Вопросы правды и веры в пьесе М.Горького «На дне».
методическая разработка по теме
Урок "Вопросы правды и веры в пьесе М.Горького "На дне" построен на дифференциации уровней литературного развития студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosy_pravdy_i_very_v_pese_m.gorkogo_na_dne.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс 2
Литературная тема: М.Горький. Пьеса «На дне»
Тема: Вопросы правды и веры в пьесе М.Горького «На дне».
Тип урока: Анализ текста
Триединая задача: образовательная: выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде и вере; побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки и Бубнова как трех основных идеологов пьесы; развивающая: формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся; воспитательная: содействовать формированию собственной точки зрения по вопросу о вере и правде как философских категориях.
№ | Аспекты учебной деятельности | Уровни литературного развития (ЛР) учащихся | Аргументация целесообразности учебной деятельности |
низкий | средний | высокий |
1 | методы обучения | репродуктивный, частично-поисковый | частично-поисковый, исследовательский | частично-поисковый, исследовательский | Такой выбор методов обучения позволит сделать работу на уроке разнообразной и посильной для каждой группы учащихся |
2 | вопросы | 1. Опережающее домашнее задание. | Н: развитие умения выбирать ключевые цитаты; совершенствование умения работать со справочной литературой. С: развитие навыков самостоятельного анализа и обобщения; самостоятельной работы с первоисточниками и справочной литературой; развитие монологической речи В: развитие творческого воображения и навыков монологической речи |
1. Подготовить презентацию (или оформить на листах для вывешивания на доску) «Герои о правде и вере», выписав цитаты из текста. 2. Подготовить карточки-информаторы с мнениями критиков и самого М.Горького о жизненных принципах Луки, Сатина и Бубнова. | Письменный анализ средств создания характеров Бубнова, Луки, Сатина (первое появление на сцене, авторские ремарки, особенности речи героя, отношение к нему остальных персонажей; возможно привлечение эскизов сценических костюмов). | Подготовить рассказ героя о себе (Лука, Сатин, Бубнов), сохраняя своеобразие речи персонажа или используя в своей речи цитаты из текста. |
2. Работа на уроке. Жизненные позиции ночлежников. Понимание правды: правда идеала и правда факта. | Н: задание, ведущее к ситуации успеха С: стимулирование активизации мышления; развитие умения обобщать В: совершенствование умения осмыслять и систематизировать |
Выступление с презентацией «Понимание героями пьесы правды и веры» | Прокомментировать жизненную философию героев, основываясь на цитатах, подготовленных в презентации. | На какие две группы можно поделить ночлежников в соответствии с их пониманием правды? |
3. Работа на уроке. Лука, Сатин, Бубнов в системе персонажей | Н: задание, ведущее к ситуации успеха С: развитие умения применять знания в новой учебной ситуации; развитие монологической речи В: развитие умения делать сравнительный анализ, умения осмыслять информацию Н: развитие зрительного восприятия С: развитие умения анализа средств создания художественного образа В: развитие творческих способностей |
Какие оценки дают критики и М.Горький жизненным принципам Луки, Сатина, Бубнова? Слушание и оценивание выступлений студентов по предложенной схеме. | Правы ли критики, давая такую оценку героям? Аргументируйте свою позицию. Заслушивание нескольких письменных домашних работ. | Сопоставьте два варианта цитирования высказывания М.Горького о Луке. Почему в большинстве учебников цитата приводится не полностью? Что меняется при правильном цитировании этой мысли писателя? Творческое выступление: рассказы о себе Луки, Сатина, Бубнова |
3 | повторяемый материал | Используя справочную литературу подготовить сообщение об особенностях драматургического рода литературы, драматургического конфликта и способах выражения авторской позиции в драме. | По ходу сообщения заполнить графы таблицы «Особенности драматургического рода литературы». Задание: «Используя материал таблицы, доказать, что «На дне» - это драматургическое произведение». | По ходу сообщения заполнить графы таблицы «Особенности драматургического рода литературы». Задание: «Можете ли вы определить, в чем состоит драматургическое новаторство М.Горького? К пьесам какого русского драматурга близка эта драма?» | Н: совершенствование умения работать со справочной литературой, развитие навыков монологической речи, создание ситуации успеха. С: развитие умения применять знания в новой учебной ситуации. В: развитие умения сравнивать разные произведения, а также активизация мышления |
4 | внутрипредметные связи | драматургические произведения; изображение «маленького человека» в русской литературе | драматургические произведения; изображение «маленького человека» в русской литературе | драматургические произведения; изображение «маленького человека» в русской литературе; пьесы А.П.Чехова | Н: способствует повторению ранее изученного материала С: развитие умения применять знания в новой учебной ситуации В: развитие умения видеть общее в творчестве разных писателей |
5 | межпредметные связи | информатика (создание презентации) | театральное искусство (эскизы костюмов героев) | актерское мастерство | Н: создание ситуации успеха С: расширение культурного кругозора В: развитие творческих способностей |
6 | самостоятельная работа | Авторская позиция по отношению к Луке, Сатину и Бубнову | Н: развитие умения составлять письменный ответ С: совершенствование умения самостоятельно работать с информацией; активизация мышления В: формирование умения видеть логику превращения фактов жизни в факты искусства; развитие устной речи |
Подготовить письменный ответ. Как оценивают герои Луку после его ухода? Почему герои не реализовали своих надежд? В чем видит Лука причины несчастий героев, во что призывает верить: в себя или во внешние обстоятельства? | Составить исторический комментарий к словам Луки о лечебницах для больных алкоголизмом, о развитии Сибири. Почему драма кончается гибелью именно Актера? | В чем состоит гуманизм Луки Сатина и Бубнова? Чей гуманизм можно назвать ложным, а чей – истинным? Аргументируйте свой ответ. |
Анализ монолога Сатина |
Прочитайте монолог Сатина о человеке. В чем состоит правда Сатина и чем она отличается от правды Луки и Бубнова? Какими представляются Сатину взаимоотношения человека и обстоятельств, человека и мира? Найдите в монологе прямые переклички с высказываниями Луки. Как Сатин на самом деле относится к человеку (приведите примеры его отношения к соседям по ночлежке)? Как призывает относиться к человеку Лука (приведите конкретные примеры из пьесы)? | Подготовить сообщение «Богоискательство М.Горького» по материалу, предложенному преподавателем. Как меняется поведение Бубнова в 4-м действии? Что нового мы узнаем о нем? Противоречат ли изменения в его поведении характеру героя? Какие мысли он высказывает о Луке? Что не приемлет в нем? Сделайте обобщение о понимании правды и веры Бубновым. | Почему М.Горький доверил Сатину, а не Бубнову и не Луке высказать свое понимание о правде и вере? | Н: развитие элементарных навыков анализа произведения, его понимания и интерпретации С: развитие умения анализировать и обобщать В: развитие умения самостоятельно осмыслять информацию, развитие умения прокомментировать авторскую позицию |
7 | контроль и обратная связь | письменные и устные высказывания на уроке | письменные и устные высказывания на уроке | письменные и устные высказывания на уроке | вовлечение в работу всей учебной группы студентов; акцентирование ключевых выводов урока |
8 | планируемые результаты | умение определять родо-жанровые особенности и основную проблематику произведений; умение строить монологический ответ; умение работать с текстом, позволяющее развивать навыки аналитической деятельности; умение аргументировать свое мнение о произведении; умение письменно ответить на проблемный вопрос | умение применять знания по теории литературы в анализе и оценке прочитанного; умение определять взаимосвязи героев, умение аргументировать свое мнение о произведении; | умение выявить авторскую позицию и доказать свое мнение; умение осмысливать форму на уровне детали, определять концепцию произведения в целом; умение письменно ответить на проблемный вопрос; умение аргументировать свое мнение о произведении; | намеченные результаты могут быть достигнуты в результате выполнения студентами запланированных видов учебной деятельности: |
9 | формы организации учебной деятельности | фронтальный опрос, устные сообщения, аналитическое чтение, групповая работа | фронтальный опрос, устные сообщения, аналитическое чтение, групповая работа | фронтальный опрос, устные сообщения, аналитическое чтение, групповая работа; письменный ответ на проблемный вопрос | Н: создание ситуации успеха и посильная работа для каждого участника группы С: развитие умений работать самостоятельно, в группе; совершенствование сфер литературного развития В: совершенствование сфер литературного развития |
10 | домашнее задание | написать сочинение «Моё отношение к образу Луки» | написать сочинение «Чье понимание правды мне близко? (по пьесе М.Горького «На дне»)» | написать сочинение «Мог ли быть другой финал в пьесе «На дне»?» | Н: проверка запоминания и воспроизведения ключевых выводов урока С: обобщение фактов и развитие умения создать литературно-критическое произведение В: развитие умения создать литературно-критическое произведение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пьесы современных композиторов в репертуаре ДШИ. Методический разбор пьес Н. Тороповой.
В настоящее время обучение фортепианному искусству немыслимо без произведений современных композиторов. Каждое произведение...
Конспект урока по литературе по теме "Во что веришь" (Анализ образа Луки в драме М. Горького)
Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию....
Правда или ложь — не вопрос морали
Правда или ложь — не вопрос морали Когда наши дети начинают нам врать, для большинства взрослых это сигнал к наступлению в борьбе за правду и честность. Совравший нам реб...
Горькая правда о сладком лимонаде!
внеклассное мероприятие по теме: "Горькая правда о сладком лимонаде". Адресовано ученикам 8-9 классов....
Электронная викторина "Верю-не верю"
Электронная викторина "Верю-не верю" предназначена для использования в дополнение к основному конспекту занятия ознакомительного занятия по картингу для детей 1 года обучения, а так же для п...
Любить - значит верить. Иван Бунин и Вера Муромцева
Материал к проведению внеклассного мероприятия...
3 правды в пьесе М. Горького
Педагогические технологии: 1.Эвристическая: эвристическая беседа.2.Технология творческого развития учащихся. 3.Гуманно-личностная технология. 4.Проблемное обучение: создание проблемной ситуации....