3 правды в пьесе М. Горького
план-конспект урока

 

Педагогические технологии:

1.Эвристическая: эвристическая беседа.

2.Технология творческого развития учащихся.

3.Гуманно-личностная технология.

4.Проблемное обучение: создание проблемной ситуации.

5.Интерактивные подходы: творческие задания, работа в малых группах, ролевая игра.

Задачи:

1.Развивать навыки работы в группах.

2.Развивать навыки самостоятельно формулировать, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

3.Развивать навыки самостоятельного подбора материала к индивидуальному выступлению.

Цели:

  • Образовательная – выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова.
  • Воспитательная –  содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся  по отношению к такому понятию как «правда»; создать ситуации, при которых учащихся поймут, что из любого сложного положения есть выход.
  • Развивающая –  формирование навыков работы в группе,  публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.

Оборудование: слайдовый материал, компьютер, экран, изображения героев пьесы, портрет М. Горького

Методические приемы: учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_pravdy_v_pese_m._gorkogo.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Ногинский колледж»

Конспект открытого урока по литературе с элементами

коммуникативного обучения по теме: «Три правды в пьесе М.

Горького «На дне»».

Разработан преподавателем

Воителевой Н. В.

Согласовано с методистом

Прокофьевой О.А.

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

№______ от___________ 2020 г.

2020 год

У Т В Е Р Ж ДА Ю

Зам.директора по УМР

Г БПОУ МО

«Ногинский колледж»

_____________А.В. Артёмова

«______» ______________2020 г.

Преподавателю учебных дисциплин «Русский язык и литература» Воителевой Н. В. провести в группе 2 ПР (2 курса, по профессии: () Парикмахер 17 октября 2020 г. открытый урок по литературе по теме:

«Три правды в пьесе М. Горького «На дне»».

Председатель предметной цикловой комиссии

Общеобразовательные дисциплины и дисциплины цикла ОГСЭ».

___________ Е.М. Селина

Ногинск, 2020 год

Педагогические технологии:

#1069;вристическая: эвристическая беседа.

#1058;ехнология творческого развития учащихся.

#1043;уманно-личностная технология.

#1055;роблемное обучение: создание проблемной ситуации.

#1048;нтерактивные подходы: творческие задания, работа в малых группах, ролевая игра.

Задачи:

#1056;азвивать навыки работы в группах.

#1056;азвивать навыки самостоятельно формулировать, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

#1056;азвивать навыки самостоятельного подбора материала к индивидуальному выступлению.

Цели:

  • Образовательная – выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова.
  • Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся по отношению к такому понятию как «правда»; создать ситуации, при которых учащихся поймут, что из любого сложного положения есть выход.
  • Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.

Оборудование: слайдовый материал, компьютер, экран, изображения героев пьесы, портрет М. Горького

Методические приемы: учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

ХОД УРОКА

Каждый, кто любит правду, приходит к свету; он не боится обнаружить дела свои.

Леви Х. Доулинг

I. Вступительное слово учителя

– Сегодняшний наш урок я предлагаю посвятить вопросу, который, пожалуй, является основным в пьесе «На дне». Я надеюсь, что произведение, которое было создано почти сто лет назад, не потеряло своей актуальности и по сей день, и мы с вами, думаю, в этом убедимся.
Пожалуйста, обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока, и постарайтесь озвучить тему урока, исходя из содержания данных строчек (
Презентация, слайды № 1, 2).

(Ключевое слово здесь «правда», поэтому речь, скорее всего, пойдет о правде)

– Да, речь пойдет о правде, но правда бывает разная – частная, житейская, для себя, а бывает – мировоззренческая, т.е. она лежит в основе жизненных принципов человека. Мы сегодня поговорим о последней. На предыдущем уроке вы получили задание: представить троих героев пьесы – Сатина, Луку, Бубнова по следующему плану:

  1. Значение имени, фамилии героя для понимания его образа.
  2. Как оказался в ночлежке?
  3. Как относится к окружающим?
  4. Отношение к «правде».

– Последний пункт, конечно, самый важный, я надеюсь, вы уделили ему особое внимание.

II. Актуализация опорных знаний

1) Обратите, пожалуйста, внимание на данные изображения. Я предлагаю их использовать в качестве эмблем для ваших творческих групп. Вы должны выбрать свое изображение и, конечно, объяснить свой выбор (Приложение 1, Презентация, слайд № 3).
Итак, у нас три творческие группы, представляющие правду Луки, Сатина, Бубнова. Но это не значит, что вы на самом деле придерживаетесь точки зрения ваших героев. В течение урока вы можете передумать.

2) Главное правило урока литературы: нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания самого произведения. Предлагаю вам маленькую разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому она принадлежит (Приложение 2).

  • «На что совесть? Я не богатый». (Бубнов)
  • «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…» (Лука)
  • «Образование – чепуха, главное – талант!» (Актер)
  • «Мало знать, ты понимай…» (Наташа)
  • «Надоели мне, брат, все человеческие слова…все наши слова – надоели!» (Сатин)
  • «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ». (Костылев)
  • «Любить живых надо, живых». (Лука)
  • «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай – все сотрется!» (Бубнов)
  • «Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!» (Сатин)

(Учитель комментирует уровень знания текста)

– Перед тем, как предоставить слово первой творческой группе, напоминаю главное правило публичного выступления: «Краткость – сестра таланта», выступления должны быть лаконичными и по существу.

III. Выступление учащихся

Все выступления проходят по одной схеме: защиту жизненных принципов героя организуют четыре ученика. Первые представляют героя, а четвертый говорит от имени самого литературного персонажа, используя в своей речи цитаты из текста. Далее следует по одному вопросу от групп-оппонентов.

Выступление первой группы. «Правда Сатина»

  • «Все – в человеке, все для человека. Существует только человек, Все же остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век – это великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…»
  • «Что такое правда? Человек – вот правда!»
  • «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» (Презентация, слайд № 4).

Выступление второй группы. «Правда Бубнова»

  • «На что мне совесть? Я – не богатый!»
  • «Люди все живут… как щепки по реке плывут…»
  • «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…»
  • «Все люди на земле лишние…»
  • «Все сказки» (Презентация, слайд № 5).

Выступление третьей группы. «Правда Луки»

  • «Христос всех жалел и нам велел».
  • «Во что веришь, то и есть…»
  • «Человек – все может… Лишь бы захотел…»
  • «…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»
  • «Любить – живых надо…живых…»
  • «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…» (Презентация, слайд № 6, Приложение 3).

IV. Ролевая игра

Ребята, сейчас я предлагаю вам «примерить» правду героев М. Горького на нашу реальность. Перед вами девушка, которая всегда училась на «4» и «5», и вдруг сдала ЕГЭ по русскому языку на «2». Помогите ей, исходя из вашего образа, пережить этот трудный момент. А она решит, чьи слова утешения ей, действительно, помогли.

(Это задание-ловушка, ведь Сатин и Бубнов утешать людей не могут и не хотят, ребята должны проговорить это, если, конечно, поняли жизненную позицию своих героев до конца).

V. Подведение итогов

– Сегодня мы с вами, ребята, убедились в том, что правда у каждого человека своя (Презентация, слайд № 7). Возможно, вы в своем возрасте еще не решили, каких жизненных принципов вы будете придерживаться в дальнейшей жизни, но я почему-то уверена в том, что вы сделаете верный выбор. Спасибо за работу.

VI. Домашнее задание

– Подготовить фактический материал к классному сочинению по теме «Правда в пьесе М. Горького «На дне»».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы правды и веры в пьесе М.Горького «На дне».

Урок "Вопросы правды и веры в пьесе М.Горького "На дне" построен на дифференциации уровней литературного развития студентов....

Тест по теме "М.Горький"

Задания по жизни и творчеству М.Горького....

«Преступление Раскольникова и «правда» Сони Мармеладовой» в идеологическом романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

ПЛАНурока теоретического обученияпо предмету «Литература» Преподаватель: Вознюк О.Л. Место проведения: кабинет литературы № 9 Тема урока: «Преступление Раскольникова и «правда» Со...

Пьесы современных композиторов в репертуаре ДШИ. Методический разбор пьес Н. Тороповой.

              В настоящее время обучение фортепианному искусству немыслимо без произведений современных композиторов. Каждое произведение...

конспект урока с элементами презентации. "Жизненный и творческий путь А.М.Горького. Романтизм в рассказах писателя".

Конспект урока с элементами презентации и тестом по теме "Жизненный и творческий путь А.М.Горького. Романтизм в рассказах писателя"...

Романтические произведения M. Горького.

Данный материал предназначен не только для учителей русского языка и литературы, но и для студентов, обучающихся по педагогической специальности....

Горькая правда о сладком лимонаде!

внеклассное мероприятие по теме: "Горькая правда о сладком лимонаде". Адресовано ученикам 8-9 классов....