Доклад на тему «В ногу со временем: СПО и педагогические инновации»
методическая разработка

Ветрова Елена Васильевна

Доклад на тему

«В ногу со временем: СПО и педагогические инновации»

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

доклад на тему

«В ногу со временем: СПО и педагогические инновации»

Автор:

преподаватель иностранного языка

Ветрова Е. В.

Инновация (от лат. innovitio – обновление, перемена) означает нововведение, новшество. В педагогике инновации являются существенным элементом развития образования, который выражается в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, что в совокупности приводит к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества [3].

Какие же инновации в образовательном процессе сегодня наиболее популярны?

Не только кардинально новые и глобальные изменения системы образования могут называться педагогическими инновациями. Усовершенствование стандартных педагогических приёмов и методов с целью повышения успеваемости обучающихся среднего профессионального образования (далее СПО) в усвоении определенного материала курса, также можно назвать инновациями. Такие новшества в образовании могут быть разработаны преподавателем, и применяться либо в рамках конкретной группы обучающихся, либо могут быть одобрены руководством образовательного учреждения для использования всем педагогическим коллективом.

Виды инноваций можно классифицировать следующим образом:

1. По новизне:

  • совершенно новые, впервые созданные (открытия);
  • содержащие уже известные элементы (состоящие из объединенных блоков, которые сами по себе давно известны, но были менее эффективными).

2. По объекту образования:

  • обновление образовательного учреждения;
  • обучение и воспитание;
  • социализация обучающихся;
  • сохранение здоровья обучающихся.

3. По географии внедрения:

  • в отдельном образовательном учреждении, коллективе, районе;
  • в области, регионе или в стране в целом.

4. По авторству:

  • результат коллективного творчества;
  • индивидуальный проект.

5. По источникам инноваций:

  • заказ извне;
  • собственная инициатива.

Интерактивные технологии и методы

Современное образовательное учреждение обязано двигаться в ногу со временем и отвечать определенным требованиям. Без сомнения особенное влияние на подготовку специалистов высокого уровня оказывают следующие инновации:

  • введение информационно-компьютерных технологий в систему СПО, возможность использования информационных технологий для дистанционного обучения,
  • создание электронных библиотечных сервисов;
  • развитие инновационных форм организации самостоятельной работы студентов СПО.

Вместе с этим сочетают традиционные инновационные технологии в образовании:

  • Личностно-ориентированное обучение. Оно создает условия для самоопределения, для целенаправленной подготовки к профессии и развития навыков и умений, которые пригодятся на практике.
  • Проектно-исследовательская технология, или продуктивное обучение, включает в себя активное обучение, то есть методы исследования, сбора, обобщение результатов обучающимся.
  • Блочно-модульная технология ориентирована на различные виды самостоятельной, работы обучающегося. Эта технология обучает искать информацию, изучать и получать знания в новом виде [2].

«Дистант»

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе обучения является основой для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [1].

Дистанционные технологии предоставляют возможность самостоятельного удаленного от образовательной организации обучения, связь с педагогами через сеть интернет, передачу выполненных заданий на проверку через электронные приложения, электронную почту, электронно-информационные базы.

Электронные библиотеки

По примеру высшего образования создаются электронные библиотечные сервисы, которые позволяют пользоваться необходимыми источниками информации в любое удобное время. Это нововведение решило проблему недоступности некоторых печатных учебных изданий в образовательных организациях, облегчило работу преподавателям, которые могут давать учащимся материалы для самостоятельного изучения и быть уверенными, что у учащихся не возникнет проблем с доступом к ресурсам.

Самостоятельная работа

Обучающиеся среднего профессионального образования должны не только получать знания по программам учебных дисциплин и профессиональных модулей, но и уметь самостоятельно приобретать профессиональные знания. Ведущую роль в этом играют инновационные формы организации самостоятельной работы студентов:

 метод проектов – одна из личностно ориентированных технологий, которая сочетает проблемный подход, групповые, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые методы. Эта технология помогает обучающимся становиться активными членом общества, а преподавателям – исполнять роли наблюдателей, помощников и тьюторов.

 кейс-технологии – методика, в рамках которой учебный материал представляется обучающимся в виде профессиональных проблем, или кейсов. В данном случае знания приобретаются в результате активной и творческой работы: сбора необходимой информации, анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Плюсы инноваций

Инновационные процессы в образовании имеют свои положительные стороны.

Во-первых, пробуждают мотивацию к познавательной деятельности, приближенной к практическому применению полученных знаний.

Во-вторых, отмечается, что использование такого обучения создает более комфортный психологический климат, в частности снимает напряжение при общении с одногруппниками и преподавателями.

В-третьих, применение инноваций мотивирует не только обучающихся, но и привлекает преподавателей в большей степени из-за повышения производительности труда и культуры.

В широком смысле слова инновация – это процесс создания и распространения новшества. Удовлетворение потребностей новыми средствами ведет к качественным изменениям состояния той общественной сферы, где осуществляется нововведение. [3]

Таким образом, современные образовательные технологии в сфере СПО могут повысить эффективность образовательного процесса, помочь подготовить специалиста, а также продолжить воспитание полноценной, всесторонне развитой личности.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации», ст. 16. 

2. Ходырева Е.А. Инновационная деятельность в образовании: основные тенденции и приоритеты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № S1.С. 46–50 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/76010.html. 

3. Этимологический словарь русского языка онлайн. https://rus-modern-education-process-dict.slovaronline.com/305-инновация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2075 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогичес...

педагогические инновации

одним из ииновационных методов является " мозговой штурм"...

Доклад на тему: «Формы и методы патриотического воспитания: традиции и инновации»

Проблема патриотического воспитания является на сегодняшний момент важной и актуальной. Преподавание истории в современных условиях ставит учителя в затруднительное положение. Однако находить пути к е...

Школа педагогического мастерства, доклад на тему: "Кейс-метод как современная педагогическая технологи"

Выступление с докладом на Школе педагогического мастерства: "Кейс-метод как современная педагогическая технологи"...

Педагогический совет, доклад на тему: «Современные педагогические технологии - основа качественной подготовки квалифицированных специалистов»

Выступление с докладом на Педагогическом совете: «Современные педагогические технологии - основа качественной подготовки квалифицированных специалистов»...