3 правды в пьесе М. Горького
план-конспект урока
Педагогические технологии:
1.Эвристическая: эвристическая беседа.
2.Технология творческого развития учащихся.
3.Гуманно-личностная технология.
4.Проблемное обучение: создание проблемной ситуации.
5.Интерактивные подходы: творческие задания, работа в малых группах, ролевая игра.
Задачи:
1.Развивать навыки работы в группах.
2.Развивать навыки самостоятельно формулировать, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
3.Развивать навыки самостоятельного подбора материала к индивидуальному выступлению.
Цели:
- Образовательная – выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова.
- Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся по отношению к такому понятию как «правда»; создать ситуации, при которых учащихся поймут, что из любого сложного положения есть выход.
- Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.
Оборудование: слайдовый материал, компьютер, экран, изображения героев пьесы, портрет М. Горького
Методические приемы: учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_pravdy_v_pese_m._gorkogo.docx | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Ногинский колледж»
Конспект открытого урока по литературе с элементами
коммуникативного обучения по теме: «Три правды в пьесе М.
Горького «На дне»».
Разработан преподавателем
Воителевой Н. В.
Согласовано с методистом
Прокофьевой О.А.
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
№______ от___________ 2020 г.
2020 год
У Т В Е Р Ж ДА Ю
Зам.директора по УМР
Г БПОУ МО
«Ногинский колледж»
_____________А.В. Артёмова
«______» ______________2020 г.
Преподавателю учебных дисциплин «Русский язык и литература» Воителевой Н. В. провести в группе 2 ПР (2 курса, по профессии: () Парикмахер 17 октября 2020 г. открытый урок по литературе по теме:
«Три правды в пьесе М. Горького «На дне»».
Председатель предметной цикловой комиссии
Общеобразовательные дисциплины и дисциплины цикла ОГСЭ».
___________ Е.М. Селина
Ногинск, 2020 год
Педагогические технологии:
#1069;вристическая: эвристическая беседа.
#1058;ехнология творческого развития учащихся.
#1043;уманно-личностная технология.
#1055;роблемное обучение: создание проблемной ситуации.
#1048;нтерактивные подходы: творческие задания, работа в малых группах, ролевая игра.
Задачи:
#1056;азвивать навыки работы в группах.
#1056;азвивать навыки самостоятельно формулировать, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
#1056;азвивать навыки самостоятельного подбора материала к индивидуальному выступлению.
Цели:
- Образовательная – выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова.
- Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся по отношению к такому понятию как «правда»; создать ситуации, при которых учащихся поймут, что из любого сложного положения есть выход.
- Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.
Оборудование: слайдовый материал, компьютер, экран, изображения героев пьесы, портрет М. Горького
Методические приемы: учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.
ХОД УРОКА
Каждый, кто любит правду, приходит к свету; он не боится обнаружить дела свои.
Леви Х. Доулинг
I. Вступительное слово учителя
– Сегодняшний наш урок я предлагаю посвятить вопросу, который, пожалуй, является основным в пьесе «На дне». Я надеюсь, что произведение, которое было создано почти сто лет назад, не потеряло своей актуальности и по сей день, и мы с вами, думаю, в этом убедимся.
Пожалуйста, обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока, и постарайтесь озвучить тему урока, исходя из содержания данных строчек (Презентация, слайды № 1, 2).
(Ключевое слово здесь «правда», поэтому речь, скорее всего, пойдет о правде)
– Да, речь пойдет о правде, но правда бывает разная – частная, житейская, для себя, а бывает – мировоззренческая, т.е. она лежит в основе жизненных принципов человека. Мы сегодня поговорим о последней. На предыдущем уроке вы получили задание: представить троих героев пьесы – Сатина, Луку, Бубнова по следующему плану:
- Значение имени, фамилии героя для понимания его образа.
- Как оказался в ночлежке?
- Как относится к окружающим?
- Отношение к «правде».
– Последний пункт, конечно, самый важный, я надеюсь, вы уделили ему особое внимание.
II. Актуализация опорных знаний
1) Обратите, пожалуйста, внимание на данные изображения. Я предлагаю их использовать в качестве эмблем для ваших творческих групп. Вы должны выбрать свое изображение и, конечно, объяснить свой выбор (Приложение 1, Презентация, слайд № 3).
Итак, у нас три творческие группы, представляющие правду Луки, Сатина, Бубнова. Но это не значит, что вы на самом деле придерживаетесь точки зрения ваших героев. В течение урока вы можете передумать.
2) Главное правило урока литературы: нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания самого произведения. Предлагаю вам маленькую разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому она принадлежит (Приложение 2).
- «На что совесть? Я не богатый». (Бубнов)
- «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…» (Лука)
- «Образование – чепуха, главное – талант!» (Актер)
- «Мало знать, ты понимай…» (Наташа)
- «Надоели мне, брат, все человеческие слова…все наши слова – надоели!» (Сатин)
- «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ». (Костылев)
- «Любить живых надо, живых». (Лука)
- «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай – все сотрется!» (Бубнов)
- «Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!» (Сатин)
(Учитель комментирует уровень знания текста)
– Перед тем, как предоставить слово первой творческой группе, напоминаю главное правило публичного выступления: «Краткость – сестра таланта», выступления должны быть лаконичными и по существу.
III. Выступление учащихся
Все выступления проходят по одной схеме: защиту жизненных принципов героя организуют четыре ученика. Первые представляют героя, а четвертый говорит от имени самого литературного персонажа, используя в своей речи цитаты из текста. Далее следует по одному вопросу от групп-оппонентов.
Выступление первой группы. «Правда Сатина»
- «Все – в человеке, все для человека. Существует только человек, Все же остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век – это великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…»
- «Что такое правда? Человек – вот правда!»
- «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» (Презентация, слайд № 4).
Выступление второй группы. «Правда Бубнова»
- «На что мне совесть? Я – не богатый!»
- «Люди все живут… как щепки по реке плывут…»
- «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…»
- «Все люди на земле лишние…»
- «Все сказки» (Презентация, слайд № 5).
Выступление третьей группы. «Правда Луки»
- «Христос всех жалел и нам велел».
- «Во что веришь, то и есть…»
- «Человек – все может… Лишь бы захотел…»
- «…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»
- «Любить – живых надо…живых…»
- «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…» (Презентация, слайд № 6, Приложение 3).
IV. Ролевая игра
– Ребята, сейчас я предлагаю вам «примерить» правду героев М. Горького на нашу реальность. Перед вами девушка, которая всегда училась на «4» и «5», и вдруг сдала ЕГЭ по русскому языку на «2». Помогите ей, исходя из вашего образа, пережить этот трудный момент. А она решит, чьи слова утешения ей, действительно, помогли.
(Это задание-ловушка, ведь Сатин и Бубнов утешать людей не могут и не хотят, ребята должны проговорить это, если, конечно, поняли жизненную позицию своих героев до конца).
V. Подведение итогов
– Сегодня мы с вами, ребята, убедились в том, что правда у каждого человека своя (Презентация, слайд № 7). Возможно, вы в своем возрасте еще не решили, каких жизненных принципов вы будете придерживаться в дальнейшей жизни, но я почему-то уверена в том, что вы сделаете верный выбор. Спасибо за работу.
VI. Домашнее задание
– Подготовить фактический материал к классному сочинению по теме «Правда в пьесе М. Горького «На дне»».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы правды и веры в пьесе М.Горького «На дне».
Урок "Вопросы правды и веры в пьесе М.Горького "На дне" построен на дифференциации уровней литературного развития студентов....
Тест по теме "М.Горький"
Задания по жизни и творчеству М.Горького....
«Преступление Раскольникова и «правда» Сони Мармеладовой» в идеологическом романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
ПЛАНурока теоретического обученияпо предмету «Литература» Преподаватель: Вознюк О.Л. Место проведения: кабинет литературы № 9 Тема урока: «Преступление Раскольникова и «правда» Со...
Пьесы современных композиторов в репертуаре ДШИ. Методический разбор пьес Н. Тороповой.
В настоящее время обучение фортепианному искусству немыслимо без произведений современных композиторов. Каждое произведение...
конспект урока с элементами презентации. "Жизненный и творческий путь А.М.Горького. Романтизм в рассказах писателя".
Конспект урока с элементами презентации и тестом по теме "Жизненный и творческий путь А.М.Горького. Романтизм в рассказах писателя"...
Романтические произведения M. Горького.
Данный материал предназначен не только для учителей русского языка и литературы, но и для студентов, обучающихся по педагогической специальности....
Горькая правда о сладком лимонаде!
внеклассное мероприятие по теме: "Горькая правда о сладком лимонаде". Адресовано ученикам 8-9 классов....