педагогические инновации
методическая разработка на тему
одним из ииновационных методов является " мозговой штурм"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedag.innov_.docx | 30.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №
Тема. Гражданская война 1918- 1920.
1. Выделить и охарактеризовать политические, социально-экономические и
национальные противоречия, которые привели к Гражданской войне в Рос-
сии.
2. Систематизировать и обобщить знания и представления студентов об основных событиях и этапах Гражданской войны.
3. Воспитывать понимание и опасность для развития общества неспособность
власти разрешать противоречия внутри страны.
Тип урока- комбинированный
Методы обучения: лекция, беседа, работа с учебником и картой.
Литература и оборудование: Учебник « Россия и мир» 11кл Хрестоматия по
Истории карта «Иностранная военная интервенция и гражданская война»
План урока
1. Оргмомент
2. Опрос по теме « События октября 1917г» ( письменный и устный)
3.Изложение нового материала:
А. Причины и периоды Гражданской войны
Б.Основные события 1918г ( начало интервенции стран Антанты, Восточный фронт)
В.1919 год -бои с Колчаком, Деникиным, Юденичем -провал планов Антанты
и разгром основных сил белых армий.
Г. Война с Польшей и Врангелем. Окончание военных действий на основной
территории страны. Причины победы большевиков в Гражданской войне.
4. Закрепление. Как повлияла политика «военного коммунизма» на поведение
Крестьянства в годы войны.
Дом. Задание. Подготовить сообщения об основных участниках Гражданской
Войны.
УРОК № 1
Тема. Основы исторического знания.
Цель. 1.Познакомить студентов с особенностями содержания курса истории
в старших классах, показать его проблемный и теоретический характер.
2. Раскрыть процесс формирования исторических знаний на протяжении
разных этапов исторического развития.
3.Воспитывать понимание необходимости изучения исторических источников
и формировать умения критического их осмысления.
Тип урока- вводная лекция.
Методы обучения: составление краткого конспекта лекции.
Литература и оборудование: Ключевский В.О. Сочинения т.1-5. 1987-1990г.
Волобуев О.В. « Россия и мир» 10класс.
Журавлева О.Н. « История России» 10 класс.
Соловьев С.М. « История России с древнейших времен»
Карамзин Н.М. « История государства Российского»
План урока
1. Оргмомент.
2.Изучение нового материала по следующим вопросам:
А. Передача исторических знаний до появления письменности( легенды, мифы,
сказания)
Б.Историческая наука античного мира, Средних веков и Нового времени.
В. Историческая наука 20-го века.Теории исторического развития.
Закрепление .Что нового внесли в развитие исторической науки периоды
Возрождения и Просвещения.
Как вы понимаете главное требование к исторической науке -конкретно-истори
ческий подход и объективность.
Дом.задание. Проработка конспекта.
Гражданская война 1918- 1920г
1. Причины войны:
Продовольственная диктатура ( отбирали хлеб у крестьян )
Национализация предприятий.
Роспуск Учредительного собрания ( отказ создать правительство из большеви-
ков, меньшевиков и эсеров)
Заключение Брестского мира.
Периодизация войны: лето- осень 1918г: мятеж Чехословацкого корпуса,
Начало интервенции стран Антанты, формирование антисоветских центров
В Поволжье, на Урале, в Сибири. Советская республика – единый военный лагерь.
2ой период. Осень 1918-весна 1919г. усиление иностранной интервенции
Окончание 1ой мировой войны, ликвидация Брестского мира, красный и бе-
лый террор.
3ий период.Весна1919-весна 1920г противостояние красных и белых армий:
Колчака с востока, Деникина с юга, Юденича на Петроград. Разгром белых
армий.
4ый период. Лето- осень 1920г. Война с Польшей и Врангелем. Окончание
Военных действий на основной территории страны. Победа красных.
Урок № 3
Тема .У истоков рода человеческого. Неолитическая революция.
Цели.1. Дать сравнительную характеристику присваивающему и производяще-
му хозяйствам.
2.Раскрыть и сущность и последствия неолитической революции.
3. Воспитывать понимание значимости первобытной эпохи для дальнейшего
развития человечества.
Тип урока -комбинированный.
Методы обучения- лекция, беседа по вопросам ранее пройденного материала,
работа с учебником.
Компетенции: Студент должен знать: что такое присваивающее и производя-
щее хозяйство, определение неолитической революции.
Студент должен уметь: объяснять отличия присваивающего хозяйства от про-
изводящего, давать оценку трудовой деятельности человека на ранних ступе-
нях развития, использовать знания и умения в практической деятельности.
Урок № 9
Тема. Проблема познаваемости мира. Истина и ее критерии.
Цели. 1. Показать сложность данной проблемы и неоднозначное отношение
к ней различных философских направлений.
2.Углубить знания студентов о чувственном и рациональном познании.
3. Помочь в поиске собственных позиций в вопросе о познаваемости мира.
Тип урока- комбинированный
Методы обучения: лекция, беседа по вопросам, работа с учебником.
Компетенции: Студент должен знать: сущность проблемы познаваемости
мира, какие ответы давали философы по этой проблеме, в чем особенности
чувственного и рационального познания.
Студент должен уметь: объяснять различные позиции философов по этому
вопросу, знать отличия чувственного познания от рационального.
Литература и оборудование: Боголюбов Л.Н. « Обществознание» 10кл.,
Дидактические материалы по оьществознанию
« Обществознание» 10 класс профильный уровень под ред. Боголюбова.
План урока
1. Оргмомент (подготовка к уроку, проверка посещаемости )
2. Изложение нового материала.
А .Проблема познаваемости мира как одна из сторон основного вопроса
философии. « Мир познаваем,но есть вещи непознанные» Мир познать не-
возможно.
Познание это активное отражение действительности в сознании человека.
Процесс приобретения и развития знаний, его углубление и расширение.
Б.Чувственное и рациональное познание.
Вопросы к группе. Что мы можем познать органами чувств. Какие проявления
Окружающего мира мы воспринимаем благодаря органам зрения, слуха, осяза-
ния. обоняния. Что возникает у человека в сознании под влиянием этих чувств.
Обобщение преподавателя: На этапе чувственного познания возникают: ощу-
щения, восприятия, представления.
Как вы думаете можно ли познать мир только органами чувств, почему.
На этапе рационального познания у человека возникают: понятия, суждения,
умозаключения.
В. Виды познания: Обыденное, практическое. мифологическое, религиозное,
художественное, научное.
Закрепление. В чем вы видите неразрывную связь чувственного и логического
познания.
Дом. Задание. Параграф 6.
Урок № 10
Тема. Истина и ее критерии.
Цели. 1. Показать и объяснить студентам, что понятие истины и ее достовер-
ность составляют ядро теории познания.
2. Углубить представления о характере знаний, полученных в процессе поз-
навательной деятельности.
3.Воспитывать уважение и терпимость к различным точкам зрения и мнениям.
Тип урока- практическая работа.
Методы обучения: Работа с текстом учебника и проблемными заданиями.
Компетенции: Студент должен знать: определение истины, что является кри-
терием истины, отличия абсолютной и относительной истины.
Студент должен уметь: объяснять сущность понятия « истины»
отличать заблуждения от ошибки, объяснять , в чем сущность практики для
проверки истины.
Литература и оборудование: Боголюбов Л.Н. « Обществознание»10кл.
Дидактические материалы по обществознанию
Маркин С.А. « Обществознание в схемах и таблицах»
План урока
1. Оргмомент (подготовка к уроку, проверка посещаемости)
2. Опрос. ( устный)
Как звучит вторая сторона основного вопроса философии.
Какие разные ответы давали на него философы.
Два этапа познания и их особенности.
Какие формы вырабатываются на каждом из этапов.
3.Выполнение практической работы.
Задание 1.
Какое из предложенных определений истины вам кажется наиболее верным
и почему. Свои ответы обоснуйте.
1.Истина- соответствие наших знаний о предмете самому предмету.
2.Истина- незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения.
3. Истина-это те выводы с которыми все согласны.
4. Истина- это то, во что человек верит.
Задание 2.
Обдумайте следующие высказывания . Есть ли среди них правильное. Какое.
Свой выбор обоснуйте.
Мир есть процесс безостоновочных изменений, поэтому он непозноваем.
В своей основе мир непоколебим, покоен и поэтому доступен пониманию.
Задание3.
Верны ли эти высказывания:
Истина объективна тогда, когда она не зависит от познающего субъекта.
Объективные истины могут быть только в мире природы, но не в мире людей.
Объективных истин не бывает, т.к. без человека нет познания, а человек прив-
носит свое отношение к познаваемому предмету.
Дом. Задание. Параграф 6.
Тезисы к выступлению на городском семинаре по теме: « Активные и интерак-
тивные методы обучения»
Секция: « Мои приемы развития самостоятельности в учебном процессе»
Преподавателя истории и обществознания Пожарно-спасательного колледжа
Кухаренко Натальи Васильевны.
1. Вступление. В современном образовательном процессе можно использовать
как классические методы обучения, так и альтернативные, активизационные
и инновационные. Метод обучения это набор действий преподавателя и сту-
дента, направленных на оптимальное решение поставленных задач. Благодаря
правильно выбранному методу устанавливается связь между целью, содер-
жанием и результатом учебного процесса. Результаты выражаются в знаниях,
умениях, навыках и способности применить их на практике.
2. Я работаю со студентами первого курса, которые пришли после девятого
класса не только со слабыми знаниями по предмету, но и с плохим умением
и желанием работать и думать самостоятельно, а поэтому приходится посте-
пенно и осторожно подводить их к умению работать активно и творчески.
Для активизации познавательной деятельности я на уроках истории применяю
такую форму работы как семинарские занятия по наиболее интересным для
них темам: «Татаро-монгольское нашествие на Русь и его последствия»,
« Петр 1ый и оценка его деятельности историками», « Война 1812года: героика
прошедших лет» и ряд других тем. В результате у студентов накапливается ма-
териал к экзамену, они учатся слушать и дополнять ответы своих одногруппни-
ков и участвовать в дискуссионных вопросах о роли и оценке личности Петра
в истории страны.
Достаточно часто перед прохождением нового материала, с которым они
знакомились в курсе средней школы, я предлагаю студентам перечислить те
ассоциации, которые вызывает у них названная тема. Это отображается на до-
ске в виде солнечных лучей и подготавливает к более глубокому восприятию
материала. Кроме того помогает преподавателю сосредоточиться на тех проб-
лемах, которые студенты или не обозначили вообще, или показали непони-
мание.
Одним из интересных методов, применяемых мною на уроках обществознания
это метод мозгового штурма, когда группа разбивается на команды по 6-7чело-
век и дается проблемное задание. Например, в разделе Экономика» нужно
составить перечень затрат постоянных и переменных при открытии того или
иного дела. Какое открыть дело команды выбирают сами и перечисляют необ-
ходимые затраты. Таким образом легко закрепляется материал по посто-
янным и переменным издержкам производства.
Для усиления релаксации использую формулу ПОПС, что означает: позиция,
объяснение, пример, следствие. На доске записаны те позиции, которые они
должны озвучить при закреплении и обобщении пройденного на уроке мате-
риала.
При подготовке студентов к экзамену использую метод организованного диа-
лога, при котором студенты работают друг с другом, рассказывая материал
билетов или наиболее сложных тем.
Имея достаточно большой опыт преподавательской работы, я убедилась, что
Применение активных форм на уроках дает более высокий результат усвоения
и вырабатывает у студентов элементы творческого подхода к материалу урока.
ОТЧЕТ
О педагогических инновациях, применяемых на уроках истории и обществоз-
нания Кухаренко Н. В.
1. Технология проблемного обучения, активные и интерактивные методы.
Метод «мозгового штурма»
На уроке обществознания по теме: «Постоянные и переменные издержки»
был применен метод « мозгового штурма». В первой части урока студенты
ознакомились с понятием постоянных и переменных издержек и узнали
формулу расчета рентабельности предприятия, а затем на 15 минут было
дано задание составить перечень затрат, необходимых при открытии какого
либо предприятия, торговой точки или мастерской. Студенты разбились на 4ко-
манды по 6 человек и каждая команда самостоятельно выбирала вид деятель-
ности и записывала необходимые затраты при открытии фирмы. Через 15ми-
нут один из членов команды докладывал результаты коллективной работы и
объяснял необходимость тех или затрат. После того, как отчитались все коман-
ды, в результате общего обсуждения командам были присвоены призовые
места и выставлены соответствующие оценки. Этот метод позволил всем сту-
дентам проявить элементы творчества и легче усвоить материал и получить
оценки.
Метод кейс-стади
Одним из методов, активизирующих, мыслительную деятельность студентов
это метод кейс-стади. Цель этого метода разобраться в конкретной ситуации
и найти решение или прийти к выводу о его невозможности.
Этот метод был применен на уроке обществознания студентов первого курса
по теме « Духовная жизнь современной России» Студентам были даны выдер-
жки из статьи, напечатанной в учебнике по материалам СМИ и задание про-
вести критический анализ материала и дать заключение по данной ситуации.
Группа была разбита на 4 команды по 6 человек и каждая команда получила отрывок с описанием ситуации, которую необходимо проанализировать.
На следующем этапе команды поясняют причины возникновения данной си-
туации и возможные варианты ее решения.
На заключительном этапе обсуждения каждая команда выносит свое решение
по заданной проблеме и делает положительное или отрицательное заклю-
чение.
Например: Положительные и отрицательные последствия демократизации
духовной жизни российского общества в конце 20-го века.
Факторы и тенденции развития массовой культуры в России.
Влияние экономической ситуации 90-х годов на развитие культуры.
Пути преодоления духовного кризиса в России.
Технология критического мышления
При повторении старого материала использую технологию критического мыш-
ления, когда студенты проводят взаимоопрос и выставляют друг другу оценки.
Эта методика хорошо работает особенно при подготовке к устному экзамену,
т.к это дает возможность прослушать и проговорить материал.
Формула ПОПС ( метод усиления рефлексии)
Для усиления рефлексии в конце прохождения темы использую формулу
ПОПС, которая расшифровывается как: позиция, обоснование, пример и суж-
дение или следствие. На доске записаны вопросы, помогающие раскрыть эту
формулу:
Я считаю, что….
Потому что…
Я могу доказать это на примере…
Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…
Я понял, что…
Я научился…
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Все перечисленные варианты уроков позволяют решать задачу вовлечения
как можно больше студентов в активное участие в процесс прохождения
материала и дает обратную связь-учитель-ученик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) – путь к успеху в педагогической деятельности
«Три пути ведут к знанию: путь размышлений – самый благородный, путь подражаний – самый легкий, путь опыта – самый горький», - говорил один из мудрецов Конфуций.Сказано красиво, тонко, а неверно...
Инновационный педагогический опыт. «ИННОВАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»
Современный преподаватель - это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инноваци...
Современные педагогические технологии в музыкальной школе: между традицией и инновацией
Современные педагогические технологии в музыкальной школе: между традицией и инновацией...
Педагогические чтения ПСК "СПБ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ" "Современные направления учебно-воспитательного процесса в колледже: традиции,инновации, результативность"
Тема " Интерактивное обучение,как форма организации познанвательной деятельности"...
Педагогические инновации в подготовке специалистов среднего звена в современном информационном пространстве
Цель ФГОС – обеспечение единого образовательного пространства, включающего доступность качественного среднего профессионального образования, которое в свою очередь базируется на преемственности ...
Доклад на педагогическом совете школы на тему: «Образовательные инновации как ресурс развития школы».
В рамках ФГОС формируется новый подход, который направлен на развитие способностей каждого ребёнка, на формирование личности, готовности к жизни в современном обществе. Учитель выс...
Доклад на тему «В ногу со временем: СПО и педагогические инновации»
Доклад на тему«В ногу со временем: СПО и педагогические инновации»...