предложений 1–5 выпишите синоним к слову «разноцветный».
6.Из предложений 4–5 выпишите глагол, в составе которого нет приставки
7.Из предложения 6 выпишите грамматическую основу.
8.Среди предложений 6–10 найдите сложное предложение. Укажите номер этого сложного предложения.
9.Прочитайте слова. Сравните произношение и правописание слов. Какой звук произносится на месте выделенных согласных? Запишите.
дороЖка, рубаШка, береЗка, полоСка.
10.Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово. Запишите подобранные вами слова:
оч..щать (от грязи) - …………..
зач..стил (в гости) - …………….
объед..нить (людей)- …………..
изв..стить (о встрече)- ………
нар..дить (ёлку)- ………………..
11.Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо. Запишите.
(Из) заяч..его (меха), в..езжать (в гараж), (включить) комп..ютер, (они) боят..ся, (должен) учит..ся.
12.В каком из выделенных слов правописание окончания зависит от склонения имени существительного? Выпишите это слово.
1) (по) ДАЛЬНИМ (дорогам); 2)ТЕЧЁТ (река); 3)(они) БОРЮТСЯ
4) (встретили на) ПРИСТАНИ; 5) (рядом с) КРАСАВИЦЕЙ
13.Узнайте по этимологической справке, какое слово с непроверяемой гласной в корне пропущено в предложении. Запишите это слово.
Во время извержений вулкана поток лавы <…> вниз, снаружи охлаждается воздухом и затвердевает, а внутри продолжает течь расплавленная магма.
Этимологическая справка: стремь – «крутой, обрывистый».
14. По началу текста определите тип речи и укажите его.
Я увидел дятла. Он летел, насадив себе на клюв еловую шишку. Подлетев к берёзе, дятел пробежал вверх по стволу с шишкой в клюве до знакомого места…
Вариант 2.
1.Прочитайте текст. Определите и запишите главную мысль текста.
(1)Красив лес в снегу! (2)Жалкий кустик обычно похож на растрёпанный веник, а теперь напоминает вырвавшийся из-под земли взрыв.(3)Куча хвороста на поляне похожа на кружево, которое сплёл великан.(4)Пень выглядывает из-под тучной снежной шапки. (5)Еловые лапы строят тебе немые снежные рожицы.
(6)Всё необычно в заснеженном лесу! (7)Где-то высоко вверху шумит ветер, а здесь не дрогнет ни одна веточка, не шелохнутся в своих объёмистых снеговых рукавицах еловые лапы. (8)Ни движения, ни звука.
(По В.Ф. Тендрякову)
2.Опираясь на главную мысль текста, продолжите предложение. Выпишите слово, которое должно стоять на месте пропуска.
Автор описывает, как красиво и необычно выглядит лес благодаря …..
3.Из предложений 1–6 выпишите слово, которое передаёт тишину и безмолвие зимнего леса.
4.Укажите стиль речи, в котором написан текст.
5.Из предложений 4–5 выпишите синоним к слову «толстый»
6.Из предложения 5 выпишите имя существительное, в составе которого есть суффикс.
7.Из предложения 4 выпишите грамматическую основу.
8.Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение. Укажите номер этого сложного предложения.
9. Прочитайте слова. Сравните произношение и правописание слов. Какой звук произносится на месте выделенных согласных? Запишите.
молоТьба, хоТьба, проСьба, реЗьба
10.Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово. Запишите подобранные вами слова.
покр..снела (от стыда) –………
обог..тить (словарь) -…………
(костюм) уст..рел- ……………
упр..стить (формулу)- ……….
сокр..тить (изложение)- …….
11. Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо. Запишите.
Под..ёмный (кран); в..езжать (в гараж);(началась) в..юга; (шар) крутит..ся; (пёс) злит..ся.
12.Выпишите слово, в котором правописание окончания зависит от спряжения глагола.
1)(в) КОЛЮЧЕМ (кустарнике); 2)НАПИШЕШЬ (письмо); 3) УДАРИЛ (мяч ногой);
4) (на морском) ПОБЕРЕЖЬЕ; 5) (открыть) КЛЮЧОМ.
13.Узнайте по этимологической справке, какое слово с непроверяемой гласной в корне пропущено в предложении. Запишите это слово.
Неслышно подкрадывался вечер, <…> солнце спустилось к самому лесу.
Этимологическая справка: багр – «красная краска, красный цвет».
14. По началу текста определите тип речи и укажите его.
Почему дятел так ловко бегает по стволу: то вверх, то вниз, будто по ровному полю? А потому что ноги и клюв дятла устроены замечательным образом…
Ответы
Вариант 1. | Вариант 2. |
1.Свободный ответ | 1.Свободный ответ. |
2.Листопад. | 2.Снегу. |
3.Шуршат, скребутся, лопочут. | 3.Немые. |
4.Художественный. | 4. Художественный. |
5.Пестрый. | 5.Тучный. |
6.Хлынет. | 6.Рожицы. |
7.Деревья стоят. | 7.Пень выглядывает. |
8.7 | 8.3 |
9.ш,ш,с,с | 9.д,д,з,з |
10.Очищать-чистый Зачастил-часто Объединить-единый Известить –весть Нарядить – наряд. | 10. Покраснела- красный Обогатить – богатый Устарел – старый Упростить – просто Сократить - краткий |
11.Заячьего, въезжать, компьютер, боятся, учиться. | 11. Вьюга, подъемный, въезжать, кружится, злится. |
12.На пристани. | 12.Напишешь. |
13.Стремиться (или устремляться) | 13.Багровое (или багряное) |
14.Повествование. | 14.Повествование. |
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
Дата внесения изменений | Раздел, тема | Содержание изменений | Подпись | Согласовано с зам. директора |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку, 5 класс: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// Ф...
Рабочая программа по русскому языку. 4 класс система Занкова
Рабочая программа по русскому языку. Система Занкова 4 класс 204 часа...
Пояснительная записка рабочей программы по курсу "Русский язык 4 класс"
Пояснительная записка рабочей программы по курсу "Русский язык 4 класс .1. Законы об образовании2. Цели обучения данного курса3. Критерии оценивания письменных работ4. Содержание курса (знать/уметь)5....
рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России"
рабчая программа : пояснительная записка, календарно- тематическое планирование (письмо, русский язык)...
Рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Материал содержит рабочую программу по русскому языку и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе. Программа адаптирована на основе ФК ГОС основного общего образования с у...
Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...
Рабочая программа по русскому языку СПО. Русский язык 11 класс
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01 Русский язык для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы ...