Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся по учебной дисциплине «Основы проектной деятельности» для специальностей 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», 44.02.01 «Дошкольное образование»
учебно-методический материал

Симухина Ольга Изосимовна

Методическое пособие посвящено организации проектной деятельности обучающихся в условиях реализации освоения вариативного компонента основной профессиональной образовательной программы СПО по специальностям 44.02.01. «Дошкольное образование», 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена. Данное пособие поможет студентам осваивать проектную деятельность как один из методов, стимулирующих процесс обучения, который направлен на вовлечение обучающихся в активную сферу творческой и познавательной деятельности.

Цель: формирование навыка проектной деятельности, развитие способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; выполнение заданий, способствующих формированию учебно-исследовательских навыков и навыков проектирования, умения самостоятельно работать со справочной литературой и интернет-ресурсами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Иркутской области

«Ангарский педагогический колледж»

Методические рекомендации  к самостоятельной работе обучающихся

по учебной дисциплине

«Основы проектной деятельности»

для специальностей 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»,

44.02.01 «Дошкольное образование»

Ангарск, 2023

Рассмотрены

дисциплинарной (цикловой)

комиссией по специальности «Преподавание в начальных классах»

Протокол № 15

от  15    от «31» июня   2023г.        

Утверждены на

заседании научно-методического совета ГБПОУ ИО «Ангарский педагогический колледж»

Протокол  №7 от « 23 » августа 2023г.        

                                         

 

Автор-составитель:         Симухина Ольга Изосимовна, преподаватель, высшая квалификационная категория, к.п.н.

Методические рекомендации к самостоятельной работе предназначены для студентов очной формы обучения в педагогическом колледже по специальностям для 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», 44.02.01. «Дошкольное образование».

Содержание

Стр.

Пояснительная записка

Тема 1.  Понятие «Учебный проект»  

6

Тема 2. Алгоритм работы над учебным проектом

7

Тема 3. Типы проектов

8

Тема 4. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы

9

Тема 5. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы.

10

Тема 6. Общие требования к проекту

11

Тема 8. Защита проекта

12

Рекомендуемая литература

15

Приложение 1

16

Приложение 2

18

Приложение 3

20

Приложение 4

23

Пояснительная записка

На современном этапе развития профессионального образования возникает принципиальная необходимость в проектировании как особом типе работы, при котором учитываются базовые ценности образования и изменения ситуации. В условиях современной действительности только конструирования и исследования образовательных процессов уже недостаточно, поэтому ведущей в подготовке специалистов педагогического образования становится проектная деятельность.

Самостоятельная работа по дисциплине «Основы проектирования» обеспечивает развитие личностных, метапредметных и предметных  компетенций студентов, формирование у них навыков разработки проектов,  овладение рациональными способами работы с информацией, навыками углубленного изучения и разработки того или иного важного для изучения вопроса.

Методическое пособие посвящено организации проектной деятельности обучающихся в условиях реализации освоения вариативного компонента основной профессиональной образовательной программы СПО по специальностям 44.02.01. «Дошкольное образование», 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена. Данное пособие поможет студентам осваивать проектную деятельность как один из методов, стимулирующих процесс обучения, который направлен на вовлечение обучающихся в активную сферу творческой и познавательной деятельности.

Самостоятельная работа по дисциплине дает возможность обучающемуся активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации получаемых таким образом знаний.

Цель: формирование навыка проектной деятельности, развитие способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; выполнение заданий, способствующих формированию учебно-исследовательских навыков и навыков проектирования, умения самостоятельно работать со справочной литературой и интернет-ресурсами.

        Методические пособие к самостоятельной работе по дисциплине «Основы проектной деятельности» включает выполнение заданий на формирование у студентов умений

  • определять понятие проекта, типы и виды проектов, составлять и реализовывать план проекта;
  • выбирать соответствующую форму проектного продукта;
  • разрабатывать этапы различных проектов и использовать методы, реализуемые  при выполнении разных этапов проектов;
  • оценивать проект по критериям оценивания;
  • оформлять результаты проектной деятельности создавать презентацию для защиты проекта.

        Выполнение заданий, создание образовательных продуктов как результатов самостоятельной проектной деятельности (разные типы проектов)  воспитывает у студентов стремление к саморазвитию и самовоспитанию, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, развитие способности к образованию, в том числе самообразованию, сознательному отношению к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности, работе в парах и в группах.

Методические рекомендации предназначены для студентов педагогических колледжей и разработаны в соответствии с программой дисциплины «Основы проектной деятельности» для специальностей 44.02.01. «Дошкольное образование», 44.02.02. «Преподавание в начальных классах».

Тема 1.  Понятие «Учебный проект»  

  

        Содержание самостоятельной работы: Составление словаря основных терминов. Составление презентации по истории метода проектов.

Количество часов: 3 час

Цель: формировать знания по истории метода проектов; формировать умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности, анализировать полученные данные, Л3, М2, М3, М4,  П1.

Оборудование: видеоролик, презентация, учебник.

Вопросы к изучению

1. Понятие об основных терминах проектной деятельности.

2. История метода проектов.

Задание 1. Опишите особенности метода проектов, используя материал учебника с. 8, 12, 14, 17, 52, 87, 98, приложение 1, 3.

 1. Раскройте основные термины проектной деятельности, заполнив таблицу 1.

Таблица 1. Словарь основных терминов проектной деятельности

№ п/п

Название термина про-ектной деятельности

  Определение термина проектной деятельности

1.

Проблема

2.

Цель

3.

Задача

4.

Ресурс

5.

Поисковый этап

6.

Аналитический этап

7.

Практический этап

8.

Презентационный этап

9.

Контрольный этап

10.

Гипотеза

11.

Письменный отчет

12.

Продукт проекта

Используемая литература

1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учеб.пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.

Задание 2. Подготовьте  презентацию «Из истории метода проектов», используя приложение 2.

 Вопросы для самоконтроля

1. Укажите определения основных терминов проектной деятельности.

                2. Расскажите кратко об истории метода проектов.

Тема 2. Алгоритм работы над учебным проектом

        Содержание самостоятельной работы: Составление алгоритма работы над проектом: идея, проблема, определение  целей и задач. Знакомство с проектами в сети Интернет.

  Количество часов: 2 час

        Цель: формировать знания об идее, проблеме, цели и задачах проекта,  умение составлять алгоритм работы над проектом, умение понимать и определять проблему, ставить цель и вытекающие из неё задачи; выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, Л3, М1, М3, М4, П1, П2.

        Оборудование: видеоролик, презентация, варианты проектов разных типов.

Вопросы к изучению

1.Понятие об идее, проблеме, цели и задачах проекта.

2.Алгоритм проекта.

Задание 1. Опишите особенности составления алгоритма проекта, используя материал учебника с. 13-15.

1. Раскройте понятие об идее, проблеме, цели и задачах проекта.

2. Познакомьтесь с проектами из сети Интернет.

Используемая литература

1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учеб.пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.

Задание 2. Проведите сравнительный анализ алгоритмов проектов из сети Интернет (проект - по выбору студента).

 Вопросы для самоконтроля

        1. Уточните         понятие алгоритм проекта.

Тема 3. Типы проектов

Содержание самостоятельной работы: Заполнение таблицы «Типы проектов и их особенности».

Количество часов: 3 час

Цель: раскрыть особенности типов проектов, использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, формировать умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности, анализировать полученные данные и делать выводы, использовать способы представления информации, Л3, М1, М2, М3, М4, П1, П2.

Оборудование: видеоролик, презентация, варианты проектов разных типов учебник.

Вопросы к изучению

  1. Типы проектов и их особенности.

Задание 1. Раскройте особенности разных типов проектов, используя материал учебника с. 12-13, приложение 1.

Используемая литература

1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учеб.пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.

Задание 2. Составьте таблицу «Типы проектов и их особенности», используя приложение 2.

Таблица 1. Типы проектов и их особенности

№ п/п

Тип проекта

Характеристика типа проекта

1.

Прикладной (практи-ко-ориентированный)

2.

Информационный

3.

Исследовательский

4.

Игровой (ролевой)

5

Творческий  

6.

Социальный

Вопросы для самоконтроля

        1.  Раскройте особенности разных типов проектов.

Тема 4. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы

        Содержание самостоятельной работы: Составление алгоритма их решения задач, постановка цели проектов согласно выделенным проблемам

Количество часов: 3 час

Цель: формировать умение формулировать тему, цель и задачи проекта,  умение составлять алгоритм решения задач проекта, умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, Л3, М1, М3, М4, П1, П2.

Оборудование: видеоролик, презентация, учебник.

Вопросы к изучению

  1. Алгоритм решения задач проекта.

2. Постановка цели проектов согласно выделенным проблемам.

Задание 1. Раскройте особенности работы над введением к проекту, используя материал учебника с. 22-23, 55-58.

1. Расскажите об алгоритме решения задач проекта.    

2. Укажите особенности  постановки цели проектов согласно выделенным проблемам.

Используемая литература

1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учеб.пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.

Задание 2. Укажите цель проекта, составьте перечень задач проекта (тип проекта - по выбору студента).

 Вопросы для самоконтроля

  1. Уточните понятие «цель проекта», «задача проекта».

2. Опишите алгоритм решения задач проекта.

Тема 5. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы.        Содержание самостоятельной работы: Определение ресурсов заданных проектов.

Количество часов: 3 часа

Цель: формировать знание о ресурсах проекта, умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности, анализировать полученные данные и делать выводы, использовать способы представления информации; Л3, М1, М3, М4, П1, П2.

Оборудование: презентация.

Вопросы к изучению

                1.Понятие «ресурс проекта».

2. Особенности ресурсов проекта.

Задание 2. Раскройте особенности ресурсов проекта, используя материал учебника с.63, приложение 1.

  1. Дайте определение понятия «ресурс».
  2. Назовите виды ресурсов и опишите их особенности.

Используемая литература

1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учеб.пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.

Задание 2. Заполните таблицу 1 «Ресурсы проектов».

Таблица 1. Ресурсы проектов

п/п

Вид ресурса

Определение ресурса

1.

Информационный

2.

Финансовый

3.

Кадровый

4.

Материально-технический

5.

Трудовой

6.

Нормативно-правовой

7.

Учебно-методический

 Вопросы для самоконтроля

                1. Назовите виды ресурсов и опишите их особенности.

Тема 6. Общие требования к проекту

        Содержание самостоятельной работы:  Выбор темы и направления проекта.

Количество часов: 3 часа

        Цель: формировать умение выбирать тему проекта, соответствующую форму проектного продукта в составе проектной группы, умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности, анализировать полученные данные и делать выводы, использовать способы представления информации, Л1, Л2, Л3, М1, М2, М3, М4, П1, П2.

Оборудование: видеоролик, презентация, учебник.

   Вопросы к изучению

        1. Особенности деятельности по выбору направления проектирования.

        2. Особенности деятельности по выбору темы проекта.

        

Задание 1. Раскройте особенности работы проектной группы по выбору направления проектирования и темы проекта, используя материал учебника с. 22-24.

  1. Уточните понятия «направление проектирования», «тема проекта».

2. Выявите особенности деятельности по выбору направления  и темы проекта.

Используемая литература

1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учеб.пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.

Задание 2. Проведите работу в проектной группе по выбору направления и темы выбранного проекта (направление, тема - по выбору проектной группы).

Вопросы для самоконтроля

        1.  Уточните понятия «направление проекта», «тема проекта».

        

Тема 6. Общие требования к проекту

        Содержание самостоятельной работы:  Составление примерного плана реализации проекта, формулирование цели и задач.

Количество часов: 3 часа

        Цель: формировать умение разрабатывать план проекта, формулировать цель и задачи в составе проектной группы, формировать навык познавательной и  проектной деятельности, навык разрешения проблем, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания, провидения рефлексии своей деятельности, Л1, Л2, Л3, М1, М2, М3, М4, П1, П2.

Оборудование: презентация, учебник.

   Вопросы к изучению

        1. Особенности примерного плана реализации проекта.

        2. Специфика формулирования цели и задач.

        

Задание 1. Раскройте особенности разработки и реализации примерного плана реализации проекта, используя материал учебника с.54-55, 59-60.

  1. Уточните понятия «разработка проекта», «реализация проекта».
  2. Выявите особенности разработки примерного плана реализации проекта.

Используемая литература

1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учеб.пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.

Задание 2. Разработайте примерный план реализации проекта в составе проектной группы.

Тема 8. Защита проекта

Содержание самостоятельной работы: Написание защитного слова проекта.  Создание презентации.

Количество часов: 3 часа

Цель: формировать понятие о защитном слове, готовность и способность к образованию, умение работать в парах и в группах, умение составлять защитное слово, разрабатывать презентацию к защите,  использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, Л1, Л2, Л3, М1, М2, М3, М4, П1, П2, П3, П4, П5.

Оборудование: презентация.

Вопросы к изучению

1. Особенности публичного выступления.

2. Специфика написания защитного слова проекта.  

3. Специфика создания презентации  к защите проекта.

Задание 1. Раскройте особенности работы по подготовке к защите проекта, используя приложения 3, 4.

1. Опишите особенности публичного выступления.

2.  Покажите специфику написания защитного слова проекта.  

3. Раскройте особенности создания презентации  к защите проекта.

Задание 2. Проведите работу по подготовке защиты проекта, используя приложение 1, 4.

1. Напишите защитное слово к подготовленному проектной группой проекту.

1. Разработайте презентацию к защите подготовленного проектной группой проекта.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте особенности работы по подготовке к защите проекта.

Тема 8. Защита проекта

Содержание самостоятельной работы: Анализ проекта. Алгоритм написания отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом.  

Количество часов: 3 часа

Цель: формировать понятие об алгоритме письменной части проекта,  умение анализировать сильные и слабые стороны работы проектом,  готовность и способность к образованию, умение работать в парах и в группах, оценивать проект по критериям оценивания. Умение оформлять результаты проектной деятельности, Л1, Л2, Л3, М1, М2, М3, М4, П1, П2, П3, П4,П5.

Оборудование: презентация.

Вопросы к изучению

        1. Понятие об анализе проекта и критериях оценивания,

2. Порядок выявления сильных и слабых сторон работы над проектом.  

Задание 1. Расскажите об особенностях написания письменной части проекта».

1. Раскройте понятие «критерии оценивания проекта».

2. Выявите понятие об алгоритме письменной части проекта и его содержание.

3. Опишите порядок выявления сильных и слабых сторон работы над проектом.  

Используемая литература

1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учеб.пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.

        Задание 2. Подготовьте письменную часть проекта в составе проектной группы.

 Вопросы для самоконтроля

        1. Представьте кратко порядок разработки письменной части проекта.

2. Уточните критерии оценки проекта.

Рекомендуемая литература

        Основная литература:

        1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учеб.пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.

                Дополнительная литература:

                1. Intel Обучение для будущего. Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учеб.пособие – 10-е изд., перераб. – М.: НП Современные технологии в образовании и культуре, 2009 – 144 с.

2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006 – 224с.

Приложение 1.

Алгоритм самостоятельной работы c учебником (учебным пособием)

1. Для начала постарайтесь на аудиторном занятии усвоить учебный материал так, чтобы в условиях самостоятельной работы легче было выделить главное, ставить перед собой проблемы, находить в источнике информации ответы на них и доказательства: делайте записи в тетрадях по ходу объяснения, беседы, рассмотрения и изучения материала, закрепления нового.

2.Ознакомьтесь c содержанием самостоятельной работы. Если на занятии по изучаемой теме делались какие-то записи, их обязательно надо просмотреть перед выполнением самостоятельной работы - это поможет вспомнить изложение данной темы преподавателем (если это имело место быть).

3. Работа с учебником (учебным пособием).

Подготовительный этап:    

  • ознакомьтесь c содержанием параграфа: изучите заголовки частей параграфа, что позволит получить общее представление o его содержании;
  • выделите главное для понимания содержания (из каких составных частей состоит параграф, в чем главная мысль каждой части).

Основной этап:

понимание и осмысление -

  • постарайтесь определить причины, основные признаки и следствия, сущность описанных в учебнике художественных явлений, теорий, позиций и др.;
  • выделите в тексте главные мысли, ключевые понятия и термины, соотнесите их c ранее изученным материалом;
  • рассматривая иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы, диаграммы, гистограммы и др., обращайтесь к тексту, стараясь извлечь из них как можно больше сведений;
  • продумайте ответы на вопросы к параграфу.

запоминание -

  • выделите опорные ключевые слова (слова, которые дают ключ к пониманию всего текста, его основных идей), факты, названия (в том числе авторов и произведений искусства);
  • запомните последовательность аргументации, изложения; мысленно дайте ответ на поставленные проблемы;
  • для лучшего запоминания учебного материала составьте его план или конспект, внимательно рассмотрите предлагаемые иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы, диаграммы, гистограммы;
  • воспроизведите мысленно ход изложения, и если не можете вспомнить какую-либо его часть, еще раз прочитайте и внимательно рассмотрите предлагаемые иллюстрации, схемы, таблицы, диаграммы, гистограммы, продумайте ответы на вопросы к частям параграфа.

       Завершающий этап:

  • для закрепления и углубления знаний, самоконтроля выполните задания преподавателя или приведенные в конце параграфа;
  • для закрепления можно также использовать иллюстрации, схемы, таблицы, диаграммы, гистограммы и др., комментируя их;
  • работая с источниками, нужно стараться прочувствовать то, что излагал автор, активно мыслить – задавать себе вопросы и искать на них ответы.

4. Если содержание текста все-таки необходимо запомнить, то совсем не нужно читать его по несколько раз подряд, но необходимо в процессе чтения обращать внимание на ключевые слова, факты и их описания, причинно-следственные связи между ними, иллюстративный материал, выделять закономерности и ключевые позиции и  идеи.

                     5. Завершив работу над вопросами и заданиями, целесообразно восстановить последовательность изложения текста, пересказав его устно.

                     6. Не забывайте о самоконтроле! Самоконтроль нужно проводить не только после окончания самостоятельной работы, но и непосредственно в ходе нее, чтобы сразу не только обнаружить ошибку, но и установить ее причину.

                     7. Проверяйте свои знания разными способами действий, требуется некоторое время, чтобы выяснить прочность усвоения самостоятельно изученного учебного материала.

Алгоритм работы с дополнительными источниками информации

        1. Изберите способ работы с источником информации в связи с целью работы: просмотр, чтение, изучение (чтение может быть сплошным или выборочным  - читается только текст отдельных разделов, глав, параграфов).

        2. Ознакомьтесь с данной книгой, учебником, статьей, монографией, ресурсами интернета; просмотрите  данные: аннотацию, введение, предисловие, заключение, оглавление.

        3. Ознакомьтесь с источником и определите автора, соавторов, участвовавших в его подготовке; время и место создания текста (по его содержанию); если необходимо, то укажите, что и какие условия повлияли на его создание.

        4. Установите источники изучаемой информации; цель автора (ов) текста. Определите вид источника (жизнеописание, письмо, дневник, архивный документ, критическая статья, отзыв, рецензия, материал из Интернета и т.д.).Что представляет собой текст: приведен полностью или  только отрывок; о  чем идет речь в данном тексте.

        5. Встретив незнакомое слово, обязательно найдите его значение в словаре, справочнике,  энциклопедии или другом справочном издании. Работая с источником информации, нужно активно мыслить - задавать себе вопросы и искать на них ответы.

6. Проанализируйте содержание текста и постарайтесь понять, выделить его основные положения; разделите мысленно содержание текста на ряд смысловых частей, выделите главные мысли каждой части; по ходу изучения текста сформулируйте главные мысли источника и записывайте их в виде выписок, тезисов, цитат, ключевых слов. В ходе чтения рекомендуется использовать записи: цитаты, план, тезисы, конспект, план-конспект.

7. Оцените степень достоверности изложенных в тексте сведений: является ли автор непосредственным свидетелем излагаемого; первичность или вторичность информации.

Оцените, представляет ли автор определенную точку зрения или он предлагает эксклюзивный взгляд на события.

8. Раскройте значение источника и содержащейся в нем информации для себя; определите, каких образовательно-профессиональных ситуациях можно использовать эту информацию.

Алгоритм организации самоконтроля в условиях самостоятельной работы

1. Составьте план в виде контрольных вопросов или плана к предлагаемой для освоения информации.

2. Найдите ответы в изучаемой информации - проверьте себя.

3. Проведите взаимопроверку при участии других студентов.

4. Прорецензируйте выполненную работу на основе выявления соответствия выполняемому виду работы.  

5. Проверьте качество выполненной самостоятельной работы с помощью проективно-творческого задания на основе известных вам алгоритмов.

Приложение 2.

Рекомендации к созданию учебных проектов и

Типы учебных проектов

1.Исследовательские. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность автора, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

2.Творческие. Этот тип проектов предполагает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм и прочее.

3.Информационные. Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.

4.Прикладные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации.

5. Ролевые (игровые). В основе этого типа проектов - ролевая игра является подобием импровизированной театральной постановки. Именно театральность, «вживание» участников в определенный, заранее выбранный образ является главной специфической чертой ролевой игры, а значит – и проекта такого рода.

6. Социальные. В основе этого типа проектов сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей считается положительным по своему социальному значению.

1-этап. Выбор формулировки темы – это начальный и очень серьезный этап любого исследования. Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Выбирая тему исследования, автор должен руководствоваться несколькими правилами:

  • тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям автора,
  • тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу,
  • тема должна быть оригинальной,
  • тема должна быть выполнима, достижимы и постижимы литературные источники.

1. Начальным этапом любого проекта является обоснование актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование.

2. Формулировка цели, т.е. постановка вопроса, на который надо получить ответ. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только самому автору, но и еще какому-то кругу людей.

3. После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).

4. Необходимым условием проектной работы при создании исследовательского проекта является определение его объекта и предмета, гипотезы. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

5. Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого исследования.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы.

2 – этап. Проведение проектной работы.

Сбор данных (информации), сравнение их с литературными данными и предсказаниями теории.

После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ – нужно попытаться собрать как можно больше информации о предмете изучения.

Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы, сколько времени у вас уйдет.

Выбор методики работы зависит от цели и предмета исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез и т.д.

3-этап. Оформление полученных результатов работы.

На защите автор в своем докладе и при его обсуждении должен показать, что он может кратко и ясно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свои идеи и вести научную дискуссию.

После детального изучения всей научной литературы по теме исследования и окончательного обсуждения результатов собственного исследования начинается стадия литературного оформления работы – ее написание.

Структура работы:

- титульный лист,

- оглавление,

- введение,

- основная часть,

- заключение,

- список литературы,

- приложения.

Титульный лист – первая страница работы (не нумеруется). В оглавлении приводятся пункты работы с указанием страниц. Введение – это краткое обоснование актуальности выбранной темы, цели и поставленные задачи. Указываются цель, задачи и методы исследования. Проводится обзор  литературы по данной теме. В основной части излагаются и анализируются полученные результаты. Номер ссылки в тексте работы должен соответствовать порядковому номеру в списке литературы. В приложении приводятся схемы, графики, таблицы, рисунки.

План оформления проектной работы.

Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования).

Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования).

Заключение (выводы и результаты).

Список литературы.

1. Введение – очень важная часть работы. Во введении должны быть четкие ответы на следующие вопросы: Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения? Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи? Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была достигнута?

Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, предмета, гипотезы исследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.

2. Основная часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость). Основная часть делится на главы (параграфы). В конце каждой главы (параграфа) должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.

3. Заключение должно содержать в лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).

4. Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.

Стандарты оформления проектных работ

Шрифт: Times New Roman, 14, не жирный (кроме выделения названий разделов, подразделов и др.).

Межстрочный интервал: полуторный.

Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, слева – 3 см, справа – 1.5 см.

Нумерация страниц – со второй (страница с планом или содержанием).

Абзацы – отступ от левой границы основного текста на 1,5 см.

Выравнивание текста по ширине.

На странице не меньше 40% заполнения.

Каждый раздел начинается с новой страницы (но не подраздел). После названия раздела точка не ставиться.

В объем работы не входят приложения.

Приложение 3.

Требования к оформлению презентации MS РР 

1.  Определение структуры презентации (не менее 25 слайдов – основой текст), организация гиперссылок.

2.  Определение структуры и содержания каждого слайда (для текстовых слайдов соблюдение правила «шесть строк и шесть слов в строке»). Допускается существование подробных текстовых сладов справочного характера (для индивидуальной работы пользователя с презентацией). Переход к справке организуется по гиперссылке.

3.  Выбор стиля  презентации (полей, фона, шрифтов заголовков и подзаголовков, основного текста, формата нумерованных и маркированных списков, межстрочных интервалов, цвета текста, способов анимации текста и иллюстраций, звуковых эффектов, режимов показа и пр.).

4.  Отбор иллюстраций (рисунков, фото, видео и пр.) для презентации, способов их  размещения в презентации и вызова (появление на сладе презентаций не должно перекрывать другие объекты, включая тексты).

5.  Обоснованность использования дополнительных медиа-объектов (иллюстраций, анимации, видео и пр.) в  презентации с точки зрения методической и психолого-педагогической целесообразности.

6.  Допускается озвучивание презентации и ее демонстрация в автоматическом режиме.

7.  Минимизация объема «памяти», требуемой для хранения презентации.

 

Стиль

1. Выберете  шаблон или разработайте авторский вариант оформления слайда.

2. Выбирайте наиболее подходящий к теме презентации рисунок (картинку) для фона или шаблон; если это не удается, то лучше остановиться на универсальном варианте шаблона (без каких либо смысловых акцентов: например, абстрактная графика).

3. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от содержания презентации.

4. Соблюдайте  в презентации единый стиль оформления.

5. При наличии в презентации нескольких частей целесообразно при сохранении шаблона назначить для каждой части  отдельную цветовую гамму; с этой же целью можно использовать при сохранении цветовой гаммы, меняющийся от части к части и соответствующий ее содержанию логотип (логотип может быть небольшим и размещаться в одном и том же месте презентации, он  может быть выполнен как традиционный  графический объект или как подложка).

6.  В ряде случаев, например,  при смене внешне однотипных слайдов  целесообразна анимация (лучше в первые 1-2 с.) Отдельных элементов оформления слайда, что является  показателем того, что слайд обновлен.

7. Управляющие кнопки (цвет, форма, размер) должны быть отредактированы в соответствии со стилем презентации.

8. При наличии сложной гиперархитектуры презентации (2-4 уровня) целесообразно для каждого дополнительного уровня разработать частично измененный, но согласованный в со стилем основного уровня стиль представления информации.

Использование цвета

1. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один (реже два) для текста.

 2. Для фона и текста используйте контрастные цвета.

 3. Если текст на слайде достаточно объемный и является основным источником информации, то целесообразно разбить его смысловые части; полезно с этой целью уменьшить межстрочный интервал  и увеличить абзацный; при нескольких абзацах можно перемежать оттенки (или насыщенность) цвета текста от абзаца к абзацу (например: синий с темно синим или синий с серым); с этой же целью можно перемежать цвет полосок фона для каждого последующего абзаца.

 4. Назначите и выдерживайте на всех сладах в соответствии со стилем презентации цвет и шрифт заголовков (в ряде случаев подзаголовков), а также основного и вспомогательного текстов.

 5. Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования), назначьте подходящие цвета.

Анимационные эффекты

 1. Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

  2. Анимационные эффекты можно использовать с целью:

  • акцентирования внимания на смене слайда,
  • выделения главного и существенного на слайде,
  • последовательного обращения к различным  элементам слайда;
  • для  отображения перемещения моделей физических объектов на слайде.

 3. При перемещении объекты на слайде не должны перекрывать текст и другие объекты.

  4. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

 Звук

  1. При большой текстовой нагрузке слайда можно организовать его звуковое сопровождение (опция звукового сопровождения должна включаться по выбору пользователя).

  2. Демонстрация слайда может выполняться при музыкальном сопровождении. Музыкальный жанр должен соответствовать содержанию слайда.

 3. В образовательных презентациях лучше использовать музыкальные композиции, включающие медленные и спокойные мелодии. Музыка должна быть преимущественно тихой.

   4. Устный текст может звучать на фоне музыкальной композиции.

Представление текстовой  информации

 1. Заголовки (подзаголовки) слайдов должны привлекать внимание аудитории.

  2. Используйте короткие слова, фразы и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных во фразах и предложениях.

  3. Наилучший вариант размещения текста на сладе удовлетворяет принципу «шесть слов в строке – шесть строк на слайде».

   4. Только один текст на слайде всегда воспринимается плохо. Следует использовать различные приемы оформления и подачи текста (например, анимация текста, цветовые анимированные подложки для абзацев текста).

   5. Анимация текста:

  • не должна отвлекать от его содержания,
  • раздражать шумовыми и графическими эффектами,
  • должна быть единой по стилю для текстов определенно типа (например, заголовков, основного и вспомогательного текстов).

    6. Если информацию можно представить на слайде графическим объектом с использованием сигнального слова или фразы, то следует воспользоваться этим: «лучше показать объект, чем о нем написать».

     7. Целесообразно структурировать текстовую информацию:

  • абзацы, нумерованные и маркированные списки,
  • схемы,
  • таблицы.

Расположение информации на странице

  1. При размещении информации на слайде следует воспользоваться опцией «разметка слайда».
  2. Полезно использовать макеты текстов и макеты содержимого.
  3. Необходимо  назначить и соблюдать поля на слайде (не менее 1 см).
  4. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
  5. Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
  6. Не следует перегружать слайд информацией. Лучше разместить информацию на нескольких последовательно идущих слайдах.
  7. Если на слайде располагается картинка, то надпись должна располагаться под ней на некотором заранее назначенном для всех иллюстраций расстоянии.
  8. При размещении информации должна учитываться ее смысловая структура и связи элементов. Структура и связи в информации могут отображаться с помощью различных графических и анимационных приемов.
  9. К дополнительной информации организуются гиперпереходы. При этом могут подключаться документы MS Word, другие презентации MS PP, видео, звук, анимации, модели, тесты, тренажеры и прочие цифровые ресурсы.
  10.  Для гиперссылок могут использоваться специальные кнопки, которые требуют для размещения дополнительного пространства на поле слайда. Для экономии места и удобства в работе ссылка может быть организована с текста или с графического объекта.

Шрифты

  1. Размеры: для заголовков – не менее 24, для основной информации – не менее 18.
  2. Можно воспользоваться эффектами шрифта (преимущественно для заголовков).
  3. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
  4. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Допускается смешение двух видов шрифтов.
  5. Для выделения главных элементов информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание, цветовое выделение. Не следует  злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
  6.  Не следует злоупотреблять курсивом, он читается хуже обычного прямого шрифта.

Способы выделения информации

  1. Рамки, границы, заливка, подчеркивание.
  2. Разные цвета шрифтов, штриховки,
  3. Указатели разных видов, выноски.
  4. Рисунки, диаграммы, схемы.

Объем информации

  1. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений;
  2. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде

Виды слайдов

  1. Текст.
  2. Таблица
  3. Диаграмма
  4. Рисунки, фотоснимки, анимация.
  5. Смешанные слайды.

Структура слайдовой презентации

1.Тема, автор презентации, руководитель (1 слайд).

2. Цель – обучающая, развивающая, воспитывающая (2 слайд)..

3. Содержание (план) (третий слайд).

4.  Текстовое содержание презентации

5. Перечень информационных ресурсов (последний слайд).

Приложение 4.

Рекомендации для подготовки к началу выступления

Подготовить важно не только текст защитного слова, но и самого себя: привести себя в равновесие, снять напряжение и стресс, разогреть голос и поработать над дикцией.

1. Снять напряжение:

  • чередовать напряжение и расслабление в теле. (встать в такую стойку, вдохнуть и как можно сильнее напрячь все свое тело, а затем, медленно выдыхая, постепенно его расслабить),
  • массаж плеч - встать друг за другом, положить руки на плечи соседу и начать их разминать, затем поменяться местами.

3. Разогреть голос:

  • нужно размять голосовые связки (аккуратно нажать на гортань большим пальцем, а затем глубоко подышать диафрагмой, то есть сделать короткий вдох и медленный выдох),
  • супражнения «Ом» - положить руку на голову и начните произносить непрерывно звук Ом, стараться максимально расширять объем гортани, пока не почувствуете вибрацию в руке,
  • хорошо также тянуть гласные «и», «э», «а», «о», «у» (именно в такой последовательности и как можно дольше), так как их поочередное произнесение активизирует кровообращение в области шеи и грудной клетки,
  • упражнение «Тарзан» - бить себя кулаком в грудь, что не только очистит бронхи, но и зарядит энергией перед выступлением.
  1. Улучшить дикцию:
  • всевозможные скороговорки. Которые важно уметь их произносить на одном дыхании, повторять быстро несколько раз («Собирала Маргарита маргаритки на траве. Растеряла Маргарита маргаритки, да не все», «Королева Клара строго карала Карла за кражу кораллов», «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа», «Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои», «Король – орел», «На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя», «О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня?», другие).
  1. Размять речевой аппарат:
  • подвигать нижней челюстью, словно полочкой, выдвигая ее вперед и назад,
  • вытянуть губы, повращать ими по часовой и против часовой стрелки,
  • высунуть язык и подвигать им вверх-вниз, затем в стороны и по кругу, а также «почистив» им зубы изнутри и снаружи.

начать свою речь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и выполнение внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине " Основы бухгалтерского учёта" по специальности по 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учёт

Требования ФГОС третьего поколения  делают акцент на развитие у студентов творческой инициативы, потребности в самообразовании, стремление  к повышению уровня своей теоретической подготовки,...

Методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине «Основы научно-исследовательской деятельности» для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа

Методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине «Основы научно-исследовательской деятельности» для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...

Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности" для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности" для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах....

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ИСТОРИЯ для специальностей СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах 44.02.01 Дошкольное образование

Комплект  КОС  учебной дисциплины «История» разработан  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом   по специальности   сред...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине История по специальностям 44.02.02 Преподавание в начальных классах 44.02.01 Дошкольное образование

Методические рекомендации по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с требованиями  ФГОС СПО по специальностям  44.02.02 Препода...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине ОУД.01Иностранный язык (английский) cпециальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Самостоятельная работа по иностранному языку в ССУЗе направлена на развитие способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, самообразованию с его помощью и соци...

Методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине «Основы проектной деятельности» для специальностям 44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

       Практические занятия по дисциплине «Основы проектной деятельности» направлены на развитие у обучающихся умения определять проблему и вытекающие из неё зад...