Пояснительная записка рабочей программы по курсу "Русский язык 4 класс"
рабочая программа по теме
Пояснительная записка рабочей программы по курсу "Русский язык 4 класс .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_russkomu_yazyku.docx | 31.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Русский язык» построена в соответствии с:
-Законом РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
-Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089);
-СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189);
-Законом РТ «Об образовании» (в действующей редакции);
-Законом РТ «О государственных языках в Республике Татарстан и других языках в Республике Татарстан»№ 44ЗРТ от 18.07.2004г.;
-Базисный учебный план РТ на 2012 - 2013 учебный год;
-ООП НОО НОУ «Общеобразовательная средняя школа № 23 «Менеджер» на 2011-2015гг.(с дополнениями и изменениями);
-Учебный план НОУ средняя школа №23 «Менеджер» на 2013 - 2014 учебный год.
Программа составлена на основании авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной.
Основная цель обучения русскому языку в начальной школе– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке; формирование коммуникативной компетенции.
Цель изучения русского языка в 4 классе – продолжить изучение темы «Части речи», «Предложение», формирование умения грамотно писать, используя изученные орфограммы.
Программа рассчитана на 136 часов при 4 часах в неделю (3 часа по БУП + 1 час, как часть, формируемая участниками образовательного процесса.)
Программа предусматривает административных контрольных работ -5:
входной диктант – 1, промежуточных диктантов – 3, итоговый диктант - 1; тематических диктантов - 9; тематических проверочных работ - 7; контрольных словарных диктантов - 3; контрольных списываний - 2; контрольных изложений – 1.
Для проведения контроля авторами программы предлагается тетрадь «Проверочные и контрольные работы по русскому языку для 4 класса».
Оценивание диктантов:
«5»–ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии.
«4»–ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3»–ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2»–ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
За ошибку не считаются:
-ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
-единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
-единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
-повторение одной и той же буквы в слове;
-недописанное слово;
-перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
-дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Оценивание грамматического задания:
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий.
Оценивание проверочных работ: отметки ставятся за знания теоретического материала, за учебно-языковые, правописные и речевые умения. Поскольку каждое задание демонстрирует определенное умение, то и оценивать выполнение этих заданий предполагается отдельно. Предлагается необходимый, программный, максимальный уровень заданий. Используется уровневую шкалу оценивания образовательной системы «Школа 2100»:
-необходимый уровень (базовый) - решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально»;
-повышенный уровень (программный) - решение нестандартной задачи. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
-максимальный уровень (необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи». Качественная оценка - «превосходно».
Оценивание словарных диктантов (от 12 до 20 слов):
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов);
«2» – 5 – 7 ошибок.
Контрольное списывание проводится дважды в год. Объем текста от 63 до 70 слов. Проверяя умение правильно списывать, учитель одновременно наблюдает за развитием умения самоконтроля при письме.
Оценивание контрольного списывания:
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 ошибка или 1 исправление;
«3» – 2 ошибки и 1 исправление;
«2» – 3 ошибки.
При оценивании изложения учитель обращает внимание на навык письменной речи; умение понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Содержание курса (136 ч.)
Повторение за 3 класс (13 ч.)
Знать:
-значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
– изученные орфографические правила.
-находить способ проверки написания слова;
– без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;
– выполнять фонетический разбор
-порядок разбора предложения и образец записи
Уметь:
– анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;
– применять на письме изученные орфографические правила;
– анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;
– различать произношение и написание слов;
– находить способ проверки написания слова;
– без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;
– обозначать орфограммы, изученные во 2–3 классах, в словах и между словами
– разобрать предложение (главные и второстепенные члены);
– определять виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
Чему могут научиться:
- постановка знаков препинания в предложениях; выбор алгоритма
Предложение. Текст. ( 25ч.)
Знать:
– о простом предложении, как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения;
– о стилистической роли в художественном тексте предложений с однородными членами
- порядок разбора слова как части речи, правила постановки запятой в предложениях с однородными членами.
– правила расстановки знаков препинания в сложном предложении;
– признаки отличия простого предложения с союзами от сложного предложения.
-правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.
Уметь:
– узнавать в тексте простые предложения;
– приводить примеры предложений с однородными членами;
– ставить знаки препинания в конце предложений
– применять теоретические знания о простом предложении
с однородными членами;
– «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;
– выполнять синтаксический разбор простого предложения
– использовать правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами
и, а, но;
– составлять устный рассказ на грамматическую тему по плану
-пунктуационно оформлять предложения с прямой речью
Чему могут научиться:
- Пропедевтическое введение предложений с прямой речью, показ роли таких предложений в речи
- Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять предложения с прямой речью.
Слово.
Имя существительное. (27 ч.)
Знать:
– определение имени существительного, значение и употребление;
– род имени существительного: мужской, женский, средний;
– существительные мужского и женского рода с шипящими на конце конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь);
– правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин).
Уметь:
– различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?;
-имена существительные мужского, женского и среднего рода;
– различать склонения имен существительных;
– изменять существительные по числам, падежам (падежные вопросы)
Чему могут научиться:
-работа с текстом; поиск слов на заданное условие (склонение, падеж, число и т. д.)
Имя прилагательное ( 7ч.)
Знать:
– значение и употребление имен прилагательных в речи;
– изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными;
– склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин;
– правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на ц)
- правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Уметь:
-применять правило на практике, графически обозначать орфограммы
Чему могут научиться:
-имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения.
-наблюдение над ролью имен прилагательных в художественном тексте.
-тематические группы имен прилагательных.
Глагол (21 ч.)
Знать: – значение и употребление глагола в речи;
– неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?;
– изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение);
– изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;
– правописание глаголов во 2-м лице ед. ч. алгоритм определения спряжения глагола.
Уметь:
– наблюдать за употреблением глаголов в устной и письменной речи;
– пользоваться алгоритмом
Чему могут научиться:
-глагол в роли сказуемого в предложении; -тся, -ться в глаголах.
-способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение).
Повторение за 4 класс (5 ч.)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предметов Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
- производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
Требования к уровню подготовки выпускника 4 класса
Выпускники начальной школы, прошедшие обучение по данной программе, должны овладеть базовыми знаниями и умениями, а именно:
должны знать:
- звуки и буквы гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных;
- лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов;
- признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения
(без дифференциации последних); понятие об однородных членах предложения;
- признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога;
уметь:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; разбирать простое предложение с однородными членами;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки препинания, запятую между однородными членами в изученных случаях;
- писать подробное изложение доступного текста;
- писать сочинение о себе на заданную тему;
- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90 – 100 слов) по плану, подробное сочинение на предложенную тему после соответствующей подготовки;
-использовать различные источники информации: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе электронные;
- использование полуавтоматического орфографического контроля;
- совершенствовать информационные объекты (письменные изложения, сочинения, задания типа «Продолжи текст»).
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина Русский язык. Учебник для 4 класса. - М.: Баласс, 2010;
- Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева «Русский язык», 4-й класс. Методические рекомендации для учителя. Изд.3-е, дополненное. – М.: «Баласс»,2009;
- Е.В.Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вариант 1 и 2) для 4-го класса - М.: Баласс, 2011;
- Н.А.Исаева. Рабочая тетрадь по русскому языку. 4 класс (к учебнику «Русский язык», 4 кл., Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной). – М.: Баласс, 2011;
- Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе(Методическое письмо от 19.11.98 г.);
- компьютер;
- интерактивная доска.
Список литературы
- Электронное приложение Русский язык. 3-4 классы: поурочные планы по программе «Школа 2100» (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2010
- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 4-го класса. – М.: Баласс,2003;
- Л.Ю.Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» для 4-го класса. – М.: Баласс, 2008.
-Узорова О.В. Карточки по русскому языку: 4-й класс. – М:АСТ:Астрель, 2005.
-Русский язык. Тетрадь для закрепления знаний. Сост. О.В.Романовец. – ООО «Современная школа», Минск, 2009.
Т.В.Шклярова. Сборник упражнений по русскому языку, 4 класс. – М: Грамотей, 2006.
-Тесты за курс начальной школы: русский язык, математика, окружающий мир./под ред. Ф.Ф.Лысенко. – Ростов –на-дону: Легион, 2011.
- Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 4-й класс Р.Н.Бунеева, Е.Н.Бунеевой и О.В.Прониной.
- библиотечный фонд
-словари (толковый, лингвистический, этимологический, синонимов и антонимов, фразеологизмов)
-дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса (http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий», http://school – collekction.edu.ru – единая коллекция ЦОР и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая Программа по иностранному языку (английскому языку) классы: 6А,Б,В,Г
Рабочая программа содержит планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание предмета и календарно-тематическое планирование...
Рабочая Программа по иностранному языку (английскому языку) Классы 7Б,В
Рабочая программа содержит планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание предмета и календарно-тематическое планирование....
Рабочая Программа по иностранному языку (английскому языку) Класс 11Б
Рабочая программа содержит планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание предмета и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по русскому языку СПО. Русский язык 11 класс
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01 Русский язык для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы ...
Профессиональная подготовка по профессии 19601 Швея - пояснительная записка к программе.
Профессиональная подготовка по профессии 19601 Швея - пояснительная записка к программе....
Пояснительная записка образовательной программы по профессии Швея
Опесание образовательной программы, цели, задачи, нормативные документы, содержание обучения....
Пояснительная записка образовательной программы по профессии Повар
Описание, цели, задачи, нормативные документы,содержание обучения....