конспект урока с элементами презентации. "Жизненный и творческий путь А.М.Горького. Романтизм в рассказах писателя".
план-конспект урока по теме

Дурасова Галина Петровна

Конспект урока с элементами презентации и тестом по теме "Жизненный и творческий путь А.М.Горького. Романтизм в рассказах писателя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_m.gorkiy.ocherk_zhizni_i_tvorchestva.c1.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока с элементами презентации.

 

Жизненный и творческий путь А.М.Горького. (1868-1936)

Романтизм в рассказах писателя.

Цели урока: познакомить учащихся с этапами биографии и   творчества М.Горького.

                     Показать особенности романтизма Горького.

Оборудование урока: портрет и фотографии А.М.Горького разных     лет.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, презентация, тесты в форме ЕГЭ.

Х о д   у р о к а

I.Вводное слово преподавателя.

   Имя Алексея Максимовича Горького(Пешкова) известно в нашей стране каждому. Несколько поколений изучали и изучают его творчество со школьной скамьи. О Горьком сложились определённые представления: это основоположник литературы социалистического реализма, «буревестник революции», литературный критик и публицист, инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР. О его детских и юношеских годах мы знаем из автобиографических повестей «Детство», «В людях», «Мои университеты».

II. Демонстрация презентации «Максим Горький. Жизнь и творчество» с комментариями заранее подготовленного ученика.

III. Характеристика раннего этапа творчества писателя (лекция с элементами беседы).

   Ранние рассказы Горького носят романтический характер.

— Вспомним, что такое романтизм. Назовите романтические черты прочитанных рассказов.

   Романтизм— особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворённой настоящим, устремлённой к далёкому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

   В центре повествования у Горького обычно романтический герой— гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек, разрушитель сонного прозябания большинства. Действие происходит в необычной, часто экзотической обстановке: в цыганском таборе («Макар Чудра»), в племени(«Старуха Изергиль»).

   Отличительные черты романтических образов Горького— гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к  ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте. Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далёкому от романтического идеала.

   В ранних рассказах Горького героев окружает романтический пейзаж. Обратим внимание на одушевлённость пейзажа, на его широту, которая символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять.

   В романтическом пейзаже предстаёт и главная героиня рассказа «Старуха Изергиль».(1894): «Ветер тёк широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их всё прекраснее»

   Именно в таком пейзаже— приморском, ночном, таинственном и прекрасном— могут реализовать себя герои Горького.

IV.Работа с текстом.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7.

«Все смотрели с удивлением на сына орла……..

……...и молчала, не находя ни слёз, ни слов, чтобы умолять о пощаде.»

М.Горький, «Старуха Изергиль»

При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов№1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.                      

В1. В какую часть произведения М.Горького «Старуха Изергиль»  

      Входит данный эпизод?

      Ответ:———————————— Легенда о Ларре

В2. Укажите имя героя, который является антиподом данного героя

      рассказа «Старуха Изергиль».

      Ответ:———————————— Данко

В3. Как называется композиционный элемент, использованный

      Горьким в четвёртом абзаце фрагмента?

      Ответ:———————————— Пейзаж

В4. Укажите термин, которым в литературоведении называют

      изображение внешности героя (глаза его были холодны  

      и горды…»).

      Ответ:————————————————— Портрет

В5. Как называется средство иносказательной выразительности,

      использованное Горьким («дрожал стеклянный стрекот кузнечиков»)?

      Ответ:————————————— Метафора

В6. Какой изобразительный приём позволяет Горькому нарисовать природу как живое

      существо («листва вздыхала и шепталась»)?

      Ответ:————————————— Олицетворение

В7. Какое изобразительное средство использует писатель, рассказывая о смерти девушки

      («извилась змеёй и умерла»)?

      Ответ: ––––––––––––––––––––––— Сравнение

V. Домашнее задание.

      Сформулируйте главную идею фрагмента и кратко (5-10 предложений) прокомментируйте слова М. Горького: «Герой — это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто

      побеждает смерть».

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе по рассказу А.Платонова «Юшка». 7-й класс ТЕМА: «Жить по законам человечности»

Данный урок разработан для выявления нравственной стороны жизни человека. Учитель вместе с учениками составляют характеристику главному герою, выявляют, почему окружающие жестоки....

Конспект урока по литературе по теме "Во что веришь" (Анализ образа Луки в драме М. Горького)

Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию....

Опорный конспект к уроку на тему: Жизненный и творческий путь великого русского писателя Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910 г.г.).

Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, его философскими и нравственными исканиями, проблематикой творчества....

Презентация "Жизненный и творческий путь Василия Шукшина"

lВ шестнадцать лет, окончив семь классов, Шукшин уехал из Сросток: хотел "выйти в люди". С 1945 по 1947 годы он учился в Бийском автомобильном техникуме (35 км от Сросток), но закончить его ...

Конспект урока по рассказу Чехова "Студент"

Конспект открытого занятия по творчеству А. П. Чехова "Студент"...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»

Задачи:- познакомить с понятиями «поэма»;- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина- дать первоначальное представление о сказочной поэме;- познакомить...