Рабочая программа по русскому языку. 4 класс система Занкова
рабочая программа на тему
Рабочая программа по русскому языку. Система Занкова 4 класс 204 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r._yaz_iz_interneta_pechatat.docx | 101.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа
Русский язык
составлена на основе авторской программы
А.В.Поляковой по курсу «Русский язык»,
утверждённой Министерством образования Российской Федерации
(сборник программ для начальной школы «Система Л.В.Занкова»,
Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2009)
в соответствии с требованиями федерального компонента
Государственного стандарта начального общего образования.
Количество часов в неделю: 6
Количество часов за год: 170часа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования 2004 г., на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова – Самара: корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература», 2009. )
Основные цели:
Основной целью программы по русскому языку в 4 классе является
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к русскому языку, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи:
- адекватно воспринимать звучащую речь (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
- работать со словарями (алфавит);
- соблюдать орфоэпические нормы;
- создавать в устной и письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике;
- овладеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного речевого общения, (приветствие, прощание, благодарность, письмо другу).
Данная учебная программа написана в соответствии со «Стандартом начального общего образования по русскому языку» и строится на коммуникативно-деятельностном и социокультурном подходах к развитию школьников. В программе содержатся материалы, способствующие максимальному развитию коммуникативных способностей учащихся. В основе методики обучения лежат игровые и личностно-ориентированные технологии.
Компетентностный подход определяет следующие особенности содержания образования: оно представлено в виде трёх тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие культуру языка и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, обще-предметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Уровень сформированности личностных проявлений в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.).
Это определило необходимость выделить в календарно-тематическом планировании не только содержание знаний, которые должны быть предъявлены ученику (обязательный минимум) и сформированы у него, но и содержание практической деятельности, которое включает конкретные умения школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по русскому языку, и с учётом системы обучения класса реализуется программа базисного уровня.
С учётом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже. На ступени начальной школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и пр.
Настоящий тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся.
В соответствии с этим реализуется авторская программа «Русский язык» (автор А.В.Полякова, Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. Издательский дом «Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2009)
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
В начальной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения (в том числе информационных). Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- иллюстрированная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»;
- тренажеры по русскому языку;
- Интернет-сайты:
- www solnet. ru;
- www festival. ru;
- www kulichiki.ru.
Рабочая программа рассчитана на 153 часа в год, 5/4 ч в неделю.
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Предложение – 19 часов
Предложение. Сложное предложение. Союзы в сложных предложениях (на ознакомительном уровне).
Обобщение сведений о видах предложений (нераспространенные, распространенные, простые, с однородными членами).
Прямая речь. Кавычки перед прямой речью и после нее. Написание большой буквы в прямой речи (на ознакомительном уровне).
Второстепенный член предложения обстоятельство (ознакомление).
Местоимение – 11 часов.
Общее понятие о местоимении.
Личные местоимения 1го, 2го и 3го лица в форме единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений.
Предлоги перед личными местоимениями.
Глаголы – 57 часов
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицами числам.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Суффикс л в глаголах прошедшего времени.
Неопределенная форма глагола. Суффиксы глаголов неопределенной формы ти, ть и глаголы на чь.
Понятие о частицах (на ознакомительном уровне). Отрицательная частица не, правописание не с глаголами.
I и II спряжения глаголов. Глаголыисключения.
Правописаниеличных окончаний глаголов.
Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2го лицав единственном числе.
Неопределенная форма ться и 3е лицо тся глаголов.
Наречие (на ознакомительном уровне) – 25 часов.
Значение наречий (на ознакомительном уровне). Образованиенаречий от косвенных падежей существительных (кругом, сначала), от прилагательных с помощью суффиксов о и е.
Правописание наречий: о и е на конце наречий (горячо, певуче), на конце наречий с приставками с, из, до (справа, издалека,докрасна), о на конце наречий с приставками в, на, за (вправо,
налево, засветло).
Имя прилагательное – 36 часа.
Склонение имен прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода.
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Образование прилагательных от основ имен существительных при помощи суффиксов ск, н, ист.
Текст – 5 часов.
Определение темы текста и основной мысли; смысловыесвязи между частями текста.
Структура построения текста: зачин, средняя часть, концовка.
Расширение опыта построения текста. Термин «композиция текста» (соотношение и взаимное расположение частей, обусловленное содержанием и назначением произведения). Составление содержательного и стилистически точного продолжения к тексту
(рассказ, сказка, описание, рассуждение и т.д.). Письменные изложения.
Различные виды объявлений: почтовые бланки (переводов, телеграмм, посылок, конверты); инструкции; заявления.
Собственные сочинения учеников (репродуктивные, творческие).
Предварительный отбор материала для сочинения. Использование словарей, газет, журналов.
Составление плана к собственному сочинению.
Анализ детьми написанных работ. Редактирование сочинений.
Использование детских сочинений при изучении различных учебных дисциплин.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
к концу 4-го года обучения
Обучающиеся должны
и м е т ь о б щ е е п р е д с т а в л е н и е:
– о личных местоимениях;
– о предлогах перед местоимениями;
– о наречиях: разряды наречий по значению, правописание наречий;
з н а т ь:
– склонение прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода;
– склонение имен прилагательных во множественном числе;
– правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе;
– понятие о неопределенной форме глагола;
– изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение);
– глаголы 1–2-го спряжений;
– правописание безударных личных окончаний глаголов;
– мягкий знак после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;
– изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам;
– обозначение гласных и согласных в приставках;
– правописание частицы не с глаголами;
– правописание неопределенной формы и 3-го лица глаголов (-ться, -тся );
– виды предложений.
Учащиеся должны
у м е т ь:
– ставить знаки препинания в предложениях простых, простых с однородными членами;
– устанавливать связь слов в предложениях по вопросам, выделять главные члены предложения (основу предложения) и словосочетания;
– распознавать местоимения, определять их число и лицо;
– писать раздельно местоимение с предлогом;
– правильно писать падежные окончания прилагательных;
– подбирать к прилагательным слова, близкие и противоположные по значению;
– определять время, число и спряжение глаголов;
– спрягать глаголы, правильно писать личные окончания;
– распознавать неопределенную форму глаголов;
– писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе;
– писать не с глаголами раздельно;
– писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3-м лице глаголов;
– писать диктанты различных видов;
– объяснять орфограммы по пройденному материалу;
в л а д е т ь к о м п е т е н ц и я м и:
- коммуникативной;
- рефлексивной;
- ценностно-ориентированной;
- смыслопоисковой;
- личностного саморазвития;
с п о с о б н ы р е ш а т ь следующие жизненно-практические задачи:
– адекватно воспринимать звучащую речь (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
– работать со словарями (алфавит);
– соблюдать орфоэпические нормы;
– создавать в устной и письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике;
– овладевать нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного речевого общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Учебно-методическое обеспечение
Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство) | Методические материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля |
Русский язык. 4 класс. В 2-х частях. 2013 г. М.: Просвещение. и пособий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации. Издательство «Просвещение» | Поурочные планы по учебнику А.В. Поляковой, 2012 г. Росланова О.В. CD «Поурочные планы по русскому языку» ( содержат весь необходимый материал для проведения полноценных уроков по русскому языку в 4 классе) | Компьютерные презентации и тесты. | Контрольные работы по русскому языку. 1-4 классы с различными уровнями сложности |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ П\П | Наименование разделов и тем | Кол – во часов | Дата | Корректировка даты | Задачи. Планируемый результат и уровень освоения | Информационно-методическое обеспечение (учебник, таблицы…) | ||
Компетенции | ||||||||
Учебно-познавательная | Информа- ционная | |||||||
Базовый уровень | Повышенный уровень | |||||||
1 2 | Сложное предложение. – 4 ч. Виды предложений. | 2 | Определение изученных видов предложений | Знать признаки сложного предложения. Уметь применять графическую схему сложного предложения | Работа со справочником, схемой предложения | Таблица, схема предложения. Упр. № 1–2 | ||
3 4 23333 | Сложное предложение | 2 | Должны иметь представление о сложном предложении | Уметь узнавать сложное предложение по количеству основ | Работа со схемой предложения | Схема предложения. Упр. № 3–5 | ||
5 25 | Союзы в сложном предложении. – 10 ч. Союзы в сложном предложении Метафора. Р/р | 1 | Должны уметь устанавливать связь слов в предложении по вопросам, выделять главные члены предложения (основу предложения) и словосочетания | Знать способы соединения простых предложений в сложном | Упр. № 6–9 | |||
6 | Отличие сложного предложения от предложения с однородными членами. Образные сравнения. | 1 | Уметь применять полученные знания | Уметь находить способ проверки написания слова | ||||
7 | Отличие сложного предложения от предложения с однородными членами. | 1 | Знать орфограммы | Уметь пользоваться словарем, памятками | Работа со словарем, памятками | Орфографичес-кий словарь | ||
8 | Входной контрольный диктант. | 1 | Должны уметь определять грамматическую основупредложения и разбирать его по членам. | Формировать умение различать сложное предложение и предложение с однородными членами. | Познакомить со сложным предложением, состоящим из простых с однородными членами. | Упр. 10-12 | ||
9 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | Упр 16 | |||||
10 | Отличие сложного предложения от предложения с однородными членами. Образные сравнения. Р/р | 1 | Должны уметь определять тему текста и основную его мысль, устанавливать смысловые связи между частями текста. | |||||
11 | Сложное предложение и предложение с однородными членами. | 1 | Должны уметь ставить знаки препинания в простых предложениях, в предложениях с однородными членами, характеризовать предложения | Схема | ||||
| ||||||||
12 2212 | Сложное предложение и предложение с однородными членами. | 1 | Знать изученные орфограммы | |||||
13 14 | Проверочная работа по теме «Отличие сложных предложений от предложений с однородными членами» Работа над ошибками | 2 | Иметь представление о местоимении (общее понятие | Отличать местоимения от других частей речи, употреблять местоимения в речи | Работа с таблицей | П.Т. | ||
15 16 17 18 19 | Местоимение - 15 ч. Общее понятие о местоимении. Личные местоимения | 2 3 | Иметь представление о личных местоимениях; различать личные местоимения по родам и числам | Понимать основные значения личных местоимений | Упр. № 17- 20, таблица Упр.№ 21–28 | |||
20 21 | Склонение местоимений личных местоимений | 2 | Знать личные местоимения. Уметь распознавать личные местоимения, определять их число и лицо | Определять общее в склонении всех личных местоимений | Работа с таблицей | Упр. № 29–34, таблица | ||
22 23 24 | Склонение местоимений личных местоимений | 3 | Знать склонение личных местоимений. Уметь без ошибок списывать текст | Понимать основные значения личных местоимений | Упр. № 35–40 | |||
25 26 | Предлоги перед местоимениями. Фразеологизмы. Р/р | 2 | Иметь представление об изменении местоимений с предлогами |
| Работа с таблицей | Упр. № 41–45, таблица | ||
27 | Упражнение в употреблении и изменении местоимений в тексте. | 1 | Закрепление навыка правописания местоимений, определения их грамматического знач. | Упр.№ 46-47 | ||||
| ||||||||
28 | Сочинение из личного опыта на тему летних впечатлений. Р/р | 1 | Формирование умения определять и раскрывать тему и главную мысль собственного высказывания. | |||||
29 | Анализ сочинений. Совершенствование текста по содержанию и структуре. Р/р | 1 | Формирование умения совершенствовать текст по содержанию | Формирование умения оценить содержательную сторону текста | ||||
30 31 | Правописание гласных и согласных в приставках – 5 ч Правописание гласных в приставках | 2 | Уметь отличать правописание предлогов и приставок Знать правописание приставок. | Грамматический разбор предложения | Грамматический разбор предложения | Упр. № 48–52 | ||
32 33 | Правописание согласных в приставках | 2 | Уметь: – отличать правописание предлогов и приставок; | Грамматический разбор предложения | Грамматический разбор предложения | Упр. № 53-56 | ||
34 | Композиция текста. Р/р | 1 | Знать изученные орфо- граммы. Уметь излагать текст по плану | Упр. № 57-59 | ||||
Изменение глаголов настоящего и будущего – 8 времени по лицам и числам | Получить представление об изменении глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам | Упр. № 60-64 | ||||||
35 | Настоящее время глагола. | 1 | Получить представление о личных окончаниях глаголов в настоящем времени | Уметь определять лицо число глагола | Работа с таблицей | Упр. № 65–70; таблица | ||
| ||||||||
36 | Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам. | 1 | Иметь представление об изменении глаголов в будущем времени по лицам и числам | Упр. № 71–76, таблица | ||||
37 | Личные окончания глаголов | 1 | Уметь изменять глаголы в будущем простом и настоящем времени по лицам и числам | Работа с таблицей | Упр. № 77– 79, таблица | |||
38 39 40 41 | Будущее простое и сложное время глаголов. Изменение глаголов будущего времени по лицам и числам. | 4 | Уметь изменять глаголы глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. | |||||
42 | Контрольное списывание. | 1 | ||||||
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. - 12 ч. | Уметь изменять глаголы по родам. | Упр. № 80–83, | ||||||
442423 | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам Фразеологизмы. Р/р | 1 | Уметь изменять глаголы по родам и числам | Упр. № 84-87 | ||||
44 45 | Определение времени, лица и числа глаголов. | 2 | Уметь изменять глаголы по родам и числам | Упр. № 88-90 | ||||
| ||||||||
46 | Контрольный диктант за I четверть. | 1 | Уметь определять и раскрывать тему и главную мысль в собственном высказывании, структурно оформлять текст собственного сочинения. | Уметь совершенствовать текст по содержанию | Оценивать содержательную сторону текста | Упр. № 91 | ||
47 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | Знать изученные орфограммы. Уметь излагать текст по плану | Уметь создавать несложный текст по теме | Поур п. | |||
48 | «Время глаголов» | 1 | Уметь определять время число глаголов | Работа по выбору заданий | Упр. № 92, разноуровне-вые задания | |||
49 | Связь слов в глагольных словосочетаниях. | 1 | Знать о глагольном управлении как об одном из видов связи слов в предложении | Упр. № 95–100 | ||||
50 | Письмо. Сочинение. Р/р | 1 | Должны уметь расстанавливать знаки препинания в разных видах предложений; разбирать слова по составу; Изменять глаголы по лицам и числам в разных временах; выполнять синтаксический разбор предлож. | |||||
| ||||||||
51 | Анализ и редактирование сочинений. Р/р | 1 | Знать орфограммы | Уметь пользоваться словарем, памятками | Работа со словарем, памятками | Орфографичес-кий словарь | ||
52 | Связь слов в глагольных словосочетаниях. | 1 | Знать о глагольном управлении как об одном из видов связи слов в предложении | Упр. № 101-104 | ||||
542533 | Выборочное изложение Р/р | 1 | Знать изученные орфограммы. Уметь излагать текст по плану | Уметь создавать несложный текст по теме | Изл., сочин. эссе. 2013 Н. В.Безденежных | |||
54 | Анализ изложений. Работа над ошибками. Р/р | 1 | Знать орфограммы | Уметь пользоваться словарем, памятками | Работа со словарем, памятками | Орфографи- ческий словарь | ||
2 ч. 55 | Неопределённая форма глагола. 6 ч. Неопределённая форма глагола. | 1 | Получить представление о неопределённой форме глагола и её отличительных признаках | Упр. № 105–109 | ||||
56 | Основа глагола в неопределённой форме. | 1 | Получить представление о способах нахождения основы неопределённой формы. Уметь распознавать н. ф. глаг.форму глагола | Упр. 110–112 |
| ||||||||
57 | Роль неопределённой формы глагола в предложении. Образные сравнения. Р/р | 1 | Уметь распознавать неопределённую форму глагола | Получить представление | Упр. № 113–116 | |||
58 59 | Образование глаголов в прошедшем времени. | 2 | Получить представление о словообразующих и формообразующих суффиксах | Работа со схемами | Упр. № 117–119, схемы частей слова | |||
59 | Глаголы мужского рода в прошедшем времени. | 1 | Получить представление об отличительной особенности глаголов мужского рода прошедшего времени | Упр. № 120–122, схемы частей слова | ||||
Правописание частицы не с глаголом. - | 5 ч | Уметь писать частицу | Упр. № 123–126 | |||||
61 62 | Правописание частицы не с глаголом. | 2 | Уметь: – распознавать неопределённую форму глагола; – писать частицу не с глаголом | Получить представление | Работа с таблицей | Таблица | ||
63 | Образование глаголов. П. р. | 1 | Знать орфограммы | Работа с таблицей | Таблица | |||
| ||||||||
64 | Подробное изложение с творческим заданием. | 1 | С. 129 разр. | |||||
65 | Анализ изложений. Работа над ошибками. Р/р | 1 | Знать орфограммы | Уметь пользоваться словарем, памятками | Работа со словарем, памятками | Орфографичес-кий словарь | ||
1 и 2 спряжение глаголов. – 1 2 ч. | Получить представление | Упр. № 127–131, занимательный материал | ||||||
66 | Спряжение глаголов. Правописание ударных личных окончаний. Олицетворение. Р/р | 1 | Уметь спрягать глаголы | Работа с таблицей | Упр. № 132–134 | |||
67 | Обобщение различий окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения. | 1 | Уметь спрягать глаголы | Работа с таблицей | Упр. № 135–137 | |||
68 | Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями | 1 | Получить представление | Работа с перфокартами | Упр. № 138–142, перфокарты | |||
69 | Спряжение глаголов | 1 | Знать правописание личных окончаний глаголов. Уметь спрягать глаголы, правильно писать личные окончания | Работа с перфокартами | Упр. № 143-145, перфокарты | |||
70 | Первичное знакомство с глаголами-исключениями. | 1 | Получить представление о глаголах-исключениях. Знать глаголы-исключения I и II спряжения | Работа с рифмовкой, алгоритмом | Упр. № 146-148, алгоритм; Волина В. Заниматель-ный материал | |||
71 72 | Спряжение глаголов | 2 | Знать правописание личных окончаний глаголов. | Работа с перфокартами | Упр. 149-150, перфокарты | |||
| ||||||||
73 74 75 | Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями. | 3 | Уметь спрягать глаголы, правильно писать личные окончания | Работа с перфокартами | Упр. № 151-152 | |||
76 | Глаголы-исключения. | 1 | Знать глаголы-исключения | Упр.№ 153-156 | ||||
77 | Глаголы-исключения. | 1 | Знать глаголы-исключения | Упр.№ 157-160 | ||||
Правописание безударных окончаний глаголов. – 9 ч. | Знать алгоритм для правильного написания безударных окончаний глаголов | Владеть способами определения спряжения глагола | Работа с алгоритмом | Упр. № 164–167 | ||||
78 79 80 | Правописание безударных окончаний глаголов. | 3 | Знать признаки изучаемой части речи. | Работа с перфокартами | Упр. 168–171 | |||
81 82 83 84 | Правописание безударных окончаний глаголов. Контрольный диктант за 1-е полугодие Р. о. | 2 2 | Уметь: – писать «ь» после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе; – писать -ться в неопределённой форме глагола и -тся в 3-м лице глагола | Работа с перфокартами | Упр. № 172–174 | |||
85 | Правописание безударных окончаний глаголов. | 1 | Уметь писать под диктовку текст, который читают законченными целостными фразами | |||||
| ||||||||
86 | Проверочная работа по теме «Спряжение глагола» | 1 | Уметь объяснять орфограммы по пройденному материалу | Работа с памятками | Памятки | |||
Наречие. 6ч. | Уметь применять полученные знания | Уметь находить способ проверки написания слова | Узорова О. В., Нефедова Е. А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.: Аквариум, 1997 | |||||
87 88 | Наречие. | 2 | Уметь объяснять орфограммы по пройденному материалу | Работа с памятками | Памятки | |||
89 90 | Наречие. | 2 | Иметь представление о наречиях как неизменяемой части речи | Представление об основных признаках наречий – их неизменяемости и примыкании к другим частям речи | Работа с таблицей | Упр. № 177-180, таблица | ||
91 92 | Основные признаки наречий. | 2 | Иметь представление об основных признаках наречий: неизменяемость и примыкание к другим частям речи | Получить общее представление о наречиях, об основных признаках наречий – неизменяемость и примыкание к другим частям речи | Упр.№ 181 - 185, таблица | |||
Значение наречий. – 4 ч. | Иметь представление о наречиях. | Знать разряды наречий по значению, правописание наречий. | Упр. 186–187, таблица разрядов. | |||||
| ||||||||
93 94 | Значение наречий. | 2 | Знать: – запас слов, необходимых для учебного и бытового общения; – разряды наречий по значению, правописание наречий | Знать разряды наречий по значению, правописание наречий. Уметь составлять предложения с наречиями | Работа с перфокартами | Упр. 188–192 | ||
95 96 | Значение наречий. | 2 | Иметь представление о наречиях как неизменяемой части речи | Представление об основных признаках наречий – их неизменяемости и примыкании к другим частям речи | Работа с таблицей | Упр. № 193–195, перфокарты | ||
3 ч. | Образование наречий – 4 ч. | Получить представление об образовании наречий от прилагательных | Работа с таблицей | Упр. № –200, таблица | ||||
97 98 | Образование наречий от прилагательных. | 2 | Знать способы образования наречий | Работа с текстом | Упр. № 205–209 | |||
99 100 | Образование наречий от косвенных падежей существительных. | 2 | Знать способы образования наречий | Работа с текстом | Упр. № 210–213 | |||
Правописание наречий. – 7ч. | Знать: -о, -е пишется на конце наречий с приставками -а на конце наречий | Работа с памятками, текстом, словарем, схемой | Упр. 214–217, памятки | |||||
| ||||||||
101 | Правописание наречий с приставками. | 1 | Уметь писать наречия: -о, -е на конце наречий с приставками с-, из-, до-, -а на конце наречий с приставками в-, на-, за- | Работа с памятками, текстом, словарем, схемой | Упр. № 218–221 | |||
102 | Правописание наречий с приставкой по-. | 1 | Знать: -о, -е пишется на конце наречий с приставками -а на конце наречий Уметь писать наречия: -о, -е на конце наречий -а на конце наречий | Работа с памятками, текстом, словарем, схемой | Упр. № 222–223 | |||
103 | Правописание наречий. Закрепление. | 1 | Знать: -о, -е пишется на конце наречий с приставками -а на конце наречий Уметь писать наречия: -о, -е на конце наречий -а на конце наречий | Работа с памятками, текстом, словарем, схемой | Карточки | |||
| ||||||||
104 | Контрольный диктант по теме «Правописание наречий» | 1 | Знать способы образования наречий | |||||
105 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | Уметь применять правила | Работа с памятками | Памятки | |||
106 | Сочинение на основе личного опыта. Р/р | 1 | Уметь создавать в устной и письменной форме несложный текст по интересующей теме | |||||
107 | Редактирование сочинения. Р/р | 1 | Знать орфограммы | Уметь пользоваться словарем, памятками | Работа со словарем, памятками | Орфографичес-кий словарь | ||
Второстепенные члены предложения. – 10 ч. Обстоятельство. | Иметь представление об обстоятельстве и его отличии от дополнения | Работа со схемой | Упр. № 223–228, схемы | |||||
108 109 | Второстепенный член предложения. Обстоятельства места. | 2 | Уметь отличать обстоятельство от дополнения | Работа со схемой | Упр.№ 229–232, схемы | |||
110 | Второстепенные члены предложения. Обстоятельства и дополнения. | 1 | Уметь: – разбирать предложения по членам; – группировать выделенные слова по частям речи | Уметь группировать второстепенные члены предложения по типам | Работа со схемой | Упр. № 233–236 | ||
111 | Второстепенный член предложения. Обстоятельства времени | 1 | Уметь определять члены предложения | Иметь представление об обстоятельствах времени, учиться определять их в тексте | Работа со схемой | Упр. № 237–240, схемы | ||
| ||||||||
112 | Обстоятельства образа действия | 1 | Уметь разбирать предложение по членам | Получить представление об обстоятельствах образа действия | Упр. № 245–248 | |||
113 114 115 | Второстепенный член предложения – обстоятельство. Закрепление. | 3 | Уметь разбирать предложения по членам. Устанавливать взаимосвязь слов в предложении по вопросам | Уметь: – классифицировать обстоя- тельства по видам; – различать дополнения и обстоятельства | Работа с таблицей, схемой, текстом | Упр. № 249–250, таблица, схема, схема предложения | ||
116 117 | Сжатое изложение по рассказу. Р/р Анализ изложений. Работа над ошибками. Р/р | 2 | Уметь сжимать текст для краткого пересказа | Работа с текстом | Карточки | |||
117 | Уметь находить способ проверки написания слова | Работа с текстом, алгоритмами | Текст, алгоритмы | |||||
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным на конце. 7 ч. | Иметь представление о склонении прилагательных мужского и среднего рода с твердой основой. | Работа с таблицей | Упр. 251–256; | |||||
119 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным на конце. | 3 | Уметь: – определять род и число прилагательного, выделять основу; – поставить прилагательное в нужном падеже, определить род и падеж; – подбирать однокоренные слова | Знать о связи согласования. Уметь составлять и грамотно записывать предложения с данными словосочетаниями | Работа с таблицей | Упр. № 257–260, таблица. | ||
| ||||||||
121 122 123 124 | Склонение прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой. | 4 | Иметь представление о склонении прилагательных мужского и среднего рода с твердой основой. | Знать о связи согласования. Уметь составлять и грамотно записывать предложения с данными словосочетаниями | Работа с таблицей | Упр. 261–264 | ||
Склонение прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы. 6 ч. | Уметь: – поставить прилагательные в нужном падеже, указать род число и падеж прилагательного; – находить в тексте прилагательные женского рода с твёрдой основой, выделять у них окончания и обозначать падеж; | Работа с таблицей | Упр. № 271-276, таблица; | |||||
125 126 | Склонение прилагательных женского рода с твердым согласным на конце. | 2 | Уметь: – поставить прилагательные в нужном падеже, указать род число и падеж прилагательного; – находить в тексте прилагательные женского рода с твёрдой основой, выделять у них окончания и обозначать падеж; | Работа с таблицей | Упр. № 277–281 | |||
| ||||||||
127 128 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных женского рода с твёрдой основой | 2 | Уметь: – склонять имена прилагательные; – составлять и записывать предложения с данными словосочетаниями; – определять падеж, число и род имен прилагательных. Иметь представление о способе проверки падежных окончаний имён прилагательных с помощью вопроса | Уметь группировать синонимы | Работа с таблицей, алгоритмом | Упр. 265–268, алгоритмы; № 269–272, таблица | ||
129 | Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён прилагательных» | 1 | Уметь: – составлять и записывать предложения с данными словосочетаниями; – определять падеж, число и род имен прилагательных | Работа с текстом | ||||
130 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | Уметь находить способ проверки написания слова | Работа с текстом, алгоритмами | ||||
| ||||||||
Склонение прилагательных во множественном числе – 5 ч. | Знать о склонении прилагательных во множественном числе, словосочетании. Уметь: – определять род, число, падеж прилагательного; – определять наречия в тексте; – группировать прилагательные по падежам | Уметь: – просклонять словосочетания существительных с прилагательными; – определять вид текста (описание, повествование) | Работа с таблицей | Упр. № 282–287; | ||||
131 132 133 134 135 | Склонение прилагательных во множественном числе Сочинение по картине. | 3 2 | Знать о склонении прилагательных во множественном числе, словосочетании. Уметь: – определять род, число, падеж прилагательного; – определять наречия в тексте; – группировать прилагательные по падежам | Уметь: – просклонять словосочетания существительных с прилагательными; – определять вид текста (описание, повествование) | Работа с таблицей | Упр. № 288–289; | ||
Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой 7 ч. | Иметь представление о склонении прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. Уметь разобрать предложение по членам предложения и частям речи | Работа с таблицей | Упр. 290–294, таблица | |||||
| ||||||||
136 | Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. Родительный падеж. | 1 | Иметь представление о правописании окончаний прилагательных в родительном падеже, о переходе прилагательного в существительное | Работа с таблицей | Упр. 295–298, таблица | |||
137 138 | Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. Дательный падеж | 2 | Иметь представление о правописании окончаний прилагательных в дательном падеже | Работа с таблицей | Упр. № 299–301 | |||
139 | Изложение текста по самостоятельно составленному плану. Р/р | 1 | Уметь составлять текст- повествование | Работа с текстом | ||||
140 | Анализ изложений. Работа над ошибками. Р/р | 1 | Уметь находить способ проверки написания слова | Работа с текстом, алгоритмами | Текст, алгоритмы | |||
141 142 | Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. | 2 | Иметь представление о правописании окончаний прилагательных в творительном падеже | Работа с таблицей | Упр. № 302–304, таблица | |||
Склонение прилагательных женского рода с мягкой основой - 7 ч. | Иметь представление о склонении прилагательных женского рода с мягкой основой. Уметь: – определять падеж прилагательного, выделять его окон-чание; – определять в тексте эпитеты | Работа с книгой | Упр. № 305–310 | |||||
| ||||||||
143 144 | Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода с мягкой основой. | 2 | Уметь: – записывать предлож. с заданными словосочет.; – писать окончания имён прилагательных женско- го рода в винительном и творительном падежах | Работа с книгой | Упр. № 311–314 | |||
145 146 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных и способы их проверки | 2 | Уметь: – сопоставить алгоритм проверки правописания падежных окончаний прилагательных; – находить в тексте слова с переносным значением | Работа над составлением алгоритма | Упр. № 315–317, алгоритм | |||
147 | Склонение имён прилагательных с мягким согласным на конце основы. | 1 | Уметь грамотно писать падежные окончания имён прилагательных | Работа с книгой | Упр. № 318-324 | |||
148 | Контрольный диктант за III четверть. | 1 | Уметь применять полученные знания | Уметь находить способ проверки написания слова | ||||
149 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | Знать орфограммы | Уметь пользоваться словарем, памятками | Работа со словарем, памятками | Орфографичес-кий словарь | ||
Склонение прилагательных во множественном числе - 5 | Уметь: – склонять имёна прилагательные во множественном числе; | Уметь находить в тексте эпитеты | Работа с книгой | Упр. № 325–328; | ||||
| ||||||||
150 151 | Правописание падежных окончаний. Различие именительного и винительного падежей. | 2 | Уметь: – склонять имёна прилагательные во множественном числе; | Уметь находить в тексте эпитеты | Работа с книгой | Упр. № 322–324; | ||
152 153 | Родительный, дательный, предложный падежи имён прилагательных во множественном числе. | 2 | Уметь: – обобщить падежные окончания прилагательных в родительном, дательном и предложном падежах множественного числа; – объяснять правописание падежных окончаний прилагательных | Работа с книгой | Упр. № 325 -328 | |||
154 | Правописание окончаний имён прилагательных во множественном числе. | 1 | Уметь: – склонять имёна прилагательные во множественном числе; | |||||
4 ч. | Образование имён прилагательных от основ существительных при помощи суффикса – 8 ч | Уметь образовывать прилагательные от основ существительных при помощи суффиксов | Получить представление о способе образования имени прилагательного от основы имени существительного при помощи суффикса | Работа со словообразова-тельным словарём. Наблюдение за образованием прилагательных | Упр. 329–334, словарь; | |||
| ||||||||
155 156 157 | Образование имён прилагательных от основ существительных при помощи суффикса | 3 | Уметь образовывать прилагательные от основ существительных при помощи суффиксов | Получить представление о способе образования имени прилагательного от основы имени существительного при помощи суффикса | Работа со словообразова-тельным словарём. Наблюдение за образованием прилагательных | Упр. 335–336, словарь; | ||
158 | Сочинение с элементами описания: «Моя мама». Р/р | 1 | Уметь создавать несложные тексты на заданную тему | |||||
159 160 | Редактирование сочинений. Работа над ошибками. Р/р | 2 | Уметь находить разные способы проверки написания слов | |||||
161 | Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён при-лагательных» | 1 | Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Работа с текстом | ||||
162 | Работа над ошибками. | 1 | Уметь: – применять алгоритм проверки правописания падежных окончаний прилагательных; – находить в тексте слова с переносным значением | Работа с текстом | ||||
| ||||||||
Правописание глаголов с суффиксами -ся, -сь. 5 ч. | Знать о правописании глаголов с суффиксами -ся, -сь. Уметь: – составлять нераспространён-ные предложения с данными глаголами; – разбирать слова по составу; – писать глаголы с суффиксами -ся, -сь | Работать со словообразова-тельным словарём | Упр. № 338–346, словарь | |||||
163 164 165 166 167 | Правописание глаголов с суффиксами -ся, -сь | 5 | Знать о правописании глаголов с суффиксами -ся, -сь. | Упр. 347–349; словарь | ||||
Правописание «ь» в глаголах 2-го лица- 4 ч. | Уметь: – определять лицо и число глаголов; – правильно писать окончания глаголов 2-го лица единственного числа | Упр. № 350–352; | ||||||
168 169 170 171 | Правописание «ь» в глаголах 2-го лица | 4 | Уметь: – определять лицо и число глаголов; – правильно писать окончания глаголов 2-го лица единственного числа | Упр. № 350–352; | ||||
| ||||||||
Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3 лице. 10 ч. | Знать о правописании глаголов в неопределённой форме | Работа с орфографическим словарем. Работа с текстом | Упр. 353–359, словарь. | |||||
172 173 174 175 176 177 | Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице | 6 | Знать о правописании глаголов в 3-м лице. Уметь: – находить в тексте сложные предложения с однородными членами; – писать глаголы в неопределённой форме и в 3-м лице, | Упр. толковый словарь. | ||||
178 | Творческое продолжение текста-повествования «Лоська» по В.Чаплиной. Р/р | 1 | ||||||
179 | Работа над ошибками. Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице. Повторение. | 1 | Упр. | |||||
180 | Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице» | 1 | Уметь применить имеющиеся знания на практике | Работа с текстом | ||||
181 | Работа над ошибками. Повторение изученного материала. | 1 | Применять алгоритм проверки правописания | Работа с текстом | ||||
Простое и сложное предложения –8 ч. | Уметь: – выделять главные члены предложения; – находить в тексте однородные члены предложения | Упр. 369–375, схемы | ||||||
| ||||||||
182 183 | Сопоставление простого и сложного предложений. | 2 | Уметь: – составлять и записывать простое предложение с однородными членами; – выделять в тексте однородные члены предложения; – грамотно писать личные окончания глаголов и падежные окончания существительных | Уметь классифицировать предложения | Наблюдение за составом предложений | Упр. № 376–380 | ||
184 185 | Постановка знаков препинания в сложных предложениях. | 2 | Уметь классифицировать предложения. Знать правила пунктуации в сложных предложениях и в предложениях с однородными членами | Уметь разбивать на группы части речи (изменяемые и неизменяемые) | Наблюдение за составом предложений | Упр. № 385–387 | ||
186 187 | Простое и сложное предложения | 2 | Уметь записать по памяти предложения, расставить знаки препинания; объяснить изученные орфограммы | Наблюдение за составом предложений | Упр. № 388–391 | |||
188 | Контрольный диктант по теме: «Простые и сложные предложения». | 1 | Уметь применить имеющиеся знания на практике | Работа с текстом | ||||
189 | Работа над ошибками. Повторение изученного материала. | 1 | Применять алгоритм проверки правописания | Работа с текстом | ||||
| ||||||||
190 | Речь. - 15 ч. Текст. Определение темы текста и основной мысли. Смысловые связи между частями текста. Р/р | 1 | Уметь: – выделять главную мысль рассказа; – составить план рассказа; – определить спряжение глаголов; – определить вид текста по стилю | Работа с текстом | Упр. № 390 -394 | |||
191 | Текст. Разговорные, деловые, художественные тексты. Р/р | 1 | Уметь определить вид текста по стилю (деловой, художественный, разговорный) | Работа с книгой | Упр. № 395–399 | |||
192 | Контрольное списывание | 1 | ||||||
193 | Работа над ошибками. Прямая речь. | 1 | Иметь представление о прямой речи | Работа с книгой | Упр. № 400- 401 | |||
194 195 | Знаки препинания при прямой речи | 2 | Уметь: – соблюдать орфоэпические нормы русского языка; – определять спряжение глагола; – определять главную мысль текста | Уметь:– находить в речи олицетворения; – выделять в тексте основную мысль; – определять время глагола; – находить в тексте образные сравнения | Работа со схемой | Упр. № 402 - 408 | ||
196 | Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи | 1 | Уметь применить имеющиеся знания на практике, соблюдать нормы орфографии и пунктуации | Работа с текстом | ||||
| ||||||||
197 | Вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания на конце прямой речи | 1 | Применять алгоритм проверки правописания | Работа с текстом | ||||
198 | Итоговый контрольный диктант за год | 1 | Иметь представление о прямой речи | Работа с книгой | ||||
199 | Работа над ошибками. | 1 | Уметь различать и соблюдать интонацию основных типов предложений. Знать типы предложений по цели высказывания и структуре | Работа с учебником литературы | ||||
200 | Контрольное изложение. Р/р | 1 | Уметь применить изученные нормы орфографии и пунктуации | Работа с текстом | ||||
201 | Анализ изложений. Работа над ошибками. Р/р | 1 | Знать виды предложений. Уметь различать и соблюдать интонацию основных типов предложений | Иметь представление о знаках препинания при прямой речи | Работа с книгой | |||
202 | Обобщающий урок по теме «Речь» | 1 | Уметь применить имеющиеся знания на практике | Работа с текстом, с дополнительной литературой | ||||
203 204 | Повторение . | 2 |
Список литературы
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы. Книга для учащихся. Москва. Просвещение, 1995.
- Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Книга для учителя. Дидактические игры и
занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы - М.: «Просвещение». - АО «Учебная литература», 1995.
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 144с.
- Волина В.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Русский язык. «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
- Ерёмина О.А. Всякому мила родная сторона. Тематический словарь. Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. – 48 с.
- Ерёмина О.Е. От макушечки до пят. Тематический словарь. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2003. – 64с.
- Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка. Пособие для учащихся. Москва. «Просвещение», 1981.
- Литвинова Е.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М.: «Интеллект центр», 2007. -97с.
- Львов МР. Школьный словарь антонимов русского языка. Издательство «Просвещение», 1981.
- Львов Т.Р. Словарик синонимов и антонимов. Москва. Издательство «Вентатаграф», 1995.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, «Русский язык». 1989.
- Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов. Пособие для учащихся. Москва. «Просвещение», 1983.
- Рик Т. Доброе утро, Имя прилагательное, - М.: РИО «Самовар», 1994.
- Рик Т. Здравствуй, дядюшка глагол! - М.: РИО «Самовар», 1995.
- Рик Т. Здравствуйте, имя существительное!- М.: РИО «Самовар», 1994.
12.Соколовская С.М. Словарь в ребусах и загадках русский язык. 1-4, Издательский центр «Взгляд», 2002.
13 Соловьёва З.И. Русский язык. Карточки для опроса учащихся 4 класс. – М., Верум – М, 2001. – 96 с.
14. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Пояснения для учителя. Москва, 1998.
15. Правило В.И. Словарная работа на уроках русского языка в 4 классе. Методическое пособие.–Самара:Издательский дом «Фёдоров», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку, 5 класс: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// Ф...
Учебная рабочая программа по русскому языку для системы НПО
Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО на основе программы Гольцовой Н.Г....
Учебная рабочая программа по русскому языку для системы НПО
Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО на основе программы Гольцовой Н.Г....
рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России"
рабчая программа : пояснительная записка, календарно- тематическое планирование (письмо, русский язык)...
Рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Материал содержит рабочую программу по русскому языку и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе. Программа адаптирована на основе ФК ГОС основного общего образования с у...
Рабочая программа по русскому языку для студентов по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
Рабочая программа по русскому языку разработана согласно примерной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС специальности (специальностям) среднего профессионального образовани...
Рабочая программа по русскому языку СПО. Русский язык 11 класс
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01 Русский язык для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы ...