педагогические инновации
методическая разработка на тему

Кухаренко Наталья Васильевна

одним из ииновационных методов является " мозговой штурм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedag.innov_.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №

Тема.  Гражданская война  1918- 1920.

1. Выделить и охарактеризовать политические, социально-экономические и

национальные противоречия, которые привели к Гражданской войне в Рос-

сии.

2. Систематизировать и обобщить знания  и  представления студентов об основных событиях и этапах Гражданской войны.

3. Воспитывать понимание и опасность для развития общества неспособность

власти  разрешать противоречия внутри страны.

Тип урока- комбинированный

Методы обучения: лекция, беседа, работа с учебником и картой.

Литература и оборудование: Учебник « Россия и мир» 11кл Хрестоматия по

Истории  карта «Иностранная военная интервенция и  гражданская война»

План урока

1. Оргмомент

2. Опрос по теме « События октября 1917г» ( письменный и устный)

3.Изложение нового материала:

А. Причины и периоды Гражданской войны

Б.Основные события 1918г ( начало интервенции стран Антанты, Восточный фронт)

В.1919 год -бои с Колчаком, Деникиным, Юденичем -провал планов Антанты

и разгром основных сил белых армий.

Г. Война с Польшей и Врангелем. Окончание военных действий на основной

территории страны. Причины победы большевиков в Гражданской войне.

4. Закрепление. Как повлияла политика «военного коммунизма» на поведение

Крестьянства в годы войны.

Дом. Задание. Подготовить сообщения об основных участниках Гражданской

Войны.

УРОК  № 1

         

Тема. Основы  исторического знания.

Цель. 1.Познакомить студентов с особенностями содержания курса истории

в старших классах, показать его проблемный и теоретический характер.

2. Раскрыть процесс формирования исторических знаний на протяжении

разных  этапов исторического развития.

3.Воспитывать понимание необходимости изучения исторических источников

и формировать умения критического их осмысления.

Тип урока- вводная лекция.

Методы обучения: составление краткого конспекта лекции.

Литература и оборудование: Ключевский В.О. Сочинения т.1-5. 1987-1990г.

Волобуев О.В. « Россия и мир»  10класс.

Журавлева О.Н. « История России» 10 класс.

Соловьев С.М. « История России с древнейших времен»

Карамзин Н.М. « История государства Российского»

План урока

1. Оргмомент.

2.Изучение нового материала по следующим вопросам:

А. Передача исторических знаний до появления письменности( легенды, мифы,

сказания)

Б.Историческая наука античного мира, Средних веков и Нового времени.

В. Историческая наука 20-го века.Теории исторического развития.

Закрепление .Что нового внесли в развитие исторической науки периоды

Возрождения и Просвещения.

Как вы понимаете главное требование к исторической науке -конкретно-истори

ческий подход и объективность.

Дом.задание. Проработка конспекта.

Гражданская война  1918- 1920г

1. Причины войны:

Продовольственная диктатура ( отбирали хлеб у крестьян )

Национализация предприятий.

Роспуск Учредительного собрания ( отказ создать правительство из большеви-

ков, меньшевиков и эсеров)

Заключение Брестского мира.

Периодизация войны: лето- осень 1918г: мятеж Чехословацкого корпуса,

Начало интервенции стран Антанты, формирование антисоветских  центров

В Поволжье, на Урале, в Сибири. Советская республика – единый военный лагерь.

2ой период. Осень 1918-весна 1919г. усиление иностранной интервенции

Окончание 1ой мировой войны, ликвидация Брестского мира, красный и бе-

лый террор.

3ий период.Весна1919-весна 1920г противостояние красных и белых армий:

Колчака с востока, Деникина с юга, Юденича на Петроград. Разгром белых

армий.

4ый период. Лето- осень 1920г. Война с Польшей и Врангелем. Окончание

Военных действий на основной территории страны. Победа красных.

Урок № 3

 Тема .У истоков рода человеческого. Неолитическая революция.

Цели.1. Дать сравнительную характеристику присваивающему и производяще-

му  хозяйствам.

2.Раскрыть и сущность и последствия неолитической революции.

3. Воспитывать понимание значимости первобытной эпохи для дальнейшего

развития человечества.

Тип урока -комбинированный.

Методы обучения- лекция, беседа по вопросам ранее пройденного материала,

работа с учебником.

Компетенции: Студент должен знать: что такое присваивающее и  производя-

щее хозяйство, определение неолитической революции.

Студент должен уметь: объяснять отличия присваивающего хозяйства от про-

изводящего, давать оценку трудовой деятельности человека на ранних ступе-

нях развития, использовать знания и умения в практической деятельности.

Урок  №  9

Тема.  Проблема познаваемости мира. Истина и ее критерии.

Цели. 1. Показать сложность данной проблемы и неоднозначное отношение

к ней различных философских направлений.

2.Углубить знания студентов о чувственном и рациональном познании.

3. Помочь в поиске собственных позиций в вопросе о познаваемости мира.

Тип урока- комбинированный

Методы обучения: лекция, беседа по вопросам, работа с учебником.

Компетенции: Студент должен знать: сущность проблемы познаваемости

мира, какие ответы давали философы по этой проблеме, в чем особенности

чувственного и рационального познания.

Студент должен уметь: объяснять различные позиции философов по этому

вопросу, знать отличия чувственного познания от рационального.

Литература и оборудование: Боголюбов Л.Н. « Обществознание» 10кл.,

Дидактические материалы по оьществознанию

« Обществознание» 10 класс профильный уровень под ред. Боголюбова.

План урока

1. Оргмомент (подготовка к уроку, проверка посещаемости )

2. Изложение нового материала.

А .Проблема познаваемости мира как одна из сторон основного вопроса

философии. « Мир познаваем,но есть вещи непознанные»  Мир познать не-

возможно.

Познание это активное отражение действительности в сознании человека.

Процесс приобретения и развития знаний, его углубление и расширение.

Б.Чувственное и рациональное познание.

Вопросы к группе.  Что мы можем познать органами чувств. Какие проявления

Окружающего мира мы воспринимаем благодаря органам зрения, слуха, осяза-

ния. обоняния. Что возникает у человека в сознании под влиянием этих чувств.

Обобщение преподавателя: На этапе чувственного познания возникают: ощу-

щения, восприятия, представления.

Как вы думаете можно ли познать мир только органами чувств, почему.

На этапе  рационального познания у человека возникают: понятия, суждения,

умозаключения.

В. Виды познания: Обыденное, практическое. мифологическое, религиозное,

художественное, научное.

Закрепление. В чем вы видите неразрывную связь чувственного и логического

познания.

Дом. Задание. Параграф 6.

Урок  №  10

Тема.  Истина и ее критерии.

Цели. 1. Показать и объяснить студентам, что понятие истины и ее достовер-

ность  составляют ядро теории познания.

2. Углубить представления о характере знаний, полученных в процессе поз-

навательной деятельности.

3.Воспитывать уважение и терпимость к различным точкам зрения и мнениям.

Тип урока- практическая работа.

Методы обучения: Работа с текстом учебника и проблемными заданиями.

Компетенции: Студент должен знать: определение истины, что является кри-

терием истины, отличия абсолютной и относительной истины.

Студент должен уметь: объяснять сущность понятия « истины»

отличать заблуждения от ошибки, объяснять , в чем сущность практики для

проверки истины.

Литература и оборудование:  Боголюбов Л.Н. « Обществознание»10кл.

Дидактические материалы по обществознанию

Маркин С.А. « Обществознание в схемах и таблицах»

План урока

1. Оргмомент (подготовка к уроку, проверка посещаемости)

2. Опрос. ( устный)

Как звучит вторая сторона основного вопроса философии.

Какие разные ответы давали на него философы.

Два этапа познания и их особенности.

Какие формы вырабатываются на каждом из этапов.

3.Выполнение практической работы.

Задание 1.

Какое из предложенных определений истины вам кажется наиболее верным

и почему. Свои ответы обоснуйте.

1.Истина- соответствие наших знаний о предмете самому предмету.

2.Истина- незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения.

3. Истина-это те выводы с которыми все согласны.

4. Истина- это то, во что человек верит.

Задание 2.

Обдумайте следующие высказывания . Есть ли среди них правильное. Какое.

Свой выбор обоснуйте.

Мир есть процесс безостоновочных изменений, поэтому он непозноваем.

В своей основе мир непоколебим, покоен и поэтому доступен пониманию.

Задание3.

Верны ли эти высказывания:

Истина объективна тогда, когда она не зависит от познающего субъекта.

Объективные истины могут быть только в мире природы, но не в мире людей.

Объективных истин не бывает, т.к. без человека нет познания, а человек прив-

носит свое отношение к познаваемому предмету.

Дом. Задание. Параграф 6.

Тезисы к выступлению на городском семинаре по теме: « Активные и интерак-

тивные методы обучения»

Секция: « Мои приемы развития самостоятельности в учебном процессе»

Преподавателя истории и обществознания Пожарно-спасательного колледжа

Кухаренко Натальи Васильевны.

1. Вступление. В современном образовательном процессе можно использовать

как классические методы обучения, так и альтернативные, активизационные

и инновационные. Метод обучения это набор действий преподавателя и сту-

дента, направленных на оптимальное решение поставленных задач. Благодаря

правильно выбранному методу устанавливается связь между целью, содер-

жанием и результатом учебного процесса. Результаты выражаются в знаниях,

умениях, навыках и способности применить их на практике.

2. Я работаю со студентами первого курса, которые пришли после девятого

класса не только со слабыми  знаниями по предмету, но и с плохим умением

и желанием работать и думать самостоятельно, а поэтому приходится посте-

пенно и осторожно подводить их к умению работать активно и творчески.

Для активизации познавательной деятельности я на уроках истории применяю

такую форму работы как семинарские занятия по наиболее интересным для

них темам: «Татаро-монгольское нашествие на Русь и его последствия»,

« Петр 1ый и оценка его деятельности историками», « Война 1812года: героика

прошедших лет» и ряд других тем. В результате у студентов накапливается ма-

териал к экзамену, они учатся слушать и дополнять ответы своих одногруппни-

ков и участвовать в дискуссионных вопросах о роли и оценке личности Петра

в истории страны.

Достаточно часто перед прохождением нового материала, с которым они

знакомились в курсе средней школы, я предлагаю студентам перечислить те

ассоциации, которые вызывает у них названная тема. Это отображается на до-

ске в виде солнечных лучей и подготавливает к более глубокому восприятию

материала. Кроме того помогает преподавателю сосредоточиться на тех проб-

лемах, которые студенты или не обозначили вообще, или показали непони-

мание.

Одним из интересных методов, применяемых мною на уроках обществознания

это метод мозгового штурма, когда группа разбивается на команды по 6-7чело-

век и дается проблемное задание. Например, в разделе Экономика» нужно

составить перечень затрат постоянных и переменных при открытии того или

иного дела. Какое открыть дело команды выбирают  сами и перечисляют необ-

ходимые затраты. Таким образом легко  закрепляется материал по посто-

янным и  переменным издержкам производства.

Для усиления релаксации использую формулу ПОПС, что означает: позиция,

объяснение, пример, следствие. На доске записаны те позиции, которые они

должны озвучить при закреплении и обобщении пройденного на уроке мате-

риала.

При подготовке студентов к экзамену использую метод организованного диа-

лога, при котором студенты работают друг с другом, рассказывая материал

билетов или наиболее сложных тем.

Имея достаточно большой опыт преподавательской работы, я убедилась, что

Применение активных форм на уроках дает более высокий результат усвоения

и вырабатывает у студентов элементы творческого подхода к материалу урока.

ОТЧЕТ

О педагогических инновациях, применяемых на уроках истории и обществоз-

нания  Кухаренко Н. В.

1. Технология проблемного обучения, активные и интерактивные методы.

Метод «мозгового штурма»

На уроке обществознания по теме: «Постоянные и переменные издержки»

был применен метод « мозгового штурма». В первой части урока студенты

ознакомились с понятием постоянных и переменных издержек и узнали

формулу расчета рентабельности предприятия, а затем на 15 минут было

дано задание составить перечень затрат, необходимых при открытии какого

либо предприятия, торговой точки или мастерской. Студенты разбились на 4ко-

манды по 6 человек и каждая команда самостоятельно выбирала вид деятель-

ности и записывала необходимые затраты при открытии фирмы. Через 15ми-

нут один из членов команды докладывал результаты коллективной работы и

объяснял необходимость тех или затрат. После того, как отчитались все коман-

ды, в результате общего обсуждения командам были присвоены призовые

места и выставлены соответствующие оценки. Этот метод позволил всем сту-

дентам проявить элементы творчества и легче усвоить материал и получить

оценки.

Метод кейс-стади

Одним из методов, активизирующих, мыслительную деятельность студентов

это метод кейс-стади. Цель этого метода разобраться в конкретной ситуации

и найти решение или прийти к выводу о его невозможности.

Этот метод был применен на уроке обществознания студентов первого курса

по теме « Духовная жизнь современной России» Студентам были даны выдер-

жки  из статьи, напечатанной в учебнике по материалам СМИ и задание про-

вести критический анализ материала и дать заключение по данной ситуации.

Группа была разбита на 4 команды по 6 человек и каждая команда получила отрывок с описанием ситуации, которую необходимо проанализировать.

На следующем этапе команды поясняют причины возникновения данной си-

туации и возможные варианты ее решения.

На заключительном этапе обсуждения каждая команда выносит свое решение

по заданной проблеме и делает положительное или отрицательное заклю-

чение.

Например: Положительные и отрицательные последствия демократизации

духовной жизни  российского общества в конце 20-го века.

Факторы и тенденции развития массовой культуры в России.

Влияние экономической ситуации 90-х годов на развитие культуры.

Пути преодоления духовного кризиса в России.

Технология критического мышления

При повторении старого материала использую технологию критического мыш-

ления, когда студенты проводят взаимоопрос и выставляют друг другу оценки.

Эта методика хорошо работает особенно при подготовке к устному экзамену,

т.к  это дает  возможность прослушать и проговорить материал.

Формула ПОПС ( метод усиления рефлексии)

Для усиления рефлексии в конце прохождения темы использую формулу

ПОПС, которая расшифровывается как: позиция, обоснование, пример и суж-

дение или следствие. На доске записаны вопросы, помогающие раскрыть эту

формулу:

Я считаю, что….

Потому что…

Я могу доказать это на примере…

Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…

Я понял, что…

Я научился…

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Все перечисленные варианты уроков позволяют решать задачу вовлечения

как можно больше студентов в активное участие в процесс прохождения

материала и дает обратную связь-учитель-ученик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) – путь к успеху в педагогической деятельности

«Три пути ведут к знанию: путь размышлений – самый благородный, путь подражаний – самый легкий, путь опыта – самый горький», - говорил один из мудрецов Конфуций.Сказано красиво, тонко, а неверно...

Инновационный педагогический опыт. «ИННОВАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

Современный преподаватель - это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инноваци...

Современные педагогические технологии в музыкальной школе: между традицией и инновацией

Современные педагогические технологии в музыкальной школе: между традицией и инновацией...

Педагогические инновации в подготовке специалистов среднего звена в современном информационном пространстве

Цель ФГОС – обеспечение единого образовательного пространства, включающего доступность качественного среднего профессионального образования, которое в свою очередь базируется на преемственности ...

Доклад на педагогическом совете школы на тему: «Образовательные инновации как ресурс развития школы».

   В рамках ФГОС формируется новый подход, который направлен на развитие способностей каждого ребёнка, на формирование личности, готовности к жизни в современном обществе. Учитель выс...

Доклад на тему «В ногу со временем: СПО и педагогические инновации»

Доклад на тему«В ногу со временем: СПО и педагогические инновации»...