Доклад на тему: «Формы и методы патриотического воспитания: традиции и инновации»
проект по теме

Пильщикова Юлия Викторовна

Проблема патриотического воспитания является на сегодняшний момент важной и актуальной. Преподавание истории в современных условиях ставит учителя в затруднительное положение. Однако находить пути к ее решению необходимо. Доклад на тему: "Формы и методы патриотического воспитания: традиции и инновации " является теоретической основой, размышлением как следует осуществлять патриотическое и гражданское воспитание на учебных занятиях по дисциплине "История".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Челябинский энергетический колледж

им. С.М. Кирова»

Доклад

по дисциплине «История»

на тему:

«Формы и методы патриотического воспитания: традиции и инновации»

                           

                                                   Автор: Пильщикова Юлия Викторовна,

преподаватель истории и основ философии

город Челябинск

2018

Преподавание истории в современных условиях ставит учителя в затруднительное положение. Размытие социальных слоев, когда ощутим раскол между «бедными» и «богатыми» формирует отношение ребенка к социальному миру еще на уровне семейного воспитания. В Интернет-сети изобилие пропагандирующих статей, идейных групп, блогов и «пабликов», которые создают эффект путаницы фактов, вводят в заблуждение молодежь. Отсутствие единого учебника по истории, нежелание современных детей изучать письменные исторические источники, потребность в мобильном (электронном) поиске информации. Все это ставит историческую науку в условия для нее несвойственные.

Следует заметить, что в современном обществе не развито гражданское самосознание. Однако стоит вспомнить периоды войн и лишений, когда  в русском человеке проявляется высокое чувство патриотизма, напрямую связанного с гражданственностью, ведь патриотизм - это проявление гражданских и нравственных качеств человека в ситуациях решающих судьбу Отечества.

В течение нескольких лет Институтом семьи и воспитания проводилось исследование по гражданско-нравственному становлению и развитию школьников. Результаты показывают, что в сознании современных детей и подростков Великая Отечественная война - одно из самых значимых событий в российской и мировой истории. И это при том, что ситуация с преподаванием истории в образовательных учреждениях  тревожная: по учебной программе теме «Великая Отечественная война» отводится всего четыре учебных часа. Даже человеку, далекому от педагогики, ясно, что за это время нельзя просто раскрыть какой-либо период войны, не говоря уже об установлении внутренней логики, эмоциональном присвоении и рефлексии [1]. 

Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят деятельный характер. Поэтому и воспитание молодежи должно осуществляться в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности. Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом знаний о Родине как о стране, где они родились и растут. Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых морей. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими специфическими средствами и возможностями [2].

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания  - это процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа. О героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России.

На рубеже XX-XXI веков достижения обновляющейся России не так велики, чтобы вызвать у всех обучающихся высокий дух патриотизма. Прошлое же зачастую не вызывает гордости за жизнь своих далеких и близких предшественников по причине обесценивания, фальсификации их истории конца XX века. Поэтому патриотическое воспитание на сегодняшний момент должно осуществляется путем показа героической борьбы, подвигов, талантов российских граждан - примеров для подражания. Раскрывать подвиги героев необходимо так, чтобы учащиеся осознавали, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Известный педагог В. А. Сухомлинский по этому поводу писал сыну-студенту: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя»[3]. Воспитательная значимость исторического факта. Ярких исторических примеров в истории Отечества не счесть. Педагогу их надо хорошо знать, понимать, и умело использовать в воспитательной работе на учебных занятиях.

Для успешного осуществления гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении необходимо создать определенные организационно-педагогические условия, которые предоставляют каждому учащемуся возможности постоянно проявлять себя, развивать активную гражданскую позицию. Такими условиями могут быть:

1. Повышение воспитательной ценности урока, предметных кружков. Урок как организационная форма обучения, реализует воспитательную функцию (изучение истории, традиций, культуры своего народа, родного края, большой и малой Родины; участие в конкурсах, олимпиадах за честь школы, города, области, России; дискуссии, конференции по проблемам экологии, сохранение природных ресурсов; участие в детских, подростковых и юношеских движениях; проведение дней воинской славы России и Советского Союза).

2. Поддержание воспитательных традиций образовательного учреждения. Реализация данного условия осуществляется посредством совместной работы педагогов с учащимися, которые  познают, сохраняют и создают школьную атрибутику, оформляют кабинеты к памятным датам, участвуют в городских, областных мероприятиях по спортивному ориентированию, стрельбе из пневматической винтовки, конкурсах военно-патриотической песни, продолжают начатое дело своих предшественников.

3. Связь с общественными организациями. Организация встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне; экскурсии к обелискам и памятникам; по местам боевой и трудовой славы. Особое место занимает поисковая работа по выявлению военных и трудовых ветеранов, оказание им помощи в ходе благотворительных акций.

4. Проведение экскурсий в учреждениях культуры - одно из условий работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.

5. Отражение школьной жизни в средствах информаций общеобразовательного учреждения. 

«Недостаточно чувствовать, что я люблю свою Родину. Нужно знать, за что я ее люблю, что мне в ней дорого, что я защищаю, ради чего я отдам, если понадобится, собственную жизнь. Пусть школа даст ученику прекрасное знание родной истории, воспитает в нем чувство гордости прошлым Отечества, неисчерпаемостью его богатств, великой мощью и красотой нашей страны» [4]. Так о патриотизме говорил нарком просвещения РСФСР В. П. Потемкин, выступая перед активом учителей Москвы в феврале 1943 г. Эти слова созвучны и нынешнему времени, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стране стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Во многом искажены истинное значение и роль интернационализма, снизили свое воспитательное воздействие российская культура, искусство и образование как важнейшие факторы формирования патриотизма. На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма рассматривается в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.

Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Она является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития, олицетворяет любовь к Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями и проблемами, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию. В своих  трудах П.М. Якобсон отмечает: «Чувство патриотизма формируется в основном в школьные годы. В дальнейшем оно становится более зрелым и осознанным. Поэтому существенно, чтобы все моменты ознакомления ребенка с родной страной, с ее культурой, с ее прошлым,  духовным богатством рождали в нем глубокий эмоциональный отклик» [5].

Список используемой литературы:

  1. Семыкина Е.Н. Гражданско-нравственной становление школьников в процессе воспитания // Воспитание школьников. - 2001. - №5. - С. 22
  2.  Патина Т.А. Воспитание патриотизма: Опыт интегративных занятий по курсу «история». Гражданско-патриотическое воспитание молодежи: история, проблемы, перспективы [Текст] : сборник научных трудов по материалам Международного форума «Самореализация личности в современном социуме» 29 февраля - 01 марта 2012 г. / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург
  3. Колосков,А.Г. История в школе,- Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.-№6
  4. Гусарова,Т.П. и др. Введение в специальные исторические дисциплины: учебное пособие.-М.-1990
  5. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон.– М.: Просвещение, 1966. - С 98


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол по вопросам гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания Формы и методы гражданского воспитания

Уважаемые гости, студенты! Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине. И для нас с вами, для т...

Торжественная линейка как один из методов патриотического воспитания.

Торжественная линейка является одним из эффективных методов работы со студентами по формированию патриотизма...

«Использование разнообразных форм и методов в воспитании школьников»

Классный руководитель – это педагог – профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком. В усвоении культуры накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные ви...

Доклад на тему "Использование кейс-метода как нестандартного метода обучения на занятиях "

В современном образовании в практике профессионального обучения стал более широко использоваться кейс-метод – метод анализа конкретной ситуации. Этот метод я практикую на своих занятиях учебной ...

Презентация на тему: "Обучение иностранному языку в ПОО: традиции и инновации"

Современные технологии, которые применяю на занятиях...

Доклад на тему "Формы работы и методы обучения на уроках ОПК и ОДНКНР"

quot;Формы работы и методы обучения на уроках ОПК и ОДНКНР...

Доклад на тему «В ногу со временем: СПО и педагогические инновации»

Доклад на тему«В ногу со временем: СПО и педагогические инновации»...