Методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине «Основы проектной деятельности» для специальностям 44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
учебно-методический материал

Симухина Ольга Изосимовна

         Практические занятия по дисциплине «Основы проектной деятельности» направлены на развитие у обучающихся умения определять проблему и вытекающие из неё задачи, составлять и реализовывать план проекта, оформлять результаты проектной деятельности, проводить рефлексию своей деятельности, работать в парах и в группах, работать с информацией как необходимого компонента готовности к продолжению образования в течение жизни.

Практические занятия способствуют развитию методического чутья студента, будущего педагога, которого не может быть без полного понимания материала; умения отобрать его для занятий и изложить его лаконично, последовательно, подтверждая примерами; без знания особенностей усвоения материала, методов и приемов работы. Работа на практических занятиях по данному курсу - это приобретение новых знаний, умений на основе работы обучающихся с учебным содержанием под руководством преподавателя, исполняющего роль консультанта, а на стадии презентации - эксперта. В рамках занятия оценивается каждая часть проектной работы студентов: содержание работы (текст), выступление (презентация), динамику проектно-исследовательских умений, изготовление необходимых учебных средств к  работе согласно выполненному проекту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Иркутской области

«Ангарский педагогический колледж»

Методические рекомендации  к  практическим занятиям

по учебной дисциплине

«Основы проектной деятельности»

для специальностям 44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Ангарск, 2023

Рассмотрены

дисциплинарной (цикловой)

комиссией по специальности «Преподавание в начальных классах»

Протокол № 15

от  15    от «31» июня   2023г.        

Утверждены на

заседании научно-методического совета ГБПОУ ИО «Ангарский педагогический колледж»

Протокол  №7

 от « 23 » августа 2023г

 

Автор-составитель:         Симухина Ольга Изосимовна, преподаватель, высшая квалификационная категория, к.п.н.

Методические рекомендации к практическим занятиям предназначены для студентов очной формы обучения в педагогическом колледже по специальности для 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».

Содержание

Стр.

Пояснительная записка

4

Тематика практических занятий

Тема 3. Практико-ориентированный проект.

6

Тема 3. Исследовательский проект.

7

Тема 3. Информационный проект.

9

Тема 3. Творческий (прикладной) проект.

10

Тема 3. Игровой (ролевой) проект.

12

Тема 3. Социальный проект.

14

Тема 4. Ситуация как фактор обоснования проекта. Выделение признаков ситуации.

15

Тема 4. Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения.  

17

Тема 4. Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели.  

19

Тема 7. Определение проблемы, темы проекта. Формулировка цели и задач проекта. Составление плана работы над проектом.

23

Тема 7. Работа над основной частью  проекта.

25

Тема 7. Структура проекта. Письменная часть проекта.

27

Тема 7. Оформление результатов проекта. Виды представления.

29

Тема 8. Презентация и защита проекта

30

Рекомендуемая литература

32

Приложение 1

33

Пояснительная записка

        На современном этапе развития профессионального образования возникает принципиальная необходимость в проектировании, особом типе работы, при котором учитываются базовые ценности образования и изменения ситуации. В условиях современной действительности только конструирования и исследования образовательных процессов уже недостаточно, поэтому ведущей в педагогике становится проектная деятельность, которая дает возможность студенту активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации получаемых таким образом знаний.

Практические занятия по дисциплине «Основы проектной деятельности» направлены на развитие у обучающихся умения определять проблему и вытекающие из неё задачи, составлять и реализовывать план проекта, оформлять результаты проектной деятельности, проводить рефлексию своей деятельности, работать в парах и в группах, работать с информацией как необходимого компонента готовности к продолжению образования в течение жизни.

Практические занятия способствуют развитию методического чутья студента, будущего педагога, которого не может быть без полного понимания материала; умения отобрать его для занятий и изложить его лаконично, последовательно, подтверждая примерами; без знания особенностей усвоения материала, методов и приемов работы. Работа на практических занятиях по данному курсу - это приобретение новых знаний, умений на основе работы обучающихся с учебным содержанием под руководством преподавателя, исполняющего роль консультанта, а на стадии презентации - эксперта. В рамках занятия оценивается каждая часть проектной работы студентов: содержание работы (текст), выступление (презентация), динамику проектно-исследовательских умений, изготовление необходимых учебных средств к  работе согласно выполненному проекту.

Существенным отличием настоящих методических рекомендаций является то, что в них сделана попытка помочь студентам включиться в процесс коллективного учебного проектирования. Целью данных рекомендаций является  подготовка студентов к разработке проектов разных типов, выполнение заданий для формирования учебно-исследовательских навыков и умения самостоятельно работать с информацией.

Подготовка к проектированию требует от студента анализа большого числа информационных источников. Большой выбор информационных ресурсов, с одной стороны, должен, казалось бы, затруднить подготовку к занятию, а, с другой стороны, но это должно  заставить студентов искать другие источники, которые могли бы помочь в подготовке той или иной темы практического занятия.        

            Выполнение проекта обязательно завершается на практическом занятии его защитой, которая помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя, стимулирует формирование у студентов чувство ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, помогает сделать обучающимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, а также помогает им развивать способности отстаивать свои проектные идеи.

        По окончании практического занятия оценивается работа каждого студента, при этом оценка раскрывает различную степень подготовленности, знания, творческий потенциал, умение применять свои знания на практике.

Методические рекомендации предназначены для студентов педагогических колледжей и разработаны в соответствии с программой дисциплины «Основы проектной деятельности» для специальностей 44.02.01. «Дошкольное образование», 44.02.02. «Преподавание в начальных классах».

Тема 3. Типы проектов

Тема занятия: Прикладной (практико-ориентированный) проект.

Количество часов: 2 часа

Цель: формирование знаний о прикладном (практико-ориентированном) проекте, этапы его разработки; развитие умения определять проблему практико-ориентированного проекта и вытекающие из неё задачи, ставить цель, составлять и реализовывать план проекта, отбирать материал из информационных источников, разрабатывать проект данного типа, работать в составе проектной группы, Л2, Л3, М1, М2, М3, М4, П1, П2,П3.

 

Оборудование:  презентация, варианты прикладных (практико-ориентированных) проектов для начальной школы/дошкольного учреждения.

Вопросы к обсуждению

1. Специфика содержания и структуры прикладного (практико-ориентированного) проекта.

2. Особенности подбора материала из информационных источников для проекта данного типа.

3.Требования к  разработке проекта данного типа.

Задание 1. Раскройте особенности прикладного (практико-ориентированного) проекта, используя материал учебника с.65, 67-70.

        1. Объясните, в чем специфика содержания и структуры прикладного (практико-ориентированного) проекта.

        2. Покажите специфику подбора материала из информационных источников для проекта данного типа.

        3.Укажите требования к  разработке проекта данного типа.

Используемая литература:

1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учеб.пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.

Дополнительная информация

Прикладной (практико-ориентированный) проект нацелен на решение задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Результат деятельности участников чётко определён с самого начала, он ориентирован на их образовательные или социальные интересы. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни. Этим результатом, например, может быть какое-либо наглядное, дидактическое пocoбие (схема, таблица, справочный материал, раздаточный материал в виде карточек и т п.), проект оформления пришкольного участка или участка для дошкольного учреждения, учебных кабинетов, другое. Также ценность этого типа проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Прикладной (практико-ориентированный) проект требует хорошо продуманной структуры, плана всей деятельности его участников с определением функций и вклада каждого из них в ход работы и ее результат, четкого представления об оформлении конечного продукта.

Особенно важной является роль координатора проекта в плане поэтапных обсуждений, корректировки деятельности, в организации презентации полученных результатов и способов внедрения их в практику, систематической внешней оценки проекта.

Задание 2.

1. Подберите материал из информационных источников для прикладного (практико-ориентированного) проекта.

        2. Подготовьте план прикладного (практико-ориентированного) проекта, используя приложение 1. (тема - по выбору студента/преподавателя).

Тема 3. Типы проектов

Тема занятия: Исследовательский проект.

Количество часов: 2 часа.

Цель: формирование знаний об исследовательском проекте, этапы его разработки; развитие умения определять проблему исследовательского проекта и вытекающие из неё задачи, ставить цель, составлять и реализовывать план проекта, отбирать материал из информационных источников, разрабатывать проект данного типа, работать в составе проектной группы, Л3, Л7, М3, П1, П4.

Оборудование: презентация, варианты исследовательских проектов для начальной школы/дошкольного учреждения.

Вопросы к обсуждению

1. Специфика содержания и структуры исследовательского проекта.

2. Особенности подбора материала из информационных источников для проекта данного типа.

3.Требования к  разработке проекта данного типа.

        Задание 1. Раскройте особенности исследовательского проекта, используя материал учебника с.87-92, 98-101, 122-124.

        1. Объясните, в чем специфика содержания и структуры исследовательского проекта.

        2. Покажите специфику подбора материала из информационных источников для проекта данного типа.

        3.Укажите требования к  разработке проекта данного типа.

Используемая литература:

1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учеб.пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.

 Дополнительная информация

Исследовательский проект выполняется по материалам, собранным проектантом лично за некий промежуток времени. Этот промежуток времени нельзя установить. Работа над исследованием может быть один год, а может быть и более. Содержание работы могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработка новых методов и методических подходов к решению научных проблем, а также решение задач прикладного характера.

Исследовательский проект моделирует ситуацию реального научного поиска, предполагает аргументацию актуальности взятой для проектирования тему, формулирование проблемы исследования. Данный проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на образовательные и социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта.

Исследовательский проект подчинён логике исследования и имеет соответствующую структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием:

  • определение темы исследования, аргументация её актуальности, определение предмета и объекта, задач и целей, определение методологии исследования,
  • выдвижение гипотез, касающихся проблемы, и разработка путей её решения,
  •  проведение эксперимента, обсуждение и оформление результатов исследования (научная публикация, научный отчет, участие в конкурсе проектов и т. п.),
  • определение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

При работе с данным типом проекта особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

Задание 2.

1. Подберите материал из информационных источников для исследовательского проекта.

        2. Подготовьте план исследовательского проекта, используя приложение 1. (тема - по выбору студента/преподавателя).

Тема 3. Типы проектов

Тема занятия: Информационный проект.

Количество часов: 2 часа

Цель: формирование знаний об информационном проекте, этапы его разработки; развитие умения определять проблему информационного проекта и вытекающие из неё задачи, ставить цель, составлять и реализовывать план проекта, отбирать материал из информационных источников, разрабатывать проект данного типа, работать в составе проектной группы, Л2, Л3, М1, М2, М3, М4, П1, П2,П3.

Оборудование: презентация, варианты информационных проектов для начальной школы/дошкольного учреждения.

Вопросы к обсуждению

1. Специфика содержания и структуры информационного  проекта.

2. Особенности подбора материала из информационных источников для проекта данного типа.

3.Требования к  разработке проекта данного типа.

        Задание 1. Раскройте особенности информационного проекта, используя материал учебника с.12-13.

        1. Объясните, в чем специфика содержания и структуры информационного проекта.

        2. Покажите специфику подбора материала из информационных источников для проекта данного типа.

        3.Укажите требования к  разработке проекта данного типа.

Используемая литература:

1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учеб.пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.

Дополнительная информация

Цель информационного проекта - сбор информации о каком-либо объекте или явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение, а также представление в виде рефератов, статей, докладов, фото- и видеоматериалов, таблиц, схем и т. п. В ходе выполнения таких проектов у студентов формируются умения и навыки поиска, обработки и представления информации. Информационные проекты могут интегрироваться в исследовательские, так же, как и исследовательские, требуют хорошо придуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Процесс работы над подобным проектом выглядит примерно так:

  • определение цели проекта,
  • определение актуальности,
  • подбор источников информации,
  • проведение «мозговой атаки»,
  • обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), причем с определением этапов поиска с обозначением промежуточных результатов,
  • предварительные выводы - корректировка первоначального направления (если требуется),
  • дальнейший поиск информации по уточненным направлениям - анализ новых фактов и их обобщение - выводы и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта,
  • заключение,
  • образовательный продукт (статья, реферат, доклад, видео, презентация, другое),
  • оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).

Задание 2.

1. Подберите материал из информационных источников для информационного проекта.

        2. Подготовьте план информационного проекта, используя приложение 1. (тема - по выбору студента/преподавателя).

Тема 3. Типы проектов

Тема занятия: Творческий проект.

Количество часов: 2 часа

Цель: формирование знаний о творческом  проекте, этапы его разработки; развитие умения определять проблему творческого проекта и вытекающие из неё задачи, ставить цель, составлять и реализовывать план проекта, отбирать материал из информационных источников, разрабатывать проект данного типа,  работать в составе проектной группы, Л2, Л3, М1, М2, М3, М4, П1, П2,П3.

Оборудование: презентация, варианты творческих проектов для начальной школы/дошкольного учреждения.

Вопросы к обсуждению

1. Специфика содержания и структуры творческого проекта.

2. Особенности подбора материала из информационных источников для проекта данного типа.

3.Требования к  разработке проекта данного типа.

        Задание 1. Раскройте особенности творческого проекта, используя материал учебника с.12-13.

        1. Объясните, в чем специфика содержания и структуры творческого проекта.

        2. Покажите специфику подбора материала из информационных источников для проекта данного типа.

        3.Укажите требования к  разработке проекта данного типа.

Используемая литература:

1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учеб.пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.

Дополнительная информация

Творческий проект - самостоятельная итоговая работа, в результате которой создается полезный продукт, обладающий новизной. Например, овладение новыми способами обработки или отделки материала, разработка оригинальной конструкции или формы изделия, нового произведения какого-либо жанра и т. д. Целью любого творческого проекта является преобразование окружающей человека действительности. Мы живем в мире вещей, которые можно сделать удобными, полезными и красивыми. Поэтому проектируемое образовательный продукт должно отвечать потребностям человека и пользоваться спросом. Качество выполнения проекта зависит от уровня и прочности знаний, умений и навыков участников проекта.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта, подчиняясь жанру конечного результата. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, стихотворении, рассказе, сольном лил хореографическом номере, инсценировке, программе праздника, игре, спектакле, статье, репортаже, альбоме, выпуске газеты, рукописном журнале, радио/телепередаче, репортаже, другое).

Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов.

Задание 2.

1. Подберите материал из информационных источников для творческого проекта.

        2. Подготовьте план творческого проекта, используя приложение 1. (тема - по выбору студента/преподавателя).

Тема 3. Типы проектов

Тема занятия: Игровой (ролевой) проект.

 Количество часов: 2 часа

Цель: формирование знаний об игровом (ролевом) проекте, этапы его разработки; развитие умения определять проблему игрового проекта и вытекающие из неё задачи, ставить цель, составлять и реализовывать план проекта, отбирать материал из информационных источников, разрабатывать проект данного типа, работать в составе проектной группы,  Л2, Л3, М1, М2, М3, М4, П1, П2,П3.

Оборудование: презентация, варианты игровых проектов для начальной школы/дошкольного учреждения.

Вопросы к обсуждению

1. Специфика содержания и структуры игрового  (ролевого) проекта.

2. Особенности подбора материала из информационных источников для проекта данного типа.

3.Требования к  разработке проекта данного типа.

        Задание 1. Раскройте особенности игрового (ролевого) проекта, используя материал учебника с.12-13.

        1. Объясните, в чем специфика содержания и структуры игрового проекта.

        2. Покажите специфику подбора материала из информационных источников для проекта данного типа.

        3.Укажите требования к  разработке проекта данного типа.

Используемая литература:

1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учеб.пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.

Дополнительная информация

В игровом (ролевом) проекте участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или вымышленные герои, в игре могут имитироваться социальные или деловые отношения, осложненные гипотетическими игровыми ситуациями. Степень творчества здесь очень высока, что потребует тщательной организационной подготовки.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники проекта принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации.

Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая/игровая.

Разработка и реализация игрового (ролевого) проекта наиболее сложна. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта (определение проблемы, темы общения, содержания, учебной цели, основных этапов, цели, подготовка сценария ролевого проекта, определение правил и распределение ролей, составление инструкций, оценивание результатов, обсуждение хода и результатов проекта). Действие игрового (ролевого) проекта происходит в одной из сфер коммуникативной и речевой деятельности, приближенной к реальной ситуации. Поэтому моделирование в этой деятельности является обязательным. Оно предполагает определение сфер общения участников, например обучающихся, и строится на опыте, уже имеющимся у них.

Задание 2.

1. Подберите материал из информационных источников для игрового проекта.

        2. Подготовьте план игрового (ролевого) проекта, используя приложение 1. (тема - по выбору студента/преподавателя).

Тема 3. Типы проектов

Тема занятия: Социальный проект

Количество часов: 2 часа

        Цель: формирование знаний о социальном проекте, этапы его разработки; развитие умения определять проблему социального проекта и вытекающие из неё задачи, ставить цель, составлять и реализовывать план проекта, отбирать материал из информационных источников, разрабатывать проект данного типа, работать в составе проектной группы, Л2, Л3, М1, М2, М3, М4, П1, П2,П3.

Оборудование: презентация, варианты социальных проектов для начальной школы/дошкольного учреждения.

Вопросы к обсуждению

1. Специфика содержания и структуры социального проекта.

2. Особенности подбора материала из информационных источников для проекта данного типа.

3.Требования к  разработке проекта данного типа.

        Задание 1. Раскройте особенности социального проекта, используя материал учебника с.12-13.

        1. Объясните, в чем специфика содержания и структуры социального проекта.

        2. Покажите специфику подбора материала из информационных источников для проекта данного типа.

        3.Укажите требования к  разработке проекта данного типа.

Используемая литература:

1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учеб.пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.

Дополнительная информация

Социальный проект - сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей считается положительным по своему социальному значению.

Главный педагогический смысл социального проектирования - создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием понимается деятельность:

  • социально значимая, имеющая социальный эффект;
  • результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
  • задуманная, продуманная и осуществленная проектантом;
  • в ходе которой человек вступает в конструктивное взаимодействие с миром,  культурой, социумом;
  • через которую формируются его  социальные навыки.

Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Неотъемлемой составляющей социального проектирования представляется межличностное общение. Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели. Социальный проект - это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

  • словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
  • графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
  • числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

Задание 2.

1. Подберите материал из информационных источников для социального проекта.

        2. Подготовьте план социального проекта, используя приложение 1. (тема - по выбору студента/преподавателя).

Тема 4. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы.

Тема занятия: Ситуация как фактор обоснования проекта.

Выделение признаков ситуации.

Количество часов: 2 часа

Цель:  формирование знаний о ситуации как факторе обоснования проекта, развитие умения выделять признаки ситуации, Л1, Л2, Л3, М1, М2, М3, М4, П1.

        Оборудование: презентация, раздаточный материал по теме (схемы).

Вопросы к обсуждению

1.Понятие о ситуации и особенностях выделения признаков ситуации в контексте проектирования.

2. Понятие о проблеме и ее определении в контексте проектирования.

        Задание 1. Раскройте сущность ситуации как фактора обоснования проекта, используя материал учебника с.30-33.

1. Укажите особенности понятия «ситуация», порядок выделения признаков ситуации в контексте проектирования.

2. Укажите особенности понятия «проблема» и раскройте его определении в контексте проектирования.

Используемая литература:

1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учеб.пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.

Дополнительная информация

Ситуация - это особый вид деятельности, осуществляемый, чтобы выявить противоречия, порождающие трудности и препятствия на пути достижения цели.

Ситуация, в том числе проблемная, возникает при преднамеренном столкновении жизненных представлений человека (или достигнутого им уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и опыта, социальными явлениями, которые требуют положительной коррекции. Преднамеренно столкнуть жизненные представления человека (или достигнутый ими уровень знаний) с научным или социальным фактом можно с помощью: опыта, рассказа об опыте, различных наглядных средств, в том числе технических, анализа какого-либо социального явления.

Ситуация, в том числе проблемная, включает три основных компонента:

  • необходимость выполнения такого действия, при котором возникает потребность в новом, неизвестном способе, условии, отношении, действии;
  • неизвестное, которое должно быть раскрыто в ситуации, в том числе проблемной;
  • возможности человека в выполнении поставленных задач, в анализе условий, открытии неизвестного,

Возможность разрешения ситуаций, в том числе проблемных, в немалой степени зависит от того, как сформулированы проблемы данной ситуации. Один из излюбленных способов формулирования проблем при проектировании: «Я хочу (чего-то достичь), НО не могу». Не могу? Не могу - это тупик, это признание собственного бессилия. Если уже в формулировке проблемы заложено, что достигнуть цели мы не можем, то, конечно, и не достигнем.

Еще более популярный способ формулировки проблемы - это найти виновного на стороне и формулировать проблему «от третьего лица»: «Они ... (что-то делают или сделали), НО... (нам нужно для нашей успешной деятельности, чтобы они поступали иначе)». Таковы «жалобы» на неразумные действия перед началом проектирования, ненадежных участников проектной группы и т.п.

Для точного формулирования проблемы ситуации, необходим профессионально выполненный анализ самой ситуации. Анализ предпринимают в тех случаях (ситуациях), когда цель деятельности становится недостижимой принятыми ранее способами, и способ достижения ее в изменившихся условиях неизвестен.

Задание 2.

 1. Выделите признаки ситуации (содержание ситуации - по выбору студента/преподавателя).

2. Дайте характеристику ситуаций на основе схем (3-5 ситуаций - по выбору студента/преподавателя).

Тема 4. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы.

Тема занятия: Формулирование проблемы и противоречия.

 Анализ проблемы с различных точек зрения.  

Количество часов: 2 часа

        Цель:  формирование знаний о требованиях к формулированию проблемы и противоречия, развитие умения проводить анализ проблемы с различных точек зрения, Л2, Л3, М1, М2, М3, М4, П1,П3.

Оборудование: презентация, видеофрагмент.

Вопросы к обсуждению

1. Понятие о взаимосвязи проблемы и противоречия.

2. Специфика формулирования проблемы и противоречия в процессе проектной деятельности.

3. Анализ проблемы с различных точек зрения в аспекте проектирования.  

Задание 1. Раскройте особенности формулирования проблемы и противоречия, используя материал учебника с.17-19.

1. Покажите специфику взаимосвязи проблемы и противоречия в процессе проектирования.

2. Укажите особенности анализа проблемы с различных точек зрения в аспекте проектирования.  

Используемая литература:

1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учеб.пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.

Дополнительная информация

Противоречие - это мысль или положение, несовместимое с другим, опровергающее другое, несогласованность в мыслях, высказываниях и поступках, нарушение логики или правды; несогласованность, несоответствие.

Противоречие - мысль, высказывание или поступок, направленные против кого-чего-нибудь.

Противоречие - противоположность интересов, наличие в чем-нибудь условий, противоположных, противоречащих друг другу.

 Противоречия выявляются не на уровне видимых фактов, а на уровне их причин, глубинных свойств тех систем, в которых осуществляется деятельность. Результат анализа - перечень проблем. Проблемой называют формулировку указанного противоречия.

Для постановки проблемы следует:

  • составить список решенных проблем или проблем, решением которых вы готовы заняться в ходе проектирования, для чего требуется: ознакомиться со всеми материалами по выбранной теме, пообщаться со специалистом в предметной области (если такая возможность есть);
  • выбрать из имеющегося списка одну проблему для ее решения или описания и приготовиться к дальнейшей работе: при выборе необходимо ответить самому себе на ряд вопросов:

- Понятна ли вам проблема, или есть масса ее неясных сторон?

- Интересна ли вам она?

- Достаточно ли у вас информации по этой проблеме?

- Есть ли у вас хотя бы 2-3 идеи о том, как ее решить?

  • подготовиться к проведению проектирования, для чего необходимо: убедиться, что выбранная проблема для вас наиболее симпатична из имеющихся и вы готовы к ее дальнейшему рассмотрения в рамках проекта, составить список основных используемых терминов;
  • скорректировать тему, выполнив для этого следующее: изменить тему так, чтобы она отражала и проблему проекта, внести окончательный вариант темы на титульный лист письменного отчета по проекту.

Задание 2.

 1. Проведите анализ проблемы с различных точек зрения в аспекте проектирования (проблема - по выбору студента/преподавателя).  

2. Составьте перечень точек зрения на проблему в условиях проектирования (проблема - по выбору студента/преподавателя).  

Тема 4. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы.

Тема занятия: Постановка цели как прогнозируемого результата.

Требования к формулированию цели.  

Количество часов: 2 часа

Цель:  формирование знаний о требованиях к постановке цели как прогнозируемому результату, развитие умения формулировать цель проекта, работать в составе проектной группы, Л2, Л3, М1, М2, М3, М4, П1,П2, П3.

Оборудование: презентация, видеофрагмент, варианты проектов разных типов.

Вопросы к обсуждению

1. Специфика постановки цели в контексте проектной деятельности.

2. Требования к формулированию цели.   

Задание 1. Раскройте специфику постановки цели в контексте проектной деятельности, используя материал учебника с. 52-54.

1. Покажите особенности постановки цели в контексте проектной деятельности.

2. Назовите  требования к формулированию цели в условиях проектирования.

Используемая литература:

1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учеб.пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.

Дополнительная информация

Цель - это ожидаемый результат деятельности за определенный промежуток времени. Цели подразделяются на:

  • когнитивные цели - познание объектов окружающей реальности, изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента, проведение опытов;
  • оргдеятельные цели - овладение навыками самоорганизации: ставить перед собой цели, планировать деятельность, работать в группе, грамотно вести дискуссию, проводить анализ информации;
  • креативные цели - творческие цели: конструирование, моделирование, проектирование и т.д. Целью проекта является решение выявленной проблемы.

        Задачи определяют логику и последовательность этапов достижения цели.  Формулировка цели должна соответствовать следующим требованиям:

  • конкретность и измеримость  (сформулирована не только качественно, но и по возможности количественно);
  • четкость определения повремени реализации (сформулирована на определенный обозримый промежуток времени);
  • достижимость (определена с учетом реальных возможностей ее реализации, постановка цели, превышающей возможности разработчиков проекта из-за недостаточности ресурсов или из-за других факторов, может привести к нежелательным последствиям);
  • непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами.

Цель проекта должна быть четкой, конкретной, понятной для участников проектной деятельности. Кроме того, важно, чтобы поставленные цели и задачи были реалистичными, актуальными для конкретного проекта.

Формулируя цель и задачи проекта, следует исходить из типологии проекта, возрастных возможностей участников проектной деятельности, сроком выполнения работы. Следует принять во внимание, что большинство проектов являются смешанными по типу. Опорные слова которые помогут сформулировать цель.  (Использовать в одном проекте нужно не все, а только те, что подходят по теме проекта).

Тип проекта

Возможные цели

Возможные задачи

1. Исследовательский

- узнать как…

- что будет, если …

- выяснить, определить как зависит…

- экспериментально доказать…

- сравнить…

- изучить, как влияет…

 - другое.

1.Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу.

2. Провести исследования.

3. Обработать и проана-лизировать полученные результаты…

4. Представить результаты исследований в виде (таблиц, схем, …)

5. Сделать выводы (отвечающие поставленной цели)

6. Подготовить проект к защите…

7. Другое.

2. Информационный

- собрать и обобщить сведения о….

- собрать и проанализировать информацию по….

- подготовить обзор литературных (или др.) источников по вопросу…

- изучить хронологию (правления, наиболее важных событий, научных открытий и т.д.)

- другое.

1. Определить источники информации.

2. Выбрать из различных источников необходимые сведения.

3. Определить форму представления полученной информации (таблицы, словарь, доклад, тезисы, комппьютерная презен-тация).

4. Оформить собранную информацию в соответствующем видео-

информационном виде.

5.Другое.

3. Творческий

- разработать и провести …

- поставить спектакль….

- организовать выставку…

- подготовить и провести праздник …

- подготовить к изданию школьный альманах…

- организовать ярмарку…

- провести конкурс…

- другое.

1.Определить участников проекта, распределить обязанности, наметить сроки.

2. Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу.

3. Определить место проведения мероприятия и необходимое оборудование

4. Разработать сценарий.

5. Провести необходимую организационную работу

6. Провести репетиции.

7. Подготовить декорации, костюмы.

8.Ппровести мероприятие.

9. Другое.

4.Практико-ориентированный (прикладной)

- разработать и создать модель, макет, словарь…

- подготовить компьютерную презентацию к уроку

- создать гербарное (или др.) дидактическое пособие к уроку…

- создать в школьном дворе клумбу….

- озеленить школу…

- другое.

1. Определить вид и форму конечного результата (макет, модель, книга, стенд, клумба и т.д.)

2. Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу.

3.Определить необходимый материал для выполнения проекта.

4. Если проект групповой - распределить обязанности.

5.Наметить план, последовательность деятельности (составить чертеж, подготовить детали, найти информацию, подготовить схему-рисунок, подготовить, высадить рассаду, собрать модель….)

6. Провести испытание (презентацию, уроки с использованием …).

7. Другое.

5. Игровой (ролевой)

- разработать и провести …

- организовать игру (в том числе ролевую) …

- подготовить и провести игру (в том числе ролевую) …

- другое.

1.Определить участников проекта, распределить обязанности, наметить сроки.

2. Изучить имеющиеся литературные/исторические/

 социальные/педагогические источники по данному вопросу.

3. Определить место проведения игры и необходимое оборудование, декорации и реквизит (при необходимости определить место проведения ролевой игры).

4. Разработать сценарий игры (в том числе ролевой).

5. Провести необходимую организационную работу.

6. Провести репетиции игры.

8.Провести игру (в том числе ролевую).

9. Другое.

6. Социальный

- разработать и создать что-либо конкретное для обеспече-ния/поддержания комфортной жизни пенсионеров, ветеранов, детей-сирот…

- озеленить двор, пришкольный участок …

- разработать и провести мероприятие для …

- подготовить и провести праздник для …

- организовать ярмарку для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …

- провести конкурс в детском доме/интернате…

- другое.

1.Определить участников проекта, распределить обязанности, наметить сроки.

2. Изучить существующую социальную ситуацию (провести исследования, обработать и проана-лизировать полученные результаты, представить результаты исследований в виде таблиц, схем, текста, сделать выводы (отвеча-ющие поставленной цели).

3. Определить место социального проектиро-вания.

4. Провести необходимую организационную работу.

5. Определить партнеров проекта.

6. Определить ресурсы проекта.

7. Если проект групповой - распределить обязанности.

8. Другое.

Задание 2.

 1. Проведите анализ проектов разных типов на предмет соответствия требованиям к постановке цели.

2. Сформулируйте цель проекта в составе проектной группы (проект – в соответствии с выбором проектной группы).

 Тема 7. Реализация проекта.

Тема занятия: Определение проблемы, темы проекта.

Количество часов: 2 часа

        Цель:  формирование знаний о требованиях к определению проблемы, темы проекта, развитие умения формулировать проблему и тему проекта, работать в составе проектной группы, Л2, Л3, М1, М2, М3, М4, П1,П2, П3.

Оборудование: презентация, видеофрагмент, варианты проектов разных типов.

Вопросы к обсуждению

1. Особенности выбора проблемы проекта.

2. Понятие о теме проекта.

3. Требования к определению проблемы, темы проекта.

 

Задание 1. Раскройте специфику определения проблемы, темы проекта, используя материал учебника с. 22-26.

1. Покажите особенности выбора проблемы проекта.

2. Укажите требования к определению и формулированию темы проекта.

Используемая литература:

1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учеб.пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.

Дополнительная информация

Проблема - это задача (вопрос), требующая решения. Более полное определение проблемы выглядит примерно так: проблема это задача, суть которой в основном заключается в противоречии между существующими представлениями о процессе, явлении, веществе, предмете, событии и т.д. и реальными фактами, обнаруженными в действительности опытным путем, или благодаря более глубокому анализу рассматриваемого объекта.

Проблемы бывают теоретические и практические. Теоретические проблемы - это объект мыслительной деятельности, требующий решения и ответа на теоретический вопрос посредством поиска условий, позволяющих обнаружить отношения между известными и неизвестными частями проблемы. Каждому человеку приходится разрешать разные проблемы, в том числе и поискового и познавательного характера. Познавательная проблема (задача) - это задание, предполагающее поиск новых знаний. Они не решаются по готовым образцам. Для их решения требуются догадка, творческое применение имеющихся знаний.

Проблемы вообще бывают разные: научные, производственные, экономические, финансовые, житейские, общественные, личные, другие.

Учебно-научная проблема должна быть посильной для исследования школьником, студентом, и в процессе работы над ней развивать у него начальные умения исследователя. Она должна давать возможность про демонстрировать отличительные признаки исследовательской работы, а именно:

  • новые факты, найденные автором наблюдением, экспериментом, анкетированием, взятием интервью, другое;
  • высказывание новой идеи с убедительной собственной аргументацией ее верности;
  • обоснование тезиса (идеи) со ссылкой на авторитетные источники;
  • показать, что в основе работы должны быть или эксперимент, или наблюдение, или математическая модель с убедительными расчетами;
  • толковое описание добытых знаний (новых для класса, школы или новых вообще).

Постановка проблемы - это описание условий и обстоятельств состояния области, сферы и т.п., о которой идет речь, в том аспекте (в направлении, в плоскости), в котором хотят поднять проблему. Это не что иное, как формулировка в виде задачи (не забывать о комплексности исследования межпредметной темы). При постановке проблемы для того, чтобы она уложилась в сознании участника проектной деятельности, желательно ему проговорить ее. Он должен сказать суть проблемы, какие цели ставится достигнуть при ее решении, каков примерно план действий.

После постановки проблемы необходимо разобраться с «объектом и  предметом проектирования». Такое разбирательство позволит автору проекта  более ясно понимать, над чем он работает.

Тема по сути дела выражает формулировку проблемы в повествовательной форме. Темой более точно выражается то, что будет проектироваться. Тема проекта самостоятельно выбирается участником проектной деятельности: тема должна быть интересна проектанту, выполнима, решение ее должно быть полезно участникам проектной деятельности, должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности, доступной для ребенка, проектант должен понимать тему проекта.

Выбор тем учебных проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Цель проекта тесно связана с темой. Поэтому цель надо формулировать одновременно с формулировкой темы.

Задание 2.

 1. Проведите анализ проектов разных типов на предмет соответствия требованиям к определению проблемы, темы проекта.

2. Сформулируйте проблему и тему проекта в составе проектной группы (проект - в соответствии с выбором проектной группы).

 Тема 7. Реализация проекта.

Тема занятия: Работа над основной частью  проекта.

Количество часов: 4 часа

        Цель:  формирование знаний о требованиях к работе над этапами выполнения различных проектов и о способах  представления информации проекта, развитие умения разрабатывать этапы проектов разных типов, работать в составе проектной группы, Л2, Л3, М1, М2, М3, М4, П1,П2, П3.

Оборудование: презентация, видеофрагмент.

Вопросы к обсуждению

1. Требования к работе над этапами проекта.

2. Понятие о ресурсах проекта.

3. Способы  представления информации проекта.

 

Задание 1. Раскройте специфику работы над основной частью  проекта, используя материал учебника с. 14-17, 73-75. приложение1.

  1. Покажите требования к работе над этапами проекта.
  2. Раскройте понятие «ресурсы проекта», его особенности.

3. Укажите способы  представления информации проекта.

Используемая литература:

1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учеб.пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.

Дополнительная информация

В целом процесс проектирования проходит так:

  • анализируется идея, разрабатывается план проекта,
  • выбирается руководитель проекта,
  • четко прописываются цели проектирования с учетом всевозможных ограничений,
  • выявляются участники проектирования,
  • определяется дата начала работы и планируемый объем проекта,
  • определяются возможные риски и последствия,
  • идет работа над поставленной целью,
  • устраняются проблемы, возникшие в ходе работы,
  • анализируется конечный результат проекта,
  • происходит оценка конечного результата и работы участников,
  • в зависимости от вида проектирования этот план может быть скорректирован под конкретные цели,
  • могут вноситься новые этапы работы над проектом или же устраняться уже существующие, если они не нужны.

Хотя видов проектов существует много, каждый из них реализуется по определенной схеме. Проектная работа состоит из пяти этапов:

  • поисковый - проведение исследования ситуации, выбор проблемной области, определение конечного вида создаваемого программного продукта, выбор темы проектирования, постановка цели и соответствующих задач, осуществление выбора и дается обоснование проекта, сбор информации и необходимых материалов, технических средств для создания проекта;
  • аналитический - выявление сущности проблемы проекта и различных подходов к её решению, оценка и анализ информации и предстоящей деятельности, определение оптимального варианта конструкции проекта, составление плана проектирования, планирование технологического процесса, разработка технологического процесса, определение необходимых ресурсов, написание краткой аннотации проекта.
  • практический (технологический) - проведение анкетирования/опросов и обобщение результатов, подробное описание выполнения практических действий участников проектной группы, предусмотренных технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда, установление всевозможных ограничений, подбор технологического инструментария должен быть достаточно подробно прописан (в каких направлениях, каким образом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемых результатов проектирования);
  • презентационный  -  осмысление полученных результатов проектирования и способов  их достижения, обсуждение и подготовка итогового представления результатов работы над проектом и описание приемов, при помощи которых была получена и проанализирована информация, демонстрация приобретенных знаний и умений, рассказ о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом, подготовка презентационных материалов, проведение защиты проекта;
  • контрольный – оценка и анализ результатов проектирования и работы участников проектной деятельности, проведение контроля качества проектирования и его результатов, при необходимости корректировка документации проекта.

Задание 2.

 1. Проведите анализ проектов разных типов на предмет соответствия требованиям к работе над этапами проекта.

2. Определите содержание этапов проекта в составе проектной группы (проект - в соответствии с выбором проектной группы).

Тема 7. Реализация проекта.

Тема занятия: Структура проекта. Письменная часть проекта.

Количество часов: 2 часа

Цель:  формирование знаний о структуре и письменной части различных проектов, развитие умения разрабатывать структуру и письменную часть различных проектов разных типов, работать в составе проектной группы, Л2, Л3, М1, М2, М3, М4, П1,П2, П3.П4, П5.

        Оборудование: презентация, раздаточный материал по теме (схемы).

Вопросы к обсуждению

1. Специфика структуры проекта.

2. Понятие о письменной части проекта.

3. Требования составлению письменной части проекта

 

Задание 1. Раскройте особенности письменной части проекта, используя материал учебника с. 55-56, 59-63, приложение1.

  1. Покажите специфику структуры проекта.
  2. Опишите особенности письменной части проекта.

3. Укажите требования составлению письменной части проекта.

Используемая литература:

1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учеб.пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.

Дополнительная информация

Структура проекта должна способствовать раскрытию избранной темы и отдельных ее вопросов. Письменная часть проектной работы должна быть изложена в строгой логической последовательности и взаимосвязи.

Структура проекта содержит:

  • титульный лист;
  • содержание (оглавление) - заголовки разделов работы и указание страниц, с которых они начинаются;
  • введение - аннотация, тема, обоснование актуальности выбранной темы проекта, сроки, цель, задачи, прогнозируемый результат, практическая значимость;
  • основная часть - описание этапов работы над проектом;
  • заключение - оценка результатов проектирования, выводы и предложения;
  • список использованной литературы, информационные ресурсы;
  • приложения – иллюстрации, схемы, таблицы, диаграммы графики, фотографии, рисунки, информация по проекту.

 

Задание 2.

 1. Проведите анализ проектов разных типов на предмет соответствия требованиям к составлению письменной части проекта.

2. Определите содержание письменной части проекта в составе проектной группы (проект - в соответствии с выбором проектной группы).

Тема 7. Реализация проекта

Тема занятия: Оформление результатов проекта.

Количество часов: 2 часа

         Цель:  формирование знаний о требованиях к оформлению результатов проекта, развитие умения оформлять проекты разных типов, работать в составе проектной группы, работать в составе проектной группы, Л2, Л3, М1, М2, М3, М4, П1,П2, П3, П4, П5.

Оборудование: презентация, образец оформления проекта.

Вопросы к обсуждению

1. Особенности оформления результатов проекта.

2. Требования к оформлению результатов проектов разных типов.

 

Задание 1. Раскройте специфику оформления результатов проекта, используя учебник с.65-69, приложение 1.

1. Покажите особенности оформления результатов проекта.

2. Укажите требования к оформлению результатов проектов разных типов.

Используемая литература:

1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учеб.пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.

Дополнительная информация

  • Пример оформления проекта.

Титульный лист - образовательная организация, тип проекта, название проекта или тема проекта, автор проекта (группа авторов с указанием группы. специальности), руководитель проекта.

Введение.

Основная часть.

Заключение.

           Список литературы и информационные ресурсы. 

Список литературы и информационных ресурсов должен быть размещен в конце основного текста в алфавитном порядке (по алфавиту фамилий авторов или первых слов заглавий литературных источников) под общей нумерацией без выделения  подразделов

  • Примеры оформления  литературных источников.

Образец оформления книги с одним автором

  1. Сычев, М. С. История Астраханского педагогического училища [Текст]: учебное пособие  / М. С. Сычев. – Астрахань: Волга, 2009. – 231 с.

Образец оформления книги с двумя, тремя авторами

  1. Соколов, А. Н. Гражданское общество: проблемы формирования и развития (педагогический и юридический аспекты) [Текст]: монография / А. Н. Соколов, К. С. Сердобинцев; под общ. ред. В. М. Бочарова. – Калининград: Калининградский ЮИ МВД России, 2009. – 218 с.

Образец оформления книги с четырьмя и более авторами

  1. Современные исследования в образовании [Текст]: учебное пособие для студентов специальности «Преподавание в начальных классах» /О. В. Михненков [и др.]. – М.: Государственный университет управления, 2005. – 59 с.

Образец оформления статьи  из периодических журналов с одним автором

  1. Берестова, Т. Ф. Поисковые инструменты библиотеки  [Текст] / Т. Ф. Берестова // Библиография. – 2006. – № 6. – С. 19-22.

Образец оформления электронных ресурсов

  1. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – М.: Большая Рос. энцикл., 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  2. Насырова, Г. А. Модели государственного регулирования страховой деятельности [Электронный ресурс] / Г. А. Насырова// Вестник Финансовой академии. – 2003. – №4. – Режим доступа: http://vestnik.fa.ru/4(28)2003/4.html

Задание 2.

 1. Проведите анализ проектов разных типов на предмет соответствия требованиям к оформлению результатов проектов разных типов.

2. Покажите оформление результатов проекта в составе проектной группы (проект - в соответствии с выбором проектной группы).

Тема 8. Защита проекта

Тема занятия: Презентация и защита проекта

Количество часов: 4 часа

Цель:  формирование знаний о критериях оценки проекта, требованиях к презентации и защите проекта, развитие умения публично выступать перед аудиторией, оценивать работу по критериям оценивания, работать в составе проектной группы, Л1, Л2, Л3, М1, М2, М3, М4, П1,П2, П3, П4, П5.

Оборудование: презентация, образец оформления проекта, образец защитного слова.

 Вопросы к обсуждению

1. Специфика критериев оценки проекта.

2. Понятие о публичной защите проекта.

3. Требования к презентации и защитному слову по итогам проекта.

 

Задание 1. Раскройте специфику подготовки презентация и защиты проекта, используя приложение 1.

1. Укажите особенности критериев оценки проекта.

2. Поясните, в чем специфика публичной защиты проекта.

3. Назовите требования к презентации и защитному слову

Используемая литература:

1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учеб.пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.

Дополнительная информация

Защита работы проводится перед специальной экспертной комиссией, состоящей из 3-4 человек (чаще всего однокурсников, реже - студентов других групп) или перед комиссией, состоящей из преподавателей. Для выступления проектной группе дается 8-10 минут.

О дате защиты проектов нужно сообщать заранее. Также заранее до студентов должны быть доведены критерии оценки и порядок проведения защиты. Эти сведения доводятся на первом занятии по проектной деятельности.

В своем выступлении на защите проекта студент должен:

  • рассказать о цели проекта (аргументировать выбор темы, обосновать потребность в образовательном продукте - результате проектирования);
  • рассказать о поставленных перед собой задачах: образовательных,  методических, конструктивных, практических, экологических, эстетических, экономических, других;
  • рассказать о ходе выполнения проекта (использованная литература, практическое решение поставленных задач, решение проблем, возникших в ходе практической работы);
  • рассказать о целесообразности разработки образовательного продукта (в том числе реальных затрат в контексте использованных ресурсов);
  • сделать выводы по теме проекта (достижение поставленной цели, результаты решения поставленных задач, оценка и анализ практической деятельности ее участников, возможная корректировка результатов проектирования).

Задание 2.

 1. Подготовьте презентацию и защитное слово по итогам проекта.

2. Представьте проект в составе проектной группы (проект - в соответствии с выбором проектной группы).

Рекомендуемая литература

        Основная литература:

        1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учеб.пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.

                Дополнительная литература:

                1. Intel Обучение для будущего. Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учеб.пособие – 10-е изд., перераб. – М.: НП Современные технологии в образовании и культуре, 2009 – 144 с.

2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006 – 224с.

Приложение 1.

Рекомендации к созданию учебных проектов

1-этап. Выбор формулировки темы – это начальный и очень серьезный этап любого проекта. Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес. Выбирая тему проекта, автор должен руководствоваться несколькими правилами:

  • тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям автора,
  • тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу,
  • тема должна быть оригинальной,
  • тема должна быть выполнима, достижимы и постижимы литературные источники.

1. Начальным этапом любого проекта является обоснование актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование.

2. Формулировка цели, т.е. постановка вопроса, на который надо получить ответ. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только самому автору, но и еще какому-то кругу людей.

3. После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).

4. Необходимым условием проектной работы при создании исследовательского проекта является определение его объекта и предмета, гипотезы. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

5. Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого исследования.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы.

2 – этап. Проведение проектной работы.

Сбор данных (информации), сравнение их с литературными данными и предсказаниями теории.

После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ – нужно попытаться собрать как можно больше информации о предмете изучения.

Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы, сколько времени у вас уйдет.

Выбор методики работы зависит от цели и предмета исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез и т.д.

3-этап. Оформление полученных результатов работы.

На защите автор в своем докладе и при его обсуждении должен показать, что он может кратко и ясно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свои идеи и вести научную дискуссию. После детального изучения всей научной литературы по теме исследования и окончательного обсуждения результатов собственного исследования начинается стадия литературного оформления работы – ее написание.

Структура работы:

- титульный лист,

- оглавление,

- введение,

- основная часть,

- заключение,

- информационные ресурсы,

- приложения.

Титульный лист – первая страница работы (не нумеруется). В оглавлении приводятся пункты работы с указанием страниц. Введение – это краткое обоснование актуальности выбранной темы, цели и поставленные задачи. Указываются цель, задачи и методы исследования. Проводится обзор  литературы по данной теме. В основной части излагаются и анализируются полученные результаты. Номер ссылки в тексте работы должен соответствовать порядковому номеру в списке литературы. В приложении приводятся схемы, графики, таблицы, рисунки.

План оформления проектной работы.

Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования).

Основная часть (информационный обзор, методика исследования, описание исследования).

Заключение (выводы и результаты).

Информационные ресурсы.

1. Введение – важная часть работы. Во введении должны быть четкие ответы на следующие вопросы: Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения? Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи? Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была достигнута? Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, предмета, гипотезы исследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.

2. Основная часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость). Основная часть делится на главы (параграфы). В конце каждой главы (параграфа) должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.

3. Заключение должно содержать в лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).

4. Список литературы, информационные ресурсы содержат в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.

Стандарты оформления проектных работ

Шрифт: Times New Roman, 14, не жирный (кроме выделения названий разделов, подразделов и др.).

Межстрочный интервал: полуторный.

Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, слева – 3 см, справа – 1.5 см.

Нумерация страниц – со второй (страница с планом или содержанием).

Абзацы – отступ от левой границы основного текста на 1,5 см.

Выравнивание текста по ширине.

На странице не меньше 40% заполнения.

Каждый раздел начинается с новой страницы (но не подраздел). После названия раздела точка не ставиться.

В объем работы не входят приложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА для специальности 13450 маляр среднего профессионального образования

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы трудового законодательства» предназначена для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специаль...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА для специальности 19727 штукатур среднего профессионального образования

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы трудового законодательства» предназначена для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специаль...

Рабочая программа по дисциплине "Основы проектной деятельности" для специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (базовый образовательный уровень)

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы проектной деятельности" является составной частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОГС СПО по специаль...

КТП по дисциплине "Основы проектной деятельности" для специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (базовый образовательный уровень)

КТП по дисциплине "Основы проектной деятельности" для специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения"(базовый образовательный уровень)...

Программа промежуточной аттестации по дисциплине "Основы проектной деятельности" по специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (базовая подготовка)

Программа промежуточной аттестации по дисциплине "Основы проектной деятельности " по специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (базовая подготовка)...

Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине "Иностранный (английский язык)" по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине "Иностранный (английский язык)" по специальности 44.02.01 Дошкольное образование...

Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся по учебной дисциплине «Основы проектной деятельности» для специальностей 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», 44.02.01 «Дошкольное образование»

Методическое пособие посвящено организации проектной деятельности обучающихся в условиях реализации освоения вариативного компонента основной профессиональной образовательной программы СПО по специаль...