конспект урока с элементами презентации. "Жизненный и творческий путь А.М.Горького. Романтизм в рассказах писателя".
план-конспект урока по теме
Конспект урока с элементами презентации и тестом по теме "Жизненный и творческий путь А.М.Горького. Романтизм в рассказах писателя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока с элементами презентации.
Жизненный и творческий путь А.М.Горького. (1868-1936)
Романтизм в рассказах писателя.
Цели урока: познакомить учащихся с этапами биографии и творчества М.Горького.
Показать особенности романтизма Горького.
Оборудование урока: портрет и фотографии А.М.Горького разных лет.
Методические приёмы: лекция с элементами беседы, презентация, тесты в форме ЕГЭ.
Х о д у р о к а
I.Вводное слово преподавателя.
Имя Алексея Максимовича Горького(Пешкова) известно в нашей стране каждому. Несколько поколений изучали и изучают его творчество со школьной скамьи. О Горьком сложились определённые представления: это основоположник литературы социалистического реализма, «буревестник революции», литературный критик и публицист, инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР. О его детских и юношеских годах мы знаем из автобиографических повестей «Детство», «В людях», «Мои университеты».
II. Демонстрация презентации «Максим Горький. Жизнь и творчество» с комментариями заранее подготовленного ученика.
III. Характеристика раннего этапа творчества писателя (лекция с элементами беседы).
Ранние рассказы Горького носят романтический характер.
— Вспомним, что такое романтизм. Назовите романтические черты прочитанных рассказов.
Романтизм— особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворённой настоящим, устремлённой к далёкому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.
В центре повествования у Горького обычно романтический герой— гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек, разрушитель сонного прозябания большинства. Действие происходит в необычной, часто экзотической обстановке: в цыганском таборе («Макар Чудра»), в племени(«Старуха Изергиль»).
Отличительные черты романтических образов Горького— гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте. Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далёкому от романтического идеала.
В ранних рассказах Горького героев окружает романтический пейзаж. Обратим внимание на одушевлённость пейзажа, на его широту, которая символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять.
В романтическом пейзаже предстаёт и главная героиня рассказа «Старуха Изергиль».(1894): «Ветер тёк широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их всё прекраснее»
Именно в таком пейзаже— приморском, ночном, таинственном и прекрасном— могут реализовать себя герои Горького.
IV.Работа с текстом.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7.
«Все смотрели с удивлением на сына орла……..
……...и молчала, не находя ни слёз, ни слов, чтобы умолять о пощаде.»
М.Горький, «Старуха Изергиль»
При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов№1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек. |
В1. В какую часть произведения М.Горького «Старуха Изергиль»
Входит данный эпизод?
Ответ:———————————— Легенда о Ларре
В2. Укажите имя героя, который является антиподом данного героя
рассказа «Старуха Изергиль».
Ответ:———————————— Данко
В3. Как называется композиционный элемент, использованный
Горьким в четвёртом абзаце фрагмента?
Ответ:———————————— Пейзаж
В4. Укажите термин, которым в литературоведении называют
изображение внешности героя (глаза его были холодны
и горды…»).
Ответ:————————————————— Портрет
В5. Как называется средство иносказательной выразительности,
использованное Горьким («дрожал стеклянный стрекот кузнечиков»)?
Ответ:————————————— Метафора
В6. Какой изобразительный приём позволяет Горькому нарисовать природу как живое
существо («листва вздыхала и шепталась»)?
Ответ:————————————— Олицетворение
В7. Какое изобразительное средство использует писатель, рассказывая о смерти девушки
(«извилась змеёй и умерла»)?
Ответ: ––––––––––––––––––––––— Сравнение
V. Домашнее задание.
Сформулируйте главную идею фрагмента и кратко (5-10 предложений) прокомментируйте слова М. Горького: «Герой — это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто
побеждает смерть».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-204699-1360944119.jpg)
Конспект урока по литературе по рассказу А.Платонова «Юшка». 7-й класс ТЕМА: «Жить по законам человечности»
Данный урок разработан для выявления нравственной стороны жизни человека. Учитель вместе с учениками составляют характеристику главному герою, выявляют, почему окружающие жестоки....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/23/picture-694425-1445590086.jpg)
Конспект урока по литературе по теме "Во что веришь" (Анализ образа Луки в драме М. Горького)
Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/17/picture-857663-1481971836.jpg)
Опорный конспект к уроку на тему: Жизненный и творческий путь великого русского писателя Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910 г.г.).
Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, его философскими и нравственными исканиями, проблематикой творчества....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/17/picture-857663-1481971836.jpg)
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ К ЛЕКЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА» ТЕМА: «ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И.С.ТУРГЕНЕВА»
«ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И.С.ТУРГЕНЕВА»...
Презентация "Жизненный и творческий путь Василия Шукшина"
lВ шестнадцать лет, окончив семь классов, Шукшин уехал из Сросток: хотел "выйти в люди". С 1945 по 1947 годы он учился в Бийском автомобильном техникуме (35 км от Сросток), но закончить его ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990202-1514448705.jpg)
Конспект урока по рассказу Чехова "Студент"
Конспект открытого занятия по творчеству А. П. Чехова "Студент"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/31/picture-164854-1698755690.jpg)
Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»
Задачи:- познакомить с понятиями «поэма»;- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина- дать первоначальное представление о сказочной поэме;- познакомить...